Придут 9 больных к одному здоровому и скажут что ты больной
Евангелие по Марку 2:17
Толкования:
Блж. Августин
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Молитесь о нас, дабы спасены мы были спасением, о котором сказано: …не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников (ср. Мф. 9:12-13 ). Посему молитесь о нас, чтобы мы стали праведны. Это недоступно человеку, пока он сам не узнает и сам не захочет, но случается, как только преисполнится он желания. Однако само это в нем не произойдет, пока благодать Духа Святого не исцелит и не придет к нему на помощь.
Блж. Иероним Стридонский
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Блж. Феофилакт Болгарский
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Лопухин А.П.
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Прав. Иоанн Кронштадтский
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Прп. Макарий Великий
как врачи на земле, когда посещают какое-нибудь место, всегда навещают больных и запрашивают о больных, оставляя в стороне здоровых, от которых не получают никакой выгоды, между тем как больные и уязвленные всегда усердно обращаются к врачу, так и Христос пришел к больным, сознающим свои язвы, вызванные дурными страстями, и которые ищут Сего Врача и нуждаются в Нем, как Сам Он сказал: «Не требуют здравии врача, но болящии». Но врачи на земле за свое лечение тел взимают денежное вознаграждение, а Благой и Прекрасный и Единый наш Врач Иисус Христос в виде вознаграждения приемлет здравие и исцеление душ наших, и не только приемлет, но вместе с врачеванием питает духовной пищей и напояет душу, облекает ее Духом Святым и одеждами света небесного, и обручает с Собою, и приемлет — как прекрасную невесту — в неизреченное общение Духа (все души, восприемлющие таковое познание и веру и правое произволение). О, беспредельное человеколюбие Благого Врача нашего! Потому что Господь и начал Свою деятельность с видимых нужд человеческих, исцеляя в пустыне немощствующих и больных; и когда апостолы хотели отпустить людей голодными, Он не допустил сего, но исцелил и накормил их даром. Так и теперь по Своему человеколюбию Господь вместе с исцелением нашей души от ужасных язв и ран — для людей неисцельных, то есть от скрытых страстей души, — также и питает и напояет ее от Духа Своего, и облекает наготу ее в небесные одежды Божественного света, и невестой обручает ее Себе в общение Духа Святого.
Свт. Григорий Нисский
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Свт. Феофан Затворник
Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Устами Премудрости звал к себе Господь безумных. Сам же, странствуя на земле, призывал грешников. Ни гордым умникам, ни самочинным праведникам нет у Него места. Да радуется умственная и нравственная немощь! Сила умовая и деловая, поди прочь! Всесторонняя немощь, себя сознающая, и с верою прибегшая к Господу, немощная враждующему и оскудевающая восполняющему, крепнет и умом, и нравом, продолжая однако сознавать и скудоумие, и худонравие свое. Сила же Божия под этим невзрачным прикрытием, совершаясь в немощи, созидает незримо иную личность, светлую умом и нравом, которая в свое время становится явною иногда еще здесь, но всегда там. Вот что скрыто от премудрых и разумных, и открывается только младенцам!
Сщмч. Григорий (Лебедев)
Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Здесь беспредельность Господнего зова! Нет болезни, нет раны, нет язвы, нет греха, которые бы выключали грешников из этого зова! Неисцельных больных бросают врачи… От отъявленных злодеев отворачиваются люди… А Христос зовет всех: «Ведь для вас Я пришел, идите».
Сщмч. Ириней Лионский
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Кто из врачей, пытаясь исцелить больного, начнет поступать согласно капризам последнего, а не в соответствии с требованиями медицины? Вот и Господь пришел ради тех, кто был болен, о чем Сам засвидетельствовал, говоря: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Но каким образом станут здоровыми те, кто болен, и как будут каяться грешники? Неужели оставаясь непоколебимыми в себе или, напротив, значительно изменив образ жизни, через который и болезнь ненужную получили, и множество грехов совершили? Невежество, мать всех грехов, уничтожается знанием. Следовательно, и Господь дал ученикам Своим знание, через которое Он исцелял страдающих и удерживал от греха грешников.
Сщмч. Климент Римский
Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию
Монашеская история. Поучение о Последних временах
Братья и сестры, приветствую вас. Сегодня я бы хотел обратиться к слову великого человека, преподобного Антония Великого – Мегалос Антониос. И вот что он пишет: «Настанет некогда время, и человеки вознедугуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что ты не подобен нам».
Мы живем в государствах с победившей демократической процедурой. То есть, на выборах побеждает большинство. Перевес в один голос, в один процент. Все равно большинство, даже ничтожное большинство отголосовавших, считают, что они, собственно, имеют мандат на истину. А все остальные не похожи на них, должны покориться победившему большинству, даже с ничтожным перевесом. Таковы процедуры мира, в котором мы живем и мы не поменяем этого. Но правда ли это? Может ли один человек быть прав, а большинство неправы?
Может. Пример – Ной. Строил несуразный деревянный ящик огромного размера, вдалеке от морей и океанов, в горах. И говорил, что будет потоп, и люди будут гибнут. Если хочешь – помогай, если хочешь – зайди со мной в этот Ковчег. Он был предметом пререканий и насмешек. То есть, над ним просто, извиняюсь, ржали. Странный парень строит с сыновьями, втроем, вчетвером какой-то страшный ящик. Без паруса, без руля, без киля, без ветрил. Без ничего. Какой-то потоп будет. Долго ли они занимались этим занятием? 120 лет он строил Ковчег. Люди жили долго 500—600 лет или более. И они имели постоянную насмешку перед глазами. Странный Ной занимается ерундой. Потом, когда уже потемнело небо, ударил гром, полились воды, как из ведра, на грешную землю, и когда Ковчег закрылся, туда вошли все, кто должен был войти, смех закончился. Но уже было поздно.
Один человек может прав. Большинство правым быть не обязано. Оно побеждает по демократической процедуре. Но оно неправо по метафизике. Помню, когда в юности выслушал интервью с Максимовым, писателем-прозаиком, нашим русским эмигрантом. Тогда мы жили все в плену иллюзий о том, что демократия – это хорошо. А он говорит: демократия – это победа большинства, но не победа лучшего. Поймите, что лучшее – это удел меньшинства. Что меньшее число людей справедливы, целомудренны, верны, мужественны, воздержанны, благородны в намерениях. А весь остальной плебс дышит одним и тем же: хлебом, зрелищем, желанием нагадить на голову сопернику. Поэтому большинство – это победа демократии, но это не победа лучшего.
Вот Антоний говорит о том, что будут времена… А он говорил это, сидя в пустыни. Он не был аналитик, не занимался анализом рынков, или психологией масс. Он молился Богу, и Бог открывал ему будущее. Он говорил: будет время, народ вознедугует. И тогда один здоровый будет в себе указательные персты, тычащиеся. Говорят: ты больной, ты не согласен с нами. Ты говоришь: я хочу жить с одной женой. Ему скажут: живи со всеми. Живи со всеми, со всем, что шевелится, живи. Что ты, глянь на нас. Вот, нас много, и мы правы. Потому что нас большинство. Что ты вцепился в свою одну, верную благоверную, живешь с ней одной. Ты со всеми живи, со всеми, кто, повторяю, дышит и шевелится, вплоть до бессловесных. Так оно и есть. Что это ты стыдишься аборт сделать, говорят женщине блудницы-подружки. Что ты стыдишься мужика себе завести, молодого любовника, чтоб помолодеть, чтоб кожа была лучше. Современные бабы некоторые заводят себе любовников ради кожи. Нет, чтоб замуж выйти, семью создать. Нет, чтобы кожа была хороша. Заведи себе, старая кобыла, молодого какого-то хахаля, приплачивай ему, если он бедняга, какой-нибудь гастарбайтер. И кожа будет хорошая. Ах, ты не хочешь? Так ты дура. Ты темная дура. А мы умные бабы, мы знаем, как жить. А ты вообще какая-нибудь странная. Потому что нас много, ты одна.
Об этом в IV веке сказал Великий Антоний, который будто бы жил здесь на Рублевке, например, или на Манхеттене, или в Сохо английском, или где-нибудь еще. И он сказал, что будет время, что не подверженного общим болезням будут третировать люди больные, говоря: ты по преимуществу болен, ибо ты не похож на нас. Не бойтесь за правду казаться дураками. Если вам стыдно быть дураком перед нечестивцами за правду, то слаба вера ваша. Надо радоваться, когда вас обзывают нечестивцы. Ругань злодеев – это самая лучшая похвала. Пока до свидания.
Да придет антихрист: возлюби Грету Тунберг и Ольгу Бузову
Мы ждем новых пророков, потому что старые скучны и неэффективны
Грета Тунберг до жути напоминает Дэмиена Торна — малолетнего антихриста из культового фильма «Омен». И еще немного, когда говорит, она походит на Гитлера.
Раньше говорили: «Грешно смеяться над больными». Сейчас использовать слово «грешно» — моветон. Какой грех, если даже вампиры больше не боятся креста? Смеяться над больными определенно не стоит — гораздо правильнее (потому что прибыльнее) демонстрировать фриков за деньги. Как в «Уродцах» Тода Броунинга или средневековых балаганах — ничего нового, мы это уже видели.
Разница в том, что в последнее время фрики при должном маркетинге начали приносить больше денег, их не сравнить со здоровыми, — да и сами они стали куда респектабельнее. Превратились в доминантный тренд, как когда-то все эти бесконечные меньшинства. Тех притесняли, издевались над ними, но после начался обратный процесс — больше прав и свобод. И это было правильно. Но беда в том, что в итоге вместо равноправия общество во многих аспектах получило диктатуру меньшинств.
Появление такой, как Грета Тунберг, ее торжество — закономерный этап развития подобного социума, в котором установлены извращенные правила, не имеющие ничего общего ни с толерантностью, ни с терпимостью, ни с милосердием. Нас уверяли, что за все это и шла борьба, но нас обманули. Люди не стали добрее, сострадательнее, чище — наоборот: они озлобились, атомизировались, замкнулись в страхах и отмщении. И на каждого «униженного и оскорбленного» найдутся Брейвик и Таррант.
Мы наблюдаем войну всех со всеми, существуя в ней, как в безумии. И мы ждем новых пророков, потому что старые скучны и неэффективны. Фразу Ницше «Бог умер» тут надо понимать не относительно самого Бога, а относительно нашего разумения о Нем. Оно выпарилось — и теперь все дозволено. Даже торговля слезами больных детей.
Но смешны те, кто жалеет «несчастную» Грету. Мол, ее лечить надо. У Греты, по современным меркам, все хорошо. Она не лежит в душных больницах и не томится в кислых классах — ее жизнь ярка и влиятельна. Грета выступает на ассамблее ООН, тусуется с Соросом и Шварценеггером, ее номинируют на Нобелевскую премию мира. Она еще не Дэмиен, но стремится к нему (того в конце фильма за руку держал президент). И — о, ужас! — подчас Грета говорит правильные вещи, пусть порой слишком поверхностные.
Так что не жалейте великомученицу стокгольмскую — пожалейте себя. Потому что история Греты лучше всего описывается словами Антония Великого: «Наступят последние времена, когда девять больных придут к одному здоровому и скажут: ты болен, потому что ты не такой, как мы…» Старец предвидел все, но кто станет слушать его сегодня? Если нет влога, нет Инсты — сиди в пещере и не высовывайся, лузер.
Серафимы Саровские и Фомы Аквинские бесполезны отныне — их знания ничего не значат. Ведь слушают лишь того, кто успешен и популярен, а знания как таковые в принципе не нужны. Человечество устало и требует дурной мудрости: простой, как топор, сладкой, как вата, увлекательной, как видеоролик. Больше развлечений, глупости и нахрапистости! Юные идут верной дорогой в светлое будущее, а прошлое — одна глобальная ошибка, которую поскорее надо забыть.
Это — один из главных уроков воцарения Греты. Проблема ведь не в больной девочке, питаемой гордыней, — она лишь отрабатывает свой текст по бумажке и вживается в роль. Вопросы есть к тем, кто раскручивает ее: к родителям-шоуменам, организациям, политикам и деятелям — гигантский психоцирк, ставший корпорацией по взращиванию и раскрутке монстров. В духе проектов «алло, мы ищем таланты!», но куда больше, опаснее.
Однако Грета Тунберг не воцарилась бы, если б на то не существовало запроса. Что лежит в основе ее торжества? То же, что в феноменальном успехе Бузовой в России. И по Грете, и по Ольге изначально видно, что они особенные (в политкорректное время используют подобные эвфемизмы). И, наблюдая за ними, человек — даже самый неказистый — чувствует себя полноценнее. Такие, как Грета и Бузова, нужны обществу, чтобы скрывать его тотальную деградацию. Нет, вы не тупы и не больны. Вы умны и красивы. Не верите? Смотрите на Грету и Бузову.
Так же зритель питается идиотскими шоу, в которых препарируют бухую Шурыгину и умирающих Фриске с Заворотнюк. Так же он пялится на влогеров, совершающих очередную дурь. Чужая глупость и мерзость нужны, чтобы не замечать свои собственные. Потому на Грету и Бузову подписываются миллионы.
Человек стал слишком ленив и посредственен. Он больше не хочет тянуться к лучшим, опираясь на плечи гигантов. На это нет ни сил, ни желания. Прогресс, писал Руссо, не дал нам ничего, кроме падения нравов, — и это тоже. Но что определенно подарил нам прогресс — так это ощущение ложной легкости и фальшивую уверенность в том, что мы властелины мира.
Для чего учиться, если информацию можно скачать в Интернете? Для чего работать, если можно паразитировать? Для чего совесть и честь, если они не только бесполезны, но и вредны в современном мире? Новый человек растет в мире товарно-денежных отношений, где все — от девственности до веры — имеет свою цену, но вместе с тем все предельно обесценено. Ребенок думает, что может получить любую информацию благодаря одному клику. Для look’а он выпотрошит родителей или, если не повезло, устроится закладчиком, веб-актером или поваром, но лучше всего: «Мама, я не хочу в школу и институт — какой смысл? Я буду блогером!»
И действительно: для чего учиться пять-шесть лет, чтобы работать педиатром за 25 тысяч рублей, придавленным хамоватыми родителями и бюрократическим государством? Если можно стать бьюти-блогером, трэвел-блогером — и зарабатывать много денег? Намного проще и выгоднее.
И тут возникает иная опасность. Те, над кем насмехались, используя для избавления от комплексов и напряжения, оказываются законодателями моды. Грету и Бузову больше не водят за ручку, как уродцев, — теперь они водят людей за нос, и те алкают быть похожими на них, потому что так выглядит, пахнет, говорит успех. Прикоснись к нему: подпишись на Инсту, купи альбом, книгу, трусики, услышь речь, сходи на концерт… Фраза «будьте проще — и люди к вам потянутся» принимает совсем уж зловещий смысл. Будьте патологически проще, спуститесь до нижнего дна — и вы добьетесь успеха. Чем глупее, тем лучше. Чем больнее, тем ярче. Чем безответственнее, тем краше.
Трагедия в том, что миллионы хотят походить на Грету и Бузову. Но еще большая трагедия состоит в том, что миллионы ими никогда не станут и будут испытывать страдания неполноценности, глядя на еще более неполноценных. Они сами взрастили монстров и теперь поклоняются им, принося в жертву знания, достоинство, семейные узы и даже собственное потомство (как та девушка из Кирова, оставившая свою трехлетнюю дочь в пустой квартире на неделю ради трансляции в Инстаграме).
Современные подростки и дети, которых во многом олицетворяет Грета, понимают это лучше других. Многие из них превратились в ювенальных фашистов, требующих ключи от мира по одному лишь праву своего рождения. Прошлое бесполезно, говорят они, мы здесь власть, и мы устанавливаем свои правила, а вы, взрослые, — чума и гибель, вы бесполезны, как бесполезны все достижения тысячелетней цивилизации. Но нет, стойте, не уничтожайте их сразу — дайте их нам, эти блага, и отойдите в сторону, а мы уж без вас разберемся. Потому что мы лучше — и мы вас обвиняем!
Но беда в том, что сами детки с наследием предков не разберутся. У них нет для того ни сил, ни знаний, ни воли. Они вторичны, слабы и мягкотелы. Они читают с экрана или по бумажке, они талантливы даже, но они — не самостоятельны. И в том числе от того в них зреет еще большая ярость.
Подобное, конечно, уже было и в истории, и литературе. Будь то выдуманные «дети кукурузы» или реальный крестовый поход детей под предводительством пастушка Стефана. Но то, что это уже было, не снимает проблемы, а, наоборот, усугубляет ее. Ведь болезнь разрастается и становится не просто нормой, а ролевой моделью. И больные с детскими лицами приходят к взрослым — обвиняют и требуют, требуют и обвиняют снова.
Так выглядят последние времена, когда дети восстают на родителей и умертвляют их. Потому что антихрист — не рогатый черт, пахнущий серой. Антихрист — это слабость и дурь человеческая, позволяющая творить то, что не вовремя и не к месту, спускаясь на самое дно глупости, тщеславия, алчности и гордыни.
Глава 9
Исцеление расслабленного ( Мф.9:1–8 ). Призвание Матфея ( Мф.9:9–13 ). Ответ ученикам Иоанновым о посте ( Мф.9:14–17 ). Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери начальника синагоги ( Мф.9:18–26 ). Исцеление слепых и немого ( Мф.9:27–34 ). Путешествия Иисуса Христа и речь о жатве и жателях ( Мф.9:35–38 ).
«В Свой город» : Капернаум (ср. Мк.2:1 ), где Господь поселился во исполнение древнего пророчества ( Мф.4:13 и дал.). «Родился Он в Вифлееме, воспитан в Назарете, а жил в Капернауме» (3лат., ср. Феофил.).
«Богохульствует» : богохульствовать – хулить имя Божие, уничижать его, говорить о нем нечестиво, частнее – присвоять себе то, что принадлежит одному только Богу (ср. Мк.2:7 ; Лк.5:21 ). Книжники, значит, обвиняли Иисуса Христа в том, что Он, будучи, по их мнению, человек, присвояет Себе право, принадлежащее только Богу, и тем как бы поставляет Себя на место Бога, или делает себя равным Богу (ср. Ин.5:18,10:33 ): ибо только Бог может прощать грехи. Но Господь, отпущая грехи расслабленному, именно утверждает истинность Своего Божества, и чудо, сопровождавшее слова Его, подтверждало их как нельзя яснее.
«Видя помышления их» : знание сокровенных мыслей и чувствований людей принадлежит только Богу ( 1Пар.28:9 ; Иер.17:10 ; Деян.2:23 ; Рим.8:27 ); то же качество или свойство приписывается и Мессии ( Ин.2:24–25 ). – «Худое» : считая Меня богохульником, в противоположность самому больному и принесшим его, которые имеют такую сильную и всецелую веру в Меня. – «В сердцах своих»: хотя и не выражаете этого на словах. Знайте же, что Я знаю то, что у вас на сердце, следовательно, обладаю всеведением, которое свойственно одному Богу, как и власть прощать грехи; и если обладаю всеведением, то обладаю и этой властью. – «Что легче» и пр.: сказать – встань и ходи не легче, чем сказать – прощаются тебе грехи; для того и другого нужна одинаковая божественная власть: ибо встать и ходить, т.е. выздороветь, больной может только тогда, когда снята с него будет или прощена будет причина его болезни – грех. «Но поелику исцеления души нельзя видеть, а исцеление тела очевидно, то Я присоединяю к первому и последнее, которое хотя ниже, но очевиднее, дабы посредством оного уверить в высшем невидимом» (Злат.).
«Удивился» ( ἐφοβη’υηναν ) – собственно испугался. Таково естественно могло быть первое впечатление при виде необыкновенного действия Господа Иисуса над расслабленным. – «Прославил Бога» (см. прим. к Мф.5:16 ): прославить Бога значит здесь – воздать хвалу Богу, призвав Его всемогущество, так поразительно явленное.
«Сидящего у сбора пошлин» : в месте, где собирались пошлины (см. прим. к Мф.5:46 ). – «По имени Матфея» : евангелисты Марк ( Мк.2:14 ) и Лука ( Лк.5:27–28 ) называют его Левием. Иудеи имели обычай носить два имени. – «Следуй за Мной» : будь Моим учеником (см. прим. к Мф.4:19 и дал.). – «Последовал за Ним» : такова сила слова Господа! Одного слова Его достаточно было, чтобы сборщик податей – человек, как и все подобные, зажиточный – тотчас оставил все ( Лк.5:28 ) и последовал за Господом, не имевшим где подклонить голову.
«Возлежал» : у иудеев, как и у других восточных народов, было в обычае – во время обеда или вечери не сидеть, а возлежать вокруг приготовленных на низком столе яств, облокотившись левой рукой на подушку. – «В доме» : самого Матфея или Левия ( Лк.5:29 ), который тотчас по призвании своем решился угостить своего Учителя и Господа. Ободренные снисходительностью Господа к человеку, которого молва людская считала грешником, как и всех ему подобных, многие товарищи его по ремеслу – сборщики податей, может быть, приглашенные самим Матфеем по сему случаю, и грешники – люди, по мнению иудеев и особенно фарисеев, не доброй нравственности и поведения, пришли и участвовали в угощении, вместе со Спасителем и Его учениками.
«Для чего Учитель ваш» и пр.: сидеть или возлежать (по восточному обычаю) за одним столом означает известную близость между собою сидящих или возлежащих. Фарисеи, мнимые праведники, делая предложенный вопрос ученикам Господа, обвиняют Его, что Он ищет близости и сообщества с людьми дурной, по их мнению, нравственности, и тем выражают подозрение, что и сам Он едва ли праведен, потому что входит в общение с грешниками и мытарями. «Клевещут пред учениками на Учителя с худым намерением, желая отвлечь учеников от Учителя» (Злат.).
«Никто к ветхой одежде» и пр.: если одежда довольно поносилась и явилась на ней дыра, то благоразумнее к разорвавшемуся месту пришить заплату из поношенного же, а не нового, твердого; иначе новое отдерет и дыра будет больше. – Новая суровая заплата означает здесь пост, а старая одежда – слабость или несовершенство учеников. Смысл этой приточной речи таков: «ученики еще не утвердились, но требуют еще большего снисхождения; они еще не обновились духом; при их состоянии не должно налагать на них тяжких заповедей» (Злат.).
«Мехи ветхие» : на Востоке, особенно во время путешествий, для сохранения вина, употребляли и употребляют мехи, приготовляемые из кожи животных особенным образом для этой цели (бурдюки). От долгого употребления они ветшают, и тогда небезопасно вливать в них молодое вино, более крепкое и сильное; оно может прорвать мех, а потому для молодого крепкого вина нужны и мехи новые, крепкие. Смысл и этой приточной речи тот же, что и предыдущей: новое вино – пост, ветхие мехи – слабость учеников, которой не должно обременять (ср. Феофил., 3лат.).
«Народ был выслан» : остались с Иисусом Христом только апостолы Петр, Иаков и Иоанн и еще отец и мать девицы ( Мк.5:37–40 ), как ближайшие свидетели чуда воскресения.
«Двое слепых» : «узнавшие о чудотворениях Господа и веровавшие, что Он есть ожидаемый Мессия» (Евф. Зиг.). Выражение: «Сын Давидов» равнозначительно слову – Мессия. Господь действительно был сын или потомок Давида ( Мф.1:1 ). Выражение: «помилуй нас» показывало веру слепцов в Господа как чудотворца.
«Пришел в дом» : испытывая твердость веры слепцов и намереваясь наедине сотворить чудо, о котором бы никто не знал – «И открылись глаза их» : возвратилось зрение к ним (ср. Ин.9:10 ). – «Строго сказал им» и пр.: запрещение последовало, вероятно, по тому же побуждению, по которому дано таковое же и исцеленному от проказы (ср. прим. к Мф.8:4 ). «А они, выйдя» : т.е. из дома, в котором совершилось чудо, «разгласили» о чудотворце; «воспоминая милость, не могут молчать о благодеянии» (Иерон.); «не удержались, но стали проповедывать и благовествовать» (Злат.), «не по ослушанию, но по чувству благодарности» (Феофил.).
«Привели к Нему человека немого бесноватого» : «эта немота была не естественна, но от демона; посему и приводят его другие. Сам по себе не мог он просить, потому что демон связал ему язык. По этой причине Христос не требует у него веры, но тотчас врачует его» (Феофил. ).
«Никогда не бывало» и пр.: никогда не случалось, чтобы так славно и торжественно происходили такие явления, как это и другие совершенные Господом изгнания демонов.
«Фарисеи говорили» : народ выражает удивление, правильно понимая дела Господа, как Мессии; руководители же народа злобно клевещут на Господа, стараясь отвлечь его от Него и тем нравственно развращая его (см. прим. к Мф.12:24 и дал.). – «Силою князя бесовского» : начальника над бесами ( ἀρχιδια’βολος Evang. Nicod. 23); в другом месте начальник или князь бесов называется Веельзевулом ( Мф.12:24 : см. прим. к сему ст.).
«Изнурены и рассеяны» : толпы народа, которые Господь видел, обходя грады и селения со своею проповедью ( Мф.9:35 ), Он сравнивает со стадом овец, блуждающих без пастыря. Иудея – по преимуществу страна пастушеская, и Господь берет всем понятное сравнение. Пастырь добрый хранит своих овец день и ночь, провождает их, оберегает их; без этого стадо – в разброде, подвержено опасности от хищных зверей, терпит безвременно солнечный жар и холод ночной и изнурено. Таков и этот народ в духовном отношении. Его учители духовные – не истинные пастыри и учители, сами слепцы и не просвещают народа истинным учением, – не только не исправляют его, но еще развращают (ср. Феофил.). Спаситель сжалился над этим бедным народом.
«Жатвы много» и пр.: другой величественный и вместе всем понятный образ. Поле, покрытое спелой жатвой, нужно выжать, но жнецов мало. Смысл речи без иносказания таков (ср. Ин.4:35 и дал.): велико число народа, ищущее царства Мессии, стремящееся к нему и готовое вступить в него, но мало приготовленных для сего учителей народа. Кроме Христа и Его апостолов, таковых не было. – «Молите Господина жатвы» : Бога, делом Которого Господь почитает совершаемое Им самим на земле дело (ср. Ин.4:34 ). – «Чтобы выслал» : усиленное выражение, происшедшее из чувства глубокого сожаления о народе и сознания неотложной потребности в новых деятелях – жателях. Молитесь Богу, чтобы Он по Своей благости и могуществу способствовал образованию новых, не в духе Фарисейском и иудейском приготовленных, деятелей для нового дела – проповеди народу о наступлении царства Мессии.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»