Прежде чем попасть в наши буквари буквы долго путешествовали

Методическая разработка урока по русскому языку на тему » Текст» ( 4 класс)

Цель: создать условия на уроке для развития умения выражать свои мысли на письме, описывая что-либо или кого-либо.

Познавательные : Систематизировать знания о признаках текста-описания и текста-повествования. Сравнивать тексты разных типов.

Коммуникативные: Умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

Оборудование: учебник «Русский язык»

Тип урока: развития речи

(деятельность учителя и учащихся)

Ι . Актуализация знаний

I. Организационный момент

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.

Запишите число. Классная работа

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы иллюстрации

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

Постановка учебной задачи.

На доске запись: сочинение, диктант, изложение.

— Прочитайте слова, исключите одно слово, определив количество слогов в словах. (Можно исключить слово диктант. В этом слове 2 слога, а в остальных словах – по 5 слогов).

— Назовите, какой из двух видов творческой работы предполагает письменный пересказ текста. Сформулируйте тему урока.

1. Работа по определению типов текста.

Ребята, вспомните, какие виды текста вы знаете? (Описание, рассуждение, повествование.)

– Чем один текст отличается от другого?

– Послушайте отрывки и попробуйте определить, к какому типу текста они относятся.

1) Приближалась осень. Листва на деревьях уже стала опадать на землю. Днем она шуршит под ногами, а вечером от росы опять становится мягкой. Это позволяет охотнику подойти к зверю очень близко.

Мы переправились через реку и вступили в лес, полный таинственного сумрака. Когда солнце скрылось за горизонтом, на землю опустились сумерки, и чем темнее становилось в тайге, тем больше ревели звери. Эта волшебная музыка наполняла весь лес.

2) Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну. И претерпели много всяких изменений. Из Древней Греции буквы попали в Древний Рим, затем перекочевали в Болгарию и только оттуда – всего тысячу лет назад – добрались до России.

3) Вы не были осенью в лесу? Пройдите медленно по осеннему лесу. Какая вокруг тишина!

— В лесу можно встретить разнообразных животных: волка, лису, зайца, медведя, кабана и других.

А о каком звере мы будем говорить сегодня вы ответите сами, отгадав загадку:

Слайд 2

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубе – летом.

(Белка)

— Как вы думаете, о ком будет текст?

— Кто видел белку? Опишите её.

— Посмотрите на картинку, определите, в какое время года нарисована эта белка? Почему? (У белки рыжая шубка, поэтому она нарисована летом)

III. Вводная беседа

– Что вы знаете о белке?

– Белка любит лакомиться лесными орехами, желудями, а также ягодами и грибами. Кое-что она запасает на зиму.

– Сколько дупел она готовит?

– Обычно у одной белки несколько домиков. Если в нескольких дуплах запасы погибнут, белочка отыскивает запасные дупла, чтобы перезимовать.Дом белки очень хорошо сохраняет тепло: даже в очень морозную зимнюю погоду температура очень низко не опускается.

– Зачем ей нужен хвост?

– При прыжке ей помогает длинный пушистый хвост, служащий превосходным рулем. Если она падает или если ее преследует хищник, она делает прыжок с верхушки высокого дерева прямо на землю, и в этом случае хвост служит ей парашютом, ослабляющим силу падения. При помощи хвоста она предсказывает погоду. Если она замкнула дупло хвостом и сидит в дупле, значит будет холодно.

II. Работа над новым материалом.

– Какой это текст? Докажите свой выбор.

Выслушиваются 2-3 ребёнка, проводится анализ составленных ими текстов, словарная работа.

На этом этапе работа строится дифференцированно с учётом индивидуальных особенностей учащихся:

группа (слабоуспевающие дети): записывают изложение данного текста (возможно с элементами сочинения)

Цель: развивать умение письменно излагать содержание рассказа.

2 группа: хорошо успевающие дети.

Записывают сочинённые ими другие типы теста о белке.

Цель: развивать навыки письменной речи учащихся и их творческие способности.

Работа строится следующим образом:

повторное чтение текста всеми учащимися;

1группа самостоятельно пересказывает,

2 группа вместе с учителем вспоминает как правильно построить свой текст;

III. Орфографическая работа.

Беличье гнездо, бельчата, какой- нибудь зверёк, разбегутся по лесу, накалывать, сосновые семена, взобраться на дерево.

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое

высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

ΙΙΙ. Применение нового знания

IV. Написание изложения

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

ΙV. Домашнее задание

Повторять словарные слова

— Какую цель вы ставили себе в начале урока?

– Что нового мы узнали о правописании ь после шипящих?

— Какие задания вызвали затруднения?

— Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”

Источник

Прежде чем попасть в наши буквари,буквы долго путешествовали из страны в страну. И претерпели много всяких изменений. Из Древней Греции буквы пропали в

Напиши, почему наши предки именно так назвали первые буквы и какой смысл заложен в предложении, которое ты переведешь на современный язык?

Прежде чем попасть в наши буквари буквы долго путешествовали

Прежде чем попасть в наши буквари буквы долго путешествовали

я буквы ведвю знать и говорить добро

Прежде чем попасть в наши буквари буквы долго путешествовали

Я буквы ведаю,знаю,говорю добро.

Другие вопросы из категории

очень благодарна за помощь.

Читайте также

буквари,буквы долго путешествовали из страны в страну. И претерпели много всяких изменений. Из Древней Греции буквы пропали в

Напиши, почему наши предки именно так назвали первые буквы и какой смысл заложен в предложении, которое ты переведешь на современный язык?

Парные глухие согласные звуки: [п], [п`], [ф], [ф`], [к], [к`], [т],[т`], [ш], [с], [с`].

Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`]. Парные глухие согласные звуки: [х], [х`], [ц], [ц`], [щ`].

другой.колени согните. немного наклонитись вперед.во время спуска вы будете пружинить на ногах.чем круче горка,тем больше нужно сгибать колени и наклоняться вперед. ПОЖАЛУЙСТА НАПИШИТЕ ИЗЛОЖЕНИЕ,

какую задачу вы перед собой ставите, поделиться мыслями, чувствами, сообщить об определенных фактах, нарисовать словами какую то картину, т.е определить стиль своего сочинения. Затем подумать, о чем и как вы напишете чтобы раскрыть основную мысль. Озаглавить.

Минимум 8 предложений! С инета скачивать не надо! Заранее спасибо.

Источник

Разработка библиотечного урока «Старая старая книга»

Старая-старая книжка.

Цели урока: познакомить детей с историей письменности: узелковым письмом и рисунчатым, клинописью; с первыми письменными материалами: папирусом, берестой и бумагой, с историей книгопечатания: переплётом, с рукописными и печатными книгами, типографией; развивать у детей мыслительную активность, умение рассуждать; способствовать развитию у детей творческого воображения, внимания, логического мышления, смекалки; формировать бережное отношение к книгам.

Ребята, я хочу загадать вам интересную загадку.

Не сеялки, а добро сеют,
Не хлеб, а досыта кормят,
Без рук, а всё умеют,
Без ног, а по дорогам водят.

Это книга. Объясните, как вы понимаете смысл этой загадки. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено книгам, но не таким, которые вы читаете, а старинным, редким книгам, что появились на свет давным-давно, много тысяч лет назад.

А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны? Пофантазируйте. (Варианты ответов ребят.)

В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт и знания. Первая в истории человечества книга – книга наскальных изображений.

Однажды первобытный человек сидел в пещере и ёжился от холода. Надо было бы развести огонь, но он забыл набрать сучьев для костра. Это постоянная забывчивость! Сколько она приносила хлопот. Надо было бы завязать узелок на память…

Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, индейцы, например, определяли, о чём идее речь. Так, жёлтая краска означала золото, белая – серебро, красная – войну. Бечёвки, на которых завязывали узелки, тоже были не одинаковыми: одни потолще, другие потоньше, одни длиннее, другие короче.

Такое письмо называется … узелковым.

Ребята разбиваются на 2 команды, шлют друг другу узелковые письма, написанные на верёвочках, читают их.

А как ещё люди могли передавать друг другу сообщения? ( Варианты ответов ребят.)

Можно было использовать для этого картинки.

Давайте представим, что вы учёные, которые обнаружили скалу с рисунками. Древний художник выбил на камне вот что: лодка с гребцами, на ней серп-месяц и три кружочка солнца, а пониже – пронзённые стрелами олени и дикие гуси.

Подумайте, что могут означать эти рисунки. (Варианты ответов ребят.) “ Это письмо можно почесть так: Мы плыли на лодке один месяц и три дня. Нашли место, богатое дичью. Добыли много оленей и гусей. Плывите за нами!”

Как вы думаете, в чём недостаток такого письма?

Вы знаете, ребята, а ведь и в наши дни пользуются похожим рисунчатым письмом. Как вы думаете, где? (Варианты ответов ребят.)

На улице часто можно увидеть картинку-знак. Водитель увидит знак и сразу поймёт: рядом школа, дети, значит, надо быть особо внимательным и осторожным.

Другое письмо-картинка – предупреждающий знак. Его рисуют на ящиках. Оно говорит: “Груз боится сырости”

Здесь одними рисунками не обойтись. Необходимы слова. А для слов нужны буквы и они появились. Правда, не совсем обычные буквы – рисунки. Нарисуют, к примеру, льва. Это слово начинается с “Л”, значит, читал буквы “Л”. Нарисуют дерево – читай “Д”.

У меня, ребята, тоже есть слово, написанное рисунками, давайте попробуем его почитать.

Читают слово (книга), зашифрованное в ребус.

Книги в разные времена и в разных странах писали на различных материалах. Давайте перенёсёмся с вами, ребята, в прекрасную древнюю страну “Месопотамию”. Книги там были сделаны из глины. Шумеры один из месопотамских народов – первыми создали школы. Учёба в школах начиналась с разминания глины. Как вы думаете, почему? Оказывается, из сырой глины маленькие гладенькие таблички были для ребят неплохим развлечением. Затем, на ещё мягких табличках деревянная палочкой писали текст. Первая письменность была в виде рисунков, картинок. Позднее появились знаки, обозначающие эти рисунки,- обозначающие клинопись. Клинописных табличек было в Месопотамии так много, что из них составляли огромные библиотеки. Давайте и мы с вами попробуем на табличках написать свои имена.

Тогда люди нашли новый материал. Они стали писать на пергаменте – это тонкая, как плёнка, недубленая специально обработанная кожа. Изготовляли его недалеко от Пергам, вот откуда это название. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Это особенность способствовала появлению новой формы книги. А ещё люди писали на бересте.

Что такое береста? (Варианты ответов ребят.)

Правильно, это верхний слой коры берёзы.

Посмотрите, ребята, что она собой представляет. Скажите, чем на ней писали? Царапали каким-нибудь острым предметом.

Учёные, производя раскопки в г. Новгороде, нашли множество берестяных писем – грамот, сохранившихся с далёких времён. Их отправляли друг другу древние новгородцы, а новгородская земля сберегла их до наших дней.

Теперь во всём мире книги печатают на бумаге.

Как вы думаете, из чего сначала сделали бумагу? Её делали из тряпок. Тряпки долго варили в котле, пока они не превращались в жидкую массу, которую заливали в специальную раму с частой сеткой. Так получились бумажные листы.

Посмотрите, что у меня в руках, на что это похоже?

Да, действительно, это часть осинового гнезда – ячейки, в которые осы откладывают свои личинки. Посмотрите внимательно, из чего они сделаны. Да, из бумаги. Именно оса подсказала людям новый способ изготовления бумаги.

Сидели как-то в саду два директора бумажных фабрик, и вдруг они заметили, что по деревянному забору ползают осы, а за ними остаются светлые полосы. И стали люди за осами наблюдать. А осы тем временем работали. Они своими челюстями собирали верхний слой древесины, тщательно пережёвывали его, смешивая со слюной капельку за капелькой, расстилали эту массу, делая себе гнездо. Когда масса высохла, получился тонкий слой бумаги. Два директора, посмотрев на это, стали делать бумагу по тому же принципу. Сначала древесина сильно размельчалась, потом опилки перемешивались с химикатами и, чтобы всё это быстро сохло, промокались специальными фильтрами и сушились. Так и был изобретён новый способ получения бумаги, подсмотренный у ос.

Ребята, скажите пожалуйста, а как называется у книжки рубашка, которая бережёт странички, чтобы они не порвались, не испачкались? (Варианты ответов ребят.)

Правильно, обложка. А прочная и жёсткая крышка из картона, или кожи, или плотной бумаги, называется … переплёт. У ваших книжек обложки из чего сделаны?

Раньше, давным-давно, в средние века, переплетённые книжки изготавливались из деревянных досок, которые обтягивали кожей или тканью. Некоторые из них были даже с застёжками.

Иногда переплёты оковывали золотом или серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплёты называли окладами.

Скажите, а что находится на страницах книг? Варианты ответов ребят.

Желающие пробуют читать по старославянской книге.

— Как видите, ребята, не так это просто. Этому надо специально учиться

Первые книги были рукописные, не такие как сейчас. А что значит рукописные? Их писали в ручную, знающие грамоту люди – писцы. Это были обычные церковные служители приступая к работе, песец брал стопку листов и тщательно расчерчивал их параллельными линиями.

А писалась рукопись чернилами. Первые чернила делали из дубовых орешков. Посмотрите, что они собой представляют. Заголовки или первые буквы песец писал красной краской или растворённым золотом, которое приготавливали из золотого порошка, растворённого с рыбьим клеем.

Теперь, наверное, ребята, вы понимаете, откуда пошло выражение “писать с красной строки”. Рукописи писались очень медленно около года при свечах или лучинах, это был тяжёлый труд.

Сейчас мы привыкли с вами читать печатные книги.

Скажите, где их печатают и на чём? Варианты ответов ребят.

Да, их печатают в типографиях на печатном станке. На этом рисунке вы видите станок, которым люди пользовались много лет назад. Первым на Руси стал печатать на станке русский книгопечатник Иван Фёдоров, а самым первым человеком, придумавшем печатный станок, был немецкий изобретатель Иоганн Гутен Берг.

Сейчас мы с вами перенесёмся на несколько сотен лет назад к нему в типографию. Представьте, что кругом на веревочках висят с прищепками свеженапечатанные странички, сушатся, другие ещё только закладываются в станок. А происходило это вот так. В типографии, специальные рамки из букв – штампиков составлялись слова, строчки и предложения. Вот посмотрите, у меня в руках штампик буквы “А”. Потом буквы покрывали специальной краской, клали на них чистый бумажный лист, и на всё это опускался пресс. Так и получалась книжная страничка.

Как вы думаете, какое большое преимущество имели печатные книги перед рукописными?

С каждой странички можно было отпечатать десятки бумажных страниц.

Долгий и трудный путь прошла книга, прежде чем попасть к вам в руки. За сотни лет изменился и способ печатания. Ведь раньше он был тоже длительным (хотя не таким долгим как у рукописной книги) и трудоемким. Сейчас уже книги печатают с помощью компьютеров и количество их – тираж книги – насчитывает тысячи экземпляров. Книги всегда, всю жизнь будут вашими помощниками, советчиками и верными друзьями. С ними вы совершите много путешествий и открытий и сегодня наши мудрые друзья – книг приготовили для вас задания, они хотят проверить вас на сообразительность и находчивость.

Дети работают с листками активности, затем вместе проверяют выполнение заданий.

Ребята, сегодня мы с вами узнали, что каждая книга – это кусочек истории. О том, что было раньше, мы можем узнать не только из старинных вещей, но и из книг.

Наше путешествие в прошлое книг подошло к концу. И эта старинная книга просит вас бережно относиться ко всем вашим книгам. Если вы сохраните их, то через 100 или 200 лет ваши книги тоже будут старинными.

Источник

История славянского алфавита на примере отдельных букв

История славянского алфавита на примере отдельных букв с презентацией

Просмотр содержимого документа
«конференция»

Каждый день жизни даёт нам знания. А как мы их приобретаем?

Через книги, телевизор, компьютер.

Выразительное чтение стихотворения

Молчат гробницы, мумии и кости,—

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Попробуйте представить себе жизнь без письменности? Что изменится? С какими трудностями столкнется человек?

Должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.п.

Недаром русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин говорил: “История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир”.

Они создали алфавит для славянского языка, но он был близок русскому и потому принят нами. Они взяли 24 буквы греческого алфавита, добавили к ним буквы, имеющиеся в славянском языке и получилась азбука. Первоначально древнерусский алфавит состоял из 43 букв, со временем некоторые утратились или стали ненужными. В современном алфавите 33 буквы.

Со временем некоторые буквы были утрачены, однако их названия и трудность запоминания сохранили для нас пословицы и поговорки.

Азбуку учат, на всю избу кричат. Аз, буки, веди страшны как медведи. Почтение и благоговейный трепет перед буквами старославянского алфавита сохранили пословицы и поговорки:

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Во фразеологическом словаре есть очень интересное выражение «ходить фертом», что означает: ходить «руки в боки», словно собираясь пуститься плясать. Человек в таком виде похож на букву «эф», которую в славянской азбуке называли «ферт». В славянской азбуке имелось даже несколько букв: «фита» и «ферт», которые обозначали звук «ф».

Зачем же потребовались две буквы, чтобы обозначить один звук? К тому же, не только двух букв много, но и одна буква, обозначающая звук «ф», у нас «разгильдяйничает». Дело в том, что в русском языке слишком мало слов с «чистым» звуком «ф» (фи, уф, фыркнуть, тьфу).

В русском языке очень часто звук «ф» слышится в таких словах, как «кров», «рукав», «травка», но этот звук является не чем иным, как оглушенным «в», потому что перед гласной мы слышим звук «в»: «рукава», «крова».

А в русском языке двойной звук «ф» вносил только путаницу, поэтому в 1918 году «фита» была исключена из нашего алфавита.

А нужна ли нам вообще буква «эф»? Да, ей нашлось применение. Она стала для нас, как «переводчица». Когда к нам попадает чужое слово со звуком «ф», тогда нужна буква «эф». Именно таким образом и появились в русском языке слова «лифт», «фокус», «факел», «фотография».

А вот буква «ять» была упразднена реформой 1917 года. Многим казалось, что буква эта выдумана без всяких причин и надобностей специально на погибель малышам первоклашкам и что никакого смысла в ней нет и никогда не было. Дореволюционные российские школяры называли букву «ять» «буквой-страшилищем», автоматически зазубривая правила «на ять». Нельзя было ошибаться. До принятия реформы в русской орфографии правила применения буквы «ѣ» (ять) были достаточно сложными.

Понять обычному человеку некоторые из них было
практически невозможно (особенно это касалось случаев, когда «ѣ» использовалась в корнях), поэтому предлагалось просто выучить наизусть определенный список слов.
Чтобы облегчить заучивание, придумывали мнемонические стихи, которые раньше зазубривали также, как мы сейчас таблицу умножения. Именно тогда и возникло выражение: «знать на ять», что обозначало наивысшую оценку знаний.

Чтобы закончить всё о «яте» в не столь мрачном тоне, вспомним один анекдот, который ходил в XIX в.:

— Скажите, пожалуйста, Греч: к чему служит в русской азбуке буква «ять»?

Так Греч в нескольких словах уместил и мысль о том, что буква «ять» не нужна, и своё отношение к возможной реформе орфографии.

Конечно, с помощью книг.

История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде.

А первой русской датированной печатной книгой в России является «Апостол» — церковная книга, подготовленная к печати и выпущенная в Москве в 1564 году (в царствование Ивана Грозного) первопечатником Иваном Федоровым Печатание первой русской книги началось в Москве, в Государственной типографии на Никольской улице Было выпущено около 2 тысяч экземпляров, из которых на сегодняшний день обнаружен 61.

Старинные книги были инструментом не только религиозной пропаганды – это был еще важнейший источник духовно-нравственного воспитания, а вместе с тем – основной, достоверный поистине бесценный источник изучения отечественной культуры.

Книга — немой учитель. Книга — чистейшая сущность человеческой души.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *