Премия за лояльность что это такое
Системы премирования менеджеров по продажам в интернет-магазине
Владелец прибыльного интернет-магазина всегда знает, сколько и за что он платит своим менеджерам по продажам, поскольку размер зарплаты, ее структура и зависимость от уровня личных продаж и общей рентабельности компании в конечном счете уменьшают или увеличивают мотивацию персонала. Главными словами здесь являются «структура» и «зависимость», так как они определяют, будут ли менеджеры лениться, почивать на лаврах или трудится в поте лица.
Иными словами, грамотный подход к материальной мотивации персонала повышает уровень продаж, уменьшая при этом текучку кадров, в то время как неверный подход – прямой путь к разорению.
Из чего обычно состоит зарплата продажников
Существуют определенные подходы к материальной мотивации менеджеров по продажам, которые ориентируют их на достижение хороших результатов. Большинство составляющих таких подходов:
Ставка или фиксированный минимальный оклад – это главный залог финансовой стабильности менеджера, который им необходим для уверенности в способности прокормить себя и семью, даже если уровень их личных продаж будет невысок (недостаточен). По статистике свыше 70% менеджеров по продажам ставят стабильность на первое место при поиске работы, поэтому важно, чтобы схема оплаты труда включала эту составляющую.
Бонусы – та часть зарплаты, что начисляется за достижения определенного объема коммерческих заданий. В продажах под коммерческими заданиями подразумевают:
В большинстве случаев бонусы используются как способ поддержания «интенсивности» деятельности менеджеров по продажам.
Премия – денежное вознаграждение, которое получает продавец по факту каждой совершенной им сделки купли/продажи. При этом важно:
Плановые значения используются для поддержания продаж выше уровня безубыточности, т.е. стимулируют менеджеров продавать столько, сколько нужно компании. При этом коэффициент (множитель) – это делегирование личной финансовой ответственности на каждого продавца за выполнение плановых показателей.
Система премирования оплаты труда
Владельцы интернет-магазинов привыкли в качестве мотивации своих продавцов использовать достаточно простую схему, в которой заработок их сотрудников состоит из фиксированной ставки и процента от продаж. Но насколько этот подход к материальной мотивации удачен и есть ли иная система, которая покажет лучшие результаты? Давайте разберемся в этом и дадим максимально правильный ответ.
Классическая схема с фиксированным процентом от продаж
Общепринятая система оплаты труда «продажников» интернет-магазина, со ставкой и процентом от объема продаж, является самой распространенной, поскольку она имеет ряд важных преимуществ:
Но и недостатков в такой системе материальной мотивации достаточно:
Как видно, плюсы этой схемы хоть и существенны, но они неспособны полностью покрыть ее недостатки. А в некоторых случаях даже нивелируют их – когда компанию разрывает изнутри внутренняя конкуренция персонала.
Система премирования с бонусами за постоянных клиентов
Убрать часть недостатков из выше обозначенный схемы оплаты труда можно за счет нескольких нововведений. Например, добавив к зарплатам менеджеров % от объема продаж по новым клиентам + % от повторных продаж. Данное изменение стимулирует персонал на привлечение новых клиентов и одновременно с этим повисит качество их работы (обслуживание клиентов), так как от этого зависит, сколько клиентов снова к ним обратятся для повторной покупки чего-либо.
Еще одним плюсом такого нововведения можно считать дополнительную возможность для продавцов заработать в несезонный период.
Общий результат – введение плановых показателей
Следующий способ улучшить классическую схему оплаты труда – это введение двух коэффициентов, которые увеличивают премию от продаж, если продавцы в четко обозначенный временной промежуток совершили определенное число сделок (как каждый отдельно, так и все вместе взятые). Речь идет о достижении менеджерами плановых показателей компании за квартал или год.
При этом коэффициент может быть как фиксированным, так и гибким – он меняется в зависимости от того, насколько хорошо уровни продаж, личные и по отделу, соответствуют плану.
Это дополнение системы материальной мотивации труда менеджеров по продажам в интернет-магазине позволит нивелировать чрезмерную внутреннюю конкуренцию, заменив ее общей целью, достижение которой принесет финансовую выгоду всем сотрудникам. Иными словами, продавцы будут вынуждены делиться опытом и помогать друг другу, если хотят получить прибавку к зарплате за достижение плановых показателей по компании (отделу).
Экспериментируем или как создать свою систему оплаты труда
Обозначенные выше способы поощрения менеджера по продажам не единственные. Их можно как изменять, так и дополнять собственными нововведениями. Например, в зависимости от той или иной ситуации можно:
Подобных нововведений можно придумать достаточно много. Но вводя их, не стоит забывать, что они не должны «раздувать» фонд заработной платы компании и их подсчеты должны быть понятны и просты.
Сколько и как платить новому сотруднику
Еще важно понимать, что определенные ниши предпринимательской деятельности требуют от новых сотрудников предварительного обучения до того, как они начнут торговать на уровне «старичков». Оно необходимо, дабы изучить конъюнктуру реализуемого товара и понять все нюансы предприятия (бизнеса), на которое он теперь работает.
Разумеется, система материальной мотивации новичков должна быть разработана таким образом, чтобы он смог сосредоточиться на обучении, не думая о том, как ему прокормить себя или свою семью. А еще она должна стимулировать сотрудника к скорейшему переходу от теоретического обучения к практическим занятиям (продажам).
Достичь этого можно посредством гибкой системы оплаты труда, состоящей из трех шагов:
Если новичок справляется и его устраивает получаемый доход, то его можно переводить в штат постоянных сотрудников.
Как убедиться, что вашему бизнесу нужна программа лояльности
В статье рассказываем про разные типы программ лояльности, объясняем, что нужно учесть при запуске и как понять, нужна ли программа вашему бизнесу
Андрей Медведев
Что такое программа лояльности
Программа лояльности — это набор правил, мотивирующих клиентов покупать чаще и на большую сумму.
Чаще всего бизнес пользуется такими программами лояльности:
Балльная. За каждую покупку и целевое действие, например регистрацию или приглашение друга, начисляются баллы, которые затем превращаются в скидки, подарки или дополнительные услуги. Так, у Бургер Кинга баллы можно обменять на напитки, бургеры или обеды.
Чаще всего один балл в программе лояльности равен одному рублю, а оплатить баллами можно до 30% покупки.
Балльная программа может быть многоуровневой, когда процент начисления баллов зависит от суммы предыдущих покупок.
Дисконтная. Клиент покупает или бесплатно получает дисконтную карту, которая дает фиксированную скидку на следующие покупки.
Скидка в дисконтной программе может расти в зависимости от суммы покупок. Например, при регистрации в клубе лояльности Wildberries скидка составляет 3%, а при покупках от 500 000 ₽ увеличивается до 10%.
Партнерская. В таких программах участвуют несколько компаний: накапливать и тратить бонусы можно у всех партнеров. Классический пример — «Аэрофлот Бонус».
Кэшбэк. Возврат части стоимости покупки на карту. В зависимости от условий программы кэшбэком можно оплачивать до 100% стоимости покупки. Обычно такую программу используют банки. Например, у Тинькофф размер кэшбэка колеблется от 1% за любые покупки до 15% за оплату ресторанов и услуг, покупку билетов. В отдельных случаях Тинькофф возвращает на карту до 30% по спецпредложениям партнеров.
Гибридная. Привилегии комбинируются: например, к скидкам добавляются баллы. Обычно гибридные программы используются, когда компания меняет условия программы лояльности. Но бывают и исключения: когда Тинькофф Банк из примера выше возвращает на карту до 30% стоимости покупки у партнеров, комбинируются кэшбэк и партнерская программа.
Платная, или закрытая. Клиенты подписываются на программу и оплачивают участие, чаще всего ежемесячно. Такую модель использует Ozon: участники получают бесплатную доставку, эксклюзивные цены, доступ к закрытым распродажам.
Из чего состоит прибыльная программа лояльности
Чтобы приносить деньги, программа лояльности должна состоять из двух частей:
Публичная часть — затратная: компания делится маржой с клиентами для сбора их персональных данных и контактов. Она нужна только для того, чтобы потом формировать персональные предложения и доносить их до клиентов с помощью электронных писем, СМС, пушей или других каналов коммуникации.
Непубличная часть — то, что приносит деньги за счет повышения среднего чека и частоты покупок. В идеальном мире персональных предложений должны быть не десятки, но сотни: чем уже сегменты, тем более целевым будет предложение и, соответственно, выше конверсия в заказ.
Примеры персональных предложений:
Если не фокусироваться только на публичных условиях программы лояльности, а активно развивать персональные предложения, программа лояльности может стать прибыльной.
Примеры успешных программ лояльности:
Эти результаты клиенты Mindbox получили благодаря внедрению модуля программы лояльности.
Практическое задание: разбираем программу лояльности на примере кофейни
Дано. У вас кофейня, куда люди каждый день заходят по дороге на работу. Вы решили раздать постоянным клиентам скидочные карты.
Результат. Вы грабите сами себя, снижая уровень маржи, — клиенты и так заходили к вам за кофе, только теперь они покупают его со скидкой.
Решение. Предлагать постоянным клиентам персональные предложения. Тем, кто приходит три раза в неделю, повышенное начисление баллов за четвертый визит. Или тем, кто пьет одинарный капучино, печенье в подарок за двойной. Или тем, кто никогда не берет десерты, — повышенный кэшбэк за пирожные.Результат. Средний чек и частота покупок вырастут.
Результат. Средний чек и частота покупок вырастут.
Нюансы, которые необходимо учесть при запуске программы лояльности
Нужна достаточно большая база, минимум несколько тысяч контактов, чтобы эффект от вложений был значимым. Условное повышение среднего чека в 1000 ₽ на 5% при базе в 100 человек даст максимум 5000 ₽ добавленной выручки, а при базе в 100 000 — 5 миллионов.
Компания должна знать полную историю действий клиентов во всех каналах, включая покупки. В противном случае сформировать персональные предложения просто не получится.
Персональные предложения нужно доносить до клиентов, то есть понадобится сервис для рассылок.
Без коммуникации идентифицировать клиентов и предложить им акцию удастся только на кассе. Это слабый вариант: клиент узнает о предложении только в момент транзакции, поэтому на средний чек так повлиять получится, а на частоту покупок — нет.
Программное обеспечение для программы лояльности должно быть многофункциональным и достаточно сложным. Чтобы понять, какие условия акций могут быть интересны клиентам, нужна продвинутая технология, позволяющая тестировать гипотезы. Без этого не понять, что акция «купи два пирожных, третье в подарок» может быть интересна, условно, семейным парам, но не студентам или вообще никому.
Публичные условия программы лояльности сложно отменить или поменять: клиенты будут недовольны. Например, когда Бургер Кинг менял баллы на короны, это вызвало негатив у клиентов. Так происходит каждый раз, даже если клиентов заранее проинформировать: недовольные всегда найдутся.
Потенциальную выручку от программы лояльности сложно рассчитать самостоятельно — потребуется помощь аналитиков. Без расчета экономики программы лояльности есть риск потерять деньги в долгосрочной перспективе. Например, первые полгода кэшбэковая программа лояльности выглядит выгоднее скидочной, потому что в этот период клиенты только накапливают и почти не тратят баллы. В долгосрочной перспективе она, наоборот, может привести к снижению маржинальности.
Программа лояльности не приносит деньги сразу: сначала нужно вложиться в сбор персональных данных и протестировать акции. Обычно тестирование акций занимает от года от двух лет. У United Colors of Benetton, например, запуск омниканальной программы лояльности занял год.
Важно: если ваш бизнес пока балансирует на грани окупаемости или ожидаемая выгода от внедрения меньше затрат на сбор базы, коммуникации с клиентами и программное обеспечение для расчета акций, внедрять программу лояльности рано.
Что делать, если вы хотите внедрить программу лояльности, но не уверены, что она вам нужна
Перед масштабным запуском программу нужно протестировать, чтобы проверить.
Протестируйте эффективность программы лояльности. Самый простой способ — распечатать флаеры типа «шестой кофе в подарок» и раздать их клиентам. Для бизнеса с более редкой частотой покупок, например парикмахерской, подойдут печатные купоны со скидкой на следующую покупку.
Оцените, увеличилась ли выручка. Это стоит делать через два-три месяца после запуска. Важно исключить сезонный фактор: сравнивайте год к году.
Если заметили явный рост выручки, пора задумываться о полноценной программе лояльности и подключать программное обеспечение, которое поможет ее реализовать. Для некоторых кассовых ПО есть недорогие решения, которые, пусть и без рассылок, расширяют возможности работы с клиентами.
Если роста выручки нет, возможно, вы просто не угадали с условиями. Предложите клиентам другую акцию и проверьте ее эффективность.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Визуализация юридических данных: что это и как помогает победить в суде
Визуализация данных, или Legal Design, — прием, который помогает донести позицию в суде быстро и понятно. В статье рассказываем, как применять визуализацию в судебных спорах, чтобы выигрывать самые сложные дела
Средний доход на пользователя: что это такое, как и зачем его считать
Рассказываем, чем бизнесу поможет знание ARPU — среднего дохода на пользователя, как его рассчитать и что сделать, чтобы увеличить этот показатель
Преимущества и недостатки каналов прямой коммуникации
E-mail, СМС, мобильные и веб-пуши, мессенджеры, чат-боты — это каналы прямой коммуникации с клиентом. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Описываем особенности каналов во всех подробностях
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Как удержать ценных сотрудников в компании
Читайте также
Переход ИП на самозанятость: выгоды и ограничения
Оформление сотрудников по договорам ГПХ: преимущества и подводные камни
Как предотвратить блокировку онлайн-кассы
Патентная система налогообложения изменилась с 2021 года: плюсы и минусы
Как выбрать чат-бота для бизнеса
В этой статье расскажем об инструментах, которые помогут удержать ценных сотрудников — и руководителей, и рядовых работников.
Стратегия удержания ценных специалистов называется «золотые наручники»
Из этой статьи вы узнаете:
Какие бывают программы лояльности для персонала
Самые распространенные программы лояльности для персонала включают бесплатное питание и обучение на работе, спортзал в отдельном помещении или оплату карты в фитнес-клуб, регулярные денежные премии.
В программах лояльности есть инструменты для:
Программы дороже включают корпоративное добровольное медицинское страхование (ДМС), накопительные страховки жизни или контракты с частным пенсионным фондом (НПФ), оплату обучения в MBA или других бизнес-школах, курсы английского, VIP-карты и другие способы поощрения.
Рассмотрим, в чем достоинства и недостатки основных инструментов лояльности и во сколько они могут обойтись владельцу бизнеса. Начнем с самых простых и доступных, закончим — престижными и дорогими.
Бесплатные обеды
Комплексные обеды — способ повысить лояльность сотрудников. Стоимость услуги — 190 – 210 рублей за порцию. При этом работники чувствуют заботу компании и существенно экономят деньги (минимум 4 – 5 тыс. рублей в месяц). Желательно выделить помещение, где все работники могут обедать.
Достоинство: доступная цена (от 4 тыс. рублей в месяц на сотрудника).
Недостаток: работает просто как приятный бонус, но вряд ли станет веским доводом в пользу работодателя.
Премии и денежные поощрения
Хорошую работу стоит поощрять, чтобы показать персоналу — чем лучше выполняешь свои обязанности,тем больше денег получаешь.
Обычно сотрудникам предлагают премию раз в квартал, зарплату в конце года или разовые поощрения за конкретные достижения: заключен крупный контракт, завершен проект и пр.
зарплата — серьезный стимул остаться на работе
Достоинство: ради премии сотрудники часто готовы работать с удвоенной силой и сверхурочно.
Недостаток: увеличивает расходы компании.
Оплата фитнеса
Годовой абонемент в престижный спорт-клуб неплохо работает на удержание работников, но не сам по себе, в комплексе с другими мерами.
Желательно, чтобы клуб был известным и находился рядом с офисом. Либо можно компенсировать сотрудникам затраты на абонемент в клуб, который они выберут сами. Обычно расходы на этот вариант для поддержания мотивации стартуют от 40 тыс. рублей в год.
Если позволяет помещение, спортзал можно оборудовать в офисе или в одном из помещений компании.
Такой инструмент подойдет для сотрудников, которым важно презентабельно выглядеть для общения с клиентами, либо быть в хорошей физической форме — для служб охраны и безопасности.
Важно анализировать статистику использования абонемента. Если по итогам года выяснится, что клуб посещало всего 10% сотрудников, то, возможно, большинству продлевать абонементы не стоит. Им лучше предложить другие программы лояльности.
Достоинство: повышает уровень удовлетворенности сотрудников.
Недостаток: работает только вместе с другими методами мотивации — сам по себе абонемент в спортзал не удержит от увольнения.
Оплата путевки
Покупка туров для персонала практикуется редко, но работает на все 100%. Идеально подойдет такой вариант «наручников», если команда проработала год над тяжелым проектом. Перед новым годом, когда контракты работников продлены, можно дать им отдохнуть перед началом очередного дела.
Это способ не подойдет для большой команды — из 100 или 200 человек. Скорее, для группы из 3 – 5 сотрудников или для руководителей отделов и лучших топ-менеджеров.
Вовремя подаренный тур на Мальдивы может спасти менеджера от выгорания
Достоинство: отдых за рубежом мотивирует сотрудников иногда даже лучше, чем денежная премия.
Недостатки: большие расходы на оплату тура, сотрудника не будет на месте некоторое время — без ущерба для работы отпуск можно давать в праздничные дни, например, в новогодние каникулы или на майские праздники.
VIP-карты
Для руководства могут быть оформлены карты VIP-класса: Platinum и категории выше. Обычно речь идет о премиальных картах в рамках зарплатных проектов, которые открывают для держателя больше возможностей — это своеобразный вход в некий элитный клуб.
У карт большой кредитный лимит, скидки до 30% в магазинах премиум-уровня, авиакассах, отелях и представительный внешний вид.
Карты для VIP-клиентов выглядят престижно
Выгода элитных карт:
Работодатель в качестве бонуса для сотрудников оплачивает комиссии за операции по таким картам и годовое обслуживание. VIP-карты помогают снизить расходы на многие услуги, например, в путешествии можно сэкономить на авиабилетах, оплате отеля, такси и страховании.
На деловом ланче наличие элитной карты подчеркнет солидный статус руководителя и престиж компании, которую он представляет.
Достоинства: сотрудник получает скидки, бонусы, страховку и консьерж-сервис, который незаменим в командировках за рубежом. Работник привыкает к комфорту и статусу, который обеспечивает компания.
Недостатки: плата за обслуживание — от 4,5 тыс. рублей в год, риск кражи или потери карты, ее использования мошенниками.
Добровольное медицинское страхование
Корпоративное ДМС позволяет бесплатно лечиться и проходить диагностику в частных клиниках. В особых случаях оплачивается госпитализация и лечение в стационаре на длительный срок. Сотрудники смогут проходить вакцинацию, плановые медосмотры и лечить зубы. Иногда страховками могут пользоваться и члены семьи.
В общий перечень услуг входит:
Медицинскую помощь по страховке можно получать круглосуточно. Полис действует в течение года. Средняя страховая сумма по таким полисам обычно не более 400 тыс. – 1,5 млн рублей.
Страховка для топ-менеджеров может включать отбеливание, протезирование и имплантацию зубов, ведение беременности и родов в частной клинике (для женщин-руководителей), услуги психиатра, санаторно-курортное лечение для восстановления после болезни. Расширенная медстраховка родственников обсуждается индивидуально.
Если работодатель выбирает полис с ограниченным покрытием, то из него исключаются дорогостоящие стоматологические услуги, санаторное лечение и экстренная госпитализация.
ДМС подойдет для небольших компаний, где уход на больничный даже одного сотрудника может стать серьезной проблемой.
Достоинства: Сотрудники будут реже болеть и брать больничные листы. Есть возможность налоговой оптимизации за счет страхования — хотите узнать, как сэкономить на налогах за счет ДМС, читайте нашу статью.
Недостатки: цена полиса — от 10 тыс. рублей на сотрудника в год и ограничения в выплатах.
Элитное ДМС —- самый распространенный способ поощрения и удержания сотрудников
Обучение за счет компании
Мастер-классы, тренинги, тимбилдинг, курсы английского или оплата обучения в вузах, бизнес-школах — важная составляющая программ лояльности. Постоянное и качественное обучение делает персонал грамотным и помогает сотрудникам быстрей продвигаться по карьерной лестнице. Но учеба не должна быть формальной, скучной и отвлекающей от основных обязанностей — поэтому нужно тщательно выбирать лектора, программу обучения. Изучайте отзывы.
Обучение в бизнес-школах, в том числе по программе MBA (Магистр делового администри?рования) стоит очень дорого (от 650 тыс. рублей в России, за рубежом цена может начинаться от 20 тыс. долларов).
Отправлять руководство на программы MBA имеет смысл, если:
Нет смысла тратить деньги, если у руководителя нет долгосрочного трудового контракта: получив знания, сотрудник может перейти в другую компанию или уехать за рубеж.
Обучение за счет компании очень выгодно для молодых и амбициозных менеджеров
Достоинство: обучение навыкам тайм-менеджмента, технике продаж, английскому языку может резко повысить эффективность работы сотрудников.
Недостаток: высокая цена — 40 – 90 тыс. рублей за дневной тренинг для группы из 8 – 10 человек.
Кредит за счет компании
Если у работодателя все в порядке с деньгами, он может предложить сотрудникам в качестве меры поощрения беспроцентный займ или кредит под небольшой процент.
Кредит может быть на небольшую покупку (например, ради приобретения телефона) или в довольно крупном размере (ради покупки машины). Если объединить кредит с материнским (семейным) капиталом — деньги можно направить на погашение ипотеки.
При таком варианте суммы вычитаются из зарплаты (например, 50%) или сотрудник платит по кредиту отдельно. Эта мера крепко привязывает работника к компании или проекту — уволиться до погашения долга будет невозможно.
Для молодых сотрудников кредит на работе может стать первым шагом для оформления ипотеки в банке
Беспроцентный займ работник может использовать как первый взнос по ипотеке. К примеру, квартира стоит 3 млн рублей, первоначальный взнос 20% от суммы. Сотрудник берет 600 тыс. рублей в рассрочку и оформляет ипотеку. Тот же вариант работает с автокредитом или оплатой обучения в ВУЗе.
Достоинство: для молодых специалистов беспроцентный кредит может стать решающим аргументом в выборе места работы. Этот способ мотивации крепко «привязывает» сотрудника к компании.
Недостаток: нужно быть уверенным в честности работника — он может взять деньги и исчезнуть.
Страховка жизни или НПФ
Крайне редкий и очень затратный способ удержания сотрудников. Подойдет только крупным компаниям, у которых стабильная прибыль, например, предприятиям газовой или нефтяной отрасли, банкам и пр. Узнать подробнее о корпоративном страховании можете в нашем материале.
Накопительная страховка дает возможность откладывать каждый год крупную сумму (50 – 60 тыс. рублей). В случае смерти сотрудника или его инвалидности семья получит компенсацию (полной страховой суммы, указанной в договоре).
Накопительные программы помогают сформировать сумму, на которую можно жить в старости или в период нетрудоспособности из-за болезни
Страховщики жизни предлагают получать инвестиционный доход на накопленные средства. Когда понадобится лечение, то на выплату можно прожить в период нетрудоспособности.
Схема следующая: каждый год работодатель переводит на накопительный счет заранее оговоренную сумму — например, 50 тыс. рублей. Деньги инвестируются в различные финансовые инструменты в течение всего периода страхования.
За 10 лет формируется сумма в 500 тыс. рублей, на которую начисляется инвестиционный доход (например, 5 – 8% годовых). По окончании договора сотрудник забирает накопления. Если в этот период он заболевает или становится инвалидом, то страховщик выплачивает страховую сумму.
Также в соответствии с требованиями ст. 955 ГК РФ застрахованный сотрудник должен дать письменное согласие на свою замену. Это согласие может быть в тексте договора или в приложении к нему.
Если оформляется контракт с НПФ, то можно рассчитывать на пенсию, которая будет выше государственной. Варианты подойдут для сотрудников, которые уже задумываются о том, как будут жить в старости.
Достоинства: стабильные ежегодные накопления, инвестиционный доход, право на налоговый вычет.
Недостатки: при расторжении страхового договора, например, из-за увольнения, нельзя получить все накопленные сбережения в 100% размере. Получить страховую сумму с инвестиционным доходом можно только когда закончится действие полиса (например, через 5 —10 лет).
Доля в компании (миноритарный пакет акций)
Если топ-менеджер становится незаменимым, то ему можно предложить стать совладельцем бизнеса. Эта система мотивации подходит для акционерных обществ и ООО. В ООО оформляется договор дарения доли, в АО — акций.
При передаче акций обычно речь идет о небольшом пакете — до 10% уставного капитала, но и он дает право на получение дивидендов и участие в собраниях акционеров. Акции можно продать или оставить в наследство, так что это весомая мотивация для топ-менеджеров.
Еще один вариант мотивации — пригласить топ-менеджера в соучредители новой компании (например, при расширении бизнеса). При этом открыть ИП нельзя — необходимо создавать юридическое лицо (ООО или акционерное общество).
Достоинство: сотрудник не просто привязывается к компании, он становится заинтересованным в ее прибыльности.
Недостаток: бюрократическая волокита при оформлении, особенно, если речь идет об акционерном обществе.
Подведем итоги — в этой таблице указаны суммы, которые придется заплатить за разные программы удержания сотрудников:
Инструмент удержания | Расходы |
---|---|
ДМС | 10 – 15 тыс. рублей на одного сотрудника. VIP-полисы для топ-менеджеров могут стоить от 100 тыс. рублей |
Полис накопительного страхования жизни | 50 – 60 тыс. рублей в год |
Обслуживание элитных платежных карт (Gold, Platinum и пр.) | 2,9 – 3 тыс. рублей в год |
От 650 тыс. рублей в год в России, 20 – 200 тыс. долларов в год за рубежом | |
Тренинги, мастер-классы | От 40 тыс. рублей за день |
Оплата элитного фитнес-зала | 40 – 60 тыс. рублей в год |
Бесплатные обеды | От 150 рублей за порцию |
Тур в подарок | От 30 тыс. рублей за путевку |
Рассрочка | Зависит от размера зарплаты сотрудника |
13-я зарплата | Зависит от оклада |
Источник: данные 10 банков, страховых компаний, НПФ, ланч-компаний
Как выбрать вид «золотых наручников»
Инструменты для удержания сотрудников отлично работают в одних компаниях и совершенно не работают в других. К примеру, бесплатное обучение эффективно в компаниях, где нужен английский язык или мотивация для развития способностей «продажников». Но если речь идет о производственном предприятии или магазине, то тренинги могут быть лишними.
При выборе инструментов важно учесть:
При выборе программы учитывайте возраст и семейный статус сотрудников. Если в компании много молодых семей, то рассрочка от компании на сумму, составляющую первоначальный взнос по ипотеке, может действительно привязать сотрудника.
Для молодежи до 30 лет обучение за рубежом, стажировки или планшетный компьютер в подарок гораздо важнее путевки в санаторий. Но для руководства в возрасте 45 — 60 лет лечебный тур подойдет.
Не стоит также тратить время на формальные поощрения — бездушные открытки, дешевые подарки на праздники, копеечные премии. Это не работает, вызывая раздражение и желание поменять место работы.
Если вы сомневаетесь, что выбрать, проведите анкетирование. Например, разошлите опросники по корпоративной электронной почте. Предложите на выбор: ДМС, зарплату или фитнес-клуб — и поинтересуйтесь, чего еще хотят ваши сотрудники.
Лучше прислать индивидуальный опросник каждому сотруднику и сделать процесс анонимным, чтобы люди не боялись отвечать на вопросы. Обязательно дайте возможность высказаться о том, что не понравилось и что хотелось бы улучшить.
После опроса пересмотрите программу лояльности на следующий год, исключив неработающие инструменты (те, по которым оставили негативные или прохладные отзывы не менее 50% сотрудников).
Если большая часть персонала не знает о системе поощрения, то это самый печальный результат.
Как сэкономить на программе лояльности
Затраты на удержание и мотивацию персонала можно снизить, если:
Также если полисы ДМС оформлены на год или на более долгий срок, то расходы на них исключаются из налогооблагаемой базы. Компанию освободят и от от уплаты единого социального налога с этой суммы. Налоговый кодекс позволяет это сделать, если оплата по договорам ДМС не более 6% от фонда оплаты труда.
Владельцам малого бизнеса можно использовать более бюджетные программы лояльности:
Резюме
© 1995–2021, ПАО БАНК «СИАБ». Базовая лицензия №3245 от 10.12.2019.
196 084, г. Санкт-Петербург, Черниговская ул.,
д.8, лит. А, пом. 1-Н