Превышен текущий остаток денежных обязательств ошибка в 1с что это значит
Контроль расходов по обязательствам в 1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8 редакции 2.0
Программа «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8, редакция 2.0» призвана, в первую очередь, облегчить работу бухгалтера. Для этого существует множество различных настроек, использование которых позволит соблюдать правила учета, осуществлять контроль, автоматизировать выполнение необходимых операций и многое другое. В этой статье хочу рассказать про удобную настройку, которая позволит контролировать суммы бюджетных и денежных обязательств в части санкционирования расходов.
Эта настройка находится в разделе меню «Администрирование». Далее необходимо перейти по гиперссылке «Настройка параметров учета»:
После перехода в открывшейся форме нужно выбрать вкладку «Учет и отчетность» (находится слева рабочей области окна). Затем необходимо установить флажок в строке «Контролировать расходы» в разделе «Контроль расходов по обязательствам».
Контроль расходов можно настроить, для этого нужно перейти по гиперссылке «Настроить параметры контроля». После перехода открывается окно справочника «Настройка контроля обязательств», в котором уже имеется предопределенный элемент «Настройка контроля»:
В типовом варианте элемент справочника имеет следующий вид:
Элемент справочника состоит из трех частей.
Первая часть дает возможность контроля сумм денежных документов (означает, что при создании платежных документов программа будет контролировать, не больше ли сумма, которую планируется оплатить, чем принятое бюджетное и денежное обязательства).
Соответственно, вторая часть справочника позволяет контролировать суммы денежного обязательства (означает, что программа при принятии денежных обязательств будет контролировать сумму на предмет превышения над суммой принятого бюджетного обязательства).
Данные настройки установлены по умолчанию. Также имеется возможность установить дополнительные флажки: контролировать суммы денежных и бюджетных обязательств, а также расчетно-платежных документов над суммами доведенных лимитов бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований, предельных объемов финансирования для казенных учреждений и статей плана финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных и автономных учреждений.
В нашем примере установим все имеющиеся флажки:
После установки необходимых флажков в настройке контроля обязательств необходимо установить реакцию программы на превышение над суммой в установленном контроле. Для этого в форме установить переключатель в один из двух имеющихся вариантов:
В нашем примере выберем вариант «Предупредить и не записывать».
Для того, чтобы проверить работу этой настройки, доведем до учреждения предельные объемы финансирования с помощью документа «Бюджетные данные»:
После доведения ПОФ, создадим договор на оказание услуг, на основании которого попытаемся принять бюджетное обязательство на сумму, превышающую 50 тысяч:
Убедимся, что программа действительно осуществляет контроль сумм и реагирует на превышение именно выбранным вариантом (выдает сообщение и не удается провести документ). Настройка контроля работает.
Автор статьи: Светлана Батомункуева
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Отражение принятых денежных обязательств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8». В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.
Учет принятых денежных обязательств
В программе «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» учет по денежным обязательствам ведется на нескольких счетах:
В соответствии с Инструкцией по использованию ЕПСБУ по данным счетам ведение аналитического учета осуществляется:
Отражения операций по счетам осуществляется в журнале №9. То есть в проводках по счету будет установлен номер журнала 9, а операции будут отражаться в Журнале по санкционированию № 9.
Регистрация денежных обязательств
В программном решении «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» суммы денежных обязательств, принятых учреждением на текущий год, отражаются в документе «Принятое денежное обязательство». Его можно ввести самостоятельно или на основе документов, например, таких как «Покупка материалов», «Покупка ОС, НМА», «Отражение зарплаты в учете, «Таможенная декларация по импорту» и др.
Если в программе зарегистрированы факты поступления услуг, работ или товаров, то ввести документ «Принятое денежное обязательство» можно на основании документов этих поступлений.
Бухгалтерские записи по принятым денежным обязательствам можно формировать также при проведении перечисленных выше документов, которые используются для регистрации поступлений работ, услуг, товаров.
Обращаем Ваше внимание, что если по соответствующему обязательству, то есть по определенному элементу справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств», уже выполнена регистрация денежного обязательства на сумму аванса, то в сформированном автоматически документе «Принятое денежное обязательство» нужно уменьшить сумму до суммы денежного обязательства, зарегистрированного по авансу.
Регистрирование ДО (ден. обязательства) на сумму аванса в соответствии с условиями договора, в том числе в других случаях, ввод документа «Принятое денежное обязательство» выполняется самостоятельно.
Новый документ «Принятое денежное обязательство» вводится с указанием «Даты документа», которая устанавливается по рабочей дате программы, которую при необходимости можно изменить. Номер присваивается документу автоматически при его записи.
В реквизите «Учреждение» нужно вписать наименование организации, принявшей обязательство.
Если ведение учета выполняет по видам «Источников финансового обеспечения» (балансов), для проводок нужно установить вид «Источник финансового обеспечения» (ИФО).
Отслеживать цепочку выполнения сметы, или, другими словами, плана ФХД, от доведенных плановых, сметных назначений до кассовой выплаты можно благодаря тому, что в программе «1С:Бухгалтерия госучреждения 8» по счетам 502.12 и 502.11 ведется аналитический учет по лицевым счетам (по видам Разделов лицевых счетов типа Справочник). Поэтому нужно указывать в документе по принятому платежному обязательству также «Лицевой счет» и «Раздел лицевого счет», на которых будет отражаться кассовое выбытие по исполнению ДО.
В таблице следует указать следующие данные:
Если в организации аналитика ведется также по мероприятиям, целям, дополнительной классификации, то в реквизиты также нужно включить «Код мероприятия», «Код цели», «Дополнительная классификация». Настроить видимость необходимых реквизитов можно в «Настройках списка» из контекстного меню.
В реквизите «Сумма на текущий год» прописывается сумма, соответствующая указанному виду расходов принятого ДО на текущий финансовый год.
Информационная строка «Итого» используется для подсчета итогового значения таблицы. Его рекомендуется сравнить с суммой документа-основания или аванса для принятия денежного обязательства. Если документ заполнен правильно, его нужно записать (жмем на кнопку «Записать») и затем провести (для этого используем кнопки «Привести» или «ОК»).
После проведения документа будут сформированы бухгалтерские записи по принятию ДО в уменьшение взятого обязательства текущего года: по дебету 0.502.11.000 и кредиту 0.502.12.000
Изменение объема денежных обязательств
В соответствии с пунктом 311 Инструкции по применению ЕПСБУ, суммы, отражающие изменения объема денежных обязательств организации, которые были приняты в текущем финансовом году, должны отражаться в аналитическом учете по дебету счета 050201000 «Принятые обязательства» и кредиту счета 050202000 «Принятые денежные обязательства». Сумма уменьшения принятых обязательств при этом отражается методом «красное сторно».
Чтобы отразить в программе изменения по объему денежных обязательств, вводится новый документ «Принятое денежное обязательство». Более быстро его можно создать копированием (просто копируем документ «Принятое денежное обязательство», сумму которого нам нужно изменить»)
Чтобы увеличить сумму принятого ДО в новом созданном документе, нужно указать сумму увеличения. Соответственно для уменьшения суммы обязательства вводим сумму уменьшения со знаком минус.
Перерегистрация денежного обязательства
В соответствии с пунктом 310 Инструкции по применению ЕПСБУ, операции по санкционированию обязательств бюджетного или автономного учреждения (в дальнейшем в статье именуются как «обязательства учреждения»), а также обязательств участника бюджетного процесса, которые были приняты в текущем финансовом году, должны формироваться с учетом неисполненных и принятых организацией денежных обязательств.
Если принятое денежное обязательство было не исполнено в текущем году, выполняется перерегистрация неисполненной части обязательства, а затем в новом году выполняется перерегистрация денежного обязательство в объеме, которое запланировано к исполнению.
Для это в программе можно просто скопировать соответствующее «Принятое денежное обязательство» и скорректировать при необходимости его сумму.
Формирование регистров учета принятых денежных обязательств
Журнал по санкционированию
В соответствии с пунктом 314 Инструкции по применению ЕПСБУ, для учета операций с принятыми денежными обязательствами, используется Журнал по операциям санкционирования, заполняемый на основании первичных (учетных) документов, которые установлены финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением). При этом должна отражаться корреспонденция по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренным для данного вида учреждений Инструкцией по использованию Плана счетов.
Отражение операций по счету 502.12 в программе «1С: Бухгалтерия госучреждения 8» осуществляется в «Журнале операций», который в свою очередь позволяет формировать «Журнал по санкционированию по форме 0504071».
Порядок заполнения Формы 0504071 установлен приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. В соответствии с Методическими указаниями по формированию «Журналов операций» (пунктом 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) данная форма создается на основании единой формы документа, куда записываются номер и наименование создаваемого документа.
Отметим, что в «Методических указаниях» для формирования «Журналов операций» не содержится конкретных указаний для формирования «Журнала по санкционированию».
В связи с тем, что по счету 502.12 введение учета осуществляется по разделам лицевых счетов, отчет можно также получать отдельно по каждому лицевому счету, если в качестве разделителя операций установить субконто «Разделы лицевых счетов».
Вывод раздела лицевого счета можно настроить также для журнала № 9, если в качестве показателя субконто также установить «Разделы лицевых счетов».
«Журнал операций № 9 по санкционированию» может быть сформирован отдельно по счету 502.12. Чтобы это сделать, счет нужно включить в отбор
Настроенный вариант отчета можно сохранить, используя кнопку «Сохранить настройки отчета» для удобства в дальнейшей работе. В последующем, сохраненную настройку моно применить, используя кнопку «Загрузить настройки отчета».
Журнал учета принятых обязательств
Аналитический учет по принятым учреждением денежным обязательствам выполняется в «Журнале учета принятых обязательств» по видам расходов (выплатам), предусмотренным планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, в соответствии с пунктом 320 Инструкции по применению ЕПСБУ.
Форма журнала 0504064 и привила ее заполнения регламентированы приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Согласно ему, данная форма называется «Журнал регистрации обязательств».
В соответствии с Методическими указаниями по формированию регистров учета (пунктом 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н), «Журнал регистрации обязательств» используется для ведения учета по денежным обязательствам учреждения, принятым в текущем финансовом году.
В данной форме 0504064 обязательно указывается основание принятия денежного обязательства с вводом наименования, номера и даты документа, номера счета бухгалтерского учета, суммы, указанной в рублях, или в иностранной валюте, даты постановки обязательства на учет и даты его снятия с бухучета.
Суммой принятого денежного обязательства является сумма проведенных документов «Принятых денежных обязательств», которые зарегистрированы в программе «1С:Бухгалтерия госучреждения 8» в период формирования данного отчета.
Датой постановки на учет денежного обязательства является дата документа по принятому денежному обязательству.
В случае, когда по основанию для принятия денежного обязательства зарегистрировано больше одного документа ДО, например, на сумму окончательного расчета за выполненные или оказанные услуги, и на сумму аванса, то будет отражаться дата того документа, которое было первым по времени.
Датой снятия ДО с бухучета является дата кассового выбытия, то есть день, когда был проведен соответствующий документ (документы): «Заявка на кассовый расход», «Кассовое выбытие» или «Платежное поручение»
По счету 502.12 также можно создавать любые стандартные отчеты.
Данные по счету 50202 могут отражаться в программе при автоматическом заполнении регламентированных отчетов: «Ф. 0503128, Отчет о принятых бюджетных обязательствах», «Ф. 0503738, Отчет об обязательствах, принятых учреждением» и «Ф. 0503138 Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности».
Ошибки 1С 8.3 и их исправление
Любая программа, установленная на компьютер, может время от времени работать неправильно. Периодические сбои, которые приводят к невозможности использования ПО, называются ошибки. Чтобы суметь диагностировать и устранять ошибки в 1С, пользователь должен хотя бы немного разбираться в особенностях работы программ. Наличие минимальных знаний позволяет решать проблемы самостоятельно.
Прежде чем рассматривать основные разновидности ошибок, стоит заметить, что они отличаются между собой по происхождению. Приложение может привести к физическому или логическому сбою. В результате 1С просто не запускается или начинает работать в режиме «Конфигуратор». Пользовательский режим бывает недоступен или, при использовании определенных команд, будет появляться сбой.
Чтобы научиться быстро исправлять ошибки в 1С необходимо изначально их проанализировать. Часто во всплывающем окне написана суть некорректного поведения, что помогает решить проблему.
Причины появления ошибки в 1С
Разберем основные моменты, связанные с частым появлением сбоев при работе с базой данных. Они возникают в разных ситуациях, и определить их истинную причину не всегда возможно.
Одна из самых частых причин нарушение работы связанна с компьютером, на который установлена база данных 1С. Рабочая область может автоматически закрываться из-за нехватки оперативной памяти на сервере. Все возникающие неисправности должны быстро устраняться. В противном случае есть вероятность потери данных.
Часто возникающие ошибки 1С
Все имеющиеся сбои выводят на экран разные уведомления. Одинакового текста не бывает. Чтобы проще ориентироваться, разделим существующие ошибки 1С на следующие пункты:
Для того, чтобы научиться исправлять возникающие ошибки, рассмотрим каждый пункт по отдельности.
Недостаточно памяти
Подобный сбой проявляется только в том случае, если на выполнение операций с программой выделено мало оперативной памяти. Приложение не может обрабатывать большие объемы информации, поэтому выдает «Недостаточно памяти 1С». Это случается при формировании отчета, обработки «тяжелого» файла, обновлении конфигурации и т.д. Причина – мощности компьютера недостаточно.
Пользователь может самостоятельно решить проблему с памятью. По умолчанию операционная система выделят фиксированное значение гигабайт на обслуживание приложения: 32 bit ОС – 2 Гб, 64 bit – 4 Гб.
Увеличить размер выделенной памяти можно вручную. Для этого запускается адресная строка (Пуск – Выполнить, вводиться фраза cmd). После нажатия «Ентер» достаточно ввести фразу bcdedit /set increaseuserva 4096 и подтвердить действие (клавиша «Enter»). Цифра 4096 – новый выделяемый объем «оперативки». Выполняется перезагрузка системы. Проблема должна быть устранена.
Ошибка доступа
Она возникает, если учетная запись не имеет достаточно прав. Проявляется при выполнении определенного действия, которое доступно только ограниченному кругу пользователей. Для исправления ситуации достаточно изменить роль выбранного профиля в конфигураторе (вкладка «Администрирование – Пользователи»). В некоторых случаях это увеличивает безопасность базы данных, если необходимо защитить файлы от изменения сторонними людьми.
Ошибка формата потока
Когда пользователь только запускает программу, на экране может появиться окно сбоя. Оно предлагает завершить работу или перезапустить. Причиной выступает некорректное завершение работы приложения.
Устранение подобной ошибки 1С выполняется простой чисткой кэша. Для этого необходимо перейти в папку, где хранятся временные файлы. В Windows 7 и выше она находится по адресу C:\Users\Username\AppData\Local\1C или C:\Users\Username\AppData\Roaming\1C. Для Windows ХР другой путь – Local Settings\Application Data\1C\. Все файлы, начинающиеся на 1cv8, кроме «1Cv8.1CD» полностью удаляются.
Если «Ошибка формата потока» возникает в процессе работы, то нужно провести тестирование (Администрирование – Тестирование и исправление), выбрать первые 2 галочки и запустить процесс.
Ошибка СУБД: Файл базы данных поврежден
Если всплывает информационное окно с подобной надписью, неисправность базы данных решается тестированием файла и всей информационной базы. Такое мероприятие может проводиться 2 способами:
Неправильное отображение блоков формы
Такая неисправность возникает от разных факторов. Чтобы привести программу к нормальной работоспособности, пользователю необходимо последовательно выполнить несколько команд. После проведения каждой проверяется устранение сбоя:
Если приведенные методы не помогают, рационально будет провести обновление платформы.
Внутренняя ошибка компоненты dbeng
Подобное сообщение говорит о повреждении структуры базы данных. Приведенный в названии документ хранится в папке с программной. Решение сбоя находится простой переустановкой платформы. Если такой метод не помог, можно воспользоваться тестированием и исправлением базы данных.
Dump при запуске
Возвращение 1С в рабочее состояние проводится простым обновлением MS Visual Studio (Visual C++) и дополнительными манипуляциями. Чтобы отследить конкретный файл, в котором возникает ошибка, открывается «Просмотр событий». Для этого пользователь переходит в «Панель управления – Система и безопасность – Администрирование». С левой стороны раскрывается «Журнал Windows – Приложение».
На экране появляется список ошибок и точное расположение поврежденного файла. После установки новой версии MS Visual Studio (Visual C++) с папки System32 копируется одноименный файл dll и вставляется в папку платформы 1С. Проблема решилась.
Неверный формат хранилища
В появившемся окне обязательно будет надпись, содержащая «AppData/Local/». Она указывает на точное расположение проблемного файла. В этом сообщении уже написан правильный путь решения. Пользователю достаточно перейти по указанному адресу и удалить временные файлы. Очистка кэша помогает решить множество проблем.
Ничего не работает
Если программа перестала нормально работать без видимых причин, значит пользователю придется самостоятельно искать неисправность. Для восстановления работоспособности базы данных проводятся следующие мероприятия:
Если это не критичная ошибка, она должна исправляться при установке актуальной версии программного комплекса. В остальных ситуациях необходимо пользоваться помощью профессиональных мастеров, которые отлично понимают принцип подобных продуктов.
Исправление ошибок в учете и отражение в «1С:Бухгалтерии 8»: ответы на вопросы
Как исправить ошибки в номерах, датах и суммах полученных счетов-фактур, зарегистрированных в прошлых налоговых периодах?
Если покупатель вручную регистрирует в учетной системе первичные документы и счета-фактуры, поступившие от продавцов, то ситуация, когда возникают технические ошибки (неправильно введен номер или дата счета-фактуры и пр.), не такая уж и редкая. Как следствие, появляются ошибки в регистрационных записях книги покупок, которые приводят к отражению недостоверных сведений в Разделе 8 декларации по НДС. Ошибки ввода можно минимизировать, если использовать обмен электронными документами (ЭДО).
Допущенные при регистрации счетов-фактур ошибки может обнаружить сам налогоплательщик, а может выявить налоговый орган при проведении камерального контроля (п. 3 ст. 88 НК РФ).
В первом случае налогоплательщику придется представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями. Несмотря на то, что обязанность по представлению уточненной декларации возникает только в случае, если допущенные ошибки привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ), исправление сведений, ранее представленных в Разделе 8 декларации по НДС, возможно только путем представления уточненной налоговой декларации.
Во втором случае налогоплательщик получит от налогового органа сообщение с требованием представления пояснений (п. 2.7 Рекомендаций по проведению камеральных налоговых проверок, направленных письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). В ответ на полученное сообщение налогоплательщик должен направить в налоговый орган пояснение с указанием корректных данных. При этом необходимость в последующем представлении уточненной декларации у налогоплательщика отсутствует, хотя ФНС России рекомендует это сделать (письмо от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).
И в том, и в другом случае налогоплательщику придется уточнять данные, ошибочно введенные в учетную систему, и вносить исправления в книгу покупок.
Для исправления технических ошибок, допущенных при регистрации полученного счета-фактуры, в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 используется документ Корректировка поступления (раздел Покупки) с видом операции Исправление собственной ошибки.
Документ можно создавать на основании документа Поступление (акт, накладная), в этом случае основные поля на закладке Главное и табличная часть на закладках Товары или Услуги будут заполнены сразу при открытии документа.
Операция Исправление собственной ошибки позволяет исправить ошибочно введенные реквизиты счета-фактуры:
Если технические ошибки не затрагивают суммовые или количественные показатели, то на закладке Главное в поле Отражать корректировку целесообразно установить значение Только в учете НДС, поскольку исправление технических ошибок ввода реквизитов счета-фактуры не влияет на отражение операций на счетах бухгалтерского учета и не требует внесения записей в регистр бухгалтерии.
В блоке Исправление ошибок в реквизитах счета-фактуры:
Для исправления реквизита, содержащего ошибки (например, ошибочного номера счета-фактуры), соответствующий показатель в колонке Новое значение необходимо заменить на правильный (рис. 1).
Рис. 1. Исправление технической ошибки, допущенной при регистрации полученного счета-фактуры
Технические ошибки могут возникать при переносе в документы учетной системы информации из первичных документов о цене и количестве приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), а также о ставке и сумме предъявленного НДС.
В этом случае в поле Отражать корректировку следует установить значение Во всех разделах учета, если необходимо одновременно скорректировать данные бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль и НДС.
Устранение ошибок, затрагивающих количественно-суммовые показатели, выполняется на закладках Товары или Услуги. Табличная часть Товары (Услуги) заполняется автоматически по документу-основанию.
Каждой строке исходного документа соответствуют две строки в документе корректировки: до изменения и после изменения. В строке после изменения нужно указать исправленные суммовые (количественные) показатели.
В результате проведения документа Корректировка поступления с видом операции Исправление собственной ошибки:
В дополнительном листе книги покупок будут отражены две записи:
1С:ИТС
Подробнее о порядке исправления ошибок ввода реквизитов полученного счета-фактуры в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) см. в справочнике «Учет по налогу на добавленную стоимость» раздела «Бухгалтерский и налоговый учет».
После утверждения годовой бухгалтерской отчетности организация, применяющая общую систему налогообложения (ОСНО), выявила ошибку прошлого года: завышена сумма прямых расходов в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли. При этом за прошлый год получен убыток, а в текущем году получена прибыль. Можно ли корректировку по налогу на прибыль отразить в текущем году?
В налоговом учете, в том числе и для целей налогообложения прибыли, по общему правилу, в соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ, ошибки (искажения) исправляются в том периоде, в котором они были совершены. В то же время налогоплательщик вправе провести пересчет налоговой базы и суммы налога в том налоговом (отчетном) периоде, в котором выявлены ошибки (искажения), если:
Очевидно, что завышение суммы прямых расходов не могло привести к излишней уплате налога на прибыль за прошлый год. Налог за прошлый период не был излишне уплачен еще и потому, что у организации в прошлом году образовался убыток, следовательно, такие ошибки учитываются относительно налогового периода, в котором они были совершены (письмо Минфина России от 07.05.2010 № 03-02-07/1-225). Поэтому организация должна выполнить перерасчет налоговой базы и суммы налога за период совершения ошибки, а также представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за прошлый год (абз. 1 п. 1 ст. 81 НК РФ).
В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 ошибку прошлых лет, связанную с завышением расходов, можно исправить либо документом Корректировка поступления, либо документом Операция.
Отметим, что внутренним регламентом организации корректировка данных прошлого года (в том числе и данных налогового учета) в программе может быть запрещена: установлена дата запрета изменения данных прошлого года, и «открывать» закрытый период недопустимо.
Если изменения в данные налогового учета (НУ) за прошлый год все же вносятся, то меняется финансовый результат в НУ, поэтому возникает необходимость заново сформировать операцию Реформация баланса, причем без перепроведения всех остальных документов, чтобы не затронуть данные бухгалтерского учета.
Избежать указанных трудностей можно, если выполнить следующие действия:
Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) исправить ошибки в бухгалтерском и налоговом учете:
Организация (на ОСНО, плательщик НДС, положения ПБУ18/02 не применяет) обнаружила ошибки: в прошлых отчетных периодах текущего года не все расходы были отражены в учете. Как и в каком периоде нужно зарегистрировать в программе соответствующие документы?
Как следует из вопроса, неотраженные вовремя расходы и момент обнаружения данного факта относятся к одному и тому же налоговому периоду.
В этом случае документы, учитывающие расходы (Поступление (акт, накладная), Поступление доп. расходов, Требование-накладная, Операция и т. д.) и относящиеся к прошлым отчетным периодам текущего года, можно зарегистрировать в момент их получения или обнаружения, то есть до окончания текущего года.
Таким образом, указанные расходы автоматически будут учтены при определении налоговой базы (прибыли) текущего отчетного (налогового) периода, которая в соответствии с пунктом 7 статьи 274 НК РФ определяется нарастающим итогом с начала года.
Поскольку в данной ситуации ошибки, допущенные в декларациях по налогу на прибыль за прошлые отчетные периоды текущего года, не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате, то организация не обязана представлять в ИФНС уточненные декларации за эти периоды (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ).
А как быть, если организация выявила в текущем отчетном (налоговом) периоде расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам (например, в связи с тем, что первичные документы были получены не вовремя)?
По мнению Минфина России (письмо от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177), такое неотражение является искажением налоговой базы предыдущего налогового периода, поэтому действовать надо в соответствии с положениями статьи 54 НК РФ. При этом, если в текущем отчетном (налоговом) периоде организация понесла убыток, то в этом периоде перерасчет налоговой базы невозможен, так как налоговая база признается равной нулю.
Таким образом, документы прошлого года также можно регистрировать в текущем периоде, при условии, что получена прибыль и в прошлом году, и в периоде внесения исправлений.
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то исправлять ошибки (искажения) в бухгалтерском и налоговом учете придется в разных периодах. Для этого можно воспользоваться последовательностью действий, описанной в ответе на предыдущий вопрос: с помощью документа Операция отразить расходы прошлых лет в бухгалтерском учете, затем вручную составить регистр налогового учета, где отразить корректировки налоговой базы прошлого года.
При этом уплачивать недоимку по налогу на прибыль и пени за прошлый год не потребуется. В интересах налогоплательщика представить уточненную декларацию по налогу на прибыль за прошлый год, чтобы в дальнейшем учесть либо переплаченный налог, либо возросший убыток прошлых лет.
Что касается налога на добавленную стоимость, то налогоплательщики-покупатели имеют право заявлять налоговый вычет в пределах 3-х лет после принятия на учет приобретенных на территории РФ товаров, работ, услуг, имущественных прав (абз. 1 п. 1.1 ст. 172 НК РФ). Поэтому организация не обязана представлять уточненную декларацию по НДС.
1С:ИТС
О переносе налоговых вычетов сумм НДС в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) см. в справочнике «Учет по налогу на добавленную стоимость» раздела «Бухгалтерский и налоговый учет».
Организация (применяет ОСНО и ПБУ 18/02) ошибочно не отразила в прошлом отчетном периоде текущего года принятие к учету основных средств (ОС) с применением амортизационной премии. Можно ли в программе автоматически исправить эту ошибку в периоде ее обнаружения (предыдущий отчетный период для корректировок закрыт)?
Поскольку в программе установлена дата запрета изменения данных (например, 30 июня), то зарегистрировать принятие к учету основного средства следует в периоде обнаружения ошибки (например, в июле) с помощью документа Принятие к учету ОС (раздел ОС и НМА).
В документе нужно указать параметры начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета, в том числе срок полезного использования (СПИ), как если бы ошибка не была допущена.
На закладке Амортизационная премия следует установить флаг Включить амортизационную премию в состав расходов.
В программе не предусмотрено автоматическое начисление амортизации за пропущенные месяцы (за июнь и июль), поэтому следует составить бухгалтерскую справку и использовать документ Операция (рис. 2). Поскольку ошибка не затрагивает параметры начисления амортизации, корректировка регистров подсистемы учета ОС не потребуется.
Рис. 2. Корректировка начисленной амортизации ОС
В данной ситуации можно не уточнять налог на прибыль за полугодие. Но, если в организации зарегистрированы обособленные подразделения (ОП), допущенная во II квартале ошибка могла повлиять на расчет долей прибыли за указанный период. Если указанное ОС является объектом налогообложения налога на имущество организаций, и законодательным органом субъекта РФ установлены отчетные периоды, то организация обязана представить уточненную декларацию по налогу на имущество за полугодие.
Организация (ОСНО) в апреле приняла к учету ОС (движимое имущество), а в августе обнаружила арифметическую ошибку, в результате которой стоимость ОС была завышена. Как уменьшить первоначальную стоимость ОС и пересчитать амортизацию?
Из вопроса не ясно, каким способом движимое имущество поступило в организацию. Допустим, указанное ОС было приобретено у поставщика за плату. Для корректировки стоимости приобретенного основного средства в августе текущего года в программе необходимо создать документ Операция, где указать следующую корреспонденцию счетов:
СТОРНО Дебет 08.04.1 Кредит 60.01— на сумму корректировки стоимости ОС;
СТОРНО Дебет 01.01 Кредит 08.04.1— на сумму корректировки стоимости ОС;
СТОРНО Дебет 20.01 (26, 44) Кредит 02.01— на сумму корректировки амортизации за май, июнь, июль текущего года;
Дебет 20.01 (26, 44) Кредит 02.01— на сумму амортизации за август текущего года с учетом скорректированной первоначальной стоимости ОС.
Рис. 3. Изменение параметров амортизации ОС
В табличном поле нужно указать:
Начиная с сентября при выполнении регламентной операции Амортизация и износ основных средств программа будет рассчитывать амортизацию согласно уточненным параметрам.
Данная ошибка привела к недоплате налога на прибыль, поэтому организация обязана представить уточненную декларацию за полугодие.
Завышенная стоимость ОС также могла повлиять на расчет долей прибыли, если в организации зарегистрированы ОП.
В июле текущего года организация (ОСНО, плательщик НДС) подписала с поставщиком дополнительное соглашение на уменьшение цены товарно-материальных ценностей (ТМЦ), приобретенных в прошлых налоговых периодах. В этом же месяце получены корректировочные счета-фактуры. Данные ТМЦ были включены в состав расходов в периоде поступления. В каком налоговом периоде необходимо отразить доходы, связанные с уменьшением покупной цены: можно ли их учесть в текущем периоде или следует подать уточненные декларации за прошлые годы? В прошлых годах у организации была прибыль для целей налогообложения.
Сначала разберемся, можно ли признать ошибкой учет ТМЦ по ценам, указанным в первоначальных первичных документах. В соответствии с пунктом 2 ПБУ 22/2010, не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов. На момент получения ТМЦ и списания их в производство в предыдущих налоговых периодах организация корректно отражала все доходы и расходы. Подписанное с поставщиком соглашение об изменении цены товара является независимым событием, которое не является ошибкой в бухгалтерском учете. Таким образом, при отражении в бухгалтерском учете изменения цены ТМЦ правила ПБУ 22/2010 не применяются.
Следуя данным рекомендациям Минфина России, налогоплательщик должен не только представить уточненные декларации за прошлые налоговые периоды, но и доплатить недоимку по налогу на прибыль, а также пени.
Поскольку в рассматриваемой ситуации корректировка налогового учета затрагивает несколько прошлых налоговых периодов, в программе целесообразно воспользоваться последовательностью действий, описанных ранее: с помощью документа Операция отразить доходы прошлых лет в бухгалтерском учете, в специальных ресурсах для целей налогового учета отразить ПР (если организация применяет положения ПБУ18/02), затем вручную составить регистры налогового учета, куда приложить расчеты корректировок налоговой базы по каждому налоговому периоду.
Данные операции автоматически выполняются с помощью документа Корректировка поступления с видом операции Корректировка по согласованию сторон.
Чтобы не затрагивать бухгалтерский и налоговый учет, на закладке Главное в поле Отражать корректировку следует установить значение Только в учете НДС.
1С:ИТС
Подробнее о корректировке входного НДС у покупателя (при уменьшении цены товара в прошлом налоговом периоде) в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) см. в справочнике «Учет по налогу на добавленную стоимость» раздела «Бухгалтерский и налоговый учет».
По мнению контролирующих органов, при обнаружении нескольких ошибок (искажений), повлекших как занижение, так и завышение налоговой базы и суммы налога, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, налоговая база и сумма налога уточняются в разрезе каждой обнаруженной ошибки (письмо Минфина России от 15.11.2010 № 03-02-07/1-528).
Перерасчет налоговой базы и суммы налога производится в соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ.
Именно так работает документ учетной системы Корректировка реализации (раздел Продажи) с видом операции Исправление в первичных документах (если корректировка выполняется во всех разделах учета).
Изменения в данные налогового учета вносятся:
Если годовая бухгалтерская отчетность утверждена, то в документе Корректировка реализации на закладке Расчеты необходимо установить флаг Бухгалтерский учет прошлого года закрыт для корректировки (отчетность подписана). В этом случае ошибки прошлых лет в бухгалтерском учете исправляются в текущем периоде как прибыли и убытки прошлых лет в разрезе каждой ошибки.
Данный документ автоматически исправляет все ошибки прошлых лет в упрощенном порядке, который установлен для несущественных ошибок согласно пунктам 9 и 14 ПБУ 22/2010.
Для исправления НДС необходимо зарегистрировать новый (исправленный) экземпляр счета-фактуры (п. 7 Правил заполнения счетов-фактур, утв. Постановлением № 1137). В дополнительном листе книги продаж автоматически будут отражены две записи (п. 3 Правил заполнения дополнительного листа книги продаж, утв. Постановлением № 1137):
Порядок исправления ошибок в налоговом учете (по налогу на прибыль) в разных налоговых периодах в данной ситуации приведет к тому, что наряду с обязанностью представить уточненную декларацию за прошлый налоговый период организации придется еще и доплатить недоимку по налогу на прибыль, а также пени.
1С:ИТС
Подробнее об исправлении реализации в следующем налоговом периоде в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) см. в справочнике «Учет по налогу на добавленную стоимость» раздела «Бухгалтерский и налоговый учет».