Предпрофессиональное образование в музыкальных школах что это

Дополнительное музыкальное образование детей в ДМШ и кружках

Дополнительное музыкальное образование дети могут получить в кружках и секциях домов творчества или дворцов культуры, специализированных студиях, частных досуговых центрах, но основные организации, занимающиеся подготовкой будущих профессионалов и просто художественно-эстетическим развитием подрастающего поколения, – это детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ). Эти учреждения могут работать как самостоятельные единицы или входить в структуру вузов – консерваторий и институтов культуры.

Принципы обучения

Предпрофессиональное образование в музыкальных школах что это

Система дополнительного музыкального образования выполняет две главные задачи:

В соответствии с этими двумя задачами обучение музыке по дополнительным программам делится на предпрофессиональное и общеразвивающее.

Предпрофессиональное

Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности (фактически это своего рода ранний предуниверсарий для тех, кто собирается поступать в музыкальные вузы) и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.

Все программы дополнительного предпрофессионального музыкального образования ДМШ и ДШИ разрабатывают с учетом ФГТ (федеральных государственных требований), утвержденных Минкультуры РФ. Учиться можно только очно на бюджетном или платном отделении. Количество бесплатных мест зависит от квот на прием, выделенных по распоряжению муниципальных управлений культуры.

Профили

Учебные предметы по предпрофессиональным программам должны вести специалисты со средним или высшим образованием по соответствующему профилю.

Аккредитацию ДМШ и ДШИ не проходят (для ведения дополнительной образовательной деятельности им достаточно лицензии), поэтому детям, освоившим предпрофессиональные программы, вручают свидетельства не государственного, а установленного музыкальными школами образца.

Общеразвивающее (любительское)

Работа по общеразвивающим программам нацелена на эстетическое воспитание детей, не стремящихся сделать музыку своей профессией. ФГТ на этот вид программ не распространяются – школы, центры искусств, кружки и студии разрабатывают их самостоятельно с учетом возрастных категорий и запросов желающих получить дополнительное общеразвивающее музыкальное образование разных профилей. Ориентиром, на который при составлении собственных программ опираются учебные заведения, служат рекомендации Министерства культуры, изложенные в Письме N 191-01-39/06-ГИ от 21.11.2013.

Программы

Обучение на любительском уровне может проходить по тем же предметам, что и на предпрофессиональном. Ориентировочный перечень общеразвивающих программ:

Классы раннего эстетического развития детей и подготовительные группы ДМШ организуют в основном для тех, кто хочет поступить в музыкальную школу. Продолжительность обучения в таких классах – 1 год.

Условия поступления и сроки обучения

Прием заявлений на поступление в музыкальную школу для обучения по предпрофессиональным программам проводится с 15.04 по 15.06. Если необходим дополнительный набор, его объявляют с 15.08 по 30.08. Возраст детей, которых принимают на бюджетное отделение, рассчитывают таким образом, чтобы к моменту окончания учебы выпускнику еще не исполнилось 18 лет.

Нормативные сроки обучения по уровням:

Последний, шестой (или девятый), год предусмотрен для особо одаренных детей, которые в дальнейшем хотят работать в области культуры и искусства, а потому готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Программы/ ОтделениеВозраст (лет)Срок обучения (лет)
Предпрофессиональные6,58 (9)
8–105(6)
Общеразвивающие6–171–5
18–25
Подготовительное3–61
Платное3,5–25+Зависит от специальности

В соответствии с законом об образовании прием поступающих на все отделения происходит по результатам вступительных испытаний для выявления музыкальных способностей.

На отделение предпрофессионального образования детей принимают согласно регламенту, установленному приказом Министерства культуры РФ № 1145. Вступительные испытания для поступления на общеразвивающие и предпрофессиональные программы могут различаться. Школы самостоятельно устанавливают их формы.

ПрограммыКритерии
ОбщеразвивающиеСлух
Ритм
Память
ПредпрофессиональныеСлух — звуковысотная ориентация (воспроизведение)
Ритмическое восприятие
Ассоциативное восприятие
Зрительная, словесная память
Мышление
Воображение

Методы проверки способностей зависят от выбранной специальности. При поступлении на хоровое отделение попросят справку от фониатра, на струнное – проверят пластичность рук, а для игры на духовых инструментах важен правильный прикус. Отбор производит комиссия в составе не менее трех человек. В нее должны входить представители каждого отделения. Решение о зачислении принимает педагогический совет.

ДМШ и ДШИ дают дополнительное музыкальное образование высокого уровня. Получить его имеют право все, кто прошел вступительное прослушивание. Большинство выпускников в дальнейшем не станет профессиональными вокалистами или инструменталистами, но зато они будут настоящими любителями и искушенными ценителями музыкальных произведений разных жанров – и это очень важно, ведь для развития и вообще существования искусства нужны не только творцы, но и те, кто сможет по достоинству оценить их творения.

Источник

Реформа музыкального образования: почему нам нужны дилетанты

Предпрофессиональное образование в музыкальных школах что это

Предпрофессиональное образование в музыкальных школах что это

Анна Кочарова, МИА «Россия сегодня»

В моем советском детстве девочек из хороших семей было принято отдавать учиться в музыкальные школы. Наиболее способные попадали на фортепиано, те, кто не отличался особыми талантами — на другие, вроде как второстепенные инструменты.

Семилетняя учеба в музыкалке была своего рода повинностью для детей, которые перед зачетами нервничали, побаивались педагогов, а сдав последний экзамен, говорили, что ненавидят музыку.

Устоявшаяся система музыкального образования была ориентирована на отбор лучших и забвение середняков. Мы выпускали (и продолжаем выпускать) выдающихся профессионалов, недаром российские академические музыканты востребованы во всем мире, это наш неизменный успешный «экспорт». Этим стоит гордиться. Но что же с теми, которые не дотягивают до верхней планки?

С этого года музыкальные школы Москвы перешли на новую систему обучения — образование делится на предпрофессиональное и любительское. Вторая программа предполагает меньшее время на специальность, то есть занятия по основному инструменту.

Зато по-прежнему обязателен хор, сольфеджио, музлитература и слушание музыки для младших классов.

Попытка реформировать методики преподавания совпала и с реорганизацией школ. В итоге педагоги пребывают в замешательстве, если не сказать в ужасе — объединения грозят сокращениями педагогических составов, а введение различных вариантов платного обучения не сулит, увы, ощутимой прибавки к зарплате. Одновременно от преподавателей требуют того, на что по-хорошему нужны годы: начать учить детей по-новому, интересно и современно. Что означает только одно — прежде всего, переделать самих себя. Ведь можно сколько угодно говорить о том, как нужно учить, но реализовать это на деле невероятно сложно.

Инструмент требует от детей и их родителей огромных усилий. Постоянные самостоятельные занятия дома, большой и часто обновляющийся репертуар, изнуряющие (если работа идет по-настоящему) индивидуальные занятия с педагогом. Так учат профессионалов, тех, кто готов вкалывать сегодня на некий результат в будущем. Выучи сегодня 10 этюдов — и через год, возможно, подумаем о подготовке к конкурсу. Это профессиональная история, которая — совершенно точно — не годится для обычных занятий музыкой.

По статистике, не более 10% учеников районных музыкальных школ в итоге выбирают музыку в качестве своей профессии. А что остальные 90%? Чего хочет ребенок, подходя к инструменту? Научиться подобрать любимую мелодию, уметь сымпровизировать, спеть в компании друзей под собственный аккомпанемент. И хочется ведь сразу, через месяц-другой после начала занятий уже быть в состоянии что-то такое «изобразить», а не бесконечно, целый год учить двумя пальцами «Василек». А еще — чтобы похвалили, и педагог, и родственники-друзья.

Но занятия музыкой — это ведь и еще амбиции педагога. Представить лучших на зачете, выдвинуть своих на концерт, быть на хорошем счету в школе, методкабинете… Тратить время и силы в таком случае стоит на успешных, а остальные уже как-нибудь, двумя-тремя пальцами домучают свою программу.

Сложившаяся десятилетиями система нашего дополнительного музыкального образования была ориентирована на выявление талантов. Она работала и продолжает работать без сбоев. Но очевидно, что сегодня мы начинаем ощущать и понимать ценность другого — человека среднестатистического, но разносторонне образованного. Для этого зрителя стали обязательными походы на выставки современного искусства и музеи, в лучшие театры, на интеллектуальное кино. Но в списке приоритетов такого зрителя гораздо реже значится академическая музыка.

Конечно, филармонии, по крайней мере, в крупных городах, вряд ли могут пожаловаться на пустые места в залах, особенно на топовых концертах. Например, абонементы в Московскую филармонию разлетаются, как горячие пирожки в первые недели продажи. Но в той же филармонии признают: пока не удается воспитать новые поколения слушателей, для которых походы в академические залы стали бы образом жизни, насущной потребностью, если хотите.

Умение слушать и понимать классическую музыку — вот каким должен быть итог обучения в музыкальной школе. Чтобы академическая музыка, наравне с рок- и поп- стала неотъемлемой частью жизни. Ходить на концерт, чтобы отдыхать и получать удовольствие. Или просто — в транспорте «воткнуть» в уши Моцарта с Бетховеном. Зачем? Затем, что это делает нашу жизнь разнообразнее, расцвечивает ее, дает возможность переключиться, остановиться и подумать.

Предпрофессиональное образование в музыкальных школах что это

В середине 1970-х годов венесуэльский дирижер и композитор Хосе Антонио Абреу устроил в стране настоящую музыкальную революцию. Он сумел убедить уличных подростков и их родителей, что музицирование и занятия академической музыкой — это дорога в светлое будущее. В итоге в стране была создана «Система» — разветвленная структура детских и юношеских оркестров, в которых играет порядка 350 тысяч человек. Говорят, таким образом в стране не только вырастили целое поколение музыкально увлеченных людей, но и побороли частично преступность.

Главное, чего не хватает нашему музыкальному образованию — это умения ценить каждого ребенка за его старания, вне зависимости от результата. Я уверена, что музыкальные школы не должны выпускать ежегодно десятки мацуевых. Но они должны давать детям возможность проявить себя. Ведь помимо высоких материй, занятия музыкой развивают координацию и беглость пальцев, образное и абстрактное мышление (недаром музыка в средневековье была сродни математике), учат концентрироваться и владеть с собой. Все это пригодится в жизни, даже если ваш ребенок никак не будет связан с музыкальной профессией в будущем.

Источник

Предпрофессиональное образование в музыкальных школах что это

МЕЛ: Что такое предпрофессиональные классы, как туда поступить и какие бонусы они дают

У родителей всегда много вопросов по поводу образования ребёнка: в какую школу пойти, как успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз мечты. Заместитель директора Городского методического центра Михаил Бородин в эфире программы «Радиошкола» рассказал, что такое предпрофессиональное образование, как попасть в такой класс и почему успешные компании готовы сотрудничать со школьниками.

Что такое предпрофессиональные классы и чем они отличаются от профильных?

Во время профильного обучения школьники углублённо изучают некоторые предметы, им дают академические знания и базу. А в программы предпрофильного образования, помимо этого, включены ещё и практико-ориентированные курсы, которые знакомят детей с будущей профессией.

Они организованы по формуле «школа+ вузы-партнёры + работодатели». То есть это образование не только внутри школьной среды.

Ребята посещают практикумы, экскурсии и мастер-классы на площадках столичных университетов. Они заранее знакомятся с теми преподавателями, с тем вузом, в который планируют поступать. Например, в инженерном классе школьники серьёзно занимаются математикой и физикой, но при этом в учебном плане у них есть и программирование, и робототехника, и прототипирование. Важно, что это не теоретические курсы. Они проводятся в предпрофессиональных лабораториях, то есть это слово применимо и к учебной среде.

Школы, которые участвуют в проектах предпрофессионального образования, оснащены современным оборудованием, там есть 3D-принтеры, сканеры, сканирующие микроскопы.

В общем, это серьёзная среда, в которой есть профессиональные инструменты для современных востребованных профессионалов: врачей, инженеров, специалистов в сфере информационных технологий и сфере науки.

Есть ещё один нюанс. Когда ребёнок выбирает себе направление, например, связанное с лабораторным химическим анализом, и тратит на это своё время, ходит на практикумы в университете и на площадки работодателей, ему нужна поддержка школы. И она идёт навстречу интересам и достижениям ученика. Его участие в предпрофессиональной конференции и мероприятиях университетов часто засчитывается как результаты школьной программы.

На мой взгляд, сегодня у московских школьников, в принципе, есть множество возможностей дополнительно показать себя и приобрести преимущество за счёт городских проектов. Это не только предпрофессиональное образование: есть масса разных мероприятий, конференций, комплекс ГТО, благодаря которым можно получить дополнительные баллы для вуза.

В каком классе начинается предпрофессиональное обучение?

Предпрофессиональное образование начинается в 10–11-х классах, но определиться с направлением лучше ещё раньше. Тогда у ребёнка заранее будет доступ к лабораторному оборудованию, занятиям в университетах и на площадках работодателей, потому что предпрофессиональное образование открыто для всех.

На нашем сайте есть мероприятия, на которые может зарегистрироваться любой ученик. А сами школы, которые развивают предпрофессиональное образование, используют все ресурсы, чтобы дать ребёнку возможность попробовать себя на практике. В этом смысле предпрофессиональное обучение связывает основное и дополнительное образование, потому что в этих школах и лабораториях часто проводят разные технологические кружки.

Сейчас в каждом районе Москвы ребёнок может найти такую школу и такую среду. Самый востребованный проект – инженерный класс, они открыты в 110 московских школах. Причем эти инженерные лаборатории доступны не только ученикам из этой школы, но и из соседних. Получается, она работает как межрайонный центр предпрофессионального образования.

Второе направление – медицинский класс. Семьдесят одна школа в Москве открыла их, начала сотрудничество с медицинскими учреждениями и подготовку будущих врачей. Ещё одно очень важное направление – академический, или научно-технологический класс. В 2019 году появился также информационно-технологический класс. Есть востребованное и уже организованное кадетское образование. И самое новое направление – педагогический класс, оно было открыто только в этом году.

В предпрофессиональный класс может попасть любой ребёнок?

Сейчас никаких дополнительных испытаний для этого не требуется: мы и так видим весь образовательный путь ребёнка. Электронный журнал, электронная школа, отчёты классных руководителей, работа школьного коллектива демонстрируют то, где ребёнок себя уже пробовал. При этом, конечно, самое главное – это желание самого ученика.

Пожалуй, единственным исключением можно назвать IT-класс. При запуске этого проекта проводили предварительное онлайн-тестирование для того, чтобы дети себя попробовали и поняли, насколько им сложно решать задачи, связанные уже с серьёзным IT. После этого они уже принимали решение, идти в IT-класс или попробовать себя в чём-то другом.

Чем вузы-партнёры помогают школам?

Вместе со школами они создают программы курсов, практикумов, проводят на своей площадке много разных занятий, в том числе неучебных. Сегодня все университеты ввели правила приёма, благодаря которым учитывают индивидуальные достижения ребят при поступлении. На данный момент предпрофессиональное образование даёт от пяти до десяти баллов дополнительно.

У каждого школьника в предпрофессиональном классе есть возможность приобрести эти дополнительные баллы, участвуя в трёх ключевых городских мероприятиях.

1. Экзамен. В нём участвуют распределённые по сети университетов-партнёров проекты, и результаты засчитываются как дополнительные баллы при поступлении в университет.

2. Предпрофессиональная олимпиада (соревнования, олимпиады, а также электронные задачи на компьютере).

3. Предпрофессиональные конференции (для инженеров – «Инженеры будущего», для медиков – «Старт в медицину», для академиков проводятся конференции «Наука для жизни»).

Такие конференции – не про чтение рефератов или обсуждение каких-то абстрактных идей. Ученики предпрофессиональных классов выполняют практико-ориентированные исследования и проекты. В качестве экспертов приглашаются работодатели, представители университетов. И, естественно, чем качественнее исследование, тем больше шансов стать победителем.

Откуда приходят работодатели?

На самом деле, в сотрудничестве больше заинтересованы именно работодатели, и они сами ищут интересные для них школы. Она, в свою очередь, в выборе никак не ограничена, выбирает любого партнёра и занимается любым из направлений.

Каждый год на конференциях ученики представляют чуть больше 4000 проектов, большая часть которых имеет потенциал для продолжения и внедрения. Все они выполнены под руководством университетов и потенциальных работодателей. Это один из самых важных моментов в нашем сотрудничестве. Например, в инженерном классе ребята выступали совместно с потенциальным работодателем и показывали свои достижения на Международном инженерном форуме.

Сейчас все работодатели широко используют формат экскурсии, приглашения на практику. Стажировка – это пока новый опыт, который на сто процентов ещё не используют. Но уже есть такая практика, как составление отложенных трудовых договоров. Московские школьники заключают с работодателями соглашения, где прописано, куда их пригласят после того, как они приобретут необходимую компетенцию и получат высшее образование.

Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» – проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии – педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

Источник

Реформа детского музыкального образования: почему нам нужны дилетанты

03.11.2015 15 комментариев Просмотры: 753

Районные музыкальные школы Москвы начали обучать двум направлениям: любительского и предпрофессионального образования. Анна Кочарова задумалась о том, зачем нам образованные любители.

В моем советском детстве девочек из хороших семей было принято отдавать учиться в музыкальные школы. Наиболее способные попадали на фортепиано, те, кто не отличался особыми талантами — на другие, вроде как второстепенные инструменты.Семилетняя учеба в музыкалке была своего рода повинностью для детей, которые перед зачетами нервничали, побаивались педагогов, а сдав последний экзамен, говорили, что ненавидят музыку.

Устоявшаяся система музыкального образования была ориентирована на отбор лучших и забвение середняков. Мы выпускали (и продолжаем выпускать) выдающихся профессионалов, недаром российские академические музыканты востребованы во всем мире, это наш неизменный успешный “экспорт”. Этим стоит гордиться. Но что же с теми, которые не дотягивают до верхней планки?

С этого года музыкальные школы Москвы перешли на новую систему обучения — образование делится на предпрофессиональное и любительское. Вторая программа предполагает меньшее время на специальность, то есть занятия по основному инструменту.

Зато по-прежнему обязателен хор, сольфеджио, музыкальная литература и слушание музыки для младших классов.

Попытка реформировать методики преподавания совпала и с реорганизацией школ. В итоге педагоги пребывают в замешательстве, если не сказать в ужасе — объединения грозят сокращениями педагогических составов, а введение различных вариантов платного обучения не сулит, увы, ощутимой прибавки к зарплате.

Одновременно от преподавателей требуют того, на что по-хорошему нужны годы: начать учить детей по-новому, интересно и современно. Что означает только одно — прежде всего, переделать самих себя. Ведь можно сколько угодно говорить о том, как нужно учить, но реализовать это на деле невероятно сложно.

Инструмент требует от детей и их родителей огромных усилий. Постоянные самостоятельные занятия дома, большой и часто обновляющийся репертуар, изнуряющие (если работа идет по-настоящему) индивидуальные занятия с педагогом. Так учат профессионалов, тех, кто готов вкалывать сегодня на некий результат в будущем. Выучи сегодня 10 этюдов — и через год, возможно, подумаем о подготовке к конкурсу. Это профессиональная история, которая — совершенно точно — не годится для обычных занятий музыкой.

По статистике, не более 10% учеников районных музыкальных школ в итоге выбирают музыку в качестве своей профессии. А что остальные 90%? Чего хочет ребенок, подходя к инструменту? Научиться подобрать любимую мелодию, уметь сымпровизировать, спеть в компании друзей под собственный аккомпанемент. И хочется ведь сразу, через месяц-другой после начала занятий уже быть в состоянии что-то такое “изобразить”, а не бесконечно, целый год учить двумя пальцами “Василек”. А еще — чтобы похвалили, и педагог, и родственники-друзья.

Но занятия музыкой — это ведь и еще амбиции педагога. Представить лучших на зачете, выдвинуть своих на концерт, быть на хорошем счету в школе, методкабинете… Тратить время и силы в таком случае стоит на успешных, а остальные уже как-нибудь, двумя-тремя пальцами домучают свою программу.

Сложившаяся десятилетиями система нашего дополнительного музыкального образования была ориентирована на выявление талантов. Она работала и продолжает работать без сбоев. Но очевидно, что сегодня мы начинаем ощущать и понимать ценность другого — человека среднестатистического, но разносторонне образованного. Для этого зрителя стали обязательными походы на выставки современного искусства и музеи, в лучшие театры, на интеллектуальное кино. Но в списке приоритетов такого зрителя гораздо реже значится академическая музыка.

Конечно, филармонии, по крайней мере, в крупных городах, вряд ли могут пожаловаться на пустые места в залах, особенно на топовых концертах. Например, абонементы в Московскую филармонию разлетаются, как горячие пирожки в первые недели продажи. Но в той же филармонии признают: пока не удается воспитать новые поколения слушателей, для которых походы в академические залы стали бы образом жизни, насущной потребностью, если хотите.

Умение слушать и понимать классическую музыку — вот каким должен быть итог обучения в музыкальной школе. Чтобы академическая музыка, наравне с рок- и поп- стала неотъемлемой частью жизни. Ходить на концерт, чтобы отдыхать и получать удовольствие. Или просто — в транспорте “воткнуть” в уши Моцарта с Бетховеном. Зачем? Затем, что это делает нашу жизнь разнообразнее, расцвечивает ее, дает возможность переключиться, остановиться и подумать.

В середине 1970-х годов венесуэльский дирижер и композитор Хосе Антонио Абреу устроил в стране настоящую музыкальную революцию. Он сумел убедить уличных подростков и их родителей, что музицирование и занятия академической музыкой — это дорога в светлое будущее. В итоге в стране была создана “Система” — разветвленная структура детских и юношеских оркестров, в которых играет порядка 350 тысяч человек. Говорят, таким образом в стране не только вырастили целое поколение музыкально увлеченных людей, но и побороли частично преступность.

Главное, чего не хватает нашему музыкальному образованию — это умения ценить каждого ребенка за его старания, вне зависимости от результата. Я уверена, что музыкальные школы не должны выпускать ежегодно десятки мацуевых. Но они должны давать детям возможность проявить себя. Ведь помимо высоких материй, занятия музыкой развивают координацию и беглость пальцев, образное и абстрактное мышление (недаром музыка в средневековье была сродни математике), учат концентрироваться и владеть собой. Все это пригодится в жизни, даже если ваш ребенок никак не будет связан с музыкальной профессией в будущем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *