Премирование главного бухгалтера за что можно формулировка

Как подобрать основание для премирования, чтобы расходы не урезали?

Премия по ТК

Основания для премирования работников, порядок и сроки его проведения устанавливает сама конкретная фирма своими внутренними документами (ст. 135 ТК РФ).

Для налогового учета выплата премий за те или иные показатели должна быть предусмотрена Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о премировании, коллективным или трудовым договором. Только в этом случае ее можно отнести к расходам при расчете налога на прибыль. Если таких документов нет, то сумму премии при налогообложении прибыли не учитывают, даже если она выплачена на основании приказа директора (п. 21 ст. 270 НК РФ).

Самая распространенная система премирования – так называемое общее премирование. Размеры, как правило, невысокие – либо в процентах от оклада, либо в фиксированных суммах. Премия назначается общим приказом по итогам месяца или квартала. Могут быть определены сотрудники, допустившие нарушения и лишенные премии.

Формулировки приказов весьма однообразны:

Другой вариант премирования – поощрение не всех сотрудников, а наиболее отличившихся. И размеры премий в этом случае повыше, они могут быть даже больше оклада. При индивидуально ориентированном премировании поощряют, как правило, не за период, а за конкретные успехи. В приказе должна быть наиболее точная формулировка достижения.

Вот здесь-то компании чаще всего и попадаются.

Налоговики изучают основания для премирования и очень часто находят причины отказов в принятии расходов и доначисляют налог, подводя это под экономическую необоснованность.

Формулировки приказов на премирование не должны быть расплывчатыми. Из них должно следовать, что сотрудник премируется за то, что он принес максимальную пользу компании.

Убыток – не повод для отказа от премирования

Многие компании премируют своих самых ценных сотрудников даже при получении убытков.

В такой ситуации инспекция наверняка будет снимать расходы, как необоснованные. Можно ли им как-то противостоять?

Можно. Главный аргумент: премия назначена не за прибыльность бизнеса, а за другие достижения, которые способствовали увеличению выручки.

Варианты можно придумать разные, к примеру:

При этом важно в приказе расписать конкретно, какой и с кем был заключен выгодный контракт, какое конкретно срочное или особо сложное задание сотрудник выполнил и т. д.

Постановление АС Поволжского округа от 17 февраля 2015 г. № Ф06-20220/2013 демонстрирует, что при премировании работника за внедрение новых моделей продукции нужно иметь детализированную информацию о них, а также о новых источниках финансирования, появившихся в связи с их внедрением.

Главное, чтобы было ясно: премия выписана не за увеличение или достижение прибыли в работе фирмы, а за увеличение выручки. То есть это другой показатель деятельности. Даже при увеличении выручки по итогам периода может быть получен убыток.

Лучше, если в документах на премирование говорится не о прибыли, а о выручке. Инспекции будет сложно это опровергнуть, а тогда и доначисление налога можно будет оспорить (см., к примеру, постановление ФАС Московского округа от 6 февраля 2014 г. № А40-33091/13).

Если не достигнут результат, за который положена премия

Наличие убытка – это не единственное основание, по которому налоговики могут снять расходы на премии.

Другая причина, на которой компании как раз попадаются довольно часто – это премирование по показателю, который не достигнут.

Вот довольно яркий пример.

Работника премировали «за урегулирование отношений с контрагентом». Налоговики установили, что приказ с такой формулировкой противоречит другим документам. Действительно: фирма судилась с контрагентом, но спор проиграла. А в чем при этом заключается «урегулирование отношений», пояснить не смогла.

Вывод, который поддержали суды: премия выдана без оснований и является экономически не оправданной (Постановление АС Московского округа от 20 октября 2017 г. № А40-163997/2016).

А как же стоило написать? Можно было подойти по-другому, указав другие достижения этого же работника в этом же деле. Например, ведение переговоров с контрагентом, в результате чего тот отозвал часть своих претензий; общая отсрочка даты окончательных расчетов, которая выпала на период, когда фирма преодолела период временных финансовых трудностей и т. д.

Конечно, все это нужно еще и подтвердить документально: перепиской, отчетами, справками и др.

Помните: премируя работников, важно правильно подобрать основание для поощрения и обеспечить документальное подтверждение. Тогда расходы не снимут.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Премирование главного бухгалтера за что можно формулировка

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Источник

Выплата единовременной премии: основания и налоги

Единовременная премия — это разовая выплата, связанная с достижением определенного результата трудовой деятельности или приуроченная к конкретному событию. Она бывает производственная и непроизводственная.

Понятие единовременной премиальной выплаты

Порядок и условия, по которым осуществляется выплата премии сотрудникам, зафиксированы в локальных нормативных актах (ЛНА). Вознаграждение выплачивают за успешный труд, по итогам работы и прочим производственным основаниям. Обычно такие выплаты периодические: поквартальные, помесячные и т. д. Но если произошло знаменательное событие, например досрочно завершен важный проект, премиальные начисляются разово.

Бывают основания непроизводственные — юбилеи, праздничные даты. Денежные поощрения тоже выплачивают конкретно к произошедшему случаю. Таким образом, разовая премия приурочивается как к производственным, так и к не производственным событиям и имеет разовый характер. Четкой системы премирования в законе не предусмотрено, предприятие само определяет структуру начисления поощрительных выплат.

В каких случаях назначается

Назначение разовых стимулирующих платежей отражается в локальных нормативных актах предприятия. Это коллективный договор, чаще всего положение о премировании. В нем предусматриваются случаи, за что можно премировать сотрудников, среди них:

Основанием, по которому производится начисление премии работнику, является приказ директора. В нем указывается повод для премирования и ссылка на пункт положения или другого ЛНА.

Какие документы составить

Основным документом, определяющим основания для назначения премиальных выплат, является положение о премировании сотрудников. В нем указываются:

Например, при начислении 13 зарплаты в положении указываются формулировки оснований для премирования сотрудников, например, такие:

Критерии начисления целесообразно разрабатывать с учетом мнения коллектива.

Одно из условий — служебная записка непосредственного руководителя работника с предложением премирования. Общим основанием для премирования является приказ руководителя организации. Документ содержит ссылку на положение, дополнительные документы (если есть), перечень премируемых работников, размер премиальных.

Налогообложение премии

В соответствии с НК, налогообложение премии к празднику носит обязательный характер. Для целей уплаты НДФЛ не имеет значения, производственный или нет характер выплаты, — они все считаются доходом.

В вопросе уплаты страховых взносов у чиновников и судов нет согласия. Налоговики ссылаются на то, что упоминания о выплатах, не связанных с трудом, нет в НК, соответственно, взносы платить надо. Суды придерживаются противоположной точки зрения — определение ВС от 06.04.2017 № 306-КГ17-2349. Верховный Суд указывает, что единовременные суммы, выплачиваемые к юбилейным датам, не относятся к результатам труда и не являются вознаграждением за труд. В связи с этим они исключаются из базы для начисления страховых взносов.

Не облагаются налогом на доход премии, перечисленные в перечне правительства (п. 7 ст. 217 НК ).

Каким образом осуществляется учет премий в налоговом учете организации? В состав расходов на оплату труда при расчете налогооблагаемой базы включаются стимулирующие и поощрительные выплаты, если они:

Проводки

Денежная выплата, не относящаяся к поощрению за труд, например, премия к юбилею, отличается основанием, не связанным с работой, нерегулярностью.

Премии за трудовые достижения отражаются в бухгалтерском учете такой проводкой: Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кт 70. Для налогового учета (при определении базы для уплаты налога) такие премиальные включаются в расходы.

Единовременные вознаграждения, не связанные с трудовой деятельностью, не уменьшают налоговую базу по прибыли, в соответствии с письмом Минфина России от 24.04.2013 № 03-03-06/1/14283. Их надо относить на чистую прибыль. Проводки могут быть такими:

Вправе ли работодатель не платить премии

Трудовым законодательством установлено, что основания для начисления премиальных выплат указываются в ЛНА организации. По ТК, работодатель самостоятельно решает, за что выплачивается разовая премия:

Главное — соответствие этого решения локальному акту, регламентирующему эту выплату. Там же обосновываются условия лишения или ограничения денежных поощрений для работников.

Удержание премиальных не заменяет дисциплинарное наказание, которых по ТК три: замечание, выговор, увольнение. Если в качестве взыскания работник лишен премии, это противоречит нормам ТК. Но если в ЛНА есть пункт о депремировании сотрудника, получившего одно из взысканий, такое лишение оправданно.

Таким образом, несмотря на то, что выплата премии, по Трудовому кодексу, делегирована руководству, целесообразно максимально прозрачно и подробно определить критерии премирования и депремирования. Необходимо точно следовать им при начислении денежных поощрений работникам.

Источник

Мотивация сотрудников бухгалтерии и финансовых специалистов

Премирование главного бухгалтера за что можно формулировка

Jan 15, 2021 5:10:38 AM / Автор Yva.ai

В ходе расследования выяснилось, что компания столкнулась с мошенниками, которые воспользовались брешью в законодательстве и тем, что в условиях кризиса многие компании теряют бдительность.

Оказалось, что с помощью поддельной электронной подписи мошенники подали от имени юридического лица компании Ольги ложную декларацию с указанием значительно большей суммы доходов, и если бы Ольга вовремя не обратила внимание на начисления «из воздуха», компания понесла бы убытки.

Разбирательство с ИФНС и противодействие мошенникам представляют собой отнюдь не рядовые задачи бухгалтера. Для того чтобы сотрудник бухгалтерии довёл дело до конца и защитил финансы работодателя, он должен быть не только компетентным, но и достаточно вовлечённым, относящимся к средствам компании так же серьезно, как к собственным.

Кроме того, бухгалтер должен быть мотивирован не только работать хорошо, но ещё и не работать плохо. Ошибки бухгалтера приводят к нежелательным расходам, штрафам и санкциям вплоть до ликвидации компании и уголовного преследования генерального директора или владельца.

Как соотнести критерии эффективности бухгалтерской деятельности с инструментами мотивации? Чем отличается система мотивации бухгалтеров от мотивации сотрудников других подразделений? Разбираемся в новом материале Yva.ai.

Критерии эффективности для бухгалтерской деятельности

Специфика функции бухгалтерии состоит в том, что позитивный результат работы заключается не столько в достижениях, сколько в отсутствии ошибок, которые влекут за собой финансовые потери, судебные разбирательства и другие негативные последствия.

Чтобы правильно мотивировать сотрудников бухгалтерии, давайте определим, к чему именно руководству компании необходимо подталкивать специалистов данной функции. Стандартно функция бухгалтерии распределяется по нескольким ключевым направлениям:

Премирование главного бухгалтера за что можно формулировка

Критерии оценки эффективности работы бухгалтера основываются на ключевых задачах и процессах, в которых он задействован, а именно:

Критерии оценки эффективности работы главного бухгалтера – шире. В KPI главного бухгалтера входят:

Ещё одной распространённой потребностью работодателей и навыком бухгалтера, дающим конкурентное преимуществом, является умение анализировать и планировать финансово-хозяйственную деятельность компании, то есть осуществлять функционал финансового директора.

По данным журнала «Главбух», 58 % бухгалтеров не имеют такого опыта, однако 75 % работодателей предпочли бы иметь в штате специалиста с этой компетенцией. Основные причины – экономия на одной высокооплачиваемой штатной единице и избежание конфликтов между главным бухгалтером и финансовым директором.

Ещё одна желательная для владельцев и генеральных директоров компаний компетенция бухгалтера – это знание кадрового дела. Ведение кадрового документооборота тесно переплетается с работой бухгалтера, поэтому в небольших компаниях такое совмещение функционала крайне востребовано.

Порядка 67 % работодателей хотели бы сотрудничать с бухгалтером, который знает трудовой кодекс и разбирается в кадровых вопросах. При этом юридическое образование бухгалтеров для большинства работодателей, напротив, не является желательным.

Как развивать и поддерживать мотивацию сотрудников бухгалтерии?

Социальное исследование HeadHunter 3 показало, что большинство бухгалтеров пришли в профессию случайно: с детства мечтали об этой профессии только 5 % респондентов. В целом бухгалтеры удовлетворены профессией: женщины довольны больше мужчин (51 % и 41 % соответственно).

Премирование главного бухгалтера за что можно формулировка

Однако не менее 40 % опрошенных сменили бы этот вид деятельности на другой при удобной возможности. То есть 4 из 10 действующих сотрудников бухгалтерии ждёт момента, чтобы уйти к другому работодателю или в другую профессию.

Большинство бухгалтеров согласно, что их работа требует терпения, устойчивости к рутине и скрупулёзной внимательности. Примерно ⅓ специалистов называет бухгалтерскую деятельность нервной, а около 10 % считает её опасной. Как мотивировать сотрудников бухгалтерии оставаться в профессии, развивать компетенции бухгалтера и сохранять лояльность компании?

Вот несколько рекомендаций, которые помогут мотивировать бухгалтеров и положительно влиять на качество их работы.

Совет #1 Используйте ступенчатую систему финансовой мотивации

Премирование главного бухгалтера за что можно формулировка

Совет #2 Настройте качественный контроль функции бухгалтеров

Важнейшими для собственника точками контроля деятельности бухгалтера по версии журнала «Клерк» 7 являются:

С помощью этих точек контроля собственник и генеральный директор могут осуществлять эффективный внутренний аудит деятельности бухгалтера.

Совет #3 Дополните функционал бухгалтера кадровыми полномочиями

Предоставление бухгалтеру возможности участвовать в процессе стратегического управления организацией является ключевым мотивирующим фактором для тех специалистов, которым важна реализация их управленческих талантов.

Бухгалтер, чья роль в процессе управления финансами не ограничивается сведением цифр в отчёт для топ-менеджмента, будет стремиться к тому, чтобы выяснить, что на самом деле эти числа означают.

Чтобы определить, будет такое решение мотивировать сотрудника бухгалтерии и вдохновлять или он испугается дополнительной ответственности, полезно взглянуть на набор лидерских навыков и качеств, например, с помощью отчёта о сотруднике в системе Yva.ai.

Расширение управленческих полномочий наверняка понравится сотруднику с развитыми стилями лидерства Инноватор и Доминант. Выраженные Протекторы и Эксперты скорее предпочтут остаться в хорошо изученной ими области задач.

Совет #4 Обучайте ваших бухгалтеров

По данным журнала «Главбух», большинство работодателей предпочитает сотрудничать с опытными бухгалтерами, которые постоянно повышают квалификацию и настроены на обучение. Создать оптимальные условия для этого – правильное решение: когда компания инвестирует в знания сотрудника бухгалтерии, он чувствует, что в нём заинтересованы.

Какое обучение востребовано у бухгалтеров?

Совет #5 Не забывайте о нематериальных поощрениях

Хотите получить полезную информацию о том, как помочь сотрудникам научиться принимать обратную связь от коллег, руководителей и подчинённых? Смотрите видео Академии Yva.ai от HR-аналитика направления People Analytics Yva.ai Ксении Россомахиной. Бесплатно после регистрации!

Небольшой спойлер к видео: исключите формальный подход к обратной связи. Похвала должна быть индивидуальной, поэтому включайте в обратную связь конкретные достижения и результаты сотрудника. Также она должна не должна носить личностный оттенок: оценивать следует не личные качества, а только конкретные действия и итоги работы бухгалтера.

Мотивация сотрудников – это непрерывный творческий процесс. Чтобы воздействовать на уровень вовлечённости и удовлетворённости бухгалтера работой в компании, система мотивации должна охватывать не только материальную сторону.

Попробуйте воспользоваться рекомендациями экспертов, и тогда, возможно, ваш бухгалтер тоже однажды спасёт компанию. И даже выйдет на лёд, встанет на ворота и не пропустит ни одной шайбы, как это сделал бухгалтер хоккейного клуба Chicago Blackhawks, когда голкипер команды получил травму на разминке и не смог принять участие в матче НХЛ 8 🙂 Успехов вам!

1. Бухгалтер спас компанию от «кражи» вычетов НДС на милл ионы // Российский налоговый курьер. 2020.

2. «Топ-10 бухгалтерских навыков, с которыми вы будете нарасхват» // Журнал «Главбух». 2015.

3. Кто идёт в бухгалтеры? // HeadHunter. 2020.

4. Как мотивировать бухгалтерию: шесть правил // «Клерк». Марат Самитов. 2020.

5. KPI бухгалтера: показатели и критерии для премирования // Wiseadvice. Елена Желенкова. 2019.

6. How to Motivate Accountants and other Finance Professionals? // «Investment and Business Accountants». 2016.

7. «Восемь простых точек контроля главного бухгалтера» // «Клерк». 2020.

Источник

KPI бухгалтера: показатели и критерии для премирования

Премирование главного бухгалтера за что можно формулировка

Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант

KPI бухгалтера: показатели и критерии для премирования

Премирование главного бухгалтера за что можно формулировка

Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант

Кому подходит эта статья: собственникам бизнеса, которые хотят разработать систему мотивации для сотрудников бухгалтерии и тем самым повысить эффективность их работы.

Простыми словами KPI – это показатели эффективности, по которым можно определить, насколько хорошо работает сотрудник, отдел, компания. К этим показателям привязывается переменная часть вознаграждения сотрудника, а попросту говоря, премия.

Бухгалтер не влияет напрямую на прибыль компании, поэтому рассчитать его KPI сложнее, чем, например, менеджера по продажам или работника у станка. Эффективность последних можно измерить количеством продаж или выработанных деталей сверх нормы, а что будет показателем эффективности бухгалтера? Поговорим об этом в нашей статье.

Сразу оговоримся, что стандартов в этом вопросе нет и быть не может. Вы можете найти пример в интернете, но в любом случае его придется адаптировать под себя. Функции бухгалтера в разных компаниях сильно отличаются. У единственного бухгалтера небольшой торговой фирмы это будут одни функции, а у бухгалтера отдела учета основных средств крупной производственной компании – совсем другие. Поэтому отталкиваться нужно от функций бухгалтера именно в вашей компании.

Вовсе необязательно привязываться к термину KPI, выдумывать большое количество показателей и применять сложные методики расчетов, чтобы оценить работу бухгалтера. Для того, чтобы система работала и мотивировала, нужно определить самые значимые показатели и их вес в общей сумме премии.

Что брать за показатели эффективности

За основу нужно взять основные процессы, в которых участвует бухгалтер.

Наградить бухгалтера можно за:

Как видите, список выглядит немного странным, потому что вовремя сдавать отчетность и правильно считать налоги и заработную плату – это обычные стандарты работы бухгалтера, за которые он получает зарплату. Получается, что собственнику бизнеса приходится платить премии за то, чтобы бухгалтеры не ошибались и не пришлось платить штрафы. Но это специфика работы бухгалтеров – их работа не видна, пока нет ошибок. Поэтому система показателей для бухгалтера в основном строится на отсутствии ошибок, штрафов, нарушений и претензий.

Если вы передаете бухгалтерию на аутсорсинг, то все, за что премируют штатную бухгалтерию – соблюдение сроков отчетности, отсутствие ошибок и претензий от контролеров и т.д., – является стандартом обслуживания в рамках абонентской платы. Не нужно доплачивать за то, что не было ошибок и штрафов, за то, что подготовили годовой отчет и т.д. Наоборот, аутсорсинговая компания сама теряет деньги, если ошибается, потому что несет ответственность и платит штрафы из своего кармана.

Чтобы не переплачивать за то, что и так должно быть сделано, некоторые компании применяют такую схему: назначают небольшую фиксированную зарплату бухгалтеру и переменную часть, которая зависит от выполнения показателей. Таким образом, если бухгалтер работает хорошо, он получает обычную зарплату, а если плохо – маленькую. Например, оклад 20 тысяч и премия – от 0 до 35 тысяч.

Другой вариант – премия выплачивается только в отчетные периоды, когда нагрузка на бухгалтера возрастает, а все остальное время он получает только оклад.

Главное, чтобы в списке показателей не было тех процессов, на которые бухгалтер повлиять не может. А еще показатели должны быть измеримыми, а не размытыми. Иначе это будут показатели ради показателей, мотивировать бухгалтера они не будут.

Пример из практики

У одного нашего нынешнего клиента показатель премирования штатного бухгалтера был прописан так: «Высокая результативность выполнения наиболее сложных (внеочередных) работ и достижение высоких показателей». Что значит высокая результативность? Какие высокие показатели? Что конкретно должен делать бухгалтер, чтобы получить премию по этому пункту?

Вот яркий пример формального подхода к разработке KPI, когда ничего непонятно и есть место субъективной оценке. А вот формулировка «Своевременная выдача расчетных листов и отсутствие ошибок в расчете заработной платы» звучит уже конкретнее. Бухгалтер знает, что получит часть премии за то, что вовремя выдал «расчетки» и правильно посчитал зарплату.

Не стоит придумывать десятки показателей, для рядового бухгалтера достаточно пяти.

Вот как может выглядеть чек-лист для расчета премии обычного бухгалтера

Показатель

Процент выполнения

Итого с учетом веса

Своевременное оформление документов25%100%25%Отсутствие ошибок в первичных документах25%100%25%Отсутствие жалоб со стороны клиентов и контрагентов25%100%25%Отсутствие жалоб со стороны других подразделений компании15%80%12%Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка10%100%10%Всего 100% 97%

В этом примере бухгалтер должен получить 97% от максимальной суммы премии.

Если премия выписывается на целый отдел, то дополнительно определяется коэффициент трудового участия каждого сотрудника и высчитывается его доля в общей сумме.

Это упрощенный пример с общими показателями только для того, чтобы показать принцип. Каждая фирма сама определяет показатели и их значимость, все зависит от функций бухгалтера и специфики деятельности компании.

Вы можете включить в список:

Для разработки более сложной и детальной оценки премирования лучше обратиться к специалистам.

За что можно премировать главного бухгалтера

Критерии оценки работы главбуха будут другими, так как он организует работу бухгалтерии, выполняет более объемные задачи и больше влияет на доходы и расходы компании.

Премию главного бухгалтера можно привязать к таким показателям:

Как оформить премию бухгалтеру

Порядок премирования нужно закрепить в локальных документах компании: положении об оплате труда, положении о премировании, коллективном договоре, трудовых договорах.

1С-WiseAdvice возьмет на себя разработку локальных документов, пропишет в них KPI бухгалтера и других сотрудников, подготовит кадровые документы, оформит приказы на премии и рассчитает заработную плату.

KPI может стать хорошим стимулом для сотрудников бухгалтерии, если ввести справедливую оценку деятельности. Систему показателей нужно разработать, исходя из реальных функций бухгалтеров, и требовать от них достижимых результатов.

В отличие от штатной бухгалтерии, бухгалтеров аутсорсинговой компании стимулировать и подстегивать не нужно – это задача их работодателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *