Почему в россии нет скидок
Новогодних скидок на машины не будет. Но есть и хорошие новости
Ждать новогодних распродаж бессмысленно, ведь у автодилеров в этому году нет проблем со спросом, говорят участники рынка. Если на какие-то редкие модели и установят скидки, то они будут далеко не такими щедрыми, как раньше, предсказал председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли Санкт-Петербургского отделения «Деловой России» Вячеслав Жигалов. Автомобилей на складах осталось мало, очередь заказов на многие импортные модели уже перешла на 2022 год, а срок ожидания увеличился в среднем на полтора месяца.
Спрос сейчас значительно превышает предложение, отмечает руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Всему виной — дефицит автомобилей из-за нехватки микрочипов. По словам Целикова, если бы кризиса поставок автомобилей не было, то в этом году продажи оказались бы на уровне двух миллионов машин. Но в нынешней ситуации ожидаемый объем реализации автомобилей в России составит 1,6-1,7 миллиона единиц. Это на 36% больше, чем в прошлый, «пандемийный» год, но меньше, чем в 2018 и 2019 годах.
Помимо этого, авторитейл в 2021 году показал значительный рост цен на новые машины — плюс 20-25%. И это не считая стоимости дополнительного оборудования, которое прибавляет к чеку еще несколько сотен тысяч рублей. Автомобили АвтоВАЗа сейчас можно купить на 9-12% дороже, чем в январе. Citroen только в ноябре поднял цены на все модели на 20-50 тысяч рублей. Один из самых популярных в России брендов — Kia — увеличил стоимость своих машин на суммы от 15 до 100 тысяч рублей.
Когда покупать новую машину
Быстрого решения проблем с поставками автомобилей на российский рынок ждать не стоит в ближайшее время, говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. Поэтому тем, кому срочно необходимо поменять машину, стоит заказать ее сейчас.
Сергей Целиков добавляет, что если есть возможность именно заказать автомобиль, а не покупать на месте, то лучше ей воспользоваться. «Все, что есть в наличии у дилеров — уходит с огромными накрутками. Поэтому, если человек готов подождать какое-то время, то можно сделать предзаказ у дилера и ждать по рекомендованной розничной цене. Срок ожидания увеличился, но если экономия составит полмиллиона рублей, то почему бы и не подождать», — советует Целиков.
Допы на полмиллиона скоро исчезнут
Покупка автомобилей, которые сейчас находятся на складах автодилеров, обойдется намного дороже за счет включенного в стоимость дополнительного оборудования. Это уникальная ситуация, такого никогда не было на рынке, говорит Сергей Целиков. Сигнализация с автозапуском и GSM, антишум, антикор, защита двигателя и коробки, ковры и брызговики в комплекте могут прибавить до 450 тысяч рублей к цене автомобиля массового сегмента.
Впрочем, эксперты уверены: обязательные допы уйдут в прошлое, как только объемы поставок автомобилей вернутся на прежний уровень. Баланс рынка восстановится, и тогда продавцам не придется накручивать стоимость машин для большей выручки.
Что ждать от цен в следующем году
По прогнозам исследовательской компании IHS Markit, ситуация с микроэлектроникой останется напряженной на протяжении всего 2022 года. Аналитики Intel предрекают, что дефицит сохранится и в 2023-м. Владимир Беспалов говорит, что в любом случае быстрого решения проблемы не произойдет. Следовательно, цены будут только расти.
Сергей Целиков согласен с этим мнением: «Все зависит от производства, здесь ситуация непредсказуемая. Все ждали, что к концу этого года все разрешится, но, как видим, сдвига в лучшую сторону не произошло. И в прогнозах все дальше и дальше оттягивается момент, когда кризис в связи с нехваткой микрочипов завершится. Все зависит от того, как производители сумеют договориться с поставщиками и какие сбои ждут в дальнейшем. В первом полугодии нормализации ситуации точно не предвидится».
При этом Вячеслав Жигалов настроен более оптимистично: «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта».
«Черная пятница»: как найти настоящие скидки и не поддаться на обман
Акция «Black Friday» в Афимолле
Покупки с подвохом. Как нас вынуждают переплачивать за ненужное
Таким образом, сезон скидок начинается с 11 ноября и длится до последнего понедельника месяца. Это ставит продавцов в сложное положение – давать скидки на протяжении всего периода или выбирать определенные даты для промоакции. По опросам компании Ecwid, 50% продавцов выбирают не устраивать распродажу вообще, чем долго держать скидки.
«Перед Новым Годом спрос повышается, многие и без распродажи получают много заказов. В России особого ажиотажа, как на западе, в офлайне не наблюдается. Однако активность повышается в онлайне, что отражается на увеличении серверной нагрузки у сайтов», — отмечает директор по развитию компании Ecwid в России Владимир Тарасов.
Реальные суперскидки в «черную пятницу» в нашей стране встречаются не так уж часто. Чтобы заработать, многим продавцам приходиться искусственно повышать цены, а мошенники в интернете используют этот день, чтобы обмануть шопоголиков и поживиться на их невнимательности, считают опрошенные «Прайм» эксперты.
ВЫГОДНЫЕ ПОКУПКИ
Российский ритейл один из самых дорогих в мире из-за налоговой нагрузки, логистики и прочих факторов. Поэтому скидки выше 30% — чаще всего осознанный убыток, считает руководитель Hi-Tech Mail.ru Дмитрий Рябинин.
На универсальные ходовые позиции и новинки, особенно на популярную технику, цены в «черную пятницу» будут либо с символической скидкой, либо такие же и даже выше, чем в течение года. Максимальные скидки из рекламных буклетов чаще всего на неходовой товар, отмечает эксперт.
Какие-то «хайповые» или статусные вещи купить со скидкой в «черную пятницу» точно не удастся. «Последняя модель телефона с поддержкой 5G или кроссовки, созданные в коллаборации с известными музыкантами, вряд ли будут продаваться на распродаже», — добавляет вице-президент по развитию бизнеса маркетплейса СПУТНИК, вице-президент коммуникационной группы iMARS Владимир Нерюев.
«Однако на категории товаров с выраженной сезонностью, например, одежда и обувь, действительно много честных скидок», — считает Рябинин.
В «черную пятницу» можно выгодно купить товары отложенного спроса. Например, если вы хотите заменить свой старый телевизор на более современную модель, можно не брать кредит, а дождаться большой скидки.
Тарасов советует заранее составить список необходимых покупок, поискать товары на официальных сайтах магазинов, а затем проверить, появилась ли скидка.
«Нужно не лениться пересчитывать процент скидки в рублях, тогда появится реальное понимание, сколько получится сэкономить. Например, если сравнить две позиции: 15-процентная скидка на автомобиль – это несколько десятков тысяч рублей экономии, а скидка 15% на фирменные резиновые коврики – 1000-1500 рублей», — приводит пример директор по развитию маркетинговых коммуникаций Fresh Auto Светлана Гамзатова.
И все же зачастую после распродажи нужный вам товар может стоить еще дешевле, так как продавцу нужно освобождать торговые площади для новых коллекций. И остатки товара он будет готов продавать если и не за бесценок, то очень дешево, добавляет Тарасов.
СКИДКИ-ОБМАНКИ
Роспотребнадзор дал совет, как покупать товары онлайн во время распродаж
Более того, товар с такой «скидкой» может стоить дороже, чем он стоил до распродажи. Работает фактор размера скидки, скажем, до 70%, хотя наценка могла быть сделана на 80% или даже 100%, добавляет Тарасов.
Продавец рассчитывает, что большинство покупателей не вспомнит, какой была цена на определённый товар 2-3 недели назад. Чтобы не попасться на подобную уловку, эксперт рекомендует заблаговременно изучить цены на то, что вы собираетесь купить, а затем сравнить цены в разных магазинах и размеры скидок.
«Не стоит думать, что продавец продает товары себе в убыток. Даже при скидках 90% он заработает», — подчеркивает Нерюев.
ОХОТНИКИ ЗА ВАШИМИ ДЕНЬГАМИ
Во время распродаж традиционно растет количество поддельных сайтов-клонов популярных интернет-магазинов, поэтому совершать онлайн-покупки в такие дни следует с особой осторожностью.
Дело в том, что в «черную пятницу» перестают работать основные признаки проверки поддельных ресурсов: слишком низкая цена и сильные отличия в оформлении сайта, считает начальник отдела по противодействию мошенничеству компании «Инфосистемы джет» Алексей Сизов.
«В интернете на пользователей обрушивается огромное количество рекламных объявлений и баннеров, призывающих успеть купить последний экземпляр по низкой цене. Разнообразие сулящих выгоду предложений и необходимость принимать решение в сжатые сроки создают ажиотаж, который приводит к снижению общей бдительности», — объясняет эксперт.
В результате мошенникам становится как никогда просто скопировать сайт популярного ресурса, придумать выгодное предложение и похитить деньги у доверчивых жертв.
Для защиты сбережений от мошенников в «черную пятницу» Сизов рекомендует всегда проверять акции на оригинальном сайте магазина и не совершать предоплату в размере полной стоимости покупки. Также стоит помнить, что скидка 90% не может распространяться на сложные товары, например, цифровую технику, в силу их себестоимости, заключил эксперт.
Дурят ли нас Черной пятницей?
Приближается то время, когда ритейлеры получают до 40% своей годовой выручки. Черная пятница, Киберпонедельник, Новый год. На это время запланированы самые крупные распродажи, и о них трубят по всему интернету. Но, если присмотреться к ценам, многие скидки окажутся ненастоящими. Пример – недавняя распродажа «Дня холостяка» на AliExpress. По данным пользователя VitaliPA, из 9,8 миллиона предложенных скидок минимум 4,1 млн оказались полностью сфабрикованными.
В этом году Черная пятница будет 24 ноября, и часть распродаж в России и Штатах уже стартовала. Мы с Pochtoy.com разбираемся, какие уловки ждать от магазинов, и как можно получить настоящие большие скидки.
Трюки, которые используют против нас
Черная пятница успела заработать себе дурную славу, особенно в России. Многие люди ей просто не доверяют. И у них на это есть хорошие основания. Организаторы акций и ритейлеры-участники используют немало грязных ходов, чтобы по максимуму заработать на хайпе. Эти трюки, если разобраться, дают либо совсем скромную выгоду для клиента, либо не дают её вообще (средняя реальная скидка российских и китайских площадок в дни распродаж не превышает 9%).
Самый частый приём – стоимость товаров резко повышают перед распродажей, а потом от этих завышенных цен дают «скидки». Такое поведение продавцов на AliExpress отследил редактор Business FM Сергей Бобрик:
Я выяснил, что за неделю до распродажи, продавцы сильно завысили цену на товары. В день скидок цена будет соответствовать обычной цене. Таким образом, из 22 позиций, которые я отобрал, реальной оказалась всего лишь одна — это мобильный телефон, скидка на него порядка двух долларов.
На самом деле, заметить такой подвох очень просто (если, конечно, голову не кружит мысль «блин, прямо сейчас 10 тысяч могу сэкономить!»). Конкретно для AliExpress есть расширение для браузера AliExpress Tools, в котором можно наблюдать динамику цены по времени – см. фото. Также ничего не мешает заглянуть на соседние сайты, посмотреть других продавцов, увидеть, встречается ли где-нибудь цена «До», по которой вещь реально продают.
Наконец, есть еще один, самый надежный способ сохранить свои деньги. Стоит заранее определить, какую вещь вам хотелось бы взять. Дрон, смартфон, павербанк, ноутбук. И периодически мониторить ее стоимость на вашей любимой площадке. Иногда самые хорошие скидки устраивают не в день «Ч», а за неделю до этого. Или через пару дней после всей суеты, когда магазину становится ясно, что продажи не оправдались, и товара у них в избытке. Такая стратегия хороша тем, что когда у вас на уме есть конкретная вещь, соседний товар со скидкой «овер 9000» не кажется таким заманчивым. Становится гораздо проще обойти уловки маркетологов.
На завышении цен перед «праздником» трюки онлайн-продавцов не заканчиваются. Бывает такое, что скидки вполне реальные, и с ними можно хорошо сэкономить. Вот только вас никто не предупреждает, что они распространяются только на пару десятков товаров. О таком своем опыте общения с китайскими интернет-магазинами писал Алекс Экслер:
Там все работает просто: надо нажать кнопку «Поделиться на Facebook» – и поделиться в своей хронике на Facebook. Срабатывает четко, код выдается. Вбил код – выдало вот это. То есть реально скидку получат только первые 20 покупателей, которые введут соответствующий купон. Сами понимаете, какие шансы попасть в это число.
В российских магазинах идут еще дальше. Цену на горячие товары под шумок повышают в несколько раз. Надежда на то, что некоторые пользователи, с нетерпением дождавшиеся ЧП, не будут сравнивать цены, и возьмут то, что хотят. Таких клиентов немного, но накрутка 200% гарантирует, что свой профит площадка получит. Некоторые наушники, мониторы, магнитолы и нетбуки, как исследовал коллега Pashkevich, к ЧП у российских магазинов вырастают в цене на 250-350%. Вот тебе и правда черная пятница, когда потом выясняешь, что на покупке девайса переплатил 50 тысяч рублей.
В распродажах часто принимают участие стоковые или ненужные товары. Ритейлеры выставляют те позиции, которые и выбросить жалко, и продать не получается. Или же со скидками отдают хлам, который покупают, но позже осознают, что вещь абсолютно не нужна. При этом у покупателя создаётся ощущение, что его обманули.
Так что негативное отношение к раскрученным распродажам из известных нам российских и китайских магазинов является вполне оправданным. По данным пользователя Pozhiratel, на «Дне холостяка» 11 ноября, самой большой в году распродаже на AliExpress, 28% скидок оказались фальшивыми, а 48,7% не предлагали ничего существенного. Pozhiratel собрал базу из 510 700 товаров, и сравнил их цены «до» и «после». Только покупка 23,3% вещей в день распродаж действительно оказывалась выгодной. Исследователь пришел к выводу, что распродажа на самой крупной китайской площадке – «это всего лишь маркетинговый ход, вероятность того, что вы приобретете что-то со скидкой 10% и более равна 1 к 4». При этом «липовыми» скидками не гнушаются даже продавцы с хорошим рейтингом и большим числом продаж.
Что в Америке
Магазинам это тоже выгодно – благодаря объемам продаж. За один день Черной пятницы они делают в среднем 3 дня продаж, что, особенно для крупных сетей, представляет собой достаточно крупную сумму денег, которая покрывает и рекламу, и скидки, и на сладкое остаётся.
Конечно, все старые трюки тоже используются, пусть и чуть аккуратнее. Мы в Pochtoy.com по долгу службы сталкиваемся с такими постоянно. Бывает, хочешь порекомендовать скидку, о которой трубят по всему интернету, смотришь – а она ненастоящая. Люди просто пытаются привлечь внимание к своему сайту. О плохой репутации они не переживают: если ты не на слуху, у интернета память короткая. К счастью, таким в основном балуются сайты с небольшой посещаемостью.
Но таких трюков мало. Все крупные ритейлеры играют по-честному, дорожа своим именем. То, что из года в год прощают российским продавцам, в Штатах недопустимо: засудят. И даже Carter’s в Черную пятницу и на другие праздники делает настоящие предложения. Например, вам дадут бонусные трусы, если вы взяли две пары, или скинут 20-25%, если введете код.
В этом году очень сильно активизировались Walmart и eBay, которых Amazon постепенно вытесняет из интернет-пространства. Чтобы напомнить о себе, Walmart уже сейчас предлагает несколько тысяч скидок на товары, от планшетов до подгузников. У eBay ситуация гораздо сложнее. Модель аукциона дала сбой, и сайт пытается перестроиться под модель магазина. Это дается ему очень сложно, учитывая его название и репутацию (о больших проблемах бизнеса eBay мы писали в статье для GT).
Еще несколько скидок на электронику, стартовавших заранее; можно сравнить:
Для начала немного истории из Википедии. Чёрная пятница — пятница после Дня благодарения в США. С неё начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать распродажи в этот день установился ещё в XIX веке, а термин «Чёрная пятница» появился в 1966 году и поначалу употреблялся в основном на Восточном побережье США. Из-за того, что День благодарения приходится на четвёртый четверг ноября, Чёрная пятница выпадает в промежуток времени с 23 по 29 ноября.
Можно ли объяснить это только молодостью акции в нашей стране? Не думаю. Наоборот, обычно отечественные компании смотрят на опыт Запада и стараются переманивать только самое лучшее, избегая уже допущенных ими ошибок. Как говорится, если в цивилизованных странах появился успешный проект или веяние, через некоторое время жди появления аналога у нас. Почему же подобного не произошло в Black Friday? Или почему, иностранные компании, такие как, скажем, «MediaMarkt» или «Samsung», не делают скидок, аналогичных тем, которые они делают в других странах?
Другая причина, которая проявляется не только во время распродаж, это менталитет. Здесь я подразумеваю «жадность». Если на Западе средняя наценка на товар составляет 25%, а продавцы рады прибыли в несколько процентов, то в России все не так. Наценки от себестоимости товара составляют обычно от 100% и больше. Со скидками получается все наоборот. В развитых странах во время распродаж бывают реальные скидки до 90%. У нас же подобные скидки только на бумаге. Наши продавцы не хотят продавать товары, не получая с этого никакой прибыли или убыток. Даже не смотря на то, что по сути, настоящие скидки повышают лояльность покупателей к бренду, а также являются своего рода рекламой для него. Также на Западе Рождественские распродажи являются способом очистить склады от залежавшегося товара в конце года. У нас же товар будет валяться веками на складе, но вам не продадут его со скидкой. Со скидкой наши магазины продадут вам, разве что, товар с витрины. Это не относится к продуктам. Их лучше выбросят на помойку, но не продадут по заниженной цене. А вот на Западе, пожалуйста, в супермаркетах на многие категории продуктов в конце дня действуют скидки. А то и вовсе отдают бесплатно на благотворительность.
Что же остается делать россиянам в Черную Пятницу? Ответ напрашивается сам собой. Пытаться покупать на зарубежных интернет-магазинах или ездить на шоппинг за границу. Кто-то приведет в пример «AliExpress«, где в Black Friday скидки зачастую «рисуют». Я отвечу так: «По крайней мере скидки там похожи на правду круглый год». Ну, и не забываем, про «Восточный» менталитет, хотя некоторые товары в «АлиЭкспресс» стоят и так ниже некуда.
Все это напоминает какой-то локальный заговор в России. Есть над чем задуматься Федеральной Антимонопольной Службе, если бы она думала о нас.
В каких магазинах самые выгодные скидки в «Черную пятницу» и стоит ли мне вообще ее ждать или меня опять обманут?
«Черная пятница» — это ежегодная ноябрьская распродажа, которая длится три дня — с 22 по 25 ноября. Традиционно она проводилась в США, где до сих пор распродажи устраивают абсолютно все магазины. В России же все несколько иначе. Обычно распродажи устраивают либо магазины техники, либо интернет-магазины. Изучили, стоит ли вообще обращать внимание на эту распродажу или лучше экономить на других сезонных скидках. Статья не рекламная, нам правда интересно, можно ли будет купить что-то существенно дешевле.
1. Так как явление из США, то в первую очередь имеет смысл обратить внимание на американские сайты. Кстати, в Америке нет практики, как в России, когда за неделю до «Черной пятницу» цены повышают, а потом делают «скидки» и снижают стоимость до нормальной. В США скидки абсолютно реальные. Но придется заплатить за доставку, что не всегда бывает выгодно.
2. Обратите внимание на крупные площадки типа amazon.com и ebay.com: там огромный ассортимент, поэтому шанс попасть на серьезную распродажу выше. Если планируете покупку крупной и дорогой техники, то даже с доставкой может выйти дешевле, чем в России.
Кстати! Название распродаже придумали жители Филадельфии, крайне недовольные огромными дорожными пробками в этот день. В США акция проходит после Дня благодарения, который отмечается каждый четвертый четверг ноября. Так что все то, что не успели купить в качестве подарка, распродают через неделю.
3. Далеко не все российские магазины устраивают распродажи. Если вы все-таки не готовы пользоваться доставкой, то советуем вам обратить внимание на сайт https://www.blackfridaysale.ru/, где собраны все скидки и акции популярных российских брендов. Большинство магазинов еще не анонсировали скидки на своих официальных сайтах.
Многие из вышеперечисленных магазинов есть в Петрозаводске, а у интернет-магазинов типа Ozon или Wildberries есть пункт выдачи товара в городе.
5. Отслеживайте цены. Мы уже упомянули, как многие магазины обманывают покупателей, заранее повышая цены на товары и снижая их перед «Черной пятницей». С каждым годом после «Черной пятницы» в социальных сетях всё больше картинок и историй о том, как вместо больших скидок продавцы в России соревнуются в том, кто эффективнее обманет покупателя. Если хотите убедиться, что скидка действительно реальная, то пользуйтесь специальными приложениями, отслеживающими динамику цен, либо просто сравнивайте с другими магазинами. Например, если планируете купить смартфон, то смотрите, сколько он стоит на сайте-продавца, а если покупка более мелкая, то изучайте ценник. Иногда там бывают забавные находки:
6. Средняя скидка в магазинах во время этой акции составляет 5-10 процентов. Так что нет смысла рассчитывать на какие-то действительно значимые скидки. Мы советуем заранее узнать, сколько стоит интересующий вас товар. Перед «Черной пятницей» изучите магазины, где он продается, и выбирайте самый дешевый. Если это выгодное предложение, то вы и покупаете. Не нужно сломя голову лететь и скупать всё.