При выполнении проектной работы ученик в целеполагании должен описать что
Мастер-класс «Работаем над проектом. Целеполагание»
Данный мастер-класс раскрывает вопрос «целеполагание», учит правильной постановки цели выбранного проекта
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Работаем над проектом. Целеполагание»»
Цель и требования к ее формулировке: измеримость, конкретность, достижимость, прозрачность, реалистичность. Цели, преследуемые при работе над информационным проектом. Понятие результата. Результаты работы с информационным проектом.
Целеполагание – это установление цели и задач проекта на определенных его этапах.
Цель – это то, к чему мы стремимся, чего мы хотим. Это мысленное подтверждение результата.
Цель – это указание на то, что должно быть вами изменено, чтобы разрешить проблему. Мысль о будущем результате ваших усилий.
Требования, предъявляемые к цели:
измеримость (реализация цели должна зависеть только от нас);
цель должна мотивировать на ее достижение.
Любой проект должен иметь единственную цель. В формулировку цели можно использовать обороты: разработка ….; выявление, обоснование и проверка…; разработка модели…; определение социально-исторических предпосылок …. и т.д.
Целью работы над информационным проектом является анализ, обобщение и представление для широкой аудитории информации о каком-либо объекте или явлении.
Сформулированная нами проблема через основополагающий вопрос легко преобразуется в цель.
Планирование. Целеполагание. Система планирования. Постановка целей.
Цель, в отличие от мечты, реально достижима, и ее можно вполне конкретно описать. Например, как я узнаю, что я научился хорошо писать? Я сам буду с удовольствием читать свои тексты. Люди будут писать и говорить мне, что у меня получается здорово. Мои книги будут продаваться хорошими тиражами в России и за границей и т.д. Все это вполне конкретно и реально.
Но здесь есть одно «НО»: то, что для меня цель, для вас может быть несбыточной мечтой. Все дело в нашей убежденности в возможности достичь этой цели. Я убежден в этом, а у вас такие цели вызывают сомнения. Значит, вам нужно разделять эту мечту на еще более мелкие шаги до тех пор, пока вы не почувствуете, что каждый из этих шагов для вас реально достижим. Любое большое дело кажется неподъемным до тех пор, пока его не начнешь раскладывать на составляющие.
1. Утвердительно ли сформулирована ваша цель? (позитивная формулировка).
Является ли ваша цель положительно сформулированной? Т.е. это то, к чему вы стремитесь, а не то, от чего вы хотите избавиться. Если нет, то переформулируйте ее положительно. НЕ правильно: «я не хочу бояться пауков». Правильно: «я хочу чувствовать себя спокойно, когда увижу паука».
Ум не воспринимает негативно заявленные цели. Попробуйте минуту не думать о смешной, белой обезьяне, которая дразнит вас, показывая язык. Не думайте о ней: Ни в коем случае не думайте о ней: Получается? Нет. Чтобы не думать об этой обезьяне, вам приходится постоянно вспоминать то, о чем вам думать не надо. И тем самым вы о ней постоянно думаете.
Цель нужно ставить в положительной формулировке, тем самым давая понять вашему подсознанию, к чему ему нужно вас вести.
2. Зависит ли эта цель только от вас? (Активная позиция)
Например, если вы хотите совершить мировую революцию, то эта цель зависит не только от вас. А если собираетесь выучить английский язык, то скорее всего это зависит больше от вас, чем от других.
3. Как вы узнаете, что получили то, что хотели? (Сенсорная обоснованность)
4. Что вам может помочь в достижении этой цели?
Ответьте на вопросы: «В каких ресурсах я нуждаюсь, чтобы достичь моей цели?
5. Что вам мешает достичь этой цели прямо сейчас?
А почему вы не можете получить это прямо здесь и теперь? Может быть, ваша цель слишком велика и состоит из множества подцелей. Или же результат слишком мал и не мотивирует вас. Спросите себя: «Если я получу этот результат, что мне это даст?»
6. Какой будет первый шаг?
Определите, с чего вы начнете. Подумайте о том, что вы будете активно делать для достижения вашей цели. «Что я буду делать для достижения своего результата», «Как я могу начать и поддерживать процесс достижения результата?»
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Необходимо описать продукт, называть его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. В некоторых случаях можно потребовать описания практического применения полученных результатов.
Результатом работы над информационным проектом для учащихся 7 класса будет реферат и выступление с мультимедиаподдержкой в виде презентации.
Таким образом, область практического применения результатов работы над проектом может быть выступление на уроке по предмету, проведения классного часа, выступление на конференции, выступление на родительском собрании и т. д.
П рактическая работа №1: по данному основополагающему вопросу сформулировать цель проекта
Проблемы целеполагания и самопрезентации в проектной и исследовательской деятельности учащихся
Проблема постановки цели проектирования встает перед каждым участником проектной работы: перед руководителем и перед любым исполнителем. От правильной постановки и формулировки цели более всего зависит результат. Это самый ответственный и самый сложный этап проектирования. Проблемы, возникающие на этом этапе, в первую очередь, связаны с отсутствием не только четкой методики целеполагания, но и более ли менее устойчивых рекомендаций для участников проектных работ. Кроме того, главным образом у руководителей, нет достаточного опыта в области выполнения проектов, так как основная работа учителя не предполагает как обязательную часть проведение и оформление собственных исследований, а ученые, как правило, не работают с учащимися школ и не учитывают, в силу этого, их возрастные особенности.
Наверное, каждый руководитель сталкивался с ситуацией, когда работа над проектом у учащихся или у самого руководителя никак не складывается: то материала не хватает, то, наоборот, много и никак не удается сократить объем работ, то выполнение работы никак не выстраивается в строгую последовательность. Уходит время, уходит энергия и энтузиазм, а проект не получается. Наиболее вероятной ошибкой, которая создает подобные ситуации, является неверная постановка цели проектирования.
В данной статье обобщен результат моего многолетнего опыта руководства дипломными и курсовыми проектами студентов, работы в качестве рецензента или эксперта в конкурсах проектных работ разного уровня и в качестве руководителя проектных работ учащихся гимназии. Более подробно эта тема изложена в статье [2]. Кроме того, в программу курса информатики старших классов мною была экспериментально добавлена и апробирована на уроках тема «Постановка целей».
Остановимся на анализе типовых ошибок, возникающих при постановке цели.
Проекты могут быть как в рамках одного предмета школьной программы, так и межпредметные, объединяющие в единое целое несколько предметов школьной программы. Для межпредметных проектов цель должна быть сформулирована глобально, учитывая все возможные аспекты и направления исследования или практического приложения результатов проектирования. Нужно понять и почувствовать, все нюансы, учесть мнения всех заказчиков, если они есть. Если этого не сделать, то возможно уже завершенный проект придется корректировать, иногда очень серьезно, если выясняется, что не принят во внимание какой-либо важный аспект и, в рамках выполненной работы, учесть его уже невозможно. Подход к целеполаганию, поэтому, желательно выбрать от более широкого формулирования цели, с учетом максимально видимых участникам проекта аспектов, к более узким, частным целям, в комплексе составляющим общую цель.
Конкретность означает, что все участники проекта должны однозначно понимать, над чем они будут работать. Так как каждый участник будущего проекта формирует собственное представление о том, что предстоит делать, важно согласовать эти понимания. В итоге не должно получиться, что участник по-разному представляют себе одну и ту же цель или кому-то цель вообще непонятна. То есть важно достичь однозначного понимания при ответе на вопрос, что нужно получить в результате достижения цели. Важно свести к минимуму количество позиций, по которым не проводилось согласование. При этом цель должна быть жизнеспособна, значит, интересна, создавать мотивацию, быть для учащегося перспективной в науке или практике. Не стоит предлагать учащимся работать над темой, для которой они не видят приложения или, что еще хуже, не заинтересовались темой.
Измеримость означает, что у цели должны быть определены какие-то измеримые или вычисляемые параметры, если этого не сделать, то будет невозможно определить, есть ли результат, решены ли поставленные задачи и достигнута ли поставленная цель. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы его измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон. В школьных проектах этот критерий часто заменяется простым безапелляционным заявлением, что цель достигнута, что создает предпосылки для формирования у учащихся представления, что доказательств достижения цели не требуется. Какие критерии для определения достигнута ли цель можно предложить? Вы частности это могут быть:
Достижимость означает, что цель должна быть обязательно реалистичной; участники проектирования должны обладать необходимыми для ее достижения ресурсами: временем, бюджетом, орудиями, квалификацией и т. д. Руководитель проекта должен распределить работу между участниками так, чтобы каждый оказался на том месте, где он будет наиболее полезен и где ему более всего интересно. Раз речь идет о ресурсах – их затраты обязательно должны быть подотчетны и указаны при оформлении проекта. Все проблемы и трудности, возникшие в ходе использования ресурсов, нахождении нужных ресурсных источников фиксируются в портфолио проекта.
Ориентация на результат. Цели должны формулироваться исходя из предполагаемого результата, а не проделываемой работы. Часто можно слышать такие суждения, ребенок работал, нужно его поощрить, значит, сочтем цель достигнутой. Однако решение всех поставленных для достижения цели задач должно привести именно к тому результату, который запланирован: либо создается практически применимый продукт, либо доказывается или опровергается научная гипотеза. При формулировке цели необходимо заранее определять, для чего каждому участнику необходимо её выполнение. В простейшем случае литературные источники рекомендуют руководителю задать себе и участникам проекта цепочку вопросов: «Почему? Зачем?». В самом конце этой цепочки должен быть получен ответ примерно такой: «Именно это меня интересовало, я буду счастливее». Если так получится, то такой путь и цели правильные. Но в противном случае, если в конце этой цепочки возникла неопределенность, встает еще один вопрос: а действительно ли мне это надо? При данном варианте развития событий рекомендуется срочно что-то менять в формулировке самой цели.
Соотнесение с конкретным сроком означает, что любая цель должна быть выполнима в определённом временном измерении. Как уже указывалось выше, желательно не превышать рубеж одного года или, если достижение цели требует более длительного периода, учащиеся должны достигнуть в срок какие-то осязаемые промежуточные цели. Например, если намечена цель: усовершенствовать работу своей школы, то промежуточные отчеты участников проекта могут быть о том, какие критерии они включили в оценку качества работы школы, затем, какие опросы они провели, какие результаты опросов получили. Окончательный отчет – перечень мероприятий по улучшению работы школы. В этом случае участники могут продолжать работу более одного года.
Неверно сформированные цели, как следствие, имеют ошибки в самопрезентации участников, в демонстрации результатов своего собственного проектного труда.
В процессе представления результатов работы основные проблемы следующие:
Если мы сможем избавиться от подобных ошибок, разрешим указанные выше проблемы, проекты учащихся станут настоящей базой для будущего науки.
Вольхина Елена Юрьевна
учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Курагинская средняя общеобразовательная школа №1 Красноярского края Курагинского района имени Героя Советского Союза А.А.Петряева
Высшая квалификационная категория, педагогический стаж 29 лет
«Повышение качества образования в школах с разными социальными условиями»
«Проектная и исследовательская деятельность в школе как форма активизации деятельности и социализации субъекта образовательного процесса».
«Целеполагание — один из этапов организации исследовательской и проектной деятельности»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проходил»
Климентий Аркадьевич Тимирязев
Цель: смоделировать этап целеполагания при организации исследовательской деятельности на уроке, направленной на формирование УУД
· представить основные требования ФГОС к результатам обучения;
· выявить общие черты и различия проектной и учебно-исследовательской деятельности;
· в малых группах отработать методические подходы на этапе целеполагания;
· оказать помощь участникам мастер-класса в применении на практике приемов целеполагания;
· провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Планируемый результат: повышение профессионального мастерства педагогов по формированию у учащихся универсальных учебных действий при организации исследовательской и проектной деятельности, профессиональное общение при работе в группах.
Приветствие и психологический настрой на плодотворную работу.
Раскрытие темы мастер-класса.
I. Требования ФГОС к результатам обучения
II. Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности
III. Общие черты и различия проектной и учебно-исследовательской деятельности
IV. Структура учебно-исследовательской и проектной деятельности
V. Этап целеполагания и постановки задач
I. Требования ФГОС к результатам обучения
Важнейшей задачей современной системы образования является освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин и формирование совокупности универсальных учебных действий.
Требования Стандарта к результатам обучения конкретизируются Программой развития универсальных учебных действий. К универсальным учебным действиям относятся
· регулятивные (способность организовывать свою деятельность)
· познавательные (способность усваивать, искать, сравнивать информацию)
· коммуникативные (способность работать в команде, ставить общие цели)
II. Особенности учебно-исследовательской и проектной деятельности
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, имеющую следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей и т. д.;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
При построении учебно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:
· тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
· необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
· организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
· раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
III. Общие черты и различия проектной и учебно-исследовательской деятельности
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют как общие, так и специфические черты. Следует четко представлять, какую работу вы выполняете – проектную или исследовательскую.
К общим характеристикам следует отнести:
· практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов;
• компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Различия проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений
IV. Структура учебно-исследовательской и проектной деятельности
Образовательная технология, предполагающая решение учащимися
исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе
которого реализуются единые этапы (вне зависимости от области
исследования)
Постановка учебной задачи
1. Изучение теоретического материала
2. Выделение проблемы, постановка целей и
задач исследования
3. Формулировка рабочей гипотезы
Решение задачи посредством учебных действий
4. Освоение методики исследования
5. Сбор собственного экспериментального материала
6. Обработка собранного материала
7. Обобщение, анализ, выводы
8. Представление исследовательской работы
Для успешного осуществления учебно-исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
• постановка проблемы и аргументирование её актуальности;
• формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла — сущности будущей деятельности;
• планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария;
• собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ;
• оформление результатов учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта;
• представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
Выбор темы, постановка целей и задач исследования должны:
1. Соответствие тематики данному в теоретическом курсе материалу
2. Доступность темы и объема работы возможностям учащихся
3. Адекватная формулировка темы исследования
4. Соответствие задач цели, адекватность гипотезы исследования
5. Учет индивидуальных склонностей и предпочтений конкретных учащихся
V. Этап целеполагания и постановки задач
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: нужно помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: «Зачем я собираюсь делать этот проект?» Ответив на этот вопрос, обучающийся определяет цель своей работы. Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия.
1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать).
2. Работа над понятием.
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 6 классе » Транспирация и фотосинтез». Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока. 3. Создание проблемных ситуаций
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока. Например, проблемная ситуация создается
1) на основе демонстрационного или фронтального эксперимента
2) при решении задач.
3) при постановке проблемных вопросов. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
4) Нерешенная домашняя задача.
Затем возникает вопрос: «Что для этого следует сделать?» Решив его, обучающийся увидит задачи своей работы.
Задачи исследовательской работы – это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося. Чтобы определить задачи, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы достичь цели исследования?». Задачи начинаются словами: выяснить, провести, проанализировать, определить, рассмотреть, найти, измерить, сравнить, собрать, составить, обобщить и т.д.
Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. — (Стандарты второго поколения)
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения).
3. Л.В.Байбородова, А.Л.Чернявская «Методология и методы научного исследования» 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие, Москва Юрайт 2018 г.
4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. «Исследовательская и проектная работа школьников», М.: «ВАКО», 2014 г
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.
Приложение №1 Сравнение исследовательской и проектной работ
Задание: Определите тему проектной и исследовательской работы. Следует четко представлять, какую работу вы выполняете – проектную или исследовательскую.
Тема: Причины резких колебаний численности белки.
Цель – познание нового
· Выдвижение возможных версий, их
аргументация и отбор наиболее адекватной:
Болезни
Урожайность хвойных
Поголовье хищников
Климатические колебания
Тема: Защитим белку от браконьеров.
Цель – конкретный практический результат
Методы решения:
1. Изучение численности белки
2. Выяснение оптимального поголовья белки в данном природном комплексе
3. Знакомство с методами борьбы с браконьерами
Приложение №2 Объект и предмет исследования
Задание: Заполните таблицу в соответствии с понятиями объект и предмет исследования
Объект исследования — это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Частота сердечных сокращений
Приложение №3 Адекватная формулировка темы исследования
Задание: Выберите темы, которые, на ваш взгляд, сформулированы грамотно.
1. Происхождение флористических символов англоязычных стран
2. Загадка клавиатуры
3. Мир ребёнка: взгляд сквозь время
4. Сюжетная линия коня-помощника в русских сказках и алтайском эпосе
5. Наука на страже здоровья
6. Поведенческие реакции волнистых попугайчиков в брачный период в условиях эксперимента
7. Високосный год
Приложение № 4 Приемы целеполагания.
Формирование цели при помощи опорных глаголов
Задание: к выбранным темам поставьте цель, для этого
· Выберите одно из слов типа: выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
· Добавьте название объекта исследования и предмет исследования
Приложение № 5 Приемы целеполагания. Работа над понятиями
Задание: к предложенной теме «Быстрые флуктуации температуры воздуха на разных высотах» необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определить цель.
Флуктуа́ция (от лат. fluctuatio — колебание) — любое случайное отклонение какой-либо величины.
Приложение № 6 Приемы целеполагания.
Создание проблемных ситуаций Демонстрационный эксперимент 1
Задание: Три дня назад в две пробирки на одинаковый уровень была налита вода. 1 пробирку оставили без растения – контрольной, во 2 пробирку –– побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось? На основании наблюдений поставьте цель.
Демонстрационный эксперимент 2
Задание: Три дня назад в четыре три пробирки на одинаковый уровень была налита вода. 2 пробирку оставили без растения – контрольной, во 1 пробирку – побег, лишенный листьев, в 3 – побег с листьями. Уровень воды в пробирках снова выровняли, а чтобы вода не испарялась с поверхности, залили ее тонким слоем масла. В таком виде опыт простоял три дня. Что же получилось? На основании наблюдений поставьте цель
Приложение № 6 Приемы целеполагания
Создание проблемных ситуаций Фронтальный эксперимент
1. Возьмите ватный диск, смочите его теплой водой и протрите тыльную часть одной руки, не вытирайте. Что вы ощущаете? Объясните данное явление.
2. Подышите себе на руку. Что вы ощущаете? А теперь подуйте себе на руку. Что вы ощущаете теперь? Объясните данное явление. На основании наблюдений поставьте цель
Приложение № 7 Приемы целеполагания
Создание проблемных ситуаций Решение задачи
Задание: решите задачу и определите цель исследования
За 1 час с 1 см2 листа испаряется 0,014 г воды. Определите площадь листьев у капусты, если растение испаряет 1л в сутки и площадь листьев у кукурузы, если растение кукурузы испаряет 800 г воды в сутки.
Приложение № 8 Приемы целеполагания
Создание проблемных ситуаций Проблемный вопрос
Задание: ответьте на вопрос «Почему погиб фикус?». На этом основании поставьте цель
Катя очень любит свои комнатные растения и, чтобы лучше они выглядели, она смазала листья фикуса с двух сторон вазелином. Но через некоторое время листья пожелтели, а фикус погиб. Почему погиб фикус?