Предварительное исполнение чего либо при подготовке к выступлению
Как подготовиться и провести публичное выступление
Выбираем тему, составляем план и побеждаем страх сцены
Меня зовут Катя, и я спикер. До сих пор волнительно так про себя говорить, но я посчитала, сколько публичных выступлений у меня было за последний год, и решила, что это будет правильным названием.
Я хочу поделиться теми знаниями, которые у меня накопились за это время. Я часто работаю с новичками публичных выступлений и знаю, как это может быть волнительно на всех этапах подготовки. В этой статье речь пойдет о том, как выбрать тему, составить план, сделать презентацию, побороть тревогу, собирать и использовать обратную связь.
Типы выступлений и их особенности
Разберем, какие бывают выступления. Их можно разделить на онлайн и офлайн и по форматам: лекции, мастер-классы и подкасты-интервью. У каждого типа есть свои нюансы. Я постаралась сделать рекомендации максимально универсальными, выделив несколько особенностей для каждого типа.
По типу проведения. Первое крупное деление — онлайн и офлайн. С офлайном все понятно: вы будете выступать в месте, где на вас будут смотреть люди, и сразу сможете оценить их реакцию. Кому-то это помогает, кого-то пугает еще больше. Кажется, что на начальном этапе проще проводить мероприятия онлайн: можно хотя бы выключить камеру. Но в офлайне вы получаете эмоциональную обратную связь.
Онлайн бывает двух типов: живая трансляция, то есть лайв, и запись, как во время создания онлайн-курсов. Предзаписанные выступления пугают меньше: можно вырезать неловкие моменты и повторить фразу несколько раз с разной интонацией, пока не получится хорошо.
Для лайва нужно тщательнее готовить свою речь, как и для офлайн-выступления: следить за словами-паразитами, мыслями, мимикой и языком тела. Плюс чаще всего на лайве у вас будут более жесткие ограничения по времени.
По форматам. Лекции — максимально знакомый формат: выбираете тему и рассказываете про нее. Чаще всего, чтобы добавить выступлению структуру и проиллюстрировать свои мысли, необходимо подготовить слайды. Дальше вы работаете «говорящей головой», а в конце отвечаете на вопросы по теме.
Мастер-классы и семинары — логичное продолжение лекций и выступлений. Сначала вы даете теорию, потом практику. Чаще всего для мастер-класса нужны готовые для работы материалы. Если вы записываете онлайн-курс, то это файлы, на примере которых вы показываете, что и как делаете. Если это онлайн-трансляция, то вам нужно будет записывать экран в формате скринкаста и показывать работу в программе. Если это офлайн — то в зависимости от темы это могут быть маркеры, стикеры, блокноты, чарты, кисти, краски и даже пресс и гильотина для блокнотов. Материалов должно хватать на всех участников.
И последнее — живые интервью, записи подкаста. Мне нравится этот формат, потому что он непредсказуем. Тут есть две основные роли: модератор-ведущий и спикер, иногда не один. Задача модератора — построить разговор так, чтобы у слушателя создалась иллюзия непринужденной беседы, а не просто ответов на вопросы. Тут важно заранее продумать связки между вопросами и уметь увести спикера в нужную тему. Хорошо, если вы легко импровизируете, хотя иногда можно остановить запись и спросить спикера: «А как тебя лучше подвести к следующей теме?»
Спикеру чуть проще — он должен заранее получить список основных вопросов и подготовить ответы так, как ему удобнее: мысленно или письменно. Если я выступаю спикером на подкасте, то просто пробегаю вопросы глазами, вспоминаю истории, которые можно было бы рассказать, но особенно не готовлюсь.
Выбор и подготовка темы
Понятно, в каких форматах говорить, но не всегда понятно о чем. Часто я нахожу интересных людей для выступлений, но слышу: «Мне же не о чем рассказать». Можно найти много причин, почему так происходит, но я уяснила один факт: каждому есть о чем рассказать, надо только найти свою тему.
Для этого представьте себя на кухне с друзьями и подумайте, о чем бы вы могли увлеченно рассказывать полчаса-час подряд. У всех есть эта тема: кто-то говорит про работу, кто-то про отношения, кто-то про недавно завершенный проект, кто-то про лайфхаки.
Если переживаете, что тема может оказаться неинтересной, слишком общей или узкой, ее можно протестировать. Пока был актуален «Клабхаус», я собирала слушателей там. Объясняла, что готовлю выступление и мне надо проверить тему — в результате сразу получала вопросы и обратную связь, понимала, как много у меня материала, какие темы еще нужно осветить, а какие не очень интересны. Такие тестовые прогоны можно делать и в «Зуме», и в «Инстаграме», и в «Телеграме» с голосовыми чатами. Если еще и сделать запись, то у вас будет готова подробная основа выступления, из которой будет проще составить план.
Если некомфортно говорить публично без подготовки — запишите мысли на диктофон. Не думайте о структуре — просто наговорите мысли, которые приходят в голову по вашей теме. Переслушивая, можно выстроить логику, добавить какие-то вещи и поменять блоки местами. Первые пять-десять минут процесс записи может смущать, но потом станет легче.
Подумайте, о чем вы говорили на записи или на кухне, и попробуйте охарактеризовать это несколькими словами — так сложится название темы. Оно должно быть максимально четким и цепляющим. Например, то самое выступление, которое я репетировала в «Клабхаусе», получило название «Дизайн и деньги». Не сильно оригинально, но коротко и ясно.
Дальше теме нужно небольшое описание — лид. Я писала, что хочу рассказать о том, как дизайн-фрилансеру рассчитать стоимость проекта, как выставлять счет, как обосновывать цену, работать с друзьями и тому подобное. У вас есть примерно 10 секунд, чтобы заинтересовать потенциального гостя, пока он просматривает списки спикеров и их темы. За это время вам нужно донести свою мысль коротко и ясно.
План выступления
После того как вы определились с темой, нужно составить план. Обычно я начинаю с того, что выписываю все мысли, которые есть. Если вы делали тестовый прогон или диктофонную запись — выпишите ключевые мысли оттуда. Я могу даже несколько дней ходить и записывать все, что приходит в голову. Параллельно я собираю ссылки, которые могут оказаться важны для моей темы.
Следующим шагом я разбиваю этот поток сознания на этапы. Здесь помогает представить выступление как диалог. Вы рассказываете, а аудитория задает наводящие вопросы, по которым вы продолжаете рассказ:
Когда я понимаю, что не могу придумать ничего нового, начинаю сужать тему и искать дополнительную информацию. Например, кто первый сказал, что принт мертв? Погуглила и добавила трех человек, которые про это говорили. А почему раньше все использовали печатные карты, книги и рекламу? Потому что это был единственный информационный медиум, и так далее.
Не забудьте продумать связки между блоками информации: как вы переходите из первой темы ко второй. Чем мягче будет этот переход, тем больше ваша лекция будет затягивать слушателя, тем больше это будет напоминать художественный рассказ, а не сухое перечисление фактов.
Важно, что фрагментарный план работает только для тех, кто легко импровизирует. Если вы переживаете и чувствуете себя неуверенно — запишите себя на диктофон, опираясь на этот план, и прослушайте запись. Так у вас появится конспект выступления. Повторяйте, пока лекция не будет отскакивать от зубов или вы не поймете, что запомнили достаточно. Можно еще записать текст в блокнот или на карточках и сразу его отредактировать. Главное — уверенность в том, что вам есть что сказать.
Презентация и обучающие материалы
Лучше всего при создании презентации исходить из одного слайда или картинки на каждую важную мысль. В таком случае презентация станет опорой выступления, и каждый следующий слайд будет напоминать вам, что вы хотите сказать дальше. Количеством слайдов также удобно рассчитать длину лекции — у меня на каждый уходит от 10 до 60 секунд.
Самое важное, что нужно знать: презентация должна дополнять ваши слова, а не забирать все внимание на себя. Если на слайдах много текста, то все будут читать текст, а не слушать вас. Помещайте на слайд основные тезисы, иллюстрацию или то, что можно неправильно услышать, например адрес сайта или чье-то имя.
Представьте, что вашу лекцию будут не конспектировать, а фотографировать на телефон. Презентация должна быть такой, чтобы слушатель смог вспомнить, о чем вы говорили на выступлении, но при этом это не было бы транскриптом вашей лекции.
Если я веду мастер-класс или записываю скринкасты, то вместо презентации готовлю другие материалы. Когда я записывала уроки для онлайн-курса по программе Adobe inDesign, я готовила конспект мастер-класса, ключевые пункты, которые мне нужно рассказать, и файл для начала работы в программе. Дома я всегда выполняла урок в программе, которую собиралась показывать ученикам, чтобы понять, где есть затык, где что-то не получается, какими словами описывать те или иные вещи, чтобы не тратить время перед камерой. И для работы я сдавала студентам два файла: тот, с которого я начинаю, и финальный, который у меня получился в конце занятия. Я подсмотрела это в официальных книгах Adobe, и это хорошо работает.
В Британской школе дизайна я учу студентов готовить и собирать печатные книги с их проектами — это называется букбайндингом. Я всегда делаю дома тестовый образец, на котором могу понять, какие материалы нужны, где есть недочеты и как их исправить. Нет ничего более грустного, чем педагог, который не знает, что делать дальше, поэтому поймите слабые места своего урока дома.
Драматургия и работа с аудиторией
Я использую несколько типов повествования во время выступлений в зависимости от задачи, которая стоит передо мной и моей лекцией. Вероятно, все помнят из школы про завязку — кульминацию — развязку. Вот тут все примерно то же.
Если вы читаете экспертную лекцию, то хорошо подходит последовательность боль — опыт — решение. Например, вы приезжаете с лекцией про софт-скиллы — то есть умение общаться в команде, вести переговоры и адаптироваться к изменениям. Боль в этом случае будет про то, что мало кто этими навыками обладает — и многие лишаются проектов. Ваш опыт — как лично вам недостаток навыков мешал в жизни, клиенты, которые от вас уходили, или ваши поиски решения. Решение — выжимка из вашего опыта, чему вы научились и что практикуете для развития этих скиллов. Также отлично подойдет для продающих презентаций — расскажите, как ваш продукт решает боли целевой аудитории.
Для рассказа о своем сообществе Ladies, Wine & Design, Moscow на фестивале креативных индустрий G8 в 2020 году я взяла другую схему: введение — ценности — просьба — заключение. Мне нужно было рассказать о тех крутых вещах, что мы делаем, и пригласить девушек к нам в сообщество. Я сначала рассказала про корни, откуда все началось, почему это важно основательнице и мне — введение. Рассказала, что именно мы делаем и почему — ценности. Пригласила девушек в группу, объяснив, что это им дает и чем мы можем быть им полезны — просьба. И в конце объяснила, почему так важно то, что мы делаем — заключение.
Если вас позвали рассказать именно про ваш опыт, я бы посоветовала такую схему: вступление — подводка — самый интересный случай — пожелание/заключение. Каждый из кусочков может повторяться, если вы поднимаете больше чем одну тему:
Привет, я Катя-дизайнер, много выступала в школьном кружке — подводка.
Потом решила дать свою первую лекцию — интересный случай.
Начала заниматься дизайном — еще одна подводка.
И начала презентовать свою работу клиентам — снова интересный случай.
Кстати, у вас тоже все получится — позитивное заключение.
Важно заканчивать на позитивной ноте. Я подсмотрела это у своего психолога, он никогда не отпускает меня расстроенной. Если же рассказ не предполагает умиротворяющего финала, дайте чек-лист с действиями.
Важный момент, который может расположить к себе в процессе выступления, — общий опыт. Очень хорошо работает связка «я был там, где вы сейчас, но я справился и сейчас вам расскажу». Люди глобально любят истории, а истории вокруг их болей и переживаний им нравятся еще больше.
Проверяйте свои пункты на «а зачем я слушаю это», крючки с аудиторией. Если ваша лекция может ответить на этот вопрос — это хорошая лекция.
Как подготовиться перед выступлением
До сих пор у меня все внутри трясется перед выходом на сцену или на камеру. Но волноваться нормально, все волнуются. Даже спикеры с годами опыта за плечами переживают и нервничают. Просто они не бегают в истерике по площадке, а находят способ справиться с тревогой. Кому-то помогает личный ритуал, кто-то пьет валерианку, кто-то повторяет материал. Есть множество способов снять волнение, но вам нужно найти тот, который подойдет именно вам. Можно тщательно репетировать свое выступление, расписывать полный сценарий или придумать себе ритуал, который будет вас успокаивать, стоять перед зеркалом и говорить себе, что вы красавчик.
Когда я выступала на фестивале креативных индустрий G8, для меня это было первым выступлением на широкую публику за последние много лет. Оно проходило в зале на 600 человек, но за пару недель мероприятие перенесли в онлайн и зрителей не было. Это было жутко. Пустой зал, камеры и понимание, что прямо сейчас в прямом эфире меня смотрит примерно 100 000 человек. Что я сделала? Рядом с камерами я рассадила своих друзей, чтобы у меня был зрительный контакт с людьми и поддержка близких.
Обратная связь
Как бы ни прошло ваше выступление — необходимо собрать обратную связь — как лично, так и в социальных сетях. Так вы сможете понять, насколько ваше выступление было понятно, какие точки запомнились хорошо, что, наоборот, было скучно и непонятно. Делайте скриншоты всего, что о вас пишут, просматривайте записи выступлений, читайте комментарии и анализируйте — какие шутки не зашли, где вы волновались, где все прошло хорошо, какие слайды больше всего понравились, где громче всего смеялись. Вы отрепетируете эти моменты перед следующими мероприятиями, и каждое ваше выступление будет лучше предыдущего.
Обязательно пообщайтесь с другими спикерами и гостями сразу после выступления, чтобы получить обратную связь не отходя от сцены. Если вы выступили хорошо — вас это замотивирует. Если плохо — вы сразу запомните свои косяки. Тут работает тот же принцип, что и везде: чем больше вы выходите на сцену, тем лучше у вас будет получаться.
Чек-лист для спикера
Всегда есть вещи, которые могут пойти не так. С частью вам нужно будет просто смириться, но проверить некоторые — в вашей власти. Вот что нужно не забыть до, после и во время выступления.
Во время выступления:
Хороший текст, от себя скажу с другой стороны баррикад, как организатор различных публичных мероприятий. Самое главное для меня в спикере это дикция и умение не боятся своего голоса. Очень часто лектор говорит не четко, с кашей во рту, глотая окончания. Ну ёлки-палки, раз ты спикер, возьми пару уроков у хорошего логопеда, пожалуйста. Вторая проблема, если с дикцией все ок, но человек говорит почти не слышно даже в микрофон, как бы сам пугается сказанного. Понятно, неопытный лектор, испугался публики. Но это жесть, потому что в момент не исправляется, а лекция идёт.
Все остальные проблемы с выступлением решить можно со временем.
Maria, соглашусь. Но это тоже во многом вопрос практики и обратной связи. Иногда просто послушать себя со стороны и комментария: «бро, тебя не слышно» — бывает достаточно.
С другой стороны я встречала людей, которые безумно боятся камеры / микрофона / зала, для них в выступлении нет вообще никакого кайфа, только нездоровый стресс. Если человек хочет развиваться в публичных выступлениях — он найдёт себе менторов или курсы и научится. Но иногда заставлять человека не надо, и можно мягко перевести его в формат подкастов, статей и заметок. Это тоже вполне рабочий вариант
Успешное публичное выступление: советы профессионала
Подготовка выступления от А до Я. Какие детали следует учитывать, чтобы удерживать внимание аудитории?
Этап первый — подготовка
На подготовительном этапе важнее всего знать две вещи: тему будущего выступления и степень погруженности вашей аудитории в эту тему. Если вы выступаете перед новичками, будьте готовы «разжевывать» материал. Если перед вами сидят профессионалы, то говорить об азах не стоит, приготовьтесь дать публике контент более высокого уровня. Помните, внимание человека привлекают только новые для него вещи.
Следующий важный момент — отношение аудитории к теме. Идеальный вариант — положительный настрой слушателей, совсем другое дело — ярко выраженное негативное мнение, что потребует от оратора более тщательного налаживания контакта, работы с возражениями и подбора качественной аргументации.
В учебниках по ораторскому мастерству часто советуют узнавать гендерный и возрастной состав аудитории. Так, молодая аудитория (в возрасте 15-22 лет) более живая и динамичная, но она требует при этом постоянного интерактива и «фишек». Чтобы презентация имела успех, вам потребуется драйв и знание ценностей и интересов аудитории.
Спикер всегда похож на рыбака с удочкой, аудитория — его рыба. Если идти на рыбалку с «голым крючком», улов будет скромным. Под «голым крючком» я понимаю только рациональные факты, доводы, воздействие на логическую составляющую аудитории. «Наживка» — эмоциональные истории, метафоры, примеры, это цепляет аудиторию и фиксирует ее внимание. Идеальный вариант, когда в выступлении есть и «крючок» и «наживка». Одной только наживки, истории или метафоры будет недостаточно для аудитории, слушатели захотят серьезной доказательной базы.
За несколько минут до выступления стоит немного размяться физически, чтобы снять нервное напряжение, потренировать голос и, конечно, вспомнить цель предстоящей презентации. Отсутствие четкой цели — одна из самых распространенных ошибок спикеров, которые зачастую просто набрасывают в слайды информационные блоки, превращая презентацию в поток мыслей без четкой задачи и проблематизации.
Этап второй — презентация
Выступление — контент
В убеждающей речи должно быть вступление, где вы представляетесь, называете свои основные достижения, озвучиваете тему вашего спича и даете краткое резюме предстоящего выступления. Уместно, но не обязательно обозначить регламент презентации. Если вы выступаете в кругу коллег, знакомых с вами и вашими заслугами, эту часть можно опустить. Но вот чего точно делать нельзя, так это не озвучить в самом начале тему выступления. Об этом часто забывают неопытные спикеры.
Также аудиторию нужно сразу замотивировать на прослушивание вашей речи. Как? Например, через проблематизацию. Этот прием часто используется в рекламе: сначала обозначается проблема (море грязной посуды, головная боль, слабый иммунитет и т д.), а лишь затем предлагается ее решение. В презентации схожие законы жанра. Задача проблематизации — создать в аудитории психологическое напряжение, подготовить ее к восприятию предлагаемого вами решения.
В основной части выступления вы, как правило, предлагаете свои решения. Здесь до 70-80% контента должна составлять аргументация. Но не только рациональные цифры и логика. Используйте все доступные способы воздействия на слушателей: статистику, факты, эмоции, метафоры. Постарайтесь отойти от сухого набора фактов и статистики, приводите больше живых примеров из практики.
В заключительной части важно подвести итоги, повторить основные тезисы выступления, потому что лучше всего аудитория запоминает начало и конец. Приемлемый вариант — закончить презентацию призывом к действию или пожеланием. Типичная ошибка заключения — обрывистый финал, фразы из серии: «Спасибо, я закончил» или «Благодарю за внимание». Эти фразы нужно убрать, приучите себя к обязательному подведению итогов.
Выступление — форма
Важно чувствовать аудиторию на протяжении всего выступления. Как только заметили, что слушатели начинают «провисать», вовлекайте их в дискуссию, задавайте вопросы, заставляйте думать. Когда говорящий «тянет все одеяло на себя» и не интересуется мнением слушателей, обратной реакции на презентацию бывает мало, выступление превращается в монолог. Помните: люди больше ценят информацию, до которой дошли сами с помощью спикера. Если полезный контент будет подан в ходе обсуждения, у слушателей сложится впечатление, что они самостоятельно разгадали все секреты.
У презентующего обязательно должен быть визуальный контакт с аудиторией: нужно следить, что происходит в зале в каждый момент вашей презентации. Если кто-то отвлекся, переключил свое внимание на мобильный телефон, задержитесь на нем взглядом, дайте ему возможность включиться. Аудитории всегда приятно, когда на них смотрит спикер, в этот момент слушателю кажется, что оратор обращается только к нему, только ему единственному во всем зале рассказывает материал. От этого слушатель еще больше вовлекается в процесс. Конечно, если вы собрали зал на 500 мест, посмотреть в глаза каждому вряд ли получится, тогда можно разделить зал на секторы и хаотично смотреть на них.
Типичная визуальная ошибка — спикеры смотрят в центр зала, совершенно забывая про края. Почему так происходит? Во-первых, из-за волнения и страха увидеть реакцию аудитории. Во-вторых, некоторым ораторам удобно говорить и «искать идеи» не в глазах слушателей, а в так называемом внутреннем «виртуальном экране» (потолок, пол, различные углы зала, места, откуда черпаются мысли). Нужно выработать в себе привычку — смотреть в глаза зрителям, видеть их реакцию и, глядя в глаза, создавать идеи и озвучивать свои мысли. Смотреть, думать и говорить одновременно.
Давайте представим, что вы слушаете презентацию Стива Джобса. На что бы вы обратили внимание, кроме контента? На форму: на то, насколько уверено двигается спикер, насколько свободно его тело. Неуверенность в собственных силах, страх, зажатость отчетливо проявляются в поведении выступающего, и аудитория сразу это видит.
На что еще реагирует аудитория? На энергетику, которая есть у всех хороших спикеров. Человека с мощным внутренним зарядом всегда дослушивают до конца, он умеет вывести слушателей из состояния равновесия. Энергетика заразна, она передается от спикера к аудитории. К сожалению, энергетика — это беда современных российских спикеров. Большинство из них уделяют мало времени тренировкам, в результате чего выступают вяло. Неподготовленному спикеру в 80% случаев свойственно говорить спокойно, но для презентации такой уровень энергетики недопустим. А ведь внутренний заряд помогает быть убедительным и вдохновляющим. Даже если вы по природе спокойный человек, есть упражнения, позволяющие раскрыть темперамент. Константин Райкин говорил: «Хороший актер всегда должен уметь зажечься ролью». Про спикеров можно сказать то же самое. Стив Джобс всегда был неравнодушен к тому, что говорил, он горел идеей и умел зажечь ею слушателей.
О чем важно помнить во время выступления? О голосе. Он у вас слабый или сильный? Высокий или низкий? Громкий или тихий? Чем ниже голос, тем больше в нем слышится статуса, чем выше голос, тем моложе кажется спикер. Часто у слушателей складывается впечатление, что человек с высоким голосом не очень компетентен, его даже можно принять за начинающего сотрудника. От волнения голос повышается, что особенно заметно в начале выступления, а ведь любому спикеру крайне важно уже первыми словами привлечь внимание аудитории. Поэтому нужно научиться контролировать свой голос.
Обращайте внимание и на скорость вашей речи. Если говорить слишком быстро, аудитории будет трудно разобрать смысл сказанного, уследить за потоком мыслей спикера. В начале выступления темп речи, как правило, увеличивается — от страха и внутреннего желания отговорить свой текст и исчезнуть со сцены. Но в процессе, когда оратор настраивается на аудиторию, начинает видеть глаза конкретных людей, общаться с залом, темп его речи выравнивается.
Еще одна важная составляющая формы — умение выделять голосом важные смысловые куски и делать на них акценты. Частые ошибки, связанные с этим умением: либо отсутствие акцентов в принципе, либо их чрезмерное количество (некоторые спикеры выделяют все слова в предложении). Кроме акцентов в речи выступающего важны паузы. Паузы — прекрасная возможность для зрителей, с одной стороны, понять материал, потому что вы даете им время на его усвоение, а с другой — представить картинку, образы, о которых вы рассказываете. Мне сразу вспоминаются слова Станиславского: «Оратор говорит не уху, а глазу». Пауз обычно очень боятся: выступающим кажется, будто в любой паузе аудитория подумает, что вы забыли текст. Поэтому паузы начинают заменять словами и звуками-паразитами. Это очень раздражает слушателей.
Частая ошибка многих неподготовленных спикеров — использование сложных длинных предложений с обилием профессиональной лексики и англиканизмов. Как правило, таким образом спикер пытается прикрыть недостаток знаний в той или иной области. Ему кажется, что это умные слова помогут ему звучать компетентно, но по факту это только запутывает аудиторию. Психолог Миллер подсчитал, что в устном предложении должно быть примерно семь слов, а 20-30 слов на слух воспринять практически невозможно. Если в письменной речи мы можем сделать предложение длиною в абзац, то в устной речи это недопустимо: когда человек дослушивает такое предложение до конца, он забывает, что было в начале. Стив Джобс говорил короткими предложениями, а Билл Гейтс — длинными. Часто для первых лиц компании речи пишут помощники, которые руководствуются законами письменного текста, вставляя в презентацию длинные предложения со сложными оборотами. Поэтому аудитории трудно в итоге воспринять информацию. Всегда лучше самим готовить себе речь. И не нужно сочинять готовый текст, набросайте тезисы с основными аргументами, фактами и примерами. В качестве подготовки хорошо бы несколько раз устно проговорить текст, поправить ошибки, а не учить наизусть.
Сегодня ни одна презентация не обходится без сопутствующего визуального материала. Зачем вообще нужны слайды при выступлении? Во-первых, они убеждают, во-вторых — информируют, в-третьих — удивляют, поэтому слайды должны привлекать внимание. Чтобы удивить, можно поместить на слайды картинки, это цепляет внимание, дает четкий, емкий, хорошо запоминающийся образ. Информацию хорошо бы выстроить по ассоциации с картинкой.
Естественно, в подготовке слайдов не обходится без ошибок. Самая распространенная из них — перегрузка слайда информацией. Существует даже термин «слайдомент» (слайд + документ), в основе которого лежит копипаст текста из документа. Если на слайде 100 слов — это уже слайдомент.
Вторая грубая ошибка — попытка читать написанную на слайде информацию, в результате чего аудитория большую часть времени общается с затылком спикера. Мой совет: размещайте на слайде меньше слов — 3-4 небольших предложения будет вполне достаточно. Хорошо бы добавить эффект последовательного появления текста на слайде, чтобы аудитория не переключала внимание с вашего рассказа на чтение текста на экране.Если аудитории сразу предоставить всю информацию целиком, она перестает нуждаться в спикере и начинает заниматься расшифровкой тезисов.
Слайды не должны затмевать спикера. Высший пилотаж — рассказать свою презентацию вообще без слайдов. Но если вы все-таки решили добавить визуальный материал, сделайте это грамотно. Отрепетируйте выступление со слайдами, запомните их порядок, вовремя их перелистывайте, не зачитывайте информацию со слайда, а пересказывайте основную идею своими словами. Главное правило: одна идея — один слайд.
Во внешнем облике желательно соблюдать комплиментарность теме и аудитории. Если это бизнес-конференция, то отдать предпочтение лучше деловому стилю. Если аудитория консервативна, оденьте строгие брюки или юбку, а если слушатели более либеральны, пиджак можно сочетать с джинсами. В молодежной аудитории стиль стоит выбрать демократичный: джинсы, водолазки, легкие элементы молодежной моды. Есть спикеры, которые не предают значения одежде и могут выступать в растянутом свитере, поношенных джинсах и кроссовках. Но я считаю, что одеться лучше комфортно, но аккуратно. Цвета подбирайте по вдохновению. И не вздумайте надеть на выступление новые ботинки — будете отвлекаться на чувство дискомфорта.
Анна Каракаева, бизнес-тренер, специалист по публичным выступлениям, сценической речи, голосу, актерскому мастерству