Прежде чем обучаться ом и выступать необходимо определить
Искусство публичных выступлений
Эта статья открывает серию статей — если окажется, что Хабраколлеги сочтут ее интересной, ибо первое правило публичных выступлений гласит: рассказывай людям о том, что им интересно!
Если вы раньше не выступали на публике или боитесь это делать — вам под кат. Если вы считаете себя опытным докладчиком, для вас будет вторая статья серии.
Историческая справка: на Хабре по этой теме уже было небольшое обсуждение год назад.
Самая маленькая группа людей, перед которыми мне приходилось выступать — три человека (переговоры один на один не считаю), самая большая — человек 800 в зале конференции Sun Tech Days в Хайдерабаде, в Индии.
Этот текст — не свод обязательных правил, это изложение моего личного опыта. То, что сработало у меня, может сработать и у вас, то, что не сработало — тоже может. Я не даю универсальных советов, я расскажу, как я сам делаю так, чтобы аудитории было интересно.
Я выступал в основном перед сисадминами, разработчиками, техническими специалистами и студентами технических вузов, а также на научных конференциях. Стало быть, для похожих ситуаций мой опыт применим. Если вы едете с докладом на конференцию юристов или продавцов косметики — применяйте мои советы с осторожностью.
Подготовка
Второе правило: знай интересы своих слушателей до того, как готовить доклад.
Доклад должен быть хорошо подготовлен. Идеально, если вы рассказываете людям о том, что хорошо знаете. А если вы вчера купили текст дипломной работы, а завтра вам ее надо доложить перед залом злых преподов? А надо ехать к клиенту рассказывать, как использовать админку нового сайта, а вы эту CMS видите второй раз в жизни?
Единственный выход, если тему в целом вы знаете слабо — изучить интересы слушателей и рассказывать о том, что им в этой теме важнее. Например, если вы боитесь рассказывать о новой версии Solaris, потому что не знаете, что в ней есть нового, а выступать надо перед сисадминами, можно сосредоточиться на том, что важно именно им — например, на средствах администрирования, или том, куда в новой версии перенесены настройки, по сравнению со старой версией.
Третье правило: готовь хорошие слайды
Делать доклад со слайдами необязательно, однако большинство слушателей сейчас ждут, что докладчик будет стоять рядом с проектором, и можно будет смотреть не только на его выскоий лоб и хороший костюм, но и на иллюстрации к докладу. Для слушателей докладчицы в мини-юбке слайды играют еще и отвлекающую роль: нечего все время защиты диплома пялиться на чужие коленки.
Исключение — слайды с кодом на конференциях разработчиков: иногда код просто необходимо показать, и в коде надо цветом выделить главное. Однако код все равно должен читаться издалека: удаляйте любой код, не имеющий прямого отношения к делу, и пишите оставшийся 30-м кеглем.
Время доклада
Обычно докладчик не волен выбирать, как долго ему говорить. Защита диплома — 15-20 минут, диссертация — 20-30, а самый удобный формат на конференциях — 20 минут. Хороший докладчик всегда укладывается в отведенное время: этим он покажет, что уважает и организаторов, и слушателей, и других докладчиков.
Для ориентировки: один полный лист А4, напечатанный 12-м кеглем — примерно 5-7 минут доклада (если вы говорите без пауз). Один слайд — не меньше минуты (если у вас есть слайд, который вы показываете пять секунд, уберите его, все равно его никто целиком не изучит).
Репетиция доклада
Неопытный докладчик должен отрепетировать свой доклад дома (в гараже, в ванной, в самолете) минимум два раза, и второй раз должен быть уже идеальным. Опытному достаточно одной репетиции, или по крайней мере прощелкивания слайдов с начала до конца с мысленными отметками: «ага, здесь я расскажу о том, какие бывают типы данных», «здесь я расскажу, зачем нужны указатели» и пр.
Проверка оборудования перед докладом
На любой приличной конференции докладчиков просят заранее (в день доклада или даже в предыдущий день) проверить, что их флэшка, ноутбук и прочее нужное им оборудование совместимо с тем оборудованием, которое предоставляют организаторы конференции. В случае защиты диплома это будет банальной проверкой того, что кафедральный проектор нормально подключается к вашему ноутбуку и показывает картинку в том разрешении, которое вам нужно.
Обязательно проверьте, что все программы, которые вы будете использовать во время доклада (xterm, exceed, Adobe Reader, OpenOffice Impress и т.п.) показывают то, что вам надо, в нужном разрешении и без сдвигов на экране. Даже опытные докладчики попадают впросак, когда самая интересная часть окна оказывается за пределами экрана.
Убедитесь, что компьютер, на котором вы собираетесь показывать слайды, читает то, на чем они у вас записаны.
Эти правила кажутся очевидными, но десятки людей (и я сам) регулярно чувствовали себя неудобно перед слушателями из-за таких мелочей.
Начало доклада
Четвертое правило: вовлекай слушателей в общение.
Что делать, если интересы людей в зале неизвестны? Первое: постарайтесь выяснить, кто должен прийти, у тех, кто организует ваше выступление или конференцию в целом. Второе: в начале доклада спросите пришедших, что им интересно.
Спрашивать присутствующих на защите диплома, что им интересно из вашей работы — нагловато. Там принято рассказывать то, что посоветовал руководитель. Однако на встрече коллег или перед клиентами это вполне естественно: например, на курсах по UNIX, которые я веду с 1993 года, перед началом курса я всегда спрашиваю каждого слушателя, что лично он (или она, что — увы — бывает реже) ожидает от курса, и как собирается применять полученные знания.
Что бы ни ответили слушатели, незачем менять курс или доклад кардинально, но учесть интересы и рассказать об одной теме больше, чем о другой, если этого просят — хороший тон. Это — необязательно, и делать так надо, только если вы знаете об обсуждаемой теме заведомо больше, чем собираетесь рассказать. В противном случае — держитесь выбранной линии в докладе и избегайте незапланированных отступлений.
В крайнем случае, возьмите у слушателя e-mail и пообещайте ответить, как только узнаете ответ на вопрос. Знать все докладчик не обязан, а проявить доброжелательность и желание помочь — полезно.
Поза докладчика
Собственно доклад
Пятое правило: говори коротко, приводи конкретные примеры из жизни
Доклад должен быть максимально коротким: избегайте «воды» в том, что рассказываете.
Людям нравятся конкретные примеры: когда я рассказываю о том, что UNIX way — это много программ, каждая из которых делает только одно дело, и при этом хорошо, я тут же объясняю, почему это удобно: например, программа grep одинаково хороша для анализа log-файлов и для поиска файла с нужным куском кода в каталоге src/.
В докладе должно быть место для легкой импровизации или шутки. Если вы знаете, что за аудитория будет вас слушать — постарайтесь заготовить близкие им примеры. Например, выступая перед работниками офиса продаж стройматериалов, можно смело шутить на тему вчерашнего похмелья. Для священнослужителей и студенток филфака, наверное, подойдут другие шутки.
Шестое правило: будь эмоционален
Люди, которые вас слушают, не должны засыпать. Нельзя говорить монотонно и уныло, говорить надо с выражением, как стихи в школе читать. Рассказываете про то, как настроить MS Exchange Server? Вам кажется, что это феерически круто — нажатием трех кнопок «Дальше» настроить корпоративную почтовую систему (здесь должен стоять тег )? Расскажите всем, как это прекрасно! Улыбнитесь, возденьте руки к небу, возвысьте голос, спросите слушателей: «правда, это же так здорово?!»
Эмоциональность — это не истерика, эмоции должны быть приправой к содержанию доклада. Определенно, в докладе должно быть что-то, что вам нравится: рассказывать о предмете, который вам противен, надо только тем, у кого вы хотите вызвать неприязнь к предмету (или к вам, если вы ненавидите котиков, младенцев, юных девушек или что-нибудь еще всеми любимое).
Разбавляйте доклад шутками: одна шутка на пять-десять минут доклада — хорошая пропорция. Шутки можно заготовить заранее, а можно придумать на ходу, если вы помните bash.org наизусть и можете вспомнить что-нибудь к месту. Если доклад пошел не совсем так, как вы планировали, и заготовленная шутка уже не к месту, оставьте ее на следующий раз: неуместный юмор выглядит вымученно и усиливает жалость к докладчику.
Вопросы в ходе доклада
Седьмое правило: докладчик — хозяин своего времени
Заранее решите, можно ли вас прерывать вопросами по ходу доклада. Если вы не имеете заведомо высокого авторитета у аудитории, если боитесь сбиться с мысли, если вам некомфортно уходить в сторону от темы доклада — в начале доклада попросите все вопросы записывать и задавать в конце. Объяснять это можно по-разному: от «я безумный контрол фрик и за себя не ручаюсь» до «сегодня я хочу рассказать вам много интересного, и если мы будем часто прерываться, то можем не успеть».
Чтобы не выйти за пределы регламента, обязательно попросите кого-нибудь из организаторов следить за временем и подать вам сигнал за десять и за пять минут до конца. На многих конференциях для этой цели перед докладчиком спиной к залу ставят таймер, который показывает, сколько осталось времени до конца доклада. На худой конец сойдет смартфон или часы, положенные перед собой, но так, чтобы их было заметно оттуда, где вы прохаживаетесь во время доклада.
Можно и проще: если иногда вы смотрите на часы, чтобы проверить, не заговорились ли, никто не обидится, хотя могут подумать, что вы опаздываете на поезд.
Хороший тон — оставить в конце доклада минут пять для вопросов; если вы рассказывали что-то интересное аудитории, и дело происходит не в Китае, вам обязательно зададут вопросы. В Китае и некоторых других странах Азии публично задавать вопросы не принято, и вы можете сообщить залу, что после доклада вы будете пить чай в кафе за углом, и если кто-то хочет уточнить что-нибудь, вы будете рады это сделать за чашкой чая.
Восьмое правило: сохраняй самообладание и чувство юмора
Кому нравится, когда над ним все смеются? Поэтому, попадая в смешную ситуацию во время публичного выступления, отнеситесь к ней отстраненно, с юмором, посмейтесь сами. Оступились и сломали стул на сцене? Не беда, вспомните «черт побери» из «Бриллиантовой руки» или какой-нибудь близкий аудитории и вам анекдот в тему.
Главное — во всем соблюдать меру. Если вы вышли в испачканном костюме и пришлось отряхиваться на сцене, не надо весь доклад нервно снимать пылинки с пиджака; если посадили пятно на галстук перед выступлением и его некогда оттирать — ведите себя так, как будто пятна нет. Иронизировать над собой весь доклад по этому поводу категорически незачем — в конце концов, если доклад интересный, все смотрят вам в рот или в глаза, а не на галстук.
Завершение доклада
Конец — всему делу венец. В конце доклада приятно услышать жизнерадостный вывод («поэтому моя дипломная работа — это первый шаг к докторской диссертации», «как видите, проект и в самом деле может принести нашей компании доход в 493 000 рублей в год») или логичное завершение («согласитесь, всякий разработчик будет рад использовать такой мощный инструмент, как dtrace»).
Хороший тон — привести на предпоследнем слайде источники вашего вдохновения (список литературы) и/или те книги и сайты, которые вы советуете слушателям почитать, а на последнем — способ связаться с вами (вдруг кому-то через год понадобится уточнить, как называлась та книга, которую вы вскользь упомянули на третьем с конца слайде). Оставлять свой мобильный телефон не надо — достаточно e-mail.
Важная деталь
Доклад нельзя читать по бумажке. Если вы хотите произвести впечатление энергичного и успешного докладчика — читайте доклад по памяти. Заглянуть в шпаргалку два-три раза за полчаса — не грех, читать весь доклад по бумажке — беда! Шпаргалка должна выглядеть достойно (пачка из двух листов А4 в руке, я считаю, выглядит нейтрально, а зажатый в кулачок обрывок бумажки — подозрительно).
А теперь, терпеливый читатель, ты можешь проголосовать за статью — и тем самым намекнуть автору, надо ли ему готовить следующие статьи — про то, как выкручиваться из сложных ситуаций во время докладов, про то, как делать слайды, и про то, как правильно составлять резюме и cover letter, если хочется работать в западной компании.
UPD: спасибо golodnyj за замечание по размеру шрифта на слайдах: корректный минимальный размер, который нормально виден в зале — не 14, как я вначале написал, а 30. В моих презентациях бывало до 24, но в таких случаях я сам себя не любил за это. Лучше придерживаться 30-го кегля.
Успешное публичное выступление: советы профессионала
Подготовка выступления от А до Я. Какие детали следует учитывать, чтобы удерживать внимание аудитории?
Этап первый — подготовка
На подготовительном этапе важнее всего знать две вещи: тему будущего выступления и степень погруженности вашей аудитории в эту тему. Если вы выступаете перед новичками, будьте готовы «разжевывать» материал. Если перед вами сидят профессионалы, то говорить об азах не стоит, приготовьтесь дать публике контент более высокого уровня. Помните, внимание человека привлекают только новые для него вещи.
Следующий важный момент — отношение аудитории к теме. Идеальный вариант — положительный настрой слушателей, совсем другое дело — ярко выраженное негативное мнение, что потребует от оратора более тщательного налаживания контакта, работы с возражениями и подбора качественной аргументации.
В учебниках по ораторскому мастерству часто советуют узнавать гендерный и возрастной состав аудитории. Так, молодая аудитория (в возрасте 15-22 лет) более живая и динамичная, но она требует при этом постоянного интерактива и «фишек». Чтобы презентация имела успех, вам потребуется драйв и знание ценностей и интересов аудитории.
Спикер всегда похож на рыбака с удочкой, аудитория — его рыба. Если идти на рыбалку с «голым крючком», улов будет скромным. Под «голым крючком» я понимаю только рациональные факты, доводы, воздействие на логическую составляющую аудитории. «Наживка» — эмоциональные истории, метафоры, примеры, это цепляет аудиторию и фиксирует ее внимание. Идеальный вариант, когда в выступлении есть и «крючок» и «наживка». Одной только наживки, истории или метафоры будет недостаточно для аудитории, слушатели захотят серьезной доказательной базы.
За несколько минут до выступления стоит немного размяться физически, чтобы снять нервное напряжение, потренировать голос и, конечно, вспомнить цель предстоящей презентации. Отсутствие четкой цели — одна из самых распространенных ошибок спикеров, которые зачастую просто набрасывают в слайды информационные блоки, превращая презентацию в поток мыслей без четкой задачи и проблематизации.
Этап второй — презентация
Выступление — контент
В убеждающей речи должно быть вступление, где вы представляетесь, называете свои основные достижения, озвучиваете тему вашего спича и даете краткое резюме предстоящего выступления. Уместно, но не обязательно обозначить регламент презентации. Если вы выступаете в кругу коллег, знакомых с вами и вашими заслугами, эту часть можно опустить. Но вот чего точно делать нельзя, так это не озвучить в самом начале тему выступления. Об этом часто забывают неопытные спикеры.
Также аудиторию нужно сразу замотивировать на прослушивание вашей речи. Как? Например, через проблематизацию. Этот прием часто используется в рекламе: сначала обозначается проблема (море грязной посуды, головная боль, слабый иммунитет и т д.), а лишь затем предлагается ее решение. В презентации схожие законы жанра. Задача проблематизации — создать в аудитории психологическое напряжение, подготовить ее к восприятию предлагаемого вами решения.
В основной части выступления вы, как правило, предлагаете свои решения. Здесь до 70-80% контента должна составлять аргументация. Но не только рациональные цифры и логика. Используйте все доступные способы воздействия на слушателей: статистику, факты, эмоции, метафоры. Постарайтесь отойти от сухого набора фактов и статистики, приводите больше живых примеров из практики.
В заключительной части важно подвести итоги, повторить основные тезисы выступления, потому что лучше всего аудитория запоминает начало и конец. Приемлемый вариант — закончить презентацию призывом к действию или пожеланием. Типичная ошибка заключения — обрывистый финал, фразы из серии: «Спасибо, я закончил» или «Благодарю за внимание». Эти фразы нужно убрать, приучите себя к обязательному подведению итогов.
Выступление — форма
Важно чувствовать аудиторию на протяжении всего выступления. Как только заметили, что слушатели начинают «провисать», вовлекайте их в дискуссию, задавайте вопросы, заставляйте думать. Когда говорящий «тянет все одеяло на себя» и не интересуется мнением слушателей, обратной реакции на презентацию бывает мало, выступление превращается в монолог. Помните: люди больше ценят информацию, до которой дошли сами с помощью спикера. Если полезный контент будет подан в ходе обсуждения, у слушателей сложится впечатление, что они самостоятельно разгадали все секреты.
У презентующего обязательно должен быть визуальный контакт с аудиторией: нужно следить, что происходит в зале в каждый момент вашей презентации. Если кто-то отвлекся, переключил свое внимание на мобильный телефон, задержитесь на нем взглядом, дайте ему возможность включиться. Аудитории всегда приятно, когда на них смотрит спикер, в этот момент слушателю кажется, что оратор обращается только к нему, только ему единственному во всем зале рассказывает материал. От этого слушатель еще больше вовлекается в процесс. Конечно, если вы собрали зал на 500 мест, посмотреть в глаза каждому вряд ли получится, тогда можно разделить зал на секторы и хаотично смотреть на них.
Типичная визуальная ошибка — спикеры смотрят в центр зала, совершенно забывая про края. Почему так происходит? Во-первых, из-за волнения и страха увидеть реакцию аудитории. Во-вторых, некоторым ораторам удобно говорить и «искать идеи» не в глазах слушателей, а в так называемом внутреннем «виртуальном экране» (потолок, пол, различные углы зала, места, откуда черпаются мысли). Нужно выработать в себе привычку — смотреть в глаза зрителям, видеть их реакцию и, глядя в глаза, создавать идеи и озвучивать свои мысли. Смотреть, думать и говорить одновременно.
Давайте представим, что вы слушаете презентацию Стива Джобса. На что бы вы обратили внимание, кроме контента? На форму: на то, насколько уверено двигается спикер, насколько свободно его тело. Неуверенность в собственных силах, страх, зажатость отчетливо проявляются в поведении выступающего, и аудитория сразу это видит.
На что еще реагирует аудитория? На энергетику, которая есть у всех хороших спикеров. Человека с мощным внутренним зарядом всегда дослушивают до конца, он умеет вывести слушателей из состояния равновесия. Энергетика заразна, она передается от спикера к аудитории. К сожалению, энергетика — это беда современных российских спикеров. Большинство из них уделяют мало времени тренировкам, в результате чего выступают вяло. Неподготовленному спикеру в 80% случаев свойственно говорить спокойно, но для презентации такой уровень энергетики недопустим. А ведь внутренний заряд помогает быть убедительным и вдохновляющим. Даже если вы по природе спокойный человек, есть упражнения, позволяющие раскрыть темперамент. Константин Райкин говорил: «Хороший актер всегда должен уметь зажечься ролью». Про спикеров можно сказать то же самое. Стив Джобс всегда был неравнодушен к тому, что говорил, он горел идеей и умел зажечь ею слушателей.
О чем важно помнить во время выступления? О голосе. Он у вас слабый или сильный? Высокий или низкий? Громкий или тихий? Чем ниже голос, тем больше в нем слышится статуса, чем выше голос, тем моложе кажется спикер. Часто у слушателей складывается впечатление, что человек с высоким голосом не очень компетентен, его даже можно принять за начинающего сотрудника. От волнения голос повышается, что особенно заметно в начале выступления, а ведь любому спикеру крайне важно уже первыми словами привлечь внимание аудитории. Поэтому нужно научиться контролировать свой голос.
Обращайте внимание и на скорость вашей речи. Если говорить слишком быстро, аудитории будет трудно разобрать смысл сказанного, уследить за потоком мыслей спикера. В начале выступления темп речи, как правило, увеличивается — от страха и внутреннего желания отговорить свой текст и исчезнуть со сцены. Но в процессе, когда оратор настраивается на аудиторию, начинает видеть глаза конкретных людей, общаться с залом, темп его речи выравнивается.
Еще одна важная составляющая формы — умение выделять голосом важные смысловые куски и делать на них акценты. Частые ошибки, связанные с этим умением: либо отсутствие акцентов в принципе, либо их чрезмерное количество (некоторые спикеры выделяют все слова в предложении). Кроме акцентов в речи выступающего важны паузы. Паузы — прекрасная возможность для зрителей, с одной стороны, понять материал, потому что вы даете им время на его усвоение, а с другой — представить картинку, образы, о которых вы рассказываете. Мне сразу вспоминаются слова Станиславского: «Оратор говорит не уху, а глазу». Пауз обычно очень боятся: выступающим кажется, будто в любой паузе аудитория подумает, что вы забыли текст. Поэтому паузы начинают заменять словами и звуками-паразитами. Это очень раздражает слушателей.
Частая ошибка многих неподготовленных спикеров — использование сложных длинных предложений с обилием профессиональной лексики и англиканизмов. Как правило, таким образом спикер пытается прикрыть недостаток знаний в той или иной области. Ему кажется, что это умные слова помогут ему звучать компетентно, но по факту это только запутывает аудиторию. Психолог Миллер подсчитал, что в устном предложении должно быть примерно семь слов, а 20-30 слов на слух воспринять практически невозможно. Если в письменной речи мы можем сделать предложение длиною в абзац, то в устной речи это недопустимо: когда человек дослушивает такое предложение до конца, он забывает, что было в начале. Стив Джобс говорил короткими предложениями, а Билл Гейтс — длинными. Часто для первых лиц компании речи пишут помощники, которые руководствуются законами письменного текста, вставляя в презентацию длинные предложения со сложными оборотами. Поэтому аудитории трудно в итоге воспринять информацию. Всегда лучше самим готовить себе речь. И не нужно сочинять готовый текст, набросайте тезисы с основными аргументами, фактами и примерами. В качестве подготовки хорошо бы несколько раз устно проговорить текст, поправить ошибки, а не учить наизусть.
Сегодня ни одна презентация не обходится без сопутствующего визуального материала. Зачем вообще нужны слайды при выступлении? Во-первых, они убеждают, во-вторых — информируют, в-третьих — удивляют, поэтому слайды должны привлекать внимание. Чтобы удивить, можно поместить на слайды картинки, это цепляет внимание, дает четкий, емкий, хорошо запоминающийся образ. Информацию хорошо бы выстроить по ассоциации с картинкой.
Естественно, в подготовке слайдов не обходится без ошибок. Самая распространенная из них — перегрузка слайда информацией. Существует даже термин «слайдомент» (слайд + документ), в основе которого лежит копипаст текста из документа. Если на слайде 100 слов — это уже слайдомент.
Вторая грубая ошибка — попытка читать написанную на слайде информацию, в результате чего аудитория большую часть времени общается с затылком спикера. Мой совет: размещайте на слайде меньше слов — 3-4 небольших предложения будет вполне достаточно. Хорошо бы добавить эффект последовательного появления текста на слайде, чтобы аудитория не переключала внимание с вашего рассказа на чтение текста на экране.Если аудитории сразу предоставить всю информацию целиком, она перестает нуждаться в спикере и начинает заниматься расшифровкой тезисов.
Слайды не должны затмевать спикера. Высший пилотаж — рассказать свою презентацию вообще без слайдов. Но если вы все-таки решили добавить визуальный материал, сделайте это грамотно. Отрепетируйте выступление со слайдами, запомните их порядок, вовремя их перелистывайте, не зачитывайте информацию со слайда, а пересказывайте основную идею своими словами. Главное правило: одна идея — один слайд.
Во внешнем облике желательно соблюдать комплиментарность теме и аудитории. Если это бизнес-конференция, то отдать предпочтение лучше деловому стилю. Если аудитория консервативна, оденьте строгие брюки или юбку, а если слушатели более либеральны, пиджак можно сочетать с джинсами. В молодежной аудитории стиль стоит выбрать демократичный: джинсы, водолазки, легкие элементы молодежной моды. Есть спикеры, которые не предают значения одежде и могут выступать в растянутом свитере, поношенных джинсах и кроссовках. Но я считаю, что одеться лучше комфортно, но аккуратно. Цвета подбирайте по вдохновению. И не вздумайте надеть на выступление новые ботинки — будете отвлекаться на чувство дискомфорта.
Анна Каракаева, бизнес-тренер, специалист по публичным выступлениям, сценической речи, голосу, актерскому мастерству