Представляются сотрудниками полиции в чем развод
Как мошенники прикидываются полицейскими и крадут деньги
5 фраз, которые должны вас насторожить
Форма с погонами не гарантирует, что перед вами полицейский: часто ее надевают мошенники, чтобы втереться в доверие к жертвам.
Жертвами таких злоумышленников часто становятся пенсионеры, поэтому стоит запомнить и рассказать пожилым родственникам о том, как вычислить мошенников. Вот какие истории вы вряд ли услышите от настоящего полицейского.
«Нужно возместить ущерб»
Посреди ночи мошенник звонит жертве якобы из отделения полиции и сообщает, что задержал близкого родственника. Якобы тот нанес ущерб чужому имуществу: пьяный дебоширил в кафе или разбил чей-то автомобиль. Дело серьезное, но пострадавший готов забрать заявление, если ему возместят ущерб.
Деньги предлагают перевести на карту или передать сотруднику, который приедет за ними прямо сейчас. Вопрос нужно уладить до утра, пока не пришло начальство, иначе заявление зарегистрируют и договориться уже не получится.
Спросонья жертва может не сориентироваться и отдать деньги. Когда она дозвонится до родственника, окажется, что его никто не задерживал, а деньги присвоили мошенники.
Как не попасться. Сохранять хладнокровие: даже если вы очень напуганы, лучше взять паузу и обдумать ситуацию. Позвоните родственнику — возможно, он спит, пока мошенники пытаются подобраться к вашим деньгам.
Если трубку никто не берет, позвоните в полицию и попросите подтвердить информацию о задержании: скорее всего, с родственником все в порядке, а вас обманывают.
«Помогите задержать преступников»
К жертве приходит «участковый» и предупреждает, что в городе орудует банда преступников: они притворяются коммунальщиками и собирают с жителей деньги на улучшение жилищных условий. Уходя, он оставляет свой номер телефона и просит позвонить ему, если придут мошенники.
Мошенники появляются на следующий же день — и действительно просят деньги. Наученная жертва просит их подождать в коридоре, набирая в это время «участковому». Подставной «полицейский» уговаривает жертву передать деньги лжекоммунальщикам: якобы после этого он их задержит, а деньги вернет.
Доверяя доброму участковому, люди соглашаются поучаствовать в спецоперации. Но деньги никто возвращать не торопится, на телефон «полицейский» не отвечает, а в отделении о таком сотруднике ничего не знают.
Как не попасться. Прежде чем открыть дверь участковому, попросите его представиться и предъявить удостоверение. Если он откажется или слишком быстро уберет документ, не впускайте его в дом.
Даже если незнакомец представился и показал документы, не спешите ему доверять. Есть смысл переписать данные с удостоверения и позвонить в полицию: возможно, документ окажется поддельным.
Меня обманул мошенник, который представился капитаном полиции. Что делать?
Меня обманули мошенники. Сначала позвонил человек якобы с МВД и представился капитаном полиции, сказал, что с моих счетов пытаются перевести крупную сумму денег, а я подозреваемый в этом деле.
Потом со мной связывается по «защищенной» линии сотрудник Центробанка и говорит, что мне нужно обналичить все свои средства и перевести их на защищенный счет. После того как я это сделал, он мне сказал, что, возможно, мои данные кто-то слил из сотрудников Сбербанка. Необходимо их проверить и попробовать взять кредит на 2 млн. рублей, но мне его не дали, и мы якобы завершили работу.
Через выходные мне снова звонят из полиции и говорят, что на меня пытаются оформить кредит, аргументируя, что я в тяжелом состоянии. А чтобы это прекратить и начать расследование, необходимо работать с Центробанком. Также мне звонит сотрудник Центробанка и говорит, что на меня нужно наложить мораторий — так никто не сможет взять на меня кредит. Я это и сделал, при этом отдал свои накопления.
Теперь я должен много денег банкам. Заявление в полицию я уже подал, прошла почти неделя, мое дело дошло до следователя. Но со мной еще никто не связался, а тот мошенник продолжает мне писать в «Вотсапе».
Подскажите, может, еще можно как-то его поймать, я не только за себя и свою жизнь переживаю, а за народ, которого он еще может обмануть таким же путем?
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
Гражданин, скажите код из СМС: как отличить звонок мошенника от звонка полиции
Мошенники совершенствуют схему обмана со «звонком из полиции». Они действуют всё более правдоподобно, пишут пользователи соцсетей. Мы выяснили, может ли правоохранитель позвонить человеку, если тот не сообщал о мошенничестве, что делать, если поступил такой звонок, и какую информацию полицейский вправе узнать по телефону.
Как работает мошенническая схема
Об очередном варианте обмана по телефону рассказала в Facebook психолог Елена Голяковская.
Елене позвонила женщина, которая представилась старшим следователем ГУ ОВД Ефремовой Еленой Сергеевной. Она сообщила, что расследует дело, по которому психолог проходит потерпевшей: якобы некий Буйнов Олег Павлович 1991 года рождения задержан с поличным с полным пакетом документов Елены Голяковской в банке при попытке взять потребительский кредит на её имя.
«Следователь Ефремова» расспросила девушку, где она могла засветить свои данные и в каких ещё банках у неё есть счета и кредиты. Потом собеседница пообещала отправить в Центробанк заявку для проверки всех счетов Елены и сказала, что соединит её по доверенной линии с представителем ЦБ, а он расскажет, как обезопасить счета.
«Представитель Банка России» сообщил, что Елене должно прийти СМС, и попросил назвать код из него. «Ваши слова расходятся с тем, что вы должны сейчас сделать, по словам следователя», — отметила Елена, после чего её переключили на следователя. Следователь начала убеждать назвать код из сообщения: «Это же сотрудник банка его спрашивает!» После этих слов Елена рассмеялась, пожелала собеседникам удачного дня и положила трубку.
Во время разговора психолог успела поискать в интернете, что известно про Олега Буйнова, который якобы пытался взять на её имя кредит. Поисковик по запросу выдал несколько историй о мошенничестве.
В чём опасность «звонка из полиции»
Развод по телефону с расследованием дела сделан грамотно, отмечает Елена Голяковская. По словам психолога, при словах «старший следователь», «уголовное дело», «потерпевший», «взять на ваше имя кредит» становится тревожно и страшно, мозг переключается из режима разумного обдумывания на тревогу.
В таком состоянии рассудок немного плывёт, и мы охотнее и послушнее выполняем инструкции других людей, особенно произносимые уверенным голосом, поясняет Елена Голяковская. Она призывает никого не слушать по телефону: следователь, если это он, обязательно лично придёт к собеседнику.
Могут ли правоохранители расследовать дело о мошенничестве без обращения потерпевшего
По закону, дело о мошенничестве может быть возбуждено без заявления потерпевшего — на основании информации из СМИ или заявления от третьего лица. Однако на практике такое встречается редко, только если событие резонансное, говорят юристы.
Что касается сведений о перемещениях денег на счетах человека, то это банковская тайна. Доступ к ней можно получить только по решению суда. Поэтому маловероятно, что следователи будут заниматься делом о мошенничестве без заявления потерпевшего. Также маловероятно, что полиция будет в курсе списаний и поступлений на вашу карту или карту другого человека.
Кроме того, полиция не будет переводить звонки в Центробанк или службу безопасности банка.
Могут ли правоохранители звонить человеку, который к ним не обращался
Ни один закон не предусматривает проведения каких-либо действий в «телефонном» режиме, говорит кандидат юридических наук, адвокат и председатель МКА «Инконсалт» Алексей Кирсанов.
«Если сотрудник хочет получить от гражданина какую-либо информацию, то по телефону он максимум может пригласить человека к себе или договориться, когда подъедет сам, — поясняет юрист. — Любая информация, которую человек сообщает сотрудникам силовых структур, обязательно оформляется письменно в виде протокола допроса или опроса, если его проводит оперативник».
Если же от человека требуются какие-либо действия, то это оформляется как оперативно-разыскное мероприятие. Например, передача кода доступа из СМС должна быть оформлена в виде оперативного эксперимента, или как снятие информации с технических каналов связи с вынесением постановления, или как судебное решение.
Что делать, если звонят из полиции
В случае звонка из полиции юристы рекомендуют действовать так:
1. Спросить у собеседника имя, фамилию и должность.
2. Уточнить, из какого отделения он звонит.
3. На официальном сайте найти телефон отдела и позвонить туда, узнать, работает ли у них такой сотрудник; если работает — попросить соединить с ним.
4. Если сотрудник с нужным именем и фамилией действительно есть и с ним соединят — уточнить, звонил ли он вам и по какому поводу.
При этом на просьбы сообщить какую-либо информацию лучше отвечать так: «Если у вас есть ко мне вопросы — вызывайте в установленном порядке», — говорит адвокат Алексей Кирсанов.
Вывод, который нужно всегда держать в голове
Полиция не будет звонить, чтобы поговорить о вашем счёте в банке и утечках данных, и точно не будет обсуждать такие детали по телефону. Такие вопросы, как правило, обсуждаются при личной встрече.
МВД запустит мобильный сервис, который будет предупреждать о звонках мошенников
МВД разрабатывает сервис «Антимошенник». Он будет оповещать пользователя о том, что ему звонят или пишут СМС с номера, который ранее использовался для совершения противоправных действий. Пользователь также сможет создать «белый список» с номерами, которые не нужно блокировать.
Сервис добавят в мобильное приложение МВД, его доработка обойдётся в 45 миллионов ₽. Выпустить обновление планируется до 25 декабря.
Сейчас приложение МВД позволяет связаться с ближайшим отделом полиции, найти своего участкового и отправить обращение в министерство.
На банковской карте можно установить лимит расходов и защитить свои деньги
МВД по Республике Башкортостан призывает граждан быть более бдительными. Мошенники стали звонить с номеров телефонов, которые определяются как реальные номера правоохранителей. Для этих целей злоумышленники используют специальную программу для подмены номера. Жертвой такого обмана стал 35-летний житель Ишимбайского района.
На уловки аферистов могут попасть даже самые осторожные граждане, которые изначально сомневаются в искренности звонящего. Но мошенники научились развеивать сомнения опасливых жителей и гостей республики при помощи подменных номеров. Звонящий, как правило представляющийся «сотрудником банка», говорит, что сейчас гражданину позвонят, например из полиции, и он может сверить номер телефона входящего звонка с номером телефона на официальном сайте. Абоненты видят, что комбинации цифр действительно совпадают. В итоге они все равно выполняют требования злоумышленников и лишаются своих денег.
По такой схеме на уловку мошенника, использующих сервис подмены номеров, попался житель города Ишимбая.
В дежурную часть Ишимбайского района поступило сообщение от 35-летнего местного жителя, который сообщил о том, что неизвестный путем обмана похитил у него 120 тысяч рублей.
По предварительным данным, незнакомец представился сотрудником банка и сообщил, что неизвестные лица подали заявку от его имени на кредит на крупную сумму. По словам собеседника, чтобы мошенники не смогли завершить процедуру оформления займа, ему необходимо взять еще один кредит. Далее он сообщил мужчине, что в ближайшее время с ним свяжется «сотрудник полиции». Вскоре ему, действительно позвонил незнакомец, который представился сотрудником правоохранительных органов. Для того, чтобы житель Ишимбая перестал сомневаться, он посоветовал ему сверить номер телефона с тем, который указан на официальном сайте регионального ведомства. Мужчина так и поступил, номер телефона совпал с указанным на сайте. Затем «страж порядка» снова позвонил ему и после беседы с ним он начал выполнять все указания «специалиста банка». Под диктовку афериста он оформил кредит на 120 тысяч рублей, обналичил их и через банкомат перевел на чужой счет.
МВД по Республике Башкортостан напоминает, что если вам звонят с официальных номеров правоохранительных, финансовых или государственных структур, перезвоните сами по этим номерам, заново набрав их, чтобы убедиться, что они действительно имеют отношение к конкретной официальной организации.
Стоит помнить, что сотрудники правоохранительных органов не станут вам звонить и предлагать взять кредит или просить выполнить указания лже-сотрудников банка.
В попытке завладеть вашими денежными средствами, аферисты используют весь арсенал имеющихся технических возможностей. В том числе маскируют телефонные звонки под номера банков и правоохранительных структур.
Пресс-служба МВД по Республике Башкортостан
Следственный комитет России обращает внимание граждан на случаи телефонного мошенничества
Практически ежедневно в правоохранительные органы, и в том числе в Следственный комитет, поступает информация о новых фактах телефонного мошенничества. Результаты анализа сообщений о мошеннических действиях неизвестных лиц, совершаемых по телефону, позволяют сделать вывод, что злоумышленники становятся все изощреннее и изобретательнее. Для реализации преступного умысла они зачастую используют IT-технологии и программное обеспечение, а также поддельные документы с реквизитами различных государственных органов и банковских организаций.
Еще раз напоминаем гражданам о необходимости проявлять бдительность. Следственный комитет обращает внимание на следующую распространенную схему, которую используют мошенники, а также предлагает возможный алгоритм действий для тех, кто столкнулся с подобной ситуацией:
— использование мошенниками системы автоматизированной подмены номеров, при этом нередко дозвон осуществляется несколько раз подряд с разных номеров.
То есть на абонентской станции (на телефонном аппарате) отображается номер телефона, не соответствующий реальному номеру абонента, осуществляющего дозвон. Для этих целей используются специальные программные средства, в которых имеется поле для указания желаемого номера для отображения у конечного абонента – таким образом можно ввести абсолютно любой номер телефона.
Важно! Не следует перезванивать по входящим номерам, поскольку они отображаются некорректно – с подменой телефонного номера. Для получения информации и разъяснений необходимо вручную набрать телефонные номера, указанные на официальных сайтах государственных структур и банков.
— требование в ходе телефонного разговора о явке по называемым адресам и убеждение в необходимости перевода денежных средств под различными предлогами на указанные звонящим лицом счета.
Следователи СК России и сотрудники других правоохранительных органов, на которых возложены обязанности по проведению предварительного следствия, производят вызов граждан в порядке, установленном законодательством. Лица вызываются повесткой. При этом должностное лицо никогда не требует по телефону предоставления персональных данных и банковских реквизитов, информации по счетам и пластиковым картам.
— предоставление электронными и иными средствами связи поддельных документов, подтверждающих вымышленную мошенниками информацию для завладения денежными средствами.
Мошенники, представляющиеся следователями и другими сотрудниками госорганов, в подтверждение своих слов предупреждают и реально направляют фальшивые «документы», и вновь просят перевести денежные средства под каким-либо предлогом. Как правило, используется адрес собеседника, который есть в открытом доступе.
Важно! В случае таких требований со ссылкой на отправленные документы стоит позвонить по номерам телефонов государственных органов или финансово-кредитных организаций, указанных на их официальных сайтах, и проверить подлинность полученного документа и достоверность сведений. При этом следует уточнять совокупность всех сведений.
Следует помнить, что в случае, когда потерпевший сообщает злоумышленнику о том, что сам перезвонит в государственные органы и финансовые организации для уточнения всей информации по данному вопросу, он может натолкнуться на провокации. Мошенники зачастую путем угроз и недостоверной информации пытаются убедить абонента не делать этого, поскольку якобы может произойти «разглашение определенных сведений, за что действующим законодательством предусмотрена ответственность». Данные заявления не являются правомерными и рассчитаны на запугивание абонента, который может растеряться и отказаться проверить поступившую информацию и достоверность документов.
Еще раз обращаем внимание граждан: не поддавайтесь уговорам, угрозам и влиянию телефонных мошенников и не переводите денежные средства на указанные ими счета. Сообщайте о таких фактах в органы полиции.
Если звонящий представился сотрудником правоохранительного органа – проверяйте озвученную им информацию по телефонам «горячих линий» соответствующего госоргана. В случае если мошенники представляются следователями СК России – можно воспользоваться телефонами, содержащимися на официальных сайтах региональных следственных управлений (по месту вашего жительства), а также телефоном доверия СК России 8 (800) 100-12-60 (работает только на прием входящих вызовов).
Официальный представитель СК России С. Петренко