Приемный ребенок ворует что делать

Приемный ребенок ворует

Приемный ребенок ворует что делать

По мнению психологов, одной из наиболее распространенных причин детского воровства является желание детей обладать теми вещами, которых у них нет. Чтобы узнать, что заставляет ребенка брать чужие вещи, родителям стоит понять, что делает их чадо с украденными вещами или игрушками. Если предмет никак не используется, ребенок, скорее всего, завладел им из принципа: «Если у меня нет, то и у других пусть не будет». Но если малыш играет с ним, мотивы его поступка очевидны – это стремление обладать желанной вещью. Если ребенок демонстрирует украденное родителям или воспитателям в детском саду, то, скорее всего, он делает это с целью привлечь внимание окружающих к себе и своим переживаниям.

Психологические причины детского воровства очень разнообразны. Если приемный ребенок находился в среде, где воровство было распространенным явлением, у него, возможно, уже был опыт совершения краж. Яркие ощущения, полученные во время удачной кражи, закрепляются в подсознании, в результате воровство становится опасной и «трудноизлечимой» привычкой.

Приемных родителей волнует вопрос наследственности и ее влияния на развитие и характер ребенка. Что думают по этому поводу прохожие, вы узнаете, посмотрев передачу из цикла «Народное мнение».

Во многих случаях воровство детей – это своеобразная проверка границ дозволенного. Находясь в приемной семье, ребенок может намеренно совершать плохие поступки, желая выяснить, готовы ли новые родители любить и прощать его при любых обстоятельствах.

Наиболее распространенные причины воровства у детей

Причины воровства могут различаться в зависимости от возраста ребенка. Маленькие дети чаще всего воруют потому, что не знают, где проходят границы «своего» и «чужого». В то время как подростки делают это вполне осознанно, особенно, если их шантажируют сверстники, или, попав в плохую компанию.

Детские психологи выделяют несколько основных причины воровства среди детей:

Как реагировать на первое воровство ребенка

Специалисты разделяют детское воровство на два вида – «острое» и «хроническое».

«Острое» воровство – это первый случай подобного поведения. Родителям важно не поддаваться эмоциям, не начинать скандал и тем более не клеймить ребенка «преступником, которого посадят в тюрьму». Взрослым стоит установить четкий запрет на подобные действия, объяснив чаду, что это плохо и не разрешается никому: ни детям, ни взрослым, а затем выяснить их причины.

Предложите ребенку подумать, как будет чувствовать себя владелец вещи, лишившись ее. Возможно, он захочет воспользоваться ею, а нужного предмета не окажется под рукой. Как бы ребенок почувствовал себя на его месте? Скорее всего, расстроился бы или даже заплакал. Если воровство произошло в магазине – объясните своему чаду, что за пропажу товара несут ответственность работники заведения. На них наложат денежный штраф, и они не смогут что-то купить – себе или своим детям.

Также ребенка стоит научить нести ответственность за свои действия и поступки. Предложите ему самому вернуть украденное и извиниться. Не стоит просить его сделать это в присутствии большого количества людей. Разумнее задействовать только конкретных участников конфликта.

Если ребенок взял деньги, объясните ему, что это не просто бумажки. Любые деньги надо заработать. В этом случае детские психологи предлагают применить следующий психологический прием – записать на листочек сумму, украденную ребенком, и прикрепить его на видном месте. По мере выполнения им полезных дел – помощь по дому, выполненное поручение – эта сумма должна уменьшаться. Важно, чтобы это был процесс не одного дня. Ребенку стоит уяснить, что искупить вину за плохой поступок бывает очень непросто.

Как отучить ребенка воровать

«Хроническое» воровство подразумевает периодическое повторение одних и тех же поступков. В этом случае бороться нужно с причинами явления, а не с его последствиями. Ребенку не хватает острых ощущений? Запишите его в спортивную секцию или театральный кружок. Он хочет выделиться перед одноклассниками? Поделитесь с ним своим опытом по завоеванию авторитета другими способами – талантом, хорошими оценками или юмором.

Не стоит шантажировать ребенка. Вариант «если ты еще раз так сделаешь – я перестану тебя любить» неприемлем. Объясните своему чаду, что воровать плохо, акцентируя его внимание на том, что воровство – дурной поступок и теперь ребенку придется исправлять его последствия. Помните, что «гена воровства» не существует. А те люди, которые считают, что привычка к воровству неизлечима, скорее всего, никогда не пытались разобраться в этой проблеме.

7 шагов, которые нужно пройти, если ребенок украл

О том, как снизить уровень тревожности у детей трех-шести лет и научить их управлять своими эмоциями, рассказывает психолог портала «Я-родитель».

Елена Кононова

Я – родитель предлагает родителям пройти тест и узнать, готова ли ваша семья к появлению ребенка из детского дома

Источник

Невротическое воровство приемных детей

Семьи, в которых воспитываются приемные дети, в большинстве случаев сталкивались с проблемой «ненормального» поведения ребят. Мальчики и девочки разного возраста обманывают или берут чужое, казалось бы, без видимых причин, что вызывает огромное возмущение мам и пап. Все у них теперь есть в отличие от той, неблагополучной жизни: ели не досыта, порой спали, где придется. Многие раньше не имели и сотой доли того, что есть в новой семье.

Приемные родители часто негодуют: «Зачем он врет? Мы же не наказываем!» или «Почему продолжает воровать, мы приняли уже все меры, от уговоров до наказания! Но все продолжается!» Их эмоции можно понять. Особенно страдают родители, которые только недавно стали приемными и не имеют большого опыта. Папы и мамы часто бессильны, встречаясь с проблемой воровства – тогда они становятся очень требовательными то ли к себе, то ли к ребенку. В первом случае взрослые считают себя плохими родителями, делающими все неправильно. Во втором – разочаровываются в ребенке, считая, что им достался какой-то испорченный, и с ним что-то не так. В том и другом случае есть опасность эмоционального выгорания взрослых и серьезных проблем во взаимоотношениях всей семьи. Со временем у приемных родителей может лопнуть терпение – они захотят вернуть ребенка.

Я уже писала о причинах того, почему приемные дети присваивают чужое. Их несколько. Это «полевое поведение», когда ребенок не справляется со своими импульсами и берет то, что ему сейчас необходимо. Другой вариант – отсутствие границ и непонимание отличия моего от чужого. Еще одной проблемой ребенка, попавшего к приемным родителям, может стать «покупка дружбы». В этом случае мальчик или девочка берут чужое – деньги или какие-то вещи, чтобы обеспечить свой статус среди сверстников, привлечь внимание других детей. Единственный способ, который они выбирают, это покупка дружбы через подарки, потому и берут чужое.

Встречается еще одна причина, которая может пролить свет на проблемное поведение ребенка. Это так называемое невротическое воровство.

Во всех случаях воровства поведение ребенка разное. Например, если это «полевое поведение», тогда ребенок берет не очень нужные вещи, часто забывает, что их взял. Не особо прячет. Отсутствие границ будет проявляться во всем: он или она будут носить чужие вещи, играть игрушками других мальчишек или девчонок. В таком случае часто ребенок берет то, что лежит на виду. Ну а когда он раздает что-то в классе или во дворе друзьям и для этого берет деньги или какие-то ценные для сверстников вещи, это покупка дружбы.

Невротическое воровство отличается тем, что ребенку для такого состояния нужна особая ситуация, скажем, экстремальная. Часто это могут быть условия супермаркета или какого-то небольшого магазина. Важно, чтобы было ощущение опасности.

Например, не раз рассказывали приемные семьи, что дети воруют в магазинах, когда идут в школу или из школы. Как только наступают каникулы – все проходит. Это типичное невротическое воровство.

Еще пример. Ребенок каждый раз ворует что-то в классе или дома перед контрольной работой или поездкой, то есть когда очень тревожно, и он не может справиться с напряжением. В самых крайних случаях ребенок это делает постоянно, так как не чувствует себя в безопасности, он постоянно в тревоге.

Такой несколько странный способ снятия напряжения обусловлен физиологически. Когда человек находится в длительном напряжении, один из способов расслабиться – перенапряжение. Это можно сделать намеренно, доведя себя до изнеможения, или неосознанно, оказавшись в ситуации, где испытаешь еще большее возбуждение. В результате нервная система наконец расслабится.

В тот момент, когда передан сигнал тревоги, гормональная система начинает интенсивно вырабатывать гормоны стресса – адреналин и кортизон. Они увеличивают силу человека, скорость реакций, сердцебиение, что помогает организму войти в состояние мобилизации, которое помогает справиться с опасностью. При этом наша думающая часть мозга отключается на время. Остаются только реакции и эмоции. Когда опасность минует, мы уже можем обдумать ситуацию: что это было? В состоянии стресса логическая часть не работает. Иначе бы мы тратили энергию на обдумывание, а не на спасение.

У ребенка, пережившего множество травмирующих ситуаций, эта «кнопка паники» может включаться довольно часто или вообще постоянно, если он себя не чувствует в безопасности. Мальчик или девочка, попадая в ситуации, в которых им особенно тревожно, добавляют остроты ощущений, а значит, еще больше гормонов стресса – адреналина и кортизона – в кровь. На пике такого напряжения после перенапряжения у ребенка наступает долгожданное расслабление.

Скорее всего однажды ребенок испытал такие ощущения, получив данный эффект в экстремальной ситуации. Теперь он пользуется им, не понимая, почему это происходит. Просто когда тревожность достигает предела, он пользуется им, залезая, например, в сумочку к однокласснице или воруя что-либо в супермаркете. Уйдя от опасности, например, пройдя охрану в супермаркете, и оставшись неразоблаченным, ребенок расслабляется. В этот момент вырабатываются так называемые гормоны счастья – эндорфин и серотонин.

Такой способ снятия напряжения может встретиться у ребенка, который не может себе позволить утешиться и снять тревогу в безопасных объятиях взрослого.

Когда малыш воспитывается в семье, он может рассказать о своем маленьком горе маме или папе. Например, если не получается поднять тяжелую игрушку, он может долго пытаться это сделать, злиться, а потом прийти в ласковые объятия мамы и пожаловаться на свое горе. Мама утешит – ребенок расслабится, снимет напряжение, вызванное стрессом, на смену адреналина и кортизона в кровь поступит гормон окситоцин, который выльется со слезами. И малыш пойдет дальше познавать мир. Так может происходить изо дня в день, из месяца в месяц в первые несколько лет жизни. Затем малыш научится справляться со стрессами, например, утешая себя. Я наблюдала как один мальчик трех лет, ударившись, гладил себя по голове и мамиными словами говорил: «Ничего страшного. Все пройдет». Затем у подрастающего мальчика или девочки появляются другие способы выхода из сложных ситуаций. Но мамины слова утешения останутся с ним навсегда в виде внутреннего голоса.

Если дети были лишены такого общения с мамой из-за того, что она не утешала или ее не было рядом вообще, они находят для себя другие способы снятия напряжения. Эти способы для них наиболее доступны и возможны в тех условиях, в которых они находились долгое время.

Во-первых, важно понять причины поведения ребенка. Исходя из этого можно выбрать тактику помощи ребенку в коррекции его поведения.

В случаях невротического воровства ребенок нуждается в большой поддержке. Важно прояснить то, что вызывает острую тревогу.

В одной приемной семье ребенок был пойман несколько раз в супермаркете, но все же продолжал свою охоту. Родители использовали разные методы влияния, пока не поняли, что это невротическое воровство. Выяснилось, что одноклассники часто дразнили мальчишку. На глазах у учителей такое происходило нечасто, поэтому в школе немногие знали об этом. Когда охрана супермаркета поймала ребенка, поднялся большой шум. В свою очередь окружение школьника еще больше ополчилось против него, что усугубило ситуацию.

Разные могут быть случаи. Важно приемным родителям быть внимательным к детям, особенно к тем, кто пришел в семью недавно и не успел адаптироваться. Иногда ребенок, едва попав в новую семью, сразу отправляется и в новый детский коллектив. Тогда его уровень тревоги просто зашкаливает.

Конечно, «воровство» воспринимается взрослыми негативно, это противоречит общепринятым нормам. И вместо того чтобы сблизиться с ребенком, узнать, что его тревожит, родители отдаляются. Тревога растет, что ведет к повторению поведения, от которого семья хочет поскорее избавиться.

Помочь могут только близкие эмоциональные отношения, которые поддержат ребенка, и тогда он получит возможность освоить методы саморегуляции. Таких методов много, например, нехитрые дыхательные упражнения, они помогут в момент стресса. Также можно научить ребенка телесным практикам: спорт, просто походить, пробежаться. Можно найти об этом много информации.

Можно договориться с ребенком, что если ему страшно, грустно, если его обидели, он может позвонить поговорить с мамой, папой или с тем, кому доверяет. Все эти способы несложные, но ребенок, возможно, никогда о них не задумывался и никто ему не рассказывал.

Никому не под силу изменить прошлое. Но взрослые, которые берутся помочь чужим детям, могут горы свернуть. Многие приемные семьи прошли через проблемы, связанные с воровством. В семьях, где родители старались понять ребенка, вместе с ним разбирались в ситуации, проблема очень быстро исчезала. Важно, что взрослые всегда были рядом, когда ребенку приходилось краснеть за поступок, решали вместе, каким образом они будут теперь компенсировать ущерб. При этом мальчик или девочка чувствовали, с одной стороны, поддержку, с другой, – недовольство родителей своим поступком. Когда ребенок дорожил отношениями с новыми родителями, все выравнивалось очень быстро.

Если из-за его поведения отношения ухудшались, применялись наказания, то часто все повторялось и даже ухудшалось. Не получая поддержки, ребенок не справляется со своей тревогой и опять ищет ситуации, взывающие прилив адреналина.

Автор: семейный психолог, привлеченный эксперт Фонда Рината Ахметова Марианна Лапина

Источник

Приемный ребенок ворует

Добрый день. Ребенок пережил утрату первичных объектов, мать и отца, это травма, ее нужно прорабатывать в работе с психотерапевтом. Сама она не пройдет. Я очень рада, что Вы ответственная мама, Вы встревожены, но все таки преданы этому ребенку. У ребенка есть все шансы вырасти здоровой, полноценной личностью, просто нужна квалифицированная помощь. Вы справитесь. Любое симптоматическое поведение ребенка несет какую-то информацию. Воровство связывают с попыткой обрести утраченный объект. Несмотря, на то, что Вы любите этого ребенка, Вы не можете стать буквально ее матерью, той, которую он утратил, ребенок был связан с ней весь период беременности, он ее знает на уровне тела, ощущений и знает, что он ее лишился. Так как ребенок не обладает способностью к отгоревыванию утраты, потеря остается неотгоревана, тоска по утраченному и желание вернуть будет проявлять себя в каких-то симптомах, поведении. Вам нужно набраться терпения. Плохое поведение это не про плохие гены, это про страдание ребенка, которое он не может пережить на психическом уровне, не может рассказать о нем в силу особенностей своего детского развития. Что девочка знает о своих родных родителях?

Думаю сегодня уничтожить их у нее на глазах.

Что девочка знает о своих родных родителях?

Ничего. Я тоже не знаю почти ничего о них. Знаю, что с 3 до 4 лет она жила в приюте и ее никто не навещал. До этого с полгода она жила у биологического отца (официально у нее в графе отец прочерк), оттуда ее забрали в приют. По сути мама ее бросила и не интересовалась совсем. Родила ее в 18 лет. Больше мне ничего неизвестно.

Просто спокойно поговорите с ней

Я предлагаю Вам, обратиться к специалисту

Источник

Мой ребенок – вор? 11 шагов родителей в случае детского воровства

Ребенок ворует? 8 причин, по которым дети берут чужое

Приемный ребенок ворует что делатьТатьяна Панюшева психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, работает с детьми-сиротами и приемными семьями

Детское воровство — один из самых пугающих для родителей типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз в жизни пробует взять не принадлежащую ему понравившуюся вещь. Во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация — новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения или представлением о себе как о преступнике.

Приемный ребенок ворует что делать

Обычно под воровством родители понимают фактически каждый случай, когда их ребенок (особенно приемный!) без спросу берет чужую вещь. Очень важно для взрослых помнить, что воровство как таковое имеет ряд принципиальных признаков, которые будут рассмотрены ниже, и не надо торопиться с «ярлыками» и с трагическими выводами.

Почему ребенок берет чужое: 8 причин

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Назовем их.

Неосведомленность. До определенного возраста дети не владеют понятиями «свое» и «чужое». Если никто из взрослых не ставил специально задачу научить ребенка следовать правилу «чужое без спроса брать нельзя», то вплоть до выхода в широкую социальную действительность (обычно это школьный возраст) ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности».

Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего» и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения вовсе не значит «украсть». Наоборот, «кто первый взял, того и тапки». Кроме того, у детей из детского дома или из неблагополучной семьи иные представления о деньгах, их ценности и о том, откуда они берутся, чем у их приемных родителей. Разница в представлениях, опыте и моральных нормах приводит к тому, что с точки зрения ребенка будет непонятна сила переживаний приемной семьи в случае, если он «просто взял» то, что ему приглянулось.

Клептомания, которой опасаются некоторые родители, слышавшие о таком психическом нарушении, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а болезнь. Заболевание это достаточно редкое, генетически не наследуемое и от социального происхождения не зависящее. Диагностируют его психиатры. За многолетнюю практику работы с приемными детьми авторы данной книги не сталкивались с ней ни разу, хотя достаточно много имели дело с невротическим и прочими формами «детского воровства».

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, не уверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви в прошлом, обычно в раннем детстве.

Удовольствие, связанное с чувством риска, азартом и присвоением желаемого временно заполняет внутреннюю пустоту. Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, оно насыщает ненадолго. После пережитых эмоций наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже она возникает вновь, усугубленная чувством вины и ощущением, что «я плохой».

В некоторых случаях дети в семьях, в которых между родителями плохие отношения, бессознательно могут использовать «трудное поведение», в том числе и воровство, как способ объединить родителей.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется — он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это так называемое «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? И одновременно бросает им вызов: «А ничего вы со мной не сделаете!». Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми.

Некоторые дети в период адаптации в приемной семье могут таким образом проверять границы и степень надежности отношений: не вернут ли его из семьи в детский дом. Тем более что у некоторых это подкреплено реальным опытом, когда от них отказывались за подобные проступки.

Возможно также, что ребенок таким способом «выбивает» особое внимание к себе. Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого — разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность, особенно если привыкли к крику и побоям.

Повышение значимости. Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам — проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых кровными родителями. В подростковой среде жесткие правила: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты — «лох», изгой, «белая ворона». То есть для подростков обладание чем-то — еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. Если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной чаще способен справиться с такой ситуацией, то приемный ребенок пасует перед социальным отвержением.

Шантаж. Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Это может быть как условие принятия в группу («тебе слабо?!», «ты маленький мальчик, маменькин сынок?»), так и непосредственные угрозы физической расправы, откупиться от которой ребенок может деньгами или вещами.

Научение. Дети, жившие в неблагополучных семьях, делают то же, что делают взрослые. Например, если взрослые промышляли воровством, то для ребенка это было обычной жизненной ситуацией.

Кроме того, для детей повторение действий кровных родителей в некоторых случаях может быть способом сохранения семейной идентичности, привязанности к своей семье: «Я поступаю, как папа».

Собственно воровством можно считать спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности, в случае, когда человек знает о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя. Важно также учитывать возраст человека и его способность понимать свои действия и контролировать их.

Почему приемный ребенок ворует

Получается, что во многих случаях, когда ребенок берет чужое, это не является воровством. Переживания взрослых могут быть вызваны не столько самим поступком ребенка, сколько их собственными страхами или особенностями социальной ситуации, например, когда окружающие осуждают семью и ребенка.

Опасения, что воровство связано именно с тем, что ребенок приемный, имеют под собой основания. Только гены тут ни при чем. Моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «голоса совести» лежит не столько страх наказания, сколько боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям.

Большинство детей, воспитывающихся в благополучных собственных семьях, к старшему дошкольному возрасту знают о том, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Однако сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже, примерно к 12 годам.

Кроме того, способность контролировать себя, свои спонтанные побуждения, в том числе взять желаемое, формируется также примерно к этому возрасту. Это связано не только с социальным и интеллектуальным развитием ребенка, но и с развитием его нервной системы.

Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, бывают задержки и в развитии совести: ему трудно сочувствовать другим и беречь их чувства, потому что у него не было такого опыта. У него не было отношений, которыми он бы дорожил больше всего на свете, поэтому сиюминутная ценность понравившейся вещи оказывается на первом плане.

Задержки в интеллектуальном развитии, повышенная тревожность и нестабильность нервной системы — это и все вышеперечисленное означает, что для приемных детей может потребоваться, во-первых, значительно больше времени для того, чтобы научиться правильному поведению, а во-вторых, дольше требуется внешний контроль со стороны взрослых. Под «контролем» подразумевается не подозрительность в отношении ребенка и враждебное отношение к нему, а создание системы четких требований и поддержки ребенка в процессе усвоения новых правил жизни.

Кроме того, если причиной присвоения чужого является не меркантильность, а иные описанные выше причины, нужно бороться не с внешним проявлением проблемы, а с ее источником. Решать проблемы невротизации, утраты, желания ребенка сохранить связь со своей кровной семьей и т.д. Тогда проблема «воровства» со временем исчезнет за ненадобностью, поскольку будет найден другой, более удачный способ решения реальных трудностей, существовавших в жизни ребенка.

Приемный ребенок ворует что делать

Ребенка поймали на воровстве. Что делать родителям?

Осознавать реальный эффект своих действий. Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, особенно изо дня в день, взрослые могут испытывать разные чувства, иной раз даже срываться. Но если речь идет об осознанном поведении взрослого человека, необходимо спросить себя: какова моя цель? Какую информацию получит от меня ребенок? Физическая расправа, безусловно, учит ребенка тому, что лучше не попадаться на своих проступках, а также тому, что когда родители в гневе, они кричат и дерутся. Но это не научит ребенка пониманию того, почему именно воровать нельзя. И уж тем более не научит его не делать этого. Скорее он научится более тщательно скрывать свои проступки от конкретных людей. Поэтому после любого эмоционального взрыва нужно начать планировать формирование изменений в поведении ребенка.

Собрать полную и непредвзятую информацию о том, что произошло. К сожалению, к детям из детского дома существует предвзятое отношение, и ребенка могут обвинить несправедливо.

Помнить, что ребенок, совершивший проступок, не преступник. Случившееся — шанс для него освоить некоторые важные правила человеческого общежития. Навешивание «ярлыков» приводит к «социальному гипнозу», лишая ребенка выбора в будущем: ведь он уже вор, чего тут думать-то?

Искать подлинные причины. Постараться понять, какова эта ситуация с точки зрения ребенка, каковы были его намерения и как он понимает результат. Для этого нужно внимательно и спокойно его выслушать. Также важно знать жизненную историю ребенка, потому что кроме того, как ребенок сам объясняет свое поведение, имеют значение объективные проблемы и особенности развития.

Учитывать возраст и особенности развития ребенка. Часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Ребенок, чей биологический возраст 12 лет, в моральном отношении может соответствовать 6 годам. И родителям, которые занимаются его воспитанием, придется исходить в своих действиях из этой реальности.

Подробно и понятно объяснить ребенку, чем именно плох его поступок. Почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Рассказать напрямую или через сказки/игру, что чувствует тот, у кого украли что-то: унижение, обиду, как ему плохо. Что теряет в отношениях с людьми тот, кто берет чужое. Объяснить, что желание взять чужое посещает в детстве всех людей, и как люди это преодолевают, и т.д.

Предложить выход из ситуации. Возмещение морального и материального ущерба (насколько это возможно) для пострадавших. Обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить публично и не бросать его одного в этой ситуации. Найти способ, как сам ребенок может возместить нанесенный ущерб: вернуть, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного и т.д.

Выразить уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Очень важно, чтобы родители четко выразили свою позицию: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к этому конкретному действию, но не к тебе. Ты нам дорог, поэтому мы будем добиваться того, чтобы ты научился поступать иначе».

Своим собственным поведением выражать уважение к собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах. И не провоцировать ребенка, оставляя на видном месте деньги и ценности, пока не будет уверенности в том, что ребенок научился справляться с ситуацией.

Решать подлинные проблемы ребенка, которые стоят за воровством. Если родители не могут понять, что движет ребенком, стоит обратиться к детскому психологу.

Верить в своего ребенка. Быть на его стороне не означает отрицания проблемы, но свидетельствует о том, что сам ребенок и отношения с ним для родителей важнее, чем отдельные, даже серьезные проблемы в его поведении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *