При какой избирательной системе побеждает кандидат набравший больше голосов чем другие

При какой избирательной системе побеждает кандидат набравший больше голосов чем другие

Статья 88. Определение результатов выборов по федеральному избирательному округу

1. На основании данных, содержащихся в первых экземплярах протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования по федеральному избирательному округу на соответствующих территориях, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после предварительной проверки правильности составления указанных протоколов путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу. Суммирование данных, содержащихся в указанных протоколах, осуществляют непосредственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации составляет протокол о результатах выборов по федеральному избирательному округу, в который вносятся следующие данные:

1) число окружных избирательных комиссий;

2) число протоколов окружных избирательных комиссий, на основании которых составлен данный протокол;

3) число избирательных участков, итоги голосования по федеральному избирательному округу на которых были признаны недействительными, и суммарное число избирателей, включенных в списки избирателей на данных избирательных участках на момент окончания голосования;

4) суммарные данные по всем строкам, содержащимся в протоколах окружных избирательных комиссий об итогах голосования по федеральному избирательному округу;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) доля голосов (в процентах), поданных за каждый федеральный список кандидатов, от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

7) наименования политических партий, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждому из указанных списков;

8) номера региональных групп кандидатов из федеральных списков кандидатов, которым причитаются депутатские мандаты, с указанием, какой группе субъектов Российской Федерации (с указанием наименований субъектов Российской Федерации), какому субъекту Российской Федерации, какому одномандатному избирательному округу или каким одномандатным избирательным округам (с указанием наименований и номеров одномандатных избирательных округов) соответствует каждая региональная группа кандидатов, и число депутатских мандатов, причитающихся каждой из указанных региональных групп кандидатов;

9) фамилии, имена и отчества зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами Государственной Думы, из каждого федерального списка кандидатов, которому причитаются депутатские мандаты, по каждой региональной группе кандидатов.

3. На основании протокола о результатах выборов по федеральному избирательному округу Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выборов по федеральному избирательному округу.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы по федеральному избирательному округу несостоявшимися:

1) если ни один федеральный список кандидатов не получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

2) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.

5. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов по федеральному избирательному округу недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования по федеральному избирательному округу или установлении итогов этого голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования по федеральному избирательному округу признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали в себя не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

6. Число избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, определяется по числу соответствующих избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в ящиках для голосования.

7. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются.

8. Если за федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, подано в совокупности 50 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 50 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

9. Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

10. Федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают указанные мандаты в соответствии с методикой пропорционального распределения депутатских мандатов, предусмотренной статьей 89 настоящего Федерального закона. При применении указанной методики не учитываются зарегистрированные кандидаты, избранные депутатами Государственной Думы по одномандатным избирательным округам (при наличии в списке таких кандидатов).

11. Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, распределяются между зарегистрированными кандидатами, включенными в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, и зарегистрированными кандидатами, включенными в региональные группы кандидатов, в соответствии с методикой пропорционального распределения депутатских мандатов, предусмотренной статьей 89 настоящего Федерального закона.

12. Депутатские мандаты распределяются между зарегистрированными кандидатами в соответствии с порядком их размещения в федеральном списке кандидатов, установленным при регистрации этого списка Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и рассматриваемым (в пределах общефедеральной части федерального списка кандидатов и каждой из региональных групп кандидатов) как порядок очередности получения депутатских мандатов.

13. Протокол Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов по федеральному избирательному округу подписывается всеми присутствующими членами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса. К протоколу прилагается сводная таблица, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования по федеральному избирательному округу. Сводную таблицу подписывают председатель (заместитель председателя) и секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, несогласный с протоколом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов по федеральному избирательному округу в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу также прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, поступившие в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в период, который начинается в день голосования и заканчивается в день составления Центральной избирательной комиссией Российской Федерации данного протокола, и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

15. Заверенные копии протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов по федеральному избирательному округу и сводной таблицы предоставляются всем членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иным лицам, указанным в части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона и присутствовавшим при определении результатов выборов, а также представителям средств массовой информации.

16. Если после подписания протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов по федеральному избирательному округу и (или) сводной таблицы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выявила в них неточность (в том числе описку, опечатку или ошибку в суммировании данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий), Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 32 настоящего Федерального закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона и присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов по федеральному избирательному округу.

17. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования, поступивших из нижестоящих избирательных комиссий, или возникновении сомнений в правильности их составления Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории, в соответствующем одномандатном избирательном округе. Указанный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленного настоящим Федеральным законом срока определения результатов выборов по федеральному избирательному округу.

18. В случае, предусмотренном частью 17 настоящей статьи, повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке, либо непосредственно вышестоящей избирательной комиссией, либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная комиссия, проводящая повторный подсчет голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии, иных лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, проводившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: «Повторный подсчет голосов». На основании указанного протокола вносятся изменения в протоколы всех вышестоящих избирательных комиссий об итогах голосования. Ранее представленный протокол об итогах голосования приобщается к протоколу, составленному по итогам повторного подсчета голосов избирателей. Нарушение указанного порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой: «Повторный подсчет голосов» является основанием для признания данного протокола недействительным.

Источник

Пропорциональная избирательная система

При какой избирательной системе побеждает кандидат набравший больше голосов чем другие

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Основные понятия

Выборы — это тип политического участия граждан в управлении делами государства. Выборами называют процедуру, при которой формируется государственный орган или наделяется полномочиями должностное лицо. Процедура реализуется через голосование, при этом принять участие могут лишь те, кто обладает избирательным правом.

Избирательная система — политический институт, который связан с организацией выборов политических деятелей. Выборы проходят и определяются результатами голосования и распределением мандатов между партиями. Другими словами, избирательная система — это порядок формирования выборных органов государства.

Избирательная система состоит из двух компонентов:

Избирательное право — это принципы и условия, при которых граждане могут участвовать в формировании выборных органов.

Избирательное право может быть двух видов: активным (правом избирать) и пассивным (правом быть избранным).

Избирательное право можно ограничить цензами — возрастными, имущественными, образовательными, национальными, расовыми, сословными.

Избирательный процесс — комплекс действий в процессе выборов.

Этапы избирательного процесса:

Организовать избирательные округа.

Создать избирательные комиссии.

Зарегистрировать избирателей в установленном законом порядке, составить список избирателей.

Подвести итоги голосования.

Установить результаты и распределить места в выборных органах по итогам голосования.

Выделяют два типа избирательных систем: мажоритарную и пропорциональную. В этой статье поговорим о пропорциональной.

Определение пропорциональной избирательной системы

Пропорциональная избирательная система — это такая разновидность избирательной системы, при которой результаты голосования определяются по принципу распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов. Голосование проходит по партийным спискам.

В такой системе образуются большие округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов.

При пропорциональной системе выборы проводятся только на партийной основе: голосование идет по партийным спискам, и население голосует не за конкретных кандидатов, а за политическую партию.

Признаки пропорциональной избирательной системы:

партии получают количество мест пропорционально набранному проценту голосов (25% — одна четвертая часть мест и так далее);

определяется процентный барьер, который необходимо перейти, чтобы попасть в парламент;

голоса за партии, не прошедшие барьер, делятся поровну между победившими партиями.

Пропорциональная избирательная система зародилась в XIX веке и впервые была официально принята в Бельгии в 1899 году.

В России пропорциональную избирательную систему применяют на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим плюсы и минусы пропорциональной избирательной системы.

Достоинства и недостатки пропорциональной избирательной системы

Преимущества пропорциональной избирательной системы, которые отличают ее от мажоритарной:

система позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов;

возможность пройти в парламент партиям, в том числе средним и мелким, которые отражают интересы населения, что повышает доверие к политической системе;

позволяет исключить разделение состава парламента, а также не допустить в него радикальных личностей;

в результате образуется множество партий, которые представляют различные слои населения;

низкая вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые могут использовать нелегальные способы прийти к победе на выборах.

При этом у пропорциональной избирательной системы есть и недостатки:

гражданин выбирает не конкретную личность, а кандидата из списка, где все могут быть ему неизвестны;

не так очевидна ответственность победивших перед избирателями;

система распределения голосов часто непонятна плохо информированным избирателям.

Вопросы для самопроверки

Какие виды избирательного права вы знаете? У всех ли граждан есть избирательное право? Чем можно ограничить избирательное право?

С чего начинается избирательный процесс?

Что такое избирательная система? Какие виды избирательных систем вы знаете?

Почему пропорциональная система выборов так называется?

Определите, какие из перечисленных признаков характеризуют пропорциональную систему:

прямая ответственность победивших на выборах перед избирателями;

широкий спектр политических партий, в том числе средних и мелких;

избранным считается кандидат, который получил большинство голосов;

каждая политическая партия получает число мест пропорционально числу голосов за нее.

Источник

Мажоритарная избирательная система: характерные черты и особенности

Избирательная система является порядком того, как определяются результаты выборов, позволяющего выявить, кого из баллотирующихся кандидатов избрали на должность депутата или на иную выборную должность. В данном случае, если предпочесть определенный способ подсчета голосов, это может привести и различным результатам голосования при одинаковом итоге.

В зависимости от того, в каком порядке распределяются депутатские мандаты среди кандидатов по результатам голосования, избирательные системы можно разделить на несколько видов: мажоритарные, пропорциональные и смешанные.

Самая первая система – мажоритарная. Ее основу составляет принцип большинства – избираются те кандидаты, которыми было получено большинство голосов. В данной систему всю территорию страны разделяют на одинаковые части в зависимости от числа избирателей округов, от которых избирают депутатов. Несомненными достоинствами мажоритарных выборов является простота, шанс избирателей на участие в выдвижении кандидатур, перечисление всех претендентов по имени.

Помимо достоинств она также имеет определенное количество недостатков, к примеру, возможность искажения соотношения политических сил в парламенте в сравнении с существующими в обществе, нельзя точно учесть реальное влияние организаций, предвыборных союзов и партий.

В зависимости от того, какое минимальное количество избирателей, необходимо для избрания претендента, можно выделить несколько разновидностей мажоритарной системы: абсолютное большинство, относительное большинство, квалифицированное большинство.

Мажоритарная система абсолютного большинства

В мажоритарной системе абсолютного большинства, которая действует во Франции на сегодняшний день, победа достается тому кандидату, у которого в наличии абсолютное большинство голосов – 50 процентов + 1 голос. Тут важен именно процесс определения большинства голосов:

В зарубежном законодательстве предусматриваются все указанные случаи.

Одним из самых основных недостатков данной системы является то, что итоги голосования являются нерезультативными, когда ни одним из кандидатов не набирается достаточное количество голосов избирателей. В данном случае необходимо проведение второго тура голосования, до участия в котором допускают только двух кандидатов, которыми было собрано наибольшее количество голосов во время первого тура.

В некоторых странах предусмотрено, что для одержания победы во 2 туре кандидат должен получить относительное большинство голосов.

Одно из самых распространенных – повторное голосование, проводимое по 2-м кандидатам, которыми было набрано максимальное число голосов (президентские выборы в Польше). Иногда во втором туре участвуют все кандидаты, которыми был получен установленный законом процесс голосов (выборы депутатов государственного парламента во Франции (12,5%).

Особенность мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства заключается в том, она требует кворума, без которого выборы не могут быть признаны состоявшимися. В большинстве случаев обязательная явка составляет 50 процентов избирателей, иногда – 25 процентов или другое количество голосов.

Положительная черта данной разновидности системы, в сравнении с относительной, заключается в том, что победа достается кандидату, которого поддерживает реальное большинство избирателей.

Мажоритарная система абсолютного большинства является запутанной и громоздкой системой, требующей увеличение государственных расходов на выборы. Помимо этого, во время ее использования большая часть голосов избирателей может пропасть, так как претенденты, за которых были отданы голоса меньшинства, не являются избранными.

Мажоритарная система относительного большинства

Самая распространенная за рубежом – мажоритарная система относительного большинства, в которой избранным может считаться кандидат, получивший большее количество голосов, чем его соперники. Данная система применяется в таких странах, как Великобритания, Индия, Канада, США и другие.

Такая система является результативной и не требует проведения второго тура выборов, так как претенденту для победы не нужно набирать установленное количество голосов. Исключительно если несколько кандидатов получают одинаковое количество голосов может создаться ситуация, в которой победитель не может быть определен. Однозначный минус применения мажоритарной системы относительного большинства заключается в том, что могут игнорироваться голоса, поданные за неизбранных кандидатов. Ситуация может усугубляться в случае, если кандидатов большое количество и голоса избирателей распределились между ними. В таком случае голоса, которые были поданы за неизбранных кандидатов пропадают, и если кандидатов больше, чем 20, то избрать могут того, за кого подали менее 10 процентов голосов. При применении мажоритарной системы относительного большинства особое значение приобретает избирательная география.

Во время использования данной системы в англосаксонских странах не устанавливают порог явки избирателей, так как считается что те, кто не пришел на выборы, соглашаются с мнением подавляющего большинства.

Система квалифицированного большинства

Специфическая и редко встречающаяся разновидность мажоритарной системы – это система квалифицированного большинства, при которой избранным является кандидат, который получил квалифицированное большинство голосов. Само квалифицированное большинство устанавливается на основании закона и должно превышать абсолютное большинство. Данная система может применяться во время избрания главы государства и других должностных лиц. К примеру, президентом Азербайджана в 1995-2002 годах для избрания должно было быть получено две трети голосов. После данное правило отменили по причине нецелесообразности. При выборах в Палату депутатов данная система применяется в Чили, где в друхмандатных избирательных округах оба мандата переходят к партии, которой было набрано две трети голосов.

Дополнительные разновидности избирательных систем

Пропорциональная система – разновидность избирательной системы. В ее основе принцип пропорционального представительства политических объединений, которые принимают участие в выборах. В отличие от мажоритарной системы, при пропорциональной, избирателем отдается голос в пользу политической партии (избирательного объединения), а не в пользу конкретного лица.

Положительной чертой данной системы является то, что ее использование способствует тому, чтобы адекватно отражались парламентом реальное соотношение политических сил в обществе, укреплялся политический плюрализм и стимулировалась многопартийность. Основными недостатками данной системы является то, что большинство избирателей отстранены от процедуры выдвижения кандидатур и за счет этого отсутствует прямая связь конкретных кандидатов и избирателей.

Система, призванная для соединения позитивных сторон и исключения недостатков мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, носит наименование смешанной. На основании данной системе были организованы выборы в бундестаг Германии. У каждого избирателя есть 2 голоса. Один голос отдается за отдельного кандидата, а второй – за партийный список. Одна часть депутатов бундестага избираются посредством мажоритарной системы относительного большинства в избирательных округах.

Оставшаяся часть мест распределяется посредством пропорциональной системы на основании количества голосов, которые были отда за списки, составленные партиями в каждой земле.

В некоторых государствах если изменяется пропорциональная система начинает действовать законодательно установленная оговорка, на основании которой обязательное условие участия партий при распределении мандатов – это получение установленного минимального количества голосов избирателей. В Дании, к примеру, необходимо чтобы по всей стране партия собрала не меньше, чем 2 процента голосов. Место в парламенте Швеции может быть распределено исключительно среди партий, у которых не менее 4 процентов голосов от общего числа или не меньше, чем 12 процентов голосов в одном избирательном округе. В Германии партии предоставляется доступ к распределению мандатов депутатов в бундестаге, если ею было собрано не менее 5 процентов голосов избирателей по всей стране или одержана победа в не менее, чем в 3 одномандатных округах.

Общим для всех разновидностей избирательных систем является то, что они могут применяться как при любой явке избирателей на выборах, так и при установленном обязательном проценте явки (25%, 50%), в этих случаях выборы признаются состоявшимися.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *