Причисление к числу святых что это
КАНОНИЗАЦИЯ
Канониза́ция (гр. άναχερύσις, лат. canonizatio, от гр. χανών в значении “список, каталог“), причисление усопшего подвижника к лику святых. В качестве определенной процедуры канонизация святых оформилась в относительно позднее время и при этом не во всех церковных традициях.
Канонизация в Древней Церкви
В древней Церкви канонизации как таковой не было. Церковная община или отдельное лицо обыкновенно получали благословение епископа на сохранение мощей святого и на ежегодное празднование его памяти. С развитием почитания святых подобное признание выражалось во внесении имени святого в диптихи и мартирологи; собирание актов мучеников, столь важное для жизни Церкви в IV-VI вв., видимо, не было непосредственно связано с вопросом о признании или непризнании их святости. В принципе, для верующих первых веков христианства и раннего средневековья святость была очевидностью, “сияющий белизной сонм избранных” (Григорий Турский) был явлен церкви как данность: проблема доказательства святости, чрезвычайно значимая для христианского сознания в новое время, для раннего периода была неактуальна. Правда, Африканская Церковь устанавливает в IV в. различие между признанными и не признанными святыми (inter vindicatos et non vindicatos), однако речь шла не столько о признании святости, сколько об установлении православия усопшего подвижника – это было существенно в силу того, что свои мученики были и у еретиков, и нужно было отличать подвижников, скончавшихся в православии, от тех, кто принял мученическую кончину, не отказавшись от ереси.
Канонизация в Восточной Церкви
Когда почитание святых делалось общецерковным, установление общецерковного празднования могло, видимо, быть результатом соборного решения (особенно в спорных случаях) или постановления предстоятеля Церкви (патриарха). Данные о такого рода решениях для раннего времени у нас отсутствуют. Первое известное нам патриаршее постановление с провозглашением подвижника святым относится ко времени константинопольского патриарха Фотия (ок. 810 – ок. 895). Известен также указ императора Льва Мудрого (886-911), повелевавший, чтобы во всей греческой церкви совершались празднования в честь ряда наиболее почитаемых святителей (этот yкaз, однако, отнюдь не вводил почитание, а лишь регулировал уже сложившуюся традицию). В принципе же, причисление к лику святых местночтимых совершается в греческой церкви правящим архиереем и ни в каком утверждении не нуждается; высшие иерархические инстанции действуют лишь при преобразовании местного почитания в общецерковное. Отсутствует и какой-либо особый чин причтения к лику святых. Причтение отмечается торжественной службой в честь нового святого и внесением его имени в святцы для ежегодного совершения его памяти.
Канонизация в Западной Церкви
Иным образом обстоит дело в Западной церкви. Первоначально и здесь право “помещения св. мощей в алтарь для почитания” принадлежит епископату, хотя почитание отдельных подвижников продолжает развиваться стихийно вне жесткого контроля церковной власти; Карл Великий находит нужным постановить в своих капитуляриях, чтобы чествованию святого предшествовало его признание хотя бы местным архиереем. Первым известным формальным актом установления почитания является канонизация св. Ульриха Аугсбургского в 993 г. Около 1170 г. папа Александр III постановляет, что никто не может почитаться святым без решения Римской церкви, т.е. без санкции папы. Это постановление включается в декреталии папы Григория IX и становится частью западного канонического права. Со временем канонизация превращается в строго регламентированную процедуру. Не ранее чем через 50 лет после кончины подвижника по заявлению местного клира и епископа конгрегация обрядов (congregatio ritus) проводит троекратное исследование о жизни усопшего и совершенных им (при жизни или после смерти) чудесах, после чего конгрегация голосует и в случае положительного исхода голосования объявляет усопшего блаженным (beatus); данная процедура именуется беатификацией. После этой процедуры дозволяется местное почитание; если после этого совершаются новые чудеса, ставится вопрос о канонизации (для общецерковного почитания). Решение об этом оглашается самим папой по специальному чину с формулой “постановляем и определяем, что блаженный N является святым” (decernimus et definimus beatum N sanctum esse).
В Восточной церкви формальные процедуры этого рода не разработаны, хотя в главных чертах канонизация основывается на тех же принципах. Наиболее существенным моментом остается чудотворение как наиболее ясное указание на святость почившего, на действие в нем и через него божественной благодати. В Русской Церкви большое (хотя и не решающее) значение придается также нетленности мощей.
Канонизация в Русской Церкви
В первый период причтение к лику святых совершается прежде всего епархиальными архиереями, в ряде случаев почитание приобретает общерусский характер, всего за этот период канонизировано более 60 святых, среди которых страстотерпцы Борис и Глеб, равноапостольные Ольга и Владимир, святители (например, Леонтий Ростовский, а затем московские святители Петр, Алексий и Иона), преподобные (начиная с Антония и Феодосия Печерских), благоверные князья (например, Александр Невский), мученики (например, князь Михаил Черниговский и боярин его Феодор), блаженные (т.е. юродивые, например Николай Кочанов или Максим, юродивый московский).
39 святых было единовременно канонизировано на Соборах 1547 и 1549 гг. Канонизация целого сонма русских святых на этих соборах была связана с церковко-государственными реформами митрополита Макария и Ивана Грозного, с устроением Московского царства как христианской империи, наследующей место Византии в церковном и государственном отношении. Одним из аспектов этого устроения было собирание святых земли русской, ранее местночтимых, составление их житий и служб в их честь. Среди канонизированных на этих соборах святых были святитель Стефан Пермский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий Литовские, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.
От времени макарьевских соборов до учреждения синода было канонизировано более 130 святых, для ряда из них обстоятельства их канонизации остаются неизвестными, и можно полагать, что их канонизация осуществлялась прежним порядком, т.е. решением правящего архиерея. К числу святых, канонизированных в этот период, принадлежат преподобный Иосиф Волоцкий, святители Гурий и Герман Казанские, Василий Блаженный, юродивый Московский и др.
Рационалистические идеи, лежавшие в основе церковной политики Петра I, и стремление этого царя, равно как и многих последующих монархов поставить церковную жизнь под государственный контроль приводят к существенным изменениям в практике канонизации. Народное почитание неканонизированных подвижников, поклонение их мощам и т.п. начинает рассматриваться государственной властью как суеверие (это отразилось в “Духовном Регламенте”), и все народное благочестие в целом воспринимается как идущее вразрез с государственными интересами. Государственное давление в значительной степени определяет и проводившуюся синодом политику. Канонизации в течение синодального периода немногочисленны (менее десяти), причем процедура канонизации усложняется и формализуется (положение отчасти меняется лишь в царствование Николая II). В этот период канонизированы святители Димитрий Ростовский, Митрофан Воронежский, Иннокентий Иркутский, Тихон Задонский, Ермоген, патриарх Московский, Иоасаф Белгородский, преподобные Феодосий Тотемский и Серафим Саровский.
При советской власти церковь долгое время не имела возможности утверждать почитание новых святых. Канонизация новых святых возобновляется лишь в последние десятилетия. Среди канонизированных в это время преподобный Герман Аляскинский, святитель Иннокентий Московский, равноапостольный Николай Японский, патриарх Тихон, Иоанн Кронштадтский и др.
На Архиерейском Соборе 2000 г. в Москве состоялась беспрецедентная канонизизация более 1000 новомучеников и исповедников Российских.
Канонизация
Канониза́ция (от лат. canonizatio; от греч κανών (канон)) – официальное признание Церковью праведника, одного из своих членов, святым; официальное причисление его к лик святых. Из сказанного не следует, что только те, кто канонизирован, стяжали святость, т.к. существует большое количество святых, почивших в безвестности.
В широком смысле канонизацию можно понимать как прославление свидетельства реальности Боговоплощения и обожения человека.
Канонизация – это закрепление актом высшей церковной власти реального опыта молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижником благочестия, – опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи, которую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощущают между собой и угодником Божиим. Когда для Церкви эта связь становится несомненной, тогда и происходит канонизация новоявленного святого – подлинного раба Божия и нашего помощника, о чем многие уже знают по собственной жизни.
Где найти список святых?
Каковы критерии канонизации святых
Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации:
Отдельный критерий – мученическая кончина за веру.
Кто принимает решение о канонизации святых?
Инициируется процесс канонизации священнослужителями и мирянами. Далее епархиальный архиерей передаёт дело епархиальной комиссии по канонизации святых.. Материалы для канонизации в Русской Православной Церкви рассматривает, изучает и проверяет Синодальная комиссия по канонизации святых. Решение о канонизации выносит Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы.. Патриарх может благословить почитание местночтимого (почитаемого в одной епархии или регионе) святого, Архиерейский или Поместный Собор — общецерковное почитание.
Зависит ли посмертная участь святого от канонизации?
Нет, не зависит. Канонизация лишь свидетельствует ещё живущим на земле о святости, причастности к Богу ушедших, об их подвиге, о возможности молитвенного обращения к ним.
Как отмечается причисление к лику святых?
В Православной Церкви причисление к лику святых в настоящее время отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.
Какой срок должен пройти после земной кончины подвижника?
Формального срока в настоящее время не установлено.
История причисления подвижников к лику святых
В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.
В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.
В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.
преподобный Афанасий Паросский в письме к своему ученику:
«Ты написал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Богослова, у тебя с друзьями возник разговор о новомучениках, и что некоторые из них, не только малознающие, но и ученые, утверждали, что святых мучеников нельзя почитать без разрешения Великой Церкви, а ты вроде бы и хотел возразить, но засмущался, боясь, как бы их слова не оказались справедливыми. Ты пишешь, что написал мне сие, дабы я посмеялся, но я не посмеялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто высказывают подобные суждения, сама тема – не смешная, но благопристойная и святая. Поэтому я больше огорчился; особенно же меня огорчило то, что образованные люди говорят как неученые и малограмотные. Где прочитали о сем эти «ученые», да и где это слыхано в Церкви Божией, чтобы святые мученики ожидали земного суждения об их мученичестве, чтобы этот земной суд свидетельствовал о тех, кто запечатлел свой конец исповеданием святой веры и кого подвигоположник Христос сразу и немедленно сподобил небесного венца?»
Канонизация
Канониза́ция (от греч. κανονίζω — регулировать, определять, узаконивать) — многозначный термин.
Содержание
Христианство
Православие
В практике православных Церквей органом, полномочным канонизировать то или иное лицо в лике святых, является обычно высший законодательный орган данной поместной Церкви, то есть Поместный Собор или Синод.
Католицизм
По правилам католической церкви, процесс причисления к лику святых обычно начинается не ранее, чем через пять лет после смерти человека. Наряду с канонизацией различают также беатификацию — причисление к лику блаженных. Разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой римским Урбаном VIII.
Литературоведение
См. также математический (приведение к нормальной форме) и компьютерный (en:Canonicalization) аналоги.
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Канонизация» в других словарях:
КАНОНИЗАЦИЯ — (ново лат. canonisatio, от греч. kanon канон). В римско католической церкви: сопричислете к лику святых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНОНИЗАЦИЯ новолатинск. canonisatio, от греч. kanon, канон.… … Словарь иностранных слов русского языка
канонизация — узаконение, создание, причисление Словарь русских синонимов. канонизация сущ., кол во синонимов: 4 • беатификация (1) • … Словарь синонимов
КАНОНИЗАЦИЯ — (от греческого kanonizo), в католической и православной церквах акт причисления какого либо лица к числу святых … Современная энциклопедия
КАНОНИЗАЦИЯ — (от греч. kanonizo узаконяю) 1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых.2) (Перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон; узаконение … Большой Энциклопедический словарь
КАНОНИЗАЦИЯ — КАНОНИЗАЦИЯ, канонизации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. канонизировать и канонизовать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
канонизация — КАНОНИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный и КАНОНИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Канонизация — (canonisatio, от греч. Глагола kanonizein узаконить) узаконение, через особое, каждый раз, постановление высшей церковнойвласти, чествования церковью умершего подвижника веры и благочестия, каксвятого. Все христианские церкви (кроме протестантов) … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
КАНОНИЗАЦИЯ — (от греч. fcanonizo узакоияю) англ. canonization; нем. Kanonisierung. 1. В христианской церкви причисление к. л. к лику святых. 2. Причисление к. л. к числу полубожественных существ героев. 3. Узаконение, превращение к. л. правила в обязательное … Энциклопедия социологии
Канонизация — причисление того или иного лица к лику святых в православной и католической церквах. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Канонизация — (от греч. kanonizo узакониваю) 1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых; 2) (перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон; узаконение. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.
Канонизация
Полезное
Смотреть что такое «Канонизация» в других словарях:
КАНОНИЗАЦИЯ — (ново лат. canonisatio, от греч. kanon канон). В римско католической церкви: сопричислете к лику святых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНОНИЗАЦИЯ новолатинск. canonisatio, от греч. kanon, канон.… … Словарь иностранных слов русского языка
канонизация — узаконение, создание, причисление Словарь русских синонимов. канонизация сущ., кол во синонимов: 4 • беатификация (1) • … Словарь синонимов
КАНОНИЗАЦИЯ — (от греческого kanonizo), в католической и православной церквах акт причисления какого либо лица к числу святых … Современная энциклопедия
КАНОНИЗАЦИЯ — (от греч. kanonizo узаконяю) 1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых.2) (Перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон; узаконение … Большой Энциклопедический словарь
КАНОНИЗАЦИЯ — КАНОНИЗАЦИЯ, канонизации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. канонизировать и канонизовать. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
канонизация — КАНОНИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный и КАНОНИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Канонизация — (canonisatio, от греч. Глагола kanonizein узаконить) узаконение, через особое, каждый раз, постановление высшей церковнойвласти, чествования церковью умершего подвижника веры и благочестия, каксвятого. Все христианские церкви (кроме протестантов) … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
КАНОНИЗАЦИЯ — (от греч. fcanonizo узакоияю) англ. canonization; нем. Kanonisierung. 1. В христианской церкви причисление к. л. к лику святых. 2. Причисление к. л. к числу полубожественных существ героев. 3. Узаконение, превращение к. л. правила в обязательное … Энциклопедия социологии
Канонизация — причисление того или иного лица к лику святых в православной и католической церквах. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Канонизация — (от греч. kanonizo узакониваю) 1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых; 2) (перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон; узаконение. Политическая наука: Словарь… … Политология. Словарь.
Современные аспекты канонизации святых
В чем-то схожая ситуация, по мнению протоиерея Владислава Цыпина, сложилась в нашей стране в 1920–1930-е годы. Тогда гонения на Церковь послужили почвой для нестроений внутри нее. Эти нестроения очень скоро привели к многочисленным расколам. Но наряду с отколовшимися от Церкви «живоцерковниками», заслуживавшими безусловного осуждения как поправшие канонические устои Церкви, в расколе находились и так называемые «непоминающие», несогласные с позицией митрополита Сергия (Страгородского) и отказавшиеся поминать его за богослужением. Этот раскол был вызван не личными заблуждениями или амбициями отколовшихся, а, скорее, разным видением адекватного реагирования на бедственную ситуацию в стране. Так как пострадавшие и расстрелянные были с той и с другой стороны, то необходимо было дать оценку разделениям, исходя из их причины, и решить вопрос о возможности причисления к лику святых тех убиенных, которые были сторонниками какой-либо позиции.
Итак, критериями, которыми руководствуется Русская Церковь при канонизации святого, являются: безупречное исповедание православной веры, подвижническое житие, народное почитание, прижизненные и (или) посмертные чудеса и, в некоторых случаях, полное или частичное нетление мощей. Если речь идет о мученике, то к этому добавляется факт пролития крови за Христа.
Вопрос о канонизации мучеников вообще особенный для нашего времени. Половина XX века в России прошла для христиан под венцом мученичества. И огромная часть всех дел по канонизации, с которыми работала образованная в 1989 году Синодальная комиссия, была так или иначе связана с жертвами репрессий. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться при подготовке канонизации новомучеников, осветил член Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский) в своем докладе «Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских».
Когда речь заходила о расстреле действительно верующего и церковного человека, необходимо было выяснить всю совокупность обстоятельств его жизни и служения в Церкви. При тщательном исследовании архивно-следственных дел порой вскрывалось, что посаженный в тюрьму за исповедание веры и просидевший там довольно длительный срок оказывался агентом НКВД, исполнявшим функции слежения и доноса. «В советское время одной из форм борьбы государства с Церковью была вербовка под нажимом НКВД осведомителей, должных не только собирать информацию о происходящем в Церкви и передавать ее в НКВД, но и проводить внутри Церкви разрушительные мероприятия по указанию того же НКВД. Это ставит весьма сложные проблемы перед исследователями, так как НКВД старался скрыть своих сотрудников и не во всех случаях привлекал их в качестве свидетелей, чтобы не обнаружить их. По одним только материалам допросов не всегда возможно судить об истинном положении человека – исповедник он или предатель.
Конечно же, докладами игумена Дамаскина (Орловского) и протоиереев Владислава Цыпина и Георгия Митрофанова далеко не исчерпываются материалы конференции «Прославление и почитание святых». Но и из представленных докладов видно, что основная работа Комиссии по канонизации святых лежит в области дальнейшего изучения материалов жизни новомучеников и исповедников XX века. И если относительно пострадавших в 1920–1930-е годы, вероятно, большая часть материалов уже изучена, то неизученными еще остаются 1940–1960-е годы, когда, быть может, было не так уже много мучеников, но много исповедников, тех, которые, растеряв в тюрьмах и ссылках свое здоровье, окончили свой путь служения Церкви уже на свободе.