Претерпевший до конца спасется что значит
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мф. 10:22
Свт. Иоанн Златоуст
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Свт. Филарет (Дроздов)
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Спастися, в обыкновенном употреблении сего слова, значит избавиться от опасности, от врага, от беды, от страдания, от смерти, от погибели. Так Ной посредством ковчега спасся от вод потопа, Лот бегством спасся от огня содомскаго. В высшем духовном разуме, спастися значит избавиться от врага диавола или от опасности подвергнуться его мучительству, сохраниться или очиститься от греха, как источника всех бед и страданий, освободиться от клятвы закона, связующей и поражающей грешника, избегнуть осуждения от вечнаго правосудия, быть безопасным от поглощения бездною, идеже червь не умирает, и огнь не угасает, где жизнь и безсмертие непрестанно убиваются смертию неумирающею. Кто таким образом спасется от всякаго зла: того жребием, очевидно, должно быть благо и блаженство.
Поелику в приспособлении оных к душе и жизни человека встречаются препятствия и затруднения; то, для устранения сих препятствий, и для препобеждения сих затруднений, вновь требуются некоторыя вспомогательныя средства. Одно из таких средств указуется нам изречением Господним: претерпевый до конца, той спасен будет. Спасется только тот, кто претерпит, и претерпит до конца. Следственно, вспомогательное средство спасения есть терпение, и притом терпение до конца.
Слово в день памяти прп. Сергия. 1850 г.
Прав. Иоанн Кронштадтский
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Если ненавидят нас ради имени Иисуса Христа, мы должны радоваться. Будем терпеть: только за терпение до конца обещано спасение. Значит, спасение – весьма важное дело, когда оно обещается как награда терпящим до конца.
Дневник. Том I. 1856.
Блаж. Иероним Стридонский
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Блаж. Феофилакт Болгарский
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
«Всеми» вместо «многими», потому что не все ненавидели их, так как были и такие, которые принимали веру. «Претерпевший же до конца», а не в начале только, тот будет участником жизни вечной.
Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен
и будете ненавидими всеми имене моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет
и будете ненавидимы всеми имене Моего ради
Всеми, т.е. многими, потому что многие также любили их. И это идиоматизм Писания – употреблять «все» вместо «многие». Прибавив выше (ст. 18): Мене ради и здесь опять: имене Моего ради, сообщил им великое утешение и дерзновение, так как они были убеждены, что Он Сам защищает и помогает страдающим ради Него.
претерпевый же до конца, той спасен будет
Это изречение заключает в себе троякий смысл: во-первых, что им нужна не только Его помощь, но и собственная твердость, чтобы добрые дела принадлежали не только Христу, но и Апостолам; во-вторых, – что не должно ослабевать: какая польза от начала, которое не имеет конца? В-третьих, – что даже до конца жизни их будут случаться опасности.
Следует удивляться Апостолам: каким образом, будучи посылаемы на столько и столь великие опасности, слыша, что вся вселенная им враждебна и что во всю свою жизнь они будут искушаемы, они, однако, не устрашились и не требовали освобождения от этих зол. Они повиновались, как послушные, Учителю и уповали, как верующие, на силу Пославшего. Зная, что проповедь веры будет иметь такую силу, что расторгнет и крепчайшую природную любовь, и что различные страсти будут побеждать взаимно друг друга, они еще больше ободрились и, воодушевившись несомненной надеждой совершить благое дело, выступили в числе двенадцати во всю вселенную, вместе с которой против них борется диавол со множеством своих демонов. И победили они, не убивая противников, но перечисляя их на свою сторону: подобных демонам они сделали подобными Ангелам.
Толкование Евангелия от Матфея.
Анонимный комментарий
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Прот. Иоанн Бухарев
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Лопухин А.П.
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Стих буквально повторяется у Марка 13:13 и Луки 21:17. (У последнего, впрочем, без последней половины, которая заменяется в 21:19 словами: “терпением вашим спасайте души ваши”). Указывается на предмет ненависти, но не указывается на ее причину. Другими словами, ненависть ко Христу начинается и продолжается как бы без всякой причины, только потому, что Он Христос. Одно только имя Его способно возбуждать во многих людях ненависть. Ясно, что тут есть какие-нибудь тайные причины, на которые Он не указывает прямо, но вполне понятные. Слишком высоки идеалы, слишком высоки требования, которые, как кажется на первый раз, неприложимы к жизни и проведение которых требует тяжкой борьбы. А где борьба, там и ненависть, которая отсутствует только разве в немногих случаях, не относящихся собственно к борьбе. Выражение “всеми” объясняют различно. По одним это выражение поставлено вместо “многими” (Феофилакт); по другим — это только популярное выражение всеобщей ненависти; исключения исчезали из виду (Мейер и Морисон). Ни то, ни другое объяснение, по-видимому, не могут считаться удовлетворительными. Выражение будет понятнее, если мы опять обратимся к представлению о борьбе, когда люди разделяются на два лагеря. Люди противоположного или враждебного лагеря и называются здесь “всеми”. Для них будет служить предметом ненависти даже только одно имя Христа. Дальнейшее выражение в греч. можно понимать двояко: “за имя Мое претерпевши до конца — он спасется”; или, как в русском: “будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевшие же” и проч. Если бы было первое, то артикль пред словом “претерпевший” заменен бы был артиклем пред “за имя Мое« (ср. 24:13). Выражение “до конца” объясняют также различно: конец страданий учеников, конец жизни, разрушение Иерусалима и проч. Но гораздо лучше объяснять, конечно, “до конца страданий”, потому что в этом, по-видимому, и заключается самая сущность дела. “Важно не начало, а завершение”, говорит Иероним.
Толковая Библия.
Троицкие листки
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Толкование Евангелия на каждый день года.
Четверг 11-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь Своим ученикам: претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: `вот, Он в пустыне, – не выходите; `вот, Он в потаенных комнатах, – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
Господь предупреждает, какие страшные времена наступят на земле вследствие отступничества людей от Бога. И призывает верных к мужеству: «Претерпевший же до конца спасется». Хотя многие соблазнятся и отпадут, всегда будут те, кто хранит до конца верность. Венцы славы Христовой будут для них воздаянием. Лучше умереть в свинарнике с гонимыми, вместе со священномучеником, «ложе свое между свиниями нечистыми имевшаго» (Канон новомученикам и исповедникам Российским), чем жить во дворце с гонителями.
И далее Господь говорит о разрушении Иерусалима и о Втором Своем Пришествии. Один план накладывается на другой: скорое разрушение Иерусалима, которое произойдет в 70-м году при императоре Тите, и бедствия в конце времен, которые завершатся Вторым Пришествием Христовым.
Господь говорит, что Евангелие будет проповедано во всем мире, «и тогда придет конец» – истина Божия и воля Божия должны быть возвещены всем. Через 30 лет после смерти и воскресения Христова проповедь апостолов достигла центра мира – Рима, и как говорит апостол Павел: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Даже гонение на первых христиан способствовало распространению Евангелия – вследствие рассеяния их по всему миру. Точно такое же действие будут иметь гонения на последних христиан. Только после всемирной проповеди Евангелия наступит конец – не ранее того. Слово Божие должно совершить свое дело в мире. Тайна Божия исполнится, и в мистическое тело Церкви войдет «число запечатленных» – «великое множество людей из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 8, 4, 9), и тогда придет конец.
Падение Иерусалима могло означать окончание одной эпохи и начало другой. Мерзость запустения, реченная через пророка Даниила (Дан. 11, 31) – будет подобна осквернению Храма Антиохом Епифаном, совершившим в нем жертвоприношение языческому богу Зевсу. Слово Христово о мерзости запустения скоро исполнится после осады Иерусалима Титом, но апостол Павел говорит о дальнейшем раскрытии этого пророчества, когда «человек греха в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). Осквернение святынь, которое мы пережили в минувшем столетии в нашем Отечестве, – только этап на пути этого дальнейшего раскрытия. Некоторые толкователи полагают, что слова «мерзость запустения, стоящую на святом месте» означают также падшее и недостойное священство.
«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» Для них голод и меч будут наиболее страшны. Для них спастись будет трудней, чем другим. «Еда мать оставит свое дитя», а бегство с младенцем будет недостаточно быстрым, и гибель настигнет их обоих.
«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Когда мы заранее знаем, какие беды грядут на нас, хорошо нам заранее запастись молитвами. Чтобы не случилось это зимой, когда холодно и коротки дни, и дороги развезло или замело, и неизвестно, хватит ли у нас сил одолеть все внешние преграды. Чтобы не случилось это в субботу. Господь показывает нам, как таинственна и глубока заповедь о почитании субботы, то есть воскресных и праздничных дней. Мы должны молиться, чтобы нам было дано хранить этот священный покой, чтобы в праздник Господень у нас всегда был праздник, и мы могли служить Господу без развлечения. Бегство зимой – трудно для тела, а бегство в субботу – для души.
Если бы эти бедствия продлились, они бы стали столь непереносимыми, что не спаслась бы никакая плоть. Господь не говорит: «Не спаслась бы никакая душа», ибо гибельное для плоти может быть спасительным для души. И среди всего этого ужаса мы слышим от Господа слово утешения: «Но ради избранных сократятся те дни». Во времена всеобщих бедствий Бог являет Свое благоволение к избранному остатку. Сокращение дней бедствий – дар Божий, часто посылаемый нам. Вместо того чтобы жаловаться, что наши скорби слишком продолжительны, мы должны бы благодарить Бога за то, что они не длятся за наши грехи всегда.
Среди небывалых испытаний мы призываемся к верности нашему Господу, остерегаясь лжемессий и лжепророков, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Ищущие Христа не должны устремляться в пустыни или потаенные места, и не слушать всякого, кто поманит их пальчиком, обещая показать, где находится Христос. Когда жизнь станет нестерпимой, мы должны возводить очи наши горе, ибо Господь наш – на небе, откуда мы ожидаем наше спасение.
Христа невозможно будет не увидеть – в отличие от лжемессий. Его явление будет подобно молнии – внезапным и освещающим все. «Ибо где труп, – говорит Господь, – там соберутся орлы». Бог предает отступивших от Него духовно умерших иудеев Своему праведному суду. Римские воины были орлы, и на их воинских знаменах изображались орлы. Одновременно Господь говорит, что когда мир вследствие утверждения в нем греха как нормы станет заживо гниющим трупом, тогда Сын Человеческий придет со славою Страшного Суда.
Толкование на От Матфея 10:22
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Матфея 10:22 / Мф 10:22
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Спастися, в обыкновенном употреблении сего слова, значит избавиться от опасности, от врага, от беды, от страдания, от смерти, от погибели. Так Ной посредством ковчега спасся от вод потопа, Лот бегством спасся от огня содомскаго. В высшем духовном разуме, спастися значит избавиться от врага диавола или от опасности подвергнуться его мучительству, сохраниться или очиститься от греха, как источника всех бед и страданий, освободиться от клятвы закона, связующей и поражающей грешника, избегнуть осуждения от вечнаго правосудия, быть безопасным от поглощения бездною, идеже червь не умирает, и огнь не угасает, где жизнь и безсмертие непрестанно убиваются смертию неумирающею. Кто таким образом спасется от всякаго зла: того жребием, очевидно, должно быть благо и блаженство.
Поелику в приспособлении оных к душе и жизни человека встречаются препятствия и затруднения; то, для устранения сих препятствий, и для препобеждения сих затруднений, вновь требуются некоторыя вспомогательныя средства. Одно из таких средств указуется нам изречением Господним: претерпевый до конца, той спасен будет. Спасется только тот, кто претерпит, и претерпит до конца. Следственно, вспомогательное средство спасения есть терпение, и притом терпение до конца.
Источник: Слово в день памяти прп. Сергия. 1850 г.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Если ненавидят нас ради имени Иисуса Христа, мы должны радоваться. Будем терпеть: только за терпение до конца обещано спасение. Значит, спасение — весьма важное дело, когда оно обещается как награда терпящим до конца.
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Феофилакт Болгарский (
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
«Всеми» вместо «многими», потому что не все ненавидели их, так как были и такие, которые принимали веру. «Претерпевший же до конца», а не в начале только, тот будет участником жизни вечной.
Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.
Евфимий Зигабен (
и будете ненавидими всеми имене моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет
и будете ненавидимы всеми имене Моего ради
Всеми, т.е. многими, потому что многие также любили их. И это идиоматизм Писания — употреблять «все» вместо «многие». Прибавив выше (ст. 18): Мене ради и здесь опять: имене Моего ради, сообщил им великое утешение и дерзновение, так как они были убеждены, что Он Сам защищает и помогает страдающим ради Него.
претерпевый же до конца, той спасен будет
Это изречение заключает в себе троякий смысл: во-первых, что им нужна не только Его помощь, но и собственная твердость, чтобы добрые дела принадлежали не только Христу, но и Апостолам; во-вторых, — что не должно ослабевать: какая польза от начала, которое не имеет конца? В-третьих, — что даже до конца жизни их будут случаться опасности.
Следует удивляться Апостолам: каким образом, будучи посылаемы на столько и столь великие опасности, слыша, что вся вселенная им враждебна и что во всю свою жизнь они будут искушаемы, они, однако, не устрашились и не требовали освобождения от этих зол. Они повиновались, как послушные, Учителю и уповали, как верующие, на силу Пославшего. Зная, что проповедь веры будет иметь такую силу, что расторгнет и крепчайшую природную любовь, и что различные страсти будут побеждать взаимно друг друга, они еще больше ободрились и, воодушевившись несомненной надеждой совершить благое дело, выступили в числе двенадцати во всю вселенную, вместе с которой против них борется диавол со множеством своих демонов. И победили они, не убивая противников, но перечисляя их на свою сторону: подобных демонам они сделали подобными Ангелам.
Источник: Толкование Евангелия от Матфея.
Анонимный комментарий
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Претерпевший же до конца спасется. Ибо многие начинают, но немногие заканчивают. Всегда сначала — любовь, а в конце — испытание. И никто не может претерпеть до конца за Бога, кроме тех только, кто ради Бога стал Божиим. Ибо все, что делается ради плоти, есть плотское, поскольку и сама плоть временна; но то, что делается ради Бога, то — вечно, как вечен и Сам Бог. Добрый исход есть сердце благой веры, ибо славно не начать какое-либо доброе дело, а закончить. Ибо начинание часто исходит от желания плоти, а завершение есть сила души. Ведь часто доброе дело побуждается плотской страстью, но без милости Божией оно не завершится. Если же ты обратишься к Богу, будешь Ему служить и вершить дела справедливости, то никогда не вспоминай об уже сделанном тобою, а помышляй о завершении. Ибо размышление о прошлых благих делах производит хвастовство, а размышление об [их] завершении — страх, ибо: Претерпевший до конца спасется.
Лопухин А.П. (1852−1904)
и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется
Стих буквально повторяется у Марка 13:13 и Луки 21:17. (У последнего, впрочем, без последней половины, которая заменяется в 21:19 словами: “терпением вашим спасайте души ваши”). Указывается на предмет ненависти, но не указывается на ее причину. Другими словами, ненависть ко Христу начинается и продолжается как бы без всякой причины, только потому, что Он Христос. Одно только имя Его способно возбуждать во многих людях ненависть. Ясно, что тут есть какие-нибудь тайные причины, на которые Он не указывает прямо, но вполне понятные. Слишком высоки идеалы, слишком высоки требования, которые, как кажется на первый раз, неприложимы к жизни и проведение которых требует тяжкой борьбы. А где борьба, там и ненависть, которая отсутствует только разве в немногих случаях, не относящихся собственно к борьбе. Выражение “всеми” объясняют различно. По одним это выражение поставлено вместо “многими” (Феофилакт); по другим — это только популярное выражение всеобщей ненависти; исключения исчезали из виду (Мейер и Морисон). Ни то, ни другое объяснение, по-видимому, не могут считаться удовлетворительными. Выражение будет понятнее, если мы опять обратимся к представлению о борьбе, когда люди разделяются на два лагеря. Люди противоположного или враждебного лагеря и называются здесь “всеми”. Для них будет служить предметом ненависти даже только одно имя Христа. Дальнейшее выражение в греч. можно понимать двояко: “за имя Мое претерпевши до конца — он спасется”; или, как в русском: “будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевшие же” и проч. Если бы было первое, то артикль пред словом “претерпевший” заменен бы был артиклем пред “за имя Мое« (ср. 24:13). Выражение “до конца” объясняют также различно: конец страданий учеников, конец жизни, разрушение Иерусалима и проч. Но гораздо лучше объяснять, конечно, “до конца страданий”, потому что в этом, по-видимому, и заключается самая сущность дела. “Важно не начало, а завершение”, говорит Иероним.
Погружение в Евангелие. День 14
Приблизительное время чтения: 14 мин.
У христиан есть замечательная традиция: брать на себя маленький «подвиг» на время поста. Например, перечитать Евангелие. Но перечитать мало, нужно его еще понять. Мы выбрали самое короткое – от Марка – и будем давать отрывок и толкование на него каждый день. Это чтение займет время дороги на работу, а если вы в эти дни остались дома на карантине — может стать полезным способом себя занять. Присоединяйтесь!
Тринадцатая глава Евангелия от Марка, которая полностью посвящена предзнаменованиям Апокалипсиса.
Почти вся эта глава (недаром получила она у библеистов такое название) – монолог Христа о конце времен, которому, однако, предшествует один эпизод, существенный для дальнейшего. При выходе из храма, то есть при множестве людей один из учеников предложил Ему взглянуть на камни и здания, явно с целью полюбоваться «достопримечательностью» и порадоваться. На что Христос сказал: «Видишь сии великие здания? всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». В дальнейшем эти слова стали основной для судебного преследования Спасителя мира.
Все очень по-нашему: Иисуса судили за то, что реальное пришествие Мессии оказалось совсем не похожим на то, которое себе навоображали, да так, что «начальникам народа» отводилось место весьма скромное, чтобы не сказать больше. Главным же для процесса было обвинение в терроризме: угроза разрушить храм. Ну, а поскольку для Пилата это все не было аргументом, в ход пошло заветное, шантаж политическим доносом: «Значит, ты не друг кесарю». Реагируя на смутные дела наших дней, полезно помнить, как оно было.
Точно так же полезно вспомнить один диалог из рассказов Честертона о патере Брауне. Культурный атеист (как раз не из тех, которые сейчас начали покрикивать о бассейне) говорит патеру, что с уважением относится к христианству – как же, как же, великая культурная традиция, такие соборы. На что патер отвечает, что если человек не понимает, что мы готовы срыть все наши соборы ради спасения одной души, то он ничего не понимает в христианстве. Увы, мы сейчас в основном ближе к ветхозаветной концепции «пусть лучше один погибнет ради народа. ».
Триумф смерти, Питер Брейгель Старший, ок. 1562 г.
Но после этого уже апостолы Петр, Иаков, Иоанн и Андрей (две пары братьев, между прочим) наедине спрашивают Христа, как «это» будет. И вот что Он говорит в ответ:
«Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это – начало болезней». Мы же так боимся физической гибели. а гораздо страшнее разруха и всеобщее озлобление. Вообще-то оно и сейчас имеет место, только все кажется, что это не так страшно, что страшно – это когда бомбы. А вот если прислушаться к этим словам Христа, то ясно, что Он говорит о том, что война – это страшный детонатор злобы, и разгул этой злобы хуже всего. Не об этом ли было сказано Им, когда Он призывал не бояться убивающих тело, – потому что они не в силах повредить душе? Но когда все барьеры опрокинуты и зло беспрепятственно разгуливает днем и ночью – это и есть погибель. Сразу после этих слов говорится о том, как вести себя при этом верным, потому что ясно, что ураган злобы обрушится именно на них:
Особого нашего внимания заслуживают слова Христа о ненависти, которую приходится выносить Его верным за Его имя. Слова очень точные и не дают возможности для истолкования их в смысл «за то, что мы хорошо живем», – нет, только за имя Христово, за свидетельство о Нем, за Благую Весть. И никаких предложений бороться с таким к себе отношением нет, более того: «претерпевший до конца спасется». А претерпевший означает ровно то, что означает: не отрекшийся и не озлобившийся, не избравший путь ответной агрессии как недостойный христианина.
И вот к чему следует отнестись предельно вдумчиво и предельно хладнокровно: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; а кто на кровле, тот не сходи в дом и не входи взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, не обращайся вспять взять одежду свою. Горе беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою. Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни».
Осмелюсь предположить, что очень значительная часть разговоров о конце света происходит от малодушия. Мир, лежащий во зле, идет к своему концу уже очень долго (по нашему счету), и когда придет – нам знать не дано. Это определяет Творец, а не Нострадамус и не майя – и никакие другие самопальные специалисты. Другое дело – достаточно ли серьезно мы «исчисляем» признаки? – думается, что нет. Для трезвости размышлений полезно вспоминать штопальную иглу из сказки Андерсена, которая при каждой неприятности (претерпевала она из-за гордыни) кричала, что не выдержит, что сломается, что она такая тонкая, такая хрупкая. а на самом деле выдержала даже тогда, когда ее переехала ломовая телега.
Значит ли это, что нам не следует думать о конце света? – нет, не значит, потому что рассказал же о нем Христос Своим ученикам, и очевидно для того, чтобы они это знание хранили. Но вот именно знание, а не домыслы, возникающие от того, что нервы ослабели.
Сказано, что признак конца – мерзость запустения, стоящая там, где не должно, и что об этом следует читать в книге пророка Даниила – и что? Как-то мало кто об этом вспоминает. Сказано о каких-то грозных и мгновенно наступающих бедствиях. Да, стихийные бедствия происходят, но увы! – подчас вызывают совершенно нечестивое удовольствие оттого что это не у нас, а у «них», а им так и надо, пусть вразумляются. Между тем у нас был Чернобыль. Вразумились? – как-то мало похоже. И Саяно-Шушенская ГЭС. И пожары 2010 г. Нет, мы – не Ниневия.
Но ведь в этой главе речь о глобальном бедствии, которого пока нет. Господь терпит. Так что главный смысл таких вот локальных бедствий – чтобы люди готовились в главном: чтобы учились вести себя достойно.
А вот с этим пока не очень. Административная беспомощность имеет место – не всегда и не везде, но имеет. Есть люди, готовые самоотверженно приходить на помощь – но есть и такие, которые способны наживаться на чужой беде. И вот в этом – весь ужас, сопряженный с ожиданиями конца света. М. А. Булгаков считал его атрибутом матерную ругань в темноте женскими голосами. Это мы уже имеем. И удивительное даже общее озлобление. И можем себе представить хаос и неразбериху городского хозяйства в минуты бедствия. И это все гораздо хуже бомбардировок.
Лжепророки поклоняются Зверю, миниатюра, Апокалипсис Буркхардта-Вильдта, 1290-е годы
. Для меня один из самых ярких и вдохновляющих эпизодов житий новомучеников – то, что когда преподобномученицу Елизавету Федоровну и великих князей сбросили в шахту, где они, искалеченные, должны были в муках умереть, она подползла к одному из своих собратий, чтобы перевязать его. Чтобы меньше страдал. Вот оно – чистейшее проявление любви о Господе, которое нам нужно иметь перед собой как пример.
Но ведь не в телесной целостности дело, хотя Христос говорит о сокращении времени бедствий как о милости. Дело в духовной стойкости. Об этом говорится дальше: «Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою. И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба».
Очень четко Господь нас предупреждает о том, что не стоит копаться в мелочах и не нужно усматривать крупицы того, что так хочется считать предзнаменованиями. Недаром Христос вообще очень осторожно (это еще мягко сказано) расценивает доказательность знамений и чудес! Второе пришествие, пришествие во славе рисуется как настолько грандиозное событие, что его невозможно будет принять ни за что другое, – вот поэтому-то и не следует принимать что-то другое за это пришествие. Именно от этого нужно беречься, потому что здесь ошибка – это неверность Христу. Иными словами – Господь позаботится о Втором пришествии, а нам следует заниматься собой, быть внимательными и добрыми к людям и хранить верность Христу.
Заключают эту речь Господа слова о том, как же относиться к срокам, – вопрос-то больной, недаром постоянно возникают вполне нечестивые стремления к тому, чтобы эти сроки самовольно определить. И вот, в нижеследующем отрывке сказано об этом все, что нам нужно и полезно знать:
«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что́ вам говорю, говорю всем: бодрствуйте».
Точно так же, как листья смоковницы – безошибочная примета лета, так и для Второго пришествия есть приметы бесспорные, в которых невозможно ошибиться. Только они и значимы, и больше ничего выдумывать не надо.
Конечно, много смятения в умы могут привнести слова о том, что «не прейдет род сей. ». Но если подумать, то он с тех пор ведь не прекратился, род человеческий-то. И вновь и вновь Христос разъясняет, что не нужно гадать о датах, что и Сам Он не знает сроков. Последний образ особенно впечатляет: наша жизнь должна протекать в постоянной готовности дать ответ. Это и называется бодрствованием.
В общем, чем меньше мы будем волноваться о сроках конца времен, тем легче будет идти ожидание – и тем достойнее мы этот конец примем. Не следует нам забывать к тому же, что этот конец означает начало жизни в Боге, поэтому он желанен.
Первые христиане восклицали в ожидании конца времен «Маранафа́!», что значит «Господь грядет!». Право же, страшиться встречи с Господом недостойно христиан.
Дальше — четырнадцатая глава (1-52). Из нее узнаем, зачем женщина вылила на голову Христа дорогое масло, как и где Спаситель установил Таинство Евхаристии и о чем Он просил своего Небесного Отца.