При понтийстем пилате что это

Кто такой Понтий Пилат

При понтийстем пилате что это

Существовал ли Понтий Пилат на самом деле?

Понтий Пилат — это действительно существовавший исторический персонаж, и доказательства его существования были найдены в 1961 году. Если раньше в существовании Понтия Пилата не сомневались только христиане, верующие в слова из Священного Писания, то находка итальянских археологов в Палестине развеяла сомнения последних скептиков. Мраморная плита с текстом, где было имя и должность Понтия Пилата не оставила повода для недоверия. Впрочем, и до этого несколько древних историков упоминали Понтия Пилата в своих трудах.

При понтийстем пилате что это

Понтий Пилат

Многие думают, что Понтий — это имя, а Пилат — фамилия. На самом деле, фамилия — это Понтий. Фамилия раньше указывала на принадлежность к определенному роду, в данном случае к древнему клану Понтиев. Понтии были потомками самнитов. После войны с римлянами большинство самнитов погибло, но некоторые из тех, что остались, смогли влиться в римское общество. А Пилат — это не имя, а прозвище, которое означает «метатель копий». Очевидно, Понтий Пилат был связан с военным делом.

Прокуратор Понтий Пилат

Должность Понтия Пилата можно было описать как должность префекта, что и было написано на табличке, найденной итальянскими археологами: «Понтий Пилат — префект Иудеи», если бы не тот факт, что он исполнял еще и обязанности прокуратора, то есть разбирался с гражданскими делами, такими, как дело Иисуса Христа, по крайней мере, в самом начале.

Как Понтий Пилат относился к Иисусу

После того, как синедрион приговорил Иисуса к смерти, Он был заключен в темницу как опасный преступник. К Понтию Пилату Иисуса привели ранним утром, сидя в судейском кресле, Пилат обратился к Иисусу:

— Правда ли, что Ты Царь Иудейский?

— Ты говоришь. — Ответил ему Иисус.

Выслушивая крики собравшихся, Понтий Пилат говорил Иисусу:

— Разве не слышишь, сколько свидетельствуют против тебя?

Но Иисус не стал отвечать.

Тогда к Пилату подошел слуга и передал, что жена умоляет Понтия Пилата сохранить жизнь Иисусу. Она просила «отпусти этого Праведника. Он невиновен». Она увидела сон, в котором было сказано, что Пилат навлечет на себя беду, если не отпустит Узника.

Почему Понтий Пилат не помиловал Христа?

Что случилось с Пилатом после Распятия Христа?

Несмотря на то, что Понтий Пилат удовлетворил требования толпы, в 36-ом году кто-то все же пожаловался на него за что-то. Это недовольство стало причиной отставки. Понтий Пилат переехал в Рим, о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно. Зато его жена Клавдия Прокула крестилась и стала христианкой.

Зачем имя Понтия Пилата упоминается в «Символе Веры»?

Упоминание Понтия Пилата в «Символе Веры» говорят о том, что христиане, основываясь на Писании, верят в достоверность его существования и во все, что было описано в Новом Завете. Задолго до фактических доказательств, христиане утверждали истинность всего, что сказано в Библии.

Образ Понтий Пилата в романе «Мастер и Маргарита»

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата далек от своего реального прототипа. Понтий Пилат по свидетельствам был холодным, жестоким, расчетливым человеком, прославившимся жестокими казнями. Несмотря на попытку освободить Иисуса, он не был добрым и даже немного сентиментальным. Такой образ — это восприятие автора романа.

Источник

3. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ «ПРИ ПОНТИЙСТЕМ ПИЛАТЕ»

3. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ «ПРИ ПОНТИЙСТЕМ ПИЛАТЕ»

О том, что Христос был распят при Понтии Пилате, в Символе говорится с целью

«обозначить время, когда Он распят» [371].

В древности не существовало единого календаря: римляне вели летоисчисление от основания Рима, греки — по олимпийским играм, иудеи — по царям. Указанием на Понтия Пилата, римского прокуратора Иудеи в 26–36 гг. по Р. X., обозначается конкретное время и место евангельских событий, подчеркивается, что Христос умер не где-то между небом и землей, подобно умирающим и воскресающим языческим богам, но в контексте реальной человеческой истории.

Читайте также

385. По получении возвращаемых нужных книг. О перемене места жительства по отношению к духовной жизни. Значение слов: мир, мирская жизнь, мирянин

385. По получении возвращаемых нужных книг. О перемене места жительства по отношению к духовной жизни. Значение слов: мир, мирская жизнь, мирянин Милость Божия буди с вами! Получил возвращаемые вами книги. Благодарствую, что являетесь исправными, чтобы не возмущать души

IV. Значение слов: «Да будет воля твоя.»

IV. Значение слов: «Да будет воля твоя.» Ученики Небесного Учителя просили Его: «научи нас молиться, как Иоанн (Предтеча) научил учеников своих.» Учитель, исполняя их просьбу, сказал им: «Когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет

§ 6. Важность и значение догматов. Опровержение мнений, отрицающих значение догматических истин в христианстве.

Каково значение слов молитвы «Уязвлен бых сердцем»?

Каково значение слов молитвы «Уязвлен бых сердцем»? Иеромонах Иов (Гумеров)Это слова из вечерней молитвы к Пресвятому Духу. Она носит покаянный характер. Словами «Доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем» верующий раскаивается в том, что он, увидев у других

Как понять значение слов «гневаясь — не согрешайте»?

Как понять значение слов «гневаясь — не согрешайте»? Иеромонах Иов (Гумеров)Этот стих взят из 4-го псалма: «Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» (Пс.4:5). По толкованию святителя Афанасия Великого: «Говорит это своим домашним, а

Каково значение слов 81-го псалма: «Я сказал: вы — боги»?

Каково значение слов 81-го псалма: «Я сказал: вы — боги»? иеромонах Иов (Гумеров)Из текста совершенно очевидно, что под «богами» здесь понимаются люди, наделенные судебной властью: «доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному

Каково значение слов Псалтири о виноградной лозе (Пс.79:9-12)?

Каково значение слов Псалтири о виноградной лозе (Пс.79:9-12)? иеромонах Иов (Гумеров)Израиль сравнивается с виноградной лозой, которую Господь Бог пересадил из Египта (освобождение от рабства) на плодородную землю Обетованную. Речь псалмопевца обращена к Богу как Хозяину

Каково значение слов: «Приимите наказание, да не когда прогневается Господь»?

Каково значение слов: «Приимите наказание, да не когда прогневается Господь»? иеромонах Иов (Гумеров)Данный стих второго псалма имеет мессианское содержание: он говорит об Иисусе Христе. Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Приимите наказание, то есть, учение

Иосиф о Понтии Пилате

Иосиф о Понтии Пилате В последние годы критики не раз заявляли, что евангельское изображение колеблющегося, нерешительного Пилата, который не находит вины в Иисусе и готов его отпустить, — вымысел, связанный с желанием христиан защитить себя от угрозы со стороны римской

2. Традиционное значение слов «духовный учитель»

2. Традиционное значение слов «духовный учитель» Исправление терминологии Титулы, а в особенности почерпнутые из иностранных языков, очень часто вводят в заблуждение западных людей. Последние зачастую соединяют их с романтическими образами, что неверно. В особенности

Словарь испанских слов и слов языка Кечуа, встречающихся в тексте

Словарь испанских слов и слов языка Кечуа, встречающихся в тексте Аделантадо – маршал, воинское звание главнокомандующего в приграничном районе; наместник; начальник отряда, который по договору с короной осуществляет завоевание какой-либо области.Адоба – кирпичи из

1. Значение слов и фраз (1:1)

1. Значение слов и фраз (1:1) Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна Пламя вечной Божественной любви горит в очаге Божиего родительства с той же силой, что и в очаге Божиего сыновства. Ветер времени не достигает его. Причудливые перемены не касаются этого пламени, не

37. ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

37. ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься. Ближайший смысл этого выражения тот, что человек оправдывается или осуждается своими словами на обыкновенном человеческом суде. Но эта мысль возводится в принцип, и говорится вообще о том, что слова человека

КТО АВТОР РОМАНА О ПИЛАТЕ?

КТО АВТОР РОМАНА О ПИЛАТЕ? Изначально у Булгакова все было очевидно: автор «романа о Пилате» – Воланд. Но по мере переработки романа «исполнителем» рукописи становится человек – Мастер. Впервые на страницах булгаковского романа Мастер появляется довольно поздно – в

Гл VII. Ответ на возражение, заимствованное из слов св. Павла. Апостол употребляет иногда перестановку слов

Гл VII. Ответ на возражение, заимствованное из слов св. Павла. Апостол употребляет иногда перестановку слов 1. Что касается того, что они говорят, будто Павел во втором (послании) к коринфянам ясно сказал: У которых Бог века сего ослепил умы неверующих (2 Кор. 4:4), и будто иной

Источник

Понтий Пилат: человек, который мог предотвратить казнь Иисуса

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Понтий Пилат был единственным, кто реально мог изменить участь Иисуса Христа. И он пытался ее изменить.

Судя по отзывам современников, Пилат, назначенный в 26 году римским наместником (префектом) Иудеи, не отличался ни справедливостью, ни даже простой порядочностью. Иудейский философ Филон Александрийский описывал его как человека жестокого и продажного, виновника многочисленных казней, совершенных без всякого суда. А иудейский царь Ирод Агриппа даже жаловался императору Калигуле на «бесконечную и невыносимую жестокость» Пилата.

Вероятно, для таких характеристик имелись основания, хотя обвинявшие Пилата были небеспристрастны. Дело в том, что у прокуратора с самого начала не сложились отношения с иудеями. Все жители Иудеи очень тяжело переживали утрату государственной самостоятельности (после смерти Ирода Великого в 4 году до н. э.) и даже в непринципиальных вопросах упорно отстаивали национальные обычаи и традиции.

Известен случай, когда Пилат, решив продемонстрировать свою преданность императору, велел внести в Иерусалим знамена с его изображением. Иудеи отреагировали на это крайне болезненно: пять дней они окружали резиденцию префекта (преторию), периодически предпринимая попытки штурма и громко требуя удалить языческие изображения из святого города. Угрозы Пилата перебить всех без разбора не действовали. В конце концов он был вынужден уступить, но мнение об иудеях составил самое неблагоприятное.

Не меньше разозлила Пилата другая история, когда он решил построить в Иерусалиме водопровод. Идея была здравая: в городе часто не хватало чистой питьевой воды, особенно в праздники, когда сюда съезжались сотни тысяч паломников из множества стран. Но финансировать предприятие Пилат предлагал за счет храмовой казны, а первосвященник и прочие члены синедриона (высшего государственного органа Иудеи) были категорически против. История с угрозами повторилась, и вновь Пилат пошел на попятную.

Среди иудеев было немало зилотов — ревнителей Моисеева закона, всерьез стремившихся свергнуть римское иго. То тут, то там возникали мятежи (упоминания о повстанцах Варавве, Февде и Иуде Галилеянине мы находим и в книгах Нового Завета), и Пилату нередко приходилось беспокоить императора, прося военной поддержки.

Словом, иудеев с их религиозными обычаями и бесконечными распрями Пилат, мягко говоря, недолюбливал, и те отвечали ему взаимностью.

И, тем не менее, в тот день накануне иудейской Пасхи, когда к нему привели галилеянина Иисуса, римский префект решил проявить принципиальность. Почему?

Возможно, ему хотелось уязвить иудейских вождей, которые вечно устраивали смуты по самым нелепым поводам. Они уже всё решили насчет Иисуса? Что ж, прекрасно, пусть сами и исполняют свое решение. А если им нужна санкция римского чиновника — тогда будет полноценное разбирательство, без всякой спешки. «Уладить небольшую формальность» на скорую руку не выйдет. Иудеи принципиальны в своих национальных обычаях, а римляне — в следовании закону.

На самом деле, конечно, Пилат вряд ли собирался погружаться в суть претензий к Иисусу. Поэтому начал он с самых простых вопросов: справедливо ли Тебя обвиняют? Ты действительно Царь Иудейский? Если Пилат надеялся на такой же простой ответ, то он его не получил. Подсудимый не сказал ни «да», ни «нет», Он ответил как есть: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин 18:36–37). Не желая долго возиться с этим делом, Пилат предпринял еще одну попытку получить короткий и ясный ответ. Итак Ты Царь? — уточнил он. И вновь услышал не то, на что надеялся: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

Меньше всего Пилату хотелось пускаться в философские дискуссии о том, что такое истина, поэтому он решил просто отпустить Иисуса. Если не по причине Его невиновности (выдавал ли Он себя за царя или нет, Пилат так до конца и не разобрался, но опасен Он явно не был), то хотя бы в силу обычая отпускать накануне Пасхи одного из осужденных.

Но тут Пилат столкнулся с уже знакомым ему упорным сопротивлением народа, который первосвященники уже успели обработать. Народ потребовал освободить не Иисуса, называемого Христом, а другого заключенного — мятежника Варавву.

Так бывает: хочется принять легкое, всех устраивающее решение и успокоиться, а обстоятельства вдруг начинают сопротивляться, заставляют докапываться до сути, разбираться и принимать решение по существу, как бы тяжело оно ни далось.

Толпа все настойчивее требовала Христа казнить, а у Пилата появлялось все больше аргументов в пользу Его освобождения.

Во-первых, он уже знал, что первосвященники требуют осуждения Иисуса из зависти. Во-вторых, его собственная жена просила не причинять никакого зла Праведнику, которого прислали иудеи: она во сне много пострадала за Него» (Мф 27:19). А главное, чем дольше Пилат разговаривал с Иисусом, тем больше понимал, что перед ним особенный Человек. Если фарисеи и первосвященники только возмущались, слыша, что Спаситель называет себя Сыном Божиим, то Пилат, узнав об этом, убоялся и искал отпустить Его (Ин 19:8, 12). Видно, была в душе римского префекта задета какая-то живая струнка. А, может быть, он просто боялся: будучи язычником, Пилат вполне мог допустить, что и у иудеев есть свой Бог, и лучше с Ним не враждовать.

Тем более его должны были насторожить слова Иисуса: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе (Ин 19: 11).

Пилат предпринял не менее трех попыток освободить Спасителя. Но кончилось все так же, как и в предыдущие его столкновения с иудейской толпой: ему пришлось отступить. Убедить его, что Иисус виновен, первосвященники так и не смогли и тогда прибегли к откровенному шантажу: Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин 19:12). Этот аргумент подействовал. Пилат символически умыл руки перед толпой и объявил: Невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы (Мф 27:24).

Так малодушие Пилата перечеркнуло все его попытки поступить по совести.

Мог ли Пилат настоять на своем?

Наверняка мог. Ни один человек не является слепым орудием Божиего Промысла, не был им и Пилат. Просто ему не хотелось идти на обострение конфликта с иудеями. Те и впрямь могли донести на него императору. Хотя, если разобраться, такой донос вряд ли повредил бы его карьере: освобождение Вараввы, открыто бунтовавшего против римлян, наверняка было бы в глазах Рима более тяжелым проступком, чем освобождение «Царя Иудейского».

Так умер человек, который сыграл одну из самых важных ролей в евангельской истории.

Источник

Понтий Пилат

При понтийстем пилате что это

До 4 года по Р.Х. Иудеей правил Ирод Вели­кий, затем его сын Архе­лай. Рим был недо­во­лен его прав­ле­нием, сме­стил с долж­но­сти, и с 6 года по Р.Х. было вве­дено прямое рим­ское прав­ле­ние, т.е. Иудея стала обыч­ной рим­ской про­вин­цией.

Исто­рич­ность фигуры

До ХХ века о Пилате сви­де­тель­ство­вала Библия и несколько древ­них исто­ри­ков. В 1961 году к ним доба­ви­лись и архео­ло­ги­че­ские сви­де­тель­ства. В Пале­стине была най­дена мра­мор­ная таб­лица, над­пись на кото­рой рекон­стру­и­ро­вана как: «Понтий Пилат, пре­фект Иудеи, посвя­тил людям Кеса­рии храм в честь Тибе­рия», кото­рая под­твер­дила сомне­ва­ю­щимся, что такой чело­век дей­стви­тельно правил Иудеей.

Понтий — фами­лия, кото­рая гово­рит о родо­вой при­над­леж­но­сти носи­теля, име­ю­щего древ­нее ита­лий­ское про­ис­хож­де­ние. Пилат — про­звище, пере­во­дится как «мета­тель копья» и гово­рит о при­над­леж­но­сти к армей­ской службе. Имя Пилата нам неиз­вестно.

Долж­ность

Пилат зани­мал воен­ную долж­ность пре­фекта. Тацит име­нует его про­ку­ра­то­ром (в Библии такого наиме­но­ва­ния нет) — упра­ви­те­лем, обя­зан­но­сти кото­рого каса­лись пре­иму­ще­ственно граж­дан­ских дел. Таким обра­зом Пилат обла­дал очень широ­ким кругом пол­но­мо­чий и был ответ­стве­нен за все аспекты рим­ского управ­ле­ния про­вин­цией.

Во вре­мена земной жизни Спа­си­теля Иудея нахо­ди­лась в составе Рим­ской импе­рии в каче­стве одной из ее про­вин­ций. С 6 года нашей эры этой тер­ри­то­рией вместо мари­о­не­точ­ных «царей» (напо­до­бие пред­ста­ви­те­лей дина­стии Иродов) стали управ­лять намест­ники, назна­ча­е­мые лично импе­ра­то­рами Рима и под­от­чет­ные лишь ему. Поскольку прак­ти­че­ски с самого начала рим­ской окку­па­ции евреи крайне враж­дебно отно­си­лись к заво­е­ва­те­лям, а недо­воль­ство в любой момент могло пере­ра­сти в кро­ва­вый бунт, рим­ляне дер­жали в Пале­стине мощную воин­скую груп­пи­ровку. Ею и коман­до­вал пре­фект, обла­дав­ший почти неогра­ни­чен­ной вла­стью в реги­оне.

На долж­ность пре­фекта Пилата назна­чили в 26 году, и у власти он пробыл десять лет.

Харак­тер Пилата

Судя по трудам антич­ных исто­ри­ков, своим совре­мен­ни­кам Пилат запом­нился как грубый вояка, жесто­кий кара­тель, взя­точ­ник и карье­рист.

Филон Алек­сан­дрий­ский (21 г. до Р.Х. — 41 г. по Р.Х.) назы­вает Пилата «сви­ре­пый и упря­мый», «от при­роды жесто­кий и гнев­ли­вый», осуж­дая «про­даж­ность его при­го­во­ров, его хищ­ни­че­ство, разо­ре­ние им целых семейств… мно­го­чис­лен­ные казни лиц, не осуж­ден­ных ника­ким судом, и прочие жесто­ко­сти вся­кого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб насе­ле­ния на его жесто­кость снят с долж­но­сти и отправ­лен в Рим.

Пилат и Хри­стос

Пилат был языч­ни­ком и, когда услы­шал от Христа о Его боже­ствен­ном досто­ин­стве, испы­тал легкий страх от того, что Иисус мог быть полу­бо­гом (чело­ве­ком, рож­дён­ным от любви боже­ства и чело­века). Против казни также высту­пила жена чинов­ника. Желая «под­стра­хо­вать» себя, про­ку­ра­тор решает огра­ни­читься биче­ва­нием Осуж­дён­ного. Но иудей­ские ста­рей­шины при­гро­зили Пилату жало­бой импе­ра­тору в том случае, если он не утвер­дит смерт­ный при­го­вор.

В итоге карьер­ные сооб­ра­же­ния пре­вы­сили у Пилата страх перед “мест­ным Боже­ством” и он вынес смерт­ный при­го­вор Спа­си­телю, выбрав из мест­ного рели­ги­оз­ного закона наи­бо­лее под­хо­дя­щий обряд ( Втор.21:6-9 ) для соб­ствен­ной защиты.

Что было с Пила­том после Христа?

Послед­нее, что мы досто­верно знаем о Понтии, — это то, что в 36 году после оче­ред­ного жесто­кого подав­ле­ния народ­ного недо­воль­ства на него в кото­рый раз напи­сали жалобу в Рим. Нако­нец она возы­мела дей­ствие в сто­лице, и легат Сирии Вител­лий отстра­нил намест­ника от долж­но­сти пре­фекта и отпра­вил его в Рим.

Что было дальше — доку­менты не гово­рят. Зато сохра­ни­лось мно­же­ство апо­кри­фов и откро­венно леген­дар­ных све­де­ний о судьбе быв­шего чинов­ника. По одной из версий, его сослали в Галлию (нынеш­няя Фран­ция), где он, не выдер­жав лише­ний и позора, нало­жил на себя руки. По другим рас­ска­зам, пре­фект даже стал хри­сти­а­ни­ном и был заму­чен во время гоне­ний Нерона около 64 года.

Жену Пилата звали Клав­дия Про­кула. По пре­да­нию, после Вос­кре­се­ния Христа она уве­ро­вала и при­няла Кре­ще­ние. По одной из версий, именно супругу опаль­ного пре­фекта имел в виду апо­стол Павел, пере­да­вая своему уче­нику Тимо­фею привет от некоей рим­лянки Клав­дии ( 2Тим. 4:21 ). В Гре­че­ских Пра­во­слав­ных Церк­вах (напри­мер, Кон­стан­ти­но­поль­ской) Про­кула при­чис­лена к лику святых.

Для чего имя Пилата вне­сено в Символ веры?

Слова «при Пон­тий­ском Пилате» в Сим­воле веры явля­ются ука­за­нием на исто­рич­ность факта рас­пя­тия Спа­си­теля.

Источник

Вероятно, он не «умывал руки»: история Понтия Пилата

Библейская история гласит, что Пилат не хотел казни Христа, но позволил синедриону распять его. Есть основания полагать, что он даже не видел Иисуса.

Легенда Понтия Пилата

Библейский Понтий Пилат – воплощение малодушия. Римлянин, который хотел помешать казни невиновного бродячего проповедника, но под давлением синедриона и толпы разгневанных иудеев всё-таки отправил его на крест. Евангелие от Луки описывает это так: «Но они кричали: Расни Его! Распни! Он в третий раз сказал: Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу». Но «великий крик» фарисеев и левитов «превозмог», и Пилат «Иисуса предал в их волю». При этом римский префект (наместник) снял с себя ответственность за казнь пророка. Согласно Матфею, он «взял воды и умыл руки перед народом». Так Пилат продемонстрировал, что кровь – не на его руках: «Не виновен я в крови праведника сего – смотрите вы».

При понтийстем пилате что это

Что есть истина? (Иисус и Пилат), худ. Н.Н. Ге, 1890 (holytrinityutrecht.nl)

Но самое главное, что заставляет нас не доверять библейскому повествованию – Пилат вообще вряд ли судил Христа. Он утверждал приговоры тех, кто нарушил законы Рима. Иисус же обвинялся в религиозных преступлениях – попытках пересмотреть основы веры, и в том, что побил каких-то торговцев у Иерусалимского храма (мелочь для префекта!). Подобными делами занимался синедрион; римляне позволяли иудеям самим разбирать такие конфликты согласно их обычаям и традициям. Римской администрации до «ересей» и многочисленных иудейских сект дела не было, Пилата заботило другое – признание владычества империи и повиновение масс. Иисус же признавал Царя небесного, а что на земле – всё «от Бога», «кесарю – кесарево».

Есть ли ещё поводы сомневаться в евангельском рассказ о римском префекте (а других источников о причастности Пилата к казни Христа нет)? Историк Л.А. Ельницкий предлагал объяснение, почему ранние христиане могли интерполировать (то есть вставить) сюжет о Пилате в биографию Иисуса. Превратить римского префекта в одного из виновников распятия – логичный ход для евреев I в. н.э., которые Пилата ненавидели: Понтий заслужил репутацию жестокого и несправедливого чиновника, который издевался над местными традициями. История с казнью вполне соответствовала образу Пилата и подпитывала всеобщий гнев мятежных иудеев против Рима.

При понтийстем пилате что это

Средневековое изображение сцены разговора Христа и Пилата (history.com)

Интересно, что в более поздних текстах отношение христиан к Пилату и история самого Пилата изменились – вслед за политической ситуацией. Христианство во 2-3 вв. н.э. распространилось по Римской империи, и лидеры религии начали искать примирения с властями. Если ранее Пилат описывался как враг христиан, то теперь – как друг. Во-первых, в евангельском рассказе он пытается спасти Христа, и не может лишь из слабости, виновны же во всём иудеи и синедрион (враги христианства); во-вторых, ходили слухи, будто бы Пилат так впечатлился случившимся, что позднее сам обратился в христианство или, по меньшей мере, сочувствовал ему (об этом писал Тертуллиан). Очевидно, эта история должна была подать другим язычникам империи пример – вот, мол, даже Пилат увидел во Христе истину.

С древними текстами, которые дошли до нас спустя тысячи лет после многочисленных утрат их фрагментов, редакций и просто ошибок переписчиков, часто так – они менялись и служили политическим целям тех, кто их редактировал спустя пару сотен лет после описываемых в них событий. Так что историкам приходится сомневаться в ключевых евангельских сюжетах, и история Пилата – один из таких сюжетов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *