Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Плоскость в пространстве – необходимые сведения

Плоскость – это одна из наиболее важных фигур в планиметрии, поэтому нужно хорошо понимать, что она из себя представляет. В рамках этого материала мы сформулируем само понятие плоскости, покажем, как ее обозначают на письме, и введем необходимые обозначения. Затем мы рассмотрим это понятие в сравнении с точкой, прямой или другой плоскостью и разберем варианты их взаимного расположения. Все определения будут проиллюстрированы графически, а нужные аксиомы сформулированы отдельно. В последнем пункте мы укажем, как правильно задать плоскость в пространстве несколькими способами.

Понятие плоскости и ее обозначения

Плоскость представляет собой одну из простейших фигур в геометрии наравне с прямой и точкой. Ранее мы уже объясняли, что точка и прямая размещаются на плоскости. Если эту плоскость разместить в трехмерном пространстве, то мы получим точки и прямые в пространстве.

В жизни представление о том, что такое плоскость, нам могут дать такие объекты, как поверхность пола, стола или стены. Но нужно учитывать, что в жизни их размеры ограничены, а здесь понятие плоскости связано с бесконечностью.

Если нам нужно графическое отображение плоскости, то обычно для этого используется замкнутое пространство произвольной формы или параллелограмм.

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Плоскость принято рассматривать вместе с прямыми, точками, другими плоскостями. Задачи с этим понятием обычно содержат некоторые варианты их расположения друг относительно друга. Рассмотрим отдельные случаи.

Как могут располагаться плоскость и точка друг относительно друга

Первый способ взаимного расположения заключается в том, что точка расположена на плоскости, т.е. принадлежит ей. Можно сформулировать аксиому:

В любой плоскости есть точки.

Если некая плоскость задана в пространстве, то число точек, принадлежащих ей, является бесконечным. А какого минимального количества точек будет достаточно для определения плоскости? Ответом на этот вопрос будет следующая аксиома.

Через три точки, которые не расположены на одной прямой, проходит единственная плоскость.

Другой способ взаимного расположения точки и плоскости можно выразить с помощью третьей аксиомы:

Можно выделить как минимум 4 точки, которые не будут находиться в одной плоскости.

Графически последнюю аксиому можно представить так:

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Варианты взаимного расположения прямой и плоскости

Самый простой вариант – прямая находится в плоскости. Тогда в ней будут расположены как минимум две точки этой прямой. Сформулируем аксиому:

Если хотя бы две точки заданной прямой находятся в некоторой плоскости, это значит, что все точки этой прямой расположены в данной плоскости.

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Графически этот вариант расположения выглядит так:

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Если мы решаем задачу, в которой есть плоскость, нам необходимо знать, что из себя представляет нормальный вектор плоскости.

Нормальный вектор плоскости – это такой вектор, который лежит на перпендикулярной прямой по отношению к плоскости и не равен при этом нулю.

Примеры нормальных векторов плоскости показаны на рисунке:

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Если прямая расположена внутри плоскости, то она делит ее на две равные или неравные части (полуплоскости). Тогда такая прямая будет называться границей полуплоскостей.

Любые 2 точки, расположенные в одной полуплоскости, лежат по одной сторону от границы, а две точки, принадлежащие разным полуплоскостям, лежат по разную сторону от границы.

Варианты расположения двух плоскостей друг относительно друга

1. Наиболее простой вариант – две плоскости совпадают друг с другом. Тогда они будут иметь минимум три общие точки.

2. Одна плоскость может пересекать другую. При этом образуется прямая. Выведем аксиому:

Если две плоскости пересекаются, то между ними образуется общая прямая, на которой лежат все возможные точки пересечения.

На графике это будет выглядеть так:

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

В таком случае между плоскостями образуется угол. Если он будет равен 90 градусам, то плоскости будут перпендикулярны друг другу.

3. Две плоскости могут быть параллельными друг другу, то есть не иметь ни одной точки пересечения.

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Если у нас есть не две, а три и больше пересекающихся плоскостей, то такую комбинацию принято называть пучком или связкой плоскостей. Подробнее об этом мы напишем в отдельном материале.

Как задать плоскость в пространстве

В этом пункте мы посмотрим, какие существуют способы задания плоскости в пространстве.

1. Первый способ основан на одной из аксиом: единственная плоскость проходит через 3 точки, не лежащие на одной прямой. Следовательно, мы можем задать плоскость, просто указав три таких точки.

Если у нас есть прямоугольная система координат в трехмерном пространстве, в которой задана плоскость с помощью этого способа, то мы можем составить уравнение этой плоскости (подробнее см, соответствующую статью). Изобразим данный способ на рисунке:

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

2. Второй способ – задание плоскости с помощью прямой и точки, не лежащей на этой прямой. Это следует из аксиомы о плоскости, проходящей через 3 точки. См. рисунок:

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

3. Третий способ заключается в задании плоскости, которая проходит через две пересекающиеся прямые (как мы помним, в таком случае тоже есть только одна плоскость.) Проиллюстрируем способ так:

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

4. Четвертый способ основан на параллельных прямых. Вспомним, какие прямые называются параллельными: они должны лежать в одной плоскости и не иметь ни одной точки пересечения. Получается, что если мы укажем в пространстве две такие прямые, то мы тем самым сможем определить для них ту самую единственную плоскость. Если у нас есть прямоугольная система координат в пространстве, в которой уже задана плоскость этим способом, то мы можем вывести уравнение такой плоскости.

На рисунке этот способ будет выглядеть так:

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Если мы вспомним, что такое признак параллельности, то сможем вывести еще один способ задания плоскости:

Если у нас есть две пересекающиеся прямые, которые лежат в некоторой плоскости, которые параллельны двум прямым в другой плоскости, то и сами эти плоскости будут параллельны.

Таким образом, если мы зададим точку, то мы сможем задать плоскость, которая проходит через нее, и ту плоскость, которой она будет параллельна. В таком случае мы тоже можем вывести уравнение плоскости (об этом у нас есть отдельный материал).

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Вспомним одну теорему, изученную в рамках курса по геометрии:

Через определенную точку пространства может проходить только одна плоскость, которая будет параллельна заданной прямой.

Это значит, что можно задать плоскость путем указания конкретной точки, через которую она будет проходить, и прямой, которая будет перпендикулярна по отношению к ней. Если плоскость задана этим способом в прямоугольной системе координат, то мы можем составить уравнение плоскости для нее.

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Также мы можем указать не прямую, а нормальный вектор плоскости. Тогда можно будет сформулировать общее уравнение.

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Мы рассмотрели основные способы, с помощью которых можно задать плоскость в пространстве.

Источник

Помогите пожалуйста решить тест.

1. Пересечением двух плоскостей является
А) точка
Б) прямая
В) отрезок
2. Сколько должно быть общих точек у прямой с плоскостью, чтобы она лежала в этой плоскости?
А) одна
Б) две
В) три
3. На сколько множеств разбивает пространство любая плоскость?
А) на два
Б) на три
В) на четыре
4. Чтобы задать единственную плоскость необходимо
А) две точки
Б) три точки
В) три точки, не лежащие на одной прямой
5. Какие из перечисленных фигур задают единственную плоскость в пространстве?
А) две параллельные прямые
Б) две скрещивающиеся прямые
В) три точки
6. Сколько плоскостей задают две пересекающиеся прямые?
А) одну плоскость
Б) две плоскости
В) бесконечно много плоскостей
7. Через какие из перечисленных фигур можно провести единственную плоскость?
А) Через три точки
Б) Через прямую и не лежащую на ней точку
В) Через отрезок
8. Две прямые пересекаются. Что это значит?
А) Они имеют две общие точки.
Б) Они имеют одну общую точку.
В) Они лежат в одной плоскости.

9. Две прямые называются скрещивающимися, если
А) ни не имеют общих точек и не лежат в одной плоскости.
Б) они не имеют общих точек.
В) они имеют одну общую точку.
10. Две прямые в пространстве называются параллельными, если
А) они не имеют общих точек.
Б) они не имеют общих точек и лежат в одной плоскости.
В) они не имеют общих точек, и не существует проходящей через них плоскости.
11. Прямая и плоскость не имеют общих точек. Это значит, что
А) они параллельны.
Б) они пересекаются.
В) они скрещиваются.
12. Прямая и плоскость имеют только одну общую точку. Это значит, что
А) они параллельны.
Б) они пересекаются.
В) они скрещиваются.
13. Укажите признак параллельности прямой и плоскости
А) Две прямые параллельные третьей прямой, параллельны
Б) Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны
двум прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны.
В) Если прямая, не принадлежащая плоскости, параллельна какой-нибудь прямой в этой плоскости, то она параллельна и самой плоскости.
14. Дан куб ABCDA1B1C1D1. Указать скрещивающиеся прямые с прямой CD. Указать прямые, параллельные прямой ВС.

Источник

§ 2. Прямые и плоскости

1. Какие две прямые плоскости называются пересекающимися; параллельными?

Плоскости называются пересекающимися, если они имеют одну общую точку. Если прямые не имеют общих точек, тогда их называют параллельными.

2. Какие прямые называются скрещивающимися?

Прямые называют скрещивающимися, если они не лежат в одной плоскости.

3. Как могут располагаться две прямые в пространстве?

В пространстве две прямые могут располагаться параллельно, пересекаться и скрещиваться.

4. Какие прямая и плоскость называются пересекающимися; параллельными?

Прямая и плоскость называются пересекающимися, если прямая не лежит в плоскости и имеет с ней одну общую точку. Прямую и плоскость называют параллельными, если прямая не имеет ни одной общей точки с плоскостью.

5. Как могут располагаться в пространстве прямая и плоскость?

Прямая может лежать в плоскости, может пересекаться с плоскостью в некоторой точке, может быть параллельна плоскости.

6. Какие две плоскости называются пересекающимися; параллельными?

Две плоскости называются пересекающимися, если они имеют общие точки. Параллельными называют две плоскости, не имеющие ни одной общей точки.

7. Как могут располагаться в пространстве две плоскости?

Две плоскости могут быть параллельны и пересекаться.

8. Сформулируйте свойство плоскости, проходящей через три точки, и приведите примеры моделей, иллюстрирующих это свойство.

Плоскость, проходящая через три точки, — единственная плоскость, проходящая через эти точки.

9. Сформулируйте свойство прямой, две точки которой принадлежат плоскости, и приведите примеры моделей, иллюстрирующих это свойство.

Прямая, две точки которой принадлежат плоскости, тоже принадлежит этой плоскости.

Примером является проверка прямолинейности линейки. Если ровную линейку положить краем к поверхности стола (плоскости), то она всеми точками прилегает к поверхности; а если линейка неровная, то между линейкой и столом будет щель.

10. Сформулируйте свойство линии пересечения двух плоскостей и приведите примеры моделей, иллюстрирующих это свойство.

Точки прямой, принадлежащей двум плоскостям, принадлежат обеим плоскостям.

Примером является пересечение двух смежных стен комнаты.

11. Как обозначаются точки; прямые; плоскости?

Точки обозначаются прописными буквами (большими), прямые — строчными (маленькими), плоскости — строчными буквами греческого алфавита, например  α \alpha α  (альфа).

12. Назовите способы задания плоскости.

Плоскость можно задать:

13. Верно ли, что:

а) через любые две точки проходит единственная прямая.

б) через любые три точки проходит единственная плоскость;

в) три попарно пересекающиеся прямые лежат в одной плоскости? Ответ обоснуйте.

Не верно. Три попарно пересекающиеся прямые могут иметь точки, не лежащие в одной плоскости.

14. На рисунке 85 изображена призма, основания которой — правильные шестиугольники. Назовите:

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

а) прямые, пересекающие плоскость ABC:

Прямые AP, FU, ET, DS, CR и BQ.

б) прямые, пересекающие плоскость UTF:

Прямые PU, QP, RS, ST, AF, BA, CD и DE.

в) прямые, лежащие в плоскости PTR:

Прямые PU, UT, TS, SR, RQ и QP.

г) прямые, лежащие в плоскости CDR:

Прямые CD, DS, SR и RC.

д) прямые, параллельные плоскости FEC:

Прямые PU, UT, TS, SR, RQ и QP.

е) прямые, параллельные плоскости AQB:

Прямые UF, RC, TE и SD.

15. На рисунке 86 изображён параллелепипед. Назовите:

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

а) плоскости, пересекающие прямую CQ:

Плоскости CFD и QPN.

б) плоскости, пересекающие прямую OP:

Плоскости QPF и NOE.

в) плоскости, в которых лежит прямая NO:

Плоскости QNO и DNO.

г) плоскости, которым принадлежит прямая DN:

Плоскости CDN и DNE.

д) плоскости, параллельные прямой CF:

Плоскости QPN и DNE.

е) плоскости, параллельные прямой EO:

Плоскости PEQ и CND.

16. Могут ли две плоскости иметь:

а) только одну общую точку?

б) только две общие точки?

Не могут. Две плоскости могут не иметь общих точек, либо иметь множество общих точек.

в) только одну общую прямую?

Могут. Если плоскости пересекаются, они имеют только одну общую прямую.

г) только две общие прямые?

Не могут. Через две прямые проходит одна единственная плоскость.

Источник

Пересекающиеся плоскости

Плоскость — это одно из основных понятий геометрии. При систематическом изложении геометрии понятие плоскости обычно принимается за одно из исходных понятий, которое лишь косвенным образом определяется аксиомами геометрии.

Линия пересечения двух плоскостей — это прямая, для построения которой достаточно определить две её точки, общие обеим плоскостям, либо одну точку и направление линии пересечения плоскостей.

Содержание:

Понятие пересекающихся плоскостей

Определение. Плоскости, которые имеют хотя бы одну общую точку, называют пересекающимися.

Аксиома 5. Если две различные плоскости имеют общую точку, то они пересекаются по прямой.

При этом если какая-либо точка принадлежит обеим плоскостям, то она принадлежит прямой Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости. Плоскости Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостии Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостив этом случае являются пересекающимися по прямой Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости(рис. 2.379).

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Пример:

Дана плоскость Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости. Доказать, что существует другая плоскость (3, пересекающая Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости.

Решение:

Из условия задачи имеем:

1. Плоскость Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости(дано) (рис. 2.380).

2. Нужно доказать, что существует другая плоскость Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости, пересекающая Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости.

Мы знаем, что на основании аксиомы 3 (аксиомы плоскости) три точки определяют единственную плоскость.

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

3. Возьмем точки А и В, принадлежащие плоскости Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости, и точку С, не лежащую на прямой АВ и не принадлежащую Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости(построение) (рис. 2.381).

4. Точки А, В и С не лежат на одной прямой. Через них можно провести плоскость Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости, и притом только одну (3, аксиома 3).

5. Плоскости Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостии Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостиимеют общую точку (1, 3, 4).

6. Плоскости Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостии Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостипересекаются по прямой АВ (5, аксиома 5) (рис. 2.382).

7. Мы доказали, что существует плоскость Р, пересекающая Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости. (6)

Замечание. Если допустить, что точка С лежит на прямой АВ, то она будет лежать и в плоскости Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости, что противоречит выбору точки С.

Двугранные углы

При пересечении плоскостей образуются двугранные углы.

Определение. Фигуру, образованную двумя полуплоскостями, исходящими из одной прямой, называют двугранным углом. Прямую называют ребром, а полуплоскости — сторонами или гранями двугранного угла.

На рисунке 2.383 изображен двугранный угол с ребром АВ.

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Этот угол можно обозначать двумя буквами, поставленными у его ребра (двугранный угол АВ). Но если при одном ребре лежит несколько двугранных углов, то каждый из них обозначают четырьмя буквами, из которых две средние стоят при ребре, одна крайняя — у одной грани, другая — у другой (рис. 2.384).

Определение. Если через произвольную точку ребра двугранного угла провести плоскость, перпендикулярную ребру, то в пересечении этой плоскости с двугранным углом образуется угол, который называют линейным углом двугранного угла.

На рисунке 2.385 изображен линейный угол АОВ двугранного угла АОСВ. Вершиной линейного угла служит точка О, лежащая на ребре ос двугранного угла, а сторонами — лучи граней, исходящие из точки о и перпендикулярные ребру двугранного угла.

Двугранный угол имеет бесконечное множество линейных углов (рис. 2.386).

Определение. Градусной мерой двугранного угла называют градусную меру любого из его линейных углов.

Определение. Двугранный угол называется прямым (острым, тупым), если его градусная мера равна 90° (меньше 90°, больше 90°).

Можно доказать следующее утверждение.

Теорема 1. Все линейные углы двугранного угла равны друг другу.

Для двугранных углов так же, как и для плоских, вводится понятие его градусной меры — величины.

Определение. Два двугранных угла называют равными, если они имеют одну и ту же градусную меру.

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

Если градусная мера одного из двугранных углов больше градусной меры другого, то говорят, что первый двугранный угол больше второго, а второй меньше первого. На рисунке 2.387 изображены три двугранных угла с общим ребром АВ. Двугранные углы CABD и DABE равны, так как их градусные меры равны 30°. Двугранный угол САВЕ больше двугранного угла CABD.

Подобно плоским углам, двугранные углы могут быть смежные, вертикальные и пр.

Если два смежных двугранных угла равны между собой, то каждый из них называется прямым двугранным углом.

Все сказанное можно сформулировать в виде теорем.

Теорема 2. 1. Равным двугранным углам соответствуют равные линейные углы.

2. Большему двугранному углу соответствует больший линейный угол.

Верна и обратная теорема.

Теорема 3. 1. Равным линейным углам соответствуют равные двугранные углы.

2. Большему линейному углу соответствует больший двугранный угол.

Из теорем 2 и 3 легко получить три следствия.

Следствие 1. Прямому двугранному углу соответствует прямой линейный угол, и обратно.

Следствие 2. Все прямые двугранные углы равны, потому что у них равны линейные углы.

Следствие 3. Вертикальные двугранные углы равны.

Пример:

Из условия теоремы имеем:

1. PABQ и Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости— два данных двугранных угла (рис. 2.388).

2. Вложим угол Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостив угол АВ так, чтобы ребро Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостисовпало с ребром АВ, а грань Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости— с гранью Р (построение) (рис. 2.389).

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

3. Если эти двугранные углы равны, то грань Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостисовпадает с Q; если же двугранные углы не равны, то грань займет некоторое положение, не совпадающее с Q, например положение Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости(1, 2).

4. Возьмем на общем ребре какую-нибудь точку В и проведем через нее плоскость Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости, перпендикулярную ребру АВ (построение) (рис. 2.390).

Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости

5. От пересечения этой плоскости с гранями двугранных углов получатся линейные углы.

Ясно, что если двугранные углы совпадут, то у них окажется один и тот же линейный угол cbd; если же двугранные углы не совпадут (если, например, грань Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостизаймет положение Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскостито у большего двугранного угла окажется больший линейный угол (именно Представьте что стены класса это части плоскостей укажите две пересекающиеся плоскости) (3, 4).

Эта лекция взята со страницы полного курса лекций по изучению предмета «Математика»:

Смотрите также дополнительные лекции по предмету «Математика»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *