Причет церковный что это
Причт
Причт — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (приходе): как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.); в позднейшем словоупотреблении иногда означает только последнюю категорию лиц (см. Причетник).
Причт каждой церкви образовывался по положенному для неё штату, который составлялся консисторией и архиереем по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов причта. На учреждение нового причта, а равно на изменения в его составе каждый раз испрашивалось архиереем разрешение Святейшего Синода. Содержание сельскому причту доставляли главным образом доходы за требоисправления у прихожан (разделяемые между членами причта по утверждённым Синодом правилам), земельная церковная собственность, иногда — готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях).
Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви.
См. также
Литература
Католическая иерархия | ||
---|---|---|
Епископат | Папа · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ) | |
Пресвитеры | Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан | |
Диаконы | Диакон · Постоянный диакон | |
Прислуживающие во время литургии | Аколит · Чтец · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий) | |
Для определённых задач | Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор | |
В восточнокатолических церквях | Экзарх · Архимандрит | |
В католических орденах | Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций | |
Упразднённые | Королевский кардинал · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий |
Полезное
Смотреть что такое «Причт» в других словарях:
причт — (разг.) ПРИЧЕТ, а; м. собир. Церк. Духовенство христианского храма; клир. Явился со всем причтом (шутл.; со всем своим окружением). ◁ Причтовый, ая, ое. П. доход. * * * причт штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей… … Энциклопедический словарь
причт — См … Словарь синонимов
ПРИЧТ — ПРИЧТ, священно и церковнослужители одного храма (прихода) в христианстве. В причт входят: настоятель, священник (иногда 2 3 и более), дьякон, пономарь, псаломщик, чтец и т.д … Современная энциклопедия
ПРИЧТ — ПРИЧТ, причта, и (разг.) причет или причёт, причета, муж. (церк.). Духовенство какой нибудь церкви, клир. «Навстречу Дубровскому попался поп со всем причетом.» Пушкин. || перен. Определенная группа участников чего нибудь (шутл.). «Барон д Ольбах … Толковый словарь Ушакова
ПРИЧТ — ПРИЧТ, а, муж. Служители и певчие в православной церкви [первонач. исключая священника]. Явился со всем причтом (перен.: со всем своим окружением; разг. шутл.). | прил. причтовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
ПРИЧТ — ПРИЧТ, причтовый, см. причислять. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Причт — ПРИЧТ, священно и церковнослужители одного храма (прихода) в христианстве. В причт входят: настоятель, священник (иногда 2 3 и более), дьякон, пономарь, псаломщик, чтец и т.д. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ПРИЧТ — штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) при православной церкви. Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем … Большой Энциклопедический словарь
причт — причт, а и причет, а (духовенствокакой л. церкви) … Русское словесное ударение
Причт — м. Духовенство какой либо церкви; клир. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
причет церковный
Смотреть что такое «причет церковный» в других словарях:
причет — ПРИЧЁТ, ПРИЧТ, а, м. (церк. сл.). Церковные служители и певчие одного прихода. ► Егоровна пригласила попа и весь причет церковный на похоронный обед. // Пушкин. Дубровский //; За батальоном, шедшим по пыльной дороге, шли в ризах священники … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Феогност, митрополит всея Руси — Феогност (ум. 14 III 1353 г.) – митрополит всея Руси, автор поучения и грамоты. Ф., по происхождению грек, был хиротонисан в митрополита Киевского и всея Руси константинопольским патриархом Исайей в 1328 г. и в этом же году прибыл на Русь. Его… … Словарь книжников и книжности Древней Руси
Феогност, митрополит киевский и всея Руси — митрополит киевский и всея Руси, по происхождению константинопольский грек, поставлен в русские митрополиты в Константинополе в конце 1327 или начале 1328 г., ум. 11 марта 1353 г. Прибыл на Русь, вероятно, в 1328 г., сначала в Волынскую землю,… … Большая биографическая энциклопедия
Клир — (греч. χλἥροζ жребий, доля, доставшаяся по жребию) в широком значении совокупность священнослужителей (духовенства) и церковнослужителей (иподьяконы, чтецы, певцы, пономари, алтарники). Клирики так называются потому, что они избираются в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
НАЧИТЫВАТЬ — НАЧИТЫВАТЬ; начитать или Начесть что (употребление спутало глаг. читать и считать: первый, с предлогом, относится до чтения; второй, с предлогом, до счета: см. насчитывать), прочитать известное количество, перечитывать. Он много начитал в зиму,… … Толковый словарь Даля
начитывать; — начитать или начесть что (употребление спутало гл. читать и считать: первый, с предлогом, относится до чтения; второй, с предлогом, до счета: см. насчитывать), прочитать известное количество, перечитывать. Он много начитал в зиму, да мало… … Толковый словарь Даля
Переславская епархия — Переславская и Дмитровская епархия Русская Православная Церковь Основная информация Страна Российская империя … Википедия
Свято-Троицкий храм (Люберцы) — ИСТОРИЯ ХРАМА Храм Живоначальной Троицы в Люберцах Идея постройки в посёлке Наташино (ныне вошедшем в черту г. Люберцы) собственного деревянного храма относится к началу 1911 г. К этому моменту количество проживающих здесь дачевладельцев было… … Википедия
Значение слова «причт»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Причт каждой церкви образовывался по положенному для неё штату, который составлялся духовной консисторией и епископом по просьбам прихода и при непременной наличности достаточных средств содержания для всех членов причта. На учреждение нового причта, а равно на изменения в его составе каждый раз испрашивалось архиереем разрешение Святейшего Синода. Содержание сельскому причту доставляли главным образом доходы за требоисправления у прихожан (разделяемые между членами причта по утверждённым Синодом правилам), земельная церковная собственность, иногда — готовое помещение в церковных домах, жалованье (не во всех епархиях).
Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остаётся право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви.
ПРИЧТ, а, и (разг.) при́чет или причёт, а, м. (церк.). Духовенство какой-н. церкви, клир. Навстречу Дубровскому попался поп со всем причетом. Пушкин. || перен. Определенная группа участников чего-н. (шутл.). Барон д’Ольбах, Марле, Гальяни, Дидерот — Энциклопедии скептический причёт. Пушкин. Дальше при́чет трагедии: вестники, щитоносцы, тираны, кудесники. Некрасов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Причт
Причт – штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) одного прихода (храма).
Состав зависит от числа прихожан и утверждается архиереем.
Этимология понятия
Причт (также Причет), от цр.-слав. причтатися, сопричтатися – «совокупиться», «сочетаться», «быть вместе», «присоединится», «быть сопричастным», то есть быть «причастным» / «причисленным» к приходу. Альтернативная, но менее популярная и не бесспорная точка зрения на происхождение понятия – связь с существительным «причитаніе», отсылающая к заупокойным богослужениям и роли певчих и священнослужителей в них. Здесь, правда, нужно заметить, что слово «причитание» может иметь значением не только «жалобные стихи по покойникам», но и «присоединение». Понятие «причт» встречается только в Русской Православной Церкви и на данный момент имеет два варианта употребления. Первый вариант – слово «причт» обозначает группу лиц, которые выполняют богослужебные обязанности и иную работу при определенном приходе. В широком смысле слова включает как мирян (староста, сторож и пр.), церковнослужителей (чтецов, пономарей, певчих), так и священнослужителей прихода (священников, диаконов). В узком смысле слова понятие ограничивается лишь мирянами и церковнослужителями. Член причта называется «причетник». В таком виде понятие «причт» довольно часто можно встретить в современной церковной и светской публицистике, а также исторических источниках. Второй вариант употребления – причт как духовенство и церковнослужители (конкретнее псаломщики, то есть певчие и чтецы/пономари) храма. Данный вариант изложен в современном Уставе Русской Православной Церкви.
Причт и клир: разница и сходство понятий
Несмотря на то, что понятие «причт» в широком смысле и «клир» пересекаются, тем не менее, они означают разные вещи. Понятие «клир» (греч. κλήρος «жребий») означает духовенство (священнослужителей и церковнослужителей, но нередко под духовенством подразумеваются только священнослужители) как особую общность, в состав которой не входят миряне. Понятие «причт» исторически включало в себя мирян, сослужащих священнослужителям – певчих, пономарей и пр. Причт, состоящий из священнослужителей (священников, диаконов) и «причетников» (псаломщиков, посвященных через хиротесию или нет) близок по значению понятию «клир» (понятию «духовенство», осмысливаемому широко). Иными словами, в причт входят не только миряне-причетники, но и священнослужители. Современный Устав Русской Православной Церкви определяет «причт» как духовенство храма (священство и псаломщика), отождествляя «клир» и «причт». До 1917 года понятие «клирик» (член клира) иногда употреблялось и в отношении «причетников», членов «причта» и тем самым упомянутое выше отождествление имеет исторические корни.
Причт до революции 1917 года
В средневековой Руси причетником являлся человек, не имевший хиротонии (не священник), имевший или не имевший хиротесии во чтеца или иподиакона, иными словами, исполнявший обязанности церковнослужителя (то есть «причтённый к клиру»). Причетников также называли «дьяками», в отличие от диаконов, то есть священнослужителей.
С течением времени понятие «причта» / «причетника» изменилось. Так, энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1898 году описывал причт следующим образом: «…состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви, как священнослужителей (священник и дьякон), так и церковнослужителей (псаломщики и др.)»1. В некоторых случаях, чтец, псаломщик, алтарник или певчий не являлись «причетниками», то есть зачисленными в штат храма, по сути, выполняя свои обязанности на добровольных началах. Статья из упомянутого словаря отражает состояние причта как явления церковной жизни в Российской империи. Причт при приходе образовывался согласно штату прихода, который в свою очередь определялся правящим архиереем и консисторией, при достаточном количестве средств для содержания этого штата и согласно требованиям прихожан и священства. Архиерей в письменной форме обращался к Святейшему правительствующему Синоду для внесения изменений в состав штата того или иного прихода. Бюджет для содержания причта формировался на основе четырех источников: 1. Требоисполнения («требоисправления») для прихожан; 2. Земельной церковной собственности; 3. Помещений в церковных домах; 4. Жалованья. Я. И. Ивановский в работе «Обозрение церковно-гражданских узаконений по духовному ведомству (применительно к уставу духовных консисторий и своду законов)» в 1893 году указывал на то, что жалованье для членов причта отсутствовало во многих епархиях Российской Православной Церкви, также не полагалось жалованье членам причта столичных приходов.
Причт в современной Русской Православной Церкви
Современный Устав Русской Православной Церкви определяет причт прихода в следующем составе: «священник, диакон и псаломщик». Также в Уставе излагается обязательное требование к причту: «…причт должен состоять не менее чем из двух лиц – священника и псаломщика». При этом не уточняется, в чем конкретно состоят обязанности псаломщика (и диакона), но указывается, что данная должность может быть заменена лицом в священном сане, таким образом, весь причт прихода современной Русской Православной Церкви может в своем минимальном воплощении состоять из двух представителей священства вне зависимости от их сана (епископа, пресвитера). Устав РПЦ определяет следующие права и обязанности состава причта: «Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы со своих мест в соответствии с церковной целесообразностью волей правящего архиерея, по личному прошению, или в соответствии с решением церковного суда. Члены причта не могут покидать приход без разрешения на то епархиальной церковной власти. Представитель причта одного прихода имеет право принять участие в богослужении другого прихода лишь с благословения правящего архиерея и при наличии документов, подтверждающих его каноническую правоспособность. Руководство причтом осуществляет настоятель прихода. Содержание причта входит в обязанности прихожан» (через решения приходского собрания)2.
Дом причта
С понятием «причта» тесно связано понятие о «доме причта» («причтовый дом», «приходской дом», «церковный дом»). Дом причта представляет собой жилое и/или нежилое здание на храмовой территории, предназначенное для служебного проживания членов причта и их семей, а также хозяйственной деятельности. Как правило, в доме причта могут располагаться помещения, предназначенные для подготовки богослужения – ризница (для хранения богослужебных облачений и утвари), трапезная, просфорня, помещения воскресной школы и пр. Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» СП 31–103-99, разработанный 27 декабря 1999 года архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата (АХЦ «Арххрам») предусматривает обязательное наличие «церковно-причтового дома» на храмовых территориях сел, в районных, муниципальных и областных центрах в качестве основного вспомогательного строения.
Примечания:
1 Причт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. XXV (1898). С. 289–290.
Причет церковный
ПРИЧТ, или ПРИЧЕТ ЦЕРКОВНЫЙ (слав. причьтъ – ‘состав’, ‘собрание’, от гл. причитати – ‘причислять’, ‘присоединять’)
– в узком смысле – совокупность низших церковнослужителей, вне трехстепенной иерархии. В широком смысле – совокупность как священнослужителей, или клириков (см. клир), так и собственно причетников, вместе составляющих штат одного правосл. храма (церкви). К последним относятся псаломщик (чтец), пономарь, или дьячок, свещеносец, певцы. В дорев. России состав П. определялся по штатам, утверждаемым консисторией и архиереем, и зависел от размера прихода. Приходу с населением до 700 душ муж. пола полагался П. из священника и псаломщика, приходу с большим населением – П. из священника, дьякона и псаломщика. П. многолюдных и богатых приходов могли состоять из неск. священников, дьяконов и причетников. На учреждение нового П. или изменение штатов архиерей запрашивал разрешение Синода. Доходы П. складывались гл. обр. из платы за совершение треб. П. сельской церкви обеспечивались землей (не менее 33 десятины на П.), некоторые из них жили в церк. домах, значит. часть с сер. 19 в. получила казенное жалованье. По церк. уставу 1988 П. определяется в составе священника, дьякона и псаломщика. Число членов П. изменяется по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, но не может быть менее 2 чел. – священника и псаломщика. Глава П. – настоятель храма: священник или протоиерей.
Предстоятель УПЦ
Икона дня
Православный календарь
Вмц. Варвары и мц. Иулиании (ок. 306). Прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780).
Прп. Иоанна, еп. Поливотского (VIII). Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского (1505).
Сщмчч. Алексия Сабурова, Иоанна Пьянкова, Александра Посохина и Николая Яхонтова пресвитеров, Василия Кашина диакона и с ним 10-ти мучеников (1918); сщмч. Димитрия Неведомского пресвитера, прмц. Анастасии Титовой, мцц. Екатерины Арской и Киры Оболенской (1937).
Утр. –Мф., 104 зач., XXV, 1–13.Лит. –1_Тим., 285 зач., IV, 4–8, 16.Лк., 101 зач., XX, 19–26,и за субботу (под зачало):Гал., 205 зач., III, 8–12.Лк., 67 зач., XII, 32–40.Вмц.:Гал., 208 зач., III, 23–29.Мк., 21 зач., V, 24–34.
Правящий архиерей Кировоградской епархии
Правящий архиерей Кировоградской епархии
Mитрополит Кіровоградський і Новомиргородський Іоасаф
Контакты
Места служения
Биография
Митрополит Кіровоградський і Новомиргородський Іоасаф народився 8 квітня 1961 року в с. Кути Маньківського району Черкаської області в сільській родині.
У 1976 році закінчив Кутівську восьмирічну школу й того самого року вступив до Київського професійно-технічного училища, після закінчення якого був направлений на роботу в управління виробничо-технологічної комплектації тресту «Південнозахідтрансбуд».
У 1980-1982 роках відбував службу в лавах Радянської армії. Після демобілізації повернувся на колишнє місце роботи, де й працював до 1990 року.
У 1990 році вступив до Київської духовної семінарії, яку успішно закінчив 1994 року, і тоді ж був прийнятий до Київської духовної академії.
10 листопада 1994 року призначений на посаду помічника інспектора КДАіС.
28 липня 1995 року у Свято-Покровському жіночому монастирі м. Києва митрополитом Харківським і Богодухівським Никодимом (нині покійний) хіротонісаний у сан диякона.
9 листопада 1997 року у Трапезному храмі Києво-Печерської Лаври єпископом Житомирським і Новоград-Волинським Гурієм (нині знаходиться на спокої) висвячений у сан священика.
У 1998 року після закінчення Київської духовної академії і захисту дипломної роботи на тему «Церковно-історичне значення Помісного собору РПЦ 1917-1918 рр.» був залишений викладачем гомілетики у КДС.
До свята Пасхи 1999 року Блаженнішим Митрополитом Київським і всієї України Володимиром возведений у сан ігумена.
17 квітня 2000 року призначений старшим помічником інспектора КДАіС.
8 червня 2000 року Блаженнішим Митрополитом Володимиром возведений у сан архімандрита.
1 серпня 2000 року призначений благочинним храму Київської духовної академії і семінарії на честь Різдва Пресвятої Богородиці.
У 2002 році захистив кандидатську дисертацію на тему «Історія виникнення й розвитку антитринітарного напряму у вченнях древніх і сучасних сектантських течій». Згодом ніс послух викладача канонічного права та порівняльного богослов’я у КДАіС.
Рішенням Священного Синоду УПЦ від 9 лютого 2006 року (Журнал №4) був призначений членом робочої комісії з відновлення діалогу з УАПЦ.
31 березня 2006 року призначений на посаду доцента кафедри канонічного права КДА.
22 січня 2007 року призначений настоятелем парафії Свято-Воскресенського кафедрального собору м. Києва.
14 грудня 2007 року постановою Священного Синоду Української Православної Церкви (Журнал №120) архімандриту Іоасафу визначено бути єпископом Новокаховським і Бериславським.
Рішенням Священного Синоду УПЦ від 10 лютого 2011 (Журнал №4) року призначений єпископом Кіровоградським і Новомиргородським.
9 липня 2012 року за Літургією в Київському Пантелеймонівському монастирі у Феофанії Блаженнішим Митрополитом Володимиром возведений в сан архієпископа.
17 серпня 2017 року за богослужінням в Успенському соборі Києво-Печерської Лаври Блаженнішим Митрополитом Київським і всієї України Онуфрієм возведений в сан митрополита.