Прерванные действия запоминаются в 2 раза чаще чем действия завершенные
Эффект незавершённых отношений
Эффект незавершенного действия – это эффект Зейгарник. Кто такой Зейгарник? Блюма. Ну и имечко, скажете вы. Действительно. Зато – женщина. Это советский психолог, основательница патопсихологии, проверяющая в своё время гипотезу Курта Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Блюма родилась в СССР, уехала учиться в Берлин, вышла замуж за Альберта Зейгарника и в 1931 году вернулась назад на Родину. Как это не ново – в 1940 году был арестован и осужден «на 10 лет без права переписки» её муж, а она осталась практически без поддержки с двумя сыновьями. Так вот об опыте.
Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решить ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти.
Эффект незавершенного действия зависит от многих переменных: возраста испытуемых, отношения числа завершенных задач к числу незавершенных, времени решения каждой задачи, относительной трудности задач, отношения субъекта к прерванной деятельности, его заинтересованности в выполнении задания и т. д.
Было доказано, что при адекватной самооценке эффект незавершенного действия соблюдался, а при повышенной или пониженной — нет. Несмотря на большой экспериментальный материал, эффект незавершенного действия не имеет окончательного теоретического объяснения.
Но лично моё мнение – одно дело незавершённые математические задачи и эффект от их незавершенности, и совершенно другое – отношения между мужчиной и женщиной в свете «незавершённые отношения».
Вот что я нашла в сетях интернета у разных психологов, вероятно, их, так же, как и меня, беспокоил «Зегарник».
ПРИМЕР №1
Я рассталась со своим мужчиной больше года назад. Отношения исчерпали себя, начались ссоры и обиды. Я собрала вещи и ушла, а вскоре уехала в другой город. Больше мы не встречались. Я совершенно не жалею о том, что мы разошлись, но вот что меня беспокоит: очень часто вспоминаю о нём, думаю. То кажется, что на улице вижу, то ночью снится. Я совершенно не хочу к нему возвращаться, но не понимаю, что тогда со мной происходит.
СОВЕТ: Попробуйте написать письмо этому мужчине (можно не отправлять) – в котором поблагодарите за всё хорошее и выразите сожаление о том, что получилось не так, как хотелось бы. Ведь Вы ушли, как я поняла из письма, «по-английски», не попрощавшись и не объяснившись, а теперь мысленно возвращаетесь к нему для чего-то. Возможно, именно для этого последнего, завершающего объяснения.
СОВЕТ: Чтобы спасти себя от такой умственной жвачки, нужно срочно сосредоточиться на НОВИЗНЕ: новых людях, новых сферах знания, новых местах, новых впечатлениях. И обогащать свой внутренний мир новым порядком. Тогда в душе вместо тоски и обиды будут чаще находиться удовольствие и интерес.
МОИ ДОПОЛНЕНИЯ: Друзья мои, больше удовольствий! Больше радуйте сами себя! Срочно идите в магазин, купите себе новую блузку, ожерелье из жемчуга или сумочку из замши. По дороге домой зайдите в ресторанчик или гирусную – закажите себе вкусную еду. Перед входом в квартиру – поиграйте во дворе в мяч с мальчишками: футбол или волейбол. И не важно, что вы на 30 лет их старше, важно, что вы доставляете сами себе счастье. Как умеете. Делаете то. Что любите и что хочется!
«Все проходит,
но, ничто не остается
не замеченым, поэтому –
всё возвращается».
ПСИХОЛОГ: Все имеет свое начало, середину и завершение – таков цикл. На физическом плане, это можно увидеть, пощупать, но вот на тонком, эмоциональном плане, довольно тяжело увидеть эти процессы. И порой кажется, что все отдал бы, лишь бы узнать – что же происходит на самом деле?
ПРИМЕР №2
Я была замужем и встретила человека, который поразил меня с первой встречи. Он тоже был женат и мы оба, ничего друг другу не объясняя, бегали друг от друга, как умели. На самом деле нас тянула друг к другу какая-то магическая сила. Я думала, что это кармическая связь. Он же, думал иначе, хотя и видел, что происходит. Вот уже 20 лет мы мучаем друг друга и с переменным успехом то расстаёмся, то вновь сходимся. Мы соримся и миримся, мы как на качелях – вверх, вниз… Я очень устала, но конца края не вижу. Меня по прежнему колотит, когда я его вижу, а он говорит так: «Любовь в жизни не главное, главное – жизнь…»
ПСИХОЛОГ: Я не встречал ничего более важного в этой жизни, чем отношения. Даже деньги не существуют без отношений. Все потребности человека вертятся вокруг этого слова – ОТНОШЕНИЯ. Если отношения несут в себе чувственный, эмоциональный характер, то это определяет некую важность, значимость. На фоне значимости, обретается смысл.
МОИ ДОПОЛНЕНИЯ: Я изучала психологию в ПГПИ, и писала курсовую по одной из тем «Отношения». Я знаю, о чём говорю, потому что по курсовой, я получила твёрдую пятёрку. Затем я взялась писать дипломную работу, защитила её и, видя свой успех в глазах комиссии, радостно вышла из кабинета. За мной выбежал наш декан, и он сказал: «Тебе нужно срочно защищать диссертацию по психолгии. Я помогу». Так вот. Дополняю психолога: отношения тоже развиваются по циклу, они имеют начало, середину и завершение. Так, во всяком случае, должно быть, но редко какие отношения имеют середину, и тем более – завершение. Все потому, что не известно, где, в какой момент, в какой точке они завершаются. Если человек говорит: — «все, наши отношения завершены», то это не совсем так! Память про отношения остается, а значит, человек в каком-то смысле продолжает контактировать с другим человеком. На ментальном уровне.
ПСИХОЛОГ: Совершенно верно, если отношения сопровождались сильными эмоциями, к примеру, будь-то – любовью или обидой, или и то, и другое, то такие отношения часто остаются незавершенными, и отнимают у человека много энергии.
МОИ ДОПОЛНЕНИЯ: По поводу примера №2 – можно не поддерживать отношения на протяжении нескольких десятков лет, и по-прежнему, в каком-то смысле, оставаться в отношениях. Попытки забыть, или «выбросить из головы», никакого результата не приносят.
ПСИХОЛОГ: Причиной тому является стремление организма к гармонии, к завершению цикла, и часто происходит так, что многое остается недосказанным, недоделанным, не услышанным, а потребность в этом остается. Когда возникает потребность, которая не удовлетворяется, а значит, не завершается, на концентрирование внимания на эту потребность, уходит много сил и энергии.
СОВЕТ: А что, если этих незавершенных действий несколько десятков? Представляете, какое разрушение идёт?
Многие болезненные симптомы происходят именно из-за незавершенных отношений, или действий. Поэтому, знать, почему действие или отношения не завершаются, и что с этим делать – просто необходимо.
МОИ ДОПОЛНЕНИЯ: Кстати, все болезни не только от нервов. Все болезни – от незавершённых отношений.
ПРИМЕР №3
Как-то на приеме у меня был парень, который испытывал в последнее время сильные боли в области затылка. В процессе терапии, он вспомнил, что несколько лет тому назад, на него напали, и разбили голову бутылкой, от чего он потерял сознание. Дальше, я узнал, что осталось у этого парня незавершенное действие по отношению к нападавшим. Он хотел отомстить. Мы проиграли эту ситуацию с завершением. Боли у него прошли, и больше не возвращались.
ПСИХОЛОГ: На самом деле, примеров можно привести много, но очень интересно, почему действия не завершаются, и что этому препятствует.
Можно говорить о том, что чувства обиды, злости, ненависти, мешают людям сблизиться и выяснить отношения. Как правило, это сопровождается такой игрой в виноватого и обидчика: раз я обижаюсь, злюсь, значит, ты виноват! А раз ты виноват, значит ты не прав, а я прав!
Заметил, что у очень многих людей, чувство важности и правоты – превыше всего. Они умудряются на различные уловки и манипуляции с людьми, дабы ухватить, хоть кусочек — «Я ПРАВ»! Как в одной из телереклам моющего средства: — «дочка, я всегда права»!
МОИ ДОПОЛНЕНИЯ: Между прочим, можно наблюдать наличие большого количества энергии, которое не направленно на действие, а значит – подавляется. Подавление действия, одна из причин психосоматического заболевания.
ПСИХОЛОГ: Переходим к конкретике и отвечаем на вопрос – почему действия завершить не удаётся?
1. Нет опыта завершения отношений.
Выделяют три фазы контактирования: предконтакт, контакт, постконтакт. Эти фазы выглядят следующим образом; вы захотели мороженое, и идёте в магазин, — это предконтакт. Вы купили мороженое, и едите его, — это контакт. Вы утолили голод, и больше не хотите мороженого, и чувствуете насыщение им, — это постконтакт.
Отношения с людьми развиваются по похожим фазам, только редко кто проходит их полностью. Встречаются люди, которые минуя фазу предконтакта (знакомство, постепенное развитие отношений), вступают прямо в контакт (сексуальные связи, дружбу).
Есть люди, которые минуя фазу постконтакта (завершение), обрывают отношения на фазе контактирования или предконтакта. В таком случае, такой человек будет всегда «обрываться». Примером послужит то, что многие люди попросту не завершают начатое дело, или дело, которое осталось только довести до конца.
Фазы развития отношений, берут свое начало в детстве. Когда не сформировался опыт завершения отношений с матерью (примерно 2,5 – 3,5 года, период отделения от матери), тогда можно и говорить об отсутствии опыта завершения отношений.
Большой сложностью является завершение отношений с человеком, который умер. Много остается недосказанных слов, много остается незавершенных действий. Фаза горевания в лучшем случае длится один год, но редко кто способен прожить эту фазу полностью. Причин тому может быть много.
На сеансах психотерапии, в максимально допустимой форме, возможно завершить отношения с человеком, который умер. Это довольно продолжительная процедура, но возможна.
4. Сублимация.
Сублимация — перенаправление импульсов в более доступную, или социально приемлемую деятельность.
Часто, из невозможности завершения деятельности, человек перенаправляет свою энергию на более доступное действие. В таком случае, лиса, из предыдущей классификации, предпочтёт утолить жажду, выпив воды из лужи, так как виноград для нее не доступен. Только ситуация с виноградом остается не завершенной. Человек, подобно лисе, может предпочесть съесть салат, когда на самом деле, испытывает потребность в шоколаде.
ЗАПОМНИЛИ? Хотели ШОКОЛАД, а съели САЛАТ. Так нельзя!
Завершение отношений через сублимацию, встречается довольно часто, и является бичом отношений. Примером может послужить тот феномен, когда для завершения одних отношений, человек использует другие. Выбирает объект отношений, по похожим характеристикам и качествам (но не обязательно). В любом случае, такие отношения через сублимацию никогда не удается завершить в полной мере.
5. Страх ответственности.
Именно страх ответственности во многом мешает завершить ситуацию. Действительно, после завершения отношений, много неизвестности, и за это, как и за свою жизнь, необходимо брать ответственность. Но почему необходимо, если можно и оставаться «в стороне». Тогда, предпочтительнее не завершать отношения и начатые дела.
6. Страх ошибиться.
Часто встречается, что мышление у человека – проблемно, т.е., его мысли направлены на негативный результат. Прокручивая в фантазиях негативное завершение ситуации, человек, таким образом, блокирует свое действие, не завершая его.
— «А что, если ничего не получится»?
— «Что обо мне скажут люди, если ничего не получится»?
Многих людей ошибки не останавливают, а побуждают к более усердному труду и стараниям.
Пример: выдающийся ученный Т. Эдисон, за один год провел более шести тысяч опытов, перед тем, как создать первую электрическую лампочку. Проделал примерно 59 тыс. опытов, которые помогли ему создать щелочной аккумулятор. Из опыта своей жизни знаю, что страх существует в бездействии, и уходит, когда страх реализуется в действии.
Если, к примеру, вы съели часть мороженого, и потом, у вас пропал аппетит, то вовсе не обязательно его доедать, чтоб завершить действие. Действие завершено тогда, когда оно не несет в себе эмоциональный характер.
Дети виртуозно справляются с незавершенными действиями и отношениями, проигрывая их в ролевых играх и фантазировании, рисовании, и телесных контактах. Они спокойно «отпускают» мыслительный контроль, и позволяют своему воображению проигрывать невероятные сцены.
Многие же взрослые люди, научились только загонять свои переживания в симптомы, оставляя за собой незавершенные отношения.
Мари Шансон, Мюнстер, 5. 05. 2018 г.
Соавторство: Андрей Букшук, психолог из Москвы.
Эффект Зейгарник: психология незавершенного действия
Эффект Зейгарник – психологический феномен, который был открыт в одном берлинском кафе. До наших дней он активно используется в гештальт-терапии и для повышения продуктивности. Описывая особенности психологических процессов, развивающихся в случае отсутствия логического завершения дела, эффект Блюмы Зейгарник помогает объяснить природу таких чувств, как тревога и вина.
Сталкивались ли вы когда-либо с неприятными ощущениями в отношениях, когда диалог уже закончен, но его развитие в мыслях продолжается? Или может трудность, давно оставшаяся в прошлом, до сих пор навеивает страх и не дает покоя? Такие ситуации в психологии обозначаются незавершенным гештальтом и представляют собой яркие примеры эффекта Зейгарник.
Блюма Зейгарник и ее важное открытие
Открытие этого интереснейшего эффекта незавершенного действия было совершено советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник еще в студенчестве. Общаясь в кафе со своим дипломным руководителем Куртом Левином, она обратила внимание на особенности поведения одного официанта. Он обслуживал клиентов без ручки и блокнота, которыми остальные сотрудники активно пользовались.
Вместе со своим наставником она подозвала официанта к себе и попросила вспомнить, какие блюда заказывали посетители за соседним столиком. Он без труда перечислил немалый список, не упустив ни один пункт. Затем Блюма и Курт спросили его о заказе посетителей, уже расплатившихся и покинувших кафе. И тут официант не смог вспомнить ни одного блюда, хотя до этого передал повару заказ абсолютно точно.
Этот случай очень заинтересовал студентку. Находясь в поисках объяснения феноменальной памяти сотрудника кафе и ее мгновенного «отключения», она и сделала удивительное открытие. Оказывается для человека завершенные и неоконченные дела имеют разную значимость. Она развивала и изучала эту идею, позднее признанную официальной психологией и названную в ее честь – эффект Блюмы Зейгарник.
В чем заключается психологический феномен Зейгарник?
Если говорить кратко об эффекте Зейгарник, он сводится к объяснению влияния незавершенного действия на состояние человека. Не доводя до конца выполнение задачи, люди не могут успокоиться и расслабиться. Примером может послужить важный разговор с супругом, прерванный кем-то на середине. Отсутствие договоренности приводит к напряжению и неопределенности в отношениях. Человек не может расслабиться и переключиться на другие дела, мысли о беседе постоянно всплывают в памяти.
Опираясь на свои наблюдения, вот что пишет по этому поводу Блюма Зейгарник в книге «Патопсихология»: «При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, создается некая аффективная активность (в терминологии К. Левина, «динамическая система»), которая проявляет себя в другом виде деятельности – в данном случае в воспроизведении».
Говоря кратко о том, как именно разворачивается эффект Зейгарник, в психологии обозначают следующую последовательность:
По своей природе человек устроен таким образом, что комфорт и ощущение удовлетворения испытывает только от решения задания и завершения рабочего процесса. Детальнее об этом рассказывает такое направление, как гештальтпсихология.
Закрытый гештальт и его место в эффекте Зейгарник
Открытие эффекта Зейгарник в психологии стало одной из отправных точек в формировании основных принципов благополучия в направлении гештальт (нем. Gestalt – целостный образ). Они сводятся к завершенности и целостности, которые создают базовые предпосылки для ощущения удовлетворения личностью.
Основой для такого убеждения служит особенность психики, заключающаяся в том, что она способна переводить в опыт только законченные дела. То есть, расслабление в ней наступает лишь после того, как сформируется завершенный образ задачи или ситуации. Отсутствие его логического окончания влечет за собой вытекание энергии в волнующем человека направлении. Продолжительное вытекание и напряжение становятся причиной невроза и других проблем со здоровьем. Такое состояние обозначают в среде специалистов как «открытый гештальт».
Когда ситуация доходит до своего логического завершения, напряжение в памяти, согласно эффекту Зейгарник, уходит, освобождая место для приятных ощущений. Но не стоит надрывно пытаться самостоятельно достичь такого результата, ведь порой закрыть гештальт своими силами просто невозможно. Например, когда выбор в прошлом уже сделан, изменить его и появившиеся последствия, которые не дают покоя, невозможно. В таком случае человеку окончательно поможет только специалист, используя разные методы завершения образа (игровые и другие).
Экспериментальное исследование эффекта Зейгарник
Для подтверждения или опровержения обнаруженного феномена Блюма вместе со своей сокурсницей Марией Овсянкиной организовали специальный эксперимент. В ходе его проведения перед испытуемыми были поставлены разные интеллектуальные задания. Среди них были головоломки, арифметика, лепка из глины и сборка зданий из картонных коробок.
В ходе эксперимента испытуемых периодически обрывали, не давая закончить какое-то задание. Им говорили, что время на его выполнение исчерпано и подталкивали перейти к следующему. После завершения эксперимента участников просили вспомнить и описать задачки, которые требовалось решить. В 90% случаев озвучены были именно те задания, которые не были доведены испытуемыми до конца. Это подтвердило предположение Зейгарник о том, что незаконченные дела получают в нашем сознании особый статус и полностью не могут быть забыты до момента завершения.
Как используется эффект Зейгарник в наше время?
Этот психологический феномен успешно применяется современными СМИ и рекламными агентствами. Именно на нем основано желание досматривать до конца сериалы. Причем даже в тех ситуациях, когда сюжет не особо соответствует личным интересам человека, желание построить целостный образ происходящего в сознании подталкивает к просмотру очередных серий.
Умело играя на значимости незавершенных дел, маркетологи подводят нас к переходу в Интернете на нужную страницу с предложением услуги или товара. Например, они создают баннер с объявлением, прерывающимся на самом интересном месте. Зачастую сложно устоять и не дочитать предложение до конца.
В личной жизни этот эффект также находит свое место в развитии отношений. Например, когда после знакомства заинтересовавшиеся влюбленные вынуждены резко расстаться, часто они подолгу не могут забыть друг друга. Вспыхнувшие в них чувства не нашли ни подтверждения, ни разочарования. Они повисли в сознании некой неопределенностью, не позволяющей успокоиться и оставить мысли о другом человеке в прошлом.
Книги, рассказывающие об эффекте Зейгарник
Больше информации о проявлении этого психологического феномена в жизни, а также об исследованиях вокруг него можно узнать из тематической литературы:
Заключение
Эффект Зейгарник отражает повышенную значимость неоконченных дел в сознании человека. Он помогает понять, почему часто они не дают возможности обрести спокойствие и оставить некоторые события в прошлом. Предупреждает, что начало нового дела сопровождается появлением напряжения в памяти. Отсюда следует вывод, что не стоит стремиться к многозадачности, ведь каждая цель требует достаточной энергии для ее достижения. В противном случае можно подвергнуться избыточным переживаниям и не рассчитать нагрузку на нервную систему.
Эффект Зейгарник или что значит «закрыть гештальт»?
Вы когда-нибудь сталкивались с ощущением, что ситуация или проблема, произошедшая с вами в прошлом, преследует вас до сих пор? Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.
Классический эксперимент Б. В. Зейгарник
Курт Левин всегда любил неформальное общение со своими студентами и часто играл с ними в так называемую «игру-поиск». Однажды, обедая в кафе со своими учениками, среди которых была и Блюма Вульфовна Зейгарник, он обратился к официанту с просьбой вспомнить заказ, который только что сделали несколько клиентов за соседним столиком. Официант без труда перечислил все заказанные ими блюда. Тогда Левин попросил проделать то же самое, но с заказами клиентов, которые уже расплатились и ушли из кафе. Молодой человек не смог вспомнить ни одного блюда, объяснив это тем, что клиенты уже рассчитались, и поэтому их заказы уже не приоритетны для него. Эта ситуация послужила поводом для предположения, что незаконченные действия или ситуации мы помним гораздо лучше, чем уже завершившиеся.
Широко используемые результаты классического эксперимента Зейгарник (1927) утверждают, что прерванные действия или ситуации действительно приобретают некоторый особый «статус» в памяти. В эксперименте участникам было задано около 20 задач. Эти задачи включали арифметику, головоломки, а также использование навыков моторики рук, включая строительство «зданий» из картонных коробок и создание глиняных фигур. В ходе выполнения этих заданий процесс прерывался, прежде чем участники успевали завершить действие и были вынуждены отложить его. Прерывание происходило, «когда объект выглядел наиболее погруженным в работу». В результатах эксперимента сообщалось, что это произошло, когда субъект обнаруживал, как должна быть решена проблема, но еще не предвидел окончательного результата.
Участникам было разрешено завершить вторую половину задания.
После выполнения всех задач испытуемым было предложено сообщить обо всех проблемах с использованием метода свободного отзыва. Зейгарник обнаружила, что незавершенные задачи были приведены в качестве примера проблем с выполнением на 90% чаще, чем завершенные. Зейгарник пришла к выводу, что существует значительное преимущество сохранения в памяти прерванных задач, по сравнению с теми, которые были решены. Хотя теория об «особом статусе» неразрешенных проблем в памяти является привлекательной, результаты эксперимента Зейгарник кажутся несколько противоречивыми.
Любое мемориальное преимущество в эксперименте Зейгарник должно коррелировать с законченными задачами, поскольку участник логически, в среднем, должен тратить больше времени на законченную задачу. Но, все же, используя меньше времени на обработку прерванных заданий, участники вспоминали их чаще.
Зейгарник объясняла этот эффект с точки зрения мотивационных факторов, предполагая, что когда объект намеревается выполнить требуемые операции по одной из задач, возникает «квази-потребность» завершения задания. Таким образом, «преимущество» прерванных задач должно быть обусловлено продолжением этой квази-зависимости, которая мотивирует человека на поиск решений, касающихся незаконченных задач.
С тех пор было предложено учитывать дополнительные социальные, мотивационные и личностные факторы в вариациях и модификациях оригинального эксперимента.
Богославский и Гатри (1941) предположили, что напряженность, которая присутствует во время решения проблемы, увеличивает запоминаемость проблемы.
Однако в других исследованиях были обнаружены расхождения с результатами оригинального эксперимента.
Розенцвейг (1943) выдвинул гипотезу о некой форме репрессии, чтобы объяснить расхождение с результатами Зейгарник. В исследовании, которое он провел, испытуемым было сказано, что задачи состоят из теста на интеллект. И в этом случае участники более полно помнили завершенные задачи, чем те, которые остались нерешенными. Розенцвейг объяснил это защитной реакцией мозга, при которой человек желает быстрее вытеснить ситуации или действия, характеризующие его как глупого, неуклюжего, неуместного и т.д. Другие ученые предложили факторы, связанные со стрессом (Гликсмен, 1949), индивидуальными различиями (Аплер, 1946) и субъективной усталостью для учета расхождения между их результатами и оригинальным экспериментом Зейгарник. Использование теорий, основанных на социальных, мотивационных и других, связанных с личностью переменных, были приняты с ограниченным успехом.
Такие теории не смогли объяснить многочисленные, казалось бы, противоречивые выводы.
Более высокая степень успеха может быть достигнута при попытке объяснить оригинальные результаты Зейгарник и некоторые последующие эксперименты с точки зрения когнитивной модели решения проблем. Пересмотрев эффект Зейгарник в плоскости современных теорий проблемных представлений, целей и контекстных эффектов, возможно, мы можем объяснить обстоятельства, при которых эффект будет иметь место.
Модификации эксперимента Б. В. Зейгарник
Изучая когнитивные факторы, многие ученые пытались объяснить как первоначальный эффект, так и различные исследования, которые порой не повторяли оригинальный эксперимент.
Одними из таких ученых стали сотрудники университета Колорадо.
В первом эксперименте они попытались сопоставить методы, использованные Зейгарник (1927 г.). Однако одним из необходимых изменений было использование только ментальных задач, без вхождения в структуру исследования задания, связанного с моторикой рук. Субъектами стали 39 студентов (25 женщин и 14 мужчин) из Мичиганского университета. В этом исследовании использовались задачи с двадцатью словами, в том числе математические, логические и аналитические (Мослер, 1977). Все они были разбиты на отдельные группы и требовали для успешного решения от 15 секунд до четырех минут. Каждая задача была представлена на отдельном листе бумаги и имела свое краткое название, например, «Мост».
Следующим этапом была субъективная оценка при помощи шкалы. По каждой ранее приведенной задаче испытуемым было предложено оценить, насколько они уверены в том, что их ответ был верным.
Субъектам были предоставлены следующие инструкции: «у вас будет ряд заданий. Пожалуйста, работайте быстро и точно. Не решайте задания интуитивно: попробуйте все проанализировать и дать четкий ответ. Как только вы заканчиваете одну задачу – вам тут же предоставят следующую. Не беспокойтесь, если вам не удастся закончить решение».
Следуя этим инструкциям, испытуемым были представлены две первые задачи. Одна была простой, и каждый участник завершал ее в течение периода между 30 и 210 секундами. Вторая была достаточно сложной, и каждого испытуемого успешно прерывал экспериментатор между 15 и 60 секундами. Экспериментатор следовал этой схеме на протяжении решения всех 20 тестовых заданий. Задачи теста были представлены в одном случайном порядке для всех испытуемых.
Сразу же после окончания выполнения всех 20 заданий участников попросили написать о заданиях, которые они могли вспомнить. Также экспериментатор просил отметить, насколько правильно участники решили каждую задачу, которую они смогли вспомнить, исходя из субъективной оценки корректности.
Результаты показали, что участники практически одинаково хорошо вспоминали как незавершенные задания, так и задания, которые они успели выполнить, и были абсолютно уверены в правильности их решения.
Был сделан вывод, что уверенность относительно того, как хорошо участники справились с задачей, формирует чувство удовлетворения.
Также выяснилось, что свободное запоминание выполненных задач немного лучше, чем запоминание прерванных задач. Однако это неудивительно, учитывая, что субъект тратит значительно больше времени как при верном решении задания, так и при ошибочном, по сравнению с временным отрезком, который тратится на выполнение прерванной задачи.
В другом исследовании американский психолог Джон Аткинсон сосредоточился на мотивационных аспектах завершения задачи. Он также обнаружил подтверждение эффекта Зейгарник, но отметил, что на запоминание незавершенных задач также влияют индивидуальные различия между участниками. Аткинсон пришел к выводу, что те субъекты, которые подошли к задачам с более высокой мотивацией к их выполнению, пытаются решить как можно большее их количество и, соответственно, число незавершенных задач при условии лимита времени увеличивается. Напротив, если участник был менее мотивирован, статус невыполненной задачи был менее интересен для него и, соответственно, менее запоминающимся (Аткинсон, 1953).
Еще одним вариантом классического эксперимента стало исследование М. Овсянкиной относительно желания испытуемых вернуться к завершению прерванной задачи.
Левин, ознакомившись с результатами этого исследования, сначала был возмущен, почему взрослые люди возвращаются к выполнению бессмысленных и глупых задач, таких как простое складывание фигур. Но затем он пришел к заключению, что эмоциональное и психологическое напряжение, возникающее в ситуации решения любой по сложности задачи, должно быть снято, иначе наше сознание постоянно будет нас возвращать к этому незавершенному действию. Именно такую «заряженную» или напряженную систему Левин называл «квази-потребностью» или намерением что-то сделать в данный момент, что, по его мнению, отличалось от истинной потребности, существующей постоянно в сознании человека.
Понятие «закрытого гештальта»
Фундаментальная работа Зейгарник, основанная на эксперименте, стала одной из точек отсчета в формировании основного гештальт-принципа – завершенности и целостности. Основываясь на концепции К. Левина, Зейгарник объясняла полученные ею результаты следующим образом: прерванная задача или действия приводят к возникновению психологического напряжения у субъекта. Для того, чтобы произошла разрядка, субъект стремится к завершению той или иной задачи, то есть пытается сделать образ или воспоминание полным, законченным, пришедшим к логическому завершению. Понятие незавершенной задачи часто использовалось гештальт-психологами как аналог незаконченной перцептивной и когнитивной задачи, понятие которой ввели Перлз и Шепард.
Исходя из разработанных теорий и проведенных исследований, психологи все чаще стали использовать гештальт-принцип по отношению к ситуациям. Понятие «закрытого гештальта» приобрело окраску незавершенной эмоциональной или поведенческой реакции человека в определенной ситуации. Стали появляться предположения, что люди склонны «застревать» в событиях или переживаниях именно из-за открытого гештальта. К примеру, ситуация, произошедшая с человеком, имела для него неудовлетворительный финал. Напряжение, возникшее вследствие этого, имеет постоянный характер и не снимается эмоциональной разрядкой, поскольку человек не может изменить уже сложившиеся обстоятельства. Однако, существует один из парадоксальных принципов гештальт-терапии, который гласит, что ситуация или событие могли быть прерваны из-за механизма избегания как защитной реакции сознания. Событие могло быть психотравмирующим, и его переживание заставило человека «уйти» от действий, необходимых для завершения и последующей интериоризации. Но субъект постоянно прибегает к одним и тем же действиям, незавершенным в прошлом, склонен к фантазиям и раздумьям о былой ситуации, повторяет одни и те же сценарии действий в параллельных ситуациях в настоящем времени.
В завершение, стоит отметить, что сама Б. В. Зейгарник никогда не занималась гештальт-терапией и не имела к этому никакого отношения. Однако ее исследования активно используются до сих пор психотерапевтами и психологами самых различных направлений. Ведь именно результаты ее эксперимента позволили сделать вывод, что личность человека постоянно стремится к завершению ситуаций или задач. Прерывание таких действий способно вызвать психологическую напряженность и вполне может сформировать невроз.
Список литературы:
Автор: Чечко Ирина, психолог
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter
Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!