При чем здесь пушкин
О Пушкине как борце против путинского режима
Борцунствующие интернет-хомячки радостно растащили сие по своим норкам-кладовым, сопровождая комментариями в стиле «Гениальное предвидение солнца русской поэзии»,
«Александр Сергеевич-то наш!», «Пушкин предсказал Путина» и прочее, прочее.
И вот уже – можно предвидеть появление плакатов с изображением великого русского поэта на митингах различной сомнительной политической направленности.
Пушкин – с нами! Выкусите!
И действительно, ай да П-н! Ай да с-н сын! Как заклеймил, шельма!
Так откуда же взялся сей пламенный шебебр, пулемётной очередью прошивший разбегающихся псов режима?
Элементарный поиск в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
приводит к ответу за пару минут.
Автор сего – некий лейтератор с грозным псэудонимом Яр Велесов, и в неогранённом варианте сей бриллиант (2021 г. выпуска) выглядит так:
«Пугая внешними врагами
Нас истребляют изнутри!
Но не меняется годами
Девиз продавшихся властей:
Воруй, Уничтожай и Ври. »
Мдя. Стройненько и мелодично. Как вилкой по водосточной трубе.
Не Пушкин только. И не Барков. И даже не Вильям наш Токарев.
Неизвестный блоггодетель подправил размер, заменил «властей» на вневременное «царя»
— и нате-получите! Готова новая, с иголочки, сенсация!
Неизданное из аса А.С. Пушкина!
Ну а творчество сего Бора Сварожича, тьфу! Яра Велесова…назвать сие «творчеством» – значит, выдать аффтару незаслуженный аванс в стиле «ну, а вдруг».
Корявейшие чудовищные четверостишия не в размер на «октуальные темы».
А названия-то! Названия!
Можно как угодно относиться к нынешнему главе российского государства ( лично я отношусь, деликатно говоря, очень скептически) – но вот это вот всё вызывает лишь недоумение и смех.
Много интернета вам дадено, господа борцуны, при нынешней власти…Слишком, слишком много.
Как писал в своё время В.И. Ленин в полемической переписке с Александром II – «Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность».
(примерно 1789 г.)
Золотые слова.
И ведь ещё делают из этого, греф побери, далеко идущие выводы!
Но, кстати – онлайн-стримы у Владимира Ильича архиотличнейшие.
Особенно мне нравятся его прямые включения из вечно бунтующего Петрограда.
Но я, поэт, не лицемерю.
После обеда, на котором было выпито порядочное количество шампанского, Пушкин беседовал со знакомою ему дамой. Нужно заметить, что дама была рябая. Какая-то фраза, сказанная Пушкиным, показалась ей не совсем приличной, и она заметила ему:
— У вас, Александр Сергеевич, кажется, в глазах двоит.
Однажды в приятельской беседе знакомый Пушкину офицер, некий Кондыба, спросил:
— Скажи, Пушкин, рифму на рак и рыба.
— Нет, не то,- сконфузился офицер,- ну а рыба и рак?
Спросили Пушкина на одном вечере про барыню, с которой он долго разговаривал, как он ее находит, умна ли она?
Незадолго перед смертью Пушкин в Александринском театре сидел рядом с двумя молодыми людьми, которые беспрестанно, кстати и некстати, аплодировали Асенковой, знаменитой в то время актрисе.
Не зная Пушкина и видя, что он равнодушен к игре их любимицы, они начали шептаться и заключили довольно громко, что сосед их дурак.
Пушкин, обратившись к ним, сказал:
Один лицеист вскоре после выпуска из императорского Царскосельского лицея, в 1829 году, встретил Пушкина на Невском проспекте. Поэт, увидав на нем лицейский мундир, подошел и спросил:
— Вы, вероятно, только что выпущены из лицея?
— А позвольте спросить вас, где вы теперь служите?
Командировка придумана была Воронцовым с целью дать Пушкину случай отличиться по службе, а Пушкин принял поручение это за желание надсмеяться над ним, и всем известен тот шуточный рапорт в стихах о саранче, который был представлен Пушкиным вместо деловой бумаги:
Саранча летела, летела. И села.
В одном литературном кружке, где собиралось более врагов и менее друзей Пушкина, куда он и сам иногда заглядывал, одним из членов этого кружка был сочинен пасквиль на поэта, в стихах, под заглавием «Послание к поэту».
Пушкина ждали в назначенный вечер, и он, по обыкновению опоздав, приехал. Все присутствовавшие были, конечно, в возбужденном состоянии, а в особенности автор «Послания», не подозревавший, что Александр Сергеевич о его проделке уже предупрежден.
Литературная часть вечера началась чтением именно этого «Послания», и автор его, став посредине комнаты, громко провозгласил:
— Дарю поэта я ослиной головою.
Пушкин быстро перебивает его, обращаясь более в сторону слушателей:
— А сам останется с какою?
— А я останусь со своею.
— Да вы сейчас дарили ею?
Последовало общее замешательство. Сраженный автор замолк на первой фразе, а Пушкин, как ни в чем не бывало, продолжал шутить и смеяться.
Однажды Пушкин письменно обратился к издателю одного журнала, в котором он сотрудничал, с просьбой выдать ему причитающийся гонорар. Редакция ответила ему запросом, когда ему удобнее получить деньги: в понедельник или во вторник, и получит ли он все двести рублей сразу или сначала только сто. Поэт отвечал лаконичной запиской: «Понедельник лучше вторника, а двести лучше ста».
С семейством Натальи Николаевны Гончаровой, будущей супруги своей, он познакомился в 1828 году на балу, когда ей было лишь шестнадцать лет. Через два года молва о необыкновенной красоте девицы Гончаровой усилила в сердце Пушкина искру страсти, запавшую при первой встрече, превратив ее в неукротимый пламень.
Я восхищен, я очарован,
— шутливо говорил он своим друзьям.
Забавен рассказ Гоголя о попытках его познакомиться с Пушкиным, когда он еще не имел права на это в своем звании писателя.
В Кишиневе Пушкин имел две дуэли. Одну из-за карт с офицером З.
Дуэль была оригинальная.
И когда 3. бросился к Пушкину в объятья, он оттолкнул его и со словами: «Это лишнее!» спокойно удалился.
Пушкин и Мицкевич вошли вместе.
Однажды государь Николай Павлович в интимной беседе с поэтом спросил его:
— Пушкин, если бы ты был в Петербурге, принял бы ты участие в 14 декабря?
Этот прямой и откровенный ответ понравился государю, который был сам рыцарь чести и притом один из всех, окружавших его престол, понимал значение Пушкина и сознавал в нем силу поэтического гения, для которого требуются рост и свобода.
В тот же вечер на балу у французского посланника маршала Мармона государь сказал графу Д.Н. Блудову:
— Знаешь ли ты, что сегодня я говорил с умнейшим человеком в России? С Пушкиным.
НА Ф.В. БУЛГАРИНА
Все говорят: он Вальтер Скотт,
Но я, поэт, не лицемерю:
МОЯ ЭПИТАФИЯ
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век;
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-Богу, добрый человек.
Истории из книги «Шутки и остроты А.С. Пушкина» подобрали Семен Экштут, доктор философских наук, и Ольга Чагадаева, кандидат исторических наук
Пушкин – часть нас самих
С днем рожденья, Пушкин! Удивительно, с какой радостью взрослые люди откликаются на всякое посвященное Пушкину начинание – будь то «приходите на пушкинские чтения» в вузе, телепроект с чтением стихов на улице или вчерашний флешмоб в соцсетях, когда все вдруг стали постить своего Пушкина – кто стихи, кто любимую фразу, кто – рисунки Нади Рушевой.
Люди читают своего Пушкина и рассказывают о своем Пушкине с таким же ясным и счастливым движением души, с которым при случае рассказывают о мамах или бабушках, о воевавших дедах, о доме своего детства. Пушкин – часть нас самих; особенно хорошо, что содержание Пушкина в душе можно если не увеличивать, то поддерживать постоянным. Пожалуй, можно предположить, к чему приводит недостаток Пушкина в организме; можно ощущать острую пушкинскую недостаточность – и принимать Пушкина как лекарство. Пушкин – концентрированная гармония, которая в иные времена бывает необходима человеку, как кислород задыхающемуся.
Для обычного русского ребенка пушкинские стихи – такая же неотъемлемая часть окружающего мира, как морозные узоры на окнах, лед на лужах, трава на газонах; мы так привыкаем к этим стихам, что нам кажется – они были всегда, мы и думаем ими – «мороз и солнце, день чудесный», или «мчатся тучи, вьются тучи». Они, кажется, были всегда – как мама, как небо.
Иногда кажется, что мы даже избалованы Пушкиным – не замечаем его необыкновенного совершенства, как не чувствуем вкуса воды или хлеба, который едим каждый день. Иногда мне даже кажется, что школьников обязательно надо пропустить через спотыкающуюся силлабику семнадцатого века, через восемнадцатый век с его тяжеловесной грацией танцующего гиппопотама, через медные трубы Державина, через галлицизмы и чувствительность Карамзина, — чтобы они научились ценить этот простой вкус живой воды пушкинского стиха.
Подростковый возраст открывает своего Пушкина – влюбленного, смешливого, страдающего, мятущегося; Пушкин и здесь лекарство: от чересчур серьезного восприятия себя как романтического героя, от безысходности, от хандры, от несчастной любви – потому что опыту благодарного и спокойного принятия ситуации нам обычно научиться негде и не у кого, и совершенно неясно, что делать, когда не работает традиционная дилемма «сдаться и терпеть или бороться и победить»: она тебя не любит – с чем тут бороться? И как это терпеть?
Мы вырастаем с пушкинскими героями и постепенно становимся старше их – и Петруши с Машей, и Татьяны с Евгением, и Алексея с Лизанькой-Акулиной – и «ужель мне скоро тридцать лет»… Со временем обнаруживаешь, что и здесь опыт взрослого Пушкина – это опыт, который тебе лично нужен. И опять это опыт принятия – мудрого и стоического принятия жизни и судьбы; это и пушкинское умение радоваться, открытость миру, счастливое любование. Это и редкое его спокойное достоинство, и умение ценить свой дар, и ни от кого не зависеть; «для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи»; не требовать награды, не оспоривать глупца; умение быть собой и делать свое дело так, как надо его делать – для вечности, для Бога; умение слышать Его и слушать Его.
Пушкин как-то разглядел на двести лет вперед – чем мы будем мучиться, что обсуждать, по каким поводам будут ломать копья отечественные литераторы и политики. Для тех и других Пушкин – неисчерпаемый источник цитат для подтверждения чего угодно (он так универсален, что цитата найдется на любой случай), вечный союзник, всехний «наш» — революционер Пушкин против кровавого царизма, консерватор Пушкин против заразы либерализма, африканец Пушкин, западник Пушкин, сторонник особого пути России Пушкин, антифашист Пушкин, большевик, атеист, христианин – и каждому Пушкин нужен как сторонник, потому что это камертон, по которому настраивается действительность, точка, из которой выходит система координат русской литературы; все прекрасное против всего безобразного, все хорошее против всего плохого – короче, наше всё.
И, пожалуй, если протянуть оси координат в наше время – вполне себе можно догадаться, что Пушкин сказал бы по тем или иным болезненным вопросам современности – или твоей конкретной частной жизни. Может, потому, перевалив за тридцать семь – за сорок – мы не теряем потребности возвращаться к Пушкину – уже не за опытом, не за знанием, не за пониманием, а за радостью, за настройкой душевных струн.
Собственно, поэт именно это и делает: настраивает для нас расстроенный, раздрызганный мир так, что из скрежета и дребезжания складывается божественная музыка.
При чем здесь пушкин
РАССКАЗЫ О МОСКВЕ И МОСКВИЧАХ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА
Как без дыхания Москвы
России духа не постигнуть —
Так и без выдоха России
Москва дышать не сможет.
По ней прошли полки Дмитрия Донского
Где же еще искать самую старую улицу Москвы, как не в Кремле? Потому что Кремль и есть прародина Москвы, с него — с высокого холма над рекой и начинался когда-то наш древний град. Однако вовсе не просто отыскать в Кремле первую улицу: столько раз горел он за свои века, разрушался, строился и перестраивался… Улиц как таковых здесь уже не осталось — одни названия во времени выжили, но места, где они пролегали, сохранились и узнаются.
Вот — Боровицкая улица: вполне может считаться одной из самых древних в Москве. В XIV веке там, где сейчас возвышается Боровицкая башня, стояла рубленая церковь Иоанна Предтечи, что на бору — древние сосны гудели тогда на московском ветру. Потом на ее месте поставили каменный храм, он сгорел — и новая церковь выросла здесь. Только в 1847 году ее разобрали, Боровицкая улица и шла от той церкви вверх по холму, спускалась к реке мимо нынешней Оружейной палаты и Большого Кремлевского дворца, появившегося в 1849 году, — поднималась на самую вершину холма, к Ивановской площади. Поначалу Боровицкий холм был очень крут, а потом, когда дворец начали строить, земли сюда натаскали и склон пологим сделали.
Кто здесь живал, на этой крутой, словно бы вздыбившейся московской улице? А сам Иван Данилович Калита. Весь его двор размещался здесь — рубленые хоромы со множеством всяких строений хозяйственных. На месте Оружейной палаты стояли дома московских мастеров и до середины XIX века размещался царский Конюшенный двор. Сама Ивановская площадь осталась и по сию пору площадью. Назвали-то ее по колокольне Ивана Великого, хотя она и лежит чуть в стороне от колокольни.
Достоверно известно: появилась Ивановская площадь в первой половине XIV века. Иван Калита в этом месте, неподалеку от самых первых кремлевских церквей Михаила Архангела и Ивана Лествичника, повелел поставить ханский и боярские дворы, а с другой стороны — над обрывом к Москве-реке приказал поставить двор Андрея Ивановича, сына своего. Позже ханский двор разобрали, решив, видимо, что не место ему в Кремле, и вырос здесь Чудов монастырь, а двор Андрея унаследовал сын его Владимир. Тот самый Владимир, внук Калиты, который прославился в Куликовской битве, его стали почитать как великого ратоборца и называли Владимиром Храбрым.
Именно с Ивановской площади выходили в поход на Куликово поле полки Дмитрия Донского.
Несметные толпы прошли в веках по мощенной деревянным брусом Ивановской площади — как листья опавшие, пронесенные ничего и никого не щадящими ветрами времени. Строились здесь площади, дворцы, терема, хоромы, а потом сносились либо сгорали в нещадных пожарах или в войну разрушались. Одно время обросла площадь приказами и стала средоточием главных государственных дел во всей России. Тут стоял Посольский приказ — Рейтарский, а когда Украина с Россией воссоединились, появился Малороссийский приказ, тут же — Стрелецкий, да и другие всякие. Самым оживленным местом в Москве стала Ивановская площадь, всегда здесь толковище толпилось, всегда здесь под открытым небом дела вершились. Нет-нет да и выходили на крыльцо какого-либо приказа подьячие, распускали длинные свитки и оповещали народ о всяких решениях. Отсюда и повелась наша знаменитая поговорка: «Орать на всю Ивановскую».
Тут же и назидательные действа творились: били кнутами, лупили батогами виновных по приказным делам на «козле» или у столба. Так что культурная жизнь здесь в свое время вовсю бурлила. И чего только на Ивановской не случалось… Вот история, совсем забытая. В конце апреля 1695 года испросил один мужик, чье имя не сохранилось, у главы Стрелецкого приказа боярина Троекурова разрешения на глазах у всех полететь с Ивановской площади. Боярин вышел и стоит на крыльце со товарищи. А мужик приладил слюдяные крылья и, перекрестившись, стал меха надувать. Да только напрасно: не удалось ему полететь, за что содрали с него рубаху, отделали батогами и вдобавок велели продать все имущество. А нечего безответственные заявления делать: сначала надо было провести полетные испытания.
Вскоре после победы улица уже величавой выглядела. В самом низу ее, подле Фроловских ворот, княгиня Евдокия, супруга князя Дмитрия, основала Вознесенский девичий монастырь. Продержался монастырь вплоть до 1928 года, когда по приказу вождя всех времен и народов, натуры, как известно, широкой, монастырь снесли без жалости. А ведь 550 лет простоял… И вот еще от чего до боли обидно: в центре монастыря возвышался великолепный собор из белого камня, ставший усыпальницей великих княгинь, среди которых сама Евдокия. И мать Петра Алексеевича тут же покоилась. Однако снесли, рука не дрогнула.
А по другую сторону улицы в 1471 году знаменитый купец Тараканов поставил свои палаты — один из самых первых жилых каменных московских домов. Нет, не всегда столица была белокаменной, Москва не сразу строилась. Самую знаменитую кремлевскую башню — Спасскую построили 507 лет назад. Наверное, очень старался итальянский зодчий Пьетро Антонио Соляри — словно бы чувствовал, что станет его башня символом русской столицы, Кремля. Поначалу, правда, башня была ниже и венчалась площадкой, на ней теперь возвышается крытый зеленой черепицей шатер с часами, которые начали отсчет нового московского времени.
А Спасская улица уже жила своей, собственной жизнью, делаясь все веселей, оживленнее. Да уж и тесна для движения стала, потому-то Иван III в 1500 году и велел спрямить и расширить ее до четырех саженей — до 8,5 метра. Тогда же ее и вымостили деревянным накатом — бревнами небольшого диаметра, которые легко заменялись по мере надобности, — вполне городская, московская улица!
Похорошела она, гордо выпрямилась, обстроившись великолепными зданиями. По правой руке, если подниматься от Спасской башни, стоял величественный Вознесенский монастырь и Новодевичье подворье, а напротив — подворья Кирилло-Белозерского монастыря и Крутицких митрополитов, где останавливались погостить восточные святые отцы, если в Москву дела их забрасывали. И уже в XVII веке Спасская улица как-то постепенно, незаметно превратилась в главную московскую улицу, а башня Спасская особого почитания удостоилась — всяк под ней проезжающий крестился и шапку снимал. Так что отсюда и только отсюда в июне 1945 года должен был выехать на Красную площадь маршал Георгий Константинович Жуков на белом коне: в этой башне ворота открывались к победе!
Город пышный, город бедный…
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит —
Все же мне вас жаль немножко.
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой.1828 г.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.