Прежде чем строить библия
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 14:28
Прп. Максим Исповедник
Ст. 28-29 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним
Что в Евангелии, в притче Господней означает башня, не способный достроить которую выносит насмешки проходящих мимо?
Вопросы и затруднения.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 28-30 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?
Лопухин А.П.
Ст. 28-33 Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником
Почему Господь признает Своими учениками только тех, кто способен на всякое самопожертвование, какого требует последование за Христом, – это Господь разъясняет на примере человека, который, желая построить башню, рассчитывает, конечно, свои средства, хватит ли их на это дело, чтобы не остаться в смешном положении, когда, заложив основание башни, он дальше не найдет средств на ее постройку. Другой поучительный пример Христос указывает в лице царя, который если уже решает начать войну с другим царем, то только после обсуждения своих сил. Если он увидит, что силы у него мало, то поторопится заключить союз с более сильным соперником-царем. Эти два приточных примера находятся только у одного евангелиста Луки. Из этих примеров Сам Христос и делает вывод (стих 33): при вступлении в число учеников Христа человек должен серьезно обдумать, способен ли он на самопожертвование, какого требует Христос от Своих учеников. Если он не находит в себе достаточных сил для этого, то ясно, что он может быть учеником Христа только по имени, но не в действительности.
«Что имеет» (стих 33). Тут имеется в виду не только имение, деньги или семейство, но и все излюбленные мысли, взгляды, убеждения (ср. Мф.5:29–30). Сказать о необходимости пожертвовать всем своим личным на дело служения Христу было теперь как нельзя более благовременно, потому что Христос шел в Иерусалим для того, чтобы там принести высшую жертву за все человечество, и ученикам Его нужно было усвоить себе такую же готовность на самопожертвование, какою было проникнуто сердце их Господа и Учителя (Лк.12:49–50).
Толкование Евангелия на каждый день года.
Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь: всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи. Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа. И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.
Жизнь подобна строительству дома. Кто строит на прочном фундаменте, у того дом устоит среди бурь и потрясений. Кто строит на песке, может быть, красивый, с роскошными апартаментами дом, невозможно будет сохранить его в самый важный момент – когда подуют ветры, обрушатся ураганы, и волны смерти покроют всех.
Притча Спасителя показывает двух людей, строящих дом: один – мудрый, другой – неразумный. Господь напоминает, что в жизни главное и решающее значение имеет фундамент. Когда основания разрушены, что может праведник? Самое великолепное здание окажется ни на что не годным, если его основание не выдержит. Для внешнего взгляда не видно, прочны основания дома или нет, построен он на твердом камне или на зыбком песке. Это откроется в час испытания, и этот час необходимо предвидеть.
На чем строю я дом моей жизни? Христос говорит просто и ясно: ты можешь строить на своей собственной воле или на воле Божией. Строящий на собственной воле строит на песке, потому что эта воля – слабая, колеблющаяся. Этот дом упадет от малейших бурь. Имеющий же в основании жизни волю Божию будет твердо стоять среди всех потрясений, даже в самых страшных испытаниях он не подвижится вовек, потому что он един с Богом.
И народ дивился учению Его, ибо Он учил их, «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Книжники и фарисеи сами не исполняли то, что они проповедовали. В их слове не было жизни и силы. Они произносили его, как произносит ученик затверженный урок. А слово Христово было словом Самим Богом предлагаемой новой заповеди. Духом Святым со властью Божественной Он просвещает человеческие сердца и умы. Он говорит: «Да будет свет», – и вот стал свет.
Потому и следует за Ним множество народа. И далее мы видим чудо исцеления прокаженного. Это было одно из первых чудес Спасителя. Оттого что проказа считалась среди иудеев особенным знамением Божия неблаговоления, Христос, желая показать, что Он пришел отвратить гнев Божий от человечества, взяв на Себя грехи мира, начинает с исцеления прокаженного. К Тому, Кто учит не как книжники и фарисеи, припадает пораженный нечистотою: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить». Он не сомневается в Его власти, но предает Себя Его воле: «Господи, если Ты захочешь, Ты сможешь». Когда мы не знаем, что полезно для нас, мы не должны сомневаться в Божией мудрости и милосердии, вверяя Ему свою жизнь: «Да будет воля Твоя».
«Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись». Господь хочет помочь нам, Он всегда рядом с нами. И когда мы от всего сердца обращаемся к Нему, Он с любовью внимает нам. Грех – проказа души, отделяющая нас от общения с Богом. Но Господь хочет и может спасти грешников. Он говорит как власть имеющий: «Хочу, очистись!» Он исцеляет нас, давая нам заповедь о хранении чистоты: «Очистись». Но вместе со словом заповеди произносится слово, совершающее чудо: «Хочу, чтобы ты был чист». Всесильная Божественная благодать никогда не оставит взыскующих ее.
«И он тотчас очистился от проказы». Естественное исцеление совершается постепенно, но когда Бог говорит, тотчас следует дело. Что заповедует исцеленному Христос? Для нас важнее всего усвоить, что все, получившие исцеление от Господа, должны отныне быть в совершенном послушании Ему. «Смотри, – говорит Господь, – никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им».
Не говори никому, прежде чем покажешься священнику, и он, как полагается по Божественному закону, засвидетельствует твое очищение. Христос хочет раскрыть Свои чудеса в истинном свете, и не позволяет возвещать о них, пока этот свет не воссиял в полноте. И пусть знают все, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить. Принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им. Это будет свидетельством, что среди них явился Тот, Кто совершает дела, которые не может совершить ни один первосвященник. Это будет свидетельством Его Божественной силы и власти, и что напрасно противятся все противляющиеся Ему.
Бог любит порядок во всем
В начале года обычно принято строить планы на будущее. И это правильно. Планирование – вообще, вещь хорошая. Ведь от того, насколько хорошо мы умеем планировать свое время, зависит наш успех во всех сферах жизни.
Бог порядка и устройства
Сам Бог-Творец всегда имел четкий план действий, начиная от плана сотворения мира и заканчивая планом спасения человечества. Вот только несколько примеров планирования из Библии. В книге Бытие описывается сотворение мира, которое осуществлялось по четкому плану. «В начале сотворил Бог небо и землю…» (Быт.1:1). И далее подробно рассказывается о последующих шести днях творения. Нет сомнений, что Господь действовал не хаотично и спонтанно, а в согласии со Своим совершенным замыслом.
Далее, в Бытии, можно прочитать о том, как Ной по повелениюБога продумал и распланировал построение ковчега, а патриарх Иосиф имел четкое представление, как помочь Египту выжить во времена голода.
В Новом Завете Иисус много раз заявлял о Своем предназначении и планах по исполнению Божьей воли. Он также передал знание об этой цели и планах Своим последователям и всем верующим в целом. И, наконец, книга Откровения показывает нам Божьи планы на будущее всего человечества.
Умение планировать – Божий дар
Как видим, планирование – это черта Божьего совершенного характера. А раз мы созданыпо образу и подобию Его, то планирование так же необходимо и нам. Об этом говорит Евангелие: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?» (Лук.14:28-30).
Люди, строящие дом без проекта, часто занимаются переделками, и их работа идет значительно медленнее и с большими затратами, чем у тех, кто тщательно продумал проект будущего дома. Этот принцип применим ко всем сферам жизни.
Вспомним библейскую притчу о талантах – каждому человеку дано разное количество сил, способностей, возможностей. Но от нас требуется вдумчивое отношение к полученному, умение распределить свои усилия и время, наметить результат и достигнуть его. То есть, проявить организованность и самодисциплину. Однажды Бог потребует от нас отчета в том, насколько правильно мы сумели рассчитать свои силы и время, эффективно ли распорядились талантами. И чем тогда мы сможем оправдать свою лень перед всемогущим Творцом?
Человек предполагает, а Бог располагает
Писание предупреждает: «Теперь послушайте вы, говорящие: ‘сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль’; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: ‘если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4:13-16).
Планируя что-либо, мы не должны забывать о водительстве Божьем. Правильно будет говорить: «Если угодно будет Господу, и живы будем, то сделаем то или иное».
Строить планы–это благоразумно и правильно. Но все-таки не стоит вести себя так, будто мы имеем полную власть над реализацией этих планов, т.е. будто бы мы имеем власть над завтрашним днем. Пример правильного планирования дан Павлом. В 1-ом послании к Коринфянам 16:5-7 сказано относительно церкви Коринфа: «…надеюсь пробыть у вас несколько времени, ЕСЛИ ГОСПОДЬ ПОЗВОЛИТ».
«Если Господь позволит», «если будет угодно Богу», – вот что должно сопровождать каждый наш план. Все, что мы планируем, должно быть передано в Божьи руки: «Предай Господу дела твои – и предприятия твои совершатся» (Прит.16:3).
Духовный принцип планирования
Именно поэтому молитва, изучение Библии и понимание замысла Господа являются важными частями планирования. Без них наши планы будут основаны на простой человеческой самонадеянности. Вспомним притчу о богаче, который из-за обилия урожая решил сломать свои старые амбары и построить новый, огромный (Лк. 12:16-21). Его ошибка заключалась в том, что он строил планы без участия Господа и полагался только на себя. В результате Бог назвал его безумным и напомнил, что не во власти человека завтрашний день: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
Бог сказал: «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11). Наша задача – довериться Богу, полагаться на Его водительство и, в соответствии с открытой для нас Его волей, строитьсвои планы.
Татьяна Арчибасова
Как планировать
Сегодня, в век новых технологий и электронных носителей, планировать можно, используя телефон или какой-либо другой гаджет. Но “перо” никто не отменял. Для самого простого планирования вам достаточно иметь листок бумаги и ручку. Напишите цели и планы на следующий день и по ходу выполнения вычеркивайте сделанное.
Для более детального планирования вам потребуются:
3. Календарь планирования.
1. В дневнике можно фиксировать полезную информацию и мудрые мысли. Великая идея может осенить в самое разное время, потому будьте готовы и не допускайте, чтобы хорошие мысли ускользали от вас. Всегда имейте дневник при себе, независимо от того, где вы находитесь.
2. Ежедневник предназначен для записи ваших встреч и планов на каждый день. Ваш ежедневник может быть также использован как место для фиксации основных моментов дня или недели. Не начинайте день, не запланировав его.
Если вы не запланируете день с вечера, то считайте, что 2 часа времени, в лучшем случае, вы теряете сразу. В худшем случае теряется весь день, причем полностью. Человек не видит приоритетов и делает неважные дела. В конце дня оказывается, что время потрачено попусту.
Сделайте свою жизнь упорядоченной, составив подробный список всего того, что вам предстоит сделать завтра.
Тщательно проанализируйте свой список и установите четкие приоритеты для каждого пункта, прежде чем начнете действовать.
Приучите себя заниматься только наиболее важными делами. Выполняйте их быстро и хорошо. Если вы выработаете в себе привычку планировать и расставлять приоритеты, производительность труда существенно повысится, что благоприятно отразится на вашей карьере.
3. Календарь планирования служит для планирования целей и составления планов на более длительный срок. Когда вы овладели искусством планирования дня, вы готовы переходить к планированию недели и на более длительный период времени.
Светлана Писарева
Библия говорит:
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.»
«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся». (Притчи 16:3)
«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». (Ин. 15:7)
«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притчи 16:9)
Самый древний ежедневник
Идея, что время надо планировать, появилась очень давно. О ежедневнике упоминается даже в Библии — книга «Есфирь», 6-я глава, 1-й стих: Артаксерксу не спалось, и он велел читать перед ним книгу дневных записей. Также в древнеиндийском трактате «Архашастра» (это наставление царя своему сыну, написаны во II–I тысячелетии до н.э.) упоминается и про планирование дня, и про проведение совещаний.
СОЗИДАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО (BUILD, BUILDING)
В созидании выражается внутренне присущее человеку побуждение установить свой порядок и контроль над материей окружающего нас мира. Созидание подразумевает сопротивление силам инерции и разложения и стремление к удовлетворению глубоко укоренившейся в человеке потребности создания чего-то осязаемого и прочного. Возведенная постройка символизирует успех.
Помимо образов строительной деятельности человека, строителем в Библии показан Бог. Он, прежде всего, создает материальные объекты. Во времена, когда между работой архитектора и строителя не проводилось различия, Бог изображался мудрым строителем всего мироздания. Творение – дело рук Бога: «Моя рука основала землю» ( Ис. 48:13 ). Творческая работа Бога изображается как закладка основания и верхних перекрытий ( Пс. 101:26; 103:3 ), как определение размеров, придание очертаний, утверждение оснований, закладка краеугольного камня ( Иов 38:4–6 ) и устройство горних чертогов ( Ам. 9:6 ). Мы видим также прямые ссылки на использование Богом таких приспособлений и инструментов, как линейка, мерная лента, черпак и весы ( Ис. 40:12 ; Иер. 32:10 ; Иов 26:10; 38:4–7 ).
В этих образах прославляются тщательное планирование Богом работы по сотворению мира, а также сложность и надежность сотворенного порядка. В книгах мудрости и в псалмах Божья работа по созиданию творения связывается с Его непревзойденными знаниями ( Иов 38:4 ; Пс. 135:5 ) и мудростью ( Притч.3:19–20 ). Наиболее полное поэтическое выражение эта тема находит в ярком образе персонифицированной Премудрости, которая была при Боге искусной и радостной художницей ( Притч.8:27–31 ), – в этом отрывке предвосхищается новозаветный образ Слова и Христа, активно участвовавшего в работе по сотворению всего сущего ( Ин. 1:1–5 ; Кол. 1:15–17; 2:3 ; ср. 1Кор. 8:6 ).
Бог изображается не только Строителем видимого мира, но также созидателем Иерусалима ( Пс. 146:2 ) и Хранителем остатка Иудеи ( Иер. 31:4, 28 ). Кроме того, Бог дает такие подробные инструкции для возведения скинии и храма, что в конечном счете Он предстает главным строителем этих святых мест.
Переходя к более метафорическим образам Бога как строителя, мы видим, что Он созидает основания для общественной жизни Своего народа. Так, в пророческих видениях искупления Бог создает надежные условия для жизни Своего народа ( Пс. 68:36 ; Ис. 44:26; 65:1–21 ; Иез. 28:26 ). В самом спасении заложена идея, связанная с Божьими строительными планами ( Ис. 26:1–2 ).
Еще большее духовное значение эта тема приобретает в Новом Завете, где мы часто видим образы, связанные с возведением храма. Христиане называются «Божьим строением» ( 1Кор. 3:9 ), «укорененными и утвержденными» во Христе ( Кол. 2:7 ). Церковь – дом Божий ( 1Тим. 3:15 ), стоящий на твердом Божьем основании ( 2Тим. 2:19 ). Этот дом утвержден «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф. 2:20–22 ). Каждый христианин ( 1Кор. 3:16–17; 6:19 ) и все христиане в целом ( 2Кор. 6:16 ) представляют собой храм Божий. Иисус обещал «создать» церковь на камне исповедания Петра, который сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» ( Мф. 16:16–18 ).
Образ строительства используется также для изображения жизни, которую избирает человек, принимая или отвергая пути Божьи. Иисус показывает яркие образы благоразумного и безрассудного строителя ( Мф. 7:24–27 ; Лк. 6:47–49 ; ср. с притчами Иисуса о строителях в Лк. 12:13–21; 14:28–30 ). Христиане строят на основании Иисуса Христа, но соответствие материала, из которого они строят, будет испытано в судный день ( 1Кор. 3:10–15 ).
К этому можно добавить еще ряд мест, памятуя, что слово назидание тоже связано с идеей созидания, строительства (напр., Рим. 15:2 ; 1Кор. 14:5, 26 ; Еф. 4:29 ). Есть также стихи, где речь идет о «назидании» или «созидании» Тела Христова, то есть церкви ( Рим. 14:19 ; 1Кор. 8:1; 10:23; 14:3, 12 ; 2Кор. 10:8; 12:19; 13:10 ; Еф. 4:12 ; 1Фес. 5:11 ).
В основе этих ссылок на церковь как на строение лежит понимание, что «устроивший все есть Бог» ( Евр. 3:4 ). Его высшее достижение – строительство небесного «города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» ( Евр. 11:10 ), затмевающего своей славой все, что только можно себе представить ( Отк. 21:11 ), манящего к себе дома с множеством обителей, приготовленных Самим Христом ( Ин. 14:2 )
См. также: БАШНЯ, ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ, ГОРОД, ДРЕВЕСИНА, ЖЕРТВЕННИК, КИРПИЧ, КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ, КРЕПОСТЬ, СТЕНА, ХРАМ.
СОКРОВЕННОЕ. См. СОКРЫТИЕ, ПРИКРЫТИЕ.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 27-й седмицы по Пятидесятнице
Тогда шло с Иисусом множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!
Кто хочет следовать за Христом, должен отдавать себе отчет, что это будет означать. Два примера, приведенные в этом Евангелии, ясно показывают, о чем идет речь. Намерение построить башню предполагает наличие денег для покрытия затрат. Объявление войны требует войска, достаточного для ее ведения. В обоих случаях важно заранее оценить свои возможности. Недостаточно внезапно загореться, или захотеть получить желаемое во что бы то ни стало. Необходимо исчислить, настолько ли ты богат, чтобы позволить себе такое строительство, настолько ли силен, чтобы рисковать, ввергая себя в авантюру войны.
Господь приводит эти два примера, говоря о выборе, который должен сделать тот, кто хочет стать Его учеником. «Так всякий из вас, – говорит Он, – кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Однако эти сравнения с ученичеством не следует воспринимать буквально – из-за одного очень важного пункта. В случае строителя башни или царя, готовящегося к войне, необходимо точное исчисление имеющихся средств – будь то деньги или военная мощь. В случае ученичества Христова – речь идет не о том, чтобы собрать все имеющиеся средства – силу, таланты, деньги, лучшие человеческие качества, но, напротив, о том, чтобы все оставить, всего отвергнуться, совлечься всего. И Господь даже говорит, что наш выбор может быть только таким – все или ничего. «Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником».
Поистине, Царство Христово требует послушания законам и требованиям, которые обыкновенно противоположны тому, чем живет мир. В этом мире чем больше показывает кто-то силы и смелости, чем более впечатляющи средства, которыми он располагает, тем больше шансов имеет он на успех. В жизни учеников Христовых действует противоположный закон. Чем меньше человек имеет, чем больше он отдает и оставляет, чем больше делится с другими, чем больше достигает нищеты, тем большую он открывает возможность Божественной благодати соделать его новым творением.
Бог находится в непрестанном созидании Своего Царства. И всякая наша неуместная инициатива может только мешать Богу, а иногда даже быть совершенной преградой для действия в нас Его благодати. Как говорит преподобный Нектарий Оптинский: «Бог сотворил мир из ничего. И пока, подвигом всецелого самоотречения, мы не осознаем, что мы – ничто, мы не дадим Богу творить из нас нового человека».
В этом совлечении себя – вся тяжесть креста, который ученик Христов должен принять. После всех других совлечений, впечатляющий список которых дает Господь: «отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей». Эти совлечения, хотя они и являются основой всего, могут показаться легкими в сиянии первой любви. Но они – только начало. Таинственная благодать Божия, уменьшающая одни препятствия, может постепенно открывать новые, о существовании которых мы и не подозревали: очень тонкие проявления себялюбия, своеволия и самодеятельности. Мы думаем, что мы уже все отдали, от всего отказались, но благодать Христова требует от нас еще большего. Бесконечно кроткая, ничего не повреждающая, только освобождающая пути для токов новой жизни, – она знает, куда ведет нас.
Для каждого из нас – это наш крест, который не мы сами выбираем, но Христос – для нас. Наш крест – наш путь, без всяких расчетов, без всяких условий, путь всецелого совлечения, на котором нам дано стать служителями и соработниками чудес Божиих ради спасения многих.
И еще Господь предупреждает в сегодняшнем Евангелии против апостасии, отступничества, которое может сделать христиан совершенно бесполезными. Те из христиан, кто вместо того, чтобы оставить все, что они имеют в мире, оставляют свою веру или жизнь по вере, уподобляются соли, которая утратила свою соленость. Они, как эта соль, становятся самыми ненужными, что только есть в мире. «Чем исправить эту соль?» – вопрошает Господь. Возможно ли сделать ее снова соленой? Потому богоотступнический мир хуже мира неверующего. И из Церкви сеющие соблазны должны быть извергнуты, потому что существует опасность заражения ими других. Господь обращается с призывом к каждому из нас внять этому предупреждению: «Имеющий уши слышать, да слышит».