Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Правила безопасности на воде

Меры обеспечения безопасности на водоемах зимой

Нашу с вами беседу я хочу начать с показа мультфильма. После его просмотра вы должны обозначить тему беседы и задать по ней три основных вопроса, на которые входе нашего общения я дам ответы. ( слайд 10 )

(Дети высказывают свои предположения, предлагают тему и вопросы)

Вы верно определили тему нашей беседы, это «Правила безопасности на льду» или «Меры обеспечения безопасности на водоемах зимой »

В ходе нашей беседы вы получите ответы на следующие вопросы:

как передвигаться по льду?

как выбраться из полыньи?

какие факторы способствуют возникновению опасности на льду? ( слайд11 )

Каждый год десятки людей погибают под толщей льда. Выход на лед водоема всегда опасен. В любом случае решающим фактором, обеспечивающим безопасность, является умение прогнозировать экстремальные ситуации. Поэтому выходя на лед, нужно быть готовым к любым неожиданностям.

Как вы считаете, существуют ли правила перехода по льду водоемов?

Переходить водоем по льду только при хорошей видимости

Правила перехода по льду водоемов: (слайд12)

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Помните! Для одиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина не менее 7 см, для группы людей – 12 см. ( показать наглядно при помощи линейки)

Как вы считаете, существуют опасные места на льду водоемов? ( предположения детей)

Слайд 13(рассказ по слайду об опасных местах на льду водоемов)

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Но что делать, если вы провалились под лед? На это вопрос вы мне ответите после просмотра видеофрагмента «Учения МЧС по спасению на льду» ( слайд14)

Как вы считаете, какие ошибки допускает человек, когда проваливается под лед?

(ответы детей: паникует и т.п.)

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Для того чтобы спрогнозировать возникновение экстремальных ситуаций на льду нужно знать факторы, которые способствуют возникновению опасности. (Слайд16)

Зная эти факторы, вы сможете предвидеть опасность и избежать ее.

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Спасибо за внимание! ( Слайд20)

Меры обеспечения безопасности на водоемах летом

Тема нашей беседы: «Меры обеспечения безопасности на водоемах летом»

Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Правила поведения на воде» ( видео выключаем на 7мин. 24 сек., весь материал представлен в «Приложении 1») и ответить на вопросы:

Как выбрать место для купания?

Что недопустимо при купании?

Какие ваши действия, если свело ногу?

Что недопустимо при пользовании лодкой?

( Н а вопросы сделана гиперссылка, нажимаем ее (ответ на вопрос в виде схемы), возвращаемся к вопросам нажав на стрелку.

Как выбрать место для купания?

Если вы решили искупаться в незнакомом водоеме, то необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место выбранное для купания, находится на песчаном берегу с хорошим спуском. Прежде чем войти в воду, нужно внимательно обследовать акваторию, примыкающую к берегу: не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки. Дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов. Нужно присмотреться к воде. Если она не спокойна, значит, здесь могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли.

Что недопустимо при купании?

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Какие ваши действия, если свело ногу?

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Что недопустимо при пользовании лодкой?

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Проверим наши знания, решив тест:

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Спасибо за внимание!

Безопасный отдых на водоемах

Многие современные города и населенные пункты расположены на берегах рек, озер или морей. Во многих есть пруды, водохранилища и др.

С давних пор человек использовал воду рек и озер в своем хозяйстве и быту.

Эта вода в процессе ее промышленного использования загрязняется различными химическими веществами, становится непригодной для использования человеком и сбрасывается в реки и озера, загрязняя их. Поэтому в черте города и вблизи него вниз по течению вода в реках не пригодна для питья, а в некоторых местах опасна даже для купания.

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

В жаркую погоду лучший отдых — на берегу водоема

Летом в жаркую погоду лучший отдых — на берегу реки, озера или водохранилища, но надо помнить, что не во всех местах можно купаться. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться.

Запомните!
Главное правило безопасного отдыха человека на воде заключается в знании мест, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья и где купание разрешено.

Правила безопасного поведения на воде, знание и соблюдение которых уменьшает возможность несчастных случаев

Если вы решили искупаться в незнакомом водоеме, то необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место выбранное для купания, находится на песчаном берегу с хорошим спуском. Прежде чем войти в воду, нужно внимательно обследовать акваторию, примыкающую к берегу: не торчат ли из воды коряги, не притаились ли на дне топляки. Дно должно иметь постепенный уклон без ям, уступов, водорослей, острых камней, стекла и других опасных предметов. Нужно присмотреться к воде. Если она не спокойна, значит, здесь могут оказаться подводные ямы, ключи, густые водоросли.

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Перед входом в воду обследуйте акваторию

Внимание!
После того, как выбрано подходящее место, следует наметить предел, за который нежелательно заплывать. В воду нужно входить осторожно. Никогда не надо прыгать в воду в незнакомых местах. Даже если это место накануне считалось безопасным для прыжков, то за ночь могло принести корягу или кто-то мог что-то сбросить в воду.

Для того чтобы ваш отдых на воде не обернулся трагедией, независимо от водоема (море, река, озеро, пруд) и места купания (пляж, бассейн, незнакомый водоем) необходимо знать и соблюдать ряд общих правил поведения на воде во время купания.

Это должен знать каждый

Купаться лучше утром или вечером, когда солнце греет, но нет опасности перегрева. Температура воды должна быть не ниже 18—19 °С, температура воздуха — 20—25 °С. Продолжительность купания зависит от температуры воздуха и воды, от влажности воздуха и силы ветра. Наиболее благоприятные условия купания — ясная безветренная погода, температура воздуха — 25 °С и более.

Начинать купание следует при температуре воды не ниже 20 °С градусов. Затем переходить к купанию при более низких температурах. Делать это необходимо постепенно, потому что организм должен приспособиться к новому температурному режиму.

Наиболее приемлемыми являются следующие режимы купания:

при температуре воды 18 °С — 6—8 мин;

при температуре воды 20 °С — 10—12 мин;

при температуре воды 24 °С — 15—20 мин.

Ни в коем случае нельзя купаться до озноба: при переохлаждении могут возникнуть судороги, произойти остановка дыхания, потеря сознания. Судорожные сокращения мышц во время плавания, вызванные длительным пребыванием в воде, часто служат причиной несчастных случаев.

Запомните!
Если судорогой свело руки или ноги, нужно сохранять спокойствие и продолжать плыть на спине. При ощущении стягивания пальцев руки надо быстро с силой сжать кисть в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону и разжать кулак. При судороге в икроножной мышце необходимо, согнувшись, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой потянуть ее к себе за пальцы стопы. При судороге мышц бедра необходимо ухватить рукой ногу с наружной стороны, ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть назад к спине. Следует помнить, что работа сведенной мышцей ускоряет исчезновение судорог.

Если продолжительное время чувствуется озноб, нужно выйти из воды и сделать короткую, но энергичную пробежку по берегу, насухо обтереться полотенцем и после этого можно загорать.

Нельзя входить в воду после длительного пребывания на солнце, так как периферические сосуды сильно расширены для большей теплоотдачи. При охлаждении в воде наступает резкое рефлекторное сокращение мышц, что влечет за собой остановку дыхания.

При купании надо стараться не заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил. Почувствовав усталость, не надо теряться и стремиться как можно скорее доплыть до берега. Надо уметь «отдыхать» на воде. Лучшим отдыхом будет положение «лежа на спине», при котором, действуя легкими надавливающими на воду движениями ладоней рук и работой ног, можно поддерживать себя на поверхности воды, чтобы восполнить силы для продолжения плавания.

Бывает так, что вода попадает в дыхательное горло и мешает дышать. Чтобы избавиться от нее, нужно немедленно остановиться, поднять голову возможно выше над водой и сильно откашляться. Если при этом, стоя в воде, энергично работать руками и ногами (давить на воду сверху вниз), то можно еще выше поднять голову, что поможет лучше откашляться.

Если вас захватило течением и понесло в незнакомое место, нельзя поддаваться панике. Сохраняя хладнокровие, не надо плыть против течения, иначе можно выбиться из сил. Лучше плыть по течению вниз, постепенно под небольшим углом приближаясь к берегу.

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

«Отдыхать» на воде следует в положении «лежа на спине»

Внимание!
Никогда не следует подплывать к водоворотам — это самая большая опасность на воде. Они затягивают купающегося на большую глубину и с такой силой, что даже опытный пловец не всегда в состоянии выплыть.

Попав в водоворот, нужно набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

В водоемах с большим количеством водорослей надо стараться плыть у самой поверхности воды, не задевая растений. Если все же руки или ноги спутываются стеблями водорослей, то нельзя делать резких движений и рывков, иначе петли растений еще туже затянутся. Лучше лечь на спину и постараться мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если и это не поможет, то нужно, подтянув ноги, осторожно освободиться от растений руками.

Плавая при волнении водной поверхности, надо внимательно следить за тем, чтобы вдох происходил в промежутки между волнами. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на крутую волну и скатываться с нее. Если же волна с гребнем (стеной), то лучше нырять через волну немного ниже его.

Запомните!
Очень опасно прыгать головой в воду с плотов, пристаней и других плавучих сооружений!
Под водой могут быть сваи, рельсы, камни и т. п.
Нырять можно только там, где имеется для этого достаточная глубина, прозрачная вода, ровное дно.

Нельзя плавать за ограничительные знаки, так как они ограничивают акваторию с проверенным дном, определенной глубиной. Там гарантировано отсутствие водоворотов и т. д. Не надо плавать далеко от берега или переплывать водоем на спор. Доказать свое умение плавать можно, проплыв несколько раз одну и ту же дистанцию вблизи берега.

Это должен знать каждый

Запрещается купаться в зоне водозаборных станций, плотин, пристаней, причалов и других гидротехнических сооружений.

Нельзя подплывать к проходящим судам, катерам, вблизи которых возникают различные водовороты, волны и течения. Если пароход идет против течения реки, то плывущего может затянуть под судно.

Не следует плавать на надувных предметах. Плавание на них опасно, а для человека, не умеющего плавать, часто заканчивается трагически. Надувные камеры, матрацы очень легки, даже слабого ветра и течения достаточно, чтобы отнести их на большие расстояния. Стоит отвлечься на несколько минут — и берег оказывается вне пределов досягаемости. Матрац может захлестнуть волной, он может выскользнуть из-под пловца и накрыть его с головой. К тому же любой надувной предмет может иметь скрытый дефект, который не всегда удается обнаружить своевременно: из него может выйти воздух и он потеряет плавучесть.

Особой осторожности требует купание с маской, трубкой и ластами. Нельзя плавать с трубкой при сильном волнении моря. Плавать надо только вдоль берега и обязательно под постоянным наблюдением, чтобы вовремя могли прийти на помощь.

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Объекты, вблизи которых купаться запрещено: пристань, плотина, пароход, катер, причал

Важным условием безопасности на воде являются дисциплина и организованность. Шалости не должны переходить известных границ. Ребята старшего возраста порой могут «подшутить» над товарищем: хватать за ноги в то время, когда тот плывет, окунуть его с головой, держать под водой и т. п. Подобные шутки могут привести к трагическим последствиям. Проводить игры следует на небольшой глубине. Во время игр на воде ни в коем случае нельзя подавать ложные сигналы бедствия типа: «Я тону, на помощь!» Это нервирует окружающих, отвлекает от работы дежурных спасательных постов, которые обязаны в каждом подобном случае спешить на помощь. Имитация несчастного случая может привести к тому, что окружающие, привыкшие к ложным сигналам, не придут на помощь тому, кто по-настоящему будет захлебываться и тонуть.

Нужно внимательно и бережно относиться к товарищу, не терять его из виду и приходить ему на помощь.

Нельзя оставлять у воды младших братьев и сестер. Они могут оступиться и упасть, захлебнуться волной или попасть в яму.

Необходимо помнить, что соблюдение мер предосторожности — главное условие безопасности на воде.

Источник

Тема: опасные ситуации природного и техногенного характера

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы
Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Учебный элемент – 0.

в процессе работы над учебными элементами вы должны:

► характеристику экстремальных ситуаций и способы выживания;

► меры предосторожности и правила поведения в экстремальных

ситуациях в природе;

► меры предосторожности и правила поведения в экстремальных

ситуациях в жилище;

► предотвращать поступки, ведущие к экстремальным ситуациям;

► формировать мотивации к безопасному типу поведения;

►значимость изучения экстремальных ситуаций в природе и жилище;

► полученные знания, отработать навыки;

► методический навык (взаимоконтроль, самоконтроль, обучение

работе по модульной технологии).

Уровень сложности (по трехбальной шкале) изучаемого материала …………… средний

Время (в уч.часах), необходимое для выполнения заданий модуля ………..…..… 4 часа

(2 часа – для аудиторной работы, 2 часа – для самостоятельной работы)

Учебный элемент – 1.

Цель: изучить характеристику экстремальных ситуаций в природе

и правила безопасного поведения на воде

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое повышение привычных уровней потоков сопровождается негативным воздействием на человека и окружающую среду. В естественных условиях такие негативные воздействия наблюдаются при стихийных бедствиях, изменении климата и других природных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы (технологические процессы, транспорт, сооружения и т.п.) и действиями человека.

Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия человека в окружающем мире в системе «человек – среда обитания – человек»:

комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха, предпосылки для проявления наивысшей работоспособности и как следствие продуктивности деятельности, гарантирует сохранение здоровья человека и целостности компонент среды обитания;

— допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности. Соблюдение условий допустимости взаимодействия гарантирует невозможность возникновения необратимых негативных процессов у человека и в среде обитания;

— опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевание и/или приводят к деградации природной среды;

чрезвычайно опасные, когда потоки высоких уровней за короткое время могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека с окружающей средой лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности человека, сохранения и развития природной среды. Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным или негативным. Характер взаимодействия определяют потоки вещества, энергии и информации.

Опасность – это негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. При идентификации опасностей необходимо исходить из принципа – «все воздействует на все». Иными словами, источником опасности может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также может все живое и неживое. Опасность – предполагаемое явление, способное причинить ущерб любому объекту – субъекту безопасности или уничтожить его (потенциальный характер опасности). Опасности не обладают избирательными свойствами. При своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Влиянию опасности подвергаются человек, природная среда, материальные ценности. Опасности, при их проявлении, создают угрозу объекту – субъекту безопасности.

Угроза – это реальная опасность (явление, процесс), способная причинить ущерб любому объекту любых систем или его уничтожить. Опасности (угрозы), в основном, не возникают неожиданно. В большинстве случаев им предшествуют некоторые события, процессы и явления, которые являются их предвестниками. Выявление таких предвестников, их анализ и с их помощью прогнозирование степени вероятности самой опасности, сроков ее возникновения, возможного ущерба и т.д. являются основными задачами науки БЖД.

К основным опасным факторам среды обитания человека можно отнести следующие:

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы
Низкий

уровень жизни
Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы
Неблагоприятные климато-географические условия

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросыПрежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы
Промышленные и производственные

Промышленные и производственные

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Прежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросыПрежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросыПрежде чем зайти в воду ответьте на следующие вопросы

Рис.1. Основные опасные факторы среды обитания

Низкий экономический уровень жизни является причиной таких явлений, как нищета, голод, рост числа эпидемиологических заболеваний, невозможность получить медицинское обслуживание при заболеваниях, разгул преступности, беспорядки, социально-политические конфликты, высокая аварийность на производстве и транспорте, нарушение экологической обстановки и т.п. Следствием этого являются высокая заболеваемость и смертность людей, рост нервно-психических расстройств и, как следствие, – суицидов, а также и других негативных последствий.

^ Климатогеографические условия – это природная составляющая среды обитания человека. С момента зачатия и до самой смерти человек находится под воздействием этих факторов. Благоприятными являются для него те, в которых он был зачат, родился и рос, так как его организм впитал в себя особенности этих условий (климат, состав воздуха и воды, вид и состав пищи, рельеф и ландшафт местности и другие) и приспособился (адаптировался) к ним. Изменения климатогеографических условий приводят в той или иной мере к нарушению нормальной функции организма (обмена веществ, теплообмена, выработанного биоритма и т.д.), что может явиться причиной заболевания и даже гибели организма.

^ Технологические катастрофы (взрывы, пожары, обрушения и т.п.), промышленные и производственные выбросы в атмосферу, почву и гидросферу несут не только огромный материальный ущерб, но и заболевания и гибель людей, увечья, нарушение условий жизнедеятельности людей, вред экологии, а главное – вызывают мутагенные изменения в генетике человека, животных и растений, что приводит к необратимым процессам не только в организме самого человека, но и опасно для потомства.

^ Вооруженные конфликты и войны уже с исторических времен определяются как система массового уничтожения людей, материальных и культурных ценностей государств, народов, населения и человека в частности.

При любом виде опасности для человека создается экстремальная ситуация. Экстремальной называется такая ситуация, при которой возникает угроза жизни, здоровью или имуществу человека и исключает возможность быстрой помощи со стороны других людей.

Экстремальные ситуации, возникающие в результате взаимодействия человека с окружающей средой, очень разнообразны. В то же время их можно разделить на две большие группы: экстремальные ситуации в природной среде и экстремальные ситуации в социуме.

Для любой экстремальной ситуации характерны:

— причинение ущерба организму человека или его имуществу;

— необходимость активных действий.

Создавая искусственную среду обитания, человек изменял условия своей жизни, все более отдаляясь от существования в естественной природной среде. Изменились условия жизни, изменились и отношения подготовки человека к жизни в природных условиях. Однако, природа существует и человек вынужден взаимодействовать с ней. В силу незнания или слабого знания этой среды такое взаимодействие может привести к возникновению экстремальной ситуации.

^ Экстремальные ситуации в природе – это ситуации, которые могут возникнуть в результате взаимодействия человека с природной средой и представлять угрозу его жизни, здоровью или имуществу. Например, всевозможные травмы, отравления растительными и животными ядами, поражение молниями, заражение природно-очаговыми заболеваниями, горная болезнь, тепловые удары и переохлаждения, укусы ядовитых животных и насекомых, инфекционные болезни, потеря имущества во время переправы или при неосторожном обращении с костром и т.д.

Характер экстремальности той или иной ситуации определяется различными условиями.

Первое условие – это намерение. Человек, стремящийся к рискованной работе или видам отдыха в природных условиях (геологи, геодезисты, охотники, туристы и т.п.) вероятнее попадет в экстремальную ситуацию, но имеет больше возможностей ее предвидеть и подготовиться к ней. Человек, в намерение которого не входит попадание в рискованное положение, более от этого застрахован, но при возникновении подобной ситуации будет чувствовать себя неуверенно и такая ситуация может оказаться для него экстремальной.

Второе условие – подготовленность. Подготовленность – это знания и опыт действий в той или иной возникшей ситуации. Однако, степень подготовленности не всегда совпадает с профессиональной подготовкой даже для людей, чья профессия связана с риском. Зачастую человек, считающий, что с ним ничего никогда не случится, в трудной ситуации вынужден на собственном опыте, методом проб и ошибок приходить к тому, что известно подготовленным людям и специалистам.

Третье условие – степень экстремальности. Это значит, что одна и та же ситуация в зависимости от материальных (экипировка, снаряжение, наличие аварийных укладок) или особенностей климатогеографических условий (наличие водоисточников, возможность оборудовать укрытие, добыть пищу и т.п.) имеет различные последствия. Например, вынужденная посадка вертолета в пустыне будет более экстремальной, чем вынужденная посадка в тайге. Как правило, степень экстремальности влияет на фактор жизненного времени, определяющий возможность выживания. Экстремальность ситуации носит личностный, индивидуальный характер. Люди по своему характеру делятся на холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков. Холерики и сангвиники обладают большей эмоциональностью и возбудимостью по сравнению с меланхоликами и флегматиками. Это значит, что одна и та же ситуация будет восприниматься ими по-разному. Для одних она не несет экстремальности или воздействует на них в меньшей степени, для других – это угроза здоровью и даже жизни.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что вероятность экстремума одной и той же ситуации для людей различных профессий и образа жизни существенно отличаются. Для людей, чьи профессии связаны с деятельностью в природе (моряки, летчики, геологи, военные и т.п.), экстремальная ситуация может возникнуть чаще и риск больше, но, как правило, они лучше подготовлены к внешним неблагоприятным воздействиям природной среды, особенно, если работают в одной климатической зоне.

Наиболее характерными причинами возникновения экстремальных ситуаций при взаимодействии человека с природой являются:

● профессии, связанные с деятельностью в природе;

● смена климатогеографических условий;

● акклиматизация и реакклиматизация;

● переход «холод» – «тепло» и наоборот;

● резкая смена часовых поясов;

● воздействие внешних факторов на организм человека;

● подбор защитной одежды и экипировки;

● режим питания, питьевой режим;

● нарушение экологического равновесия в природе.

Наряду с отрицательными факторами следует отметить и факторы, снижающие экстремальность, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в экстремальных ситуациях природной среды. К ним относятся: защитная одежда, водно-пищевой запас, аварийное снаряжение, устройства для сигнализации и связи, подручные средства, используемые для различных целей, аварийные плавсредства и др.

^ Безопасность на воде. Как показывает статистика, в кораблекрушениях гибнет людей меньше, чем во время купания. Умение плавать — еще не гарантия безопасности на воде. Открытый водоем всегда представляет риск. Можно оказаться в воде, не умея плавать; мож­но заплыть далеко от берега и устать. Во время плавания вас может подхватить сильное те­чение или вы можете запутаться в водорослях. Зимой замерзший водоем также таит в себе опасность — можно провалиться под лед. Соблюдая меры безопасности, вы сможете избе­жать этих непредвиденных ситуаций.

Несколько мер предосторожности помогут предотвратить подавляющее чис­ло утоплений:

• учитесь плавать с детства;

• если плаваете плохо, не доверяйте надувным матрасам и кругам;

• помните, что паника — основная причина трагедий на воде, поэтому не поддавай­тесь ей никогда; достаточно лечь на спину и сделать один вдох, слегка шевеля нога­ми и руками, чтобы убедиться, что спокойный человек действительно не тонет;

• обращайте внимание на первые признаки усталости во время своего пребывания в воде;

• не купайтесь и тем более не ныряйте в незнакомых местах, не заплывайте за буйки;

• не выплывайте на судовой путь и не приближайтесь к судам;

• не купайтесь, не катайтесь на лодке в нетрезвом виде и в шторм.

Для того чтобы обезопасить себя перед тем, как купаться, задайте себе следующие вопросы:

• Есть ли под водой опасные предметы?

• Какова температура воды?

• Есть ли течения, приливы и отливы?

• Водятся ли опасные рыбы, животные?

▪ Кроме того, проверьте наличие спасательных средств и выясните, легко ли будет вос­пользоваться ими в случае необходимости. Лодка, спасательный круг, веревка или длинный шест могут спасти жизнь тонущего и избавить неподготовленного человека от опасных для него попыток оказать помощь в воде.

Особенно важно получить ответы на эти вопросы, если место предстоящего купания совсем незнакомо и не патрулируется спасателями.

Действия в экстремальной ситуации на воде. Если вы не умеете плавать и оказались в воде, лягте на воду лицом вверх, широко раскиньте руки и дышите как можно глубже и ре­же. Находясь в вертикальном положении, двигайте ногами так, как будто крутите педали.

Если вы устали, то отдыхайте на воде, лежа на спине. Для этого расправьте руки и ноги, лягте головой на воду и расслабьтесь.

Другой способ — поплавок: вдохните, погрузите лицо в воду, обнимите колени рука­ми и прижмите их к телу, медленно выдохните в воду, затем — опять быстрый вдох над водой и снова «поплавок».

Если вы замерзли, согревайтесь, по очереди напрягая руки и ноги. Отдохнув, снова плывите к берегу. Если вас подхватило течение реки, двигайтесь по диагонали к ближайшему берегу. Для преодоления морского прибоя отдыхайте при движении волны от берега и активно плы­вите при ее движении к берегу. Если у вас свело ногу, погрузитесь с головой в воду и, распрямив ногу, с силой рукой потяните на себя ступню за большой палец.

Помощь утопающему. Прежде всего, спасатель сам должен уметь хорошо плавать. Используйте для спасения лодку, веревку, спасательный круг или подручные средства. Ус­покойте и ободрите пловца, убедите или заставьте его держаться за плечи спасателя. Если он не контролирует свои действия, то, подплыв к утопающему, поднырните под него и, взяв сзади одним из приемов захвата (классическим — за волосы; или обхватив его грудную клетку своей ведущей рукой так, чтобы руки утопающего оказались сверху вашей руки, а голова — над поверхностью воды), транспортируйте его к берегу. Если утопающему удалось схватить вас за руку, шею или ноги, немедленно ныряй­те — инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить. Если утопающий на­ходится без сознания, транспортируйте его к берегу, взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды. Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни.

Доставив пострадавшего на берег, освободите его легкие от ила и воды; положите его на свое согнутое колено: ваше колено должно при этом упираться в солнечное сплетение по­страдавшего. Таким образом вы вызовете рвоту. Затем положите пострадавшего на спину, освободите его ротовую и носовую полости от рвотных масс и — при необходимости — приступайте к реанимационным мероприятиям. После проведенных мероприятий тепло укутайте пострадавшего и доставьте его в ме­дицинское учреждение.

Действия при проваливании под лед. Если вы вынуждены переходить реку или озеро, покрытые льдом, помните следующее:

• лед может быть непрочным около стока вод, например, с фермы или фабрики;

• лед всегда тоньше под слоем снега, в тех местах, где быстрое течение, бьют ключи или в реку впадает ручей;

• около берега лед может неплотно соединяться с берегом;

• ни в коем случае не проверяйте прочность льда ударом ноги.

Если под вами провалился лед, удерживайтесь от погружения с головой, широко раскинув руки. Выбирайтесь на лед, наползая грудью и поочередно вытаскивая на поверх­ность ноги. Выбравшись, откатитесь, а затем ползите в сторону.

Оказывая помощь провалившемуся человеку, приближайтесь к полынье ползком, широко раскинув ноги. Подложите под себя лыжи, доску, фанеру. За 3-4 м до полыньи бросьте пострадавшему спасательное средство — лестницу, веревку, спасательный шест, связанные ремни или шарфы, доски и т. д. Вытащив пострадавшего, выбирайтесь из опас­ной зоны ползком.

5. Выполните тестовые задания, оформив ответы в виде таблицы:

1.3.5.
2.4.6.

1. В каких местах на реке лед наименее прочен?

а) около стока вод, например, с фермы или фабрики,

б) лед, находящийся под слоем снега,

в) лед, непокрытый снегом.

2. Укажите очередность действий спасателя после извлечения пострадавшего из воды?

а) укутать пострадавшего и доставить в медицинское учреждение,

б) освободить дыхательные пути от ила и воды,

в) приступить к реанимационным мероприятиям,

3. Каким образом можно уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации?

а) следует чаще советоваться со знакомыми,

б) следует думать только о хорошем,

в) следует знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие жизнь человека,

г) следует выработать умение предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций.

4. Как нужно транспортировать из воды утопающего, находящегося в бессознательном

а) за руки, б) за волосы,

в) взяв рукой под подбородок, чтобы его лицо постоянно находилось над поверхностью воды.

5. Люди каких профессий лучше подготовлены к экстремальным ситуациям:

а) летчики, б) геологи, в) бухгалтеры, г) банкиры.

6. К факторам, снижающим экстремальность и обеспечивающим защитные функции относятся:

а) водно-пищевой запас,

в) резкая смена часовых поясов,

г) устройства для сигнализации и связи.

6. ♣ Опишите правила безопасного поведения на воде, заполнив схему:

следующие меры предосторожности:

Прежде чем зайти в воду, ответьте на следующие вопросы:

А также проверьте наличие …

Если вы не умеете плавать и оказались в воде, …

^ Если, находясь в воде, вы устали, то …

Если, находясь в воде, вы замерзли, то …

Если вас подхватило течение реки, то …Если у вас свело ногу, то … ^ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПРОВАЛИВАНИИ ПОД ЛЕД:Если под вами провалился лед, …

Если вы оказываете помощь провалившемуся под лед человеку, …

Учебный элемент – 2.

Цель: изучить способы выживания человека в условиях автономного существования

Выживание — это активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования.

Автономное существование – это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой.

Оно может быть связано с характером профессии, которая предполагает работу в природных условиях, например геологов, геофизиков, нефтяников, гидрологов и т.п. В настоящее время эти специалисты работают вахтовым методом, т.е. по сменам в 15–30 дней. Вахтовый метод применяют для экономии финансовых средств – при этом не надо строить дорогостоящих поселков со всей инфраструктурой. Автономное существование людей вышеуказанных профессий добровольное, и к нему они готовятся заранее. Очень сложным и весьма трудным бывает вынужденное автономное существование, когда один на один с природой оказываются случайно, обычно при авариях транспортных средств, люди, не подготовленные к таким моментам жизни.

Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, с первых же минут возникает ряд неотложных задач, самые важные среди которых:

• преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;

• оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

• защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природной среды;

• обеспечение водой и пищей;

• определение собственного местоположения;

• установление связи и подготовка средств сигнализации.

Разрешение этих и ряда других задач зависит от изобретательности и находчивости че­ловека, его умения эффективно использовать аварийное снаряжение и подручные средства.

^ Действия в экстремальной ситуации. Практически все аварийные памятки рекомен­дуют потерпевшим оставаться на месте аварии или в непосредственной близости от него, если обстановка не требует немедленного ухода с места происшествия. Оставаясь на месте, следует организовать лагерь, выстроить надежное укрытие. Это поможет защититься от непогоды и в течение длительного времени сохранять силы, что особенно важно при наличии в группе травмированных. Кроме того, в условиях стоянки значительно легче организовать охоту, рыбную лов­лю, сбор ягод, грибов и других дикорастущих съедобных растений. Такая тактика выживания, как правило, облегчает действия поисково-спасательной службы, получившей информацию о совершившейся аварии в конкретном районе. Логика движения пешеходов трудно поддается прогнозированию, и найти группу потерпевших аварию и ушедших с места аварии бывает подчас очень трудно.

Крупномасштабные мероприятия по поиску и спасению попавших в беду людей орга­низуются не так часто. В большинстве случаев люди, недооценивая опасности, ожидающие их на маршруте, по собственной беспечности попадают в аварийную ситуацию и вынужде­ны достаточно длительное время самостоятельно заботиться о сохранении своей жизни.

В тактике активного выживания особое значение приобретает умение быстро и с наи­меньшими потерями ориентироваться на местности, например, находить путь, ведущий из лесной чащобы или пустыни к людям. Успех самостоятельного выхода к населенным пунк­там в аварийной ситуации во многом зависит от умения человека:

• определять стороны света и ориентироваться на местности;

• определять районы, где встреча с людьми наиболее вероятна;

• правильно организовывать наблюдение с целью обнаружения прямых или косвен­ных признаков присутствия людей;

• владеть навыками следопытства, т. е. расшифровывать обнаруженные следы и метки.

Вниз по реке со спокойным течением можно сплавляться на связанном из сухих бре­вен плоту. Правда, делать это надо, соблюдая все меры предосторожности, ведь даже на ти­хой реке могут встретиться опасные пороги, водопады и другие препятствия.

Вообще во время перехода больше внимания обращайте на окружающую местность. Например, затесы на деревьях, так называемые деревья-маяки (деревья с одной вершиной или стволом, очищенным от веток до середины высоты), укажут на тропу, дорогу или охот­ничью избушку. В некоторых районах страны у высокого дерева, стоящего возле охотничьей заимки, стесывают вершину, а вокруг, по периметру большого, иногда свыше километра в диаметре, круга, делают на стволах глубокие затесы. Для облегчения ориентирования перед выходом на маршрут поинтересуйтесь формой и принципом расположения меток, принятых в данной местности. При выборе маршрута следует учитывать местную сезонную миграцию населения, ха­рактерную для многих регионов страны.

В Северном полушарии направление на север можно определить, став в полдень спиной к солнцу (в полдень – солнце в зените). Тень укажет направление на север, слева будет запад, справа – восток. Местный полдень можно определить с помощью вертикального шеста длиной 0,5–1 м по наименьшей длине тени от него на поверхности земли.

Направление на юг можно определить по большому скоплению (наплыву) смолы на соответствующей югу стороне ствола хвойного дерева. В оврагах снег тает на южных склонах быстрее. Шире годичные кольца на пнях на южной стороне, мох нарастает больше на северной стороне дерева. Определить юг и север можно также по муравейникам, пологая сторона которых обращена на юг. После ориентирования на местности и определения своего местонахождения следует избрать маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали. Ночью можно ориентироваться по звездам, для этого надо определить положение крупных звезд (Полярной звезды, Большой Медведицы и т.д.). Если предстоит идти несколько дней, то на месте аварии надо предварительно сориентироваться по солнцу, мхам, муравейникам и переночевать на месте, а двигаться начать по всем определенным признакам рано утром, с рассветом.

Тактика пассивного выживания. Приняв решение оставаться на месте, обязательно составьте подробный план дальнейших действий, предусматривающий:

• организацию временного лагеря;

• распределение обязанностей между членами группы;

• проведение разведки на местности для определения своего местоположения;

• обеспечение сигнализации и связи.

Первое действие – это сооружение укрытия. Временным укрытием могут служить тент, плащ палатка, снежные ямы и пещеры, шалаш из веток и других вспомогательных средств. Рядом с укрытием для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды разводится костер.

^ Типы костров : нодья, звезда, шалаш, колодец и др. Лучше всего разгораются сухие ветки, сложенные в кучу в виде шалаша. Огонь можно добыть с помощью луба, корней сухих деревьев и палочки или бечевы, но лучше всего дают искру удары камня о камень (камень должен быть осколком гранита, так как камни меловых отложений – мягкие, искру не дают). Искру можно получить ударами стали о сталь или твердого камня о сталь.

При разведении костра надо принять меры по недопущению пожара, для этого его надо разводить на подготовленной, очищенной площадке, вдали от деревьев (особенно сухих) и желательно на возвышенном, открытом месте. При таких условиях костер легче обнаружить с летающих самолетов, вертолетов и даже со спутников специального назначения (входящих в международную систему спасения при авариях на воде и суше).

Чтобы костер был обнаружен с воздуха, надо устроить дымление костра путем подбрасывания в разгоревшийся костер сырых веток с листьями (или хвоей) или зеленой травы. Также надо учесть, что в хорошую, ясную и безветренную погоду дым от костра поднимается столбом и при наличии ветра на высоте (даже слабого) дым «ложится». Учитывая это, костер нужно разжигать на возвышенном месте или на склоне, тогда дым от костра будет не «кружиться» вокруг него, создавая вам неудобства в пасмурную тихую погоду, а опускаться вниз по склону.

Для обеспечения пищей, подавления голода можно в качестве еды использовать молодые ветки и листья деревьев (липы, орешника и т.д.), кустарников, а также растения (только неядовитые). К ядовитым растениям относятся белена, цикута, волчья ягода, волчье лыко, вороний глаз и др. Многие ягоды обладают лекарственными свойствами, как и растения, необходимо только знать, какие именно.

Для утоления жажды (питья воды) также можно использовать неядовитые растения с сочными листьями и ягоды, а также молодые ветки деревьев. Это в случае отсутствия запасов и природных источников воды – родников, ключей, рек, озер, прудов, а также атмосферных осадков (дождя, снега, росы, инея, льда). Обеззараживание воды осуществляется с помощью фильтров, серебра, таблеток пантоцида (1–2 таблетки на 1 л воды, выдержать 30 мин), йода (8–10 капель на 1 л), путем кипячения.

Если в месте аварии имеются водоемы (река, озеро), то можно организовать рыбную ловлю с помощью веток – удилище из древесного лыка, а в качестве блесны использовать пуговицу, булавку, любой блестящий мелкий предмет. Для охоты на птиц можно изготовить из веток или лыка ловушку – клетку с захлопывающейся «дверцей».

^ Природным перевязочным материалом (при получении травм в случае аварии транспортного средства) являются мох, сухая трава, мелко надранное тонкое лыко липы, березы, ивы, вербы и т.д.

Если до ближайших населенных пунктов, дорог и рек далеко, то обосноваться надо основательно, при этом сразу после разведения костра или нескольких костров выложить ветками деревьев знак SOS, а если имеется снег, то вытоптать знак SOS и обозначить ветками. Ночью применяются несколько костров (бездымных и огневых), также расположенных в виде знака SOS. При наличии сигнальных патронов днем применяются патроны с ярко оранжевым дымом, а ночью – с ярко малиновым огнем. Если нет поляны, то вырубается (выламывается) кустарник в виде знака SOS.

Главное – в любой, самой сложной ситуации не терять самообладания, веры в свои силы, свой разум и свою удачу.

1. Прочитайте текст.

2. ♣ Продолжите предложения:

Выживание – это _______________________________________________________________

Автономное существование – это __________________________________________________

Перед людьми, оказавшимися в условиях автономного существования, с первых же минут возникает ряд неотложных задач, самые важные среди которых: _______________________________

3. ♣ В соответствии с двумя типами поведенческих реакций человека в экстремальной

активную. Дайте им характеристику.

Учебный элемент – 3.

Цель: изучить меры предосторожности и правила поведения в экстремальных ситуациях в жилище

^ Безопасное обращение с бытовыми электроприборами. Электрическая энергия — верный помощник человека в производстве и в быту. В домашнем хозяйстве используется большое количество электрических аппаратов, машин и приборов — телевизоры, стираль­ные машины, электроинструменты, плиты, утюги и пр., питающихся от сети 220 В, которую часто называют низковольтной и ошибочно считают безопасной. Неумелое или пренебре­жительное обращение с бытовой электротехникой представляет серьезную угрозу здоровью и жизни людей.

Электрический ток поражает внезапно — в тот момент, когда человек оказывается включенным в цепь прохождения тока. Смертельно опасная ситуация возникает, если чело­век одновременно касается неизолированного провода (проводки с нарушенной изоляцией, металлического корпуса электроприбора с неисправной изоляцией или металлического предмета, находящегося под напряжением) и земли, заземленных предметов, труб и т. п.

• когда вы моете холодильник, другие бытовые электроприборы, меняете лампочку или предохранитель, отключите общий выключатель электричества в квартире;

• розетки располагайте как можно дальше от воды (раковины, ванной комнаты);

• не держите во время купания в ванной комнате включенные бытовые электропри­боры, так как они могут упасть в воду и вызвать тяжелые последствия;

• никогда не пользуйтесь феном или электробритвой, если они мокрые или имеют оголенные токопроводящие концы и детали;

• не вынимайте вилку из розетки за шнур, он может оборваться, оголив проводники, находящиеся под напряжением;

• не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоленты, меняйте их сразу, если они сломались;

• не беритесь за утюг мокрыми руками и не гладьте, стоя на полу босиком;

• не оставляйте включенный утюг без присмотра и не накручивайте шнур вокруг го­рячего утюга — вы можете повредить изоляцию провода;

• прежде чем налить воду в емкость отпаривателя утюга, вытащите вилку из розетки;

• закончив пользоваться удлинителем, сначала выдерните вилку из розетки, а затем сворачивайте его;

• обнаруженные оголенные места и обрывы электропроводов надо немедленно ре­монтировать, не делайте временных соединений проводов, предоставьте выполне­ние всех работ квалифицированным специалистам;

• следите за тем, чтобы не перекручивались и не завязывались в узел провода, не за­щемляйте их дверями (оконными форточками), не закладывайте провода за газовые (водопроводные) трубы, батареи отопления.

Первая помощь человеку, пораженному электротоком. Человека, попавшего под на­пряжение, следует немедленно освободить от тока. Для этого разомкните цепь. Сделать это можно с помощью выключателя, рубильника, штепсельного разъема, путем вывертывания пробок, отключения пакетных или автоматических выключателей в щитке. Если это невоз­можно — перережьте (перерубите) каждый провод в отдельности ножницами или другими режущими инструментами с рукоятками из изолирующего материала.

При невозможности быстрого разрыва цепи электрического тока оттяните пострадав­шего от провода за одежду одной рукой, обернутой сухой материей, или отбросьте оборвав­шийся кусок провода от пострадавшего сухой палкой. Затем вызовите «скорую помощь».

● аварии на магистральных трубах;

● разрывы и разрушения труб систем водо- и теплоснабжения в результате некачественного стыковочного соединения, естественного старения и несвоевременной замены устаревших труб, высокого давления в системах, превышающих прочность труб и стыковочных соединений;

● разрушение или засорение канализации;

● протечки кранов в квартире;

● халатность и небрежность при пользовании системами водоподачи и канализацией.

Затопление в многоэтажном доме опасно из-за значительной мощности водотока, большой высоты его подъема. Экстремальность ситуации, связанной с затоплением, заключается в том, что может нанести вред и ущерб своему жилищу, а учитывая многоэтажность – то и соседям. Вода, особенно из систем теплоснабжения, может испортить ценные вещи, мебель, электро- и радиоаппаратуру, и другое имущество.

Для предупреждения затопления необходимо соблюдать следующие правила:

1. Постоянно следить за состоянием систем водо- и теплоснабжения, канализации. Содержать в исправном состоянии краны, перекрывающие данные системы;

2. Знать где перекрывается в вашей квартире вода, проверяйте, легко ли это сделать, не затрудняют ли доступ к кранам посторонние предметы и оборудование;

3. Знать, где перекрываются тепло- и водосистемы вашего дома и возможно ли это сделать без помощи слесаря;

4. Не допускать засорения канализационной системы;

5. Не оставляйте без контроля льющуюся воду, не забывайте проверить закрыты ли краны после того, как у вас отключали воду;

6. Покидая на длительное время квартиру (отпуск, командировка и др.) перекройте подачу воды в вашем жилище;

7. Постоянно следите за состоянием труб, стыковочных узлов, кранов водо- и теплосистем. При появлении влажности или капель в стыках, кранах, других соединениях, немедленно вызывайте специалиста.

^ Пожары. Причины пожаров в быту:

1) неосторожное обращение с огнем и легковоспламеняющимися веществами;

2) нарушение правил эксплуатации электроприборов и электрооборудования;

3) нарушение и несоблюдение правил эксплуатации отопительных печей;

4) неисправность электроприборов и электрооборудования;

5) нарушение правил обращения с газовыми приборами и оборудованием.

^ Меры пожарной безопасности:

1. При обращении с электрическими приборами:

1) не оставлять работающие электроприборы без присмотра;

2) не пользоваться неисправными или самодельными электроприборами;

3) не засыпать при включенных телевизоре, магнитофоне, электрообогревателе и т.д.;

4) не включать в одну электророзетку более трех электроприборов;

5) не вставлять в перегоревшие электропредохранители гвозди, проволоку и т.д.;

6) не пользоваться самодельными электроудлинителями;

7) не обертывать электролампы горючими материалами (тканью, бумагой и т.д.);

8) не передвигать и не переустанавливать включенные электроприборы (если они для этого не предназначены);

9) не вешать одежду на электровыключатели, электророзетки, открытые участки электропроводов;

10) не пользоваться электроудлинителями и электропроводкой с поврежденной изоляцией.

2. При обращении с газовыми приборами:

1) не ставить возле газовой плиты или колонки газовые баллончики, емкости с краской, бензином, керосином;

2) при запахе газа вызвать газовую службу по телефону ^ 04, открыть окна и форточки для проветривания помещения.

3. При обращении с отопительными печами:

1) не располагать горючие предметы в непосредственной близости от отопительной печи;

2) не ставить возле отопительной печи газовые баллончики, емкости с краской, бензином и т.п.;

3) не оставлять отопительную печь без присмотра;

4) не оставлять без присмотра маленьких детей;

5) хранить в недоступном месте спички, свечи, зажигалки и т.д. При наличии маленьких детей электророзетки снабдить специальными токонепроницаемыми заглушками;

6) постараться спрятать все электропровода или хорошо их изолировать;

7) при возникновении пожара немедленно сообщить в пожарную охрану по телефону ^ 01;

8) при наличии пострадавших вызвать медицинскую службу по телефону 03 ;

9) на случай пожара иметь универсальный огнетушитель, или порошковый, или войлок и песок в ведре или иной емкости.

Ожоги. Около 85% сильных ожогов люди получают в домашних условиях, как правило, на кухне. Огромному риску подвергаются маленькие дети, оставленные без присмотра хотя бы на секунду. Ожоги несут три опасности: шок, инфекцию (причина почти половины смертельных исходов), длительный процесс заживления и рубцевания.

Чтобы избежать ожогов, необходимо соблюдать следующие правила:

● всегда присматривать за кастрюлями с кипящими жидкостями;

● самые большие кастрюли ставить ближе к центру плиты, рукоятки не должны выдаваться за край плиты;

● никогда не пользоваться легковоспламеняющимися жидкостями и аэрозолями вблизи огня;

● не снимать горячие кастрюли и другие предметы голыми руками, необходимо иметь под руками прихватки и подставки под сковородки, кастрюли;

● при работе с кислотами и щелочами необходимо пользоваться защитной одеждой, быть осторожным и внимательным, обязательно защищать глаза;

● не ставить посуду с горячим содержимым близко к краю стола;

● одежда из нейлона мгновенно воспламеняется и при попытке снять ее она прилипает к коже, делая раны еще глубже. Хлопчатобумажная ткань загорается не так быстро, защищает от ожогов, вызванных взрывом или плеском;

● некоторые жиры, масла при температуре 450º самовоспламеняются;

● кипящая жидкость, попавшая на тело, вызывает большее поражение, чем огонь.

Чтобы избежать отравления газом или не иметь более опасных последствий, необходимо соблюдать следующие правила пользования им:

● установку газовых приборов, печей, колонок и их ремонт должны производить только специалисты;

● баллоны с газом не должны находиться в непроветриваемом помещении и вблизи источника тепла;

● после каждой замены баллона необходимо производить проверку соединений с помощью мыльного раствора;

● постоянно следить за кипящими жидкостями на плите. При кипении жидкость может выплеснуться, залить огонь и вызвать отравление выходящим газом;

● соблюдать правила пользования газовыми плитами и ухода за ними согласно инструкций;

● не открывать максимально газовый кран, т.к. при слишком сильной струе газа может произойти отрыв пламени от горелки, а это приводит к понижению температуры горения и к большому выделению в воздух окиси углерода. Огонь должен быть ровным и густо голубого цвета. Желтый огонь, красноватый или неравномерный говорит о том, что горение неправильное, об этом свидетельствует и копоть на посуде;

● в случае утечки газа, прежде всего, необходимо проветрить помещение. При этом нельзя курить, зажигать спички, включать или выключать освещение и электроприборы. Любая искра может стать причиной взрыва;

● после прекращения пользования газом, закройте кран перед горелкой, на баллоне, на газопроводе и проветрите помещение в течение 15-20 минут.

Отравления. В последние годы в России увеличилось число отравлений по разным причинам. Отравление происходит при попадании токсичного вещества внутрь организма. Первое место занимают пищевые отравления нитратными овощами, фруктами (обработанными ядохимикатами при их выращивании с целью защиты от вредителей – плодожорок, тли, белокрылок и пр.), продуктами с ГМО (генетически модифицированными образованиями), алкогольными напитками (пивом, самогоном и др.), питьевой водой (некипяченой), грибами, собранными в лесу, и т.д.

^ Симптомами отравления являются:

1) тошнота, рвота, понос;

2) боль в груди или животе;

3) нарушение дыхания;

5) повышенное слюноотделение;

7) мышечные подергивания, судороги;

8) ожоги вокруг губ, на языке или на коже;

9) кожа может иметь неестественный цвет, быть раздраженной, иметь ранки, пятна;

10) изменение поведения пострадавшего (бессвязная речь) и т.д.

Профилактика пищевых отравлений

1. Покупая продукты и напитки, нужно внимательно изучить информацию на упаковках о содержащихся компонентах (ингредиентах).

2. Большие размеры овощей, фруктов говорят о наличии нитратов.

3. Ни в коем случае не употреблять продукты с истекшим сроком хранения.

4. Имейте в домашней аптечке 3–4 упаковки активированного угля.

Отравления могут быть вызваны и различными химикатами, включая стиральные порошки, т.е. товарами бытовой химии, при пользовании ими в быту.

Меры профилактики отравлений в быту:

1) средства бытовой химии, даже если это обычный стиральный порошок или сода, следует хранить обязательно отдельно от любых пищевых продуктов, в недоступных для детей местах;

2) на каждой бутылке или коробке обязательно должна быть этикетка;

3) перед применением какого-либо средства нужно внимательно прочитать все рекомендации (особенно тщательно – при работе с ядохимикатами);

4) жидкие вещества (химикаты) следует переливать, обязательно пользуясь воронкой, а пересыпать сыпучие – ложкой;

5) надо беречь глаза от попадания в них брызг или мелкого порошка (стирального тоже);

6) воронку или ложку после употребления следует вымыть и высушить;

7) все работы с ядохимикатами производить в специальной одежде (халате, фартуке, комбинезоне), надевать резиновые перчатки;

8) рекомендуется пользоваться защитными очками;

9) после работы выстирать рабочую одежду;

10) оставшиеся ядохимикаты нельзя выливать в озеро, реку или дома в раковину, их надо закопать в землю, в отдаленном от жилья месте;

11) при обработке химикатами (дихлофосом, хлорофосом) помещения надо удалить из него пищевые продукты, домашних животных и птиц, аквариумы;

12) при отравлении препаратами бытовой химии необходимо вызвать скорую помощь.

При отравлении угарным газом или выхлопными газами автомобиля следует:

1) изолировать пострадавшего от воздействия газа;

2) вынести пострадавшего на свежий воздух;

3) вызвать скорую помощь и помочь пострадавшему принять удобное положение до ее прибытия;

4) следить за признаками жизни (дыханием);

5) при остановке дыхания быть готовым провести искусственную вентиляцию легких.

Опьянение — состояние человека, вызванное употреблением спиртных напитков, ко­торое опасно такими серьезными последствиями, как травма, ДТП, утопление, обмороже­ние, ограбление, заражение вензаболеваниями и т. д. Помните, что, употребляя алкоголь, вы лишаетесь важнейшего средства самозащиты — способности контролировать и реально оценивать происходящее.

Для того чтобы избежать опасностей, связанных с опьянением, неукоснительно со­блюдайте следующие правила:

• не пейте со случайными знакомыми;

• избегайте употреблять алкоголь во время деловых встреч в кафе, ресторанах и т. д.;

• воздержитесь от чрезмерного употребления спиртного, если вам необходимо воз­вращаться домой поздно вечером;

• не садитесь за руль автомобиля в нетрезвом состоянии и удерживайте от этого зна­комых;

• помните, что плавание в состоянии опьянения может привести к трагедии;

• не употребляйте алкоголь вместе с лекарственными препаратами. Их комбинации могут нанести серьезный ущерб вашему здоровью, а эффективность лекарственного лечения снижается алкоголем или сводится на нет.

Пьянство настолько серьезный порок, что самый надежный способ избежать связан­ных с ним неприятностей — не пить спиртных напитков вообще. Однако при неизбежности употребления алкоголя следуйте таким рекомендациям:

• плотно поешьте перед вечеринкой жирной или масляной пищи;

• употребляйте крепкие напитки только после слабоалкогольных и никогда не смеши­вайте их;

• закусывайте после каждой рюмки, ешьте больше картофеля и хлеба;

• откажитесь от газированных напитков, так как углекислый газ ускоряет всасывание алкоголя в кровь;

• пейте больше соков, воды, чая;

• курите как можно реже — курение усиливает действие спиртного;

• крепкие напитки иногда начинают действовать через час, поэтому не доверяйте ложному ощущению трезвости.

Для того чтобы вывести пьяного человека из состояния алкогольного опьянения, до­бавьте в стакан с холодной водой 5-6 капель нашатырного спирта и дайте ему выпить (при­нудительно влейте раствор в рот). Быстро и сильно разотрите руками уши пьяного, прилив крови к голове приведет его в полное сознание. В случае глубокого опьянения вызовите рвоту; желудок очистится и сознание прояснится.

Радикальный способ отрезвления — промывание желудка слабым раствором питьевой соды. Предварительно дайте пьяному человеку выпить 2-3 ст. л. активированного угля в ви­де водной кашицы. После промывания желудка ему следует принять слабительное — до 30 г сульфата магния.

^ Если, возвратившись домой, вы обнаружили дверь открытой:

• Вначале прислушайтесь, не раздаются ли из комнат звуки, чужие голоса и т. п.; услышав знакомую речь, войдите, обратите внимание близких на незакрытую дверь.

• Если в квартире тишина, будьте осторожны: преступник может затаиться, пригото­виться к активным действиям. Поэтому прежде всего проверьте, целы ли замки и двери.

• Если дверь цела, пригласите соседей, знакомых вместе войти в квартиру. В случае необходимости найдите для этого благовидный предлог (течет кран, чувствуется запах газа и т. п.).

• Входя в квартиру, оставьте дверь распахнутой настежь. Убедившись, что в квартире никого нет, проверьте, на месте ли ценные вещи, закрыты ли двери шкафов и т. п.

• Если вы обнаружили следы взлома двери, в квартиру входить не следует: обратитесь за помощью к соседям, немедленно вызовите милицию, наблюдайте за квартирой до ее приезда.

^ Если вы вошли в дом и обнаружили там незнакомца:

• Быстро выйдите и постарайтесь закрыть дверь на ключ, не вынимая его из замка; обратитесь за помощью к соседям и вызовите милицию.

• Если выйти не удалось, не пытайтесь угрожать или задерживать преступников, дайте им уйти, запомнив как можно больше примет (лицо, руки, одежда и т. п.).

• Если преступники ушли, до прибытия милиции не ходите по квартире, не трогайте вещей, не позволяйте другим входить в дом.

^ Правила поведения при нападении собаки:

• Для того чтобы побороть страх и волнение, собаку воспринимайте не как животное, а как человека маленького роста, у которого есть острые зубы.

• Не пытайтесь бежать от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной.

• Примите устойчивую позу, максимально прикрыв от укусов паховую область.

• Твердым голосом дайте животному команду: «Стоять!», «Сидеть!», «Лежать!» и т. п.

• Помните: собака не любит, когда на нее кричат, на нее бегут, что-нибудь в нее бросают или когда резко меняется поза человека, на которого она нападает.

• Чтобы выиграть время, бросьте в сторону собаки любой предмет, не поднимая руку высоко.

• Если вблизи имеется укрытие или дерево, медленно отступайте к нему спиной, не де­лая резких движений.

• Некоторые собаки ведут себя неуверенно, когда теряют хозяина из виду. Поэтому есть смысл отвлечь собаку в подъезд дома, за угол и т. п., где ее проще нейтрализо­вать.

• Помните, что особенно опасна приседающая собака — она готовится прыгнуть; для защиты горла необходимо прижать подбородок к груди и выставить вперед руку.

• Сев на корточки, спрятав руки и пригнув голову к коленям, можно сбить с толку аг­рессивно настроенную собаку. Положение на коленях с прижатыми к груди руками и опущенной головой также успокаивает собаку. Животное обычно не трогает чело­века, лежащего без движения на спине или лицом вниз (ничком). Но приемы пассив­ной защиты не рекомендуется применять при столкновении со специально дресси­рованной собакой.

• Если вы сбиты и упали на землю, не допускайте животное к своей шее. В такие моменты не опирайтесь руками о землю. Для этого необходимо научиться вставать на ноги очень быстро и без помощи рук.

• Используйте фиксирующие захваты. К их числу относятся: захват под челюстью в районе скулы, захват за нижнюю челюсть с прижатием языка собаки пальцами, за­хват за уши собаки спереди двумя руками, захват за горло собаки спереди двумя ру­ками.

В любом укусе различают три стадии: хват, сжатие и трепок. Трепок следует спустя полсекунды-секунду после хвата. Это самое опасное действие собаки, так как именно при трепке травмируются мышцы и связки. Поэтому лучше не давать ей возможность трепать. С этой целью спровоцируйте собаку на укус двух кулаков или двух предплечий, проталкивая их во время укуса глубоко внутрь пасти. Чем глубже хват и толще захваченный предмет, тем слабее сжатие и тем скорее собака начинает выплевывать то, что захватила зубами.

При нападении на упавшего противника собака получает определенные преимущест­ва. Главное среди них то, что ей открывается доступ к любой части человеческого тела. Между тем, большинство людей чувствует себя в положении лежа весьма неуверенно; неко­торые просто впадают в панику. Если уж пришлось упасть, ни в коем случае нельзя допус­тить, чтобы собака схватила вас за любое из уязвимых мест. Это места, где есть крупные сосуды: горло, шея, лицо, половые органы, запястья, внутренняя сторона локтевых и колен­ных суставов. Используйте для защиты от собаки любые предметы, оказавшиеся под рукой: от кам­ней и земли до ножей и лопат.

^ Если собака все-таки укусила, необходимо:

• промыть рану, обработать края йодом, наложить чистую повязку;

• выяснить, привита ли собака от бешенства;

• обратиться в травмпункт.

1. Прочитайте текст.

2. ♣ Чтобы избежать ожогов и отравлений в быту нужно соблюдать правила безопасного поведения. Назовите их.

профилактики ожогов в бытуМеры

профилактики отравлений в быту

3. Выполните тестовые задания, оформив ответы в виде таблицы:

1.3.5.7.
2.4.6.8.

►- тест с несколькими правильными ответами.

1. Каким образом необходимо освободить пострадавшего от контакта

с электрическим током?

а) оттянуть рукой, обернутой сухой материей,

б) с помощью холодной воды,

в) отбросить провод сухой палкой.

2. Для профилактики пищевых отравлений в домашней аптечке нужно иметь…

в) активированный уголь.

3. Основными причинами затоплений в жилищах могут быть.

а) аварии на магистральных трубах, б) засорение канализации,

в) отключение электроэнергии,

г) халатность и небрежность при пользовании системами водоподачи.

4. Что необходимо предпринять при наличии запаха газа в помещении?

а) прекратить подачу газа, срочно проветрить помещение,

б) включить свет и попытаться обнаружить место утечки газа,

в) зажечь спичку или бумагу, чтобы обнаружить место утечки газа.

5. Чтобы вывести пьяного человека из состояния алкогольного опьянения

ему нужно дать выпить …

а) стакан холодной воды,

б) стакан холодной воды с добавлением 5-6 капель нашатырного спирта,

в) стакан горячей воды.

6. При нападении собаки следует помнить, что собаки не любят, когда

в) что-нибудь в них бросают,

г) человек резко меняет позу.

7. К уязвимым местам у собак относятся:

8. В любом укусе собаки различают три стадии. Какая из них самая опасная?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *