Предпрофильный класс это что такое
Предпрофильный класс это что такое
МЕЛ: Что такое предпрофессиональные классы, как туда поступить и какие бонусы они дают
У родителей всегда много вопросов по поводу образования ребёнка: в какую школу пойти, как успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз мечты. Заместитель директора Городского методического центра Михаил Бородин в эфире программы «Радиошкола» рассказал, что такое предпрофессиональное образование, как попасть в такой класс и почему успешные компании готовы сотрудничать со школьниками.
Что такое предпрофессиональные классы и чем они отличаются от профильных?
Во время профильного обучения школьники углублённо изучают некоторые предметы, им дают академические знания и базу. А в программы предпрофильного образования, помимо этого, включены ещё и практико-ориентированные курсы, которые знакомят детей с будущей профессией.
Они организованы по формуле «школа+ вузы-партнёры + работодатели». То есть это образование не только внутри школьной среды.
Ребята посещают практикумы, экскурсии и мастер-классы на площадках столичных университетов. Они заранее знакомятся с теми преподавателями, с тем вузом, в который планируют поступать. Например, в инженерном классе школьники серьёзно занимаются математикой и физикой, но при этом в учебном плане у них есть и программирование, и робототехника, и прототипирование. Важно, что это не теоретические курсы. Они проводятся в предпрофессиональных лабораториях, то есть это слово применимо и к учебной среде.
Школы, которые участвуют в проектах предпрофессионального образования, оснащены современным оборудованием, там есть 3D-принтеры, сканеры, сканирующие микроскопы.
В общем, это серьёзная среда, в которой есть профессиональные инструменты для современных востребованных профессионалов: врачей, инженеров, специалистов в сфере информационных технологий и сфере науки.
Есть ещё один нюанс. Когда ребёнок выбирает себе направление, например, связанное с лабораторным химическим анализом, и тратит на это своё время, ходит на практикумы в университете и на площадки работодателей, ему нужна поддержка школы. И она идёт навстречу интересам и достижениям ученика. Его участие в предпрофессиональной конференции и мероприятиях университетов часто засчитывается как результаты школьной программы.
На мой взгляд, сегодня у московских школьников, в принципе, есть множество возможностей дополнительно показать себя и приобрести преимущество за счёт городских проектов. Это не только предпрофессиональное образование: есть масса разных мероприятий, конференций, комплекс ГТО, благодаря которым можно получить дополнительные баллы для вуза.
В каком классе начинается предпрофессиональное обучение?
Предпрофессиональное образование начинается в 10–11-х классах, но определиться с направлением лучше ещё раньше. Тогда у ребёнка заранее будет доступ к лабораторному оборудованию, занятиям в университетах и на площадках работодателей, потому что предпрофессиональное образование открыто для всех.
На нашем сайте есть мероприятия, на которые может зарегистрироваться любой ученик. А сами школы, которые развивают предпрофессиональное образование, используют все ресурсы, чтобы дать ребёнку возможность попробовать себя на практике. В этом смысле предпрофессиональное обучение связывает основное и дополнительное образование, потому что в этих школах и лабораториях часто проводят разные технологические кружки.
Сейчас в каждом районе Москвы ребёнок может найти такую школу и такую среду. Самый востребованный проект – инженерный класс, они открыты в 110 московских школах. Причем эти инженерные лаборатории доступны не только ученикам из этой школы, но и из соседних. Получается, она работает как межрайонный центр предпрофессионального образования.
Второе направление – медицинский класс. Семьдесят одна школа в Москве открыла их, начала сотрудничество с медицинскими учреждениями и подготовку будущих врачей. Ещё одно очень важное направление – академический, или научно-технологический класс. В 2019 году появился также информационно-технологический класс. Есть востребованное и уже организованное кадетское образование. И самое новое направление – педагогический класс, оно было открыто только в этом году.
В предпрофессиональный класс может попасть любой ребёнок?
Сейчас никаких дополнительных испытаний для этого не требуется: мы и так видим весь образовательный путь ребёнка. Электронный журнал, электронная школа, отчёты классных руководителей, работа школьного коллектива демонстрируют то, где ребёнок себя уже пробовал. При этом, конечно, самое главное – это желание самого ученика.
Пожалуй, единственным исключением можно назвать IT-класс. При запуске этого проекта проводили предварительное онлайн-тестирование для того, чтобы дети себя попробовали и поняли, насколько им сложно решать задачи, связанные уже с серьёзным IT. После этого они уже принимали решение, идти в IT-класс или попробовать себя в чём-то другом.
Чем вузы-партнёры помогают школам?
Вместе со школами они создают программы курсов, практикумов, проводят на своей площадке много разных занятий, в том числе неучебных. Сегодня все университеты ввели правила приёма, благодаря которым учитывают индивидуальные достижения ребят при поступлении. На данный момент предпрофессиональное образование даёт от пяти до десяти баллов дополнительно.
У каждого школьника в предпрофессиональном классе есть возможность приобрести эти дополнительные баллы, участвуя в трёх ключевых городских мероприятиях.
1. Экзамен. В нём участвуют распределённые по сети университетов-партнёров проекты, и результаты засчитываются как дополнительные баллы при поступлении в университет.
2. Предпрофессиональная олимпиада (соревнования, олимпиады, а также электронные задачи на компьютере).
3. Предпрофессиональные конференции (для инженеров – «Инженеры будущего», для медиков – «Старт в медицину», для академиков проводятся конференции «Наука для жизни»).
Такие конференции – не про чтение рефератов или обсуждение каких-то абстрактных идей. Ученики предпрофессиональных классов выполняют практико-ориентированные исследования и проекты. В качестве экспертов приглашаются работодатели, представители университетов. И, естественно, чем качественнее исследование, тем больше шансов стать победителем.
Откуда приходят работодатели?
На самом деле, в сотрудничестве больше заинтересованы именно работодатели, и они сами ищут интересные для них школы. Она, в свою очередь, в выборе никак не ограничена, выбирает любого партнёра и занимается любым из направлений.
Каждый год на конференциях ученики представляют чуть больше 4000 проектов, большая часть которых имеет потенциал для продолжения и внедрения. Все они выполнены под руководством университетов и потенциальных работодателей. Это один из самых важных моментов в нашем сотрудничестве. Например, в инженерном классе ребята выступали совместно с потенциальным работодателем и показывали свои достижения на Международном инженерном форуме.
Сейчас все работодатели широко используют формат экскурсии, приглашения на практику. Стажировка – это пока новый опыт, который на сто процентов ещё не используют. Но уже есть такая практика, как составление отложенных трудовых договоров. Московские школьники заключают с работодателями соглашения, где прописано, куда их пригласят после того, как они приобретут необходимую компетенцию и получат высшее образование.
Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» – проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии – педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».
Зачем нужны предпрофессиональные классы
Что такое предпрофессиональные классы
Предпрофессиональные классы можно рассматривать как один из видов профильного обучения школьников, включающий курсы с практической ориентацией в выбранной специальности. В организации предпрофессиональных классов кроме школ участвуют еще вузы и представители работодателей.
Во время учебы школьники знакомятся с выбранным вузом, посещают практикумы и мастер-классы, для них организуются экскурсии. Ребята получают возможность познакомиться с преподавателями.
Пример: в инженерных предпрофессиональных классах углубленно изучают следующие практико-ориентированные курсы:
Программы обучения включают такие современные направления, как моделирование, прототипирование, работа с большими данными, социальный инжиниринг.
Курирует проект организации предпрофессиональных классов Департамент образования г. Москвы. Школы, участвующие в проекте, получают финансирование на оснащение современным оборудованием. В них есть 3D-принтеры, 3D-сканеры, сканирующие микроскопы и другое высокотехнологичное оборудование. В каждой школе есть куратор проекта.
Учащиеся атомных классов при выполнении лабораторной работы по определению коэффициента трения изучают, как на него влияют особенности атомарной структуры поверхности. Для этого они используют силовой микроскоп.
Предпрофессиональные классы помогают учащимся сделать осознанный выбор профессии и сориентироваться на рынке труда. Кроме того, они прививают вкус к постоянному обучению и познанию нового.
Кто учится в предпрофессиональных классах
Предпрофессиональные классы организованы для школьников 10-11 классов. Но лучше, если будущие выпускники раньше начнут определяться с выбором специализации, поскольку площадка предпрофессионального образования открыта для всех желающих. Так, с 19 сентября по 11 октября 2020 г. учащиеся 8-11 классов московских школ могут принять участие в конкурсе «Моя профессия в медицине».
Наиболее востребованы кадетские классы, которые открыты в 249 школах г. Москвы и имеют не только военно-техническую специализацию. В них есть, например, дипломатическое направление, где учащиеся изучают иностранные языки и правила ведения переговоров и официальной переписки. Кадеты углубленно изучают историю и участвуют в патриотических мероприятиях. Они всегда идут отдельным строем в маршах Победы на Поклонной горе. Любой военный вуз с удовольствием примет таких студентов.
В 110 школах есть инженерные классы, причем занятия могут посещать ученики соседних школ. В 5 московских школах отдельным направлением выделены курчатовские классы, обучение в которых организовано совместно с Курчатовским институтом. В 6 школах созданы атомные классы при участии МИФИ и Росатома.
Еще одним популярным направлением являются медицинские классы. Они открыты в 71 школе города. Образовательные организации сотрудничают с медицинскими учреждениями, а практические занятия организованы на базе Первого медицинского университета им. И.М. Сеченова. Известен случай, когда ученик предпрофессионального класса спас жизнь пассажира, которому стало плохо на борту самолета, а врачей среди пассажиров не оказалось. Ему помогли полученные знания.
Такие классы способствуют правильной профориентации, начиная со школьной скамьи. Это важно, поскольку одна из проблем медицинских вузов – отчисление до 30% студентов, которые на 2-3 курсе понимают, что не готовы отвечать за жизни пациентов и не хотят быть врачами.
Все цифры относятся к 2020 году, что на 20% больше, чем в 2019. Нет сомнений, что в будущем популярность этого направления только увеличится.
Никакие дополнительные испытания или тесты на профориентацию для поступающих в предпрофессиональные классы не проводятся. Главный фактор – желание ученика Исключение составляют IT-классы, где нужно пройти предварительное онлайн-тестирование.
Участие вузов-партнеров
Разрабатывают программы курсов, проводят учебные и внеучебные занятия. При поступлении предпрофессиональное образование дает от 5 до 10 дополнительных баллов Баллы можно получить за участие в следующих мероприятиях:
Все мероприятия практико-ориентированные и предполагают участие в реальных исследованиях или разработку реальных проектов. Например, дети своими руками делают биохимические анализы или строят роботов.
Предпрофессиональные экзамены состоят из теоретической и практической части, которая включает участие в реальном исследовании или проекте с использованием высокотехнологичного оборудования. Теоретическая часть заключается в компьютерном тестировании, а практическая проходит на территории вуза. За экзамены могут начислить до 10 дополнительных баллов.
На конференциях часть докладов может быть представлена на английском языке.
Участие работодателей
Работодатели очень заинтересованы в подобном сотрудничестве и сами ищут школы с интересными для них предпрофессиональными классами. Часто они предоставляют площадку для разработки проектов с потенциалом для внедрения.
Все работодатели-партнеры проводят экскурсии для учащихся, приглашают пройти у них практику. Начинает внедряться такой формат сотрудничества, как стажировки. Еще одна форма – отложенный контракт.
Школьники могут заключить соглашение о будущем месте работы после окончания вуза и получения нужных работодателю компетенций. Таким образом решается не только проблема, куда поступить после 11 класса, но и где работать выпускнику вуза. А учеба в предпрофессиональных классах становится ступенькой в построении карьеры.
Неудивительно, что популярность предпрофессиональных классов с каждым годом только растет. В 2020 г. численность учеников в них превысила 45 тысяч человек.
Появление предпрофессиональных классов придает динамичность системе образования, которая по своей сути является достаточно консервативной, и позволяет сочетать академичный классический подход, фундаментальность и необходимость перемен.
Предпрофильное и профильное обучение в современной образовательной системе
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающего знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.
К числу таких инновационных изменений относятся:
— введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
— организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;
— изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;
— построение рейтинговой оценки ученика, поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избранному профилю; всё это дополняется портфелем индивидуальных достижений – «портфолио».
Многие изменения встречаются в предыдущем опыте российской школы, но сейчас они претерпели модификацию и рассматриваются на новом уровне развития общества, но есть и такие, которые должны пройти серьезную экспериментальную апробацию для изучения возможности дальнейшего использования в массовой школе.
Эксперимент, проводимый в регионах по профильному обучению, позволит откорректировать теоретические разработки, по необходимости внести изменения, уточнения и дополнении, а возможно от чего-то отказаться.
Предпрофильное и профильное обучение
Раскрывая вопросы организации профильного обучения в общеобразовательной школе, следует определить понятие «профиль».
В концепции Профильного обучения профиль рассматривается как та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающих общим требованиям, существующих в отношении учебной нагрузки. Учащимся предоставляется возможность с помощью комбинации базовых, профильных и элективных курсов выстроить индивидуальную программу или так называемый индивидуальный маршрут получения полного среднего образования, который может позволить к окончанию учебного заведения выйти с разным (но определяемым лично учащимися) уровнем подготовки как минимальным, так и максимально возможным (углубленным или расширенным).
В концепции Профильного обучения предлагаются следующие профили: физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агро-технологический, оборонно-технический, художественный, универсальный. Эти профили не составляют исчерпывающего перечня.
На начальном этапе реализации профильного обучения школа может остановить свой выбор на реализации одного или нескольких профилей, которые являются наиболее востребованными учащимися, но с обязательным условием – наличие ресурсного обеспечения (кадрового, материально-технического, методического и пр.)
Предпрофильное обучение — это подсистема профильного образования старшей школы, выполняющая подготовительную функцию, реализующая принципы вариативности и свободы выбора учащимися элективных курсов. Предпрофильное обучение — основа объективной оценки школьниками способностей к обучению по различным профилям, соответствующим склонностям и интересам, формирования готовности школьников прикладывать усилия для получения качественного образования, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.
Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося 9-го класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.
Физики и лирики: предпрофессиональное образование в вопросах и ответах
Всё больше столичных школ переходит на профильное образование. Количество программ расширяется: к классическим гуманитарным и математическим классам добавляются медицинские, инженерные, кадетские, академические и другие.
Зачем нужно предпрофессиональное обучение?
Главный акцент сделан на формировании навыков и умений для реальной жизни. Кроме того, предпрофессиональное обучение помогает сделать образовательный процесс индивидуальным, ведь он учитывает склонности и способности каждого учащегося. У детей появляется возможность получать знания в соответствии с их профессиональными интересами и планами на будущее.
Много ли таких школ в столице?
Подавляющее большинство. Если в 2010 году доля школ, реализующих более трёх различных программ профильного обучения, составляла около одного процента, то в 2016-м их число выросло до 96 процентов.
В требованиях федерального государственного образовательного стандарта утверждено пять наименований профилей: технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический и универсальный. Но в Москве активно развивается ещё и предпрофессиональное образование, которое направлено на подготовку необходимых городу специалистов. В столичных школах открыты медицинские, инженерные, кадетские, академические (научно-технологические) классы. Предпрофессиональное образование организовано на основе трёхсторонних договоров между школами, вузами и перспективными работодателями.
Кто решает, какие профили надо ввести в той или иной школе?
Проекты по созданию инженерных, медицинских, академических и кадетских классов реализует столичный Департамент образования. А учебные заведения могут войти в любой из проектов при условии соблюдения требований к участию.
Чем отличается профильная программа?
Это не просто углублённое изучение предметов, а практико-ориентированное образование в высокотехнологичных медицинских и инженерных лабораториях, центрах молодёжного инновационного творчества и на площадках медицинских организаций и производственных предприятий.
Учась в предпрофессиональных классах, старшеклассники могут выбрать курсы, связанные с их будущей специальностью: «Медицинскую латынь», «Шаг в медицину», «Основы медицинской статистики», «Десмургию» — в медицинских; «Промышленный дизайн», «Треш-робототехнику», «Лазерные технологии», «Алгоритмику», «Бионику» — в инженерных; «Методы научного исследования», «Теорию вероятности», «Современную селекцию и семеноводство», «Генную инженерию» — в академических. Главный результат такого образования — формирование предпрофессиональных умений и осознанный выбор будущей профессии.
В чём преимущества такой системы?
Предпрофессиональное образование ориентировано на востребованные в Москве специальности. В профильных классах учащиеся осваивают навыки, необходимые любому специалисту. И главное преимущество таких выпускников в том, что они обладают актуальными представлениями о профессиях будущего и владеют современными технологиями.
В предпрофессиональных классах организовано межпредметное обучение. Например, на занятии по математике ребята изучают методы решения задач с параметрами, которые позволят провести расчёт архитектурного сооружения и создать чертёж на интерактивном кульмане на уроке технологии.
В медицинской лаборатории учащиеся применяют знания из области биологии, химии, физики и информатики, чтобы провести лабораторный анализ препаратов с помощью цифрового оборудования. Такое образование развивает умения, без которых не обойтись в современной жизни и в профессии.
Как родители могут помочь сделать правильный выбор?
Главное — помнить, что задача родителей — помочь ребёнку определиться с профессией, а не сделать выбор за него. Поэтому необходимо понять, какие у школьника интересы, что удаётся ему лучше всего. Затем вместе с ребёнком стоит изучить рынок труда, найти информацию о разных специальностях, продумать варианты для дальнейшего образования.
Можно воспользоваться тестами для определения интересов, способностей и личностных качеств. Многие из них есть в свободном доступе. Также стоит пройти тест на профориентацию.
Инженерные, медицинские и кадетские классы
Благодаря инженерным и медицинским классам у ребят появилась возможность заниматься в университетских лабораториях и практиковаться в различных компаниях и на предприятиях. Там они получают бесценные навыки и умения, необходимые для будущей профессии.
В программе «Медицинский класс в московской школе» участвуют Первый МГМУ имени И.М. Сеченова и более 30 медицинских организаций. Такие классы открыты в 81 школе, общее количество учащихся — 4,5 тысячи человек. В них есть цифровые лаборатории, тренажёры, измерительные приборы, оборудование для оказания первой помощи и многое другое. Высокие технологии помогают ребятам осваивать азы микробиологии, биохимию, анатомию и нанотехнологии в медицине.
А всего в распоряжении будущих медиков около 90 видов оборудования, в том числе приборы для измерения давления, частоты дыхания и влажности тела, учебные электрокардиографы. Кроме того, в медицинских классах планируется осваивать латынь и профессиональную терминологию на английском языке.
Занятия проводят не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, а также практикующие врачи. Такая подготовка поможет ребятам понять, готовы ли они стать врачами. Тем же, кто ответит на этот вопрос положительно, будет намного проще поступить в профильный вуз.
Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет общеобразовательные учебные заведения, 17 технических вузов, центры инновационного творчества и более 100 высокотехнологичных предприятий. Участниками программы стали 148 столичных школ и более девяти тысяч учащихся.
Чтобы вывести предпрофессиональную подготовку на новый уровень, школы постепенно оснащают современной техникой. Это цифровые лаборатории, оборудование для 3D-моделирования, изучения структуры материалов, геодезические приборы, нанотехнологические комплексы, атомно-силовые микроскопы, электронные пушки, наборы для архитектурного конструирования и изучения электротехники.
В инженерных классах изучают основы нанотехнологий, нанохимии, компьютерное черчение, геодезию и картографию, промышленную оптику, разработку сверхпроводников и многое другое. Как и в случае с медицинскими классами, занятия проводят не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, а также специалисты предприятий-партнёров.
При поступлении в технические вузы выпускники инженерных классов имеют преимущество. Постоянно участвуя в олимпиадах, форумах и мастер-классах, они успевают накопить дополнительные баллы, которые прибавляются к сумме баллов ЕГЭ.
Ещё одно направление — это кадетские классы. Они есть в 116 столичных школах. В проекте участвуют силовые ведомства и профильные вузы. В таких классах учатся более 10 тысяч московских школьников.
При отборе детей в кадетские классы учитывают успехи в учёбе, физическое развитие и состояние здоровья, степень ориентированности на дальнейший выбор профессии военного. Конкурс при этом составляет от 2,5 до 15 человек на место.
В 2017 году созданы академические классы, в которых учащиеся проводят реальные научные исследования в партнёрстве с научными институтами Федерального агентства научных организаций.
Отложенные трудовые договоры
В 2016 году в столице появился ещё один инструмент профессионального ориентирования школьников — отложенный трудовой договор. Он позволяет столичным высокотехнологичным предприятиям решать проблему поиска перспективных молодых кадров. В свою очередь талантливые школьники не только выбирают профессию, но и заранее решают, в какую компанию они пойдут работать после получения профильного образования.