Представьте что вы находитесь в таком месте земной поверхности
1. Закончите предложение.
Созвездием называют участок звёздного неба с характерной наблюдаемой группой звёзд.
2. Используя карту звездного неба, внесите в соответствующие графы таблицы схемы созвездий с яркими звездами. В каждом созвездии выделите наиболее яркую звезду и укажите ее название.
Созвездие | Схема созвездия | Созвездие | Схема созвездия |
Большая Медведица | Близнецы | ||
Малая Медведица | Лебедь | ||
Волопас | Орион | ||
Лев | Везучий |
3. Закончите предложение.
На звездных картах не указывают положение планет, так как карты предназначены для описания звёзд и созвездий.
4. Расположите следующие звезды в порядке убываний их блеска:
1) Бетельгейзе; 2) Спика; 3) Альдебаран; 4) Сириус; 5) Арктур; 6) Капелла; 7) Процион; 8) Вега; 9) Альтаир; 10) Поллукс.
4 | 5 | 8 | 6 | 7 | 1 | 3 | 9 | 2 | 10 |
5. Закончите предложение.
Звезды 1-й величины ярче звезд 6-й величины в 100 раз.
Эклиптикой называется видимый годовой путь Солнца среди звёзд.
6. Что называют небесной сферой?
Воображаемая сфера произвольного радиуса.
7. Укажите названия точек и линий небесной сферы, обозначенных цифрами 1—14 на рисунке 2.1.
8. Используя рисунок 2.1, ответьте на вопросы.
Как располагается ось мира относительно земной оси?
Как располагается ось мира относительно плоскости небесного меридиана?
Лежит на плоскости.
В каких точках небесный экватор пересекается с линией горизонта?
В точках востока и запада.
В каких точках небесный меридиан пересекается с линией горизонта?
В точках севера и юга.
9. Какие наблюдения убеждают нас в суточном вращении небесной сферы?
Если наблюдать за звёздами долго, звёзды покажутся единой сферой.
10. Используя подвижную звездную карту, впишите в таблицу по два-три созвездия, видимые на широте 55° в Северном полушарии.
Решение к 10 заданию соответствует реальности событий 2015 года, однако не все учителя проверяют на звёздной карте на соответствие действительности решение задания каждого ученика
УМК СПО по астрономии
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республика Крым
«Джанкойский профессиональный техникум»
08.01.25. Мастер отделочных строительных и декоративных работ
23.01.06. Машинист дорожных и строительных работ
43.01.09. Повар, кондитер.
Учебно-методический комплекс разработан на основе рабочей программы учебного предмета ОУП.08. Астрономия основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО: 08.01.25.Мастер отделочных строительных и декоративных работ;
23.01.06. Машинист дорожных и строительных работ;
43. 01.09 Повар, кондитер.
Марко С. Ю., преподаватель ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № __ от «__» ______ 2020 г.
Председатель ПЦК ___И. А. Кривенко
Содержание УМК учебного предмета
Структурный компонент «Нормативная документация»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины для профессиональных образовательных организаций рекомендованная ФГАУ «ФИРО» (Москва, издательский центр «Академия», 2015 г.)
Рабочая программа учебной дисциплины
Структурный компонент «Учебно–методическая документация»
Методические указания по выполнению практических работ/занятий
Методические указания по выполнению лабораторных работ
Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Структурный компонент «Средства контроля»
Фонд оценочных средств
Комплект контрольно–измерительных материалов
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Джанкойский профессиональный техникум»
по выполнению практических работ учебного предмета
08.01.25. Мастер отделочных строительных и декоративных работ
23.01.06. Машинист дорожных и строительных работ
Методические указания разработаны на основе рабочей программы учебного предмета ОУП.08. Астрономия основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО: 08.01.25. Мастер отделочных строительных и декоративных работ; 23.01.06. Машинист дорожных и строительных работ; 43.01.09.Повар, кондитер.
Марко С.Ю., преподаватель ГБПОУ РК «Джанкойский профессиональный техникум»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО
предметной (цикловой) комиссией
преподавателей общеобразовательных дисциплин
Протокол № __ от «__» ______ 2020 г.
Председатель ПЦК ____И. А. Кривенко
По учебному плану в соответствии с рабочей программой на изучение предмета обучающимися предусмотрено аудиторных занятий 36 часов, из них практических занятий – 10 часов. В методические указания включены практические работы по темам курса. Каждая практическая работа содержит сведения о цели ее проведения и практическом использовании результатов исследования, необходимых для проведения работы, материалах, приборах, инструментах, приспособлениях; включает описание работы и нормативные данные об испытуемых материалах.
Номер практического занятия
Наименование темы
занятия
Раздел 2. Практические основы астрономии
Оценивание расстояния и размеров объектов во Вселенной
Построение графических моделей небесной сферы
Исследование суточного видимого движения Солнца
Раздел 3. Строение солнечной системы.
Определение расстояний небесных тел в солнечной системе и их размеров.
План Солнечной системы.
Раздел 4. Природа солнечной системы.
Изучение вулканической активности на спутнике Юпитера Ио.
Две группы планет Солнечной системы.
Раздел.5 Солнце и звезды.
Построение диаграммы « спектр – светимость»
Раздел.6. Строение и эволюция Вселенной.
Практическая работа № 1.
Тема: Оценивание расстояния и размеров объектов во Вселенной.
Цель: Идентифицировать космические объекты по их снимкам или иллюстрациям; систематизировать космические объекты по их удаленности от поверхности Земли, по их размерам.
Приборы и материалы: фотографии космических объектов, планшет или компьютер с доступностью в интернет.
1.Рассмотреть фотографические космические объекты.
2.Назвать, какие космические объекты изображены на снимках.
3.Систематизировать объекты в порядке увеличения их размеров от меньшего к большему и записать названия или номер.
4. Расположить объекты по их удаленности от Земли ( от ближайшего до самого дальнего).
5. Записать последовательность объектов, сортируя их по удаленности от поверхности Солнца.
1. Перечислите объекты (не меньше 7), которые изучает астрономия.
2. Какие из объектов можно наблюдать невооруженным глазом.
Практическая работа №2.
Тема : Построение графических моделей небесной сферы.
Цель : Построить графические модели небесной сферы для заданного пункта наблюдения.
Приборы и материалы: циркуль, цветные карандаши, линейка, транспортир.
Небесная сфера вращается вокруг воображаемой линии РР называемой осью мира. Ось мира параллельна оси Земли. (рис. 1,2).
Для изучения видимого расположения и движения небесных объектов используют различные системы небесных координат (горизонтальную и экваториальную).
Для наблюдателя в северном полушарии (φ
Если δ > φ, объект кульминирует к северу от зенита, его высота равна hв = 90+ φ – δ.
Теорема: высота видимого полюса мира над горизонтом равна модулю широты места наблюдения значит, вид небесной сферы зависит от положения наблюдателя, а точнее от географической широты места наблюдения.
1. Повторить материал учебника.
2. Представьте, что вы находитесь в таком месте земной поверхности, где в зените наблюдается одна из следующих звезд: Бетельгейзе, Вега, Спика, Канопус, Антарес, Сириус, Альферац, Рукбах.
3. Используя Интернет или карту звездного неба, определите склонение δ для каждой звезды и результаты занесите в таблицу.
Широта места наблюдения, где звезды наблюд. в зените
4. Определить широты φ мест наблюдения, где в зените наблюдаются указанные звезды (высота светила, находящегося в зените равна 90).
5. На рис. постройте проекции небесной сферы для мест земной поверхности, где в зените наблюдаются две звезды (по выбору учителя ).
8. Определите высоту точки пересечения небесного экватора с небесным меридианом, лежащим в плоскости математического горизонта.
Какое склонение должна иметь звезда, если она кульминирует в зените; в месте, где вы проживаете.
Практическая работа № 3
Тема : Исследование суточного видимого движения Солнца.
Цель : По фото суточного движения Солнца определить широту места, где производилась съемка.
Приборы и материалы: фотография суточного движения Солнца, карандаш, линейка.
Наблюдатель на поверхности Земли видит суточное движение светил. Суточным движением называют видимое движение светил, которое обусловлено вращением Земли вокруг своей оси.
Солнце подобно звездам участвует в суточном движении: оно восходит в восточной части и заходит в западной. Из-за изменения склонения Солнца его суточные пути на небе, точки восхода и захода меняются день ото дня. Ежедневно изменяется полуденная высота Солнца ( рис. 2).
1. На рис. показан суточный трек Солнца. На фото 12 изображений Солнца с интервалом 1 час, восход и заход 30 минут спустя.
2. Определить продолжительность дня съемки, а из нее определить дату съемки. Соответствует ли дата съемки одному из дней равноденствия или солнцестояния, какому.
3. На рис. отметьте стороны света. Измерьте линейкой расстояния между точками восхода и заката в мм ( r = )
4. Определите угловое расстояние между т. восхода и захода в данную дату.
5. Измерьте линейкой высоту Солнца в вертикальной точке трека ( h кульминации).
6. Рассчитайте высоту Солнца в кульминации в градусах h кульм. град. Для этого составим пропорцию: h кульм. град = r восх.-зак. Град
Вычислите h кульм. град.:____________
7. Вычислите широту места наблюдения.
1. Почему происходит смена времен года.
2. В какие даты Солнце восходит точно на востоке и заходит точно на западе.
3. Можно ли в Крыму увидеть Солнце в зените.
Тема. Определение расстояний небесных тел в солнечной системе и их размеров
Цели :- закрепить знания по теме,- научить решать задачи на определение условий видимости тех или иных планет, их синодических и сидерических периодов, масс системы материальных тел по третьему закону Кеплера, размеров небесных тел и расстояний до них.
В первую очередь учащиеся отвечают на вопросы для самоконтроля:
Какие планеты называются нижними?
2. Какие планеты относятся к нижним, а какие – к верхним?
3. Можно ли наблюдать противостояние Меркурия? Ответ обосновать.
4. Что такое сидерический период обращения?
5. Могут ли совпадать синодический и сидерический периоды какого-либо небесного тела в Солнечной системе? Ответ обосновать.
6. Какова форма орбиты небесного тела, если эксцентриситет орбиты e= 0.
7. Сформулируйте законы Кеплера. Дополните ответ рисунками.
8. Как называется ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты?
9. Дайте определение горизонтального экваториального параллакса светила.
2.Зная, что Сатурн совершает один оборот за 29,7 лет, найдите промежуток времени между его противостояниями.
3. Синодический период обращения одного из астероидов составляет 3 года. Каков звездный период его обращения около Солнца?
4.Чему равен горизонтальный параллакс Юпитера, когда он находится от Земли на расстоянии 6а. е.? Горизонтальный параллакс Солнцаp0= 8,8′′.
Практическая работа №5.
Тема : План Солнечной системы.
Цель : Изображение в масштабе плана Солнечной системы с изображением реального положения планет на дату проведения работы.
Приборы и материалы: циркуль, Школьный астрономический календарь на текущий год.
1. Просмотреть параграф 12.
2. Заполнить таблицу (приложение 4 учеб.).
3. На отдельном листе А4 в центре расположите Солнце как точечный источник. Приняв орбиты планет за окружности, обозначьте их пунктиром ( центр окружностей совпадает с центром Солнца).
4. Проведите из центра в произвольном направлении луч, принимая его за направление к точке весеннего равноденствия.
5. Ознакомьтесь с содержанием ШАК. Заполните пропуски: гелиоцентрическая долгота; центральный угол между направлением; эфемерида.
6. Заполните таблицу, расположив планеты по степени убывания эксцентриситета слева направо.
7. Выполните п.2(б) пар.12.,результаты занесите в таблицу.
Дата прохождения через перигелий
Дата прохождения через афелий
Нижнее соединение, дата.
9. Найдите в ШАК таблицу гелиоцентрических долгот. Нанесите на план положения этих планет.
Какие из орбит близки к реальным.
Практическая работа №6
Тема. Изучение вулканической активности на спутнике Юпитера Ио
Цель. Определить высоту и скорость выброса вещества из жерла вулкана на спутнике Юпитера Ио.
Оборудование: фотография Ио с извергающемся вулканом, линейка.
Спутник Ио имеет радиус 1820м, и массу 7* 10² кг. На Ио обнаружили несколько извергающихся вулканов. На фото показан действующий вулкан, который извергает вещество на большую высоту.
1. Определить масштаб снимка, зная радиус спутника.
2 Измерить высоту выброса в мм и с помощбю масштаба расчитать реальную высоту выброса в км.
3. По массе и радиусу найти ускорение свободного падения на спутнике Ио.
4. Определить скорость выброса вещества из жерла вулкана. Указать, какие процесы плавят недра Ио.
Практическая работа № 7.
Тема : Две группы планет Солнечной системы.
Цель : Исследовать характеристики планет Солнечной системы.
Приборы и материалы: ШАК на текущий год, линейка, карандаш.
1. Просмотреть параграф 15.
2. Указать основание, согласно которому происходит разделение планет на две группы.
3. Используя приложение 6 учебника, охарактеризуйте результаты группы планет по их физическим характеристикам.
Планеты земной группы
Диапазон плотности планет (кг\м )
Диапазон радиусов ( в радиусах Земли )
Диапазон масс (в массах Земли)
По каким критериям планеты двух групп имеют наиболее значимые отличия.
Чем можно объяснить различие в плотности физических тел.
4.Охарактеризуйте физико-химические свойства каждой из групп планет Солнечной системы. Заполните таблицу.
Планеты земной группы
Преобладающие химические элементы и соединения веществ планет
Агрегатное состояние вещества планет.
Преобладающие хим. элементы атмосферы планет.
В чем состоит сходство химического состава планет двух групп, в чем отличие.
На каком этапе формирования Солнечной системы возникло различие в химическом составе планет двух групп.
4. Используя ШАК, исследуйте особенности взаимодействия групп планет в гравитационно-взаимосвязанной системе тел.
Планеты земной группы
Общее количество спутников
Ускорение свободного падения
Температура облаков, ядра
Практическая работа №8
Цель. Усвоить физические характеристики Солнца.
1. Руководствуясь схемой строения Солнца (рис. 1), укажите названия внутренних областей и слоев атмосферы Солнца.
СОЛНЦЕ КАК ЗВЕЗДА. (рис)
2. Заполните таблицу с основными характеристиками
Среднее расстояние от Земли
Видимый угловой диаметр
Температура видимого внешнего слоя
Химический состав внешних слоев
Период вращения суток
у экватора…… у полюса….
Температура в центре Солнца
3.Определите линейный радиус Солнца (в радиусах Земли и кило-метрах). Угловой радиус фотосферы и расстояние от Земли до Солнца считайте известными
Практическая работа №9 .
Оборудование: Цветные карандаши, карандаш, линейка.
Исследование диаграммы « спектр – светимость» является источником сведений об эволюции звезд. С помощью диаграммы можно определить абсолютную звездную величину звезды, характеристики, оценить расстояние до нее.
1.Познакомиться с характеристиками звезд по таблице.
2.Построить диаграмму: по оси У- светимость, по Х – температура. Нанести штрихпунктиром главную последовательность.
3. Используя таблицу учебника «Спектральная классификация звезд», построить вертикальные цветные полосы, соответствующие цвету звезд.
4. Отметить области красных гигантов, белых карликов, сверхгигантов.
5. Отметить цветной линией звезды одинакового радиуса.
Практическая работа № 10
Тема: «Наша галактика»
НАША ГАЛАКТИКА1.Закончите предложения.Галактика — это_____________________
2.Млечный Путь — это___________________________________
3.Наиболее плотная центральная область нашей Галактики расположена в созвездии________________________и называется
4.Группы из большого числа звезд в Галактике называют_____________________________, примером которых являютсяПоложение Солнца.
5.На рисунке 1 показано строение нашей Галактики (вид с «ребра). Укажите положение Солнца в Галактике и основные ее структурные элементы: ядро, диск, гало, корону, центральное сгущение (балдж).
6.Изобразите схематично нашу Галактику в виде «сверху» и стрелками укажите положение Солнца, ядро, спиральные рукава.
4. Заполните таблицу, содержащую общие сведения о Галактике.
Размер (диаметр), кпк
Расстояние от центра Галактики доСолнца, кпк
Линейная скорость обращения во-круг ядра (на расстоянии от центраГалактики до Солнца), км/
Масса (в массах Солнца)
5.Из перечисленного состава «населения» Галактики выпишите отдельно объекты, относящиеся к гало и диску: 1) красные гиганты; 2) долгопериодические цефеиды; 3) голубые гиганты; 4) короткопериодические цефеиды; 5) красные карлики; 6) газопылевые облака; 7) шаровые звездные скопления; 8) рассеянные звездные скопления.
Оценка 5( отлично) ставится в том случае, если: работа выполнена самостоятельно в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; в представленном отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделан вывод, а также даны ответы на дополнительные вопросы.
Оценка 4 ( хорошо) ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но: было допущено 2 – 3 недочета или в процессе работы было обращение к преподавателю за консультацией, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы или, если в ходе проведения опытов и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью;
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц измерений, в вычислениях графиках, таблицах., схемах не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения.
Оценка 2(неудовлетворительно) ставится в том случае, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3» )
Нормы оценок студенту заранее известны, поэтому каждый осуществляет выбор объема и содержания работы в соответствии с собственными учебными возможностями.
Построение графических моделей небесной сферы
Просмотр содержимого документа
«Построение графических моделей небесной сферы»
Практическая работа № 4
Раздел 1. История развития астрономии
Тема 1.3. Звёздное небо
Название практической работы: Построение графических моделей небесной сферы
Учебная цель: построить графические модели небесной сферы для заданного пункта наблюдения
образовательная – знание основных элементов небесной сферы, понятие «небесная сфера», основные линии и точки, горизонтальная система координат;
воспитательная – научное познание окружающего мира;
развивающая – приобретение практических навыков
Правила безопасности: правила проведения в кабинете во время выполнения практического занятия
Норма времени: 2 часа
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
уметь: владеть моделью небесной сферы, определять на ней видимое положение светил, изображать на чертеже точку с известными горизонтальными и экваториальными координатами, строить проекции небесной сферы для мест земной поверхности
знать: понятия «небесная сфера», основные линии и
точки, горизонтальная и экваториальная система координат, теорему о высоте полюса мира, условия видимости светил на различных географических широтах
— методические указания по выполнению практического занятия
— тетрадь для практических работ, циркуль, линейка, цветные карандаши, транспортир.
Порядок проведения занятия:
для выполнения практической работы учебная группа распределяется по одному варианту
У древних народов звёздное небо ассоциировалось с куполом или со сферой. При взгляде на небо создаётся впечатление, что Солнце, звёзды, Луна и другие небесные тела расположены на внутренней поверхности гигантской небесной сферы, вращающейся в направлении с востока на запад. Поэтому для описания положений небесных тел на небе было введено понятие небесной сферы.
Небесной сферой называется воображаемая сфера произвольного радиуса с центром в точке наблюдения (точка О), на которую проецируются небесные объекты. Графическая модель небесной сферы для наблюдателя, находящегося в северном полушарии Земли, рисунок1
Для определения основных элементов небесной сферы в астрономии используют понятия большого и малого кругов. Большим кругом называют окружность, которая получается пересечением небесной сферы плоскостью, проходящей через её центр. Если плоскость не проходит через центр, то получается малый круг.
Большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна оси мира, называется небесным экватором, рисунок 1.
Небесным меридианом называется большой круг небесной сферы, проходящий через зенит Z, надир Z и полюсы мира P и P, рисунок 1.
Большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна отвесной линии, называется математическим горизонтом. Математический горизонт пересекается с небесным меридианом в точках севера N (находится ближе к северному полюсу мира) и юга S, а с небесным экватором – в точках востока E и запада W, рисунок 1.
Выберем на небесной сфере астрономический объект – светило. В течение суток светило описывает на небесной сфере малый круг, который называется суточной параллелью, рисунок 1.
Для изучения видимого расположения и движения небесных объектов используют различные системы небесных координат (горизонтальную и экваториальную).
Зная широту места наблюдения и склонение небесного объекта, можно определить его высоту над горизонтом в момент кульминаций. Для наблюдателя в северном полушарии Земли ( 0) объект, у которого склонение , кульминирует к югу от зенита. Его высота в верхней кульминации
Если , объект кульминирует к северу от зенита, ено высота
Для решения задач практической астрономии удобно использовать проекции небесной сферы на плоскость небесного меридиана, рисунок 2. Теорема о высоте полюса мира над горизонтом гласит, что высота видимого полюса мира над горизонтом равна модулю широты места наблюдения: hр = . Следовательно, вид небесной сферы зависит от положения наблюдателя, а точнее, от географической широты места наблюдения.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
Что такое небесная сфера?
Что такое ось мира?
Что такое небесный экватор?
Что такое большой круг, малый круг небесной сферы?
Что такое небесный меридиан?
Что такое отвесная линия?
Что такое математический горизонт?
Что такое суточная параллель?
Какие вы знаете системы координат для изучения видимого расположения и движения небесных объектов?
Что такое кульминация небесного объекта?
Как определить высоту небесного объекта над горизонтом в момент кульминаций?
Что гласит теорема о высоте видимого полюса мира над горизонтом?
Что нужно использовать для определения склонения звёзд и чему равна высота светила, находящегося в зените?
Как определить широты мест наблюдения звёзд, находящиеся в зените?
Как вывести формулу для определения интервала склонения звёзд с известной широтой?
Содержание выполнения практической работы
Задачи практической работы:
Представьте, что вы находитесь в таком месте земной поверхности. Где в зените наблюдаются звёзды: Бетельгейзе, Вега, Спика, Канопус. Антарес. Сириус, Альферац, Рукбах.
Используя Интернет или подвижную карту звёздного неба, определите склонение для каждой их звёзд. Результаты занесите в таблицу.
Определите широты места наблюдения, где в зените наблюдаются указанные звёзды. Результаты занесите в таблицу.
Подсказка: высота светила, находящегося в зените, равна 90