Предпрофильная подготовка это что значит

Предпрофильная подготовка это что значит

МЕЛ: Что такое предпрофессиональные классы, как туда поступить и какие бонусы они дают

У родителей всегда много вопросов по поводу образования ребёнка: в какую школу пойти, как успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз мечты. Заместитель директора Городского методического центра Михаил Бородин в эфире программы «Радиошкола» рассказал, что такое предпрофессиональное образование, как попасть в такой класс и почему успешные компании готовы сотрудничать со школьниками.

Что такое предпрофессиональные классы и чем они отличаются от профильных?

Во время профильного обучения школьники углублённо изучают некоторые предметы, им дают академические знания и базу. А в программы предпрофильного образования, помимо этого, включены ещё и практико-ориентированные курсы, которые знакомят детей с будущей профессией.

Они организованы по формуле «школа+ вузы-партнёры + работодатели». То есть это образование не только внутри школьной среды.

Ребята посещают практикумы, экскурсии и мастер-классы на площадках столичных университетов. Они заранее знакомятся с теми преподавателями, с тем вузом, в который планируют поступать. Например, в инженерном классе школьники серьёзно занимаются математикой и физикой, но при этом в учебном плане у них есть и программирование, и робототехника, и прототипирование. Важно, что это не теоретические курсы. Они проводятся в предпрофессиональных лабораториях, то есть это слово применимо и к учебной среде.

Школы, которые участвуют в проектах предпрофессионального образования, оснащены современным оборудованием, там есть 3D-принтеры, сканеры, сканирующие микроскопы.

В общем, это серьёзная среда, в которой есть профессиональные инструменты для современных востребованных профессионалов: врачей, инженеров, специалистов в сфере информационных технологий и сфере науки.

Есть ещё один нюанс. Когда ребёнок выбирает себе направление, например, связанное с лабораторным химическим анализом, и тратит на это своё время, ходит на практикумы в университете и на площадки работодателей, ему нужна поддержка школы. И она идёт навстречу интересам и достижениям ученика. Его участие в предпрофессиональной конференции и мероприятиях университетов часто засчитывается как результаты школьной программы.

На мой взгляд, сегодня у московских школьников, в принципе, есть множество возможностей дополнительно показать себя и приобрести преимущество за счёт городских проектов. Это не только предпрофессиональное образование: есть масса разных мероприятий, конференций, комплекс ГТО, благодаря которым можно получить дополнительные баллы для вуза.

В каком классе начинается предпрофессиональное обучение?

Предпрофессиональное образование начинается в 10–11-х классах, но определиться с направлением лучше ещё раньше. Тогда у ребёнка заранее будет доступ к лабораторному оборудованию, занятиям в университетах и на площадках работодателей, потому что предпрофессиональное образование открыто для всех.

На нашем сайте есть мероприятия, на которые может зарегистрироваться любой ученик. А сами школы, которые развивают предпрофессиональное образование, используют все ресурсы, чтобы дать ребёнку возможность попробовать себя на практике. В этом смысле предпрофессиональное обучение связывает основное и дополнительное образование, потому что в этих школах и лабораториях часто проводят разные технологические кружки.

Сейчас в каждом районе Москвы ребёнок может найти такую школу и такую среду. Самый востребованный проект – инженерный класс, они открыты в 110 московских школах. Причем эти инженерные лаборатории доступны не только ученикам из этой школы, но и из соседних. Получается, она работает как межрайонный центр предпрофессионального образования.

Второе направление – медицинский класс. Семьдесят одна школа в Москве открыла их, начала сотрудничество с медицинскими учреждениями и подготовку будущих врачей. Ещё одно очень важное направление – академический, или научно-технологический класс. В 2019 году появился также информационно-технологический класс. Есть востребованное и уже организованное кадетское образование. И самое новое направление – педагогический класс, оно было открыто только в этом году.

В предпрофессиональный класс может попасть любой ребёнок?

Сейчас никаких дополнительных испытаний для этого не требуется: мы и так видим весь образовательный путь ребёнка. Электронный журнал, электронная школа, отчёты классных руководителей, работа школьного коллектива демонстрируют то, где ребёнок себя уже пробовал. При этом, конечно, самое главное – это желание самого ученика.

Пожалуй, единственным исключением можно назвать IT-класс. При запуске этого проекта проводили предварительное онлайн-тестирование для того, чтобы дети себя попробовали и поняли, насколько им сложно решать задачи, связанные уже с серьёзным IT. После этого они уже принимали решение, идти в IT-класс или попробовать себя в чём-то другом.

Чем вузы-партнёры помогают школам?

Вместе со школами они создают программы курсов, практикумов, проводят на своей площадке много разных занятий, в том числе неучебных. Сегодня все университеты ввели правила приёма, благодаря которым учитывают индивидуальные достижения ребят при поступлении. На данный момент предпрофессиональное образование даёт от пяти до десяти баллов дополнительно.

У каждого школьника в предпрофессиональном классе есть возможность приобрести эти дополнительные баллы, участвуя в трёх ключевых городских мероприятиях.

1. Экзамен. В нём участвуют распределённые по сети университетов-партнёров проекты, и результаты засчитываются как дополнительные баллы при поступлении в университет.

2. Предпрофессиональная олимпиада (соревнования, олимпиады, а также электронные задачи на компьютере).

3. Предпрофессиональные конференции (для инженеров – «Инженеры будущего», для медиков – «Старт в медицину», для академиков проводятся конференции «Наука для жизни»).

Такие конференции – не про чтение рефератов или обсуждение каких-то абстрактных идей. Ученики предпрофессиональных классов выполняют практико-ориентированные исследования и проекты. В качестве экспертов приглашаются работодатели, представители университетов. И, естественно, чем качественнее исследование, тем больше шансов стать победителем.

Откуда приходят работодатели?

На самом деле, в сотрудничестве больше заинтересованы именно работодатели, и они сами ищут интересные для них школы. Она, в свою очередь, в выборе никак не ограничена, выбирает любого партнёра и занимается любым из направлений.

Каждый год на конференциях ученики представляют чуть больше 4000 проектов, большая часть которых имеет потенциал для продолжения и внедрения. Все они выполнены под руководством университетов и потенциальных работодателей. Это один из самых важных моментов в нашем сотрудничестве. Например, в инженерном классе ребята выступали совместно с потенциальным работодателем и показывали свои достижения на Международном инженерном форуме.

Сейчас все работодатели широко используют формат экскурсии, приглашения на практику. Стажировка – это пока новый опыт, который на сто процентов ещё не используют. Но уже есть такая практика, как составление отложенных трудовых договоров. Московские школьники заключают с работодателями соглашения, где прописано, куда их пригласят после того, как они приобретут необходимую компетенцию и получат высшее образование.

Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» – проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии – педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

Источник

Статья Организация предпрофильной и профильной подготовки обучающихся

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию. Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным.

Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки

Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.

оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей;

обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;

обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся;

развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на 3-й ступени;

ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.

Этапы предпрофильной подготовки:

пропедевтический (8-й класс);

заключительный (9-й класс).

Задачи пропедевтического этапа:

выявление интересов и склонностей, способностей школьников;

оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;

развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.

Формы организации обучения: элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения»; диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов обучающихся; консультации педагогов и психологов; экскурсии; кружки.

Задачи основного этапа:

обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;

оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;

обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.

Содержание основного этапа:

повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;

комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;

формирование индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами, склонностями, образовательными запросами;

составление оптимального расписания курсов по выбору;

проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;

проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.

Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психологов; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов; экскурсии; кружки.

Задачи заключительного этапа:

собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;

предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;

сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Содержание заключительного этапа:

анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;

ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;

сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;

формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;

комплектование профильных групп.

Формы и методы работы:

анкетирование обучающихся и их родителей;

анализ образовательного рейтинга обучающихся;

С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации элективных курсов, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся, создания познавательной атмосферы для дальнейшего профессионального самоопределения, учебного взаимодействия учителя и ученика в течение учебного года проводилось анкетирование учителей, ведущих элективные курсы. Данные проведенной диагностики помогли подтвердить в целом правильность выбранных перспективных направлений для организационно-содержательных преобразований в предпрофильной подготовке: направленность и содержание элективных курсов, состав педагогов, модель, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей.

Результаты анкетирования педагогов показали, что учителя используют различные педагогические технологии, методы стимулирования и мотивации обучающихся, разнообразные формы проведения занятий элективных курсов:

подготовка и защита проектов, рефератов;

проведение практических занятий, исследований, экспериментов;

деловые и ролевые игры;

Практика работы показала, что сложность в организации работы обучающихся на занятиях элективных курсов связана с разным уровнем подготовки обучающихся, поэтому при планировании работы на текущий учебный год были учтены пожелания и предложения по организации элективных курсов, высказанные учителями, ведущими элективные курсы не первый год:

для того чтобы обучающиеся более осознанно подходили к выбору профиля были даны консультации педагогами, классными руководителями, педагогом- психологом;

созданы группы мотивированных обучающихся на профиль.

1) анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся;

2) психологическая диагностика, целью которой было:

изучить и проанализировать личностно-психологические особенности, склонности и интересы детей;

индивидуальные и групповые консультации с педагогом-психологом, целью которых было соотнести желания обучающихся со способностями, интересами и возможностями;

3) индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;

4) элективный курс «Основы выбора профессии и профессионального самоопределения».

Чрезвычайно актуально, чтобы обучающиеся старших классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, системе профтехобразования округа. С этой целью школа работает в тесном контакте с Центром занятости населения, организует экскурсии на предприятия города, встречи с представителями учебных заведений округа.

Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводила следующие мероприятия:

классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного и профильного обучения, ожидаемыми результатами работы;

индивидуальные консультации, беседы;

анкетирование обучающихся 8-9х классов и их родителей;

Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.

Федеральные нормативные правовые документы, регламентирующие государственную политику в сфере общего образования, главной его задачей определяют обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Среди мер, обеспечивающих государственные гарантии качественного образования, выделяется отработка системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение, как одно из условий повышения качества общего образования за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного образовательного процесса.

Таким образом, на основе письменных заявлений обучающихся были сформированы группы по следующим профилям:

10 класс – химико-биологический; социально-гуманитарный; физико-математический.

С целью создания условий для дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников, помимо профильных предметов им были предложены элективные курсы. По своему назначению они поделены на три типа.

1) Обеспечивают более высокий уровень изучения базовых учебных предметов, помогают подготовиться к сдаче ЕГЭ;

2) обеспечивают повышенный уровень изучения одного из профильных предметов;

3) способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем, приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Темы элективных курсов:

Трудные случаи синтаксиса»;

«Уравнения и неравенства с параметрами»;

«Тригонометрия в системе»;

«Трудные и дискуссионные вопросы истории»;

«Основы экономических знаний»;

«Трудные вопросы в курсе биологии»;

«Химия в задачах и ответах»;

Реализация целей профильного обучения возможна при условии создания профильных групп, материально-технической базы и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения.

Для отслеживания результатов профильного обучения, выявления проблем, планирования дальнейшей работы проводится анкетирование обучающихся, родителей, педагогов, осуществляется промежуточный и итоговый контроль, показывающий, насколько эффективна система профильного обучения.

Результативность работы профильных групп

Количество обучающихся 10 классов, выбравших профиль

Как показывает диаграмма: в 2014-2015 учебном году обучающиеся 10 классов выбирали социально-гуманитарный профиль (8), физико-математический(5), в 2015-2016 учебном году обучающиеся 10 класса выбирали социально-гуманитарный профиль (8), химико-биологический (3).

Количество обучающихся 11 классов, выбравших профиль

Как показывает диаграмма: в 2014-2015 учебном году обучающиеся 11 класса выбирали социально=гуманитарный профиль (5), химико-биологический (4), в 2015-2016 учебном году обучающиеся 11 класса выбирали социально=гуманитарный профиль (8), физико-математический (5).

Как показывает диаграмма: в 2014-2015 учебном году обучающиеся 10 классов выбирали социально=гуманитарный профиль (8), физико-математический(5), в 2015-2016 учебном году обучающиеся 10 класса выбирали социально=гуманитарный профиль (8), химико-биологический(3).

Источник

Теоретические основы предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Сущность и значение предпрофильной подготовки.

Теоретические основы предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Сущность и значение предпрофильной подготовки

В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая ученику девятого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения.

– неадекватная самооценка, рассогласование «Я»-идеального и «Я»-реального;

– отсутствие четкого представления о направлении продолжения образования;

– размытые представления о своих ценностных ориентациях в отношении будущей профессии;

– недостаточная мотивация профессионального выбора;

– несовпадение идеального и реального образа выбираемой профессии;

Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.

Задачи предпрофильной подготовки:

— выявление интересов и склонностей, способностей школьников, развитие способов самопознания;

— формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

— оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о ценностях профиля обучения, профессии;

— развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность в профильном обучении, будущей профессиональной деятельности;

Педагогу необходимо обеспечить:

— вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (создание условий проектирования индивидуальных образовательных траекторий);

— практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

— формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в старшей школе;

— информирование школьников о рынке труда, многообразии профессий, профессиональных учебных заведений, связях вуз-профессия, завершение развития профильной ориентации.

Выделяют два вида организационных моделей. Локальная модель – если предпрофильная подготовка осуществляется на основе ресурсов одного образовательного учреждения. Сетевая модель – если образовательное учреждение не способно полностью обеспечить запросы школьников и требует целенаправленного и организованного привлечения ресурсов иных образовательных учреждений.

Основными формами предпрофильной подготовки являются:

— курсы по выбору, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения. Они реализуются в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы и решают ряд специальных образовательных задач.

Выделяют следующие виды курсов: подготовительные, ориентационные, развивающие. Содержание и форма организации предметных (развивающих) курсов должны быть направлены на расширение знаний ученика по тому или иному учебному предмету. Ориентационные курсы представляют собой занятия, способствующие самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Курсы рекомендуется организовывать в виде учебных модулей и делать их относительно краткосрочными ;

— муниципальная образовательная сеть, которая должна включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения профессионального и дополнительного образования, обладающие ресурсами для проведения предпрофильной подготовки, а также муниципальные методические и психологические службы, выполняющие различные вспомогательные функции, например подготовка кадров, оказание консультативной помощи учащимся и родителям;

— информационная работа – спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети, о возможном выборе профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способах деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

Она включает в себя организованное знакомство учащихся старших классов основной школы с местными образовательными учреждениями (для возможного продолжения образования после окончания 9 классов), изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ, посещение дней открытых дверей и др.:

Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся 9 класса, консультирование, организация «пробы сил» имеют целью оказание учащимся психолого-педагогической поддержки и проектирование продолжения обучения в профильных и универсальных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Профильная ориентация способствует принятию школьниками решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;

При завершении предпрофильной подготовки выпускников основной школы желательно учитывать не только академические достижения, но и уровень социальной зрелости учащихся, выраженной в готовности к самостоятельному выбору профиля обучения. Под готовностью учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения понимается способность к самостоятельной, ответственной и осознанной формулировке запроса к образовательному учреждению, связанного с дальнейшей образовательной и профессиональной деятельностью.

Предпрофильная подготовка будет эффективна, если она будет осуществляться с использованием развивающихся технологий, новых деятельностных систем обучения, где содержание предмета становится средством развития мотивации познавательных интересов учащихся.

Таким образом, предпрофильная подготовка – это система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению подрастающего поколения в выборе предпочтительных видов профессиональной деятельности и соответствующих направлений последующего обучения. Основными формами предпрофильной подготовки являются курсы по выбору, информационная и ориентационная работа, портфолио. Результатом предпрофильной подготовки является сформированность у школьника готовности к выбору профиля обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *