Представление о чем либо
Значение слова «представление»
2. Официальная бумага, содержащая осведомление, ходатайство и т. п. о чем-л. Представление прокурора. □ Серпилин взял из папки заготовленное, но еще не подписанное представление на убитого комбата. Симонов, Солдатами не рождаются.
3. Спектакль, театрализованное или увеселительное зрелище. Театральное представление. Детское представление. Дневное представление. □ [Шарлотта:] Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. Чехов, Вишневый сад.
4. Филос., психол. Чувственно-наглядный обобщенный образ предметов и явлений внешнего мира, восстанавливаемый в мозгу при их отсутствии, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения. Зрительные представления. Слуховые представления.
5. Понимание, знание кого-, чего-л. Иметь самое общее представление о чем-л. Дать представление о чем-л. Получить представление о чем-л. □ Каждая беседа с ним укрепляла мое представление о В. Г. Короленко как о великом гуманисте. М. Горький, В. Г. Короленко. Многое теперь сместилось в его представлении. То, что раньше представлялось легко осуществимым, оказалось трудным. Паустовский, Рождение моря. Смутные представления об этом событии отложились, должно быть, в каком-то дальнем уголке Шуркиной детской памяти и становились все яснее и яснее по мере того, как он взрослел. Яшин, Сирота.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Представление (право) — документ, содержащий предложение
Представление (базы данных)
Представление зон (DNS)
Представление (квантовая механика) — способ описания квантовомеханической системы
Представление (искусство) — Спектакль или Шоу
Представление алгебры Ли
ПРЕДСТАВЛЕ’НИЕ, я, ср. (книжн.). 1. Действие по глаг. представить во всех знач., кроме 11 — представлять. П. документов. П. нового учителя ученикам. Впредь до представления достаточно веских причин. П. сцены убийства. 2. Действие по глаг. представиться в 1 знач. — представляться. 3. Письменное заявление, письменный доклад (офиц. канц.). П. о переводе на новую должность. 4. Изображение какой-н. пьесы в формах сценического искусства, спектакль, сценическое зрелище (театр.). Театральное п. Пойти на первое п. пьесы. Давать п. (ср. давать в 3 знач.). 5. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (филос. и псих.). Процесс представления. || Умственный образ предмета (филос. и псих.). Представления единичные. Общее п. 6. Понимание чего-н., знание о чем-н., основанное на опыте. Иметь смутное п. о чем-н. Не иметь никакого представления о чем-н. Сохранить неясное п. о чем-н. В моем представлении. Давать п. о чем-н. (сообщать нек-рые сведения о чем-н.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
представле́ние
1. действие по значению гл. представлять ◆ Сегодня состоялось представление новых тренеров клуба «Карван».
2. зрелищное действо, спектакль ◆ Представление завершилось овацией, и актёров трижды вызывали на сцену.
3. официальный документ, прошение или ходатайство (как правило, о награде) ◆ — Кстати, — тут генерал вновь перешёл на официальный тон, — вчера подписал представления на полковника Эма и ещё двух его десантников — о присвоении им звания Героев Российской Федерации.
4. знание о чём-либо ◆ Я много лет занимался учётом и имею представление, насколько неполны наши знания.
5. филос. воспроизведённое памятью и вызванное в сознании ощущение
6. комп. виртуальная таблица, результат запроса из базы данных
7. совокупность атрибутов процесса передачи массива информации ◆ Происходивший при этом ускоренный переход от аналоговой формы представления материалов съёмки к цифровому виду обеспечил возможность самого широкого внедрения математических методов в процессы дешифрирования. Прогнозирование нефтегазоносности по многоспектральным космоснимкам в среде ГИС ИНТЕГРО, «Геоинформатика», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: шаркать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Словари
2. Официальное письменное заявление, доклад в вышестоящую инстанцию, содержащие ходатайство о чем-либо.
3. Сценическое зрелище, спектакль.
отт. Что-либо, что напоминает спектакль.
4. Чувственно-наглядный образ явлений внешнего мира, являющийся результатом обобщения отдельных восприятий (в психологии).
отт. Конкретный образ предмета или явления, который в данный момент непосредственно не воспринимается, а лишь воспроизводится в сознании.
5. Понимание чего-либо, знание о чем-либо, основанное на опыте.
Морфология: (нет) чего? представле́ния, чему? представле́нию, (вижу) что? представле́ние, чем? представле́нием, о чём? о представле́нии; мн. что? представле́ния, (нет) чего? представле́ний, чему? представле́ниям, (вижу) что? представле́ния, чем? представле́ниями, о чём? о представле́ниях
Представление суду доказательств. | Представление справки, отчёта.
Представление уважительных причин отсутствия на работе.
3. Представлением кого-либо или чего-либо к чему-либо называют ходатайство о награждении кого-либо или чего-либо, повышении кого-либо в должности, в чине.
Представление к премии. | Торжественное представление к ордену. | Представление к очередному офицерскому званию.
Церемония представления членов дип-корпуса президенту.
Представление прокурора. | Подготовить представление о присвоении почётного звания.
6. Представлением называется спектакль, театрализованное или увеселительное зрелище.
Театральное, цирковое, эстрадное представление. | Утреннее, детское представление. | Участники, зрители представления. | Давать по десять представлений в месяц.
7. В философии, психологии представлениями называют чувственно-наглядные образы предметов и явлений внешнего мира, ранее пережитые кем-либо и восстанавливаемые в мозгу при их отсутствии, создаваемые средствами воображения.
Зрительные, слуховые представления. | Психологическая природа представлений. | Анализировать представления.
Иметь самое общее представление о чём-либо. | Первоначальное представление о нём как о хорошем специалисте оказалось ошибочным. | В нашем представлении это не проступок, а преступление.
9. Фразу Представления не имею (не имеем) мы употребляем, если хотим сказать о своей полной неосведомлённости о ком-либо или о чём-либо.
ПРЕДСТАВЛЕ́НИЕ, представления, ср. (книжн.).
3. Письменное заявление, письменный доклад (офиц. канц.). Представление о переводе на новую должность.
4. Изображение какой-нибудь пьесы в формах сценического искусства, спектакль, сценическое зрелище (театр.). Театральное представление. Пойти на первое представление пьесы. Давать представление (срн. давать в 3 знач.).
5. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (филос. и псих.). Процесс представления.
|| Умственный образ предмета (филос. и псих.). Представления единичные. Общее представление.
6. Понимание чего-нибудь, знание о чем-нибудь, основанное на опыте. Иметь смутное представление о чем-нибудь. Не иметь никакого представления о чем-нибудь. Сохранить неясное представление о чем-нибудь. В моем представлении. Давать представление о чем-нибудь (сообщать некоторые сведения о чем-нибудь).
2. Письменное заявление о чём-н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора).
3. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п.
4. Воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий (спец.). П. образ предмета или явления.
5. Знание, понимание чего-н. Не иметь никакого представления о чём-н. Составить себе п. о чём-н. Книга даёт хорошее п. о предмете.
Представления не имею (разг.) совершенно не знаю, не осведомлён. Куда он ушёл? Представления не имею.
Суждения, связанные с мысленным воспроизведением, воображением кого-, чего-л.
То, что знал Центр, Штирлиц знать не мог, потому что сведения, подобранные Центром за несколько последних месяцев, давали совершенно неожиданное представление о Гиммлере (Ю. Сем.).
Театрализованное зрелище, построенное по определенным законам, в котором участвуют определенные персонажи, разыгрываемое артистами перед зрителями;
Син.: постановка, спектакль.
Вронский поехал во Французский театр, где ему действительно нужно было видеть полкового командира, не пропускавшего ни одного представления во Французском театре… (Л. Т.).
Официальный документ, содержащий осведомление, ходатайство и т.п. о чем-л.
Подписать представление о награждении.
2. Официальная бумага, содержащая осведомление, ходатайство и т.п. о чём-л. П. прокурора. Подписать п. о награждении. Подготовить п. на кого-л.
3. Спектакль, театрализованное или увеселительное зрелище. Театральное п. Дневное п. Во время представления. Давать по два представления в день.
4. Филос., психол. Чувственно-наглядный образ предметов и явлений внешнего мира, восстанавливаемый в мозгу при их отсутствии; образ, созданный усилиями воображения. Зрительные представления. Слуховые представления. Музыка и пение за окнами вызывали п. о весёлом празднике.
Представление суду доказательств. Представление справки. Торжественное представление к награде.
2. Официальная бумага, содержащая осведомление, ходатайство и т. п. о чем-л.
Серпилин взял из папки заготовленное, но еще не подписанное представление на убитого комбата. Симонов, Солдатами не рождаются.
3. Спектакль, театрализованное или увеселительное зрелище.
Театральное представление. Детское представление. Дневное представление.
[Шарлотта:] Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие. Чехов, Вишневый сад.
Чувственно-наглядный обобщенный образ предметов и явлений внешнего мира, восстанавливаемый в мозгу при их отсутствии, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения.
Зрительные представления. Слуховые представления.
5. Понимание, знание кого-, чего-л.
Иметь самое общее представление о чем-л. Дать представление о чем-л. Получить представление о чем-л.
Каждая беседа с ним укрепляла мое представление о В. Г. Короленко как о великом гуманисте. М. Горький, В. Г. Короленко.
Многое теперь сместилось в его представлении. То, что раньше представлялось легко осуществимым, оказалось трудным. Паустовский, Рождение моря.
Смутные представления об этом событии отложились, должно быть, в каком-то дальнем уголке Шуркиной детской памяти и становились все яснее и яснее по мере того, как он взрослел. Яшин, Сирота.
Устраивать представление. Разг. Неодобр. Скандалить, устраивать истерику. Ф 2, 224.
представле́ние, представле́ния, представле́ний, представле́нию, представле́ниям, представле́нием, представле́ниями, представле́нии, представле́ниях
представление
Представление суду доказательств. | Представление справки, отчёта.
Представление уважительных причин отсутствия на работе.
Представление к премии. | Торжественное представление к ордену. | Представление к очередному офицерскому званию.
Церемония представления членов дип-корпуса президенту.
Представление прокурора. | Подготовить представление о присвоении почётного звания.
Театральное, цирковое, эстрадное представление. | Утреннее, детское представление. | Участники, зрители представления. | Давать по десять представлений в месяц.
Зрительные, слуховые представления. | Психологическая природа представлений. | Анализировать представления.
Иметь самое общее представление о чём-либо. | Первоначальное представление о нём как о хорошем специалисте оказалось ошибочным. | В нашем представлении это не проступок, а преступление.
— Где он пропадал? — Представления не имею.
Полезное
Смотреть что такое «представление» в других словарях:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, представления, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. представить во всех знач., кроме 11 представлять. Представление документов. Представление нового учителя ученикам. Впредь до представления достаточно веских причин. Представление… … Толковый словарь Ушакова
Представление — (философия) Представление (психология) Представление (базы данных) Представление (квантовая механика) способ описания квантовомеханической системы Представление (искусство) (см. также шоу) Представление (прокурора) В математике… … Википедия
представление — См. воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. представление понятие; зрелище; воззрение, изображение, мнение,… … Словарь синонимов
представление — наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления к прошлому и… … Большая психологическая энциклопедия
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением … Большой Энциклопедический словарь
представление — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, рисование ВООБРАЖЕНИЕ, видение ВООБРАЖАЕМЫЙ, мнимый, мысленный ПРЕДСТАВЛЯТЬ/ПРЕДСТАВИТЬ, видеть/ увидеть, воображать/вообразить, мыслить, рисовать/нарисовать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
Представление — Представление ♦ Représentation Все, что представляется в уме, все, что ум способен себе представить, – образ, воспоминание, идея, фантазия. Все это суть представления. Именно поэтому Шопенгауэр и говорит: «Мир есть мое представление». Мы… … Философский словарь Спонвиля
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 1) Форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (ср. ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (ср. восприятие). Конституируется как на основе памяти… … Новейший философский словарь
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. представить, ся. 2. Письменное заявление о чём н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора). 3. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п. 4. Воспроизведение в… … Толковый словарь Ожегова
представление (о чем)
Полезное
Смотреть что такое «представление (о чем)» в других словарях:
обоснованное представление (о чем-либо) — [Интент] EN fact based understanding … Справочник технического переводчика
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, представления, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. представить во всех знач., кроме 11 представлять. Представление документов. Представление нового учителя ученикам. Впредь до представления достаточно веских причин. Представление… … Толковый словарь Ушакова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств … Философская энциклопедия
представление — наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления к прошлому и… … Большая психологическая энциклопедия
Представление знаний — Представление знаний вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в исследованиях искусственного интеллекта. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию. В информатике с подбором … Википедия
Представление информации — Представление знаний вопрос, возникающий в когнитологии (науке о мышлении), в информатике и в искусственном интеллекте. В когнитологии он связан с тем, как люди хранят и обрабатывают информацию. В информатике основная цель подбор представления … Википедия
представление — См. воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. представление понятие; зрелище; воззрение, изображение, мнение,… … Словарь синонимов
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет… … Большая медицинская энциклопедия
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии) — (англ. representation, mental representation) наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают П.… … Большая психологическая энциклопедия
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Представление суду доказательств. | Представление справки, отчёта.
Представление уважительных причин отсутствия на работе.
Представление к премии. | Торжественное представление к ордену. | Представление к очередному офицерскому званию.
Церемония представления членов дип-корпуса президенту.
Представление прокурора. | Подготовить представление о присвоении почётного звания.
Театральное, цирковое, эстрадное представление. | Утреннее, детское представление. | Участники, зрители представления. | Давать по десять представлений в месяц.
Зрительные, слуховые представления. | Психологическая природа представлений. | Анализировать представления.
Иметь самое общее представление о чём-либо. | Первоначальное представление о нём как о хорошем специалисте оказалось ошибочным. | В нашем представлении это не проступок, а преступление.
— Где он пропадал? — Представления не имею.
Смотреть что такое ПРЕДСТАВЛЕНИЕ в других словарях:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
(repraesentatio, Vorstellung) — воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение. В более широком значении словом П. означается всякое воспроиз. смотреть
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
представление ср. 1) Процесс действия по знач. глаг.: представлять, представить, представляться (1), представиться. 2) Официальное письменное заявление, доклад в вышестоящую инстанцию, содержащие ходатайство о чем-л. 3) а) Сценическое зрелище, спектакль. б) Что-л., что напоминает спектакль. 4) а) Чувственно-наглядный образ явлений внешнего мира, являющийся результатом обобщения отдельных восприятий (в психологии). б) Конкретный образ предмета или явления, который в данный момент непосредственно не воспринимается, а лишь воспроизводится в сознании. 5) Понимание чего-л., знание о чем-л., основанное на опыте.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
представление с.1. presentation; (о документах тж.) handing-in 2. театр. performance 3. (понятие) idea, notion, conception иметь представление (о пр. смотреть
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, образ предметов, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в мозгу следам при отсутствии этих пре. смотреть
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Представление (repraesentatio, Vorstellung) — воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение. В более широком значении словом П. означается всякое воспроизведенное памятью состояние сознания: например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо памятью в качестве П. Таким образом П. обозначает вторичное, воспроизведенное состояние сознания следовательно от первичного (ощущения, чувства и т. д.). П. есть термин психологический и логический. В логике П. отличают от понятия; первоначальное П. образуется совершенно непроизвольно, будучи простым следом первичных душевных состояний; в так называемом общем П. заметна уже работа мысли, ибо оно соответствует целому ряду сходных предметов. Логика различает несколько видов П. (общие, отвлеченные и т. д.) и отличает их от понятия, причем общими П. называет группу изменчивых воспоминаний о сходных предметах; понятия, напротив того, характеризуются определенностью и постоянством. Психологический взгляд на П. излагается в учении об ассоциациях и в учении о памяти вообще. Особенное значение термин П. имеет в философии и психологии Гербарта, который в П. видит основной факт психической жизни. «П., — говорит Гербарт, — становятся силами, сопротивляясь друг другу. Это происходит тогда, когда сходятся вместе несколько противоположных П. («Основания психологии», I гл., § 10). Исходя из положения, что П. суть самостоятельные силы, Гербарт строит своеобразную статику и динамику П. В частностях у Гербарта и его последователей есть много верных замечаний о П., но основное положение, что П. есть самостоятельная сила, не выдерживает критики. Э. Р.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
3.2.25 представление (presentation): Визуально распознаваемое представление данных об изделии; Источник: ГОСТ Р ИСО 10303-1-99: Системы автоматизаци. смотреть
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — наглядный чувственный образ предметов и ситуаций действительности, данный сознанию и, в отличие от восприятия, сопровождающийся. смотреть
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
чувственный образ предметов и явлений действительности, ранее воздействовавших на органы чувств. П., в к-рых более или менее точно воспроизводится образ чего-то, прежде воспринятого, являются П. памяти. П., в к-рых прошлые восприятия настолько переработаны, что содержанию этих П. нет прямого соответствия ни в прошлом личном опыте, ни в окружающей жизни, являются П. воображения. Кроме научного, термин «П.» имеет обиходное значение неполного, приблизительного, предварительного знания. В процессе познания П. является переходной ступенью от ощущения и восприятия к мышлению. В состав П. « входят, помимо внешних признаков, такие, к-рые открываются не непосредственно, а только при детальном умственном и физическом анализе предметов и их отношений друг к другу и к человеку» (Сеченов И. М., Избранные филос. и психол. произв., 1947, с. 489). П. как чувственный образ содержит черты, к-рые открываются человеку при непосредственном созерцании. В отличие от ощущений и восприятий, П. носит более или менее обобщённый характер. При этом степень обобщённости может быть разной в разных П. в зависимости от того, отражается ли в нём единичное явление или целый класс их (напр., П. об отд. конкретном человеке или П. о человеке вообще), связывается ли П. об объекте с к.-н. одной частной ситуацией или, наоборот, не зависит от неё. В П. отражаются не все, а лишь нек-рые, обычно наиб. часто повторяющиеся особенности объектов. Отбор особенностей объектов, к-рые закрепляются в П., не случаен, а зависит от направленности личности и гл. обр. от характера деятельности человека. У каждого человека образуются характерные для него П. Напр., П. о доме, стуле и т. п. вещах складываются у каждого человека индивидуальным путём и поэтому имеют какие-то особые черты. Но всё-таки у всех этих П. есть и то одинаковое, что позволяет всем безошибочно отличать данные вещи от других. Это объясняется общностью содержания опыта всех людей в отношении одних и тех же предметов. Поэтому П., хотя и складываются в индивидуальном сознании, получают общезначимые для всех черты. Т. о., уже в П. становится возможным постепенное освобождение образа, остающегося ещё наглядным, от той единичности, конкретности (только данный предмет и только в данной ситуации), к-рая отличает восприятие и без освобождения от к-рой невозможен переход к мышлению. Исключительная роль П. в процессе познания состоит в том, что с их помощью мысленно воссоздаётся действительность тогда, когда её непосредственное восприятие невозможно. Вместе с понятиями П. составляют одно из условий, обеспечивающих ориентировку в действительности, дают основу для решения теоретич. и практич. задач. Однако, являясь формой чувственного познания, П. не проникает в сущность предмета. Существование П. объясняется тем, что образы предметов и явлений, возникшие в мозгу под влиянием наличных объектов, не пропадают бесследно. Под влиянием воздействий, как-то связанных с первонач. впечатлением, нервная ткань может вновь прийти в состояние возбуждения, что и вызывает П. об отсутствующем предмете. Для формирования и функционирования П. необходимо слаженное взаимодействие первой и второй сигнальных систем, без чего П. не могло бы быть выражено в речи и др. видах знаковой активности человека (муз. звуки, рисование, выразит, движения и др.). Слово и знак позволяют углубить П. о действительности. П. как чувственные образы предметов классифицируются по модальности и подразделяются на зрительные, слуховые, двигательные и др. У разных людей преобладают разные виды П., что связано с характером практич. опыта и особенностями психич. склада человека. П. различают также по степени яркости, отчётливости. Эта особенность П. в Значит. степени связана с силой первонач. впечатления. Предельной силы П. достигают в случаях, известных под назв. эйдетизма, когда П. по своей яркости, детали-зированности совпадают с непосредственным восприятием объекта, хотя и происходит в его отсутствие. В практике обучения П., как правило, выступают в роли чувственной опоры при формировании понятий. Напр., формированию понятий о хим. свойствах разл. веществ способствуют П. о протекании соответствующих хим. реакций, в к-рых обнаруживаются эти свойства. Для формирования ист. понятий полезно, напр., вызвать у учащихся П. о внешнем облике типичных представителей того или иного класса, используя для этого рисунки, в т. ч. и рисунки самих учащихся, и т. п. В качестве чувственной опоры выступают не только П., к-рые специально формируются в процессе обучения, но и П., стихийно сложившиеся в собственном опыте ребёнка. Эти обиходные П. обычно недостаточно обобщённые и прочно связаны с к.-н. одной ситуацией, поэтому не могут быть полноценной опорой для понятий. Их следует исправлять, насыщая новым, подлинно науч. содержанием. Для формирования правильных П. важно выделить те условия, к-рые обеспечивают их создание. Общим условием формирования П. является наблюдение объекта, сопровождаемое словесным пояснением. Для повышения точности и полноты П. полезно включить в сферу наблюдения вместе с объектом, П. о к-ром должно быть создано, другой объект, в чём-то сходный с первым. Сравнение этих объектов способствует образованию более содержательных П., сохраняющих характерные особенности воспринятого объекта. Напр., наиб. благоприятным условием для образования П. о форме листьев разл. пород деревьев является одновременное восприятие разных типов листьев. Путём их сравнения устанавливается П. об отличит, особенностях каждого. Там, где уч. материал не связан с конкретными предметами, используется только словесное описание. Так, при чтении худож. лит-ры П. возникают на словесной основе. Другим условием, обеспечивающим возможность использования П. в качестве опоры для соответствующих понятий, является абстрагирующая деятельность мышления. Так, наблюдение определённого чертежа, напр. треугольника, будет способствовать правильному П. о любом треугольнике лишь в том случае, если учащийся сумеет абстрагироваться от всех специфич. особенностей данного треугольника (величина, положение на бумаге) и будет принимать во внимание только существенный и всеобщий для всех треугольников признак — 3 стороны. Очень важно, чтобы П. формировались на основе собственной практич. деятельности ребёнка. Так, существует большой круг задач (арифметич., физич. и т. п.), решение к-рых опирается на П. предметной ситуации задачи. Правильное их решение зависит от качества этих П., т.е. от того, насколько они соответствуют реальной ситуации, предполагаемой текстом задачи. Прежде чем учащийся научится представлять осн. отношения задачи в уме, он обычно пользуется изображением их в виде условного рисунка или схемы. Следует добиваться, чтобы такое изображение учащийся умел делать сам. В этой связи выделяется спец. проблема научить ребёнка действиям и приёмам, способствующим воссозданию условий задачи в адекватных им П. Использование П. в уч. работе при достаточном внимании к выработке конкретных приёмов по их формированию — одно из условий, обеспечивающее всестороннее, полное знание материала. Дальнейшее его изучение должно отливаться в форму понятия, с к-рым связано глубокое отражение существенного в предмете, действительное познание его. Лит.: Рубинштейн С. Л, Основы общей психологии, M.; Ананьев Б. Г., Проблема представления в сов. психол. науке, «Филос. зап.», 1950, т. 5; его же, Психология чувственного познания, М., 1960; Психол. исследования представлений и воображения, ИАПН РСФСР, 1956, в. 76; Кругляк М. И., О формировании представлений у школьников V—VI кл., ВП, 1964, № 6; Брунер Дж., О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком, в кн.: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, М., 1981; Арнхейм Р., Визуальное мышление, там же; Давыдов В. В., Проблема развивающего обучения, М., 1986, гл. 4; Салмина Н. Г., Знак и символ в обучении, М., 1988. А. Н. Ждан. смотреть
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
– образ ранее воспринятого человеком предмета, явления или созданный его воображением. В отличие от традиционного понимания представления как субъективного восприятия объекта сознанием З. Фрейд проводил различия между патогенными и непатогенными представлениями, сознательными, предсознательными и бессознательными представлениями, предметными и словесными представлениями. В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд обратил внимание на особенность патогенных представлений: общей характерной чертой этих представлений является, по его мнению, то, что все они «мучительны, пригодны для вызова аффектов стыда, упрека, психической боли, ощущения ущербности». Человек не хочет переживать такие представления, они вытесняются из его сознания и сами по себе не возвращаются в воспоминаниях. Задача аналитической терапии состоит в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть сопротивление ассоциации, направить внимание больного на исконные следы представления. При этом З. Фрейд исходил из того, что «правильные связи отдельных представлений друг с другом и с непатогенными, часто воспринимаемыми представлениями, имеются, вовремя осуществляются и сохраняются в памяти» и что «патогенные психические представления оказываются собственностью интеллекта, который не обязательно уступает интеллекту нормальному». В «Толковании сновидений» (1900) З. Фрейд использовал понятие «бессознательные целевые представления». Обсуждая проблему сновидений, он отмечал, что можно отказаться от известных нам целевых представлений, но с исчезновением последних появляются неизвестные целевые представления, которые обусловливают течение нежелательных представлений. Интенсивности отдельных представлений способны переходить с одного на другое, в результате чего могут образовываться представления, обладающие очень высокой степенью интенсивности. Это имеет место, в частности, при процессе сгущения, характерном для работы сновидения. Однако, используя понятие «бессознательные целевые представления» З. Фрейд замечал, что неизвестные целевые представления все же неправильно называть бессознательными. В дальнейших своих работах он размышлял о представлениях как психически выраженных проявлениях влечений человека. Вместе с тем, апеллируя к бессознательным влечениям, он оговаривал, что сам термин «бессознательные влечения» – это не более как терминологическая небрежность, поскольку в действительности в психоанализе речь идет не о влечениях как таковых, а о соответствующих представлениях. В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912) З. Фрейд обосновал необходимость различать сознательные и бессознательные представления. Под сознательным он понимал такое представление, которое имеется в нашем сознании и нами воспринимается. Под бессознательным – скрытое представление, если имеется основание признавать, что оно присутствует в душевной жизни человека. С точки зрения З. Фрейда, «бессознательное представление есть такое представление, которое мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менее признать на основании посторонних признаков и доказательств». Наличие бессознательных представлений особенно характерно для душевной жизни истерических больных: именно они способствуют возникновению невротических симптомов, поскольку, как считал З. Фрейд, над истерическим мышлением «властвуют бессознательные представления». В понимании З. Фрейда бессознательные представления не могут быть осознаны человеком, так как этому противится некая сила. Психоанализ предлагает такие технические средства, благодаря которым можно прекратить действие сопротивляющей силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором бессознательные представления находятся до осознания, З. Фрейд назвал вытеснением, а силу, приведшую к вытеснению и поддерживающую его, – сопротивлением. В работе «Бессознательное» (1915) З. Фрейд соотнес бессознательные представления с предметными, а сознательные – одновременно с предметными и словесными представлениями. В дальнейшем, уточняя природу и специфику бессознательных представлений, он провел различие между бессознательными и предсознательными представлениями. Он исходил из того, что действительное различие между ними состоит в том, что бессознательные представления возникают на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как предсознательные представления соединяются со словесными представлениями, являющимися остатками воспоминаний. Внося уточнения в данное понимание соответствующих представлений, в работе «Я и Оно» (1924) З. Фрейд подчеркнул важную роль словесных представлений в душевной жизни человека, благодаря которым внутренние мыслительные процессы становятся восприятиями. Если бессознательные представления являются предметными, то в предсознательных представлениях обнаруживается непосредственная связь между предметными и словесными представлениями, что дает возможность перевода предсознательных представлений в сознательные. Из подобного понимания природы бессознательных и предсознательных представлений вытекало психоаналитическое учение о познании бессознательного. Как полагал З. Фрейд, вопрос «Как что-то осознается?» целесообразнее переформулировать и поставить в форме вопроса «Как что-то предсознается?». В этом случае ответ на поставленный вопрос будет таков: «Путем связи с соответствующими словесными представлениями». Поскольку словесные представления являются, согласно З. Фрейду, остатками воспоминаний, то есть когда-то они были восприятиями, то, как и все остатки воспоминаний, они могут быть снова осознаны. Поэтому терапевтическая задача по осознанию вытесненных бессознательных представлений состоит в восстановлении аналитической работой предсознательных представлений, в рамках которых устанавливается необходимая связь между предметными и словесными представлениями. Отсюда специфика психоанализа как метода лечения невротических заболеваний путем «разговора аналитика с пациентом», в процессе которого у пациента восстанавливаются нарушенные связи между словесными и предметными представлениями. смотреть
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
с.; мат. representation- абелево представление- адекватное представление- адиабатическое представление- аналитическое представление- аналоговое предст. смотреть