Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Степень с рациональным показателем

Мы уже знакомы с понятием степени с целым показателем. Давайте разберемся, что такое степень с рациональным показателем.

Рациональный показатель – это выражение вида \(\frac

\), где \(p\)-некоторое целое число, а \(q\) – натуральное число, причем \(q\ge2\).

Положительное число \(a\) в рациональной степени \(\frac

\) является арифметическим корнем степени \(q\) из числа \(a\) в степени \(p\):

Обращаем ваше внимание, что

Неважно в каком порядке – сначала извлечь корень или возвести в степень, от этого смысл выражения не теряется. Как удобнее, так и считайте.

Пусть есть некоторое положительное число \(a\) и целое число \(p\), тогда справедливы следующие соотношения:

где \(k\) и \(q\) – натуральные числа большие 1.

Давайте попробуем их доказать:

Из определения степени с рациональным показателем следует, что:

Опять из определения и свойства корня n-й степени следует:

Третья формула на наш взгляд очевидна, просто сократить степень справа и получите исходное выражение.

Свойства степени с рациональным показателем

Пусть \(a\) и \(b\) – некоторые положительные числа, а числа \(m\) и \(n\) – рациональные числа. Тогда выполняются соотношения:

При умножении степеней с рациональным показателем и одинаковым основанием их показатели степени складываются.

При делении степеней с рациональным показателем и одинаковым основанием их показатели степени вычитаются.

При возведении степени с рациональным показателем в степень с рациональным показателем их показатели перемножаются.

Степень с рациональным показателем от произведения двух положительных чисел равна произведению степеней этих множителей.

Степень с рациональным показателем от частного двух положительных чисел равна частному степеней этих чисел.

И еще два очень важных свойства степеней. Они вам понадобятся при решении показательных уравнений и неравенств.

Пусть опять есть некоторое положительное число \(a>1\) и рациональные числа \(n\) и \(m\).

При \(n \gt 0\) \(a^n \gt 1\),

При \(n \lt 0\) \(0 \lt a^n \lt 1\).

Если же \(a \gt 1\) и \(n \gt m\), то

Если \( 0 \lt a \lt 1 \) и \(n \gt m\), то

Разберем несколько примеров:

Так как основание степени больше единицы \(3 \gt 1\) и \(\frac<1> <3>\lt \frac<1><2>\).

Так как \(0 \lt \frac<1> <5>\lt 1\) и \(\frac<1> <3>\lt \frac<1><2>\)

Описание урока

От успешной сдачи государственного экзамена по математике зависит поступление в высшее учебное заведение. Степень с рациональным показателем – важная тема, изучение которой необходимо для успешной подготовки к ЕГЭ. От того, насколько хорошо она освоена, зависит в будущем, насколько легко будет решать уравнения и производить более сложные операции с числами. Задание номер 15 строится на умении работать с такими степенями. Чтобы понимать, о чём идёт речь, стоит ознакомиться с определением степени с рациональным показателем и её основными свойствами, которые пригодятся и при работе с функциями.

Важно запомнить, что число А не должно быть меньше 0, а число q не равно 1.

Свойства степени с рациональным показателем

Знание свойств степеней с показателем, равным рациональному числу, облегчает работу с уравнениями и функциями, где содержатся такие выражения. Внимательно их изучив, можно достаточно быстро выполнять задания, что немаловажно в процессе написания ЕГЭ.

Одно из основных свойств: произведение двух степеней с одинаковым основанием равно основанию в степени, равной сумме степеней двух множителей.

При делении степеней с рациональным показателем из показателя делимого вычитают показатель делителя. У степени с рациональным показателем есть и другие свойства, которые также присущи степени с обыкновенным показателем. Их легко запомнить, а чтобы примеры помогли внимательнее рассмотреть свойства, посмотрите видео, в котором о них рассказывается подробнее.

Источник

Алгебра и начала математического анализа. 10 класс

Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 10 класс

Урок №17. Степень с рациональным и действительным показателем.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

2) определение степени с рациональным и действительным показателем;

3) нахождения значения степени с действительным показателем.

Если n- натуральное число, Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0, m— целое число и частное Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0является целым числом, то при Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0справедливо равенство:

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0.

При любом действительном х Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0и любом положительном а Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0) степень Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0является положительным числом:

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Но если основание степени а=0, то степень Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0определяют только при Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0и считают, что Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

При Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0выражение Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0не имеет смысла.

Колягин Ю.М., Ткачева М.В, Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2014.

Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 10 кл. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Пример: вычислим Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Мы можем представить Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0, тогда

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Таким образом, мы можем записать

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0или Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

На основании данного примера можно сделать вывод:

Если n- натуральное число, Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0, m— целое число и частное Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0является целым числом, то при Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 00 справедливо равенство:

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0.

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Таким образом, степень определена для любого рационального показателя r и любого положительного основания а.

Если Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0, то выражение Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0имеет смысл не только при Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 00, но и при а=0, причем, Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0Поэтому считают, что при rПредставить в виде степени с рациональным показателем считая что a 00 выполняется равенство Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Пользуясь формулой Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0степень с рациональным показателем можно представить в виде корня и наоборот.

Рассмотрим несколько примеров:

Отметим, что все свойства степени с натуральным показателем, которые мы с вами повторили, верны для степени с любым рациональным показателем и положительным основанием, а именно, для любых рациональных чисел p и q и любых Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 00 и Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 00 ы следующие равенства:

Разберем несколько примеров, воспользовавшись данными свойствами:

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

В числителе вынесем общий множитель ab за скобки, в знаменателе представим корни в виде дробных показателей степени:

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

А теперь дадим определение степени с действительным показателем, на примере Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0.

Пусть Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0последовательность десятичных приближений с недостатком Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0:

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Эта последовательность стремится к числу Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0, т.е. Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Числа Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0являются рациональными, и для них определены степени Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0т.е. определена последовательность Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Можно сделать вывод, что данная последовательность стремится к некоторому действительному числу, которое обозначают Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0, т.е. Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0.

Опредление степени с действительным показателем.

При любом действительном х Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0и любом положительном а Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0) степень Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0является положительным числом:

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Но если основание степени а=0, то степень Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0определяют только при Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0и считают, что Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

При Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0выражение Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0не имеет смысла.

Для степени с действительным показателем сохраняются все известные свойства степени с рациональным показателем, из которых следует теорема.

Теорема. Пусть Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0и Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0. Тогда Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0.

По условию Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0. Поэтому, по свойству 1 имеем
а^(х₂)Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0. Умножив обе части этого равенства на положительное число Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0, получим Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0. По свойству умножения степеней получаем: Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0, т.е. Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0.

Из данной теоремы вытекают три следствия:

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0.

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0.

Эти теорема и следствия помогают при решении уравнений и неравенств, сравнении чисел.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Пример 1. Сравнить числа Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Сравним показатели Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Источник

Презентация по математике «Степень с рациональным показателем и ее свойства»

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Описание презентации по отдельным слайдам:

Степень с рациональным показателем и ее свойства.

«Люди, незнакомые с алгеброй, не могут представить себе тех удивительных вещей, которых можно достигнуть… при помощи названной науки». Г.В.Лейбниц Алгебра открывает перед нами двери в лабораторный комплекс «СТЕПЕНЬ С РАЦИОНАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ».

Степень с рациональным показателем Если m — целое, а n — натуральное число и n≥2, то Частные случаи:

Свойства степени с рациональным показателем

Лаборатория «Основы». Дайте определение степени с дробным показателем. Для какого дробного показателя определена степень с основанием равным нулю? Определяется ли степень с дробным показателем для отрицательного основания?

Представьте степень с дробным показателем в виде корня: 1. 2. 3. не имеет смысла 4. 5.

Представьте в виде степени с дробным показателем: 1. 2. 3. 4. 5.

Лаборатория «Действия над степенями». Возьмите на заметку: Расстояние от Земли до туманности Андромеды выражается числом: 95000000000000000000 = 95 · 10 18, оно называется квинтиллион. Масса Солнца в граммах выражается числом 1983 · 10 30 гр. – нональон.

Упростите выражения и вычислите их значения, применяя свойства степени: 1. 2. 12,5 3. 3

Применяя свойства степеней сравните выражения: 1. 2. 3. >

Заполните пропуски так, чтобы получилось верное равенство: 1. 2 2. Лаборатория «Исследование степени».

Сократите дробь: 1. 2. 3. Молодцы!

Упростите выражение: 6

Самостоятельная работа. В а р и а н т 1. В а р и а н т 2. №1 Вычислите: №2 Упростите выражение:

Домашнее задание: № 628 (а, в) № 630 Prezentacii.com

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Номер материала: ДВ-064547

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр

Время чтения: 2 минуты

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Минпросвещения разработает внеучебные курсы для школьников

Время чтения: 1 минута

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Представить в виде степени с рациональным показателем считая что a 0

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *