Премия фхд что это
Раздел IV. Порядок вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности
IV. Порядок вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной
деятельности
4.1. Вознаграждение руководителю предприятия за результаты финансово-хозяйственной деятельности выплачивается за счет и в пределах полученной прибыли за предыдущий период, за вычетом средств, направленных на потребление. Выплата вознаграждения может осуществляться за квартал, год. Периодичность вознаграждения устанавливается в контракте.
Допускаются ежемесячные выплаты вознаграждений в виде аванса в размерах, не превышающих в совокупности 50% предполагаемой суммы вознаграждения за расчетный период.
4.2. При расчете норматива для определения вознаграждения используется оклад, установленный руководителю в соответствии с настоящим положением, который корректируется с учетом роста оплаты труда на предприятии, а также прибыли, полученной в предшествующем году.
4.3. Расчет норматива производится предприятием на основе данных отчета о финансовых результатах и их использовании как отношение 12 месячных должностных окладов к сумме прибыли за предыдущий календарный год за вычетом обязательных платежей и утверждается отраслевым управлением (комитетом) администрации г. Орла.
4.4. В случае если за предшествующий год не была получена прибыль или предприятие было создано менее года назад, норматив рассчитывается исходя из прибыли, полученной в предшествующем квартале, и суммы 3 должностных окладов руководителя предприятия.
4.5. Норматив вознаграждения не должен быть больше единицы. В случае если полученная за предшествующий год (или квартал) прибыль за вычетом налогов и других обязательных платежей и средств, направленных на потребление, менее суммы 12 окладов, то норматив не рассчитывается, а вознаграждение руководителю не выплачивается.
Информация об изменениях:
Постановлением Администрации г. Орла от 7 апреля 2010 г. N 1053 пункт 4.6 настоящего Положения изложен в новой редакции
4.6. Фактическая сумма вознаграждения определяется путем умножения на норматив суммы прибыли по балансу за расчетный период за вычетом из нее налогов, других обязательных платежей в бюджет и средств, направленных на потребление. Вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности, выплачиваемое руководителю предприятия, учитывается при определении его среднего заработка. Максимальный размер всех видов вознаграждения не может превышать четырех окладов в год.
Информация об изменениях:
Постановлением Администрации г. Орла от 7 апреля 2010 г. N 1053 пункт 4.7 настоящего Положения изложен в новой редакции
4.7. На предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, по объективным причинам не имеющим прибыли в связи с централизованным регулированием цен (тарифов) на их продукцию (работу, услугу), руководители могут премироваться за счет средств на оплату труда, относимых на себестоимость в соответствии с порядком, изложенным в разделе V настоящего Положения. Максимальный размер всех видов премий в этом случае не может превышать четырех окладов в год.
Информация об изменениях:
Постановлением Администрации г. Орла от 15 июля 2005 г. N 2872 пункт 4.8 настоящего Положения изложен в новой редакции
4.8. Основанием для разрешения выплаты вознаграждения либо депремирования (полного или частичного) руководителя предприятия является письменное распоряжение Управления муниципального имущества по согласованию с отраслевыми управлениями, (комитетами) администрации г. Орла. В случае наличия на предприятии просроченной задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами, признаков банкротства вознаграждение руководителю не выплачивается.
4.9. Должностные оклады, условия премирования и другие поощрительные выплаты инженерно-техническим работникам, включая заместителей руководителя и других руководящих работников, устанавливаются предприятием самостоятельно.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок выплаты премии по Трудовому кодексу РФ
Что такое премия (определение по ТК РФ) и как она относится к зарплате
Понятие премии присутствует в ст. 129 ТК РФ, где она упоминается в числе выплат стимулирующего характера, которые могут составлять одну из частей зарплаты. То есть премия — это выплата поощрительного характера, входящая в структуру применяемой системы оплаты за труд.
О том, в каких еще формах может осуществляться поощрение работников, читайте в материале «Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?».
Разработать структуру системы оплаты труда и установить правила ее применения работодатель должен сам, согласовав с представителями трудового коллектива (ст. 135 ТК РФ). При разработке этой системы для коллективов ГУП и МУП необходимо руководствоваться также едиными рекомендациями, утвержденными на очередной год Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
Таким образом, у работодателя должен иметь место внутренний документ, содержащий описание применяемойдля оплаты труда коллектива системы (структуры зарплаты работников). Этот документ может одновременно содержать и описание всех правил, установленных для начисления каждой из составных частей зарплаты. Но возможна и разработка самостоятельных нормативных актов (положений) для каждой составной части оплаты за труд.
Небольшим трудовым коллективам (микропредприятиям) с 2017 года разрешено не создавать внутренние нормативные акты, регулирующие вопросы трудового права (ст. 309.2 ТК РФ). Однако принятие такого решения требует детально прописывать все правила начисления зарплаты в трудовом соглашении с каждым из работников. Причем для составления этого документа должна применяться его типовая форма. Такая форма уже утверждена постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.
Внутренний документ, разрабатываемый для коллектива в целом (или для большей его части), позволяет в трудовом соглашении с каждым из работников не перечислять подробно все правила установленной для него оплаты труда, а ограничиться лишь отсылкой к ряду внутренних актов. Поэтому создание такого рода актов существенно упрощает оформление трудовых договоров. Тем более что нормативные акты могут действовать без изменений в течение нескольких лет. И трудозатраты по их разработке и принятию даже для микропредприятий могут оказаться заметно меньшими, чем внесение всех деталей, относящихся к начислению зарплаты, в каждый трудовой договор.
Устанавливаем правила премирования: в едином нормативном акте или в трудовом договоре
Итак, правила премирования должны быть определены:
В нормативном акте, посвященном премированию, нужно отразить:
Сведения аналогичного характера потребуется привести в трудовом соглашении с конкретным работником, если внутренние нормативные акты работодатель не разрабатывает или условия премирования конкретного работника индивидуальны. Последнее может иметь место, например, для руководителей высшего звена.
О том, когда выплата премии руководителю будет расценена как незаконная, читайте в материале «Необоснованное начисление и выплата премии».
По регулярности выплаты премии, включенные в систему зарплаты, делятся на начисляемые и выплачиваемые:
Вправе ли работодатель применить к работнику дисциплинарное взыскание в виде депремирования (лишения премии)? Ответ на этот вопрос вы найдете в Путеводителе по кадрам от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
Обоснование начисления квартальной премии сотрудникам: пример
Основанием для начисления и выплаты премий регулярного характера чаще всего становятся результаты работы работодателя, оцениваемые по финансово-экономическим показателям его деятельности, формируемым за соответствующий период, в целом. То есть по результатам успешной работы всего коллектива, что, соответственно, требует поощрения работников, образующих этот коллектив.
Формулировка обоснования премирования может выглядеть, например, так: «За выполнение плановых показателей объемов производства и продаж за квартал».
Получат эту премию те работники, которым она должна быть начислена в соответствии с действующим внутренним актом о премировании, кроме лишенных права на ее получение за рассматриваемый период по основаниям, содержащимся в этом же акте. Результаты распределения премии утвердит руководитель работодателя. На основании этого утверждения будет издан приказ на выплату премии, содержащий единое общее обоснование для выплаты, и перечень фамилий конкретных сотрудников с причитающимися им суммами.
За что работнику премия выплачивается индивидуально: формулировка основания для поощрения
Формулировка обоснования премии сотруднику, выплачиваемой нерегулярно, будет зависеть от состава конкретных трудовых достиженийэтого отдельного работника. Например, для менеджера по продажам может иметь место поощрение с формулировкой «За досрочное выполнение запланированного объема продаж за месяц».
Результаты работы конкретного сотрудника оценивает, как правило, его непосредственный руководитель. Выявив факт возникновения права на премию, он составляет на имя руководителя работодателя представление (служебную записку) на ее начисление. При положительной резолюции руководителя работодателя на этом документе в отношении работника будет издан отдельный приказ на выплату ему премии.
Особенности сроков выплаты премиальных
В ТК РФ установлены ограничения для сроков выплаты:
Упоминания о премии в связи со сроками выплаты в ТК РФ отсутствуют. Вместе с тем премия, являющаяся частью зарплаты, может выплачиваться с периодичностью, отличающейся от частоты выплаты зарплаты. В связи с этим Минтруд России в информации от 21.09.2016, размещенной на его сайте, рекомендует указывать в локальном нормативном акте о премировании не только месяц начисления премии, но и месяц или конкретную дату ее выплаты. Если будет указан только месяц выплаты, то это будет означать, что премиальные надо выплатить не позже 15-го числа указанного месяца.
Если в нормативном документе не указан месяц выплаты премии, но присутствует указание на сроки ее начисления, то премию нужно выплатить до 15 числа месяца, следующего за месяцем начисления премии (письмо Минтруда России от 23.08.2016 № 14-1/В-800).
Премия и оценочные обязательства на ее выплату
Необходимость признания премиальных в качестве оценочного обязательства возникает в ситуации, когда на момент составления бухотчетности уже известно, что за тот период, которому эта отчетность посвящена, у работодателя существует обязанность выплатить премию и известна ее сумма (подп. «а» п. 2, пп. 4–6 ПБУ 8/2010, утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н).
Чаще всего эта необходимость возникает в отношении премии, начисляемой за год, поскольку привязывается к обязательной для составления годовой отчетности (письмо Минфина России от 22.01.2016 № 07-04-09/2355).
Отразить такое обязательство нужно на конец отчетного периода в составе резервов предстоящих расходов в корреспонденции с обычными счетами учета затрат (п. 8 ПБУ 8/2010):
Дт 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44) Кт 96.
В сумму этого обязательства войдут также обязательные для начисления на величину премии страховые взносы, поскольку обязанность их уплаты возникнет одновременно с обязанностью выплаты премиальных.
При выплате премии в следующем году ее величина будет списана, соответственно, проводкой:
А сумма предназначенных к уплате страховых взносов отразится как:
В бухбалансе величина признанных на конец года оценочных обязательств отразится в разделе краткосрочных обязательств по строке 1540. Сумма созданного оценочного обязательства может уменьшать базу по налогу на прибыль, если это закреплено в учетной политике налогоплательщика (ст. 324.1 НК РФ).
Не признавать премию как оценочное обязательство могут юрлица:
О том, какое еще долги должны отражаться в качестве оценочных обязательств, читайте в материале «Налоговый спор = оценочное обязательство».
Итоги
ТК РФ определяет премию как один из видов стимулирующей части зарплаты. Решение о включении премии в зарплату должно закрепляться во внутреннем нормативном документе. Правила начисления премиальных работодатель также разрабатывает самостоятельно. Основания для выплаты вознаграждений и периодичность их начисления могут быть разными. В отношении сроков выплаты у премиальных есть свои особенности. У большинства работодателей возникает обязанность отражения в бухотчетности оценочного обязательства по премии.
Премия за результаты финансово-хозяйственной деятельности
Вправе ли руководитель убыточной организации выплачивать работникам ежемесячную премию за результаты финансово-хозяйственной деятельности?
Вправе, если это не запрещено ЛПА нанимателя.
При построении системы премирования руководителей (кроме генерального директора, директора), специалистов, рабочих и других работников необходимо учитывать Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 28.02.2012 № 29 (далее – Рекомендации № 29).
Согласно п. 5 Рекомендаций № 29 система стимулирования количественных и качественных результатов деятельности может содержать показатели и размеры как премирования, так и депремирования.
Перечень упущений в работе, за которые работники лишаются частично или полностью премии, приводится в Положении о премировании организации.
Экономически эффективной считается система премирования, в результате применения которой дополнительные затраты обеспечивают дополнительный результат деятельности, превышающий размер премий. Такое соотношение обеспечивает совпадение интересов общества, нанимателя, работника.
В рыночных условиях хозяйствования в целях материальной заинтересованности работников в повышении эффективности хозяйствования организации особое значение приобретает такой показатель премирования, как прибыль, являющаяся основным источником расширения и технического совершенствования производства и инновационного развития организации.
В связи с этим стимулирование роста прибыли является одним из направлений в организации премирования служащих аппарата управления, производственных и функциональных подразделений организаций.
Бюджетной организации необходимо учитывать нормы постановленияМинтруда от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».
При построении системы премирования необходимо учитывать отраслевые НПА. Например, при разработке системы премирования в организации, осуществляющей деятельность в сфере торговли и (или) общепита, независимо от организационно-правовых форм необходимо учитывать положения Рекомендаций по оплате труда работников торговли и общественного питания, утв. постановлением Минторга от 20.12.2010 № 41.
Кроме того, необходимо учитывать, что в отчетном периоде убытки организации могли сократиться, соответственно, работники могут быть премированы за сокращение убытков организации.
Конкретные критерии премирования (депремирования) работников организации устанавливаются нанимателем в ЛПА.
Наниматель может указать в ЛПА, регулирующем порядок выплаты премии, что премия за результаты финансово-хозяйственной деятельности не выплачивается работникам организации при наличии убытка за отчетный период.
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на22 июля 2019 г.
Воспроизведение, распространение, публичная демонстрация и другое подобное использование аналитических материалов, размещенных в информационно-правовой системе «Нормативка.by», допускается только с письменного согласия ОДО «Профигруп».
Премия фхд что это
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Филиал разработал Положение о порядке выплаты за выслугу лет работникам, которое согласовал с головным предприятием. Ежегодно выплачивалась премия. Согласно Положению критерием выплаты являются результаты финансово-хозяйственной деятельности филиала и наличие финансовой возможности работодателя. Каких-либо иных критериев выплаты положением не предусмотрено.
В выплате премии за 2020 год отказано со ссылкой на недополучение прибыли за финансовый год и небольшой показатель прибыли. Головное предприятие письменно ответило, что выплаты социального характера работникам филиала, в том числе выплаты по выслуге, возможны только после сдачи филиалом годовой отчетности и определения чистой прибыли.
Законно ли филиалу отказали в выплате, учитывая, что план значительно завышен и трудно выполним?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие финансовой возможности дает право работодателю не выплачивать данную премию.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Выплата премий за счет экономии ФОТ по госзаданию: Минфин России и суды говорят «да»
fcarucci / Depositphotos.com |
Выплата сотрудникам премий к значимым датам, профессиональным и иным праздникам за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, как правило, не вызывает претензий со стороны ревизоров. А вот в отношении выплат, не предусмотренных системой оплаты труда, за счет субсидий на выполнение государственного/муниципального задания, у проверяющих иная позиция. Насколько ее разделяют судебные органы, рассмотрим на примерах из арбитражной практики.
Бюджетное учреждение за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания выплатило своим работникам премии к профессиональному празднику и в связи с юбилеем самого учреждения.
Контрольно-счетной палатой при проверке данный факт был квалифицирован как нецелевое использование средств субсидии. По мнению ревизоров, выплаты стимулирующего характера с превышением размера, установленного нормативно-правовыми актами муниципального образования, не могут рассматриваться как расходы, направленные на цели, не связанные с выполнением муниципального задания. Сумму выплаченных премий с начислениями, а это более 850 тыс. руб., потребовали вернуть в бюджет.
Представление контролирующего органа учреждение решило оспорить в суде. Свою правоту оно подкрепило пояснениями, что муниципальное задание в проверяемом периоде выполнено в полном объеме, при этом учреждению удалось достичь экономии средств субсидии. В частности, экономия фонда оплаты труда составила более 2 млн руб., а выплаченные за этот период премии работникам не превысили указанной суммы.
Суд установил также, что муниципальным нормативно-правовым актом предусмотрено право работников муниципальных учреждений на получение выплат стимулирующего характера не только в рамках планируемого денежного обеспечения, но и за счет экономии фонда оплаты труда. При этом полномочиями назначать такие выплаты в пределах экономии ФОТ наделен работодатель (постановление Десятого ААС от 10 февраля 2020 г. № 10АП-25773/19, постановление АС Дальневосточного округа от 8 ноябяр 2019 г. № Ф03-4392/2019).
Принимая во внимание данные факты, судьи первой и апелляционной инстанций пришли к заключению, что рассматриваемые расходы соответствуют действующему законодательному порядку, направлены на реализацию и достижение целей выполнения муниципального задания, вследствие чего признаются целевыми. Контрольно-счетная палата пока не воспользовалась возможностью обжаловать вынесенное решение.
А вот следующем случае учреждению пришлось отстаивать свою правоту на трех уровнях судебной системы.
За счет субсидии на выполнение задания больница выплатила премии ко Дню медработника, юбилею учреждения, Международному женскому дню, Дню защитника Отечества, а также премии сотрудникам-юбилярам и сотрудникам старше 60 лет, проработавшим более 15 лет, при их увольнении. При проверке контрольно-счетная палата сочла это неправомерным использованием субсидии и обязала учреждение вернуть в бюджет свыше 2,7 млн. руб.
Ревизоры настаивали: подобные стимулирующие выплаты не установлены региональной системой оплаты труда и не относятся к затратам на выполнение задания, следовательно, могли быть выплачены только из собственных доходов учреждения.
Однако в ходе рассмотрения дела суд установил, что согласно принятому в учреждении положению о премировании все стимулирующие выплаты, в том числе те, что стали предметом спора, производились за фактически отработанное время, добросовестное исполнение должностных обязанностей и исходя из личного вклада работника в общую деятельность.
Кроме того, задание в проверяемом периоде выполнено с превышением плановых показателей, что соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств – достижению наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Средства субсидии тратились в соответствии с плановыми показателями, зафиксированными в Плане ФХД. Превышения расходов сверх установленного фонда оплаты труда, в том числе в части размеров стимулирующих выплат, предусмотренных Планом ФХД, не было.
На этом основании, судьи двух инстанций признали предписание органа контроля недействительным. С таким решением суда Контрольно-счетная палата не согласилась и, воспользовавшись правом на кассационное обжалование, обратилась в окружной суд. Но и он не поддержал ревизоров, поддержав выводы нижестоящих судов.
Стоит отметить, что и финансовое ведомство придерживается схожей позиции, высказанной им в письме от 18 октября 2019 г. № 09-07-09/80181: остаток средств субсидии на государственное задание в случае достижения показателей объема государственного/муниципального задания может быть использован в очередном финансовом году, в том числе на оплату труда сотрудников учреждения сверх фонда оплаты труда, определенного на соответствующий год. Важно только, чтобы указанные выплаты были предусмотрены планом ФХД.