Премудрость что это значит
Премудрость
Прему́дрость — 1) существенное свойство Триединого Бога; всеведение Божье по отношению к действиям, выражающееся в том, что Бог от вечности знает все Свои действия, все Свои цели и лучшие средства для достижения целей; знает, как распорядиться этими средствами наилучшим образом, знает о результатах всех Своих действий; 2) Божественное имя, преимущественно соотносимое с Сыном Божьим; 3) высшая степень человеческой мудрости.
В Книге Притчей Соломоновых сказано: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» ( Притч.9:1-2 ). В этих словах содержится указание на Христа, Сына Божьего, Который в посланиях апостольских именуется «Божиею Премудростью» ( 1Кор. 1:30 ), а в слове «Дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился Сын Божий.
Почему, если Премудрость является сущностным свойством Отца и Сына и Святого Духа, имя «Премудрость» преимущественно соотносится именно с Сыном?
Сын Божий именуется Премудростью как вечное Слово Бога Отца ( Ин.1:1 ). Кроме того, именно через Сына, обитавшего в человеческом обществе (как Человек), людям открылись, в необходимой для спасения полноте, Божественные совершенства, в их числе — такое Божественное свойство как Премудрость.
Основанием для именования Единородного Сына Премудростью Божьей служат как ветхозаветные, так и новозаветные свидетельства.
О Премудрости, создавшей себе дом, вытесавшей семь основополагающих столбов, заколовшей жертву, растворившей вино, приготовившей трапезу и отправившей Своих служителей провозглашать с городских возвышенностей Радостную Весть, сообщается в Книге Притчей Соломоновых ( Притч.9:1-6 ).
Что же это за Личность, и что это за дом? Дом, в Котором обитала Премудрость, есть Матерь Сына Божьего по человеческому естеству, в утробе Которой Он пребывал с момента сверхъестественного зачатия до Рождества. Премудростью же назван Сам Сын.
С другой стороны, под домом подразумевается Церковь Христова, собрание верных. В этом отношении вочеловечившийся Сын Божий именуется Краеугольным Камнем, основанием дома ( Еф.2:19-22 ). В рамках данного объяснения семь столбов интерпретируются как семь Таинств Церкви (Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Таинство Покаяния, Таинство Священства, Таинство Соборования, Таинство Брака (см.: Таинства)).
Под Жертвой, заколотой Премудростью ( Притч.9:2 ), подразумевается Голгофская, Крестная Жертва, добровольно принесенная Сыном Божьим во Искупление человека. Кроме того, под жертвой понимается Евхаристическая Жертва. На неё же указывают и слова о растворенном вине ( Притч.9:2 ), и слова о приготовленной трапезе ( Притч.9:2 ) (см.: Евхаристия).
Служители, посланные проповедовать ( Притч.9:3 ), суть Господни ученики, апостолы Христовы и их последователи.
Книга Притчей Соломоновых учит, что от вечности, прежде создания мира, у Бога была Премудрость ( Притч.8:22-25 ). А Евангелие от Иоанна сообщает в подобных выражениях о Слове Отца, Единородном Сыне: «в начале было Слово и Слово было у Бога» ( Ин.1:1 ).
Евангелие от Иоанна утверждает, что мир сотворен через Сына ( Ин.1:3 ), а Книга Притчей — что мир сотворен через Премудрость ( Притч.8:25-30 ).
О личной проповеди Христа, во времена Ветхого Завета, сообщалось как о проповеди Самой Божьей Премудрости: «я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда» ( Притч.8:6 ).
Наконец, апостол Павел прямо именует Христа Божьей Силой и Божьей Премудростью ( 1Кор.1:24 ).
Премудрость, Мудрость
Премудрость, Мудрость
(WISDOM) Способность направлять сознание к полному пониманию сущности человеческой жизни и ее моральному совершенству. Премудрость или мудрость — это особое качество, необходимое для полноценной жизни человека; оно может быть обретено посредством обучения и работы ума. Божественная премудрость. Хотя по большей части премудрость в ВЗ относится к людям, вся она в конечном итоге исходит от Бога и имеет в Нем свои корни. Премудрость — одно из основных свойств Бога. Бог в премудрости Своей сотворил вселенную ( Притч 3:19 ) и людей ( Пс 103:24 ).
Так, премудрость, в ее положительном значении, — это нечто присущее Богу, отразившееся в творении, и одна из причин человеческого существования. Премудрость сотворения отражена в форме и порядке, возникшем из первозданного хаоса. Премудрость Бога отразилась в сотворении человечества, и это значит, что человеческая жизнь тоже должна быть упорядоченной и что значение жизни может быть найдено в мире творения, сохраняющем отпечаток Божьей премудрости. Премудрость Бога — творческая, она связана с Его замыслом и блага; это не просто интеллектуальная деятельность Бога. Потенциал человеческой премудрости коренится в сотворении человечества. Сотворенные Божьей премудростью, люди обладают внутренней богоданной способностью обрести премудрость. Так, невозможно понять, что такое человеческая премудрость, не поняв сначала, что такое божественная премудрость. Человеческая премудрость. По отношению к людям слово «премудрость» используется в ВЗ весьма разнообразно. Часто это слово практически является синонимом «знания», но в общем и светском использовании обычно указывает на практические знания, навыки и даже хитрость. Премудрость может быть определена как «совершенные умственные способности» или «совершенные умения»: мудрыми называются как хитроумие царя Соломона ( 3Цар 2:1-6 ), так и навыки ремесленника Веселиила ( Исх 35:31 ).
Но слово это относится также к умственным способностям и навыкам, которые включают в себя моральную составляющую — способность распознавать и делать благо. Так, когда Моисей облек властью только что избранных судей, он выбрал людей мудрых, понимающих и опытных ( Втор 1:13 ).
Такие люди считались мудрецами в Древнем Израиле. Человеческая премудрость в этом конкретном значении — не просто Божий дар, получаемый при рождении; она развивается сознательно в ходе жизни, в общении с Богом. Этот позитивный и особый вид человеческой премудрости не может существовать вне Бога. Частая тема Книг Премудрости в ВЗ: «Начало мудрости — страх Господень» ( Притч 9:10 ; см. также Иова 28:28; Пс 110:10 ; Притч 1:7 ; Притч 15:33 ).
Эта тема задает перспективу, в которой рассматривается подлинная человеческая мудрость, или премудрость. Во-первых, человеческая премудрость возможна только потому, что Божья премудрость присутствует в творении; потенциал этой премудрости существует лишь потому, что его создал Бог. Во-вторых, если человек хочет воспитать в себе премудрость, он должен начинать с Бога — с уважения к Богу и страха Божьего. Представление евреев о премудрости разительно отличалось от греческого. Ионические философы разработали потрясающую систему мысли, в которой не принималось во внимание существование божества. Их мудрость была основана только на человеческом разуме. Но премудрость у евреев, хоть она и предполагала развитие интеллекта и разума, как у греков, могла начаться только с Бога. Ум и способности даны человеку Богом; поэтому, какой бы светской ни казалась еврейская премудрость на первый взгляд, ее основа — Бог. Почитание Бога — а именно, признание факта, что Он существует, сотворил мир и играет роль в человеческой жизни, — лежит в основе развития еврейской премудрости. Человеческая премудрость, по представлению евреев, — это развитие ума, расширение знаний, понимание значения жизни и того, как она должна быть прожита. Это познание интеллектуально, но имеет внушительные моральные последствия. Люди ищут премудрость не ради нее самой, но всегда для ее применения в жизни, потому что жизнь — как и премудрость — это Божий дар. Этот акцент в еврейском представлении о премудрости означал, что добродетели мудрецов никогда не описывались только в интеллектуальном плане. Мудрецы представляли собой не интеллигенцию Израильского общества — как становится понятно из Книги Притчей, их жизнь отличалась пониманием, терпением, усердием, верностью слову, самоконтролем, скромностью и тому подобными добродетелями. Одним словом, мудрецы были богобоязненными людьми; их премудрость заключалась не в статичном уважении к Богу, но в сознательном развитии ума для достижения премудрости в контексте благочестивой жизни. На основании этого общего представления о премудрости в Древнем Израиле возникла особая группа людей — мудрецы. Хотя мудростью обладали не только они, они несли ответственность за рост и сохранение премудрости в Израиле. Мудрецы составляли один из трех классов религиозных деятелей. Первым из них были священники и левиты, обязанности которых прежде всего осуществлялись в контексте официальной религии. Они были служителями в храме, руководителями поклонения и выполняли определенные обязанности в сфере религиозного обучения. Вторым классом были пророки, глашатаи Бога перед Божьим народом. Третьим классом были мудрецы. С определенной точки зрения, их функции были наиболее светскими. Они выполняли ряд задач, от административных обязанностей до морального светского обучения. Как учителя морали, они наставляли молодых людей того времени, преподавали им правильный образ жизни. Кое-что из их программы обучения сохранилось в Книге Притчей. Книги Иова и Екклесиаста тоже содержат мысли мудрецов. Премудрость в Новом Завете. Слова «премудрость» или «мудрость» в НЗ обозначают как премудрость Бога, так и мудрость людей. Продолжение традиций ВЗ в НЗ отражено в использовании данного слова по отношению к Богу и в его позитивных коннотациях применительно к людям. Но в НЗ есть и негативные отзывы о человеческой мудрости. Так, Павел говорит, что его проповедь «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» ( 1Кор 2:4 ).
Чисто человеческая мудрость — не заслуга, и Павел цитирует ВЗ, чтобы показать: Бог может лишить человека мудрости ( 1Кор 1:19 ; Ис 29:14 ).
Четкое разграничение благой и злой мудрости проводится в Послании Иакова ( Иак 3:13-18 ).
человек, в жизни которого есть место ревности и эгоистичным амбициям, не обладает подлинной премудростью от Бога, но думает о земном и не духовен. Подлинная мудрость — дар Бога; такая мудрость «во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак 3:17 ).
Так как премудрость прежде всего принадлежит Богу, она также отразилась в жизни и служении Иисуса. Иисус в юные годы возрастал в премудрости ( Лк 2:40,52 ), и Его оппоненты, как и Его друзья, признавали мудрость Его учения ( Мф 13:54 ).
Так как премудрость имеет своим источником Бога, подлинная духовная премудрость — Божий дар. Она проявилась в жизни и речах таких слуг Божьих, как Стефан ( Деян 6:10 ) и Павел ( 2Пет 3:15 ).
О такой духовной премудрости, дающей человеку возможность полноценно прожить дарованную Богом жизнь, следует молиться для себя и остальных ( Кол 1:9 ).
Иисус для верующих стал конечным источником той премудрости, которая может прийти только от Бога ( 1Кор 1:30 ).
Премудрость
Смотреть что такое «Премудрость» в других словарях:
премудрость — См. наука бездна премудрости. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. премудрость наука; мудрость, мудрствование Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ПРЕМУДРОСТЬ — ПРЕМУДРОСТЬ, премудрости, жен. (книжн.). 1. только ед. Глубокая, высшая мудрость (устар.). Бездна премудрости (см. бездна). 2. Что нибудь мудреное, глубокомысленное, трудно понимаемое (разг. и ирон.). Тут такие премудрости, мне не понять!… … Толковый словарь Ушакова
ПРЕМУДРОСТЬ — ПРЕМУДРОСТЬ, и, жен. 1. см. премудрый. 2. Нечто мудрёное, трудно понимаемое (разг. ирон.). Никакой премудрости тут нет. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Премудрость — София, Премудрость (греч. Σοφία «мастерство», «знание», «мудрость», ивр. חכמה) понятие в античной и средневековой философии, иудаизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость. В… … Википедия
Премудрость — евр. хахма Премудрость. Под этим названием подразумевается Мессия в Прит. 8, где Он в 22 ст. свидетельствует о Себе Самом, как о Существовавшем у Иеговы прежде всего сотворенного, а в 30 стихе, как об исполнителе слов Бога Отца при сотворении… … Словарь библейских имен
Премудрость — ж. отвлеч. сущ. по прил. премудрый Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
премудрость — премудрость, премудрости, премудрости, премудростей, премудрости, премудростям, премудрость, премудрости, премудростью, премудростями, премудрости, премудростях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ПРЕМУДРОСТЬ
Смотреть что такое «ПРЕМУДРОСТЬ» в других словарях:
премудрость — См. наука бездна премудрости. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. премудрость наука; мудрость, мудрствование Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
ПРЕМУДРОСТЬ — ПРЕМУДРОСТЬ, и, жен. 1. см. премудрый. 2. Нечто мудрёное, трудно понимаемое (разг. ирон.). Никакой премудрости тут нет. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Премудрость — София, Премудрость (греч. Σοφία «мастерство», «знание», «мудрость», ивр. חכמה) понятие в античной и средневековой философии, иудаизме и христианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость. В… … Википедия
Премудрость — евр. хахма Премудрость. Под этим названием подразумевается Мессия в Прит. 8, где Он в 22 ст. свидетельствует о Себе Самом, как о Существовавшем у Иеговы прежде всего сотворенного, а в 30 стихе, как об исполнителе слов Бога Отца при сотворении… … Словарь библейских имен
Премудрость — ж. отвлеч. сущ. по прил. премудрый Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
премудрость — премудрость, премудрости, премудрости, премудростей, премудрости, премудростям, премудрость, премудрости, премудростью, премудростями, премудрости, премудростях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Значение слова «премудрость»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ПРЕМУ’ДРОСТЬ, и, ж. (книжн.). 1. только ед. Глубокая, высшая мудрость (устар.). Бездна премудрости (см. бездна). 2. Что-н. мудреное, глубокомысленное, трудно понимаемое (разг. и ирон.). Тут такие премудрости, мне не понять!
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
прему́дрость
1. устар. только ед. глубокая, высшая мудрость; глубокие, обширные познания, учёность ◆ Вся его премудрость ему не помогла. ◆ Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. «Евангелие от Луки: синодальный перевод», 1816-1862 г. ◆ Премудрость соответствует имени своему и не многим открывается. «Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова»
2. разг. ирон. нечто мудрёное, труднопонимаемое; чего или какая: умение и навыки в каком-либо деле, профессии ◆ Никакой премудрости тут нет. ◆ Кажется, я никогда не пойму этой премудрости. ◆ Премудрости тибетской медицины. ◆ Овладеть бухгалтерской премудростью.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: непринуждённость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?