Представьте что вам дали к сочинению лишь эпиграф не сформулировав тему
Что такое эпиграф
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Обращать особое внимание на эпиграф перед началом чтения – признак хорошего тона и высокой читательской культуры.
Благодаря эпиграфу автор произведения вписывает свой труд в ту или иную литературную традицию, подготавливает нас к восприятию определённой темы или идеи.
Сегодня мы поговорим о том, для чего необходим эпиграф в художественном тексте и как он помогает понять авторский замысел.
Эпиграф — это.
Данное слово пришло к нам из древнегреческого и переводится как «надпись».
Эпиграф — это часть композиции, предшествующая основному тексту произведения или его главы.
Это, как правило, фрагмент другого литературного произведения в стихах или прозе (что это такое?), отсылающий к предшествующим образцам жанра или более ранним обращениям к теме повествования.
Иногда в качестве эпиграфа используются пословицы, поговорки, загадки, лирические напевы и другие элементы фольклора. Так, практически каждая глава романа М.Шолохова «Тихий Дон» предваряется строками казачьих песен, которые погружают читателя в атмосферу народной жизни.
Эпиграф не следует смешивать с предисловием. Их отличие в том, что предисловие к произведению пишет сам автор, а эпиграф (за редким исключением) заимствуется из чужих текстов. При этом указание авторства обязательно.
Учитывайте это при написании экзаменационного сочинения, которое тоже можно украсить роскошным эпиграфом, соответствующим теме. Пользуйтесь цитатами из проверенных источников. Неверное указание авторства повлечёт за собой фактическую ошибку, а анонимный фрагмент текста в эпиграфе заставит сомневаться в подлинности фрагмента.
Помните, что на письме эпиграф традиционно выделяется особой разметкой: его помещают в правом верхнем углу страницы и не заключают в кавычки. Фамилию и инициалы авторы указывают под текстом цитаты строчкой ниже с ориентацией на правый край.
Функции эпиграфа
Для чего писателям, журналистам и учёным необходим чужой текст в дополнение к собственному? Нельзя ли обойтись тем, что заключено в самом произведении (рассказе, романе (что это?), научной статье, газетном очерке)?
Ответов может быть несколько:
Иногда эпиграф сочетает в себе все эти функции. Бывает, что эпиграфов несколько и они по-разному освещают отношение к одной и той же проблеме. Тогда читатель заранее готовится к широкому взгляду на предмет.
Как подобрать эпиграф к сочинению
Чтобы эпиграф стал украшением, а не позором вашей работы, следуйте нескольким простым советам:
К примеру, если речь пойдёт о теме любви и привычки на материале романа А.Пушкина «Евгений Онегин», уместно будет поместить в начале крылатые строки:
Привычка свыше нам дана
Замена счастию она
Самое же главное – найти именно то изречение, которое точно выразит смысл вашей работы. Хороший эпиграф и вдохновит вас, и подскажет, о чём писать.
Творите так, чтобы ваши собственные произведения разбирали на эпиграфы!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Сочинение хоть и является в своем роде произведением, но эпиграф в него добавлять, по мне, так это лишнее, тем более время ограничено, пока будешь вспоминать хорошие строки, на саму работу времени не останется.
Иногда пропускаю эпиграф, каюсь. Сейчас стараюсь читать, эпиграф может многое сказать.
Доклад на тему «Практика работы с текстом»
Выступление на секции учителей русского языка и литературы
Тема выступления: «Практика работы с текстом».
Для реализации практической работы с текстом я использовала один час в неделю дополнительного русского языка. Для этого я составила рабочую программу.
Цель программы: формирование у учащихся практических умений и навыков в написании сочинения – рассуждения.
· Выявить пробелы знаний детей о тексте, о работе с текстом и на основе полученных сведений развивать способности учащихся работать с текстом;
· Овладение умениями и навыками, связанными с анализом текста и созданием собственного письменного высказывания;
Развитие коммуникативных и речемыслительных умений учащихся.
Для организации практической работы с текстом использую разнообразные виды деятельности, которые носят обучающий характер, что помогает ученику овладеть комплексом знаний, необходимых для создания текста. Основой для своей работы я взяла учебное пособие:
Первая часть курса раскрывает понятие текста как единого целого.
Здесь мы знакомимся с ролью текста в жизни человека, закрепляем понятие о тексте, рассматриваем основные признаки текста. Учащиеся узнают, что такое тема, основная мысль теста, эпиграф, опорные слова; практикуются в составлении плана текста, умении выделять абзац и микротему текста.
Вторая часть курса знакомит учащихся с типами речи. Рассматриваются основные типы речи, их признаки, типичное строение текста, языковые особенности текста.
Задания, которые я использовала на уроках очень разнообразные, помогают ученику оптимально включиться в процесс обучения. В основе многих заданий используется текстоцентрический подход, то есть задания формируются на основе какого- либо текста.
Я предлагаю вам для ознакомления некоторые виды упражнений, которые я использую на данном занятии.
— Назови ситуации, где вы встречаетесь с текстом, обведи кружком учебные ситуации, подпиши название ситуации под рисунком, изобрази ситуацию, в которой необходимо использовать текст.
— Запиши определение текста по данному началу, выпиши из определений текста основные признаки текста, срани определения и напиши какое из них является более полным, составь письменное высказывание на тему « Текст- это единое целое», используя речевые модели ( клише).
— Прочитай текст, охарактеризуй его, составь ряд определений, подбери синонимы, озаглавь текст, выпиши ключевые слова, вставь подходящие слова в выводе по тексту.
— Распределить темы по графам узкая тема и широкая тема.
— Предложите основную мысль сочинений к эпиграфам.
— Подчеркните ключевые слова в тексте.
— По опорным словам определите тему, составьте ряд опорных слов по теме
— Составьте тематический словарик.
— Восстанови план сочинения.
-Подбери по плану текст.
— Раздели текст на абзацы.
— Расположи предложения в нужной последовательности, чтобы получился текст.
— Сочини текст по условиям.
— Составь схему « Стили речи», проиллюстрируй стили речи.
— Пользуясь литературой, учебником раскрой особенности одного из стилей речи и одного из типов речи.
— Запиши доказательство, используя образец.
— Напиши рассказ по рисункам.
— Придумай продолжение текста.
— Напиши смс на любую тему.
— Придумай свои « почемучки».
— Работа со словарём.
— Сформулируй тезис к сочинению по вопросу.
— Приведи аргументы к тезису.
Также хочу предложить побыть учениками и выполнить некоторые практические задания, которые я использую с детьми.
Признаки типа речи
1.Событие 1+ событие 2+ событие3 = …
2.Признак 1+признак 2 + признак 3=…
Ответы: 1_______, 2_________, 3_________.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт. (В.Солоухин)
Язык – это очки, без которых нам не разглядеть окружающий мир.
Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга. ( А.Пушкин)
Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.
Прочитай стихотворение Тима Собакина « До будущего лета».
И ручеёк стеклянный,
И над лесной поляной
Приходит тихо Осень,
Она с собой приносит
Дожди из разных стран.
И листьев жёлтых ворох,
И сырость в тёмных норах…
Задание к тексту: А. Составьте тематические словарики «Лето», «Осень».
Б. Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.
Я считаю, что такая организация практической работы с текстом поможет учителю разработать системный подход к развитию коммуникативных, речемыслительных умений учащихся. Поможет эффективно организовать процесс обобщения, систематизации и углубления материала по текстоведению с элементами опережения в обучении.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Эпиграфы к сочинению о смысле жизни. материал для подготовки к егэ (гиа) на тему
Где взять хороший эпиграф
Для школьного задания можно смело использовать строки из произведения, по которому предложено написание работы. Это может быть отдельная фраза или целый небольшой абзац. Если взглянуть на проблему шире, то высказывания критиков также могут быть использованы. Любые заимствованные фразы, которые отражают суть проблемы и наиболее полно доносят мысль до читателя, обязательно должны быть в тексте сочинения.
Очень часто в качестве эпиграфа можно увидеть афоризмы, популярные высказывания, пословицы и крылатые фразы. Стихотворные выдержки также нередко украшают литературные работы.
Уважаемый читатель! На нашем сайте Вы не найдете готовых сочинений по литературе, так как у нас совсем другая цель: мы занимаемся подбором эпиграфов к вашим будущим сочинениям. Также на сайте собраны цитаты, которые Вы можете использовать для написания достойных сочинений.
Помните: каждое добросовестно написанное сочинение — результат большого труда его автора.
Для чего, Вы спросите, нужны эпиграфы?
Всё просто, эпиграфы — яркое изречение, помещаемое автором перед всем произведением или его частью, с целью помочь читателю понять содержание текста. Казалось бы, небольшая фраза, а насколько глубоко можно проникнуться в тему, не читая вашего сочинения. Представим себе, что нам предложена тема «Почему Борис не помог Катерине?» (по драме А.Н. Островского «Гроза»). К сочинению можно подобрать эпиграф из статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»: «Будь это другой человек и в другом положении, тогда бы и в воду бросаться не надо».
В эпиграфе может быть подчеркнута тема, идея, сформулирована эстетическая задача, эпиграф может раскрыть смысл заглавия и содержать авторскую оценку произведения.
Конечно, сочинение не будет полным без использования цитат, так как материал для сочинений, главным образом, лежит в тексте этого произведения.
Цитаты — это слова из какого-либо произведения, текста которые используются для подтверждения ваших мыслей, фраз, то есть закрепления примером.
Как найти нужную цитату или эпиграф?
На сайте расположены 4 основные категории:
Услуги репетитора по английскому языку г. Сочи
Для того чтобы найти эпиграф или цитату, Вам необходимо сначала выбрать временной промежуток, затем фамилию и произведение писателя, по которому Вы пишете сочинение, а затем получаете список тем, к которым собраны эпиграфы и цитаты.
ВНИМАНИЕ: категория антиэпиграфы и антицитаты познакомит Вас с наиболее распространенными ошибками, которые совершаются школьниками и абитуриентами при написании собственных сочинений, потому, просьба не употреблять их.
Все темы по алфавиту
Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое. В. Шкловский
Как оформить эпиграф к сочинению
Итак, когда правильные слова подобраны, следует подумать о грамотном оформлении эпиграфа. К его расположению на странице выдвигаются серьезные требования, они едины для всех работ. Правильная расстановка текста на странице выглядит следующим образом: эпиграф пишется на следующей строке после заголовка, перед основной частью текста. Особое условие: выравнивание по правому краю. Для написания эпиграфа в компьютерных редакторах удобно использовать автоматическую функцию размещения справа.
Разобравшись, как пишется эпиграф к сочинению, важно обратить внимание на некоторые нюансы. Текст пишется без использования кавычек, имя автора цитаты указывается ниже под ним. Допускается возможность обозначения названия произведения, если слова взяты из литературного источника. В этом случае название пишется через запятую после авторских данных.
Эпиграфы и цитаты к теме о человеке и обществе
Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, которое оправдание они найдут для нас? А. Азимов. Человек смертный, но это полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем суть. Г. Булгаков. Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом. В. Гюго. Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи. Ф. Достоевский. Человек должен быть доступным для страстей, но контролировать их. Жан Поль. Люди не ангелы, вытканные из самого света, но и не скот, который следует гнать в стойло. В. Короленко. Сознательная любовь к своему народу не уживается с ненавистью к другим. Д. Лихачев. Народ, который не хочет кормить свою армию, в скором времени будет вынужден кормить чужую. Наполеон Бонапарт.
Размеры – самый ненадежный критерий величия человека и страны. Дж. Неру. Лицо – дверь души. Латинское выражение. Нам отказано в длинной жизни; оставим след, который докажет, что мы жили! Плиний Старший. Люди – хозяева своей судьбы. В. Шекспир. Несчастная та страна, которая нуждается в героях. Б. Брехт. Национализм – детская болезнь, корь человечества. А. Эйнштейн. Можно ли любить человечество и не любить одного человека? Я. Отченашек. Человек есть тайна, ее надо разгадать, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, так как хочу быть человеком. Ф. Достоевский. Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на пространстве он могла бы проявить все свои свойства своего свободного духа. А. Чехов. Государство – это печь, которая пылает на одних дровах – на человеческих! Ч. Айтматов. Человек как роман: до последней страницы не знаешь, чем закончится. Иначе не следовало бы и читать. Е. Замятой. Человек воспитывается для свободы. Гегель. Равенство – это единая и крепкая основа для общественного устройства, для порядка, законности, добрых обычаев и отбора на высокие должности людей, которые в самом деле для них пригодны. Б. Шоу. То, чему сегодня учится в классе одно поколение, станет нормой жизни следующего. А. Линкольн. Те государства способные стать большими, в которых большие малых людей. О. Довженко.
Мир не согреешь, мир не оденешь, мир не накормишь, но не отпускай голодной ребенка. Народная мудрость. Отношение к детям – мера духовного достоинства человека. Я. Бричь. Государство создается ради того, чтобы жить счастливо. Аристотель. Давайте меньше говорить об обязанностях детей, а больше об их правах. Ж. – Ж. Руссо. Достоинство государств и в конце концов зависит от достоинства личностей, которые его создают. Дж. Минь. Рабство уничтожает человека еще до того, как он начинает любить свои кандалы. Л. Вовенарг. Нет человека, который бы не любил свободу; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый – лишь для себя. Ж. Верн. Я не согласен с тем, что вы говорите, тем не менее буду до последней капли крови защищать ваше право высказывать свою мысль. Вольтер. Законы созданы для того, чтобы сильный не был всемогущим. Латинская пословица. Высшим моральным законом для человека есть любовь к человечеству. Г. Фергюссон. В сиянии недосягаемого зенита
Суть твоей высшей красоты, Музыкант окружающего мира, Вечности и Минуты голоса! Муратов.
История просится в сны потомков. Я. Костенко. Каждая эпоха порождает своего героя. Корейское поверие. Каждый человек смертен, и человечество в целом бессмертно. Лпулей. Человечество не может остановиться, Оно взяло весьма большой разгон, движение для него – не высочайший закон жизни. Г. Загребельний. От обычного взгляда скрытое приоткрывается лишь чудакам. Прочитай золотые манускрипты, посмотри в глаза возрастам. Л. Костенко. Мир наш – только школа, где мы учимся познавать. Г. Миттель. Свет и тьма, тление и вечность, вера и бесчестие составляют мир этот и необходимо одно для другого. Г. Сковорода. Если не знать прошлого, невозможно понять истинный смысл современного и цель будущего. Максим Горький. В озоновую дырку посмотрел ангел: – Господи, скажи им, чтобы они опомнились! Л. Костенко. Духовный Чернобыль давно уже начался, а мы еще только его боимся. Л. Костенко. Люби природу не как символ Души своей, Любы природу не для себя, Люби для нее. М. Рыльский. Сколько у природы немудрено-мудрых букв! Столько у человека неумения прочитать… Г. Тинина. Лишь природа делает большое даром. О. Герцен. Поколение отходит, и поколение приходит, а земля вековечно стоит! Старый Завет Природа – вечный образец искусства, а виднейший и самый благородный предмет в природе – человек. В. Белинский. Природа не терпит пустоты. Латинское поверье Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – рабочий. Тургенев. Сколько лет земле – и миллиард, и миллион, но какая она до сих пор еще красивая! Л. Костенко. – Чего волнуются народы – И люди замышляют зло? – Кто им сказал: “Венцам природы”? – Разве для них ее чело? Л. Костенко.
Картинка-эпиграф
Очень часто блогеры и владельцы сайтов используют узнаваемые картинки, которые определяют их профиль как особенный, индивидуальный. Такая форма оформления текста прекрасно подходит для ведения дневников и форумов. Чтобы создать картинку-эпиграф, не нужно обладать особенными знаниями в компьютерной технике. Достаточно владеть простым редактором для обработки фотографий. Текст на изображении выбирается автором и может иметь любой посыл. Обязательно указывается никнейм автора, по которому остальные посетители интернет-пространства могут легко узнать автора.
Что такое эпиграф – определение
С греческого языка понятие “Эпиграф” переводится, как “надпись”. По сути, эпиграф — это цитата, которую помещают в произведении, чтобы передать читателю его основную смысловую нагрузку, дух и то, как сам автор относится к этой теме.
Эпиграф может быть и репликами «из разговора», «из газет» и другие — словом, из любого текстового пространства, уже существующего к моменту создания нового произведения. Его главная роль — создать «диалоговое окно», навести читателя на основную мысль произведения, или подчеркнув ее, или полемически заострив, в любом случае — задав лейтмотив восприятия.
История возникновения
Эпиграфы появились, собственно, довольно давно. Предками их являются цитаты из Библии, которыми обязательно начиналась любая проповедь церковного оратора. Эпиграфы, взятые из Священного Писания или “отцов церкви”, служили как бы “рекомендательными письмами” “подателю сего”, то есть текста. Если представить себе передачу книги читателю как вручение труда первому читателю, то есть тому, кому было адресовано посвящение работы (такими адресатами были обычно люди влиятельные, меценаты, сильные мира сего), то можно, осовременив процесс, представить себе, что посвящение проектируется на конверте “рекомендательного письма”, эпиграф находит свое место внутри раскрытого конверта, а самая литературная работа как бы “прилагается при сём”.
Само слово «эпиграф» известно ещё с античных времён. У древних греков эпиграфом (epigraphe) первоначально назывались надписи на надгробиях или на стенах зданий. Первые литературные эпиграфы появились в произведениях писателей эпохи Возрождения. В то время они были ещё редким явлением и вошли в широкий обиход только с конца XVIII века.
Начиная с XIX века в России пошла мода помещать эпиграф не только в начале произведения, но и перед каждой его частью. Умение удачно подобрать эпиграф и правильно его использовать в своих книгах служило доказательством образованности и начитанности автора. В своё время эпиграфами умело блистали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой и другие известные русские писатели.
Значение эпиграфа
Помещение эпиграфа перед основным текстом книги — знак хорошего тона и уважения к читателям. В эпиграфе произведение описывается с точки зрения авторитетного человека, мнение которого очень важно для писателя. Это может быть мнение, цитата, девиз, крылатая фраза или любое другое изречение.
Главные свойства эпиграфа — фрагментарность, краткость, афористичность. Бывают и случаи, когда в качестве него помещается довольно большая цитата, но они сравнительно редки.
Диалог между эпиграфом и основным текстом произведения может разворачиваться как на основе взаимного дополнения смыслов (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»), так и как средство отрицания или оспаривания информации или тенденции, обозначенной в эпиграфе.
Рассматривая его историю, Кржижановский отмечает популярность эпиграфа в XVIII в. и спад — со второй половины XIX в. Однако, утрачивая роль средства связи между представителями литературной школы, он не перестаёт являться средством диалога между двумя творческими индивидуальностями. Наличие или отсутствие эпиграфа связано, по-видимому, с желанием или нежеланием автора структурно обозначать перекличку своего текста с чужим. В литературе XX в. эпиграф постепенно вытесняется такими художественными приёмами, как скрытое цитирование внутри текста, помещение «чужого слова в авторскую речь» и подобными им.
Эпиграф используется авторами в следующих целях
Примеры использования
В русской литературе эпиграф используется в разных жанрах:
Хорошо продуманный эпиграф нередко помогает читателю понять то, что автор пытался сказать между строк. Ярчайший пример использования эпиграфа в литературе — феноменальный роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». В нём каждая глава начинается с эпиграфа.
Это умнейшие изречения таких бессмертных поэтов, как Петрарка, Гораций, Байрон, Грибоедов, Жуковской и общеизвестные высказывания других великих людей.
Во всемирно известном эпиграфе к своему роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстой использует цитату из Библии, которая звучит следующим образом:
«Мне отмщение, и Аз воздам».
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» эпиграф чётко выражает дух произведения и замысел автора. Это цитата, позаимствованная из трагедии «Фауст» (Гёте):
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Образец итогового сочинения
Может ли природа быть источником вдохновения и переживания человека?
Эпиграф Тот, кто видел хоть однажды Этот край и эту гладь, Тот почти берёзке каждой Ножку рад поцеловать. С.Есенин
Примерное вступление Одна из вечных и волнующих тем в русской и мировой литературе — может ли природа быть источником вдохновения и переживаний человека? Роль природы и в прозе, и в поэзии всегда заключалась в том, чтобы очищать души, потому что перед лицом природы пропадает всё нечистое и скверное, всё мелкое и суетное.
Примерное рассуждение Многие художники слова не только видят, слышат и понимают природу, но и через неё отражают свои чувства, переживания и настроения.
Аргументация. Примеры из произведений русской литературы. 1 пример Так, Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…». Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!» Нега – вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!» И все дальнейшее развитие сюжета стиха передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Стихотворение особенно замечательно тем, что переполненный восторгом от красоты герой стремится остановить мгновение и запечатлеть его в слове, в песне, дать ему новую и вечную жизнь, чтобы все могли пережить то, что пережил он. В эти трогательные, святые минуты человек готов любить всю Вселенную и каждое существо. А.А.Фет переполнен чувством наслаждения красотой ночи, которое передаётся и нам, читателям:
Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за трелью соловьиной Разносится тревога и любовь
Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцанием красоты природы, которая является источником вдохновения для человека.
2 пример Все русские поэты верят в целительную силу и мощь поэзии. Так, Н.М.Рубцов в стихотворении «Звезда полей» называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей».Она с высоты небесной приветливо смотрит на людей, города, деревни и льёт духовный свет на всю жизнь, делая её осмысленной и желанной. И трепетно, и нежно выражает он самые глубокие чувства:
И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…
Примерное заключение Своим творчеством А.А. Фет и Н.М.Рубцов учат нас радоваться тому, что создано природой, которая есть источник вдохновения и переживаний для человека.