При изготовлении чего бондари на руси никогда не использовали металлические обручи

При изготовлении чего бондари на руси никогда не использовали металлические обручи

При изготовлении чего бондари на руси никогда не использовали металлические обручи

При изготовлении чего бондари на руси никогда не использовали металлические обручи

※ ※ ※ РУКОМЕСЛИЦА ※ ※ ※ запись закреплена

Расскажем о таком древнем ремесле как бондарное дело.

Бондарь – старинная профессия, по-другому мастеров этого дела называли еще бочар, обручник. Бондарь – ремесленник, изготавливающий бочки, кадки или другую обручную или вязаную посуду.
Свое широкое распространение оно получило благодаря доступности древесины, пригодной для изготовления посуды

Бондари делают деревянные кадки и бочки из специально заготовленных дощечек, которые называют клепками или ладами. Клепки могут быть пилеными или колотыми. Пиленые клепки менее прочны, чем колотые. Изготовление колотых клепок требует от бондаря мастерства и чувства дерева, клепки должны получиться ровными и чистыми. Замечено, что лучше колется сырая древесина, сразу после валки дерева, поэтому раньше клепки зачастую заготавливали прямо в лесу. Заготовленные клепки нужно хорошо просушить на открытом воздухе.
Клепки стягиваются обручами – деревянными или металлическими. Деревянные обручи делают из ветвей ели, побегов сирени и черемухи. Хороши для обручей дуб, ясень, вяз, клен, орешник. Из коры липы делают обручи для небольших бондарных изделий. Железные обручи применяют для придания посуде большей прочности, но раньше их применяли с большой осторожностью, поскольку железо оставляет на посуде ржавые следы.

В этом деле очень много тонкостей, которые может знать только опытный мастер. Хороший бондарь вкладывает в свое дело не только мастерство, но и душу. Вот потому любое изделие получается у него не только прочным, но и красивым.
В наше время посуда из дерева по-прежнему имеет свою популярность. Красивые кружки, лагуны, жбаны никогда не потеряют свою цену.
Понимая необходимость бондарного ремесла, можно совершенно точно сказать, что у этого дела есть перспективное будущее.

Источник

Бондарное дело. От теории к практике

При изготовлении чего бондари на руси никогда не использовали металлические обручи

Бондарство – это очень древнее ремесло, представляющее собой умение изготавливать деревянную посуду из клепок – длинных трапециевидных или округлых дощечек. Делали такую посуду бондари – ремесленники, мастера по изготовлению бочек, кадок, дежей, дубовок, жбанов, ендов, кружек, квасников и других изделий. В книге рассказывается об истории бондарного ремесла. На основе обобщения опыта бондарей прошлого и настоящего, предлагается научиться умению изготавливать бондарные изделия.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бондарное дело. От теории к практике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Немного из истории бондарного ремесла

Бондарное ремесло имеет богатую историю и давние производственные традиции во многих странах мира. В России, как и ремесла других народов, оно отличалось своими особенностями и национальным колоритом, всегда несло черты эпохи, органически связанные с географической средой. Но национальная форма не могла развиваться сугубо самостоятельно, то есть изолированно от культур соседних народов — белорусского, украинского и др. Изучение бондарного ремесла очень актуально и помогает выявить многие конкретные моменты этой связи, живого контакта, взаимовлияния культур, кроме того, оно имеет большое научно-познавательное и прикладное значение.

Никто не знает, где, как и когда впервые появилась бондарная посуда, но она была известна уже в Древней Греции и Римской империи. В больших бочках греки и римляне перевозили и хранили растительное масло, вино, воду. Большую бочку диаметром 1 м и длиной 2 м археологи нашли в Венгрии, которая в давние времена входила в состав северных провинций Римской империи. Сделанные из сосны клепки были шириной 14 см и толщиной 2 см.

Обработка дерева, в том числе и бондарное дело, занимая среди других ремесел одно из ведущих мест, была традиционным ремесленным занятием россиян. Очень высоким был уровень развития бондарного ремесла еще в Древней Руси. Бондарная посуда Х — ХV веков, найденная археологами в древнем Новгороде была восстановлена по найденным деталям — клепкам, обручам и донцам. Уже в те времена жители Новгорода пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая изготавливалась на протяжении всего последующего времени до наших дней. Древние мастера изготавливали бочки, кадки, ведра, шайки, жбаны, кружки и другие бондарные изделия. Некоторые найденные археологами древние бондарные изделия дошли до нас почти без изменений.

Вероятно, первоначально человек использовал для изготовления деревянной посуды дуплистые стволы, затем предшественницей бондарной посуды стала посуда, выдолбленная из целого ствола. Дупляная и долбленая посуда стала применяться для хранения масла, меда, зерна. Так как на дуплянках от времени начинали появляться глубокие трещины, то чтобы предотвратить разрушение, их стали стягивать жгутами, веревками — так, вероятно, появились первые обручи. Затем обручами, деревянными и железными, стали стягивать изготовленные из деревянных дощечек различные сосуды. В бондарных мастерских стали изготавливать не только бочки и жбаны, но и огромные чаны для кузнечных и кожевенных предприятий. На некоторых литейных заводах бондарные опалубки применяли при литье пушек.

В мастерских, на фабриках и заводах для хранения воды использовали деревянные чаны. Чтобы вода в них была постоянно холодной чаны почти полностью зарывали в землю. Влияние бондарной техники сказалось и при изготовлении колес. Так, в тележном колесе обод собирали из косяков. Каждый косяк прижимали к другому, подобно клепкам, скошенными кромками с помощью металлической шины, подобно обручу. Ступица (средняя часть колеса) стягивалась четырьмя обручами, как стягивалась бондарная посуда.

В бондарном ремесле всегда ценилась красота бондарного изделия. Остроумная и рациональная конструкция изделий не только обеспечивает ему высокую прочность, но и придает особую привлекательность. Деревянные обручи, основное назначение которых связывать воедино клепки, в любом бондарном изделии играют роль простейшего рельефа в виде валика, выступающего над фоном. При увеличении количества обручей орнаментальный пояс становится более широким. Красоту изделия подчеркивает и ритмичное расположение обручей на боковой поверхности бондарной посуды.

Совершенные формы бочки и кадушки на протяжении многих веков развития художественных ремесел служили образцом для подражания. Широко известны токарные изделия в форме бочонка, кухонные коробки для продуктов, подставки для ложек, копилки и др. Формы бондарной посуды привлекали и мастеров — стеклодувов, гончаров, кузнецов. В наше время красивые сосуды в форме бочонков с обручами и донышками и красивой ручкой изготовляют из керамики. Довольно часто к этой форме обращались и мастера, работающие с металлом. В XVI веке в распоряжении царского двора было много серебряной и золотой посуды, среди которой были и серебряные бочки с золотыми обручами. Знаменитые тульские самовары до середины XIX века выпускались в виде бочонка.

Еще в первые десятилетия ХХ столетия большинство посуды в домашнем хозяйстве многих крестьян было из дерева, что говорит о большом значении бондарного промысли в жизни населения. В некоторых губерниях бондари среди других ремесленников в сельской местности занимали второе место, уступая по количеству лишь плотникам. Бондарный промысел не утратил своего значения и последующие годы, несмотря на войны, разруху и нищету. Бондарные изделия: бочки, бочонки, ушаты, дежи, ведра, кубельцы, баклаги — все, без чего не могла обойтись ни одна крестьянская семья, делалось в больших количествах.

Источник

При изготовлении чего бондари на руси никогда не использовали металлические обручи

О том, какие породы дерева использовались для бондарной посуды в глубокой древности, существуют лишь отрывочные сведения. Как уже было сказано, самая ранняя находка — бочка из сосны — относится ко II веку нашей эры. Найдена она при раскопках древнего римского поселения, находившегося на территории современной Венгрии. Но на основании одной находки. Нельзя заключить, что всю бондарную посуду на заре нашей эры делали лишь из сосновых клепок. Археологические раскопки древнего Новгорода позволили иметь точное представление о породах древесины, применявшихся в бондарном деле в древности. С помощью самых современных методов был сделан анализ более 50 образцов. Из 7 клепок от древних бочек все 7 оказались дубовыми. Видимо, это было связано с тем, что бочке приходится подвергаться более значительным нагрузкам, чем другим бондарным изделиям. С ними не очень-то церемонятся при погрузке и разгрузке, ведь их не переносят, а катят, придерживая руками за пряды — края клепок, выступающие над днищами. Но бывает, что их отпускают катиться самостоятельно по наклонной плоскости.

Ведра, кадушки, ушаты и прочую подобную посуду с прямыми клепками новгородские бочары изготовляли в основном из древесины сосны. Из 54 клепок, породу которых нужно было установить, 35 были сосновыми. На втором месте стояла ель (9 клепок). Потом шли: лиственница, тис, пихта, кедр, береза и липа. Широкое использование новгородскими мастерами сосны объясняется способностью ее древесины хорошо раскалываться вдоль волокон, легкостью обработки режущими инструментами, незначительной сучковатостью, высокой стойкостью против гниения. К тому же в местных лесах росли в изобилии могучие прямоствольные сосны (подобные леса позже стали называть корабельными рощами).

При изготовлении чего бондари на руси никогда не использовали металлические обручи

Еловых лесов тоже было много вокруг древнего города. Но, видимо, сучковатая и мягкая древесина ели меньше устраивала новгородских бочаров. Дуб рос в южных районах новгородской земли — запасы его были незначительны и, возможно, поэтому использование его в бондарном деле ограничивалось в основном изготовлением десятиведерных бочек, древесина которых должна быть особенно прочной. Местными породами были также липа и береза, а лиственница, кедр и пихта — привозными. Тис привозили с юга. Видимо, новгородцев привлекала благородная окраска и красивая текстура древесины, а также прочность и долговечность. Все эти породы деревьев в большей или меньшей степени используются в бондарном деле до сих пор, кроме тиса. В нем обнаружены токсические вещества, которые губительны не только для гнилостных микробов, но и для человека. Использование тисовой посуды приводит к тяжелым отравлениям, но, видимо, старым мастерам об этом не было известно. В этом нет ничего удивительного: ведь порода была не местная, а привозная.

Постепенно породы дерева, идущие на бондарные клепки, становились все разнообразнее. В незапамятные времена родилась в лесных краях России очень выразительная и поучительная загадка: «Сам дубовый, пояс вязовый, а нос липовый». Пожалуй, в наше время найти к ней отгадку для многих окажется затруднительным. Между тем в старые времена, когда бочарное рукомесло было широко распространено, а бондарная посуда была в каждом доме, будь то крестьянская изба или боярские палаты, такую загадку разгадать мог даже малый ребенок. И ответил он бы так: бочка, обручи и гвоздь (пробка). Старые мастера отлично знали и обязательно учитывали свойства древесины. Даже в одном бондарном изделии они применяли древесину различных пород. Почти все бочки без исключения делали из дуба; древесина вяза, отличающаяся гибкостью и высокой прочностью, шла на обручи. Гвоздь, или чоп (пробка), обязательно должен быть из липовой древесины, так как она разбухает очень незначительно, прямослойна и однородна. Нетрудно и представить, что было бы, если бы пробку сделали из осины: выбить ее из наполненной жидкостью бочки было бы не так просто, ведь осина очень сильно разбухает.

Для мастера, изготовляющего бондарную посуду, прежде всего важны технологические свойства древесины. Необходимо, чтобы Она хорошо кололась, обрабатывалась резанием (строгалась, пилилась), была достаточно упругой и вязкой, при распаривании легко гнулась. Все эти свойства, если они имеются у определенной древесины, обеспечивают успех в работе. Работать с такими материалами легко. Но, кроме этого, есть свойства древесины, которые в первую очередь интересовали заказчика. Подбирая породу дерева, например, для кадки, ушата, ведра, цветочницы или квасной кружки, народные мастера обязательно учитывали это. Заказчику было не безразлично, насколько прочна древесина, из которой сделана посуда; нужна была гарантия, что она не загниет и не покоробится. Да и внешний вид, который в определенной мере зависит от цвета и текстуры древесины, тоже имеет немаловажное значение, особенно если заказана цветочница или другая подобная декоративная посуда. Если заказывали квашню, то такую, в которой бы тесто подходило быстро и дружно, а если кубел для мяса, то такой, чтобы оно долго не портилось. Мало того, хороший, знающий свое дело бондарь мог подобрать для бондарной посуды такую древесину, в контакте с которой продукты не только долго хранятся, но и приобретают своеобразный приятный запах и даже вкус.

При изготовлении чего бондари на руси никогда не использовали металлические обручи

Из лиственных деревьев, древесина которых идет на бондарные клепки, широко используются дуб, лещина, липа, ольха, береза и тополь, а их хвойных — сосна, ель кедр, лиственница и можжевельник. В южных областях употребляют также бук и каштан, Среди лиственных пород дуб — самый лучший материал. Дубовая древесина режется с большим трудом, но хорошо колется. Отличаясь большой упругостью, она после распаривания становится очень гибкой и легко гнется» а это необходимое качество при изготовлении бочек. К тому же плотная и тяжелая древесина дуба хорошо сушится, мало коробится и растрескивается. Она заполнена особыми консервирующими веществами — тиллами, предохраняющими ее от поражения гнилостными микробами. Древесина дуба не боится воздействия влаги — наоборот, погруженная в воду, она становится еще прочнее. Дубы, упавшие в реку и пролежавшие в ней многие годы, пропитываются солями железа. Древесина их, известная под названием мореного дуба, становится тверже иного камня. И недаром еще со времен древнего Новгорода дуб считался лучшим материалом для бондарной посуды, особенно для заливных бочек. Дубовым бочкам все нипочем, хотя их держат в сырых подвальных помещениях, на улице под проливным дождем и зарывают в землю. Выдерживают они и самые сложные перевозки, продолжая надежно служить по многу десятков лет.

В старой древесине дуба в процессе окисления входящих в нее некоторых веществ возникают ароматические соединения (типа ванилина), которые и определяют своеобразный запах коньяка, выдержанного в дубовых бочках. Но бондарные бочки используются не только для вина, в них хранят морсы и соки.

В тех районах, где когда-то шумели могучие дубравы, дуб применялся в бондарном деле более широко. Из дубовых клепок делали кадушки для квашения капусты и соления огурцов, кубелы для хранения сала и мяса-солонины. Яблоки, замоченные в дубовых кадках, до самой весны оставались крепкими и вкусными. Там, где от бондарной посуды требовалась особая прочность, дуб был незаменим. Лучшей колодезной бадьи, чем из дуба, вынужденной работать в самых суровых условиях, вряд ли сыскать. Есть у дубовой древесины и еще одно необычное свойство — она ускоряет закваску теста. Поэтому каждая хозяйка старалась обзавестись дубовой квашней. Там, где дуб был редким материалом, дубовые клепки через одну чередовали с еловыми или осиновыми. Самые хорошие квашни получались из древесины зимнего дуба, засохшая листва которого не опадает всю зиму.

Исстари одной из самых ходовых в бондарном деле была осина. Клепки из ее древесины в большинстве своем шли на посуду, предназначенную для различных солений и квашений. Было подмечено, что капуста, заквашенная в осиновой кадушке, до самых жарких дней весны сохраняет белизну и упругость. Этому способствуют особые вещества, содержащиеся в свежей древесине осины. Со временем, когда древесина осины стареет и утрачивает некоторые свои свойства, хозяйки в иных местах кладут в кадушку со свежерубленой капустой свежее осиновое поленце. Порой клали его и в дубовую или еловую кадку. Осина хорошо противостоит воздействию влаги и считается одним из лучших материалов для колодезных срубов, кровельного гонта и дранки. Изготовление кровельного материала из осины объясняется также прямослойностью ее древесины и хорошей раскалываемостью. Эти же свойства высоко ценятся в бондарной посуде, особенно при заготовке клепок.

Древесина осины имеет белый цвет с легким, едва уловимым голубоватым или зеленоватым оттенком. Однородность и мягкость дает возможность обрабатывать ее самыми различными инструментами. Из осины делают декоративную бондарную посуду, которую затем украшают резьбой, выжиганием и росписью.

Склонность древесины осины к разбуханию считается в ряде случаев отрицательным явлением, но не в бондарном деле. Именно благодаря разбуханию осиновые клепки смыкаются кромками настолько плотно, что их трудно бывает порой различить. В распаренном виде осиновые клепки хорошо гнутся. В современном бондарном производстве много осины идет на изготовление заливных и так называемых сухотарных бочек, то есть предназначенных для сухих продуктов. В осиновых бочках хранят и перевозят всевозможные соленья, рыбу, растительное масло. Кроме продуктов, в осиновых бочках перевозят всевозможные химикаты, минеральное масло, краски, мазут, деготь, цемент и многое другое. Большинство бочек с честью выдерживают всевозможные перегрузки, которые неизбежны в дороге.

Липа — один из лучших материалов для изготовления не только бондарной, но и токарной, долбленой посуды. Ее легкая белая древесина с чуть розоватым оттенком имеет множество свойств, которые высоко ценятся всеми древоделами. Чем же она привлекает бондарей? Благодаря мягкости и однородности липовая древесина хорошо режется во всех направлениях, легко раскалывается как вдоль слоев, так и в радиальном направлении. Она почти не коробится и очень мало растрескивается. Одно из важнейших ее свойств — незначительное усыхание или, как говорят специалисты, устойчивость к потере объемности. Липовая кадушка, пролежавшая почти все лето порожней в ожидании урожая, практически не рассыхается.

Бондарная посуда из липовых клепок хорошо сохраняет продукты. Немаловажно и то, что при этом она не придает им какого-либо неприятного запаха и привкуса. Самый лучший мед — в липовых бочонках: он долго хранит свой аромат и первозданную свежесть. Бондарная тара из липы считается лучшей для хранения и перевозки сливочного масла, которое очень долго не горкнет. А для перевозки такого деликатеса, как красная и черная ирка, бочки из липы просто незаменимы. Липовая древесина — прекрасный материал для дорожной переносной посуды, предназначенной для воды и всевозможных прохладительных напитков: фляг, баклаг, лагунцов и тому подобного. Если бондарную посуду (разумеется, не «бочкотару») предполагается украсить декоративной резьбой, расписать или отделать выжиганием, то добиться успеха в этом будет легче, если ока сделана из липы.

Из хвойных деревьев в бондарном деле широко используется сосна. Ее древесина в отличие от дубовой имеет средние показатели. У нее умеренная прочность, невысокая твердость. Усыхает она умеренно и растрескивается незначительно. Вместе с тем сосна имеет прямослойную древесину, которая хорошо раскалывается не только в радиальном, но и в тангентальном направлении. Она имеет достаточно высокую упругость и гибкость, а распаренная хорошо гнется.

Сосна относится к ядровым породам. У нее широкая заболонь с легким желтоватым или розоватым оттенком. Ядро у свежей древесины вначале слегка розоватое, но постепенно темнеет, приобретая буровато-красный оттенок. Четко выраженные годичные слои придают древесине сосны особую выразительность, которую можно очень выгодно использовать при создании декоративной бондарной посуды. Смолистость древесины предохраняет ее от загнивания. Особенно высокую смолистость имеет так называемая смолка, в противоположность ей другой сорт сосновой древесины — сухощепка — отличается пониженным содержанием смолы. Сосна легко и быстро обрабатывается. Раньше из нее в большом количестве изготовляли водовозные и тарные бочки, большого размера чаны. Сосновые бочки и кадушки называли в старину смолками или смолянками. Конечно, под пищевые продукты такая посуда не очень-то годится (смоляной запах передается продуктам), но если необходимо, например, сделать кадушку для цветка — цветочницу, то более дешевой и надежной древесины для этой цели и не сыскать. Как тара сосновые бочки используются для перевозки минеральных масел, дегтя, живицы (сосновой смолы) и серки (еловой смолы), а также извести, цемента.

Применяется в бондарном деле и другая хвойная порода — ель. Она имеет белую древесину с желтоватым или розоватым оттенком. Годичные слои хорошо различаются на всех разрезах, Древесина ели легкая и мягкая, хорошо поддается обработке различными режущими инструментами. Она умеренно усыхает, почти не образуя трещин. Прямослойность, обилие радиальных лучей и неоднородность годичных слоев способствуют тому, что она одинаково хорошо раскалывается как в радиальном, так и в тангентальном направлении. Это дает возможность с помощью полукруглого ножа выкалывать желобчатые клепки.

Еловые бочки используются для хранения и перевозки зернистой икры. Но и отнюдь не деликатесные грузы тоже порой приходится перевозить в еловых бочках, например минеральные масла. Если народному мастеру случалось изготовлять ведерко или подойник, то он довольно часто для такого рода посуды предпочитал применять еловую древесину. Посуда получалась легкой и, самое главное, незначительно впитывала влагу, поэтому мыть и сушить ее довольно легко. Но на этом «дружба» еловой древесины с молочными продуктами не прерывалась: из нее делали ушатики для хранения сливочного масла, а также маслобойки, в которых били (изготовляли) сливочное масло.

Кедр используется в бондарном деле в областях, где эта порода занимает достаточно большие площади. У древесины кедра розово-охристое ядро и белая заболонь с легким желтоватым оттенком. Древесина кедра мягкая, легкая и гибкая. Она хорошо раскалывается во всех направлениях, поэтому вполне пригодна для выкалывания желобчатых клепок. В Западной Европе из кедра было принято делать молочную посуду. Среди жителей существовало стойкое убеждение» что древесина кедра содержит вещества, убивающие гнилостные микробы. По утверждению мастеров, молоко в кедровой посуде не только долго не скисает, но и приобретает приятный вкус.

Для мелкой бондарной посуды широкое применение находит древесина можжевельника. Она имеет красно-коричневое ядро. У засохшей древесины ядро имеет множество самых разнообразных оттенков. Именно за это она ценится художниками-древоделами. Заболонь у можжевельника узкая, светло-желтым кольцом окружающая ядро. Годичные слои образуют очень красивый текстурный рисунок, одинаково выразительный на всех трех разрезах.

Источник

История бондарного ремесла

Немного из истории бондарного ремесла.

Бондарное ремесло имеет богатую историю и давние производственные традиции во многих странах мира. В России, как и ремесла других народов, оно отличалось своими особенностями и национальным колоритом, всегда несло черты эпохи, органически связанные с географической средой. Но национальная форма не могла развиваться сугубо самостоятельно, то есть изолированно от культур соседних народов – белорусского, украинского и др. Изучение бондарного ремесла очень актуально и помогает выявить многие конкретные моменты этой связи, живого контакта, взаимовлияния культур, кроме того, оно имеет большое научно-познавательное и прикладное значение.

Никто не знает, где, как и когда впервые появилась бондарная посуда, но она была известна уже в Древней Греции и Римской империи. В больших бочках греки и римляне перевозили и хранили растительное масло, вино, воду. Большую бочку диаметром 1 м и длиной 2 м археологи нашли в Венгрии, которая в давние времена входила в состав северных провинций Римской империи. Сделанные из сосны клепки были шириной 14 см и толщиной 2 см.

Обработка дерева, в том числе и бондарное дело, занимая среди других ремесел одно из ведущих мест, была традиционным ремесленным занятием россиян. Очень высоким был уровень развития бондарного ремесла еще в Древней Руси. Бондарная посуда Х – ХV веков, найденная археологами в древнем Новгороде была восстановлена по найденным деталям – клепкам, обручам и донцам. Уже в те времена жители Новгорода пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая изготавливалась на протяжении всего последующего времени до наших дней. Древние мастера изготавливали бочки, кадки, ведра, шайки, жбаны, кружки и другие бондарные изделия. Некоторые найденные археологами древние бондарные изделия дошли до нас почти без изменений.

Вероятно, первоначально человек использовал для изготовления деревянной посуды дуплистые стволы, затем предшественницей бондарной посуды стала посуда, выдолбленная из целого ствола. Дупляная и долбленая посуда стала применяться для хранения масла, меда, зерна. Так как на дуплянках от времени начинали появляться глубокие трещины, то чтобы предотвратить разрушение, их стали стягивать жгутами, веревками – так, вероятно, появились первые обручи. Затем обручами, деревянными и железными, стали стягивать изготовленные из деревянных дощечек различные сосуды. В бондарных мастерских стали изготавливать не только бочки и жбаны, но и огромные чаны для кузнечных и кожевенных предприятий. На некоторых литейных заводах бондарные опалубки применяли при литье пушек.

В мастерских, на фабриках и заводах для хранения воды использовали деревянные чаны. Чтобы вода в них была постоянно холодной чаны почти полностью зарывали в землю. Влияние бондарной техники сказалось и при изготовлении колес. Так, в тележном колесе обод собирали из косяков. Каждый косяк прижимали к другому, подобно клепкам, скошенными кромками с помощью металлической шины, подобно обручу. Ступица (средняя часть колеса) стягивалась четырьмя обручами, как стягивалась бондарная посуда.

В бондарном ремесле всегда ценилась красота бондарного изделия. Остроумная и рациональная конструкция изделий не только обеспечивает ему высокую прочность, но и придает особую привлекательность. Деревянные обручи, основное назначение которых связывать воедино клепки, в любом бондарном изделии играют роль простейшего рельефа в виде валика, выступающего над фоном. При увеличении количества обручей орнаментальный пояс становится более широким. Красоту изделия подчеркивает и ритмичное расположение обручей на боковой поверхности бондарной посуды.

Совершенные формы бочки и кадушки на протяжении многих веков развития художественных ремесел служили образцом для подражания. Широко известны токарные изделия в форме бочонка, кухонные коробки для продуктов, подставки для ложек, копилки и др. Формы бондарной посуды привлекали и мастеров – стеклодувов, гончаров, кузнецов. В наше время красивые сосуды в форме бочонков с обручами и донышками и красивой ручкой изготовляют из керамики. Довольно часто к этой форме обращались и мастера, работающие с металлом. В XVI веке в распоряжении царского двора было много серебряной и золотой посуды, среди которой были и серебряные бочки с золотыми обручами. Знаменитые тульские самовары до середины XIX века выпускались в виде бочонка.

Еще в первые десятилетия ХХ столетия большинство посуды в домашнем хозяйстве многих крестьян было из дерева, что говорит о большом значении бондарного промысли в жизни населения. В некоторых губерниях бондари среди других ремесленников в сельской местности занимали второе место, уступая по количеству лишь плотникам. Бондарный промысел не утратил своего значения и последующие годы, несмотря на войны, разруху и нищету. Бондарные изделия: запарники, бочки, бочонки, ушаты, дежи, ведра, кубельцы, баклаги – все, без чего не могла обойтись ни одна крестьянская семья, делалось в больших количествах.

Имея тесную связь с сельским хозяйством, бондарное дело носило ярко выраженный сезонный характер. Сельские умельцы, владевшие разносторонними навыками в области обработки древесины, производили бондарные изделия преимущественно в осенне-зимний сезон, удовлетворяя собственные нужды и запросы односельчан и жителей соседних деревень. Для многих сельских ремесленников бондарный промысел часто был родословным занятием. Изготавливая различную посуду, бондарь не ограничивался продажей ее на местном рынке, а снаряжал осенью воз, груженный бочарной тарой, и оправлялся в соседние губернии или края, откуда возвращался и за проданные изделия привозил воз пшеницы. Многие бондари, унаследовав отцовское мастерство, нередко возили изготовленные своими руками бондарные изделия по прежним маршрутам.

Во многих случаях одним из важнейших определяющих моментов в развитии бондарного дела было наличие лесов с древесиной соответствующего качества. Однако это соответствие не было повсеместным. Довольно часто были известны районы с небольшой лесистостью, но с широким развитием бондарного ремесла.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *