Приемная в больнице это что
Чем хуже, тем лучше. Врач откровенно рассказал, чем приемный покой отличается от поликлиники
Каждый житель России может обратиться в любое государственное бюджетное учреждение здравоохранения с любой болячкой в любое время, при условии, что это учреждение работает в режиме 24/7. Но, как выясняется, не в каждом из них нас обязаны лечить и оказывать помощь.
Приемный покой
С него, как театр с вешалки, начинается любая больница. Здесь оказывается помощь при жизнеугрожающих состояниях: тяжелые травмы (типа автокатастрофы или падения с большой высоты), судороги, кома, попытки суицида и прочее.
Тут редко бывает спокойно. Особенно в праздники, типа Дня ВДВ или Нового года. А вообще, приемный покой отвечает за прием, сортировку, оказание помощи и госпитализацию в профильные отделения. Работает круглосуточно. Очень тесно сотрудничает со скорой помощью. Ведь именно сюда она и доставляет пациентов для обследования и лечения. Но, кроме них, существуют еще так называемый самотек или пришедшие «без направления».
Это люди, которые самостоятельно обращаются в приемный покой по разного рода причинам, серьезным и не очень. Количество обращений уверенно растет после восьми вечера, когда в связи с окончанием рабочего дня перестают работать другие учреждения. И, как это ни печально, обращаются сюда со всем подряд: «температура 37,5 уже неделю», «горло болит три дня» или «упал месяц назад». Приведенные для примера ситуации совершенно не отвечают специфике работы приемного покоя. Нет, вас, скорее всего, не выгонят и посмотрят. Возможно, даже что-то порекомендуют.
Например, обратиться по профилю — в поликлинику, в её рабочие часы. Ведь ваша ситуация давно уже не экстренная. Нет, она по-прежнему требует лечения и наблюдения, но не является жизнеугрожающей, и лечить вас должны не тут.
Спешу, кстати, заметить, что в приемном покое понятие очереди очень относительное. Первым примут того, кто себя хуже чувствует — такой принцип медицинской сортировки. Кстати, здесь, как и на «скорой», по закону не выдаются больничные и не пишутся справки. Это работа другой организации.
Амбулатории и поликлиники
Основной костяк медицинской системы. Самые многочисленные и самые посещаемые. Большинство здешних пациентов способны ходить, то есть могут добраться до организации самостоятельно или с посторонней помощью. Начинаются эти учреждения с регистратуры, где находится документация и определяется, куда и к кому направить того или иного человека. От приемного покоя отличается гораздо более обширной базой диагностических обследований и специалистов.
Да, здесь имеется очередь, куда же без этого. Да, многие врачи, особенно узких специальностей, принимают по номеркам. И это общемировая практика, кто бы чего ни думал. В соседней Финляндии, говорят, ещё сложнее попасть лаже к врачу общей практики, но ведь попадают, терпят, ждут.
С тех пор, как началась оптимизация, стационары уже не могут так активно госпитализировать пациентов, чтоб просто «пообследоваться, прокапаться, расшатанные нервы полечить». Теперь эти проблемы лечат и наблюдают преимущественно в поликлиниках. Поэтому, если чувствуем недомогание, смело обращаемся к своему участковому терапевту. Выслушает, осмотрит, больничный при необходимости откроет, к смежным докторам направит.
«Хочется, чтобы люди понимали»
У каждого врача — своя работа. Вот, к примеру, у вас, извините, запоры по 5 дней на протяжении трех месяцев. Иногда боли в животе, что, в общем-то, логично. Но вы занятой человек и у вас «нет времени по очередям рассиживаться». И вот, выкроив несколько часов свободного времени, часам к 12 ночи вы являетесь с данной клинической картиной к единственному дежурному терапевту какой-нибудь районной больнички. «Что со мной, доктор?» — вопрошает посетитель. Доктор посмотрит, оценит, может, даже что-то озвучит, скорее всего тот или иной объем обследования в рабочие часы поликлиники. И это нормально. Не надо делать огромные глаза, удивляться и пытаться натянуть на «неоказание помощи». Тут даже близко этим не пахнет. Экстренности нет, а всё остальное, как говорилось, уже не здесь. Там вон «скорая» кого-то с мигалками везет! Явно по профилю.
«Хочется, чтоб люди понимали — объясняет доктор, — у каждого врача своя специализация. Если не знаете к кому обратиться — идите к участковому терапевту. Приходить к окулисту с жалобами на боль под ребром бесполезно, а предъявлять обвинения типа „выжеврач“-бессмысленно.»
И, наконец, мы публикуем настоящий текст «Клятвы Гиппократа», чтоб пациенты знали, к чему призывают доктора, говоря: «вы давали клятву Гиппократу»!
Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также я не вручу никакой женщине абортивного пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.
Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
А вот современный документ по тому же поводу:
Клятва врача РФ
«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
Быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
Хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
Доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
Постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».
Заметьте, про бесплатную медицинскую помощь, а тем более, про оказание «медицинской услуги» ни в одном из этих текстов не сказано ни слова.
Настасья Немудрая
СамолётЪ
Приемная в больнице это что
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРИЕМНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Методические рекомендации (N 25)
Учреждение-разработчик: ГКБ N 64, НПЦ ЭМП Департамента здравоохранения Москвы
Составители: к.м.н. Н.Ф.Плавунов, к.м.н. Д.К.Некрасов
Рецензент: Зам. Руководителя Департамента здравоохранения д.м.н. профессор Л.Г.Костомарова
Предназначение: для руководителей ЛПУ Департамента здравоохранения Москвы
1. Основные задачи приемного отделения
1. Прием, осмотр и обследование больных, поступивших в приемное отделение по установленным каналам госпитализации (Приложение 1).
2. Оказание медицинской помощи в минимально короткие сроки госпитализируемым больным и больным, не нуждающимся в стационарном лечении, а также выдача последним справки о пребывании в стационаре.
4. Распределение больных по характеру, тяжести и профилю заболевания.
5. Контроль за обоснованностью направления на стационарное лечение и правильностью оформления направительных документов.
6. Учет госпитализированных пациентов, а также пациентов, получивших в приемном отделении амбулаторную помощь, или пациентов, которым было отказано в госпитализации.
7. Проведение санитарной обработки больных, направляемых в отделения стационара (по показаниям).
8. Оформление документации при отказе от госпитализации больного, подлежащего стационарному лечению (см. п.7.2.).
9. Оформление документа «Протокол освидетельствования лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения» в соответствии с приказом Комитета здравоохранения Москвы от 26.06.97 г. N 340 «Об инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения в учреждениях Комитета здравоохранения г.Москвы».
10. Оформление и ведение установленной медицинской и учетной документации.
11. Получение сведений о движении больных и равномерная загрузка отделений согласно профилю.
12. Передача телефонограмм в службу «02» дежурной части ГУВД Москвы о всех случаях обращения в больницу граждан с телесными повреждениями насильственного характера, к которым относятся:
— телесные повреждения, связанные с огнестрельными, колото-резанными, рубленными ранами, переломами, обморожениями, ушибами, сотрясениями мозга и так далее;
— телесные повреждения и отравления, связанные с покушением на самоубийство;
— телесные повреждения и отравления, полученные при ожогах кислотами и различными токсическими веществами;
— ранения и травмы, полученные при взрывах и других чрезвычайных происшествиях;
— травмы, полученные в результате дорожно-транспортных происшествий;
— телесные повреждения и травмы, связанные с неудовлетворительным состоянием строительных конструкций, зданий, сооружений и нарушениями техники безопасности на производстве;
— иные телесные повреждения при подозрении на насильственный характер их происхождения;
а также о трупах и лицах доставленных в бессознательном состоянии без сопровождениях родственников или без документов, удостоверяющих личность.
13. Поддержание постоянной готовности отделения к работе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций и при выявлении пациентов с ООИ.
2. Помещения приемного отделения и их оснащение
2.1. Помещения приемного отделения расположенные в хирургическом корпусе и их оснащение
2.2. Помещения приемного отделения расположенные в главном корпусе и их оснащение
3. Организация связи
Приемное отделение обеспечивается телефонной связью (городской и через местную АТС) с другими отделениями и администрацией больницы, а также с абонентами г.Москвы.
4. Документация приемного отделения
Для оперативной работы больницы, справочной службы, для четкой организации работы дежурного среднего медицинского персонала приемное отделение должно располагать рядом сведений, которые регистрируются в специальном журнале.
Перечень утвержденных форм учетной документации и журналов, необходимых для работы медицинского персонала приемного отделения, приведен в Приложении 2.
5. Наглядная информация
В приемных отделениях корпусов необходимо иметь наглядную информацию для больных и их родственников, информационный материал для работы дежурного медицинского персонала.
5.1. Для больных и их родственников
2. Объявление о часах приема плановых больных.
3. Объявление о часах и днях посещения больных родственниками, дачи справок врачами о состоянии больных, номер телефона и часы работы справочной.
4. Правила внутреннего распорядка больницы.
5. Перечень продуктов, разрешенных для передачи больным.
6. Четкую маркировку всех помещений приемного отделения (названия смотровых, кабинетов специалистов, лаборатории и т.д.).
7. Копия лицензии на право занятия медицинской деятельностью.
Организация работы приемного отделения медицинской организации
Определение, задачи и функции приемного отделения
Приемное отделение является структурным подразделением медицинской организации, предназначенным для приёма и регистрации больных, врачебного осмотра, оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, определения профиля отделения для госпитализации пациентов, санитарно-гигиенической обработки пациентов и их транспортировки в отделения стационара.
Основными задачами приемного отделения являются:
1. Организация экстренной, неотложной и плановой медицинской помощи пациентам, в том числе обеспечение преемственности с амбулаторно-поликлиническими учреждениями в осуществлении плановой госпитализации.
2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического режима и обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний.
3. Оформление и ведение установленной медицинской и учетно-отчетной документации.
4. Поддержание постоянной готовности отделения к работе в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Основные функции приемного отделения:
1. Приём, осмотр и обследование пациентов, поступивших (обратившихся) в приемное отделение.
2. Проведение необходимых исследований пациентам, наблюдение за пациентами, находящимися в приемном отделении для уточнения предварительного диагноза.
3. Оформление и ведение учетно-отчетной медицинской документации.
4. Определение требований к транспортировке пациентов и их транспортировка в отделения медицинской организации.
5. Проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического, токсического) и оформление его результатов (при наличии лицензии).
6. Предоставление докладов, служебной информации в установленном порядке.
7. Обеспечение мероприятий по выявлению и профилактике инфекционных заболеваний.
8. Приём на хранение личных вещей госпитализируемых пациентов установленным порядком.
9. Поддержание постоянной готовности приёмного отделения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и при выявлении пациентов с особо опасными инфекциями.
Устройство приемного отделения
Правильная организация работы приемного отделения определяет многие вопросы работы медицинской организации.
Приемное отделение должно размещаться в главном или лечебном корпусе медицинской организации, в котором расположены отделения стационара с наибольшей коечной ёмкостью, на первом этаже, в изолированной части здания, по возможности, вблизи главного въезда на территорию медицинской организации. Ширина проезжей части дороги, ведущей к приёмному отделению, должна допускать возможность разъезда 2-х автомобильных транспортных средств.
Приемные отделения (приёмные покои) для педиатрического, акушерского, инфекционного, кожно-венерологического, туберкулезного, психиатрического (психосоматического) отделений должны быть автономными.
Место высвобождения транспортных средств, доставивших пациентов, должно быть оборудовано навесом и обеспечивать одновременное размещение 1-2 санитарных автомобилей. При необходимости, подъезд к месту высвобождения транспортных средств оборудуется пандусом.
Для обеспечения доступности медицинской помощи, на входе в приемное отделение устанавливаются мобильные рампы, подъёмники или другие приспособления, облегчающие передвижение инвалидных и детских колясок.
Тамбур входа в приемное отделение должен быть отапливаемым или с тепловой завесой.
Устройство приёмного отделения (приёмного покоя) медицинской организации зависит от профиля стационара, а также от уровня оказания медицинской помощи.
В приемном отделении, как правило, должны быть: холл с местами для ожидания посетителей (ожидальня), пост дежурной медицинской сестры, смотровой кабинет, противошоковая, перевязочная (чистая и гнойная), процедурный кабинет, диагностический бокс (палата), кабинет заведующего отделением, кабинет старшей медицинской сестры, комната сестры-хозяйки, комната персонала, санитарный пропускник и туалет для посетителей.
При наличии возможности, в приемном отделении развертываются экспресс-лаборатория, рентгеновский кабинет, изолятор, кабинет ультразвуковой диагностики, кабинет эндоскопии, дополнительные смотровые кабинеты, комната отдыха медицинского персонала и другие вспомогательные помещения.
Приемное отделение обеспечивается телефонной связью с внешними и внутренними абонентами.
Все помещения приемного отделения должны иметь автономное резервное освещение, а помещения, в которых пациентам оказывается медицинская помощь в экстренной и (или) неотложной формах, кроме того, должны быть подключены к резервному источнику электропитания.
Места для посетителей
Места для ожидания посетителей должен быть обеспечены мебелью с покрытием, позволяющим проводить санитарную обработку и дезинфекцию её поверхностей. На стендах должны быть размещены информационные материалы для пациентов и их родственников:
о названии, почтовом адресе, адресе электронной почты и контактном номере телефона медицинской организации;
о должностных лицах госпиталя (начальнике госпиталя и его заместителях) с указанием номеров их контактных телефонов и адресов для направления письменных обращений, в т.ч. по электронной почте;
памятка с основными требованиями по соблюдению лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режимов;
о часах и днях посещения пациентов родственниками;
о часах и днях общения с лечащим врачом;
о предоставляемых в госпитале платных медицинских услугах;
о распорядке работы справочной службы госпиталя (с указанием номера контактного телефона);
о часах и днях приёма посетителей по личным вопросам начальником госпиталя и его заместителями;
перечень продуктов, разрешённых для передачи пациентам;
копия лицензии на право осуществления медицинской деятельности;
о правах пациента;
о контролирующих и правоохранительных органах, а также о должностных лицах, к которым может обратиться пациент при нарушении его прав, с указанием номеров их контактных телефонов и адресов для направления письменных обращений (в т.ч. по электронной почте).
Кроме того, на стендах могут размещаться информационные материалы, имеющие санитарно-просветительную направленность.
Стенды должны иметь покрытие, устойчивое к влажной обработке с применением дезинфекционных средств без потери качества размещённой на них информации.
Места для ожидания посетителей
Пост дежурной медицинской сестры приемного отделения
Пост дежурной медицинской сестры предназначен для регистрации пациентов, хранения и ведения учётной и отчётной медицинской документации. Он должен быть расположен таким образом, чтобы дежурная медицинская сестра могла видеть посетителей и наблюдать за состоянием пациентов, чтобы немедленно прийти им на помощь в случае необходимости.
Пост дежурной медицинской сестры
Для дежурного медицинского персонала на посту должны содержаться информационные материалы:
план эвакуации на случай пожара и чрезвычайных происшествий;
инструкции о действиях при выявлении особо опасных инфекций;
справочник номеров телефонов аварийных служб и служб оперативных дежурных гарнизона;
справка по специализированным и многопрофильным медицинским организациям МЗ РФ, расположенным в районе (зоне) ответственности;
документация по стандартным и алгоритмам действий медицинского персонала при неотложных состояниях;
адресный справочник медицинского персонала (список личного состава с указанием адресов и номеров телефонов для срочного вызова в нерабочее время);
графики дежурства медицинских специалистов на дому (с указанием адресов и номеров телефонов);
телефонный справочник абонентов внутренней телефонной сети;
внутренние нормативные документы (инструкции, рекомендации, указания), определяющие порядок работы приёмного отделения.
Пост оснащается столом письменным для медицинского персонала, компьютерным столом, стульями, компьютером, оргтехникой, часами, средствами видеонаблюдения и сигнализации, а также устройством для скрытного вызова охраны в экстренных случаях («тревожной кнопкой»).
Смотровой кабинет
Смотровой кабинет должен размещаться вблизи от холла приемного отделения и обеспечивать свободный ввоз в него пациента на каталке (инвалидной коляске). Смотровой кабинет оснащается столом письменным для медицинского персонала, стульями, кушеткой медицинской, принадлежностями, приспособлениями, аппаратами и приборами, необходимыми для проведения антропометрии, первичного врачебного осмотра и обследования пациентов. При отсутствии в приемном отделении дополнительных смотровых кабинетов для врачей-консультантов (офтальмолога, отоларинголога и др.), в кабинете дежурного врача для них оборудуются рабочие места.
Противошоковая приемного отделения
Противошоковая предназначена для проведения медицинских вмешательств при оказании пациентам медицинской помощи в экстренной и (или) неотложной формах.
Противошоковая
Перевязочная приемного отделения
Перевязочный кабинет (перевязочная) предназначена для выполнения малых хирургических медицинских вмешательств.
Перевязочная
Процедурный кабинет (процедурная) приемного отделения
Процедурная предназначена для выполнения отдельных медицинских вмешательств, не выполняемых в перевязочных. При отсутствии в составе приемного отделения противошоковой, медицинская помощь в экстренной и (или) неотложной формах оказывается пациентам в процедурном или перевязочном кабинете. Противошоковая, процедурный кабинет и перевязочная приемного отделения обеспечиваются централизованной подачей кислорода, оснащаются медицинским имуществом, медицинским оборудованием и лекарственными средствами, в том числе для выполнения реанимационных мероприятий.
Процедурная
Во всех помещениях, используемых для оказания пациентам медицинской помощи в экстренной и (или) неотложной формах, должны иметься укладки экстренной профилактики парентеральных инфекций.
Диагностическая палата
Диагностическая палата (бокс) предназначена для кратковременной (не более одних суток) госпитализации и обследования пациентов, нуждающихся в уточнении диагноза, определения нуждаемости в стационарном лечении и профиля лечебного отделения, в которое пациент должен быть направлен. При отсутствии в приёмном отделении изолятора, диагностическая палата (бокс) используется для временной изоляции пациентов с признаками инфекционного заболевания. Койки диагностических палат (боксов) приемных отделений учитываются как койки скорой медицинской помощи краткосрочного пребывания. Палаты оснащаются функциональными кроватями и предметами ухода за пациентами.
Кабинет заведующего отделением
Кабинет заведующего приёмным оснащается как кабинет врача. В кабинете должны быть нормативные и правовые акты, методические указания и инструкции, регламентирующие организацию оказания медицинской помощи, организацию работы приемного отделения, а также порядок предоставления докладов.
Санитарный пропускник
В составе санитарного пропускника должны быть предусмотрены помещения (места) для осмотра, раздевания, помывки и для одевания пациентов, а также для временного хранения личных вещей пациентов.
Размеры и планировка помещения, в котором установлена ванна, должны не ограничивать перемещение персонала, позволять беспрепятственно транспортировать пациента на каталке и удобно приближать каталку к ванне. Ванна надёжно закрепляется, оборудуется поручнями. Дезинфицирующие средства, средства для дезинсекции, мыло и мочалки, принадлежности для стрижки и бритья должны храниться в медицинских шкафах, в условиях, исключающих свободный доступ к ним пациентов и посетителей.
В помещениях для переодевания должны быть установлены медицинские столы для приёма от пациентов личного имущества и выдачи им госпитальной одежды и обуви, стулья, стеллажи (шкафы).
Для временного хранения личных вещей пациентов в отдельном помещении санитарного пропускника устанавливаются стеллажи (шкафы) и вешалки.
Комната сестры-хозяйки предназначена для хранения запаса вещевого имущества приемного отделения (чистого нательного белья, госпитальной одежды и обуви, простыней, пододеяльников, спальных мешков, одеял, полотенец, мешков для личных вещей пациентов, медицинских халатов для персонала, мыла, мочалок, а также материалов для ремонта белья и одежды).
Кабинет старшей медицинской сестры приемного отделения, в дополнение к своему основному предназначению, выполняет функцию материальной, в которой содержится текущий запас лекарственных средств и медицинских расходных предметов, бланков, журналов, канцелярских принадлежностей и т.д. В кабинете должен быть письменный стол медицинский, компьютерный стол, стулья, бытовой или фармацевтический холодильник, книжный и платяной шкафы, медицинские шкафы.
Медицинское и другое имущество, предназначенное для оснащения нештатных формирований службы медицины катастроф, перевода приемного отделения на работу в условиях строгого противоэпидемического режима и его подготовки к массовому поступлению пострадавших, а также укладки для оказания медицинской помощи в экстренной и (или) неотложной форме вне медицинской организации содержатся в отдельном помещении.
^Наверх