Преподавание английского методики с чего начать без опыта
6 вещей, которые надо помнить при работе с репетитором по английскому
Приемы, которые помогут выучить язык быстрее и эффективнее
Но уроки с преподавателем — не волшебная пилюля. Даже с таким, у которого множество положительных отзывов и престижных сертификатов. Это лишь один из инструментов обучения, которым надо уметь пользоваться, чтобы получить максимальную пользу.
Я преподаю английский 15 лет, нанимала и тестировала специалистов для собственной языковой школы. Кроме того, я фанат изучения иностранных языков, поэтому десятки раз подбирала для себя репетиторов.
За это время я выработала принципы для поиска и оценки преподавателей. Расскажу на примере английского, но большинство приемов и принципов относятся к изучению любых иностранных языков.
Подбирайте преподавателя под конкретные задачи
Самый хороший преподаватель бесполезен, если его методы или навыки не совпадают с вашими целями. Поэтому, перед тем как начать искать репетитора, определите, чего вы хотите — чем точнее, тем лучше.
«Выучить английский», на мой взгляд, слишком абстрактная цель. Очень часто у людей, с которыми я работаю, есть желание таким образом закрыть гештальт и поставить галочку, но это не к преподавателю.
Для конструктивной работы сузьте запрос, решив, для чего вам нужен язык. Например:
Даже эти примеры охватывают много разных аспектов, можно сузить сильнее. Определение конкретной цели поможет и вам, и преподавателю. Скажем, подготовка к международному экзамену обычно заточена под формат этого экзамена, репетитор по TOEFL не подготовит к IELTS, и наоборот.
А то же аудирование можно подтянуть и самостоятельно с помощью «Ютуба» или подкастов — и вообще не тратиться на репетитора.
Оценивайте знания преподавателя
Всегда стоит начинать знакомство с преподавателем с пробного урока. Он может быть платным, бесплатным или укороченным — в зависимости от преподавателя и конкретной платформы. Стоит только предупредить, что вы отбираете преподавателей и дадите окончательный ответ после того, как познакомитесь со всеми кандидатами. Не бойтесь отказывать: преподавателей европейских языков и английского в частности действительно много.
Оценить преподавателя, особенно если почти не знаешь язык, непросто. Но есть несколько факторов.
Международные сертификаты и отзывы. Как правило, они есть у большинства хороших специалистов — чем свежее, тем лучше.
Сертификаты — не только стандартные IELTS или TOEFL, но и специальные преподавательские дипломы вроде Delta и Celta. Ориентируйтесь на уровень Advanced или Proficiency (С1 или C2), ниже B2 опускаться не стоит. Зачастую большие языковые центры нанимают людей, которые знают английский едва ли выше среднего, и бросают их на базовые группы.
Вместе с тем не зацикливайтесь на сертификатах — почитайте отзывы учеников или блог преподавателя, если он есть. Когда не надо готовиться к конкретному международному экзамену, вполне подойдет преподаватель и без сертификатов, но с опытом.
Способность объяснять. Хорошее владение языком не гарантирует, что преподаватель сумеет передать знания. Это касается и носителей: они хоть и говорят на языке с рождения, не всегда знают правила и не могут доступно их разъяснить.
Хорошее объяснение ни с чем не спутать: оно выстраивает ясную картину. У меня в запасе два варианта:
Когда я тестировала сотрудников в свою языковую школу, то, как правило, просила рассказать о Present Perfect или условных предложениях. По моему опыту, понимание этих тем дается русскоязычным студентам с неизменным трудом.
Обе темы — основы основ и одновременно большая проблема для многих обучающихся. Любой опытный педагог объяснял их сотню раз, и то, как он будет работать с темами, — это срез его опыта, тактик, методик и подачи.
Симпатия и личный контакт. Не краеугольный камень, но они помогают сделать обучение эффективнее. Далеко не все зависит от учителя, ведь процесс обоюдный. Напротив, большая часть ответственности лежит именно на ученике. Важно, чтобы наставник вдохновлял примером, увлеченностью, специально подобранными заданиями, а работа приносила приятные эмоции. Даже если педагога рекомендовали надежные люди, доверьтесь собственным ощущениям: если вам некомфортно, не мучайтесь.
Как победить выгорание
Помните, что преподаватель может что-то не знать
Это нормально. Преподаватель-носитель часто не знает правил, по которым надо говорить так, а не иначе, а неноситель бывает плохо знаком с актуальным словоупотреблением, фразеологизмами. Хороший педагог всегда признается в ошибке и объяснит, как ее избежать. А если чего-то не знает, уточнит к следующему занятию и, возможно, расскажет что-то сверху.
Словом, хороший преподаватель постоянно совершенствуется. В университетах, например, весь преподавательский состав проводят через обязательные повышения квалификации. Хороший преподаватель то изучает авиационный английский, то постигает основы современного Received Pronunciation, знает, где и как прокачать язык, потому что сам его прокачивает. Это значит, что педагог работает по актуальным материалам и не будет требовать, чтобы вы употребляли shall для первого лица в будущем времени, потому что в учебнике столетней давности это отмечено как норма.
Договаривайтесь о домашнем задании
Лучше сразу: будет ли оно и сколько, ведь объем влияет на учебный план. Более того, если вы наняли педагога, который верит в ценность самостоятельной работы, а вы ей заниматься не хотите, вы не сработаетесь.
Конечно, можно обойтись без домашки и самостоятельной работы, увеличив частоту встреч и время обучения с репетитором, но это не бесплатно.
Знайте, за что платите
Коротко: хорошие преподаватели стоят дорого. Если бюджет не позволяет, не обязательно заниматься с носителем или русскоязычным профессионалом. Для базового уровня можно найти преподавателя подешевле и менять учителей от уровня к уровню.
Найти такого специалиста можно на сайтах вроде «Ассоциации репетиторов», «Вашего репетитора» или на «Яндекс-услугах». При запросе ориентируйтесь не на слово «методист», а на опыт и место работы кандидата. На «Вашем репетиторе» занятие педагога, умеющего составить план, стоит 1500—2500 Р за 60 минут.
Это дорого, но можно сэкономить: пусть преподаватель-методист оценит ваши знания и составит план, а заниматься вы будете с другим репетитором, услуги которого дешевле, или с тем, кто не такой опытный, например со студентом лингвистического вуза. Не всем репетиторам это придется по душе, но хороший преподаватель-студент, скорее всего, от плана не откажется.
В будущем план поможет и учителю, и ученику: каждый будет знать, что работает только над актуальными задачами. Частый огрех педагогов — долгое изучение одной темы, которое ни к чему не приводит, например изучение времен. Если параллельно не брать другие темы, есть шанс застрять на одной.
Если вы позанимались уже с несколькими специалистами, попробуйте присмотреться к преподавателям подороже. Возможно, придется сократить количество занятий в неделю, но лучше раз в месяц заниматься с хорошим репетитором и копить вопросы на самостоятельной работе, чем два раза в неделю тратить время и деньги на работу с кем-то не слишком компетентным.
Меняйте преподавателей при необходимости
Если вы занимаетесь больше трех месяцев, исправно выполняя задания и не теряя мотивации, а эффекта нет, смело меняйте преподавателя. За три месяца можно сделать ощутимый шаг вперед. Аналогично — если занимаетесь больше года, но по-прежнему не ощущаете языковой свободы. За год по силам дойти до более-менее свободного общения даже с нуля.
Если преподаватель вам подходит, но есть трудности — например, он смыслит в грамматике, но не работает с произношением, — уменьшите число занятий с ним и найдите второго репетитора. О таких маневрах лучше предупредить сразу обе стороны. Можно изначально заниматься с разными репетиторами разными аспектами языка: с одним погружаться в теорию, а с другим больше говорить.
По-настоящему хорошие преподаватели не засиживаются в репетиторах и уходят — кто в синхронные переводчики, кто в науку, а кто на полную ставку в университет. Если занятия с преподавателем мечты закончились, это не повод бросать язык. Можно найти двух-трех менее опытных преподавателей и параллельно искать новый идеал.
Как начать преподавать английский?
На рынке труда профессия преподавателя английского языка очень востребована. Специалисты, хорошо владеющие английским, всё чаще меняют сферу деятельности, переходя в преподавание онлайн. Это комфорт, свобода и хороший доход. Знать английский и преподавать его — разные вещи.
Будущих педагогов готовят 5 лет (лично моё мнение, можно запросто сократить до двух). Высшее образование дало хорошую теоретическую базу, а умения оттачивались с первым днем работы.
Обучать языку без профильного образования сложно, но возможно. С чего же начать?
Шаг 1. Изучение основ методики и лингвистики
Многие новички идут на CELTA, который заявлен как курс для начинающих. Но представьте, что за месяц галопом предстоит изучить всё, что изучается несколько лет? Лучше подготовиться заранее: так и стресса меньше, и больше усвоите.
Начните с прочтения книг и просмотров видео, вебинаров и фрагментов уроков опытных преподавателей.
Последний учебник в списке позволит изучить тонкости грамматики и лексики, чтобы отвечать на “неудобные” вопросы студентов грамотно.
Шаг 2. Сдача экзамена TKT модуль 1-3 (опционально)
Шаг 3. Прохождение курса в форме тренинга для преподавателей
Почему важно пройти тренинг с ‘живым’ инструктором?
В инязе есть практика для студентов, когда опытный методист помогает готовиться к уроку, мониторит его проведение и даёт обратную связь. Поверьте, это лучшее обучение для новичков. На курсе CELTA самое ценное — это фидбек от квалифицированного тьютора. Если выбираете онлайн тренинг, то наставник анализирует записи ваших занятий с учащимся и даёт рекомендации.
“Самое ценное в обучении будущих учителей- обратная связь от опытного наставника.”
Отличительная особенность CELTA — сертификат международного образца, который позволит преподавать в других странах.
Шаг 4. Тренировка “на кошечках”
Не набирайте сразу много учеников. Начните обучать кого-нибудь из родственников или друзей, возьмите пару реальных студентов. Закрепляйте полученные знания, ведите дневник самоанализа уроков.
Например, самая простая схема:
Шаг 5. Преподавание
Когда будете готовы, старайтесь брать учащихся разных уровней, возрастов и программ, чтобы получить широкий опыт преподавания. И, конечно, продолжайте работать над собой, ведь преподаватели учатся всю жизнь.
Как учить английскому языку взрослых?
Содержание
Часто возникает ситуация, когда, устроившись на работу, человек понимает, что для карьерного роста, зарубежных командировок, публикации статей в котирующихся научных изданиях, общения с потенциальными деловыми партнерами или клиентами нужен английский язык.
Обучение взрослых имеет свои особенности, связанные с профессиональной деятельностью человека, планами, карьерными целями и недостатком свободного времени.
Преподаватель для взрослых должен владеть иностранным языком, как минимум, на уровне В1 Intermediate и выше в зависимости от предполагаемого результата и знаний ученика.
Формат обучения для взрослых
Темп жизни, занятость, работа и домашние дела могут препятствовать регулярным занятиям, поэтому для каждого ученика стоит подбирать индивидуальный график и формат преподавания.
Несколько уроков в неделю можно изучать английский по скайпу, что экономит время на дорогу. Один раз можно встречаться на нейтральной территории, например, в коворкинге, для проверки и объяснения домашних заданий или обсуждения грамматики.
Многие взрослые люди выбирают формат менторинга, когда они изучают язык самостоятельно и используют его в работе, например, составляют письма, статьи, обзоры на английском языке и перед публикацией отдают своему ментору или коучу для проверки. Таким же образом работает схема обучения, когда человек смотрит или посещает лекции на заочном или факультете последипломного образования, а с репетитором обсуждает несколько раз в месяц выполненные проекты или курсовые работы.
Зачастую работающему человеку не хватает времени на полноценное обучение, тогда он пытается изучить английский самостоятельно, а с репетитором отрабатывает только самые трудные темы.
Тематика занятий
Направление изучаемого языка необходимо обсудить еще до проведения первого урока по английскому. Каждый преподаватель знает хорошо свою профильную область, поэтому мы не рекомендуем брать учеников, цель которых выучить юридический английский, если вы готовите людей к сдаче IELTS.
Специфическая лексика, необходимость поиска и проработки нового для вас учебника и материалов для занятий, трудности с практическим применением изученных правил усложнят жизнь и не дадут ожидаемого результата.
Выделяют несколько направлений изучения языка:
Методики преподавания для взрослых
Главным принципом построения обучения для взрослых является создание индивидуальной методики для каждого ученика. Взрослый человек, изучающий язык, может принимать участие в планировании учебного процесса, целеполагании, установке временных границ и даже в определении критериев оценивания.
Методику стоит строить, основываясь на целях и мотивации взрослого человека. Ему может никогда не пригодиться умение грамотно писать, в то время как разговорная речь поможет ему получить более высокую должность.
Обучение взрослых очень часто бывает взаимодополняемым. Например, ученик подбирает контент для урока, который ему близок и полезен, экономя тем самым время преподавателя.
Основная идея при формировании методики заключается в том, что обучение должно быть полезным, современным и применимым на практике. Исходя из этого, учитель может компоновать приёмы и методы для стойкого и быстрого результата.
Существует несколько методик, которые давно и успешно практикуются педагогами для работы со взрослыми. Давайте разберем особенности их применения.
Классическая методика
Сложность заключается в том, что человек после такого обучения разбирается в правилах, может переводить и читать, даже составлять письменные и устные рассказы, однако с поддержанием живого диалога, импровизацией на английском языке возникают трудности.
Люди, обучающиеся несколько лет (в среднем от 1.5 до 2.5) по этой методике владеют английским на среднем уровне В1. Дальнейшее совершенствование должно состоят из практики устной речи, расширения словарного запаса и изучения сложной стилистики языка.
Компьютерная методика
Педагог использует максимум компьютерных технологий со всеми их преимуществами: урок может состоять из разнообразных видов деятельности. Можно смотреть обучающие ролики, слушать песни, заполнять кроссворды, проходить тесты, писать онлайн диктанты, слушать сказки.
В интернете доступно много различного материала, который поможет научиться понимать английскую речь. Проблемы могут быть связаны с пробелами в грамматике и с коммуникацией.
Это решаемо, если среди компьютерных ресурсов есть сайты для общения с иностранцами на английском. Но стоит отметить, что не все англоговорящие люди обладают 100% грамотностью, поэтому на специальных ресурсах можно работать с языковым барьером, а грамматику отрабатывать с репетитором либо с помощью программ.
Эта методика подходит для самостоятельного обучения и может служить хорошим интерактивным дополнением к дидактическому материалу, по которому преподаватель ведет урок.
Погружение в языковую среду
Преподаватель, обучающий взрослых по этой методике, ведет занятие полностью на английском. Это эффективный способ научиться думать, понимать и говорить на другом языке.
Озвучивание даже простых бытовых действий на английском помогут человеку выучить язык быстрее. Стоит отметить, что такой формат подходит тем, кто знает я на базовом уровне и владеет минимальным словарным запасом, чтобы доступно объяснить свой вопрос или точку зрения. Уровень учащегося должен быть не менее А2, иначе он ничего не поймет, и уроки окажутся испытанием.
Для закрепления эффекта можно порекомендовать человеку максимально использовать английский в повседневной жизни: вести переписки с друзьями и репетитором на английском, использовать английские интерфейсы в программах, смотреть фильмы и сериалы без перевода на русский, читать не адаптированную литературу и новости.
Наиболее эффективным вариантов погружения в языковую среду является переезд в англоязычную страну на срок от полугода.
Коммуникативная методика
Результатом являются заученные клише, усвоенные правила и умение вести диалог, выражать свою точку зрения. На данный момент эта методика одна из самых востребованных и перспективных, потому что ученик демонстрирует стабильные результаты уже через полгода.
Преподаватели, которые планируют подавать резюме в зарубежные ВУЗы, колледжи, школы должны владеть этой методикой на высоком уровне.
Лингвокультурная методика
Эта методика нацелена на изучения языка в связке с культурой, историей, социальными особенностями нации. Язык изучается фундаментально с учетом всех особенностей страны, манер и этических норм.
Если коммуникативная методика нужна, чтобы быть понятым и донести свою мысль, то лингвокультурный способ нужен, чтобы использовать язык правильно, в соответствии с ситуацией и с корректным содержанием. В процессе изучения у человека формируется лингвосоциокультурная компетенция, которая делает его специалистом в изучаемой культуре.
Такой вид преподавания нужен, если ученик планирует изучать язык с научной точки зрения, писать книги или статьи в английские журналы, вести лекции для англоязычных студентов либо переезд.
В рамках этой методики учат не только грамматику и лексику, но и географические особенности, историю страны и нации, литературу, традиции и обычаи, экономику и творчество.
Интенсивная методика
Эмоционально-смысловая методика
Методика, основанная исследовании психологов и психиатров, предполагающая создание легенды о себе, как об англоговорящем человеке. Ученик выбирает себе соответствующее имя, происхождение, профессию. Грамматические базисы состоят из трех модулей, направленных на базовое понимание речи, построение монолога и участие в дискуссиях.
Методики с недоказанной эффективностью
К ним относятся метод 25 кадра, изучение английского во сне и под гипнозом. Отличием от предыдущих методик является легкость и пассивность со стороны учащегося. На наш взгляд, для точного достижения цели необходимо обращаться к тем форматам, которые используются в престижных международных ВУЗах. Однако если у человека есть свободное время и желание экспериментировать, то он может попробовать, но результат в желаемый срок никто не гарантирует.
С чего начать учить английскому взрослого?
Перед тем, как приступать к занятиям рекомендуем пройтись по чек-листу, который сделает обучение более продуктивным.
Определите цель
Цель учебы у всех разная. Кто-то планирует выйти замуж за британца и готовится к сдаче теста на знание общего английского, кто-то мечтает стать репетитором английского языка, кто-то собирается отправить резюме в австралийскую компанию. Без поставленной цели не будет адекватно подобранного дидактического материала и сроков. Некоторым важен разговорный, другие же хотят писать диссертацию на английском.
Узнайте уровень ученика
Многие достаточно хорошо знают базу, поэтому с ними можно начинать с повторения изученного ранее материала, в то время как другие знают только алфавит. Узнать степень владения нужно по каждому навыку, потому что бывают случаи, когда ученик уверенно болтает, но пишет с ошибками.
Определите темы для обучения
Важно выбрать только актуальные и интересные темы или те, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности человека.
Составьте план и обозначьте зоны ответственности
План должен быть подробным и включать все темы, которые должны быть повторены или выучены. Обозначьте временные рамки, а также то, что необходимо будет делать ученику для закрепления знаний.
Человек должен понимать, что без усилий и дополнительной самостоятельной проработки, у него не получится выучить английский.
Обсудите учебник и методику
Объясните особенности методики, по которой вы будете заниматься: на что она направлена, что требуется от ученика, какие есть ресурсы, чтобы работать дополнительно.
Уточните формат
Главный момент: учеба может быть удаленной, комбинированной, в тет-а-тет варианте, но главное, чтобы она была регулярной. Подберите максимально удобный график, когда и вы, и ученик не заняты рабочими вопросами и можете полностью посвятить время учебе.
Обучение с нуля
Конечно же, в обучении стоит учитывать и склад характера ученика, ведь взрослые подвержены сомнениям в себе и самокритике гораздо больше, чем дети.
В самом начале надо подготовить человека к тому, что необходимо выделять не менее 4 часов в неделю для полноценных занятий и одно может быть посвящено просто разговорам на любые интересные темы.
Подберите под интересы человека обучающую информацию: видео уроки, каналы на YouTube, подкасты, которые он сможет слушать в те дни, когда у вас нет занятий.
Закрепляйте все пройденные правила на практике с понятными примерами, которые запомнятся. Теория должна идти в связке с практикой и тренировками, иначе загруженный и работающий человек просто не усвоит теоретическую информацию, которая никак не применяется в реальной жизни.
Деятельность преподавателя состоит из этапов, каждый из которых включает в себя зоны ответственности.
Вид работы | Ответственность учителя | Ответственность ученика |
---|---|---|
Правила чтения | Подбор литературы по уровню, работа с аудио рассказами, корректировка произношения | Чтение, самостоятельная проработка текста на понимание, выполнение заданий на аудирование |
Произношение слов | Выбор фильмов или мультиков, которые будут интересны, поиск онлайн «тренажеров произношения», диалоги | Повторение за диктором и преподавателем, монологи вслух в качестве домашней работы, прослушивание песен или подкастов |
Формирование словарного запаса | Выбор качественного онлайн переводчика, подборка тематических лексических подборок, работа с текстами на уроке, проведение диктантов | Запоминание 10 слов ежедневно, составление с ними предложений, коротких рассказов, чтение новостей и книг |
Ведение грамматической тетради | Разъяснение грамматики, подбор упражнений, тестов и диктантов для контроля, проверка домашних заданий | Выполнение упражнений, прохождение тестов, составление письменных сочинений с выученными правилами, составление примеров использования грамматики в повседневной жизни |
Определение дополнительных возможностей | Выбор различных приложений, веб-ресурсов, которые могут помочь ученику | Систематические дополнительные занятие на подходящих по уровню ресурсах |
Как помочь взрослому учиться лучше?
Поинтересуйтесь, что послужило мотивацией для занятий. Если ученик принял решение сменить сферу деятельности или должность, то обязательно узнайте, какая вакансия, по его мнению, идеальна. Требования, указанные к этой вакансии, могут стать тем самым заветным желанием, которое будет двигать его вперед.
В начале вашего сотрудничества установите правило «нет глупых вопросов», которое поможет не стесняться и уточнять даже банальные вещи.
Будьте внимательны, возможно, какая-то деятельность будет иметь лучший отклик, тогда стоит делать упор на нее. К примеру, если человек фанатеет от Властелина колец, то стоит иногда читать отрывки из книги или смотреть оригинальные эпизоды из фильма.
Обучение с нуля предполагает закладку базы. С одной стороны это лучше, чем исправление недочетов прошлого репетитора, но с другой стороны это и сложнее. Найти верный подход, установить контакт, вызвать уважение взрослого труднее, чем с ребенком.
Некоторые ученики могут быть придирчивы и потребовать у вас документы о высшем педагогическом образовании. Но успешно преподавать английский можно и без профильного образования. Если у вас есть специальный сертификат TEFL / TESOL, который подтверждает ваше знание языка и уверенное владение методологической базой, то переживать не стоит.
На первом уроке важно обсудить требования ученика к вам. Часто так случается, что ожидания слишком завышены, и человек предполагает, что вы будете посвящать ему все свое время. Надо установить деловые границы, а именно:
Как преподавать английский взрослым с нуля?
Преподавание взрослым должно быть прежде всего честным. Что подразумевает честность?
Как в любом другом деле, в преподавании важно планирование. Составляйте персональные планы для каждого ученика с помощью онлайн планеров. Любому ученику будет интересен подкованный, всесторонне развитый учитель, поэтому выделяйте время на ознакомление с интересными ресурсами для педагогов. Больше полезных материалов вы найдете в этой статье.
Обязательно освойте онлайн-платформу, которая поможет вам:
Как преподавать разговорный английский?
Разговорная речь должна составлять 90% всего урочного времени, если перед учеников стоит цель заговорить. Уверенно и свободно общаться получится при запоминании около 300 слов в месяц, которые со временем надо компоновать в устные рассказы.
Изучайте со взрослым учеником новейшие методики для устной речи, например AJ Hoge «effortless english», которая подразумевает прослушивание историй ежедневно до момента абсолютно полного понимания и возможности пересказать.
Выученное слово надо отмечать в словаре: тетради или онлайн, усиливая эффект с тренажерами для лексического запаса.
Подберите увлекательные каналы с понравившемся вам лектором или блоггером, которого ученик будет слушать в свободное время.
Чтение субтитров по сериалам и фильмам параллельно с героями тоже поможет запомнить множество фраз и слов.
Разница в преподавании подросткам и взрослым
Обучение английскому подростков и взрослых отличается тем, что первые часто не обладают должной мотивацией и ставят под сомнение квалификацию учителя. Как быть в этом случае? Подобрать правильный подход поможет честный разговор об увлечениях подростка. Не стоит настаивать на упражнениях, если они кажутся скучными, и он их регулярно не выполняет.
Обратите внимание на современную культуру: музыку, кумиров молодежи, трендовые сериалы, книги и комиксы. Все это можно использовать и для изучения языка.
Предложите поискать друга по переписке из Англии или Америке в любой социальной сети, вести свой профиль на английском или записывать смешные видео.
Вы можете также использовать проектный метод, в котором у вас будет увлекательная цель, например, «Мода подростков в Австралии», «Развлечения тинейджеров в Лондоне», «Домашние обязанности американских подростков». Тема может быть любой, главное, чтобы она вызывала неподдельный интерес.
Со взрослыми такие проблемы возникают реже, но не стоит пренебрегать правилом регулярной и честной обратной связи, учетом интересов и хобби.