Премудрость что это такое в церкви

Премудрость! Прости!

Премудрость что это такое в церквиПремудрость что это такое в церквиПремудрость что это такое в церквиПремудрость что это такое в церквиПремудрость что это такое в церквиПремудрость что это такое в церкви

Премудрость что это такое в церкви

Многим известна поговорка: «Там где просто, там ангелов со сто». Означает она следующее — если человек не лукавит, не кривит душой, он поступает верно. В данном случае «просто» является синонимом «правильно». Запомним это, потому что сегодня мы поговорим с вами о выражении, которое звучит в наиболее важные моменты богослужения: «Премудрость, прости». Значительное число людей, слышащих на службе слова «Премудрость, прости», понимают его так: «Премудрости просим». Что неверно. Церковнославянское выражение «Премудрость, прости» перевести на русский язык также, двумя словами, нельзя. Наиболее простым вариантом перевода является «Внимание! Стойте прямо!», что буквально правильно, но не дает возможности почувствовать всю глубину этого богослужебного возгласа.

Итак, мы с вами выяснили, что богослужебный возглас священника «Премудрость, прости» неверно с точки зрения смысла переводить просто как «Внимание! Стойте прямо». Наиболее корректным является понимать «Премудость, прости» так. «Премудрость» служит указанием, что сейчас прозвучит что-то важное. Например, отрывок из Священного Писания. Поэтому «Премудрость», если и можно перевести как «Внимание», но только в случае если «внимание» означает призыв к глубокому вниканию в происходящее. «Прости» еще более трудное для перевода слово. Но нам поможет поговорка, прозвучавшая в начале программы. «Там где просто, там ангелом со сто». «Просто», как мы запомнили, здесь является синонимом «правильно». А славянское «прости» совмещает в себе «правильно» и «прямо». Не только в отношении положения тела, но прежде всего в отношении наших мыслей во время богослужения. В ходе службы нужно быть внутренне собранным, не кривить перед Богом ни осанкой, ни состоянием души — к чему и призывает священник, возглашая «Премудрость, прости».

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Источник

Премудрость

Прему́дрость — 1) суще­ствен­ное свой­ство Три­еди­ного Бога; все­ве­де­ние Божье по отно­ше­нию к дей­ствиям, выра­жа­ю­ще­еся в том, что Бог от веч­но­сти знает все Свои дей­ствия, все Свои цели и лучшие сред­ства для дости­же­ния целей; знает, как рас­по­ря­диться этими сред­ствами наи­луч­шим обра­зом, знает о резуль­та­тах всех Своих дей­ствий; 2) Боже­ствен­ное имя, пре­иму­ще­ственно соот­но­си­мое с Сыном Божьим; 3) высшая сте­пень чело­ве­че­ской муд­ро­сти.

В Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых ска­зано: «Пре­муд­рость созда Себе Дом и утверди стол­пов седмь» ( Притч.9:1-2 ). В этих словах содер­жится ука­за­ние на Христа, Сына Божьего, Кото­рый в посла­ниях апо­столь­ских име­ну­ется «Божиею Пре­муд­ро­стью» ( 1Кор. 1:30 ), а в слове «Дом» содер­жится ука­за­ние на Пре­свя­тую Деву Марию, от Кото­рой вопло­тился Сын Божий.

Почему, если Пре­муд­рость явля­ется сущ­ност­ным свой­ством Отца и Сына и Свя­того Духа, имя «Пре­муд­рость» пре­иму­ще­ственно соот­но­сится именно с Сыном?

Сын Божий име­ну­ется Пре­муд­ро­стью как вечное Слово Бога Отца ( Ин.1:1 ). Кроме того, именно через Сына, оби­тав­шего в чело­ве­че­ском обще­стве (как Чело­век), людям откры­лись, в необ­хо­ди­мой для спа­се­ния пол­ноте, Боже­ствен­ные совер­шен­ства, в их числе — такое Боже­ствен­ное свой­ство как Пре­муд­рость.

Осно­ва­нием для име­но­ва­ния Еди­но­род­ного Сына Пре­муд­ро­стью Божьей служат как вет­хо­за­вет­ные, так и ново­за­вет­ные сви­де­тель­ства.

О Пре­муд­ро­сти, создав­шей себе дом, выте­сав­шей семь осно­во­по­ла­га­ю­щих стол­бов, зако­лов­шей жертву, рас­тво­рив­шей вино, при­го­то­вив­шей тра­пезу и отпра­вив­шей Своих слу­жи­те­лей про­воз­гла­шать с город­ских воз­вы­шен­но­стей Радост­ную Весть, сооб­ща­ется в Книге Прит­чей Соло­мо­но­вых ( Притч.9:1-6 ).

Что же это за Лич­ность, и что это за дом? Дом, в Кото­ром оби­тала Пре­муд­рость, есть Матерь Сына Божьего по чело­ве­че­скому есте­ству, в утробе Кото­рой Он пре­бы­вал с момента сверхъ­есте­ствен­ного зача­тия до Рож­де­ства. Пре­муд­ро­стью же назван Сам Сын.

С другой сто­роны, под домом под­ра­зу­ме­ва­ется Цер­ковь Хри­стова, собра­ние верных. В этом отно­ше­нии воче­ло­ве­чив­шийся Сын Божий име­ну­ется Кра­е­уголь­ным Камнем, осно­ва­нием дома ( Еф.2:19-22 ). В рамках дан­ного объ­яс­не­ния семь стол­бов интер­пре­ти­ру­ются как семь Таинств Церкви (Кре­ще­ние, Миро­по­ма­за­ние, Евха­ри­стия, Таин­ство Пока­я­ния, Таин­ство Свя­щен­ства, Таин­ство Собо­ро­ва­ния, Таин­ство Брака (см.: Таин­ства)).

Под Жерт­вой, зако­ло­той Пре­муд­ро­стью ( Притч.9:2 ), под­ра­зу­ме­ва­ется Гол­гоф­ская, Крест­ная Жертва, доб­ро­вольно при­не­сен­ная Сыном Божьим во Искуп­ле­ние чело­века. Кроме того, под жерт­вой пони­ма­ется Евха­ри­сти­че­ская Жертва. На неё же ука­зы­вают и слова о рас­тво­рен­ном вине ( Притч.9:2 ), и слова о при­го­тов­лен­ной тра­пезе ( Притч.9:2 ) (см.: Евха­ри­стия).

Слу­жи­тели, послан­ные про­по­ве­до­вать ( Притч.9:3 ), суть Гос­подни уче­ники, апо­столы Хри­стовы и их после­до­ва­тели.

Книга Прит­чей Соло­мо­но­вых учит, что от веч­но­сти, прежде созда­ния мира, у Бога была Пре­муд­рость ( Притч.8:22-25 ). А Еван­ге­лие от Иоанна сооб­щает в подоб­ных выра­же­ниях о Слове Отца, Еди­но­род­ном Сыне: «в начале было Слово и Слово было у Бога» ( Ин.1:1 ).

Еван­ге­лие от Иоанна утвер­ждает, что мир сотво­рен через Сына ( Ин.1:3 ), а Книга Прит­чей — что мир сотво­рен через Пре­муд­рость ( Притч.8:25-30 ).

О личной про­по­веди Христа, во вре­мена Вет­хого Завета, сооб­ща­лось как о про­по­веди Самой Божьей Пре­муд­ро­сти: «я буду гово­рить важное, и изре­че­ние уст моих — правда» ( Притч.8:6 ).

Нако­нец, апо­стол Павел прямо име­нует Христа Божьей Силой и Божьей Пре­муд­ро­стью ( 1Кор.1:24 ).

Источник

Премудрость Божия, тайная и сокровенная

Премудрость что это такое в церкви

В 13-ю субботу по Пятидесятнице нам предлагаются следующие два фрагмента из Нового Завета.

Братия, мудрость мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:6–9).

Премудрость что это такое в церкви

В те дни фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель, мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? Позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли (Мф 22:15–22).

Премудрость что это такое в церкви

И евангелист Матфей, излагающий историю с динарием, и апостол Павел, говорящий о мудрости Божией, прямо или косвенно затрагивают тему отношения Христа и христиан к земной власти и отношения земной власти ко Христу и христианам.

Фарисеи придумали удачную, как им казалось, провокацию против Иисуса. Если Он скажет, что нужно платить подать Риму, – значит, это изменник своего народа, приспешник оккупантов; если же скажет, что не надо, – стало быть, бунтовщик, мятежник, враг императора. Иисус находит весьма изящный выход из западни. Он просит принести римскую монету. А на монете – изображение императора, что с точки зрения правоверного иудея является языческой мерзостью. А если сюда добавить еще и обычное для Рима (и не только) обожествление верховного правителя, то остается удивляться, как вообще фарисеи – ревнители отеческих преданий – могли по доброй воле держать в руках такое. И вот Христос говорит: отдайте кесарю кесарево. То есть отправьте по назначению то, к чему вам и прикасаться бы не стоило. Как видим, здесь нет никакого бунтарства, но нет и слепого преклонения, рабского обожания – лишь спокойное, ровное, несколько отстраненное отношениек земным властям.

Но именно это отстраненное отношение и стало одной из причин ареста Иисуса. Израильские патриоты надеялись, что Он примет участие или даже, став царем (Ин 6:15), возглавит восстание против Рима. Но, поняв, что надежды напрасны, что пророк из Галилеи не собирается присоединяться к их движению, они озлобились и – несмотря на полное отсутствие оснований – выдвинули против Иисуса политические обвинения.

Премудрость что это такое в церкви

Почему так произошло? На это отвечает апостол Павел: если бы земные властители познали бы Божью премудрость, то не распяли бы Господа. Что же это за Божья премудрость, тайная и сокровенная? Какое-то секретное знание, доступное лишь узкому кругу посвященных? Нет, здесь нет никакой эзотерики. С самого начала Христовой проповеди эта премудрость была доступна всем – евреям и язычникам, мужчинам и женщинам, книжникам и простецам. Нужно было лишь открыть свои уши и сердце, нужно было услышать и понять. Понять, что эта премудрость, эта сокровенная тайна – крест Христов.

Пилат, Ирод, фарисеи и, в первую очередь, дьявол – они судили по себе, и потому никто из них не мог понять, что Иисус пришел не для того, чтобы служили Ему, что Его целью не было достижение власти, что Он не стремился к земному величию, славе, поклонению. Он пришел, чтобы самому послужить другим, чтобы душу свою отдать за многих (Мф 20:28), чтобы падшему человеческому роду открыть двери в Царство Своё, которое не от мира сего (Ин 18:36). И ценой всего этого был крест.

Крест – то, что не может понять и вместить «ветхий человек» (Еф 4:22). Распятый Христос, как пишет апостол в том же послании коринфянам, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие (1 Кор 1:23). И нам, христианам, ученикам Христа (говоря «нам», имею в виду и себя самого), также очень непросто не только согласиться умом, но и самой своей жизнью засвидетельствовать выбор в пользу креста. Мы крестились во имя Святой Троицы (Мф 28:19), мы сделались членам Церкви, членами Тела Христова (1 Кор 12:12–27), но наш ветхий человек постоянно напоминает о себе, толкая нас на широкий путь (Мф 7:13), соблазняя богатством, славой и властью (Мф 4:1–11). И если мы сами и не богаты, не способны достичь славы и могущества, то, по Достоевскому, в вековечной тоске ищем, пред кем преклониться, жаждем ощутить причастность к чему-то мощному и надежному. И творим себе новых идолов, и служим богам, которые мерзость перед нашим Богом.

Однако Господь указывает нам выход: отдавать кесарю (царю, императору, султану, президенту – любой земной власти) лишь то, что принадлежит ему. Но запечатленный в нас Божий образ, наша внутренняя свобода, наша совесть – всё это не должно оказаться во власти земных владык, ибо дано не ими, но Богом – распятым и воскресшим.

Источник

ВОНМЕМ, МИР ВСЕМ, ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ

Внимание к прокимнам, к пению аллилуиа и к чтениям из Апостола и Евангелия возбуждается и утверждается краткими возглашениями священнослужителей. Именно перед прокимном дьякон возглашает: вонмем; священник: мир всем; дьякон: премудрость. После прокимна, перед тем как чтец скажет, из какой части книги Апостола будет читаться отрывок, дьякон возглашает: премудрость; а перед чтением Апостола: вонмем. После апостольского чтения, перед пением аллилуиа опять слышится возглас: премудрость. Потом, когда дьякон выйдет с книгой Евангелия на амвон, священник, обратясь к народу, возглашает: премудрость, прости, услышим святаго Евангелия, мир всем; и когда дьякон объявит, из какого евангелиста будет читаться отрывок, священник возглашает: вонмем.

Возглашением вонмем, т.е. будем внимательны, Святая Церковь требует от нас такого внимания к Слову Божию, которое состоит в усвоении его не одним внешним слухом, но вместе с этим разумом и сердцем. Подобного внимания требовал и Христос Спаситель, когда говорил Своим слушателям: Имеяй уши слышати да слышит ( Мф. 11:15, 13:9 ). Только усвоенное умом и сердцем Слово Божие может быть для нас плодотворно.

Возглашениями премудрость, прости нам внушается, что нужно для того, чтобы Слово Божие было усвоено нашим умом и сердцем. Для этого нужна духовная предусмотрительность, премудрость, и бдительность (прости – прямо, бодро стойте). Иначе, нужно духовное самообладание при чтении или слушании Слова Божия, всецело приковывающее внимание к глаголам Божиим и не дающее душе отвлекаться от них сторонними предметами в рассеянности помыслов. Христос Спаситель в притче о сеятеле рассеянных слушателей Слова Божия уподобляет придорожной земле. И действительно они на нее похожи, потому что разные помыслы в душе сменяются один другим, как проходящие по дороге, сменяясь один другим. Эта смена помыслов при чтении или слушании Слова Божия, не дающая душе сосредоточиться на его наставлениях, делает ее неспособной к его усвоению; они приражаются к душе, как зерно к твердой, утоптанной ногами земле, т.е. производят на душу едва заметное впечатление. И как зерно, падшее на придорожную почву, делается добычей птиц, так и семя Слова Божия похищается из рассеянной дьяволом души. Он яко лев рыкая ходит, ища кого поглотить, и рассеянные чаще всего попадаются в его челюсти. От этой опасности нас предостерегает Святая Церковь, когда устами священнослужителей приглашает слушать Слово Божие с мудростию змеи ( Мф. 10, 16 ), не допускающей обмануть себя кознями духовного змия, и с бдительностию часового, не допускающего себя усыпить расслабляющей мечтательностью.

Приветствием мир всем, во всех случаях, где оно имеет место, выражается молитвенное желание, чтобы Господь не лишил нас Своего благоволения и ниспослал в наши сердца Свой благодатный мир. Это отрадное, успокоительное чувство, которое происходит от уверенности грешника в примирении с Богом, в прощении нам грехов. Такое значение это приветствие получает перед чтением Евангелия, ибо в Евангелии заключается радостная весть о нашем примирении с Господом Примирителем.

Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Учение о Премудрости Божией

свящ. Алек­сандр Мень

§25. Учение о Пре­муд­ро­сти Божией (Книга Прит­чей)

1. Про­ис­хож­де­ние, харак­тер и ком­по­зи­ция Кн. Прит­чей. Хотя эта книга име­ну­ется «Соло­мо­но­вой», в ней самой даны ука­за­ния на несколь­ких авто­ров и соста­ви­те­лей. Один раздел ее при­над­ле­жит ано­ним­ным муд­ре­цам ( Притч 22:17-24:34 ), другой — содер­жит изре­че­ния Соло­мона, собран­ные в VIII веке «мужами царя Езекии» ( Притч 25-29 ), третий и чет­вер­тый — состав­лены хака­мами Агуром и Лему­и­лом ( Притч 30:1-14 ; Притч 31:1-9 ). Авторы осталь­ных частей никак не обо­зна­чены.

Наи­бо­лее ранние притчи (евр. мишле — афо­ризмы, мысли) вос­хо­дят к Соло­мону (см. т. 1, §30), а Пролог ( Притч 1-9 ) при­над­ле­жит послед­нему редак­тору книги. Язык Про­лога ука­зы­вает на послеп­лен­ную эпоху. Кроме того, его бого­сло­вие свя­зано с более полным рас­кры­тием Слова Божия, нежели во вре­мена Соло­мона. В част­но­сти, при Соло­моне гос­под­ство­вало поня­тие о кол­лек­тив­ной и родо­вой ответ­ствен­но­сти за грех; между тем в Прит­чах дела­ется уда­ре­ние на ответ­ствен­но­сти личной, а этот взгляд уко­ре­нился только под вли­я­нием про­по­веди пр. Иере­мии и Иезе­ки­иля ( Иер 31:29-30 ; Иез 18:2-3 ). По мнению боль­шин­ства экзе­ге­тов, Пролог Прит­чей был напи­сан в конце V века до Р.Х.

При­ме­ча­ние. Книга в целом содер­жит около 900 афо­риз­мов; уже поэтому ее нельзя отож­деств­лять с древ­ней­шими прит­чами Соло­мона, число кото­рых было 3000. Не сов­па­дают они и по содер­жа­нию. Царь-мудрец гово­рил о «дере­вах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырас­та­ю­щего из стены; гово­рил и о живот­ных, и о птицах, и о пре­смы­ка­ю­щихся, и о рыбах» ( 3Цар 4:32-33 ). Тема­тика Кн. Прит­чей по боль­шей части — иная.

Таким обра­зом, книга имеет долгую исто­рию, в кото­рой отра­зи­лись после­до­ва­тель­ные этапы Откро­ве­ния (см. Пра­во­слав­ная Мысль. Париж, 1955, в. Х, с.95).

Книга была вве­дена в канон не без неко­то­рых коле­ба­ний, но, с тех пор как ее при­няли, она неиз­менно поль­зо­ва­лась боль­шим авто­ри­те­том. Отрывки из нее вклю­чены в бого­слу­же­ние, а Вели­ким Постом она про­чи­ты­ва­ется от начала до конца. Гре­че­ское назва­ние книги — Паре­мии. Отсюда про­ис­хо­дит и само обо­зна­че­ние вет­хо­за­вет­ных цер­ков­ных чтений.

«Книга Прит­чей, — гово­рит свт. Васи­лий Вели­кий, — есть обра­зо­ва­ние нравов, исправ­ле­ние стра­стей и вообще учение жизни, заклю­ча­ю­щее в себе мно­же­ство правил для дея­тель­но­сти» (Беседа ХII). Здесь мы рас­смот­рим в основ­ном Пролог Кн. Прит­чей (нази­да­тель­ный раздел см. т. 1, §30), кото­рый отме­чен сти­ли­сти­че­ским и бого­слов­ским един­ством.

2. Источ­ник муд­ро­сти. Для вет­хо­за­вет­ных книж­ни­ков позна­ние муд­ро­сти озна­чало нечто иное, чем в учении антич­ных фило­со­фов. Греки видели муд­рость прежде всего в позна­нии мира. У хака­мов слово «муд­рость» (евр. хокма) мно­го­значно. С одной сто­роны, муд­рость есть свой­ство чело­ве­че­ского ума, а с другой — она тож­де­ственна с поряд­ком, или уста­вом, в част­но­сти с тем, что помо­гает царю пра­вить стра­ной, а про­стому чело­веку — семьей и хозяй­ством. Вна­чале такая муд­рость была в глазах изра­иль­тя­нина ино­зем­ным сокро­ви­щем, ибо ее заим­ство­вали из стран с высо­ким уров­нем циви­ли­за­ции. И, нако­нец, смысл слова «хокма» связан с житей­ской умуд­рен­но­стью, с оцен­кой, кото­рую дает быва­лый чело­век окру­жа­ю­щему. Хакамы были хорошо зна­комы с писа­ни­ями муд­ре­цов Египта, Вави­лона и других окру­жав­ших Изра­иль стран.

Но воз­зре­ния хака­мов не оста­но­ви­лись на этой свет­ской стадии. Откро­ве­ние Божие при­вело их к пони­ма­нию источ­ника и сущ­но­сти муд­ро­сти. Под­лин­ная муд­рость выра­жа­ется в пра­вед­но­сти. Познав­ший ее познал глав­ные законы нрав­ствен­ной жизни.

Гре­че­ские фило­софы искали основы этики в самом чело­веке. Но Библия пока­зы­вает, что чело­век скло­нен и к добру и ко злу; поэтому источ­ник жиз­нен­ных правил нахо­дится в сверх­при­род­ном мире. Люди должны сле­до­вать добру, пови­ну­ясь воле Божией. Таким обра­зом, под­лин­ная муд­рость неот­де­лима от веры:

Ибо Гос­подь дает муд­рость,
из уст Его — знание и разум.

Подобно Цар­ству Божию еван­гель­ской притчи, муд­рость срав­ни­ва­ется с самой боль­шой дра­го­цен­но­стью, перед кото­рой все тлен­ные сокро­вища — ничто ( Притч 3:13-15 ).

Сущ­ность муд­ро­сти выра­жена в афо­ризме, кото­рый не раз встре­ча­ется в Книге Прит­чей:

Начало муд­ро­сти — страх Гос­по­день,
и позна­ние Свя­того — разум.

Что же такое «страх Гос­по­день»? — Боязнь нака­за­ния за грехи? Но к этому нельзя сво­дить побуж­де­ние к нрав­ствен­ной жизни. Сино­ним слову «страх» в Притч 9:10 есть слово «позна­ние». А «позна­ние» в Ветхом Завете озна­чает любовь, веру, бли­зость к Богу.

На языке Библии «боя­щийся Бога» — это чело­век, про­ник­ну­тый бла­го­го­ве­нием. Обыч­ному поня­тию «страх — испуг» соот­вет­ствует слово «пахад», а бла­го­го­вей­ный трепет души обо­зна­ча­ется словом «ира», кото­рый и упо­треб­лен в Прит­чах (ср. Притч 1:27 и Притч 1:29 ).

Если жизнь в согла­сии с муд­ро­стью есть испол­не­ние небес­ной воли, то не должна ли муд­рость иметь и более широ­кое зна­че­ние? Ведь судьбы людей — часть общих судеб миро­зда­ния, и вся Все­лен­ная зиждется на воле и замыс­лах Творца. Поэтому автор Прит­чей раз­мыш­ляет и о сокро­вен­ной Пре­муд­ро­сти Божией, устро­я­ю­щей космос.

Здесь опять-таки мы нахо­дим отли­чие биб­лей­ского учения от антич­ной фило­со­фии, кото­рая начала раз­ви­ваться в ту эпоху (см. §1). Гре­че­ский пан­те­изм наде­ялся найти пер­во­ис­точ­ник и основы при­роды в ней самой. Иному учит Слово Божие.

Гимн, напи­сан­ный авто­ром Иова и вклю­чен­ный им в эту книгу (гл. 28) с пре­дель­ной ясно­стью гово­рит об источ­нике высшей Пре­муд­ро­сти:

Так Слово Божие утвер­ждает един­ство кос­ми­че­ского и нрав­ствен­ного миро­по­рядка в их общем про­ис­хож­де­нии из боже­ствен­ной Воли. И законы есте­ства, и законы чело­ве­че­ской жизни имеют один источ­ник: Творца, про­яв­ля­ю­щего Свою бес­пре­дель­ную мощь и бла­гость через Пре­муд­рость.

3. Учение о Пре­муд­ро­сти Божией. В Про­логе Кн. Прит­чей Пре­муд­рость, по словам Б. А. Тура­ева, «ипо­ста­си­ро­вана» (ИДВ, т. 2, с.280). Это не просто оли­це­тво­ре­ние отвле­чен­ной идеи, а нечто боль­шее. Правда, в первых трех главах ее можно пони­мать как соби­ра­тель­ное обо­зна­че­ние сосло­вия муд­ре­цов. Но Пре­муд­рость Божия Прит­чей есть и сила, исхо­дя­щая непо­сред­ственно от Творца.

В рус­ской рели­ги­оз­ной мысли на этом осно­ва­нии была раз­вита кон­цеп­ция «софи­о­ло­гии» (Вл. Соло­вьев, свящ. П. Фло­рен­ский, прот. С. Бул­га­ков), кото­рая рас­смат­ри­вала Пре­муд­рость Божию (греч. София) как извечно пре­бы­ва­ю­щий в Боге ипо­стас­ный пер­во­об­раз твари. Однако обще­цер­ков­ного при­зна­ния этот тео­ло­гу­мен не полу­чил1.

В Кн. Прит­чей Хокма-Пре­муд­рость гово­рит:

Гос­подь имел (дословно создал) меня нача­лом пути Своего,
прежде созда­ний Своих, искони…
Я роди­лась прежде, нежели водру­жены были горы,
прежде холмов,
Когда еще Он не сотво­рил ни земли, ни полей,
ни началь­ных пыли­нок Все­лен­ной.
Когда Он уго­тов­лял небеса, я была там,
когда Он про­во­дил кру­го­вую черту по лицу бездны…
Тогда я была при Нем худож­ни­цею
и была радо­стью всякий день,
весе­лясь пред лицем Его во все время.

При­бе­гая к языку Отцов Церкви, Пре­муд­рость есть «энер­гия» Сущего: те аспекты выс­шего Бытия, кото­рые только и могут быть вос­при­няты чело­ве­ком. Вне этих свойств Божиих ника­кое бого­сло­вие невоз­можно, кроме апо­фа­ти­че­ского (отри­ца­тель­ного), кото­рое утвер­ждает о Боге только то, «чем Он не явля­ется».

В согла­сии с Кн. Прит­чей ( Притч 3:19 ) псалом 103 учит, что Бог все сотво­рил «пре­мудро» (дословно: бэ-хокма — в пре­муд­ро­сти). Тем самым Пре­муд­рость сбли­жа­ется со Словом, Кото­рое в Новом Завете откры­ва­ется как второе Лицо Святой Троицы: «Все через Него начало быть» ( Ин 1:3 ).

«Бог бла­го­во­лил, — пишет свт. Афа­на­сий Вели­кий, — чтобы Пре­муд­рость Его сни­зо­шла к тварям, чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были поло­жены некий отпе­ча­ток и подо­бие Его образа, чтобы при­ве­ден­ное в бытие ока­за­лось пре­муд­рым и достой­ным Бога делом» (На ариан, 2,78).

Воз­ве­щая непо­сти­жи­мость Творца, Ветхий Завет в то же время знает и о Его Откро­ве­нии миру. Через Откро­ве­ние, или Само­про­яв­ле­ние, Неиз­ре­чен­ный ста­но­вится позна­ва­е­мым. Уже акт твор­че­ства есть форма Откро­ве­ния, а всту­пая с людьми в Завет, при­бли­жая их к Своей Пол­ноте, Ягве еще полнее откры­вает Себя твари.

Один из биб­лей­ских обра­зов Тео­фа­нии, Бого­яв­ле­ния, име­ну­ется Анге­лом Ягве ( Быт 16:7 ; Быт 22:11 ; Исх. 32 ; Суд. 2:1 ). Слово Сущего, Его Дух и Пре­муд­рость есть как бы три Ангела, откры­ва­ю­щих в Ветхом Завете тайну Божию. Зна­ме­на­тельно, что на древ­не­рус­ских иконах Пре­муд­рость Гос­подня пред­став­лена в виде кры­ла­той фигуры, напо­до­бие ангела (см. ЖМП, 1982, # 8, с. 72 сл.).

Слово «Хокма» в древ­не­ев­рей­ском языке жен­ского рода, и Притчи изоб­ра­жают ее в виде Жены, кото­рая, построив пре­крас­ный дворец, созы­вает туда всех, кто хочет вни­мать ее словам ( Притч 9:1 сл.). «Дом Пре­муд­ро­сти» и сама она озна­чают осу­ществ­ле­ние на земле наме­ре­ний Творца, цар­ство людей, испол­ня­ю­щих Его заветы2. «Дом» этот счи­та­ется также про­об­ра­зом Цар­ства Божия, Церкви, Бого­ма­тери. Поэтому паре­мии из Прит­чей читают в Бого­ро­дич­ные празд­ники, а храмы св. Софии справ­ляют пре­столь­ные празд­ники в Бого­ро­дич­ные дни3.

Аспекты биб­лей­ского поня­тия Пре­муд­ро­сти (Муд­ро­сти)

4. Два пути. И нако­нец, Пре­муд­рость есть «тот аспект Боже­ствен­ного Про­мысла, кото­рый можно опре­де­лить как учи­тель­ное дей­ствие Бога. Пре­муд­рость это Бог умуд­ря­ю­щий и настав­ля­ю­щий на пра­виль­ный жиз­нен­ный путь» (прот. А. Князев). Анти­по­дом Жены-Пре­муд­ро­сти явля­ется в Прит­чах жена-блуд­ница, зама­ни­ва­ю­щая в свои сети чело­века. Она оли­це­тво­ряет грех и безу­мие, кото­рые обри­со­ваны в книге с оттал­ки­ва­ю­щими подроб­но­стями ( Притч. 9:13 сл.).

Писа­ния муд­ре­цов посто­янно воз­вра­ща­ются к такому про­ти­во­по­став­ле­нию. Они ставят чело­века перед выбо­ром (ср. Пс. 1:6 — «яко весть Гос­подь путь пра­вед­ных, а путь нече­сти­вых погиб­нет»).

Выбор этот — сво­бод­ный. Бла­го­даря сво­боде люди несут ответ­ствен­ность за избран­ный ими путь. Про­тив­ле­ние Творцу, грех, не может оста­ваться без послед­ствий. И речь идет не столько о каре, идущей извне, сколько о раз­ру­ши­тель­ной силе самого греха:

Потому что упор­ство невежд убьет их,
и бес­печ­ность глуп­цов погу­бит их.

Но как в таком случае понять смысл невзгод, пости­га­ю­щих пра­вед­ни­ков? В ответ на это Кн. Притчй ука­зы­вает на бла­го­твор­ную роль испы­та­ний:

Нака­за­ния Гос­подня, сын мой, не отвер­гай
и не тяго­тись обли­че­нием Его;
Ибо, кого любит Гос­подь, того нака­зы­вает,
и бла­го­во­лит к тому, как отец к сыну своему.

Эта послед­няя, исклю­чи­тельно важная и труд­ная тема в Прит­чах только наме­чена. Наи­бо­лее остро вопрос о стра­да­нии невин­ного постав­лен в Кн. Иова.

При­ме­ча­ния:

1.См. Еп. Пити­рим Воло­ко­лам­ский. Основ­ные прин­ципы совре­мен­ного бого­слов­ского иссле­до­ва­ния в их раз­ви­тии с конца ХIХ века. БТ, 1970, в. 5.
2. Семь стол­бов Дома Пре­муд­ро­сти озна­чают пол­ноту совер­шен­ства.
3. Сле­дует отме­тить, что пер­во­на­чально храмы св. Софии посвя­ща­лись «Христу, Пре­муд­ро­сти Божией» (ср. 1Кор 1:24 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *