При помощи чего человек получает информацию
Как мы получаем информацию. 3-й класс
Класс: 3
Цель: формирование представления о механизме получения информации из окружающего мира человеком.
Оборудование: лимон, лук, чеснок, хлеб, мандарин; чай, молоко, кофе, сок, вода; кубик, мяч, машинка, грабли, грибок, мягкая игрушка; запись фрагмента балета “Щелкунчик” П. И. Чайковского; электронный учебник “Мир информатики” 1 год обучения Могилёв; аудиозапись сказки “У страха глаза велики”; учебник “Мир информатики” 1 год обучения Могилёв
1. Организационный момент. (Слайд 1. Презентация)
2. Повторение изученного ранее материала
— Каждый день мы узнаём что-то новое, говоря по-научному, получаем информацию. Без неё человек жить не может. Почему? Докажите. Вспомните, последний урок, на котором мы знакомились с понятием “информация”. (Наводящий вопрос: при переходе улицы, загорелся красный сигнал светофора, вы этого не заметили, что может произойти?)
— Что такое “информация”? (Сведения об окружающем мире)
— Какой из этих ответов самый полный? Докажите
3. Беседа о получении информации человеком
— Сегодня на уроке мы должны выяснить, как человек получает информацию, какие виды информации различают, выполним практическую работу,
— Как человек узнаёт о разных событиях, новостях, получает интересные сведения? (Слайд 3)
— Всё, что вы назвали, это источники получения информации.
— Оказывается, всю информацию об окружающем мире мы получаем с помощью пяти чувств восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. У человека есть специальные органы, с помощью которых возникают разные чувства
3.2. Практическая работа
1. Учащимся предлагается по запаху определить предмет: лимон, лук, чеснок, хлеб, мандарин.
С помощью какого органа чувств вы определили предмет? (Слайд 5)
Эта информация называется слуховая. Как вы думаете, почему?
2. Учащимся предлагается по вкусу определить предмет: чай, молоко, кофе, сок, вода.
С помощью какого органа чувств вы определили предмет? (Слайд 5)
Как называется эта информация? Почему
3. Учащимся предлагается на ощупь определить предмет (волшебный мешочек): кубик, мяч, машинка, грабли, грибок, мягкая игрушка
С помощью какого органа чувств вы определили предмет? (Слайд 5)
Эта информация получена от органа осязания, поэтому её называют осязательная или тактильная.
— А всегда ли стоит трогать предмет?
4. Учащимся предлагается по музыкальному фрагменту определить автора. (Щелкунчик П И Чайковский)
С помощью какого органа чувств вы определили автора произведения? (Слайд 5)
Как называется эта информация?
На слайде фигуры: Треугольники, Четырёхугольники, Круги, Овалы, Звёздочки.
Закрыть глаза. В это время меняется или фигура, или цвет, или расположение фигур, или размер
С помощью какого органа чувств вы определяли, что изменялось? (Слайд 13-гиперссылка на прямоугольник)
Как называется эта информация?
3.3. Обобщение об органах чувств и видах информации
Какого вида бывает информация? (Зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и осязательная)
С чем связано название вида информации? (С органом чувств, который передаёт информацию)
3.4. Прослушивание МЛ “Как мы получаем информацию”
— Повторим правила техники безопасности при работе за ПК.
Информацию об окружающем мире получают не только люди, но и все живые организмы. Собака-пастух может почувствовать приближение волка и лаем предупредить об этом своего хозяина. В Индии по берегам рек встречаются заросли удивительного растения “Стыдливая мимоза”. Когда начинается тропический ливень, и первые капли дождя падают на растение, мимоза спешит свернуть свои листочки. Информация заложена в каждой клетке живого организма, и это позволяет ему расти, развиваться, справляться с болезнями.
— Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств, для разных животных различна.
— Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развито у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота? Слайд 6)
— Посмотрите на картинку и ответьте на вопрос: Какого вида информацию не получает средняя обезьянка? (Слайд 7)
4. Выполнение упражнений по закреплению материала
4.1. Беседа по сказке “У страха глаза велики”. (Слайд 8)
Информация бывает полезная, понятная, достоверная, полная. Это свойства информации. В доказательство этих слов мы прослушаем сказку “У страха глаза велики”.
— Всегда ли мы верно воспринимаем информацию, которую нам передают органы чувств?
— О каких свойствах информации можно говорит после чтения сказки?
4.2. Игра “испорченный телефон”
Вывод: при передаче информация может искажаться, стать неверной.
Презентация по информатике «Как человек получает информацию»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Как человек получает информацию
Информация-это сведения об объектах и явлениях окружающей среды
Информацию мы получаем из разных источников: Когда читаем и слушаем Смотрим телепередачу Дотрагиваемся до предмета Пробуем еду или пьем напитки Разглядываем картинку
Информацию человек воспринимает с помощью органов чувств: Уши Рот Пальцы, кожа Нос Глаза
Виды информации по форме представления Звуковая Видео-информация Числовая Графическая Текстовая
Передача информации В процессе передачи информации всегда участвуют две стороны: тот кто передает информацию (источник информации) и тот кто получает информацию (приёмник информации Источник информации Информационный канал Приёмник информации
Хранение информации Хранение информации — это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом). ЭВМ предназначена для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Внешняя (долговременная) Внутренняя (оперативная) Память человека
Обработка информации Обработка информации — это процесс изменение информацииили формы ее представления Входная информация Выходная информация Преобразователь (обработка информации)
Информация вокруг нас
Урок 2. Информатика 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Информация вокруг нас»
Ежедневно человека окружает огромное количество предметов. Вокруг него происходят различные события и явления. И конечно, он начинает получать информацию с самого рождения. Таким образом, человек учится понимать и разговаривать. Когда ребёнок подрастает и идёт в школу, обрабатывая различную информацию, он учится писать и читать. Ежедневно человек узнаёт что-то новое для себя, то чего не знал раньше. Давайте представим себе, что в течение дня мы не будем получать никакой информации, ни из Интернета, ни из газет, ни из книг. Мы не будем общаться с друзьями и одноклассниками, не будем смотреть телевизор и слушать радиоприёмник. Конечно, без получения информации существование человека невозможно.
Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые нас окружают.
Это знания, которые мы получаем в школе на уроках и при разговорах с друзьями. Это сведения, которые мы черпаем из новостей, просмотра телепередач и чтения книг. Мир вокруг нас – это мир информации. Человека постоянно окружает информационное поле.
Информация воспринимается человеком с помощью органов чувств. Информация по форме восприятия ее человеком делится на визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.
Визуальная информация – это информация, которая воспринимается человеком с помощью органов зрения.
При помощи зрения человек получает основную часть всей информации. Таким образом, он может различать форму, цвета и положение окружающих предметов, воспринимать зрительные образы. Благодаря восприятию визуальной информации становится возможным ориентироваться в пространстве. Орган для получения визуальной информации – глаза.
Аудиальная или звуковая информация воспринимается человеком чувством, которое называется слух, а орган для получения звуковой информации – ухо. К такой информации относится музыка, шум машин, речь человека и вообще все услышанные звуки.
Обонятельная информация воспринимается человеком с помощью обоняния. Орган для получения этой информации – нос. Человек получает информацию об окружающих его запахах. Он чувствует аромат цветов, запах приготовленной пищи и запах парфюмерии.
Тактильная информация воспринимается человеком осязанием. Органы для получения тактильной информации – кончики пальцев и весь кожный покров. Таким образом, человек имеет возможность получать информацию о поверхности предмета: гладкий он или шершавый, о его температуре: холодный он или горячий, влажный или сухой.
Вкусовая информация воспринимается чувством, которое называется вкус. А орган для получения данного вида информации – язык. Вкусовые рецепторы дают понять, какой вкус у принимаемой человеком пищи: кислый, горький, сладкий или солёный.
Животные, так же, как и люди получают информацию с помощью органов чувств. Но эти органы развиты у них в разной степени, в зависимости от образа жизни определённого вида животного. Например, у крота совершенно не развито зрение, а в большей степени развито осязание. У орла, наоборот, сильнее всего развито зрение. У волка хорошо развито обоняние, у дельфина – слух.
А у некоторых животных развиты чувства, которые и вовсе не развиты у человека. Например, некоторые виды змей, которые охотятся на теплокровных животных, имеют на голове специальные углубления, позволяющие улавливать инфракрасное излучение. Даже после ослепления змея может продолжать безошибочно охотиться, пользуясь своим инфракрасным зрением.
У летучих мышей развито чувство – эхолокация. Эти животные издают звуковые импульсы, которые отражаясь от предмета, позволяют определить местоположение этого предмета и расстояние до него.
Даже некоторые растения имеют свои органы чувств, и они также как человек и животные умеют реагировать на окружающую среду. Например, мимоза стыдливая. При прикосновении какого-нибудь предмета с листочками она быстро опускает их.
Люди имеют дело с разными видами информации. И по форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.
Числовая информация указывает количественные характеристики окружающих нас объектов и явлений. Например, радиус планеты Земля – 6 371 км, начало эпохи Ренессанса – 14 век. Двоичный код в памяти компьютера представлен нулями и единицами.
Текстовая информация – это информация, которая напечатана или написана от руки на любом из существующих языков мира.
К графической информации относятся различные изображения: схемы, графики, картины, чертежи, рисунки, фотографии.
К звуковой информации относится все, что мы слышим: журчание ручья, пение птиц, музыка, речь, шум.
Видеоинформация состоит из последовательности изображений, кадров. К ней относятся фильмы и мультфильмы.
Развитие общества привело к необходимости фиксировать информацию. Ещё в древности получая информацию, человек пытался её сохранить. Подтверждением тому являются наскальные рисунки, глиняные таблички с надписями, записи на пергаменте, а позже на папирусе и бумаге. Сейчас для хранения информации используются ещё и электронные носители.
После изобретения письменности люди научились передавать другим людям информацию, не участвуя в непосредственном общении друг с другом. Примером такой передачи служит пересылка писем по почте. В наше время современных технологий всё чаще передача информации осуществляется с помощью сети Интернет.
Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, он организует поиск информации. Найти необходимую информацию можно разнообразными способами: в книгах, журналах и газетах, при просмотре телепередач, в компьютерной сети Интернет.
Обработка информации подразумевает изменение ее формы представления или содержания. Например, ученик пишет под диктовку текст, который ему читает учитель. Он обработал звуковую информацию, а затем представил ее в виде текста.
В процессе обработки информации может измениться её содержание или появиться новая информация. Например, введённый на компьютере текст можно отредактировать: дополнить или сократить, заменить отдельные слова, а также отформатировать: изменить шрифт, цвет, начертание слов.
Все рассмотренные нами процессы (хранения, передачи, поиска и обработки информации) называются информационными процессами.
Подведём итоги урока:
Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые окружают человека.
Информация по форме восприятия её человеком делится на звуковую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.
По форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.
Информационные процессы включают в себя процессы хранения, передачи, поиска и обработки информации.
Человек в мире информации
Урок 2. Информатика 4 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Человек в мире информации»
Привет, ребята. С вами снова я, профессор Знатоков. Сегодня мы окунёмся в мир информации.
Вспомним, как человек получает информацию и что с ней делает, что может быть носителем и источником информации. Также вспомним виды информации по способу восприятия человеком и по способу представления на носителе.
Ещё в древности люди учились пользоваться информацией. Они понимали, что около костра можно не только согреться, когда холодно, но и приготовить еду. Информацию о том, что от костра идёт тепло, люди получали с помощью кожи. Глазами получали информацию о том, что от огня идёт свет и дым, а носом можно ощутить запах дыма.
Каждый день на протяжении всей своей жизни мы узнаём что-то новое. Другими словами, мы получаем информацию, благодаря которой учимся разговаривать, играть, читать.
Информация играет огромную роль в жизни человека. Без неё люди просто не cмогли бы жить. Информация – это сведения об окружающем нас мире.
Например, видя падающие жёлтые листья, мы получаем информацию о том, что сейчас осень. В некоторых ситуациях информация подсказывает нам, как следует поступить. Например, перед выходом из дома, глядя в окно и видя, что идёт дождь – мы знаем, что надо взять зонтик.
Человек получает информацию и узнаёт много нового, когда общается с другими людьми, наблюдает за природой, за животными, читает книги и слушает музыку, смотрит телевизор и пользуется интернетом.
Значит, информация – это сведения о предметах, событиях, явлениях и процессах окружающего мира. И, конечно, знания, которые вы получаете на уроках – это тоже информация, которую ученики получают от учителя.
В школе вы общаетесь, рассуждаете, читаете, слушаете, рассматриваете, наблюдаете, записываете, рисуете. То есть осуществляете много разных действий с информацией: получение, хранение, обработку, передачу и использование.
По способу восприятия информация бывает разная, в зависимости от того, какими органами чувств она воспринимается. Всю информацию человек получает с помощью пяти каналов восприятия информации – зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Давайте составим наглядную таблицу, в которой покажем взаимосвязь между видами информации, каналами получения информации и органами чувств, а ещё запишем, для чего они служат.
Больше всего информации мы получаем с помощью зрения. Зрение – это канал получения информации.
Рассмотрим пример. Катя в зоопарке увидела удивительную птицу – павлина. Ах, как красиво переливается его хвост. Информацию о цвете, размере и форме хвоста девочка получила с помощью глаз.
Или, например, если зимой на снегу мы видим вот такие следы, мы получаем информацию о том, что, вероятнее всего, эти следы оставили человек и собака. Возможно, хозяин гулял вместе со своим четвероногим другом.
Глаза – это органы зрения. То, что мы видим глазами, – это зрительная информация. Глаза служат для того, чтобы видеть объекты.
Это очень важный вид инфомации. Ведь не зря народная мудрсть гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Кстати, про «услышать». На втором месте по способу получению информации у людей стоит слух. Мы живём в мире звуков.
Слыша в лесу этот звук, мы получаем информацию о том, что где-то недалеко находится дятел, слыша такой звук, мы получаем информацию о том, что где-то едет поезд.
Такую информацию мы получаем с помощью ушей.
То, что мы слышим, – это слуховая (звуковая) информация. Значит, уши служат для того, чтобы слышать.
Кстати, для обучения слух особенно важен. Ведь если ты не будешь слушать объяснения учителя, то ничего не поймёшь. Но и без других каналов получения информации обойтись очень трудно.
Когда мы что-нибудь едим или пьём, то с помощью языка получаем информацию о вкусе пищи – о том, кислая она, солёная или сладкая (т. е. ощущаем её вкус). Вкус – это канал передачи информации. Значит, то, что мы ощущаем с помощью языка, когда едим, – это вкусовая информация.
А вот запахи человек воспринимает с помощью носа. Мы всегда ощущаем приятные ароматы и не очень приятные запахи.
Нос – это орган обоняния. И то, что мы ощущаем носом, – это обонятельная информация. «Обонять» − значит «ощущать запахи».
Кстати, зачастую животные, например, лисы, собаки и многие другие основную часть информации получают именно с помощью носа.
Запомните, ребята. Информация – обонятельная, канал передачи – обоняние. Не путайте, пожалуйста, со словами «обаяние» и «обаятельный». Обаяние – это привлекательность, способность нравиться. Обаятельный – это очаровательный, привлекательный.
Так, с обонятельной информацией разобрались. Остался ещё один вид информации, который мы получаем с помощью кожи. Это тактильная информация. Иногда её называют осязательной. Кожа – это орган осязания. Кожей мы ощущаем признаки предметов при прикосновении: тёплый, холодный, мягкий, влажный.
Вообще хорошо, что у человека несколько органов чувств. Когда светло, человек может получать основную информацию с помощью глаз.
Когда темно, человек может получить информацию, например, с помощью ушей или почувствовать запах носом. В темноте человек использует звуковые, обонятельные, вкусовые и тактильные сигналы.
Очень часто мы получаем разную информацию одновременно всеми органами чувств. Например, когда мы едим бабушкины пирожки с яблоками, мы видим их нежную румяную корочку, ощущаем их замечательный вкус, превосходный аромат, тепло, мягкость, слышим лёгкий хруст. Значит, пирожок является источником информации разных видов – зрительной, вкусовой, обонятельной, осязательной, слуховой.
Ребята, посмотрите, Ира и Юра находятся в одном и том же месте, где одни и те же предметы, одни и те же запахи и звуки. Но каждый видит и слышит своё.
Это происходит потому, что человек осознаёт только те сигналы, которые соответствуют его потребностям и интересам в данный момент, то есть наиболее важны для него.
Информация, которую получает человек, может храниться в его памяти. Но можно хранить её и независимо от памяти человека. Например, таблицу умножения на 5, 9, или 10 вы можете хранить в своей памяти, но вот допустим, умножение чисел на 28 или на 72 – уже вряд ли. Для этого нужно представить её на носителе – на бумаге, например. Информацию больших объёма удобно хранить на CD и DVD дисках, флеш-накопителях, картах памяти, внешнем жёстком диске, ну и, конечно, хранить можно в памяти компьютера.
На бумаге (в газетах, журналах, книгах) мы можем воспринимать информацию зрительно – глазами. Например, на этом рисунке мы видим парк, цветущие деревья, птиц. Красиво, ребята, правда? А если к этой картинке мы ещё допишем вот такой текст: «Цветущие вишни источают лёгкий аромат, звонко и радостно поют птицы, и весело журчит речушка, убегая куда-то вдаль».
Вы, наверное, не раз замечали, как писатели описывают природу в своих произведениях. А если вместо текста был бы только рисунок, то представление было бы не таким ярким. Значит, мы можем с уверенностью сказать, что текст позволяет представить на бумаге то, что нельзя изобразить рисунком.
Ну вот мы и подошли к видам информации по способу представления:
это текстовая, числовая, графическая и звуковая.
Информация, которая представлена с помощью букв, слов и предложений, называется текстовой.
Важный вид информации представляется с помощью чисел и различных математических выражений. Это числовая информация.
Много информации мы получаем из различных изображений – рисунков, схем, фотографий. Ведь как бы мы ни описывали, например, Эйфелеву башню, лучше её всё же увидеть, хотя бы на фотографии. Это графическая информация.
Ну и, конечно, без звуков мы не можем обойтись. Ни словами, ни рисунками мы не сможем описать голос тигра или изобразить какую-нибудь мелодию. Всё-таки это надо услышать. То есть получить звуковую информацию.
Ну вот мы и повторили тему «Человек в мире информации».
Но хотелось бы добавить вот что. Существуют определённые правила, которых должны придерживаться люди при работе с информацией. Например, воспитанный человек никогда не прочитает чужое письмо, не посмотрит содержимое чужого диска, забытого на столе – ведь эта информация предназначена для другого человека. Делясь информацией говорить и писать надо грамотно, без ошибок; не применять слова, которые могут обидеть другого человека. И, конечно, информация, которой мы делимся с другими людьми, должна быть достоверной, то есть правдивой, полезной, понятной, актуальной и полной.