При военном положении что происходит
Самый худший сценарий. Что нужно знать о введении чрезвычайного или военного положения в стране?
«Если нужно, будем действовать жестко» – именно так порой заявляют представители власти в ответ на действия протестующих. Теоретически за угрозами может последовать введение чрезвычайного или военного положения. Чем это может обернуться для обычных людей и автовладельцев?
Чрезвычайное положение
Закон о чрезвычайном положении
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и настоящим Законом на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные настоящим Законом ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане), прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
В общем, обычная жизнь перестанет быть таковой. Введение режима ЧП вводится указом Президента и утверждается Советом Республики Национального собрания Беларуси. В целом по стране такой режим вводится на срок не более 30 суток, а в отдельных местностях – 60 суток. Но предусмотрено и продление таких сроков, если цели введения ЧП не достигнуты.
Комендантский час, запрет нахождения на улицах в установленное время суток без спецпропусков, проверка документов, личный досмотр и досмотр транспортных средств людей – это лишь часть всех «прелестей». Само собой, автовладельцам уже не покататься спокойно по улицам города, пока ограничения действуют. Да и представлять автомобиль для досмотра по первому требованию то еще «удовольствие».
И если в обычной жизни гражданина для установления личности задержать на трое суток могут только если за его правонарушение предусмотрен арест, то при режиме ЧП на такой же срок могут задержать просто чтобы личность установить, если документов при себе нет.
В общем, не нужно нам такого режима.
Военное положение
А вот здесь все совсем серьезно.
Закон о военном положении
Военное положение – особый правовой режим, временно вводимый на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы либо в случае нападения (акта вооруженной агрессии) на Республику Беларусь (далее – нападение), связанный с предоставлением государственным органам, органам военного управления, местным советам обороны полномочий, необходимых для устранения военной угрозы или отражения нападения, а также с временным ограничением прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не предусмотрено иное, – граждане), прав организаций, возложением на них обязанностей, установленных в соответствии с настоящим Законом;
Цель – устранение военной угрозы или отражение атаки на страну. Одно из оснований для введения режима ВП – концентрация вооруженных сил другого государства вдоль границы Республики Беларусь. К слову, о «концентрации сил НАТО у наших границ» в последнее время мы неоднократно слышали из уст высокопоставленных чиновников.
Введение ВП происходит таким же образом, как и ЧП.
Согласно закону о ВП, граждане обязаны являться туда, куда скажут, а также предоставлять имущество для нужд обороны (юрлиц это тоже касается). Так что при ВП водителя автомобиля могут спокойно попросить выйти из него и предоставить для нужд обороны. Каких именно нужд, могут и не пояснять.
Меры по обеспечению режима ВП, конечно же, жесткие: комендантский час, проверка документов, досмотр граждан, транспортных средств и перевозимых ими вещей без соблюдения норм ПИКоАП (протокол, акт, опись, осмотр и т.п.).
Про ограничение свободы передвижения людей и транспортных средств, въезда и выезда, перевозок грузов и пассажиров, возможность применения физической силы, спецсредств, использование военной техники также забывать не стоит. При этом, в отличие от режима чрезвычайного положения, при режиме военного положения могут быть установлены иные правила их применения.
Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Автобизнеса.
Что такое военное положение на Украине и какими могут стать его последствия
«В целом новое сосредоточение на границе небезопасно, и Украине, при необходимости, нужно быть готовой к объявлению военного положения», – написал Игорь Романенко в статье для издания «Главред». При этом он пообещал «кровавую баню» в случае полномасштабной войны с Россией и отметил, что Киев может надеяться только на свои силы и некоторую помощь США.
До этого американское издание Politico опубликовало спутниковые снимки, на которых якобы показано размещение российских военных «на границе с Украиной» – в Смоленской области. Стоит отметить, что Смоленская область граничит с Белоруссией, но у нее нет границы с Украиной.
«Единого понятия о военном положении нет, в каждой стране оно вводится и регламентируется по-своему. Военное положение – это особый правовой режим, который вводится или на территории всей Украины, или в отдельных ее регионах. Под него корректируется абсолютно все – от производств до свободы перемещения граждан», – рассказал «Газете.Ru» военный эксперт, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
Повод для введения военного положения – вооруженная агрессия или угроза нападения, опасность для государственной независимости Украины и ее территориальной целостности. Правовой основой для его введения является конституция и закон «О правовом режиме военного положения». С момента получения страной независимости в 1991 году военное положение на Украине не вводилось до 2018 года.
В ноябре 2018 года произошел инцидент в Керченском проливе, в результате российские пограничники задержали три судна ВМС Украины вместе с моряками. Киев назвал задержание судов «актом агрессии». 29 ноября в 10 областях и территориальном море Украины на 30 суток было введено военное положение.
Оно предусматривало возможность временного ограничения конституционных прав и свобод граждан, в том числе – на участие в выборах. Однако реализовано это ограничение не было.
Депутат украинского парламента, основатель «Оппозиционной платформы «За жизнь» Юрий Бойко заявил тогда агентству «Украинские новости», что «введение военного положения обернулось для жителей государства экономическими и моральными потерями и было попыткой президента Украины Петра Порошенко сорвать президентские выборы и задержаться на должности».
«Украинская повестка напоминает сумасшедший дом, поэтому нельзя исключать, что она спровоцирует войну введением нового военного положения. Украинские власти малопредсказуемы и не принадлежат себе. Петр Порошенко, при всех его специфических особенностях, все же знал, чего нельзя делать. А Владимир Зеленский не знает вообще ничего — и может начать войну», – считает Храмчихин.
По словам доктора военных наук, член-корреспондента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константина Сивкова, военное положение в стране вводится в том случае, когда она готовит крупномасштабные военные действия.
«Факт того, что Украина рассматривает вопрос введения военного положения, ложится в канву усиления военной напряженности у границ России. Дело не только в Украине – она маленький элемент в масштабном комплексе сил и мер, хоть и один из важнейших», – считает эксперт.
Он отметил, что США развертывают тактическую авиацию на аэродромах зон передового базирования на Дальнем Востоке и на Алеутской гряде. Одновременно растет градус агрессии Турции в адрес России, Польша у границ Белоруссии наращивает танковую группировку.
«В это время Украина наращивает группировку ВСУ у границ самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Вероятно, они могут заставить выйти в море корабли Черноморского флота ВМФ РФ, средством принуждения может стать блокада Приднестровья – Украина перекроет границы вместе с Молдавией, ситуация там будет хуже, чем в 1941 году в Ленинграде»,
В свою очередь, военный политолог доцент РАНХиГС Валерий Волков считает, что воспользоваться возможностями введения военного положения может президент Зеленский.
Что ждет Россию в случае введения военного положения
После инцидента в Керченском проливе Украина вводит военное положение в Винницкой, Луганской, Николаевской, Одесской, Сумской, Харьковской, Черниговской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областях, а также в Азово-Керченской акватории. Россия не стала вводить аналогичное положение на своей территории. Znak.сom изучил закон о военном положении на Украине и аналогичный российский закон. По большинству пунктов они схожи, однако есть и различия, например в вопросе регулирования деятельности СМИ и интернета на территориях, где вводится военное положение.
Как могло бы выглядеть военное положение, если бы его ввели в России?
В России закон о военном положении был принят в 2002 году, он отличается от украинского. Военное положение в России вводится в случае агрессии в адрес страны или угрозы применения силы против «суверенитета, политической независимости и территориальной целостности». Такими угрозами могут считаться вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства, военная оккупация любой территории России, бомбардировка, блокада портов или берегов, нападение на вооруженные силы России в любом месте, засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных сил или наемников, которые применяют силу против российских военных, а также объявление войны России.
Военное положение в России вводится указом президента, о котором он сообщает Совету Федерации и Госдуме. Далее Совет Федерации утверждает указ в течение 48 часов. Если указ не набирает необходимых голосов (более половины от списочного состава), военное положение отменяется.
Далее на территории, на которой объявлено военное положение, вводятся усиление охраны общественного порядка, особый режим работы общественного транспорта. Начинается эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы (временным жильем их обеспечивает государство). Для въезда и перемещения по территории, на которой объявлено военное положение, вводится особый режим.
Режим военного положения предусматривает, как и на Украине, частичную отмену прав и свобод. Так, приостанавливается деятельность политических партий, общественных и религиозных организаций, «ведущих агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность». Такие же запреты могут быть приняты в отношении международных или иностранных организаций, работающих в России. Украинский закон формулирует это чуть иначе, он предполагает возможность запрета деятельности политических партий и общественных объединений, если их деятельность направлена на «ликвидацию независимости Украины или изменение конституционного строя насильственным путем».
У граждан и организаций могут изъять нужное для обороны имущество, хотя потом государство обязано возместить его стоимость. Граждане теряют право выбирать место жительства и право находиться на улице в определенное время суток. Россиянам могут запретить покидать территорию России или ограничить их в таком праве.
Российское и украинское законодательство различаются в вопросах введения военной цензуры. Скорее всего, это отчасти связано с тем, что украинский закон о военном положении принимали позже российского.
В России в случае введения военного положения вводится военная цензура почтовой переписки, телефонных разговоров граждан, а также сообщений, передаваемых в интернете. Также в законе есть пункт, согласно которому могут вводиться временные меры ограничения на производство и распространение информации.
Украинский закон жестче: он дает право государству в период военного положения регулировать работу типографий, телевидения, радио и других средств массовой коммуникации для проведения разъяснительной работы с гражданами, а также запрещать работу каких-либо СМИ, возможности передачи информации через радиоприемники и компьютерные сети. Также на Украине военные получают право изымать всю технику связи, включая ноутбуки, видеокамеры и так далее, если считают, что их использование вредит военному положению.
В период военного положения могут меняться взаимоотношения России с ООН и Советом Европы. Так, Россия может приостановить свои обязательства по международным договорам, связанным с правами и свободами граждан
Что касается иностранных граждан страны, воюющей с Россией, в таком режиме они подлежат интернированию (изоляции), но только в случае, если против России воюет конкретная страна или группа стран.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОТ 30 ЯНВАРЯ 2002 Г. № 1-ФКЗ «О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Определяет содержание режима военного положения, регламентирует порядок и основания введения и отмены военного положения, устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения, основания и порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, др. войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения, правовое положение граждан и организаций в условиях военного положения.
Военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
Военное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением СФ и ГД. Указ незамедлительно передается на утверждение СФ. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен СФ в течение 48 часов с момента получения этого указа, и только в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств такой вопрос может быть рассмотрен позднее вышеуказанного срока. Решение о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляется соответствующим постановлением. Указ подлежит незамедлительному официальному опубликованию.
Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный СФ, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в установленном порядке.
С отменой (прекращением действия) военного положения утрачивают юридическую силу нормативные правовые акты, принятые в связи с действием данного режима, органы исполнительной власти и военного управления прекращают осуществлять свои полномочия в области обеспечения режима военного положения.
В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.
Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее при введении военного положения, объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В случае введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях Президент РФ во исполнение международных обязательств РФ принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств – участников Организации Объединенных Наций) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении РФ от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан и, соответственно, о дате, с которой прекращается указанное отступление.
Что такое военное положение? Что дает военное положение в стране? Закон о военном положении
История
Российское законодательство всегда отличало, что такое военное положение, а что такое состояние охраны, которое, в свою очередь, может быть чрезвычайным и усиленным. Еще во времена имперской России юридическая литература упоминала такой термин, как «охрана». Это понятие могло рассматриваться только в контексте управления государством, а именно охраны его порядка.
Раньше только в военное время и только в пограничных районах государства могли объявить военное положение. Это означало, что режим распространялся только на те зоны, которые находились непосредственно возле очага боевых действий. В мирное же время такое положение могли объявить в районах, которые выступили с возмущениями против правительства государства или там, где требовалось усиленное контролирование порядка.
В СССР существовал интересный пункт «Т» в статье 49. Согласно ему, только один Президент Верховного Совета СССР мог объявить такой режим. В этой статье говорилось об интересах обороны, обеспечивающей общественный порядок и полную государственную безопасность. Опираясь на 49 статью, все обязанности властей, которые касались обороны, переходили к военным советам, органам военного управления и командованиям формирований Верховного Совета СССР.
Сегодня в Российской Федерации военное положение – это специально установленный правовой режим. Вводится в стране или в отдельных ее местностях, если стране угрожает непосредственная агрессия другого государства или нескольких государств.
Основные понятия
Цель военного положения – создать условия, предотвращающие агрессию против страны.
Военное положение действует со дня принятия положения и заканчивается датой отмены, которые устанавливает президент.
Все воинские формирования, которые выполняют задачи обороны, применяют для предотвращения угроз против России, в соответствии с нормами и принципами международного права в данной сфере. Что такое военное положение и на основании чего оно объявляется, указано в законе «О военном положении».
Акты агрессии против РФ
1. Нападение вооруженных сил иного государства на РФ.
2. Военная оккупация территории государства.
4. Блокада берегов или портов другим государством.
5. Нападение другого государства на войска страны, независимо от их места пребывания.
7. Появление любых других вооруженных актов агрессии – что означает, военное положение тоже будет рассмотрено вышестоящими органами.
Как узнают о военном положении
Военное положение вводится в стране или в отдельных ее местностях только по указу Президента. Он сообщает об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Далее новость доводится до населения.
Указ Президента должен определять:
1. На каком основании происходит объявление военного положения.
2. Дату и время его действия.
3. Границы территорий, где объявлено военное положение.
Что происходит
Что значит военное положение:
1. Усиливается охрана общественного порядка, обеспечивается общественная безопасность. Охраняются важные военные, государственные специальные объекты, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Под жестким контролем находится движение транспорта, связь, объекты, предоставляющие опасность для здоровья людей и природной среды.
2. Вводится особый режим работы объектов, которые обеспечивают движение транспорта.
3. Проводится эвакуация объектов социального, хозяйственного, культурного назначения. Происходит временное переселение жителей страны в более безопасные районы. Им обязательно должно предоставляться жилье, стационарное или временное.
4. Вводится особый режим выезда и въезда на территорию государства, где введено военное положение. Ограничиваются способы передвижения внутри.
5. Приостанавливается деятельность любых политических партий и других общественных организаций, религиозных объединений.
6. Граждане привлекаются к выполнению работ для оборонительных нужд, ликвидации последствий разрушений после атаки агрессора, восстановлению поврежденных объектов, борьбе с эпизоотиями, эпидемиями и пожарами.
7. Военное положение в стране, согласно законодательству, может привести к изъятию имущества у граждан и предприятий с выплатой в последующем стоимости изъятого.
8. Ограничение выбора места пребывания граждан.
9. Запрещается проводить собрания, митинги, любые другие массовое мероприятия.
10. Запрещаются забастовки и другие способы приостановления организационной деятельности.
11. Гражданам запрещается находиться на улицах или в других общественных местах в установленное время суток. Исполнительные органы могут осуществлять проверку документов, подтверждающих личность граждан, транспортных средств, проводить досмотр вещей, жилищ. Задержание граждан может длиться не дольше 30 суток.
14. Ограничение или запрещение выезда из страны, что дает военное положение во всех странах.
15. Организация иных государственных органов власти и принятие дополнительных мер, направленных на усиление секретности режима.
16. В стране прекращают действовать международные организации, которые подрывают безопасность РФ.
Что такое военное положение для экономики государства
Принятие такого решения для страны глубоко отразится на многих сферах деятельности. Режим почувствуют на себе экономические и финансовые сферы, так как, согласно постановлению о военном положении, временно может прекратиться их деятельность. Прекращается свободное перемещение финансовых средств, товаров, услуг, распространение информации, временно изменяются формы собственности, условия и процедуры банкротства финансовых учреждений, режим труда, устанавливаются особые формы финансового, таможенного, налогового и банковского регулирования на всех территориях страны, независимо от того, принято там военное положение или нет.
Задачи Вооруженных Сил России при военном положении
1. Обеспечение подконтрольного режима въезда и выезда на и с территории страны, особого передвижения по ней.
2. Спасение и эвакуация жителей, проведение спасательных и неотложных работ.
3. Охрана важных государственных объектов, тех, которые предоставляют повышенную опасность для жизни людей и окружающей среды.
4. Пресечение незаконных вооруженных формирований, диверсионной и террористической деятельности.
5. Обеспечение общего порядка.
Полномочия российского Президента
1. Руководит организацией, которая осуществляет режимы, предусмотренные военным положением.
2. Контролирует применение мер военного положения.
3. Согласует функционирование и взаимодействие государственной власти.
4. Устанавливает задачи и привлечение Вооруженных Сил России для обеспечения установленного режима.
5. Налагает запрет на деятельность политических партий и иных общественных организаций, которые ведут пропаганду во время военного положения.
6. Введение военного положения Президентом устанавливает запреты на проведение собраний, забастовок, митингов, шествий и демонстраций.
7. Создает условия для прекращения действия международных договоров с тем государством, которое совершает агрессивные акты.
8. Устанавливает особый режим работы всех объектов на территории, где объявлено военное положение.
Совет Федерации РФ во время военного положения
1. Рассматривает и утверждает принятые федеральные законы Государственной Думой по вопросам о военном положении.
2. Рассматривает законы о прекращении взаимодействий Российской Федерации со страной-агрессором.
1. Руководить в своей компетенции федеральными органами исполнительных властей.
2. Обеспечивать режим военного положения.
3. Разрабатывать и обеспечивать меры, направленные на производство государственных нужд.
4. Контролировать заключение и расторжение договоров или контрактов по обеспечению безопасности и обороны страны.
Председатель Правительства России предоставляет Президенту предложения о структуре органов исполнительной власти на время, предусмотренное военным положением.
Органы государственной власти
1. Указ Президента определяет федеральные органы исполнительной власти, с которыми он будет осуществлять руководство на время военного положения.
2. Президент РФ может перераспределить полномочия исполнительной власти на время военного положения в стране.
Права граждан во время военного положения
1. Согласно ст. 18, все граждане Российской Федерации должны соблюдать установленные Конституцией права и свободы, исключение составляют временные ограничения военного положения.
2. Все граждане должны выполнять требования нормативных правовых актов и федеральных законов военного положения.
3. Выполнять требования исполнительной власти и оказывать содействие должностным лицам.
4. Являться в органы исполнительной власти по вызову на территории, где прописаны граждане.
5. Выполнять изложенные в повестках, предписаниях или распоряжениях требования.
6. Участвовать в выполнении ликвидационных работ, вступать в социальные организации и формирования.
7. Предоставлять необходимое для оборонительных нужд имущество с последующей выплатой его стоимости.
Что значит военное положение для СМИ
1. Согласно закону «О военном положении» от 30.01.2002г., на период действия режима вводятся ограничения свобод массовой информации.
2. Для работников СМИ военное положение – это в первую очередь ввод военной цензуры: контролируются телефонные и документальные сообщения.
3. Расширение государственного влияния и увеличение полномочий военных служб по отношению к СМИ.
4. Ограничение прав на распространение и доступ к информации.
5. Затруднение или прекращение деятельности журналистов.
6. Ужесточается контроль над работниками типографий, средств массовой информации.
7. Запрещается работа индивидуализированных радиостанций.
8. Для журналистов военное положение – это запрет посещения муниципальных и государственных органов, судов.
Важно напомнить, что все вышеперечисленные запреты действуют только на той территории страны, где было объявлено положение.
Люди, совершившие правонарушения из указанных пунктов о военном положении, будут нести ответственность, соответствующую законодательству.
Все нормативные акты, принятые за это время, отменяются, как только военное положение будет отменено.
Заключение
Исходя из вышеописанного, можно сказать, что военное положение в стране является крайней мерой предосторожности. Для того чтобы не допустить такого, государству необходимо наладить и решить ряд вопросов. Необходимо повысить эффективность управления и служебно-боевой готовности внутренних войск страны, обеспечить социальную и правовую безопасность, повысить эффективность взаимовыгодных международных договоренностей во избежание конфликтов в будущем. Стране следует уделять особое внимание развитию внутренних войск, которые обеспечивают борьбу с преступностью, пресечение внутренних конфликтов и терроризма.