Представители этой школы экономики утверждали что источник богатства в сельском хозяйстве
ЕГЭ. Обществознание. Тема 6. Экономические школы
Человечество с древности пыталось понять, в чём сущность экономических процессов и законов, как увеличить производительность, что является мерилом богатства страны. С течением времени взгяды на особенности экономических процессов стали аккумулироваться в определённые течения, а затем – экономические школы.
Экономические школы – это система взглядов на экономические процессы, имеющая своих представителей и последователей, которые пытаются объяснить законы развития экономической сферы общества, предложить свои пути преодоления негативных процессов в ней для дальнейшего развития общества.
В 20 веке появились новые вопросы: каковы законы экономического развития страны, какова роль государства в экономике, каким должно быть его вмешательство.
Рассмотрим, как отвечают на данные вопросы представители разных экономических школ.
Экономические школы
Меркантилизм
Его представители считали, что основой экономического процветания страны является богатство, а именно серебро и золото, получаемое страной в результате внешней торговли.
Экспорт должен превышать импорт, это приведёт к запасу золота и серебра, а значит, к благосостоянию нации.
Их девиз: меньше покупать, больше продавать.
Правительство должно поддерживать своих производителей (протекционизм).
Представители :
Томас Манн («Рассуждения о торговле Англии с Отс-Индией»)
Физиократы
( 2 пол.18 в.) – считали, что источником богатства страны является сельское хозяйство.
Они впервые разделили сферы экономики по значимости для страны. Природные ресурсы, сельское хозяйство — даны от Бога, и задача человека- приумножать их.
А раз главное богатство — «от земли», то государство не должно мешать предпринимателям, всё должно идти естественным путём.
Представители: О.Кенэ, А.Тюрго, Визер.
Классическая политическая экономия
( 18 в.-30-е годы 19 в.) – её представители изучали отношения в системе производства, объективные закономерности развития экономики, анализировали само производство, капитал.
Считали что главная сфера в экономике — производство.
Впервые сформулировали экономические законы.
Они отмечали, что роль государства заключается лишь в поддержке конкуренции, обеспечивать связь, стоить дороги, развивать образование.
Изложили теорию трудовой стоимости, по которой единственным источником стоимости является человеческая деятельность.
Процесс производства они рассматривали как воспроизводство с его четырьмя этапами: производство, обмен, распределение, потребление.
К. Маркс назвал их классиками политэкономии, отсюда и название школы.
Представители: А.Смит («Исследование о природе и причине богатства народов» ), Д. Рикардо («Начало политической экономии»), У Пети. С.Сисмонди.
Марксизм
(сер.19 в.) – К.Маркс развивал трудовую теорию стоимости, впервые создал учение о прибавочной стоимости (она присваивается капиталистами в виде прибыли, что является основой эксплуатации).
Дал определение общественно-экономической формации, положив в основу формации взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Конфликт между опережающими развитие производительными силами и отстающими производственными отношениями может быть разрешён только путём революции. В результате чего происходит смена формаций.
В основе развития общества лежит материальное производство.
Представители: К.Маркс («Капитал»)
Мальтузианство
(конец 18- 1 четверть 19 в.)- Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы.
Народонаселение растёт, а ограниченные ресурсы сокращаются. Приостановить рост населения можно лишь несчастьями (войнами, эпидемиями) и нравственным воздержанием.
Представитель: Томас Мальту « Очерк о законе народонаселения».
Маржинализм
(«школа предельной полезности») – появился во второй половине 19 века.
Сторонники отмечали, что, наряду с полезностью товара, нужно говорить о его редкости.
Дали определение стоимости с точки зрения психологии покупателя.
Существует иерархия потребностей.
Цель человека- максимальное удовлетворение потребностей.
Выбор потребителей зависит от степени значимости блага
Неоклассическая политическая экономия
Это ведущее направление в современной экономической теории.
Объект изучения — равновесие хозяйствования отдельных экономических единиц, наименьшее вмешательство государства в экономику.
Основная категория экономки – полезность.
Они изложили теорию издержек производства.
Концепция равновесной цены, изучали законы спроса и предложения, условия эластичности спроса.
Представители: А.Маршалл ( «Принципы политической экономии», 1890г.), А.Пигу, Дж.Б.Кларк.
Кейнсианство
(30-е годы 20 века- до нашего времени)– представители уверены, что государство должно активно вмешиваться в экономику, регулировать её путём стимулирования инвестиций, совокупного спроса, проведения бюджетно- кредитной политики.
Представители: Д.Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег»)
Монетаризм
( 50-е г.20 века- до наших дней) – представители придерживаются неолиберальных взглядов, выступают за ограниченное вмешательство государства в экономику через регулирование обращения денег.
Они считают, что деньги – главный и решающий фактор рыночного хозяйства. Государство должно проводить антиинфляционную деятельность.
Монетаристское правило: денежное обращение должно расширяться с той же скоростью, что и рост реального ВВП.
Рыночное хозяйство стремится к стабильности.
Представители : Л.Фридмен («Роль монетарной (денежной) политики», «Деньги и экономическое развитие»)
Институционализм
(70-е г.20 века) – в его основе лежит идея о важности деятельности институтов в принятии решений по экономическим вопросам (государство, законодательство, общественные организации и др.).
Представители считают, что движущей силой развития общества являются социально — правовые и психологические факторы, а не развитие производственных отношений.
Представители : Гелбрейт («Общество изобилия»), Ойкен, Веблен, А.Гобсон, Д.Коммонс, Т.Верлен, Л.Эрхард («Благосостояние для всех»)
Русская экономическая школа
В.Дмитриев — предложил методику применения прикладной математики в экономической теории;
Примечание: о российской экономической школе готовится отдельная статья. Следите за публикациями
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Кроссворд по Экономике на тему «Введение в Экономическую теорию»
Кроссворд по предмету «экономике» на тему «Экономическая теория»
4. Производные ресурсы присоединенные к базовым на экономической ступени
5. Блага, заменяющие друг друга
8. Технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для производства и общества благ
10. Блага, дающиеся государством
16. Непосредственный оборот по фазам
20. Экономика, в которой организация производства, структура и т.д. базируется на обычаях и традициях
23. Экономическое учение xv-xvii веков обосновывавшее необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность
1. Процесс, возникающий при соединении субъекта с объектом
2. Производство, в ходе которого прирост осуществляется засчет качественного обновления технологии и организации производства
3. Представители этой школы экономики утверждали, что источник богатства в сельском хозяйстве
6. Взаимосвязь между элементами системы
7. Чувство недостатка, которое человек стремится устранить с помощью потребления благ
9. Одна из фаз процесса общественного воспроизводства, связующее звено между производством и обменом
11. Невидимая рука рынка
12. Производство, в ходе которого прирост осуществляется засчет количественного состава
13. Процесс создания различных экономических благ и услуг
14. Блага, дополняющие друг друга
15. Экономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики
17. Отношения, регулируемые экономическими законами
18. Экономические законы, которые действуют на одном способе производства
19. Теория государственного регулирования экономики, заложившая основы макроэономики
21. Количество товара, которое производители согласны и могут продать за определенный период времени при данных условиях
22. Первичные потребности, необходимые для существования
23. Неоклассическое экономическое направление xix века, использующее предельные величины для исследования экономических процессов
24. Когда распоряжаются средством и продуктом производства
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Данный кроссворд является моей разработкой для проведения контрольных срезов по теме: Введение в предмет Экономическая теория. Разработанный мною контрольный срез позволяет творчески подойти обучающимся для выполнения данного задания.
Я считаю что в начале преподавания предмета следует увлечь обучающихся своим предметом, для дальнейшей успешной работы. Вопросы отраженные в кросфорде отражают весь объем пройденной темы и позволяют в полном объеме оценить пройденный материал.
Общая информация
Похожие материалы
Раздаточные материалы урока по обществознанию 6 класс
Технологическая карта по обществознанию на тему «Семья ячейка общества» 6 класс
Словарь терминов по обществознанию, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ
План работы учителя истории и обществознания по подготовке к ЕГЭ на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 8 класс
Рабочая программа по обществознанию 7 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5357175 материалов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Этапы развития экономической теории
Особое внимание экономике стали уделять еще в Древнем Риме. Именно поэтому экономическая теория считается одной из самых древних наук. Как наука экономическая теория возникла в XVI – XVII вв. Первой школой экономической науки считается меркантилизм (Англия). Основными представителями данного направления были Томас Ман, Джон Лоу, Ричард Кантильон. «Меркантилизм» с итальянского языка переводится как «торговец». И не зря. Главным источником богатства представители этой школы считали торговлю, а богатство отождествляли с золотом.
Необходимым условием для развития экономики меркантилисты считали превышение экспорта над импортом (активный торговый баланс).
Поздний меркантилизм – так называемый мостик для перехода к монометаллизму.
С развитием производства появляется и новое течение – физиократизм. Основными представителями этой школы являются Франсуа Кэне, Анн Робер, Жак Тюрго. Физиократы во главе с Ф. Кэне в отличие от своих предшественников считали, что источником общественного богатства является производство, а не обращение. Но производство только в сельском хозяйстве, т. е. сельское хозяйство – это один единственный производительный сектор экономики, на который следует обращать внимание. При этом источником общественного богатства физиократы считали прибавочный продукт аграрного сектора.
а) производительный класс (земледельцы);
б) класс собственников (государство, духовенство, землевладельцы);
в) бесплодный класс (представители индустрии, торговли, ремесленники).
Все три класса взаимодействуют между собой и используют деньги как средство обращения.
Представители физиократического направления сформулировали либеральную доктрину. Сущность данной доктрины заключается в том, что признае?тся выгодность свободного личного интереса не только для одного человека, но и для в сего общества в целом.
Следующим направлением в развитии экономической теории стала классическая политическая экономика. Эта школа сформировалась к последней трети XVIII в., и главными ее сторонниками являются Адам Смит, Давид Риккардо и Джон Стюарт Милль.
По мнению данных ученых, основным объектом исследования выступает производство, а не обращение независимо от его отраслевых признаков и распределения благ.
К. Маркс резко критиковал существовавшие до него учения и считал, что только его теория единственно верная.
Он и его последователи полагали, что социальные науки вообще не могут быть беспристрастными.
Согласно К. Марксу все капиталистическое общество является классово-антагонистическим, т. е. население находится в постоянной непримиримой классовой борьбе (между буржуазией и пролетариатом).
Никаких договоренностей между ними и быть не может, а также невозможны никакие реформы капитализма. Единственное решение – уничтожение буржуазии как класса, а также ликвидация частной собственности.
Главный труд основоположника данного учения Карла Маркса (1818–1883) «Капитал» посвящен тайне капиталистической эксплуатации. Первостепенной в теории К. Маркса является теория прибавочной стоимости.
Маркс разделил труд на абстрактный (просто труд) и конкретный. Это позволило ему определить специфику товара «рабочая сила», которая заключается в том, что данный товар может создавать большую, чем собственная, стоимость.
В конце XIX – начале XX вв. ряд западных экономистов высказывали мнение, отличное от марксистов. Они полагали, что острые противоречия, которые переживает капитализм, являются лишь трудностями его становления. Прогрессивный капиталистический строй с его экономикой еще только набирает силу. После многовекового подчинения индивида строгостям традиций люди только начали приобретать свободу. Получив ее, энергичные, но не образованные предприниматели ринулись вперед, принося ущерб другим людям. Новый общественный строй можно и нужно реформировать, чтобы полнее использовать преимущество свободного производства и в то же время сгладить негативные стороны. В результате капитализм может оказаться более эффективным и справедливым, чем социализм. Из подобных взглядов в 70-е гг. XIX в. зародилась особая линия в экономической теории – линия экономикс. В настоящее время она завоевала ведущие позиции по всему миру. Сторонники этой линии взяли курс на сознательный уход от классово-политических оценок экономических процессов. Не случайно было изменено само название науки: с политической экономии на экономикс. Полного политического нейтралитета не получилось, но удалось достичь общественного согласия и партнерских отношений между людьми.
В XX в. основными конкурентами в экономике выступали два направления: неоклассицизм и кейнсианство. Основным пунктом их дискуссий оказался вопрос об экономической роли государства. Должно ли государство вмешиваться в экономику и если да, то в какой степени. Первыми на этот вопрос стали отвечать неоклассики.
Неоклассическое направление возникло в 70-е гг. XIX в. (Л. Вальрас, В. Парето). Главная неоклассическая идея состоит в том, что частная предпринимательская деятельность и рыночная система способны к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. Поэтому государству не следует вмешиваться в конкурентоспособный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благоприятные условия для его действия. Условия равновесия состоят в следующем: поведение потребителей направлено на достижение максимума удовлетворения, равновесие всех рынков достигается равенством спроса и предложения, цены готовых продуктов равны издержкам, все проданное количество товаров полностью потребляется.
Основным недостатком капитализма начала ХХ в., по мнению Д. М. Кейнса, являлось неполное использование трудовых и производственных ресурсов. Причина этого – недостаточность платежеспособного спроса. Анализируя причины недостаточности спроса, Д. М. Кейнс выделяет потребительский и инвестиционный спрос. Главной причиной недостаточности потребительского спроса он считал основной психологический закон. Суть данного закона состоит в том, что люди при увеличении своего дохода большую его часть сохраняют, а возросшая склонность человека к сбережению противостоит убывающей склонности к потреблению. Причины недостаточного инвестиционного спроса кроются в слабости стимулов к инвестициям и влиянии субъективно-психологических факторов.
Ни одна теория не может претендовать на абсолютность и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиции определенной социальной группы, следовательно, общество не должно быть привязанным к отдельным теориям. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов. При этом важно избежать конфронтации (борьбы), достигая согласия и сотрудничества между людьми.
фЕНБ 3. рПСЧМЕОЙЕ РЕТЧЩИ ЫЛПМ РПМЙФЙЮЕУЛПК ЬЛПОПНЙЙ: НЕТЛБОФЙМЙЪН Й ЖЙЪЙПЛТБФЩ
3.1 нЕТЛБОФЙМЙУФУЛБС ЛПОГЕРГЙС ВПЗБФУФЧБ. дПЛФТЙОБ ФПТЗПЧПЗП ВБМБОУБ.
ыМЙ ЧЕЛБ. оБФХТБМШОПЕ ИПЪСКУФЧП ЧЩФЕУОСМПУШ ТЩОПЮОЩНЙ ПФОПЫЕОЙСНЙ. ьФПФ РЕТЙПД У XV ДП XVIII ЧЕЛБ ИБТБЛФЕТЙЪХЕФУС ЬЛПОПНЙУФБНЙ РП ТБЪОПНХ
л.нБТЛУ ПРТЕДЕМЙМ ЛБЛ РЕТЙПД «РЕТЧПОБЮБМШОПЗП ОБЛПРМЕОЙС ЛБРЙФБМБ». ьФП РЕТЙПД, РПУМЕДПЧБЧЫЙК ЪБ ЧЕМЙЛЙНЙ ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛЙНЙ ПФЛТЩФЙСНЙ, ИБТБЛФЕТЙЪХАЭЙК РТПГЕУУ РЕТЕИПДБ ПФ ЖЕПДБМЙЪНБ Л ЛБРЙФБМЙЪНХ.
ьЛПОПНЙУФЩ УПЧТЕНЕООПУФЙ ПРТЕДЕМСАФ НЕТЛБОФЙМЙЪН ЛБЛ РЕТЕИПДОЩК РЕТЙПД Л ЪБТПЦДЕОЙА ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК ОБХЛЙ ЛБЛ УБНПУФПСФЕМШОПК УПУФБЧОПК ЮБУФЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙИ ЪОБОЙК. йУФПТЙЮЕУЛЙ ЪБТПЦДЕОЙЕ НЕТЛБОФЙМЙЪНБ УЧСЪБОП У «ТЕЧПМАГЙЕК ГЕО, ЧЩЪЧБООПК ЕА «ЛБРЙФБМЙЪБГЙЕК» УТЕДОЕЧЕЛПЧПК еЧТПРЩ, ТБУГЧЕФПН НЕЦДХОБТПДОПК ФПТЗПЧМЙ.
рЕТЧПЕ Ч еЧТПРЕ УЕТШЕЪОПЕ ПВЕУГЕОЕОЙЕ ДЕОЕЦОПК ЕДЙОЙГЩ РПУФБЧЙМП РТПВМЕНХ ОБЛПРМЕОЙС Й УПИТБОЕОЙС ВПЗБФУФЧБ Ч ТБНЛБИ ЗПУХДБТУФЧ.
чБЦОЩЕ РПМЙФЙЛП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ УПВЩФЙС Ч ъБРБДОПК еЧТПРЕ ЧЩЪЧБМЙ Л ЦЙЪОЙ НЕТЛБОФЙМЙЪН.
дПЛФТЙОБ НЕТЛБОФЙМЙЪНБ УЧПДЙМБУШ Л РТБЛФЙЮЕУЛЙН ТЕЛПНЕОДБГЙСН РП ОБЛПРМЕОЙА ЮБУФОПЗП Й ОБГЙПОБМШОПЗП ВПЗБФУФЧБ. рП УЧПЕНХ ПВЯЕЛФЙЧОПНХ УПДЕТЦБОЙА НЕТЛБОФЙМЙЪН ПФТБЦБМ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ УФБОПЧМЕОЙС ОПЧПЗП ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛПЗП, ТЩОПЮОПЗП УРПУПВБ РТПЙЪЧПДУФЧБ. пО ЙНЕМ ТЕБМШОХА ВБЪХ, ПФМЙЮБМУС РТБЗНБФЙЪНПН Й ТЕЫБМ БЛФХБМШОЩЕ РТПВМЕНЩ УЧПЕЗП ЧТЕНЕОЙ.
пУПВЕООПУФЙ ТБООЕЗП Й РПЪДОЕЗП НЕТЛБОФЙМЙЪНБ.
пУПВЕООПУФЙ ТБООЕЗП Й РПЪДОЕЗП НЕТЛБОФЙМЙЪНБ ДБОЩ Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЕ.
пУОПЧОЩН ЛТЙФЕТЙЕН ЬФБРПЧ НЕТЛБОФЙМЙЪНБ СЧМСЕФУС «ПВПУОПЧБОЙЕ» РХФЕК (УТЕДУФЧ) ДПУФЙЦЕОЙС БЛФЙЧОПЗП ФПЧБТОПЗП ВБМБОУБ, ФП ЕУФШ РПМПЦЙФЕМШОПЗП УБМШДП ЧП ЧОЕЫОЕК ФПТЗПЧМЕ.
тБООЙК НЕТЛБОФЙМЙЪН | рПЪДОЙК НЕТЛБОФЙМЙЪН |
фПТЗПЧЩЕ УЧСЪЙ НЕЦДХ УФТБОБНЙ ТБЪЧЙФЩ УМБВП, ОПУСФ ЬРЙЪПДЙЮЕУЛЙК ИБТБЛФЕТ. | фПТЗПЧМС НЕЦДХ УФТБОБНЙ ДПУФБФПЮОБ ТБЪЧЙФБ Й ОПУЙФ ТЕЗХМСТОЩК ИБТБЛФЕТ. |
хУФБОПЧМЕОЙЕ НБЛУЙНБМШОП ЧЩУПЛЙИ ГЕО ОБ ЬЛУРПТФ ФПЧБТПЧ. чУЕНЕТОПЕ ПЗТБОЙЮЕОЙЕ ЙНРПТФБ ФПЧБТПЧ. ъБРТЕФ ЧЩЧПЪБ ЙЪ УФТБОЩ ЪПМПФБ Й УЕТЕВТБ ЛБЛ ДЕОЕЦОПЗП ВПЗБФУФЧБ. | дПРХУЛБАФУС ПФОПУЙФЕМШОП ОЙЪЛЙЕ ГЕОЩ ОБ ЬЛУРПТФ, Ч ФПН ЮЙУМЕ РТЙ РЕТЕРТПДБЦЕ ФПЧБТПЧ ДТХЗЙИ УФТБО ЪБ ЗТБОЙГЕК. дПРХУЛБЕФУС ЙНРПТФ ФПЧБТПЧ (ЛТПНЕ РТЕДНЕФПЧ ТПУЛПЫЙ) РТЙ ХУМПЧЙЙ РПМПЦЙФЕМШОПЗП УБМШДП ЧП ЧОЕЫОЕК ФПТЗПЧМЕ. чЩЧПЪ ДЕОЕЗ ДПРХУЛБЕФУС Ч ГЕМСИ ЧЩЗПДОЩИ ФПТЗПЧЩИ УДЕМПЛ Й РПУТЕДОЙЮЕУФЧБ Й УПИТБОЕОЙС БЛФЙЧОПЗП ФПТЗПЧПЗП ВБМБОУБ. рПЪЙГЙЙ Ч ПВМБУФЙ ФЕПТЙЙ ДЕОЕЗ |
рТЕПВМБДБЕФ ОПНЙОБМЙУФЙЮЕУЛПЕ ЧПУРТЙСФЙЕ ФЕПТЙЙ ДЕОЕЗ; РТБЧЙФЕМШУФЧП, ЛБЛ РТБЧЙМП, ЪБОЙНБЕФУС РПТЮЕК ОБГЙПОБМШОПК НПОЕФЩ, УОЙЦБС ЕЕ ГЕООПУФШ Й ЧЕУ. хУФБОБЧМЙЧБЕФУС ЖЙЛУЙТПЧБООПЕ УППФОПЫЕОЙЕ Ч ПВТБЭЕОЙЙ ЪПМПФЩИ Й УЕТЕВТЕОЩИ ДЕОЕЗ (ВЙНЕФБММЙЪНБ) лПОУФБФБГЙС ДЕОЕЦОПК УХЭОПУФЙ ЪПМПФБ Й УЕТЕВТБ Ч УЙМХ ЙИ РТЙТПДОЩИ УЧПКУФЧ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ЖХОЛГЙК ДЕОЕЗ РТЙЪОБАФУС ФБЛЙЕ, ЛБЛ НЕТБ УФПЙНПУФЙ, ПВТБЪПЧБОЙЕ УПЛТПЧЙЭ Й НЙТПЧЩЕ ДЕОШЗЙ. хУФБОБЧМЙЧБЕФУС УЙУФЕНБ НПОПНЕОФБМЙЪНБ. лПОУФБФБГЙС ФПЧБТОПК УХЭОПУФЙ ДЕОЕЗ, ОП РП-РТЕЦОЕНХ Ч УЙМХ СЛПВЩ ЕУФЕУФЧЕООЩИ УЧПКУФЧ ЪПМПФБ Й УЕТЕВТБ. йЪ ЮЙУМБ ЙЪЧЕУФОЩИ ЖХОЛГЙК ДЕОЕЗ ПРТЕДЕМСАЭЕК РТЙЪОБЕФУС ХЦЕ ОЕ ЖХОЛГЙС ОБЛПРМЕОЙС, Б ЖХОЛГЙС УТЕДУФЧ ПВТБЭЕОЙС. | |
дПНЙОЙТХЕФ ЙДЕС «ДЕОЕЦОПЗП ВБМБОУБ». | зПУРПДУФЧХЕФ РПМПЦЕОЙЕ П «ФПТЗПЧПН ВБМБОУЕ». |
йУФПЮОЙЛ: | сДЗБТПЧ с.у. йУФПТЙС ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ХЮЕОЙК. хЮЕВОЙЛ ДМС ЧХЪПЧ. 2-Е ЙЪДБОЙЕ.- н.: йожтб-н, 1998, У. 34-35. |
йУФПТЙС РПСЧМЕОЙС ТБООЕЗП (ЕЗП ЕЭЕ ОБЪЩЧБАФ НПОЕФБТОЩН) НЕТЛБОФЙМЙЪНБ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП УЧСЪБОБ У йФБМЙЕК, ЗДЕ ТБЪЧЙЧБМПУШ ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП. ч ЛПОГЕ XV Ч. ОБ УНЕОХ ФПТЗПЧМЙ Й РТПНЩЫМЕООПУФЙ Ч ЙФБМШСОУЛЙЕ ЗПТПДБ РТЙЫМЙ ТПУФПЧЭЙЮЕУЛЙЕ ПРЕТБГЙЙ ЙФБМШСОУЛПК ВХТЦХБЪЙЙ.
рПДБЕФУС ЙДЕС ЧЩРХУЛБ УЙНЧПМПЧ РТЕЦОЙИ РПМОПГЕООЩИ ДЕОЕЗ.
ф.нЬО ВЩМ ДБМЕЛ ПФ УПЪДБОЙС «УЙУФЕНЩ» ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ЧПЪЪТЕОЙК. пДОБЛП ПО ХЦЕ ПРЕТЙТХЕФ ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙНЙ РПОСФЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ ПФТБЦБАФ ТЕБМШОПУФШ: ФПЧБТЩ, ДЕОШЗЙ, РТЙВЩМШ, ЛБРЙФБМ Й Ф.Д. пО РЩФБМУС ОБКФЙ РТЙЮЙООХА УЧСЪШ НЕЦДХ ОЙНЙ.
ъБУМХЗПК б. нПОЛТЕФШЕОБ СЧМСЕФУС ЧЧЕДЕОЙЕ ЙН Ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА МЙФЕТБФХТХ ФЕТНЙОБ «РПМЙФЙЮЕУЛБС ЬЛПОПНЙС». пО ЧЩДЕМЙМ ЕЕ ЛБЛ ПФДЕМШОХА ОБХЛХ.
у ЬРПИПК НЕТЛБОФЙМЙЪНБ УЧСЪБОП РПСЧМЕОЙЕ ФЕПТЙК ДЕОЕЗ.
нЕФБММЙУФЙЮЕУЛБС ФЕПТЙС УПЧНЕЭБМБ ЪПМПФП, ЛБЛ ВМБЗПТПДОЩК НЕФБММ, У ДЕОШЗБНЙ. уБНП РТЙТПДОПЕ УЧПКУФЧП ЪПМПФБ (ПДОПТПДОПУФШ, ДЕМЙНПУФШ, ФТБОУРПТФБВЕМШОПУФШ, ОЕПЛЙУМСЕНПУФШ, Б ФБЛЦЕ ЧЩУПЛБС УФПЙНПУФШ РТЙ НБМЩИ ЛПМЙЮЕУФЧБИ (ТЕДЛПУФШ) ДЕМБМЙ ЕЗП ДЕОШЗБНЙ.
оПНЙОБМЙУФЙЮЕУЛБС ФЕПТЙС ДЕОЕЗ УЧСЪБОБ ВЩМБ У НПОПРПМЙЕК ЗПУХДБТУФЧБ ОБ ЧЩРХУЛ ДЕОЕЗ, ОБ ОБДЕМЕОЙЕ ЙИ УППФЧЕФУФЧХАЭЙН ОПНЙОБМПН, ДБЦЕ ЕУМЙ Ч УМХЮБЕ «РПТЮЙ НПОЕФ» ЙИ ЧЕУПЧПЕ УПДЕТЦБОЙЕ ОЕ УППФЧЕФУФЧПЧБМП ЬФПНХ.
хЮЕОЙЕ НЕТЛБОФЙМЙУФПЧ ОЕ ВЩМП ПДЙОБЛПЧЩН Й ПДОППВТБЪОЩН Ч ТБЪОЩИ УФТБОБИ, ТБУРПМПЦЕООЩИ ВМЙЦЕ ЙМЙ ДБМШЫЕ ПФ НПТУЛЙИ РХФЕК.
3.2 ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ ХЮЕОЙЕ ЖЙЪЙПЛТБФПЧ.
жЙЪЙПЛТБФЩ УЮЙФБМЙ, ЮФП ЕУФЕУФЧЕООЩНЙ ЪБЛПОБНЙ ХРТБЧМСЕФ РТЙОГЙР ЕУФЕУФЧЕООПЗП РПТСДЛБ. ьФЙ ЪБЛПОЩ ЙНЕАФ НЕУФП Ч РТЙТПДЕ, ДЕКУФЧХАФ Ч ЦЙЧПН ПТЗБОЙЪНЕ, Ч НЙТЕ ЦЙЧПФОЩИ. пУОПЧПК ЕУФЕУФЧЕООПЗП РПТСДЛБ ПОЙ РТЙЪОБЧБМЙ ХЧБЦЕОЙЕ РТБЧБ УПВУФЧЕООПУФЙ Й ЧМБУФЙ. ч ХУМПЧЙСИ ЕУФЕУФЧЕООПЗП РПТСДЛБ ПУПВХА ТПМШ ЙЗТБЕФ ъЕНМС.
чОЙНБОЙЕ ЖЙЪЙПЛТБФПЧ Л УЕМШУЛПНХ ИПЪСКУФЧХ ВЩМП ЧЩЪЧБОП ФЕН, ЮФП БЗТБТОЩК ЧПРТПУ Ч ЬФПФ РЕТЙПД Ч еЧТПРЕ УФБОПЧЙФУС ОБЙВПМЕЕ ЧБЦОЩН: УЕМШУЛПЕ ИПЪСКУФЧП УФБМП ГЕОФТПН ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ РТПФЙЧПТЕЮЙК. жЕПДБМЙЪН ПИЧБФЙМ ЛТЙЪЙУ, ОБЪТЕЧБМБ БОФЙЖЕПДБМШОБС ТЕЧПМАГЙС, ОБЮЙОБМУС НБОХЖБЛФХТОЩК РЕТЙПД.
рП НОЕОЙА ЖЙЪЙПЛТБФПЧ, ЪЕНМС УРПУПВОБ РТЙОПУЙФШ ДПИПД, РТЕЧЩЫБАЭЙК РЕТЧПОБЮБМШОЩЕ ЙЪДЕТЦЛЙ. ъЕНМЕЧМБДЕМЕГ УПВЙТБЕФ ИМЕВБ ВПМШЫЕ, ЮЕН ПО РПУЕСМ ЪЕТЕО. рПЬФПНХ ФПМШЛП Ч ЪЕНМЕДЕМЙЙ УХЭЕУФЧХЕФ ЮЙУФЩК РТПДХЛФ.
ч ДТХЗЙИ ПФТБУМСИ ЬЛПОПНЙЛЙ ЮЙУФЩК РТПДХЛФ ОЕ УПЪДБЕФУС. тЕНЕУМЕООЙЛ МЙЫШ НЕОСЕФ ЖПТНХ РТПДХЛФБ, ЛПФПТЩК УПЪДБЕФУС Ч УЕМШУЛПН ИПЪСКУФЧЕ. лБФЕЗПТЙС ЖЙЪЙПЛТБФПЧ ЮЙУФЩК РТПДХЛФ РПЪЦЕ РПМХЮЙМБ ОБЪЧБОЙЕ ТЕОФБ.
ч ЛПОГЕРГЙСИ ЖЙЪЙПЛТБФПЧ РТЕДМБЗБМПУШ ДЕМЕОЙЕ ПВЭЕУФЧБ, ЙУИПДС ЙЪ ПУОПЧОПЗП РТЙОГЙРБ УПЪДБОЙС ЮЙУФПЗП РТПДХЛФБ Ч УЕМШУЛПН ИПЪСКУФЧЕ, ОБ РТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩК ЛМБУУ (ЪЕНМЕЧМБДЕМШГЩ), ОБ ОЕРТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩЕ ЛМБУУЩ (ТЕНЕУМЕООЙЛЙ, ФПТЗПЧГЩ, ЮЙОПЧОЙЛЙ) Й ЛМБУУ УПВУФЧЕООЙЛПЧ. дПИПДЩ, ЛПФПТЩЕ РПМХЮБАФ УПВУФЧЕООЙЛЙ ЪЕНМЙ, ЬФП ЧПЪОБЗТБЦДЕОЙЕ ЪБ ЙИ РТПЫМЩЕ ЪБФТБФЩ: ПУЧПЕОЙЕ Й ХМХЮЫЕОЙЕ ЪЕНЕМШОЩИ ХЗПДЙК.
л ЫЛПМЕ ЖЙЪЙПЛТБФПЧ ПФОПУСФУС ЛПОГЕРГЙЙ ж. лЕОЬ, б. фАТЗП Й ДТ.
ьЛПОПНЙЮЕУЛПЕ ХЮЕОЙЕ ж.лЕОЬ. «ьЛПОПНЙЮЕУЛБС ФБВМЙГБ»
у 1756 ЗПДБ ж.лЕОЬ ДБЕФ УПЗМБУЙЕ ХЮБУФЧПЧБФШ Ч ьОГЙЛМПРЕДЙЙ, ЛПФПТХА ЙЪДБЧБМЙ дЙДТП Й Д’бМБНВЕТ, Й ПРХВМЙЛПЧБМ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ УФБФШЙ: «оБУЕМЕОЙЕ» (1756), «жЕТНЕТЩ», «ъЕТОП», «оБМПЗЙ» (1757), «ьЛПОПНЙЮЕУЛБС ФБВМЙГБ» (1758) Й ДТ.
ч УФБФШЕ «ъЕТОП» ж.лЕОЬ РТЙЧЕМ ФБВМЙГХ, Ч ЛПФПТПК УЕМШУЛПЕ ИПЪСКУФЧП ФТБЛФПЧБМПУШ ЛБЛ ЕДЙОПЕ РТПЙЪЧПДУФЧП. ч ЬФПК ФБВМЙГЕ ДБМ УТБЧОЕОЙЕ РТПДХЛГЙЙ, РПМХЮЕООПК РТЙ УХЭЕУФЧХАЭЕК УЙУФЕНЕ ИПЪСКУФЧБ, У РТПДХЛГЙЕК, РТПЙЪЧПДЙНПК РТЙ ЕЗП ТБГЙПОБМШОПК УЙУФЕНЕ. бОБМЙЪ РПЛБЪБМ, ЮФП РТЙ ТБГЙПОБМШОПН ЧЕДЕОЙЙ ИПЪСКУФЧБ ЕЗП ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ ЧПЪТБУФБЕФ Ч 2-4 ТБЪБ. ч ЬФПК ЦЕ ФБВМЙГЕ ж.лЕОЬ ЧЩЮЙУМЙМ ЙЪДЕТЦЛЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ Й ПРТЕДЕМЙМ ТБЪОЙГХ НЕЦДХ УФПЙНПУФША РТПЙЪЧЕДЕООПК РТПДХЛГЙЙ Й ДТХЗЙНЙ ЙЪДЕТЦЛБНЙ. ч ЙУФПТЙЙ РПМЙФЙЮЕУЛПК ЬЛПОПНЙЙ ЬФП ВЩМБ РЕТЧБС РПРЩФЛБ ЧЩЮЙУМЙФШ ЮЙУФЩК РТПДХЛФ.
ж.лЕОЬ ЧЩДЧЙЗБМ ЙДЕА ЧЪЙНБОЙС РПДПИПДОПЗП ОБМПЗБ, ФП ЕУФШ ЮЙУФП ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛПК ЖПТНЩ ОБМПЗБ. пО РЙУБМ, ЮФП ОБМПЗЙ ДПМЦОЩ ЧЪЙНБФШУС ФПМШЛП У ФЕИ ЛМБУУПЧ, ЛПФПТЩЕ РТЙУЧБЙЧБАФ ЮЙУФЩК РТПДХЛФ. йЪВЩФПЛ УЕМШУЛПИПЪСКУФЧЕООПК РТПДХЛГЙЙ, ЛПФПТЩК ПВТБЪХЕФУС ЪБ ЧЩЮЕФПН ЧУЕИ ЙЪДЕТЦЕЛ ЕЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ, лЕОЬ ОБЪЩЧБМ ЮЙУФЩН РТПДХЛФПН Й БОБМЙЪЙТПЧБМ ЕЗП РТПЙЪЧПДУФЧП, ТБУРТЕДЕМЕОЙЕ Й ПВПТПФ.
уПВУФЧЕООЙЛЙ ЦЕ ОЕ ТБВПФБАФ. оП ПОЙ СЧМСАФУС ЧМБДЕМШГБНЙ ЕДЙОУФЧЕООПЗП ЖБЛФПТБ РТПЙЪЧПДУФЧБ, ЛПФПТЩК лЕОЬ УЮЙФБМ УРПУПВОЩН ХЧЕМЙЮЙФШ ВПЗБФУФЧБ ПВЭЕУФЧБ. ч РТЙУЧПЕОЙЙ ЮЙУФПЗП РТПДХЛФБ Й УПУФПЙФ ЙИ УПГЙБМШОБС ЖХОЛГЙС.
ч ьЛПОПНЙЮЕУЛПК ФБВМЙГЕ лЕОЬ РПЛБЪБОЩ РТПДХЛФЩ, БЧБОУЩ (ЙЪДЕТЦЛЙ) ОБ ПУОПЧОПК Й ПВПТПФОЩК ЛБРЙФБМ, ДЕОЕЦОЩЕ УТЕДУФЧБ. ч УИЕНЕ ДЕНПОУФТЙТХЕФУС, ПФЛХДБ ЧПЪОЙЛБАФ ДПИПДЩ, ЗДЕ УПЪДБЕФУС УПЧПЛХРОЩК Й ЮЙУФЩК РТПДХЛФ, ЛБЛ ПО ТБУРТЕДЕМСЕФУС, ЛБЛЙН ПВТБЪПН ЧПЪНЕЭБАФУС ЙЪДЕТЦЛЙ (ОБ ХМХЮЫЕОЙЕ ЪЕНМЙ, УЕНЕОБ, ФЕИОЙЛХ, БТЕОДОХА РМБФХ Й Ф.Д.).
йУИПДОЩН НПНЕОФПН ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧЕООПЗП БОБМЙЪБ СЧМСЕФУС ЗПДПЧПК ХТПЦБК, ЕЗП РЕТЕТБУРТЕДЕМЕОЙЕ Ч ОБФХТЕ Й ДЕОШЗБИ НЕЦДХ РТПЙЪЧПДЙФЕМСНЙ (ЖЕТНЕТБНЙ), ЪЕНМЕЧМБДЕМШГБНЙ Й ТЕНЕУМЕООЙЛБНЙ (ЬФЙ ФПМШЛП НЕОСАФ ЖПТНХ РТПДХЛФБ).
ьФП, Ч РТЙОГЙРЕ, РЕТЧБС НБЛТПЬЛПОПНЙЮЕУЛБС ЛБТФЙОБ ЧЪБЙНПУЧСЪЙ ФТЕИ ПУОПЧОЩИ ПФТБУМЕК. ч ЬФПН ЪБУМХЗБ ж.лЕОЬ. ПО РТЕДУФБЧЙМ УИЕНХ ДЧЙЦЕОЙС РТПДХЛФБ Ч ЧЙДЕ ЗПДПЧПЗП ПВПТПФБ Ч НБУЫФБВЕ ЧУЕЗП ПВЭЕУФЧБ. йДЕС ж.лЕОЬ ЪБФЕН РПМХЮЙМБ ТБЪЧЙФЙЕ Ч УИЕНБИ ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ, Ч РТЙОГЙРБИ ТБУЮЕФБ ПВЭЕУФЧЕООПЗП РТПДХЛФБ, Ч НПДЕМСИ ОБТПДОПИПЪСКУФЧЕООПЗП ВБМБОУБ.
ъБУМХЗБ ж.лЕОЬ УПУФПЙФ Ч РПДТБЪДЕМЕОЙЙ ЛБРЙФБМБ ОБ ПУОПЧОПК Й ПВПТПФОЩК РП ЕЗП РТПЙЪЧПДЙФЕМШОПНХ РТЙЪОБЛХ.
йОФЕТЕУОЩН СЧМСЕФУС ЧЩУЛБЪЩЧБОЙЕ ж.лЕОЬ П ФПТЗПЧМЕ. пО ХФЧЕТЦДБМ, ЮФП ОЕПВИПДЙНБ ФПМШЛП БВУПМАФОБС УЧПВПДБ ФПТЗПЧМЙ ЛБЛ ХУМПЧЙЕ ТБУЫЙТЕОЙС ФПТЗПЧМЙ, ЙЪЗОБОЙС НПОПРПМЙЙ Й УПЛТБЭЕОЙС ФПТЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ.
ъОБЮЕОЙЕ ьЛПОПНЙЮЕУЛПК ФБВМЙГЩ ж.лЕОЬ ЪБЛМАЮБЕФУС ФБЛЦЕ Ч ФПН, ЮФП ПО ЧЩСЧЙМ ЧЪБЙНПУЧСЪШ, ЛПФПТХА ПО УЖПТНХМЙТПЧБМ ФБЛ: чПУРТПЙЪЧПДУФЧП РПУФПСООП ЧПЪПВОПЧМСЕФУС ЙЪДЕТЦЛБНЙ, Б ЙЪДЕТЦЛЙ ЧПЪПВОПЧМСАФУС ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧПН. ьФП МЕЗМП Ч ПУОПЧХ ПВПУОПЧБОЙС ЙДЕК П ОЕПВИПДЙНПУФЙ УПВМАДЕОЙС Й ПВПУОПЧБООПЗП РТПЗОПЪЙТПЧБОЙС ПРТЕДЕМЕООЩИ ОБТПДОПИПЪСКУФЧЕООЩИ РТПРПТГЙК Ч УФТХЛФХТЕ ЬЛПОПНЙЛЙ.
хЮЙФЩЧБС ХТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС РТПЙЪЧПДУФЧБ ЕЗП ЧТЕНЕОЙ, УМЕДХЕФ ПФНЕФЙФШ, ЮФП ж.лЕОЬ ВЕЪХУМПЧОП ОЕ НПЗ УПЪДБФШ ФЕПТЙА, БВУПМАФОП ЙДЕБМШОПК У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС УПЧТЕНЕООПК ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК НЩУМЙ. оЕДПУФБФПЛ ьЛПОПНЙЮЕУЛПК ФБВМЙГЩ ж.лЕОЬ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч УМЕДХАЭЕН:
жЙЪЙПЛТБФЙЮЕУЛБС УЙУФЕНБ бОО тПВЕТ цБЛБ фАТЗП
б. фАТЗП РП РТПЙУИПЦДЕОЙА ДЧПТСОЙО. еЗП РТЕДЛЙ ОБИПДЙМЙУШ ОБ ЗПУХДБТУФЧЕООПК УМХЦВЕ Ч рБТЙЦЕ. уПЗМБУОП УЕНЕКОПК ФТБДЙГЙЙ ПО (ЛБЛ ФТЕФЙК УЩО) ЧЩОХЦДЕО ВЩМ РПМХЮЙФШ ДХИПЧОПЕ ПВТБЪПЧБОЙЕ. оП РП ПЛПОЮБОЙЙ ФЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЖБЛХМШФЕФБ уПТВПООЩ 23-МЕФОЙК БВВБФ б. фАТЗП ТЕЫЙМ ПФЛБЪБФШУС ПФ УЧПЕЗП РТЕДОБЪОБЮЕОЙС ДМС ГЕТЛЧЙ, ЧЩТБЪЙЧ ЬФП Ч УМПЧБИ: «оЕ ЦЕМБА ЧУА ЦЙЪОШ ОПУЙФШ НБУЛХ ОБ МЙГЕ». пО РЕТЕЫЕМ ОБ ЗПУХДБТУФЧЕООХА УМХЦВХ. пО ЧМБДЕМ ЫЕУФША СЪЩЛБНЙ. ыЙТПЛ ВЩМ ЛТХЗ ЕЗП ЙОФЕТЕУПЧ: ЖЙМПУПЖЙС, ЖЙМПМПЗЙС, АТЙУРТХДЕОГЙС, НБФЕНБФЙЛБ, РПЬЪЙС Й ДТ.
б. фАТЗП ХЦЕ Ч 25 МЕФ ЪБОЙНБМ УХДЕВОХА ДПМЦОПУФШ Ч РБТЙЦУЛПН РБТМБНЕОФЕ. ч 1761 ЗПДХ ВЩМ ХФЧЕТЦДЕО Ч ДПМЦОПУФЙ ЙОФЕОДБОФБ (ЗХВЕТОБФПТБ) Ч мЙНПРУЕ, ЗДЕ ЪБОЙНБМУС Ч ФЕЮЕОЙЙ 13 МЕФ ИПЪСКУФЧЕООЩНЙ ДЕМБНЙ, Ч ФПН ЮЙУМЕ ЧЪЙНБОЙЕН ОБМПЗПЧ. ч 1766 ЗПДХ РЙЫЕФ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА ТБВПФХ «тБЪНЩЫМЕОЙЕ П УПЪДБОЙЙ Й ТБУРТЕДЕМЕОЙЙ ВПЗБФУФЧ». ч 1769 ЗПДХ РЙЫЕФ ТБВПФХ «гЕООПУФЙ Й ДЕОШЗЙ».
тЕЖПТНБФПТУЛЙЕ ОПЧПЧЧЕДЕОЙС б. фАТЗП ВЩМЙ ЧУФТЕЮЕОЩ ПЦЕУФПЮЕООЩН УПРТПФЙЧМЕОЙЕН УП УФПТПОЩ РБТМБНЕОФБ, РТЙДЧПТОПЗП ПЛТХЦЕОЙС, ДЧПТСОУФЧБ, ДХИПЧЕОУФЧБ, НПОПРПМЙУФПЧ-РТЕДРТЙОЙНБФЕМЕК. ч 1776 ЗПДХ б. фАТЗП РПМХЮЙМ ПФУФБЧЛХ, Б УРХУФС ФТЙ НЕУСГБ ЛПТПМШ ПФНЕОЙМ ЧУЕ ЬДЙЛФЩ НЙОЙУФТБ-ТЕЖПТНБФПТБ.
ч-РСФЩИ, ДЕОШЗЙ ТБУУНБФТЙЧБЕФ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ПДОПЗП ЙЪ ФПЧБТПЧ Ч ФПЧБТОПН НЙТЕ, ЙНЕС Ч ЧЙДХ, ЮФП ПУПВЕООП ЪПМПФП Й УЕТЕВТП ВПМЕЕ, ЮЕН ЧУСЛЙК ДТХЗПК НБФЕТЙБМ, РТЙЗПДЕО УМХЦЙФШ НПОЕФПК, ЙВП ПОЙ РП УБНПК УЧПЕК РТЙТПДЕ УДЕМБМЙУШ НПОЕФПК, Й РТЙФПН ЧУЕПВЭЕК НПОЕФПК, ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ЧУСЛПЗП УПЗМБЫЕОЙС Й ЧУСЛПЗП ЪБЛПОБ.
ч-ЫЕУФЩИ, б. фАТЗП ЙУУМЕДПЧБМ РТЙТПДХ УУХДОПЗП (ДЕОЕЦОПЗП) РТПГЕОФБ. пО ПВПУОПЧЩЧБЕФ ПВЯЕЛФЙЧОХА РТБЧПНЕТОПУФШ Й ТБУЛТЩЧБЕФ ЕЗП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЕ УПДЕТЦБОЙЕ: Ч ФЕЮЕОЙЙ ЧТЕНЕОЙ ЪБКНБ ЪБЙНПДБФЕМШ ФЕТСЕФ ДПИПД, ЛПФПТЩК НПЗ ВЩ РПМХЮЙФШ, РПФПНХ ЮФП ТЙУЛХЕФ УЧПЙН ЛБРЙФБМПН, Б ЪБЕНЭЙЛ НПЦЕФ ЙУРПМШЪПЧБФШ ДЕОШЗЙ ДМС ЧЩЗПДОЩИ РТЙПВТЕФЕОЙК, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ РТЙОЕУФЙ ЕНХ ВПМШЫХА РТЙВЩМШ. фЕЛХЭЙК РТПГЕОФ СЧМСЕФУС ОБ ТЩОЛЕ ФЕТНПНЕФТПН ЙЪВЩФЛБ ЙМЙ ОЕДПУФБФЛБ ЛБРЙФБМБ Ч ПВЭЕУФЧЕ.
ъБЧЕТЫБС ЧПРТПУ П ЖЙЪЙПЛТБФЙЙ ЛБЛ ЬЛПОПНЙЮЕУЛПН ФЕЮЕОЙЙ, НПЦОП ПФНЕФЙФШ ПУОПЧОЩЕ ЙИ РПМПЦЕОЙС.
чП-ЧФПТЩИ, ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧП НПЦОП РТЕДУФБЧЙФШ ЛБЛ УФБФЙЮЕУЛПЕ ТБЧОПЧЕУЙЕ.
ч-ФТЕФШЙИ, ОЕПВИПДЙНБ УЧПВПДОБС ФПТЗПЧМС.
ч-ЮЕФЧЕТФЩИ, РТСНЩЕ ОБМПЗЙ МХЮЫЕ ЛПУЧЕООЩИ.
жЙЪЙПЛТБФЩ ТБУУНПФТЕМЙ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ СЧМЕОЙС Ч ГЕМПУФОПУФЙ Й НОПЗППВТБЪЙЙ.
фБЛЙН ПВТБЪПН, Ч ЛПОГЕ XVIII ЧЕЛБ ВЩМЙ УПЪДБОЩ НЕФПДПМПЗЙЮЕУЛЙЕ Й ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙЕ РТЕДРПУЩМЛЙ ДМС ХУЙМЕООПЗП ТБЪЧЙФЙС ЙУУМЕДПЧБОЙК РП ФПЧБТОПНХ РТПЙЪЧПДУФЧХ, ХЮЕОЙК ПВ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ЛБРЙФБМЙУФЙЮЕУЛЙИ ПФОПЫЕОЙСИ ПВЭЕУФЧБ.