Превращение в противоположное это движение дао что такое дао
ЛАО-ЦЗЫ (4-5 вв. до н.э.)
Человек следует (законам) земли. Земля следует (законам) неба. Небо следует (законам) Дао, а Дао следует самому себе».
«Смотрю на него я не вижу, а поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называв его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это едино. Его верх не освещен, его низ не затемнен. Оно бесконечно и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его.
Придерживаясь древнего Дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом Дао».
«Дао бестелесно. Дао туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно туманно я неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью идостоверностью. С древних времен до наших дней его имя не исчезает. Только следуя ему, можно познать начало всех вещей. Каким образом мы познаем начало всех вещей? Только благодаря ему».
«. При установлении порядка появились имена. Поскольку возникли имена, нужно знать предел (их употребления). Знание предела позволяет избавиться от опасности.
Когда Дао находится в мире, (все сущее вливается в него), подобно тому, как горные ручьи текут к рекам и морям».
Великое Дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает (своего роста)… Все сущее возвращается к нему, но оно не рассматривает себя их властелином. Его можно назвать великим. Оно становится великим, потому что никогда не считает себя таковым».
«Превращение в противоположное есть действие Дао, слабость есть свойство Дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии».
«Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе Инь (ожидающее женское начало) или Ян (активное мужское начало), наполнены Ци («жизненная энергия», движущая сила Вселенной) и образуют гармонию».
Задание для самоконтроля:
2. Почему Дао безымянно, а все сущее может быть названо и определено?
«Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало».
«Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; называя изменения вещей, (он) не осуществляет их сам; создавая, не обладает (тем, что создано); приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая (что-либо), не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены».
«Кто учится, с каждым днем увеличивает (свои знания). Кто служит дао, изо дня в день уменьшает (свои желания). В непрерывном уменьшении (человек)доходит до недеяния. Нет ничего такого, что бы не делало недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осуществляется посредством недеяния. Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной».
«Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное Дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает (все). Не видя вещей, он проникает в их сущность. Hе действуя, он добивается успеха». «То, что спокойно, легко сохранить. То, что еще не показало признаков, легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять. Действие надо начать с того, чего еще нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда еще нет смуты. Ибо большое дерево вырастает из маленького, девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.
Задание для самоконтроля:
1. Что значит «следовать Дао»?
2. В чем смысл недеяния?
3. Каким образом достигается бездействие?
«Дао рождает (вещи), дэ вскармливает (их). Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы Дао и не ценила бы дэ. Дао почитаемо, да ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности.
«Содержание великого дэ подчиняется только Дао». «Кто, зная свою храбрость, сохраняет скромность, тот (подобно) горному ручью становится (главным) в стране. Кто стал главным в стране, тот не покидает постоянное дэ и возвращается к состоянию младенца. Кто, зная праздничное, сохраняет для себя будничное, тот становится примером для всех. Кто стая примером для всех, тот не отрывается от постоянного дэ и возвращается к изначальному. Кто, зная свою славу, сохраняет для себя безвестность, тот становится главным в стране. Кто стал главным в стране, тот достигает совершенства в постоянном дэ и возвращается к естественности. Когда естественность распадается, она превращается в средство, при помощи которого совершенномудрый становится вождем и великий порядок не разрушается».
«Кто содержит в себе совершенное да, тот похож на новорожденного. Ядовитые насекомые и змеи его не ужалят, свирепые звери его не схватят, хищные птицы его не заклюют. Кости у него мягкие, мышцы слабые, но он держит Дао крепко. Не зная союза двух полов, он обладает животворящей способностью. Он очень чуток. Он кричит весь день, и голос его не изменяется. Он совершенно гармоничен.
«Умный полководец не бывает воинствен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий побеждать врага не нападает. Умеющий управлять людьми, не ставят себя в низкое положение. Это я называю дэ, избегающее борьбы. Это сила в управлении людьми. Это значит следовать природе и древнему началу (дао)».
«Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществлять. В словах имеется начало, в делах имеется главное».
Задание для самоконтроля:
1. Что есть «дэ»? Каково его содержание?
2. Что дает человеку обладание дэ?
3. Отличается ли «совершенномудрый» Лао-цзы от «благородного мужа» Конфуция?
[1] См.: Еремеев В.Е. Феномен «осевого времени».
[2] Древнекитайская философия. Сборник текстов. Т. 1. М, 1972; Переломов Л.Сю. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М, 1993. С. 184-207.
[3] Древнекитайская философия. Т. 1. М: 1972. С. 114-139.
Превращение в противоположное это движение дао что такое дао
Ниже в квадратных скобках даны дополнения переводчика:
Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и лёгкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится. Поскольку он не гордится, его заслуги не могут быть отброшены. […]
Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей.
Превращение в противоположное есть действие дао, слабость есть свойство дао. В мире все вещи рождаются в бытии, а бытие рождается в небытии.
Человек высшей учёности, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек средней учёности, узнав о дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей учёности, узнав о дао, подвергает его насмешке. Если оно не подвергалось бы насмешке, не являлось бы дао. Поэтому существует поговорка: кто узнаёт дао, похож на тёмного; кто проникает в дао, похож на отступающего; кто на высоте дао, похож на заблуждающегося; человек высшей добродетели похож на простого; великий просвещённый похож на презираемого; безграничная добродетельность похожа на её недостаток; распространение добродетельности похоже на её расхищение; истинная правда похожа на её отсутствие. Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляется; сильный звук нельзя услышать; великий образ не имеет формы. Дао скрыто [от нас] и не имеет имени. Но только оно способно помочь [всем существам] и привести их к совершенству. […]
Кто учится, с каждым днём увеличивает [свои знания]. Кто служит дао, изо дня в день уменьшает [свои желания]. В непрерывном уменьшении [человек] доходит до недеяния. Нет ничего такого, что бы не делало недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осуществляется посредством недеяния. Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной.
Совершенномудрый не имеет постоянного сердца. Его сердце состоит из сердец народа. Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом и воспитывается добродетель. Искренним я верен и неискренним также верен. Таким образом и воспитывается искренность. Совершенномудрый живёт в мире спокойно и в своём сердце собирает мнения народа. Он смотрит на народ, как на своих детей».
Дао дэ цзин / Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х томах, Том 1, М., «Мысль», 1972 г., с. 115-116, 127 и 129.
Современные популяризаторы так метафорически излагают принцип «дао»:
А ведь ещё 2500 лет назад Лао-цзы сказал в «Дао дэцзине»: Дорога, о которой можно говорить, не есть та дорога, по которой можно ходить».
Роберт Антон Уилсон, Квантовая психология, М., «София», 2006 г., с. 82-83.
(Мысли о природе дао)
Дао бестелесно, туманно и неопределенно. Оно глубоко и темно.
Однако в нем сокрыты образы и вещи содержащие великое дэ.
Дао-дэ цзин.
Мироздание устроено очень сложно, но может быть объяснено крайне просто и в этом единство сложного и простого, которые дополняют друг друга в процессе понимания реальности. При этом простые очень емкие образы, возникшие интуитивно в глубокой древности, обретают свой подлинный смысл и становятся новой ступенью познания. Именно к подобным понятиям относится понятие о дао. Данная работа не является комментарием к «Дао-дэ цзин», а относится к попыткам расшифровать представления о дао на основе самых современных научных теорий.
Представления о дао возникли очень давно примерно в начале 1 тысячелетия до нашей эры в эпоху создания «Книги перемен», но оформились как духовно-философское учение в середине 1 тысячелетия до нашей эры. По преданию знаменитый трактат «Дао-дэ цзин» был оставлен Лао-цзы на пограничной заставе, когда он покидал, пришедшее в упадок чжоуское царство и направился на Запад. Этот трактат о сути Дао оказался очень популярен и по числу переводов и трактовок находится на втором месте в мире, после Библии. Он является центральным в триаде главных духовных писаний человечества: Библии, Дао-дэ цзина и Бхагават-гиты, представление о которых необходимо любому культурному человеку.
Книга УФС утверждает: «Познавайте дао и тогда Великое дэ станет вашей сутью, ибо в 25-м чжане Дао-дэ цзин сказано: Человек берет за образец Землю, Земля берет за образец Небо, Небо берет за образец Дао, а Дао берет за образец свою самоестественность». Познавший Дао – становится Дао, но познанное Дао – это уже не Дао, а всего лишь относительно достоверная реальность, являющаяся лишь частью подлинной действительности. Потому познание Дао есть лишь приближение к нему, наполняющее его конкретностью, но оставляющее за ней место для философско-поэтического восприятия.
Дао – это пустота, лежащая в основе мира.
Лао-цзы.
В «Хуайнань-цзы» говорится, что чистый и светлый воздух или эфир, поднялся и образовал небо, а тяжелый и мутный опустился и образовал землю. От соединения частиц или семян (цзин) неба и земли образовались инь и ян, а от них все остальное. Потому даосы утверждают, что все есть дао, ибо «превращения невидимого бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения – корень неба и земли», а корень дао есть эфир, загадочный, неощутимый, всесоздающий и всепоглощающий. Никто не знает, из чего состоит дао, но можно догадываться из чего состоит эфир. Он создает и уничтожает материю. Он проницаем для мысли и способен создавать бесчисленное множество образов. Вся история жизни человечества и каждого человека есть история мыслеобразов, которые бесчисленны и неповторимы, как облака в небе, волны в океане и деревья в лесу. Все это возникло из эфира. Потому не стоит гоняться за непостижимым непередаваемым дао, а стоит вновь присмотреться к покинутому и непризнанному эфиру, которому все равно, что мы о нем думаем. Потому как все окружающее и наши мысли о нем – это тоже он [5].
Эфир, как и дао, есть инь и ян, называемые информацией и энергией, сознанием и материей, неподвижностью и движением, статическим электрическим зарядом и подвижным магнитным потоком, которые неразрывны как соединение твердости и мягкости образующие силу действия. Она и есть корень эфира всерождающего, всехранящего и всепоглощающего. Потому эфир есть рождающаяся, живая и умирающая Вечность. Бытие и Небытие есть свойство дао [1, 6, 10].
Эфир, как и дао, есть жесткое неподвижное соединение вихрей противоположностей положительного и отрицательного зарядов, окруженных мельчайшими сверхтекучими вихрями магнитной индукции. Это полностью уравновешенное состояние за исключением того, что его жесткость содержит упругость, положительный заряд по величине немного больше отрицательного, а сверхтекучесть допускает уплотняемость, ибо в идеальном равновесии должно содержаться неравновесие. Потому эфир есть особое состояние изначальной среды, соединяющее наполненность и пустоту, континуальность и дискретность, упругость и твердость, плюс и минус. Соединение противоположностей есть свойство дао [6,10].
Эфир как и дао, проявляет себя в свойствах порождения массы за счет деформации зарядов и уплотнения потоков индукции, причем эффект самоиндукции равнозначен инерции вещества и инерционности мышления. При этом возникают скрытые массы темной материи и тайных замыслов сознания, являющиеся незримой основой сущего. Сохранение устойчивости и традиции среди вихрей перемен есть свойство дао [6].
Эфир, как и дао, проявляется в гравитации, возникающей как притягивающая сила положительных и отрицательных зарядов, связанных с наличием масс, а при недостатке масс проявляющийся как антигравитация или расталкивающая сила, называемая темной энергией, которая возникает за счет различия в величине зарядов. При этом сверхконцентрация массы ведет к взрыву сверхновой и распылению массы, рождающую новые миры. Масса богатства, возникающая как деформация благо, создает притягивающую силу власти, ведущую к неудержимой концентрации богатств. Это создает общий недостаток богатства и порождает разрушающую силу революции, распыляющей богатство и новое притяжение власти к богатству. Так эфир концентрирует и расширяет вещественный и осознаваемый миры. Потому притяжение и отталкивание, концентрация и рассеяние есть свойство дао [6, 10].
Эфир, как и дао, есть океан волновых форм, в котором одновременно распространяются очень быстрая поперечная волна излучения, называемая светом и во многие тысячи раз быстрее продольная волна вибрации, называемая гравитацией. Их скорости определяются свойствами эфира. Отсутствие предела скорости волн есть свойство дао [10].
Эфир, как и дао, при действии на него энергией-ян деформирует заряды и создает из бесформенного направленные формы информации-инь в виде замкнутых и открытых резонансных волн называемых частица и излучение или вещество и поле. Порождение скрытых и ощутимых волновых форм есть свойство дао [6].
Эфир, как и дао, подобен зеркальной глади воды, отражающей небо, землю и смотрящего в него. При действии на него информацией-инь он создает волны притяжения и отталкивания, за счет изменения строения магнитных потоков, которые проявляются как волны сознания и поведения живого существа. При этом поперечная волна есть чувство, а продольная волна – разум, которые всегда вместе. Потому пустотность сознания, инстинктивность поведения и направленность мысли есть свойство дао [6].
Эфир, как и дао, есть единение в меру соединимых волн вещества и сознания в виде жизни основанной на принципе самоорганизации (ли) – взаимоподдерживание в движении единых форм, когда изменение одного меняет другое и наоборот. При этом нет первичного и вторичного, а каждая часть имеет смысл в соединении с другой, образуя соразмерное совершенное целое. Потому место, время и мера состояния эфира определяют неизбежную динамику форм и направлений любого движения жизни, а их неопределенность создает несоразмерность или искажение, которое самоуничтожается в круге смерти и рождения. Потому действие посредством недеяния есть свойство дао [1,15].
Эфир, как и дао, нельзя увидеть, но его можно ощутить в чувственных образах, отчасти передаваемых ритмом мелодии, отточенным словом поэзии, и представить в схематичных моделях, сопровождаемых условной магией геометрии и математики. Все ощущаемое и представляемое есть отражение вихрей и потоков, указывающих на эфир, но им не являющимся. Потому отражение в чувствах и разуме есть свойство дао[6].
Эфир, как и дао, не имеет направлений, но способен создавать их, порождая бесчисленное множество простых и сверхсложных, реальных и воображаемых явлений, ибо в основе его игра саморезонирующих волновых гармоник, рождающая неповторимую мелодию жизни. Начавшись с начального Импульса (звука ОМ), мир рассыпался на гармоническое многообразие форм и возможностей, охватив всю реальность как единую Песнь Жизни. Делать невозможное возможным есть свойство дао [11].
Дао было прежде неба и земли и существует вечно.
Чжуан-цзы.
Дао есть равновесный сверхплотный эфир неподвижный по отношению к себе, но полный скрытого вращательного движения, которое есть внутренняя неравновесность, содержащая два дополняющих начала. Потому в нем заключено безымянное дао покоя и поименованное дао движения, которые периодически переходят друг в друга, как формы покоящегося и возбужденного эфира. Материя есть возбужденный эфир, обладающий способностью к самодвижению или самоорганизации, которая проявляется в виде резонансных волновых форм. Законы самоорганизации этих форм есть законы концентрации и рассеивания, суть которых находится в дао покоя – истинном непостижимым дао [1, 13].
Возбуждение эфира началось с роста потоков магнитной индукции, образовавших немыслимо мощные электромагнитные поля и электрические токи, усилившие неравномерность во всей изначальной структуре эфира и создавшие массу за счет уплотнения индуктивностей. Так на основе резонанса самовозбуждения возникли потоки и вихри темной материи. Возникло Темное Пламя, сформировавшее эфирный план Вселенной или начало Движения Жизни. Возникшее при этом движение было всего лишь относительным разуплотнением эфира, способным перемещаться в его неподвижной основе в виде волн.
В процессе этого движения сформировались сферические замкнутые вращательные волновые формы, называемые солитоноподобными структурами (СПС) или частицами вещества [14]. Происходило разделение излучения и вещества в виде открытых и замкнутых волновых форм. При этом веществом становились только устойчивые резонансные структуры, способные к дальнейшей самоорганизации, а именно протон, электрон и нейтрон, которые существовали в доатомном состоянии в виде холодной плазмы и в виде водорода – первого атома материи, с которого начался гармонический ряд атомно-молекулярного многообразия вещества. Мир изначальных возбуждений эфира стал миром микроформ вещества, основой его упорядоченности, ибо порядок возникает лишь на основе порядка.
Потому дао материи есть упорядочение, заключающееся в переходе инь в ян или разреженного состояния в концентрированное, посредством оптимизации энергетических связей. Суть дао материи – устойчивость ЭИ формы. Оно заключается в образовании сферы, состоящей из ядра и оболочек или слоев информации, распределяющей энергию в виде определенных структур, обеспечивающих ее устойчивое существование. Первой начальной сферой образовавшей материю, как таковую, был атом водорода, являющий собой сферу, состоящую из нуклонного ядра, окруженного индукционной оболочкой в виде электрона. Он состоит из трех основных частей: ядра, оболочки и условной упругой поверхности, обусловленной градиентом упругости электронной оболочки. Водород есть прототип всего мира элементов – основы материи.
Второй сферой возникшей на основе водорода и сопутствующих ему элементов стала уплотняющаяся сфера водородного газа, которая при наличии достаточного количества атомов водорода становится сначала жидкостью, состоящей из смеси атомов различных химических элементов, пропитанных водородом, а потом твердой сверхплотной плазмой, состоящей из ядер этих атомов, лишенных электронных оболочек и вплотную прижатых друг к другу. Дальнейшее гравитационное уплотнение подобной плазмы приводит к появлению огня сгорающих разрушающихся атомов, который есть изначальный Огонь Созидания, называемый термоядерной реакцией превращений. Давление и уплотнение рождает огонь, а разуплотнение дает лишь дым или твердь – вещественный след огня. Так рождаются звезды создающие материю из горящей плазмы или живого огня, а обычное вещество есть результат горения в виде дыма и пыли в окружающем пространстве.
Отсюда следует, что управляемая термоядерная реакции в установках типа «токамак», вряд ли достижима, поскольку кроме температуры и магнитного поля, требуется обеспечить звездное давление, создающее горение твердой плазмы [2].
Третьей сферой возникшей на основе водорода стала сфера водородного газа и пыли, достигшая стадии твердой плазмы, называемой металлогидридом и превратившаяся в холодный металлический шар, быстро вращающийся вокруг оси и по орбите вокруг центрального Солнца. Именно эта сфера дает основу всему многообразию материального дао и в том числе биологической жизни [4,9].
По прошествии времени, наступает цикл планетарного дао, когда тепло Солнца вместе с накопившимся радиогенным теплом, запускает процесс оживления спящей планеты. Она начинает парить водородом, распухая и увеличиваясь в несколько раз. Ее вращение замедляется, а поверхность покрывается сетью мелких мозаичных трещин, из которых изливается внутренняя порода, создающая на ней прочную кору. Вулканические газы, вырывающиеся из трещин, создают плотную атмосферу [4,9].
Со временем процесс превращения твердой плазмы ядра в водород и сплав металлов усиливается, и на поверхности возникает вода, образующая мелководные водоемы, в которых сразу появляется и кишит жизнь. Потому четвертой сферой возникшей на основе водорода является жизнь, которая появляется всегда, где есть вода и другие соединения водорода, прежде всего, с углеродом. Подобные соединения в определенных планетарно – космических условиях проявляются в виде формы (границы взаимодействий), позволяющей реагировать на внешние влияния, позволяющей самокопирование и самоусовершенствование этой формы для поддержания состояния внутренней оптимальности. Эти способности и являются, собственно жизнью, и образуют биосферу или 4-ю сферу металлогидридной планеты [5].
Однако процесс истечения водорода непрерывно усиливается и к концу палеозоя приходит время, когда он достигает максимальной скорости. Тогда внутренняя сфера планеты не выдерживает нарастающего давления потоков водорода и пластичных пород, устремляющихся к поверхности. Вся металлосфера планеты разбивается системой гигантских разломов, рассекающих ее тело вплоть до твердого ядра. По ним из основания металлосферы поднимаются глубинные порода, которые раздвигают земную кору, создавая понижения поверхности, а образующаяся в это же время вода заполняет их, создавая океаны. Это разрушительное явление, которое сопровождается катастрофическими землетрясениями, поверхность земли покрывается огромными потоками пылающей лавы, а в атмосфере возникают тучи удушливых вулканических газов. Неоднородности атмосферных процессов рождают мощнейшие ураганы и невиданные штормы. Неоднократно возникают и исчезают горные цепи на поверхности. Океаны продолжают расширяться, на их дне распространен подводный вулканизм, появляются и исчезают острова, откалываются и проваливаются обломки материков. Для сформировавшейся биосферы эти катастрофы были тяжелейшим испытанием в котором погибло около 90% существовавших видов, как на суше, где они сгорели в лавовых потоках, так и в гидросфере океанов существенно увеличивших свою соленость [4, 9 ].
Со временем процесс распухания замедляется, поскольку запас твердой плазмы подходит к концу. Сейчас металлогидридное ядро составляет всего около 1% от общего объема планеты. Потому новейшее альпийское горообразование, возможно, является последним в геологической жизни Земли. Атмосфера очистилась, тепловой поток из недр сократился и климат стал более прохладным, а поверхность Земли обрела современный вид. Наступает последний спокойный этап жизни Земли в качестве затухающей геодинамической системы, которую оживляли потоки водорода из недр [4]. Водород в виде протонного газа, продувающего толщу Земли является для нее подлинным Духом Святым, который сотворил ее такой, какая она есть, вместе с сушей и морем, с живыми существами и человеком. Прекращение водородного потока приведет к ликвидации притока тепла из глубины и постепенному исчезновению геомагнитного поля. Космические лучи обрушатся на поверхность Земли, уничтожая существующую биосферу, изменится состав атмосферы, а океаны начнут постепенно испаряться под жгучим Солнцем. Дольше всего, существующая жизнь будет сохраняться в подземных и подводных условиях, видоизменяясь и пытаясь выжить. Это естественный процесс умирания, свойственный всему живому, ибо все имеющее начало имеет конец. Однако именно теперь приходит время человека, потому что дао способно делать невозможное возможным.
Все мы направляемся на Запад.
Книга УФС.
Дао сознания человека есть новое качество возбуждения эфира, в его наивысшем известном виде, в способности осознать самое себя и тем выделиться в эволюционном процессе. Его суть заключается в двойном переходе инь в инь или расщеплении волнового потока восприятия на два и соединении их в ян, в качестве разума. Подобный переход, невозможный для других известных живых существ, позволяет восприятию, сливаясь с самим собой, создать неповторимый своетаковый поток мыслеобразов и понятий, выражающий в условной форме скрытую суть всей реальности. Чтобы понять это, надо знать подлинное происхождение человека.
Человек возник на основе млекопитающего животного, которое вело морской образ жизни, наподобие дельфина, но осуществляло рождение и воспитание потомства в прибрежной мелководной зоне. Это привело к особому устройству его мозга, представлявшего собой два независимо работающих полушария в одном черепе. Изоляция отдельных мелководий от океана из-за регрессии моря, превратила это животное сначала в обособленный прибрежный вид, а затем вновь вывела на сушу. При этом эволюция мозга сделала возможной возврат к одновременной работе обоих полушарий, который в итоге позволил сформировать самосознание. Возврат есть инверсия, дающая новые качества, потому человек результат инверсии тела и инверсии сознания – очередная ступень эволюции мира [7, 8,12].
«Хуэй Ши спросил у Чжуан-цзы: «Верно ли, что люди изначально не имеют человеческих наклонностей?»
– Да, это так, – ответил Чжуан-цзы.
– Но если человек лишен человеческих наклонностей, как можно назвать его человеком? – вновь спросил Хуэй Ши.
– Дао дало ему облик, Небо дало ему тело, как же не назвать его человеком?
– Но если он человек, то, как может он жить без свойственных ему наклонностей?
– Одобрение и порицание – вот что я называю человеческими наклонностями,
–пояснил Чжуан-цзы.
– Я называю человеком без человеческих наклонностей того, кто не позволяет утверждением и отрицанием ущемлять себя внутри, следует тому, что само по себе таково, и не пытается улучшить то, что дано жизнью.
– Но если он не улучшает того, что дано жизнью, как может он проявить себя в этом мире?
– Дао дало ему облик, Небо дало ему тело. Он не позволяет утверждением и отрицанием ущемлять себя внутри. Ты же вовне обращаешь свой ум на внешние вещи, а внутри насилуешь свою душу. Прислонись к дереву и пой! Облокотись о столик и спи!» [16].
В своетакости Первовещь дышит свободно, в совпадении со своей природой. Это проявляется в человеке как особое состояние вхождения в поток существования, в достижении недвойственности себя и ЭИ волн окружающей реальности, в котором сливаются в единстве свобода и воля с сущностью существования мира. Поэтому вместе с человеком возникло и его дао, называемое Путь, а все его духовные искания стали поиском Пути. Путь человека – это путь Первовещи, отделенной своим происхождением, от всех других вещей. Потому Путь человека, кроме естественных свойств живого, несет Знание, которое не знает и которое проявляется в виде прогресса. «Незнание глубоко, знание поверхностно. Не знать это – внутреннее, а знать – это внешнее» [16].
Путь незрим, и ему нельзя дать имя. Вопрошать о Пути – значит не знать Пути, потому вся философия вопрошания в данном представлении – это пустое занятие. Отвечать же там, где не может быть ответа – значит потерять присутствие Пути. Спрашивающий и отвечающий, вокруг себя не видит Вселенной, а внутри себя не замечает Внутреннее Начало. Человек внешнего мира лишь постоялый двор для вещей, а человек внутреннего мира всего лишь поток преходящих иллюзий. Тот, кто способен измениться сам, способен принять перемены вещей и состояний, является пригодным к жизни в Мире Перемен. Только он может знать, на что он способен, а на что нет.
Дао – Путь Перемен и Превращений, ведущий к совершенству. Что есть совершенство?: – совершенное действие, устраняет действия, совершенная речь, устраняет слова, а совершенная мысль, устраняет мысли [16]. Остается только Полнота Пустоты или Пустота Полноты, всегда жаждущая совершенного. Только Путь дает подлинное ощущение полноты жизни, которое реально, но не передаваемо другому, потому что возникает только изнутри, собственным усилием духа. «Располагаться строго по уровню – таково свойство покоящейся воды. Если вода может послужить здесь образцом, то лишь потому, что внутри она предоставлена самой себе и не ищет себя вовне. Полнота свойств – это вершина нашего совершенствования в жизненной гармонии. От полноты свойств, даже не проявившейся до конца в телесном облике, ничто сущее в этом мире отойти не может» [16].
Следуя дао, человек неизбежно приходит к дэ: «Дао рождает вещи, дэ вскармливает, взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не обладать, подвигнуть, не прилагая усилий, главенствуя не повелевать – вот глубочайшее дэ» [1].
«В природе все и без насилия согласно с дао, и без уговоров проникнуто благом, каждая вещь в спокойной радости, не зная гордыни, обретает гармонию» [15]. Это означает, что постижение дао есть обретение благо или жизненной силы, которое «приводит в согласие небо и землю, в гармонию инь и ян, сочленяет четыре времени года, согласует пять первоэлементов» [16]. В чем же конкретно выражается благо?
Более конкретно благо представляет собой постоянное присутствие в сознании «четырех драгоценных состояний души: любящей доброты, приносящей чистую радость; сострадания, удаляющего страдания; радости в счастье других и равностности безотносительно к обретению – потере, к истинности – ложности, к одобрению – порицанию.… С другой стороны это состояние растворения сознания в деятельности или слияния действия и осознавания в единый «поток». В этом состоянии человек настолько вовлекается, погружается в то, что он делает, что у него исчезает осознание себя, как чего-то отделенного от совершаемых им действий. Подобная деятельность может приносить большее наслаждение, чем любая самая «кру¬тая» форма досуга, и наполнять человеческую жизнь высшим смыслом» [3]. О таком состоянии сознания повествуют известные из «Чжуан-цзы» притчи: о пловце в реке Люйлян, слившимся с потоком, о мяснике, мгновенно разделывавшем огромную тушу, о фехтовальщике, о ловце цикад и ряд других.
Это непередаваемое наслаждение процессом деятельности, творческий экстаз (аналог религиозного экстаза), в котором сознание выходит за пределы обыденности во вневременное пространство творчества, создания нового. В этом состоянии сливаются воедино телесный субъект, мышление как процесс и мыслимое как содержание действия. По сути – это глубокая медитация на истину, называемая, по В. Козлову, инстазом или ресурсным состоянием сознания. В этом состоянии происходит глубокое постижение мира, самого себя и преображение-обогащение сознания человека. Это и есть блаженство человеческой деятельности. Вообще говоря, это и есть Деятельность Человека. Человек на этом пути «взращивает» в себе не только Субъекта Деятельности, но и Субъекта Мира. В этом процессе человек не столько создает те или иные идеи и образы, сколько сами идеи «создают» человека. Действующая творящая личность раскрывается как «causa sui» (причина себя), осуществляя подлинное дао человека [3]. В Книге УФС об этом сказано: «Творчество создает Творца в процессе творения».
В представлениях о дэ «потоковое» сознание непосредственно связано с принципом «делания – неделания» (вэй – у вэй) или с приоритетностью недеяния в поведении мудреца обретшего дэ. Следует понимать, что недеяние не является бездействием или безразличием, а наоборот требует высочайшей вовлеченности в окружающий мир, в «поток» жизни, в котором все действия происходят как бы сами собой, без напряженных усилий. Поэтому принцип недеяния по Е. Торчинову надо рассматривать как «непротивление», если понимать под последним непротиводействие естественному ходу событий [13].
Кроме того недеяние предполагает спонтанность поведения и реакций, то, что можно назвать безпредпосылочностью или безопорностью (у дай). Оно близко к другому представлению, называемому безустановочностью (у синь), основанному на естественной непредумышленности поведения, означающей растворение субъекта деятельности в согласованности с природой сущего, которое тоже беспредпосылочно. «Нет Владыки, творящего вещи, и вещи сами творят себя и пребывают в беспредпосылочности: такова истина Неба и Земли» по мнению Го Сяна о сущности мира [13]. Этот вывод полностью подтверждается современными научными представлениями, изложенными в данной работе. Поэтому Путь человека с неизбежностью определен Путем Мироздания, которое с такой же неизбежностью следует самому себе.
«Дунго-цзы спросил у Чжуан-цзы: – Где находится то, что мы называем Путем?
– Нет такого места, где бы его не было, – ответил Чжуан-цзы»…
«Небу нельзя не быть высоким, Земле нельзя не быть широкой, Луне и Солнцу нельзя не идти своей дорогой, тьме вещей нельзя не множиться: – вот что такое Путь!» [16].
В Мироздании у каждой вещи свое место, время и свой единственный Путь, который конечен, потому все они идут на Запад. Это Путь узкого совершенства или специализации и умножения повторяющихся событий. Только Первовещь имеет одновременно все Пути и способность перехода с одного на другой изначально заложенную в самом ее возникновении.
Все есть Путь: совершенство в деянии – это Путь и совершенство в недеянии тоже Путь, совершенство в полноте – это Путь и совершенство в Пустоте тоже Путь. Не мы выбираем Путь, а он нас и все эти пути есть Превращения. Создание Превращений – суть дао человека. Однако человек уже вырастает из Превращения в виде деяния и недеяния. Самопревращение – вот будущее дао человека.
Поэтому дао человека требует философии утверждения, основанной на достоверном знании, а не на догме авторитета, сколь бы велик он ни был. Философия утверждения для современности пока не сформирована, хотя ее научные основания уже проявились в реальности в виде передовых научных концепций по строению эфира, происхождению Вселенной, звездным процессам, возникновению и эволюции планет, происхождению жизни и человека, ноосферных представлениях и т.п. Необходимый уровень знания уже есть, но является ли он достаточным, чтобы быть принятым в обществе и стать основой для неизбежного перехода от стихийного к осознаваемому развитию.
Каким путем самопревращения пойдет человек? Превратит ли он себя в странствующее космическое существо или, оставаясь собой, превратит Землю в совершенную Ноосферу или выберет иной, совершенно неведомый Путь – все возможно, ведь делать невозможное реальным есть свойство Дао человека.
1.Дао-дэ цзин
2.Дигонский С. В. Тен В. В. Неизвестный водород.
3.Козлов В. В. Интегративная психология.
4.Ларин В. Н. Наша Земля.
5.Мельников Г. А Книга УФС ч.1, ч.2.
6.Мельников Г. А. Рассуждения о реальных основах мироустройства.
7.Мельников Г. А. Тема сознания – сейчас и потом.
8.Мельников Г. А. Что такое сознание.
9.Никонов А. П. Верхом на бомбе.
10.Рыков А. В. Вакуум и вещество Вселенной.
11.Сухонос С. И. Масштабная гармония Вселенной.
12.Тен В. В. Прощай обезьяна.
13.Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада.
14.Филлипов А. Т. Многоликий солитон.
15.Хуайнань-цзы.
16.Чжуан-цзы.