При приеме на государственную службу иностранные акции
При приеме на государственную службу иностранные акции
Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
(см. текст в предыдущей редакции)
2) замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных частью второй статьи 4 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и частью девятой статьи 12 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус»;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3) участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:
а) участие на безвозмездной основе в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости;
б) участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости) с разрешения представителя нанимателя, которое получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа;
в) участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное;
г) вхождение на безвозмездной основе в состав коллегиального органа коммерческой или некоммерческой организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
д) представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо порядок управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями в уставном капитале);
е) иные случаи, предусмотренные международными договорами Российской Федерации или федеральными законами;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 16.12.2019 N 432-ФЗ)
4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
О выявлении конституционно-правового смысла п. 10 ч. 1 ст. 17 см. Постановление КС РФ от 30.06.2011 N 14-П.
10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
(п. 16 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
(п. 17 введен Федеральным законом от 02.03.2007 N 24-ФЗ)
1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном указанным Федеральным законом.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
💰Fingram: как инвестировать госслужащему
Госслужащие и их родственники зачастую считают, что им не нужны инвестиции, так как слышали, что им это «не разрешается». Вот это зря, конечно. Во что и кому нельзя инвестировать такой группе граждан — в этой статье Fingram.
1. На каких госслужащих распространяются ограничения и запреты по инвестированию?
Государственный служащий — специалист, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе. Их можно разделить на следующие категории:
1. Лица, состоящие на службе в органах власти федерального уровня, органах власти субъектов РФ, в правоохранительных органах, военнослужащие. Такой категории запрещается владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
2. Сотрудники госкорпораций, предприятий, АО, доля участия государства в которых составляет более 50%. На них не распространяются ограничения, кроме сотрудников, занимающих высокопоставленные должности и имеющих доступ к информации государственной важности.
2. В какие инструменты можно вкладывать госслужащим?
3. А есть ли ограничения для владения ценными бумагами?
Госслужащим запрещается владеть российскими акциями или облигациями компаний, если это приводит к конфликту интересов. Если есть, необходимо передать активы в доверительное управление брокеру (за это он может взять 1—2% от суммы средств и 10—20% от дохода).
Также госслужащим нельзя участвовать в собрании акционеров. Это вытекает из запрета участвовать в управлении коммерческими структурами.
Иметь зарубежные ценные бумаги можно по умолчанию всем госслужащим, кроме тех, кто занимает должности, перечисленные в законе «О противодействии коррупции», однако разные ведомства дополнительно утверждают еще и собственные перечни таких должностей.
4. Что точно нельзя иметь госслужащим?
Никаким категориям госслужащих нельзя иметь:
1. Зарубежные счета, вклады, кредиты.
2. Страховки у иностранных компаний.
3. Акции, доли участия и паи в уставных капиталах зарубежных организаций и имущество иностранных структур без образования юрлица.
4. Акции биржевого фонда ETF, даже если они предлагаются к покупке на отечественных торговых площадках.
5. Доли биржевого фонда ETF от иностранных компаний, даже на российских биржах.
6. Ценные бумаги российских компаний, выпущенные их иностранными подразделениями.
7. Еврооблигации российских компаний, выпущенные их представительствами в других странах, имеющие иностранную регистрацию.
8. Нельзя заключать договоры — следствия финансовых инструментов (фьючерсы), если одной из сторон проходит нерезидент или зарубежная структура без создания юрлица.
9. Договоры займа с участием нерезидента или зарубежной структуры без создания юрлица.
10. Нельзя вступать в ПИФ, если он инвестирует в зарубежные финансовые инструменты, вкладываться в депозитарные расписки, дающие право на владение ценными бумагами внешнего эмитента.
Подробный список запрещенных финансовых инструментов указан в законе № 79-ФЗ от 7 мая 2013 года «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
5. Чем же регламентируются такие ограничения и запреты?
Бонус:
Акции компаний с конфликтом интересов нельзя покупать также вашим близким родственникам: женам/мужьям, детям/родителям, братьям/сестрам.
Ограничения и запреты в инвестировании касаются не только госслужащих, но и их близких родственников: супругов и несовершеннолетних детей.
Непрямое владение иностранными бумагами (например, в составе ETF) приравнивается к прямому и также подпадает под ограничение для определенных групп госслужащих.
Если госслужащий случайно купит акции компании, зарегистрированной в другой стране, государство узнает об этом, если он не продаст их до отчетной даты — 31 декабря. Но это все равно незаконно. Чтобы уличить госслужащего в нарушении, проверяющим придется делать запрос в Национальный депозитарий. Если такие запросы и делают, то выборочно.
Работников бюджетных организаций в области медицины, образования, науки, культуры, получающих заработную плату из государственного бюджета, запретительные меры для госслужащих не касаются.
А среди наших читателей есть госслужащие? А госслужащие-инвесторы? Сколько лет уже этим занимаетесь?
Что нельзя госслужащим на бирже?
Я госслужащий. Есть вопросы:
Госслужащие абсолютно точно могут открывать ИИС, но для них все-таки есть ряд ограничений. Зарубежные финансовые инструменты для ряда госслужащих под запретом, да и с российскими есть сложности.
Давайте разбираться по порядку.
Что точно запрещено
О том, во что можно и нельзя инвестировать госслужащим, мы уже подробно разбирали в отдельном ответе. Напомню кратко.
Запрещены вложения в российские финансовые инструменты, если это может привести к конфликту интересов. Например, если вы сотрудник Министерства транспорта, вам точно нельзя инвестировать в бумаги «Аэрофлота».
Цель такого запрета — чтобы личный интерес госслужащего как владельца ценных бумаг не противоречил его обязанностям как представителя государства. Поэтому госслужащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги в доверительное управление.
Большинство брокеров эту услугу предоставляет. Плата за ДУ у разных брокеров отличается, чаще всего это 1—2% в год от суммы переданных в управление средств, а также часть (10—20%) от полученного вами инвестиционного дохода.
Запрещены вложения в иностранные финансовые инструменты, если госслужащий занимает должность из определенного списка.
Этот запрет распространяется на государственные должности РФ или ее субъектов, руководителей ЦБ, генеральной прокуратуры, федеральных органов власти, а также на муниципальных глав и депутатов. Кроме того, нельзя использовать зарубежные инвестиции супругам и несовершеннолетним детям этих лиц.
Кроме перечисленного в каждом ведомстве определяется конкретный перечень должностей, которым нельзя инвестировать в иностранные финансовые инструменты. На родственников лиц, занимающих должности из этих ведомственных перечней, запрет на иностранные инвестиции не распространяется.
Перед инвестициями в иностранные активы проверьте свою должность по перечню своего ведомства. Если должность есть в перечне, то зарубежные инвестиции через ИИС или любым другим способом запрещены.
Какие иностранные финансовые инструменты могут быть запрещены
Кроме того, запрещено передавать средства в доверительное управление — например, вступать в ПИФ, если этот ПИФ инвестирует в зарубежные финансовые инструменты.
Также нельзя открывать и использовать счета в заграничных банках, заключать кредитные договоры или договоры займа с нерезидентами. Но эти варианты через ИИС и так недоступны.
ИИС — это не предпринимательство
Закон запрещает госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью. Но владение ценными бумагами — в том числе указанными вами ОФЗ и облигациями компаний с госучастием — не считается предпринимательской деятельностью.
Также у госслужащих сохраняется право на получение инвестиционных налоговых вычетов по ИИС. Не всегда в конкретном ведомстве отдел кадров или бухгалтерия с этим согласны, но никаких законных причин препятствовать получению таких вычетов нет.
Кроме того, часто возникает путаница с суммой доходов, полученных от ценных бумаг. В справках, выдаваемых брокером, указывается не чистый доход (прибыль), а общие доходы и расходы. По сути, в справке указан оборот, который, конечно, выше чистого дохода. Поэтому госслужащим после заполнения деклараций часто приходится доказывать, что они не пытаются скрыть свои реальные доходы.
Информация об ИИС в декларации о доходах госслужащих
Большая часть госслужащих обязана ежегодно предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Также предоставляют те же сведения о своих супругах и всех несовершеннолетних детях.
Оформлять такие декларации нужно с помощью специальной программы «Справки БК» на сайте госслужбы.
Информацию о ценных бумагах, приобретенных через ИИС, необходимо указывать в разделе 5 — «Сведения о ценных бумагах». Нужно вносить данные об эмитенте ценных бумаг, их количество и стоимость.
Если в отчетном периоде госслужащий получал доход от ценных бумаг, приобретенных через ИИС, — например, дивиденды, — то информацию об этих доходах необходимо указывать в разделе 1 декларации. Он называется «Сведения о доходах», вам нужен пункт «Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях».
Что в итоге
ИИС вам оформить можно. Совершать операции с российскими ценными бумагами тоже можно. Но если становится возможным конфликт интересов, то нужно передавать ценные бумаги в доверительное управление.
Если ваша должность включена в специальный перечень вашего ведомства, то иностранные инвестиции с ИИС будут запрещены. Проверьте перечень ведомства, где вы работаете, мы его за вас посмотреть не можем.
Вашей супруге также может быть запрещено использовать ИИС для приобретения иностранных ценных бумаг. Если ваш брокер откроет ИИС для несовершеннолетних детей, то и там иностранные инструменты будут запрещены.
Право на инвестиционный налоговый вычет по ИИС у вас есть в полном объеме.
Информацию о ценных бумагах на ИИС и о доходах, полученных с его помощью, необходимо каждый год предоставлять в рамках общей декларации о доходах.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Для поступления на госслужбу придется задекларировать криптоактивы
Главная цель указа – дополнительное ограничение возможностей для коррупции. «На чиновников сегодня налагаются очень серьезные антикоррупционные ограничения, – отмечает директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО, руководитель рабочей группы Госдумы ФС РФ по оценкам рисков оборота криптовалюты Элина Сидоренко. – В частности, они не должны иметь банковских счетов и имущества за рубежом. На этом фоне выделялась бесконтрольность движения цифровых финансовых активов чиновников, в том числе коррупционных. И когда государство обязывает чиновников сообщать эту информацию, оно закрывает дыры в антикоррупционном законодательстве. По идее, это должно укрепить систему регулирования государственной службы в Российской Федерации».
То, что криптовалюты ввиду своей анонимности могут служить удобным инструментом для получения взяток, очевидно. «Отсутствие регулирования оборота цифровых валют и т. п. позволяет недобросовестным должностным лицам переводить в эту форму средства, приобретенные в более привычной пока денежной форме в результате коррупционных правонарушений, и после этого выводить их за рубеж, приобретать на них имущество и т. д. с меньшим риском быть пойманными, – рассказал директор Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ Алексей Конов.
– При полном отсутствии регулирования такие преступления будет значительно сложнее выявлять, а соответствующие средства значительно сложнее изымать».
«Важно, что указ распространяется только на кандидатов на должности (государственные должности и должности государственной службы), но не на действующих должностных лиц, уже подающих сведения о доходах», – замечает Конов. То есть кандидаты в чиновники станут экспериментальной группой, на которой власти обкатают методологию и технологию контроля за криптовалютными активами чиновников.
Для кандидатов на должности единственным последствием может быть непринятие их на соответствующую должность, считают эксперты. После поступления на госслужбу за представление неполных или недостоверных сведений о цифровых активах чиновникам будут грозить меры дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения в связи с утратой доверия. «Кроме того, цифровые активы, законность происхождения которых декларант не сможет обосновать, смогут быть изъяты в доход государства по результатам контроля за расходами», – предполагает Конов.
Но пока чиновникам, настоящим и будущим, новый президентский указ ничем не грозит. «По сути, этот документ готовит чиновников к тому, что этот механизм контроля будет внедрен и, скорее всего, он будет иметь обратную силу, – подчеркивает Сидоренко. – Но для того, чтобы контроль начал работать, необходимо принять еще огромное количество нормативных подзаконных актов, которые будут выпущены непосредственно Центральным банком, в том числе по взаимодействию с торговыми площадками, где торгуются криптовалюты. Сейчас таких документов нет».
Остается только гадать, как власти будут организовывать взаимодействие с криптовалютными биржами. Будет ли это стандартный механизм запросов, на которые соответствующие платформы и площадки должны будут отвечать в рамках действующего законодательства, или другие технологии, не известно. В мире отдельные компании и госорганы уже умеют отслеживать владельцев анонимных цифровых кошельков и выявлять не только принадлежность актива тому или иному лицу, но и его путь от одного владельца к другому. Например, полицейским в Дании таким образом недавно удалось разоблачить банду наркоторговцев.
«Наличие цифровых реестров финансовых активов позволяет обеспечить и абсолютную прозрачность накоплений по цифровым кошелькам, и наличие трансферов цифровых финансовых активов в цифровых реестрах, – замечает Сидоренко. – Другое дело, что эти процедуры нужно юридически закрепить. Так что эффективность нового указа президента будет напрямую зависеть от того, какие регламенты закрепления будут приняты. Кто будет предоставлять информацию, каким образом она будет проверяться, кто будет нести ответственность за нарушение процедур – это все еще только должно быть прописано».