Прежде чем перейти к подбору и разработке диагностического инструментария необходимо разработать

Семинар-практикум «Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП. Разработка диагностического инструментария. Определение базовых учебных действий в соответствии с АООП»

ГБОУ Салаватская КШ

Семинар-практикум
«Система оценки достижения

планируемых результатов освоения АООП.

Разработка диагностического инструментария.

Определение базовых учебных действий

в соответствии с АООП»

Как вы думаете, кому принадлежит следующее высказывание: « Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина. » (президенту РФ В.В. Путину) СЛАЙД

Почему выбрали это высказывание? Со следующего учебного года наша школа начнёт работать по ФГОС.

Предлагаю вам вспомним, что такое ФГОС? АООП? АОП? СИПР? БУД? СЛАЙД

Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ― программа формирования БУД, Программа) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП. Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности.

Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые обеспечивают его подготовку к самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

-формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

-овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

-развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач необходимо:

-определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;

-определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

-обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

-формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;

-обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Базовые учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в школе на всех уроках и во внеурочной деятельности. Они сгруппированы в 4 основные группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. СЛАЙД

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

4. Познавательны учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. СЛАЙД

И в качестве закрепления проведём с вами маленькую проверочную работу. У каждого из вас лист бумаги, на котором написано какое-то учебное действие. Ваша задача, определить к какой группе БУД относится ваше описанное учебное действие. Проверим. СЛАЙД

Характеристика базовых учебных действий для начальной школы:

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

-вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

-слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый незнакомый и т.п.);

-использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

-использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Регулятивные учебные действия:

-входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

-пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с у четом выявленных недочетов.

-принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

-осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

писать; выполнять арифметические действия; наблюдать;

• работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию;

-использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

-применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

-использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.

В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования (классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.

Источник

Методическая разработка «диагностического инструментария достижения планируемых результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Методическая разработка «диагностического инструментария достижения планируемых результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»

Денисова Людмила Игнатьевна

Педагог дополнительного образования

Одной из ключевых задач концепции модернизации российского образования является обеспечение нового качества образования, которое во многом определяется достижением положительного образовательного результата. Это связано с требованием повысить качество и эффективность реализации дополнительных образовательных программ. Однако в дополнительном образовании стандарт результата не определён, и поэтому педагоги часто сталкиваются с проблемами, что именно отслеживать в образовательном процессе как результат, какие формы и методы использовать при его мониторинге.

Результаты в дополнительном образовании во многом зависят не только от преподаваемого предмета, но и и от личности обучающегося и взглядов педагога. Но, безусловно, есть общее для всех коллективов дополнительного образования, главная цель которого – обеспечение личностного развития ребенка.

В системе дополнительного образования детей, где отсутствуют государственные образовательные стандарты, основным критерием результата является полнота и качество реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительная образовательная программа, в свою очередь, должна быть направлена не только на формирование знаний, но и на воспитание и развитие личности ребенка- на личностные результаты.

Результатом реализации программы могут быть социально-психологические изменения в коллективе, уровень воспитанности, развитие качеств личности, уровень социализированности личности.

Сутью мониторинга является систематическое отслеживание, фиксирование и анализ результатов каждого взаимодействия педагога с детьми, что позволяет дать конкретный и объективный анализ деятельности детского объединения, образовательной направленности или конкретного педагога.

Образовательный результат является итогом образовательного процесса и является, прежде всего, неким достижением в первую очередь ребёнка. Результат своей работы в объединении и результат своего взаимодействия с педагогом учащийся всегда ощущает, но не всегда может сразу осознать, отследить, выразить словами. Но в мониторинге мнение самого ребёнка в первую очередь и педагога, который непосредственно с ним взаимодействовал, организовывал что–то для продвижения учащегося – самые важные и в большей степени объективные показатели результативности образовательного процесса. Образовательный результат всегда есть то или иное проявление успешности или неуспешности ребёнка, но в конкретной деятельности, в конкретном взаимодействии, организованном педагогом – не только в учебной деятельности, но во всех социально значимых сферах, в которых пребывает растущий человек независимо от возраста.

Мониторинг – одно из важнейших педагогических средств предотвращения и преодоления неуспешности детей и подростков.

Данные методические рекомендации предназначены в помощь педагогам дополнительного образования, с целью повышения качества проведения мониторинга для определения результативности образовательного процесса, которое включает в себя: прогнозируемые результаты, параметры, критерии и показатели определения результативности, способы отслеживания и оценки результатов, методы и формы мониторинга.

Создать мониторинговую систему для определения результата образовательной деятельности в объединениях дополнительного образования детей.

— Определение критериев и параметров образовательной деятельности в УДОД. Определение методов и форм выявления фиксации и предъявления результатов образовательного процесса.

— Подбор диагностических методик определения результативности образовательного процесса личностного развития ребенка.

I . Мониторинг образовательной деятельности

На основании Положения и образовательной программы детского объединения педагогам необходимо спланировать мониторинг образовательной деятельности, который бы включал в себя теоретические вопросы, сроки проведения, содержание и способы.

Этап планирования включает в себя:

1. Сравнение показателей желаемого результата с показателями достигнутых результатов с целью выбора наиболее значимых на данном этапе деятельности объединения и реально достижимых показателей результативности.

2. Выбор или разработка шкалы оценивания достигаемых результатов.

3. Выбор мониторинговых способов.

4. Выстраивание временной последовательности мониторинговых действий таким образом, чтобы эта деятельность носила системный и систематический характер.

5. Определение критериев и формы оценки результата каждого воспитанника и оценку общего уровня подготовки всех учащихся в детском объединении. Оба параметра оценки базируются на соответствии результатам, заявленным в образовательной программе.

6. Определение способов и форм предъявления результатов.

В плане важно обозначить сроки мониторинга. Прежде всего, это период первоначального среза (организационный период) и итоговый срез (обобщение образовательных результатов в конце учебного года). Очень важно определить контрольные сроки обобщения результатов.

Способы мониторинга можно разделить в соответствии:

1. С задачами мониторинга

• методы и формы отслеживания (накопления, фиксирования)

• методы анализа и формы оценки

• методы и формы обобщения результатов.

Самымыми распространёнными методами отслеживания и фиксирования образовательных результатов являются:

• наблюдение за деятельностью детей в различных ситуациях (занятия, в общении с детьми и взрослыми)

• хронометраж хода занятия или отдельных его компонентов

• ведение журналов, дневников педагогического наблюдения и самонаблюдения

• книга успехов и достижений

К аналитико-оценочным методам можно отнести

• анализ и педагогический самоанализ занятия

• анализ продуктов деятельности учащихся

• педагогическая и самооценка учащихся

К методам обобщения в УДО можно отнести

• методическое или практическое обобщение опыта

• описание моделей эффективных образовательных процессов

К формам обобщения

2. Другим основанием для типологии мониторинговых методов могут быть субъекты, непосредственно участвующие в этой деятельности: педагоги и учащиеся, к этому типу способов относятся:

Внешний мониторинг : открытые занятия и мастер – классы.

Самомониторинг : дневник самонаблюдений, коллективный анализ дела, решение проблемных ситуаций, самотестирование, взаимотестирование.

3. Все способы мониторинга должны быть доступны педагогам, увлекательны детям, не трудоёмки, удобны для наблюдения, фиксирования, оценки деятельности детей.

• создание проблемных ситуаций

Способы мониторинга должны быть адекватны задачам и деятельности конкретного периода, а также выбранным параметрам и критериям оценки образовательных результатов.

Основная задача педагогического мониторинга комплексный анализ педагогической деятельности. Педагогическая д иагностика помогает оптимизировать педагогическую деятельность, повысить ее результативность и позволит в ходе педагогической экспертизы определять уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.

При проведении педагогического мониторинга многие педагоги не всегда знают, что можно и нужно проверять у учащихся детских объединений. В каждой образовательной программе определены ожидаемые результаты обучения, развития и воспитания ребёнка на каждый год обучения, которые и могут стать для педагога неким критерием в выявлении реальных достижений учащихся.

Кроме традиционных параметров результативности образовательного процесса в дополнительном образовании существуют и специфические.

• освоенные способы деятельности (умения и навыки)

• опыт эмоционально-ценностных отношений.

• опыт самостоятельной деятельности

• опыт социально-значимой деятельности

Критерии результативности образовательного процесса

I. Опыт освоения теоретической

(теоретические знания по основным темам учебно-тематического плана программы, владение специальной терминологией)

Соответствие теоретических знаний

Степ ень освоен и я способов

личностных качеств учащегося. Полноценность, разнообразность приобретенного опыта, адекватность содержанию программы

IV. Опыт творчества

П р и о б р е т ё н о п ы т т во рч е с ко й

Приобретён опыт взаимодействия и

сотрудничества в системах «педагог- учащийся» и «учащийся-учащийся». Конструктивное сотрудничество в образовательном процессе.

Доминируют субъект-субъектные отношения

VI. Опыт самостоятельной

Приобретён опыт самостоятельной

творческой деятельности Инициативность. Самостоятельность. Целеустремленность. Доведение до конца начатого дела

VII. Опыт социально-значимой

Как можно выявить результат деятельности объединения в целом и конкретно каждого ребёнка?

Во многих объединениях традиционно используются зачёты и экзамены, сдачи нормативов и квалификационные соревнования, но привычные формы подведения итогов не могут решить проблемы выявления результатов подготовки каждого ребёнка.

Методы и формы выявления, результатов образовательного процесса:

Концерты Экзамены Зачеты Конкурсы Соревнования

Открытые и итоговые занятия Диагностика

Анализ мероприятий Диагностические игры Анкетирование

Прослушивание на репетициях Праздничные мероприятия Выставки

Анализ результатов участия детей в мероприятиях, в социально-значимой деятельности

Анализ приобретенных навыков общения

Анализ выполнения программ Самооценка учащихся

Как оценивать результат детского объединения?

Методы оценки результатов:

• методы опроса (беседа, интервью, анкетирование),

• изучение письменных, графических и творческих работ учащихся,

• изучение педагогической документации

Методы теоретического исследования:

Математические и статистические методы:

• определение средних величин полученных показателей.

Зачастую при аттестации на квалификационную категорию или аккредитации учреждения педагоги не могут профессионально предъявить результаты образовательного процесса в объединениях дополнительного образования и их фиксацию.

Методы и формы фиксации результатов:

Учет готовых работ

Протоколы диагностики Протоколы соревнований Аудиозапись Видеозапись

Статьи в прессе Портфолио Аналитические справки Методические разработки

Методы и формы предъявления результатов:

Выставки Конкурсы Фестивали

Контрольные работы Зачеты

Переводные, итоговые занятие Открытые занятия

Поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю

Аналитические справки Портфолио

Защита творческих работ

При выборе форм предъявлении результатов образовательной деятельности педагогу необходимо тщательно продумать о преимуществах и ограничениях этих форм.

II . Диагностика учебных и личностных результатов учащихся

Результативность- это степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.

Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие личностных качеств обучающихся, поэтому о результатах образовательной деятельности детей а УДО необходимо судить, по двум группам показателей:

· учебным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы предметные знания, умения, навыки, а также универсальные учебные действия);

· личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

Соответственно, можно воспользоваться следующими таблицами, которые в совокупности позволяют наглядно представить:

— предметные результаты обучения, а именно – набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

— личностные результаты, включающие систему важнейших личностных свойств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения и время общения с педагогом и сверстниками;- кроме этого, важно определять степень выраженности каждого измеряемого показателя у конкретного ребенка, а значит, уровень соответствия этих показателей.

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе, осуществляется в соответствии с таблицей №1:

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

I . Теоретическая подготовка ребенка

1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

Минимальный уровень (ребенок овладел менее ½ объема знаний, предусмотренных программой);

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Минимальный уровень (ребенок как правило, избегает употреблять);

Собеседование, тестирование, опрос

Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой );

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием);

II . Практическая подготовка ребенка:

1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

Контрольное задание, наблюдение

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);

2. Способность творчески решать задачи

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный)уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога);

Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

Творческий уровень развития креативности (выполняет практические задания с элементами творчества)

Индивидуальная карта учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка_______________

Вид и название детского объединения_______________

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *