Предприятия опк что это такое
Оборонно-промышленный комплекс
Научно-исследовательские предприятия оборонно-промышленного комплекса страны разрабатывают, испытывают и производят военную и специальную воздушную, наземную и морскую технику, боеприпасы, приборы связи и слежения, амуницию для силовых структур России, космической отрасли. Часть продукции идет на экспорт. Также в задачи ОПК входит утилизация вооружения.
В экономике страны военная отрасль занимает одну из ведущих позиций, в ОПК занято более 2 млн человек. По производству многих видов военных средств Россия входит в число мировых лидеров. Непрекращающаяся гонка вооружений в мире заставляет разрабатывать новые модели техники и систем обороны.
История
До начала перестройки доля военной промышленности преобладала в экономике страны. В 90-х гг. госзаказ резко сократился. Большинство предприятий ОПК были перепрофилированы на выпуск мирной продукции. В этот период были утрачены многие передовые наработки и технологии.
В 2000 г. вышел указ об образовании компании «Рособоронэкспорт». Для закупок военного оборудования выделено 46 млрд руб. В сфере ОПК стали создаваться концерны, объединившие ведущих производителей военной продукции. В 2002 г. создана первая крупнейшая корпорация «Алмаз-Антей». Холдинг получил предприятия группы «Оборонные системы». В 2006 г. правительство утвердило программу развития вооружений на период 2007-2015 гг. Тогда же была создана Военно-промышленная комиссия.
2011 г. стал годом завершения основного этапа реформирования оборонно-промышленного комплекса. Базу ОПК составили 50 интегрированных структур, на долю которых приходится 60% выпускаемой военной продукции. Россия вновь начинает входить в список мировых лидеров производителей вооружения. На реализацию военной программы 2011-2020 г. заложено 19 трлн руб.
Торговые партнеры
Отрасли и центры ОПК
Производство вооружения относится к высокотехнологичным процессам и сосредоточено в развитых центрах страны. Оно подразделяется на такие отрасли:
Крупнейшие предприятия
Далее представлены крупные корпорации оборонно-промышленного комплекса:
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Предприятия машиностроения и металлообработки.
Проблемы ОПК
Трудности оборонно-промышленного комплекса в первую очередь связывают с предстоящим сокращением госзаказа, что повлечет за собой уменьшение рабочих мест. Вторая главная проблема – это начавшаяся в 2017 г. диверсификация ОПК. До 2025 г. предприятия оборонной промышленности должны увеличить долю мирной продукции до 30% от общего объема. А для этого необходимо разрабатывать новые технологии для производства конкурентного товара.
К сложностям ОПК относится и потеря научно-технологической базы, начавшаяся в 90-х гг. Особенно это ощущается в радиоэлектронной промышленности, которая базируется на устаревших отечественных технологиях. В стране не хватает высококвалифицированных молодых специалистов. Необходимо внедрять программу стимулирования для закрепления перспективной молодежи в высокотехнологичных отраслях ОПК.
Недостаточно инновационных систем, мало используются специальные технологии для отраслей гражданской промышленности. Большинство российских производителей ОПК не участвуют в мировой кооперационной системе, что порождает низкий уровень эффективности процессов и способствует слабому развитию конкуренции на российском рынке.
Пирамида Путина. Как ОПК, будучи банкротом, собирается в 2021 году производить новые виды оружия
Алeксандр Гольц
военный обозреватель
В 2021 году оборонные расходы казны будут официально уменьшены на 195 млрд рублей. При этом руководители предприятий ОПК демонстрируют поразительный оптимизм, обещая ввод в эксплуатацию новейшего танкового и авиационного вооружения. Военный эксперт Александр Гольц рассказывает, как российский оборонно-промышленный комплекс превратился в гигантскую финансовую пирамиду, которая не может выбраться из долгов и функционирует только при постоянных денежных вливаниях сверх тех огромных сумм, что выделяются из бюджета.
Действительно, финансирование военного производства должно сократиться на 5%. Но военачальники и капитаны ОПК демонстрируют поразительный оптимизм. Только что руководитель «Ростеха», объединяющего большую часть отечественных военно-промышленных предприятий Сергей Чемезов сообщил, что в следующем году начнутся поставки в войска танка «Армата» и серийное производство новейшего истребителя Су-57. Производство и танка, и истребителя пятого поколения несколько лет откладывалось из-за их несоразмерной стоимости. Замминистра обороны Алексей Криворучко рапортует о возобновлении производства «с нуля» в Казани производства стратегического бомбардировщика Ту-160 М. Главком Ракетных войск стратегического назначения Сергей Каракаев заявляет о намерении развертывать по двадцать комплексов в год. А впереди – постановка на боевое дежурство новейшей тяжелой ракеты «Сармат».
Спрашивается, откуда возьмутся деньги на весь этот оружейный пир во время ковидной чумы? Тайна была приоткрыта газетой «Ведомости», которая сообщила, что, не желая останавливать производство («никому не нужно возвращение 90-х», пояснил журналистам топ-менеджер оборонного холдинга), власти решили финансировать выполнение гособоронзаказа за счет банковских кредитов. За три года планируется привлечь 360 млрд рублей займов. Это подтвердил в интервью РБК вице-премьер «по оборонке» Юрий Борисов, сообщивший, что финансирование производства вооружений будет осуществляться «по кредитной схеме». То есть налицо продолжение порочной практики прошедшего десятилетия.
За три года для выполнения гособоронзаказа планируется привлечь 360 млрд рублей займов
Напомню, что в прошлом году тот же Юрий Борисов поверг в шок экспертное сообщество сообщив, что на предприятия ОПК задолжали около 2 трлн рублей. При этом, полагал вице-премьер, «основное тело кредита никогда уже не будет погашено». Фактически речь шла о неспособности даже выплачивать проценты по кредиту. На выплату процентов оборонные предприятия расходовали, по словам Борисова, около 200 млрд рублей: «Эта цифра «бьется» с плановой прибылью предприятий ОПК, получается такой парадокс. Я все время такой живой пример привожу: мы варим воду, пьем и доливаем. То есть, возможности опереться на внутренние источники, на самые действенные источники, на собственные средства практически нет». Ранее Борисов сравнивал работу военной промышленности с занятиями на велотренажере: сколько на педали ни дави, все равно никуда не приедешь.
Вице-премьер благоразумно уклонялся от объяснения того, почему стабильно работающий ОПК оказался в ситуации, когда у него не оставалось средств ни на новое оборудование, ни на переход к выпуску гражданской продукции, чего недавно требовал президент. Борисов ограничивался лишь констатацией того, что, в 2010-2011 годах непонятно почему «ставка привлечения кредитных средств была 10, 11, 12%». При этом известно: именно в эти годы была принята беспрецедентная по своим размерам госпрограмма вооружений, стоимостью в 23 трлн рублей. Кремль не мог позволить сорвать эту программу, как предыдущие. Война с Грузией показала, насколько устарел арсенал российской армии.
В течение десяти лет вся прибыль предприятий ОПК уходит на уплату грабительских процентов госбанкам
Единственный выход, который могло предложить беспросветным должникам государство, – это досрочное погашение кредитов за счет бюджета. В 2016 году министерство финансов выделило на эти цели 800 млрд рублей, в 2017-м – еще 200 млрд. Но, удивительное дело, долговое тягло не уменьшалось, а усиливалось. В 2020 году Юрий Борисов предложил списать долги оборонных предприятий уже на 600–700 млрд. И ему удалось убедить в необходимости этого президента. По его словам, в 2020-м «списано через докапитализацию предприятий 350 млрд рублей токсичных кредитов. Реструктурировано уже примерно на 260 млрд рублей, и есть резерв еще на 150 млрд рублей».
Мало этого, лоббистам ОПК удалось сделать реальностью гипотезу Борисова о том, что «основное тело» долга не будет погашено никогда. По предложению Минфина, оборонным предприятиям будет разрешено отложить до 2036 года срок погашения кредитов, обеспеченных госгарантиями. Таким образом, решив производить вооружения в кредит, российское государство в очередной раз решило наступить на те же грабли, что и в 2011 году. На сей раз решение выглядит еще более экзотическим. Стремясь в условиях западных санкций к максимальной секретности, правительство решило, что финансирование оборонзаказа будет осуществляться через «Промсвязьбанк», все транзакции которого строго конфиденциальны.
Теперь останется загадкой, откуда ПСБ возьмет внебюджетные средства, чтобы финансировать реализацию оборонного заказа. Остается полагаться лишь на слова Борисова о том, что «опорный для оборонки банк, который за счет сконцентрированных там больших ресурсов, в первую очередь гособоронзаказа, может кредитовать предприятия по ставке, близкой к ставке Центробанка». Можно только догадываться, то ли «Промсвязьбанк» будет более эффективно, чем правительство маневрировать средствами гособоронзаказа, то ли будет по приказу свыше кредитовать ОПК себе в убыток, то ли по секретному приказу госкорпорации и госбанки будут втайне переводить средства в «Промсвязьбанк». К разумной экономике это отношения не имеет.
Главная же проблема – в низкой эффективности производства и, как следствие, в возрастающей стоимости конкретных вооружений. Неслучайно Артемьев завел речь о необходимости системных реформ. Судя по всему, правительству так и не удалось создать производственную кооперацию. В СССР практически все промышленные предприятия располагали мощностями для производства оборонной продукции, поставляли компоненты для военных заводов. Это не имело никакого отношения к экономике. Главная функция Госплана состояла в том, чтобы искусственным образом сбалансировать цены на гражданскую и военную продукцию. С развалом СССР прекратила существование и советская система военного производства, но взамен ничего другого создано не было. Представляется, что оборонные предприятия теперь вынуждены сами, на собственных мощностях, производить все необходимые (и весьма разнообразные) комплектующие, что делает конечную продукцию чрезвычайно дорогой. Скорее всего из-за этого стоимость проекта существенно увеличивается по сравнению с первоначально заявленной. В результате предприятия вынуждены брать все новые и новые кредиты.
Так или иначе, российский оборонно-промышленный комплекс превратился в гигантскую финансовую пирамиду. Он может функционировать только в условиях, когда его приходится постоянно финансировать сверх тех немалых средств, которые выделяются в рамках бюджета.
Поделиться с другом
Деятельность Отрасли Системные задачи Развитие оборонно-промышленного комплекса
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Развитие оборонно-промышленного комплекса в период 2008 – 2020 годов
Оборонно-промышленный комплекс (далее – ОПК) является наиболее высокотехнологичным сегментом отечественной промышленности, выполняющим важную функцию по обеспечению обороны страны и безопасности государства. ОПК вносит значительный вклад в инновационное развитие и является источником позитивных качественных изменений в таких важнейших гражданских отраслях экономики, как: транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение и ряд других
По состоянию на июль 2020 г. в сводный реестр организаций ОПК включена 1281 организация, в которых занято около 2 млн. человек. Более 80% организаций ОПК находится в сфере деятельности Минпромторга России.
Одним из основных документов стратегического планирования в сфере ОПК, определяющим цели, принципы, приоритетные направления, задачи государственной политики в ОПК, а также механизмы их реализации являются Основы государственной политики в области развития ОПК (далее – Основы).
В соответствии с современными политическими, экономическими и технологическими условиями за истекший период в целях обеспечения выполнения государственной программы вооружения (далее – ГПВ) и государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) осуществлено качественное преобразование ОПК, в том числе: выстроена современная организационно-институциональная структура ОПК, обеспечены создание опережающего научно-технологического задела, современных производственных мощностей, увеличен выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, создана современная нормативная правовая база, регулирующая различные направления деятельности ОПК, разработан и реализуется инструментарий государственный поддержки, обеспечено сохранение и развитие кадрового потенциала ОПК.
В частности, в указанный период приняты такие важнейшие законодательные и нормативные правовые акты, как:
В ходе корпоративных преобразований созданы крупные вертикально интегрированные холдинги, объединившие предприятия в единые производственные цепочки и взявшие на себя функцию новых центров компетенций. Если в 2008 году в сфере ведения Минпромторга России функционировала 31 интегрированная структура ОПК, концентрировавшая 38,6% промышленной продукции в ОПК, то в 2020 году функционирует 40 интегрированных структур ОПК, включающие более 600 организаций и выпускающие около 84% промышленной продукции. Среди крупнейших холдингов ОПК необходимо отметить АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», АО «Объединенная судостроительная корпорация». Создание таких структур позволяет осуществить концентрацию ресурсов на наиболее значимых, прорывных проектах по созданию и обеспечению производства перспективных образцов ВВСТ. Особое место занимает Государственная корпорация «Ростех», в состав которой включено более 80 головных и дочерних холдингов, включая ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ПАО «КАМАЗ», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», АО «Вертолеты России», АО «Концерн «Уралвагонзавод», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»., АО «Швабе» и другие.
Ключевым инструментом реализации Основ в целях обеспечения технологической, производственной, материально-технической и кадровой готовности организаций ОПК к выпуску образцов ВВСТ в соответствии с ГПВ, эффективного функционирования ОПК как высокотехнологичного, многопрофильного, инновационного сектора экономики страны являются разрабатываемые и реализуемые Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями программы развития ОПК. Данные программы базируются, в том числе, на разрабатываемых при непосредственном участии Минпромторга России прогнозах развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, планах мероприятий по импортозамещению, перечнях базовых и критических промышленных технологий и других документах.
В период 2008 – 2016 годов Минпромторг России обеспечил разработку и реализацию 2 федеральных целевых программ развития ОПК, а с 2016 года – государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 425-8 (далее – ГП ОПК). В указанных программных документах, наряду со значительными инвестиционным и научно-исследовательским блоками, предусмотрены меры государственной финансовой адресной поддержки как общесистемного, так и отраслевого характера, в том числе, в форме предоставления различного вида стимулирующих субсидий, государственных гарантий организациям ОПК, стипендий работникам организаций ОПК. В 2019 году в целях обеспечения выполнения заданий новой ГПВ срок реализации ГП ОПК продлен до 2027 года.
В результате проводимой в период 2008 – 2020 годов государственной политики в ОПК ожидается рост промышленного производства в 2,7 раза (в том числе увеличение доли инновационной и экспортной составляющих), в 3 раза возрастет производительность труда. В этот период существенно увеличилась загрузка производственных мощностей, повысился уровень производственно-технологической готовности организаций ОПК для обеспечения производства образцов ВВСТ, значительно улучшилась возрастная структура оборудования.
Средняя заработная плата работников промышленных предприятий ОПК превысила среднепромышленный уровень и в 2019 году составила 50,9 тыс. рублей, а средний возраст работников организаций ОПК – 44,9 года, доля молодежи до 35 лет – около 30%. В целом по результатам ежегодно проводимой комплексной оценки состояния и динамики развития ОПК отмечается положительная динамика по всем основным показателям деятельности ОПК.
Во исполнение Основ Минпромторгом России осуществляется реализация планов мероприятий в соответствии с приоритетными направлениями развития ОПК. С 2014 года активно проводится
Оборонная промышленность переходит на самоуправление
Предприятия оборонно-промышленного комплекса не получали разъяснений, относятся ли они к производствам непрерывного цикла работы и как они должны функционировать в условиях вводимых ограничений на перемещение людей, сообщили «Ведомостям» два менеджера вертикально-интегрированных оборонных холдингов.
По словам одного из собеседников «Ведомостей», Минпромторг собирал информацию, могут ли предприятия оборонной промышленности подключиться к производству медицинской техники и расходных материалов (таких, как маски), необходимых для борьбы с коронавирусной инфекцией, запрашивалась также информация о том, есть ли необходимость в дополнительном авансировании для выполнения гособоронзаказа. Но вопрос о том, каков статус предприятий в связи с введением ограничений на выход из дома, остается неясным, говорит он. С одной стороны, предприятия, где собирают вооружения, можно объявить и предприятиями с непрерывным производственным циклом, а можно – и не таковым. Фактически предприятия сейчас ориентируются в таких вопросах на руководство холдингов, а те пытаются сами решить эти проблемы с региональными властями, говорит он. Складывается ощущение, что Минпромторг и правительство сейчас заняты полностью вопросами расширения производства необходимых из-за эпидемии медицинских изделий, техники и лекарств, а остальное брошено на самотек, сказал собеседник.
По словам источника в авиапромышленности, ситуацию с подготовкой оперативных документов в правительстве хорошо иллюстрирует такой факт, что в опубликованном 2 апреля утром списке стратегических предприятий, которые могут рассчитывать на господдержку, концерн ВКО «Алмаз-Антей», производящий комплексы ПВО, был отнесен к металлургической промышленности.
Если эта картина верна, то она показывает в целом низкий уровень государственного управления промышленностью, о котором многие догадывались в «мирное время», но кризис окончательно прояснил ситуацию, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Ситуация напоминает конец июня 1941 г., когда советскому руководству еще не были понятны масштабы происходящего, но остается надеяться, что скоро это осознание произойдет и наступит перелом, надеется эксперт. При этом то, что все внимание сосредоточено на производстве медицинской техники и материалов, в сложившейся ситуации следует считать оправданным, полагает он.
Предприятия ОПК работают по тем же правилам, что и остальные, сообщил представитель Минпромторга. Здесь нет никаких особенностей, все в соответствии с указом президента от 2 апреля и рекомендациями Минтруда (к ранее изданному указу президента от 25 марта). Но стоит отметить, продолжает представитель ведомства, что в то же время среди оборонных предприятий есть предприятия, обладающие непрерывными производствами, эксплуатирующими опасные объекты, работающие в сфере энергетики и в других областях, работники которых продолжают исполнять свои обязанности в части бесперебойности такого рода производств (согласно п. 4 указа президента от 2 апреля). Также стоит отметить, что часть организаций ОПК задействована в производстве средств индивидуальной защиты и медицинских изделий, которые также в этой части продолжают свою работу, при этом соблюдают все необходимые меры санитарно-эпидемиологической безопасности.
Оборонно-промышленный комплекс России
Оборонно-промышленный комплекс России (Вое́нно-промы́шленный ко́мплекс, ВПК, ОПК) — совокупность научно-исследовательских, испытательных организаций [1] и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство, хранение, постановку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов и т. п. преимущественно для государственных силовых структур, а также на экспорт.
В оборонной промышленности России работают около 2,5 — 3 млн человек. [3]
Содержание
История
С 2000 по 2007 годы объём реализации российского ОПК увеличился в 3,7 раза, в том числе госзаказ — в 6,4 раза, экспорт — в 2,2 раза. [2]
В 2005 году объём производства на предприятиях ОПК увеличился примерно на 10 %.
В 2009 году объём производства в российском ОПК вырос примерно на 10 %. [4]
Государственная политика
В апреле 2000 года был подписан указ президента России В. В. Путина, согласно которому государственный посредник в сфере ВТС компания «Российские технологии» была включена в состав другого посредника — компании «Промэкспорт». Это был первый шаг к объединению государственных посредников в сфере ВТС. [5]
В 2004 году КВТС был реорганизован в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству при министерстве обороны РФ, а Госкомоборонзаказ — в Федеральную службу по оборонному заказу при министерстве обороны РФ. [5]
В 2006 году была образована Военно-промышленная комиссия при правительстве России. На комиссию были возложены задачи по реализации государственной военно-промышленной политики и вопросы военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.
1 марта 2007 года указом президента России В. В. Путина единым государственным посредником в военно-техническом сотрудничестве стал «Рособоронэкспорт», а производители вооружений лишились права экспорта конечной продукции. [7]
11 сентября 2007 года первый вице-премьер С. Б. Иванов сообщил, что ОПК России переходит на заключение долгосрочных (сроком более 3 лет) контрактов. Ранее контракты заключались на один год. Это нововведение было связано с переходом России на трёхлетний госбюджет.
В 2009 году государство около 6 млрд рублей выделило в виде субсидий на текущее кредитование предприятий ОПК, 60 млрд рублей — в виде взносов в уставные капиталы предприятий. За тот же год было выдано 76 млрд государственных гарантий для этих предприятий. В 2009 году был усилен темп реализации программы по повышению качества продукции предприятий ОПК. [4] Общий объём государственной поддержки предприятий ОПК за 2009—2010 годы составил около 220 млрд рублей. [8]
В начале 2011 года была в основном завершена структурная реформа ОПК. В новую структуру вошли 50 интегрированных структур, на которые приходится 60 % продукции ОПК. [9]
Предприятия
Компания | Выручка от реализации, млн руб. | Год отчетности |
---|---|---|
ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“»; в т. ч.: | 127 432 | 2011 [10] |
ОКБ «Новатор» | 8538.1 | 2009 |
ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация»; в т. ч.: | 114000 | 2009 |
ОАО «АХК „Сухой“» | 49100 | 2009 |
ОАО «НПК „Иркут“» | 36806.7 | 2009 |
ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация»; в т. ч.: | 72347 | 2009 |
ОАО «Уфимское моторостроительное ПО» | 20014 | 2009 |
ОАО «НПО Сатурн» | 15779 | 2007 [11] |
ОАО «Вертолёты России» | 57674.1 | 2009 |
ОАО НПК «Уралвагонзавод им. Дзержинского» | 36272.4 | 2009 |
ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“» | 31367.5 | 2009 |
ОАО ПО «Севмашпредприятие» | 21160.8 | 2009 |
ОАО «Корпорация „Аэрокосмическое оборудование“» | 20966 | 2007 [11] |
ФГУП «ММПП Салют» | 16513.2 | 2009 |
ФГУП «КБ приборостроения» | 12680 | 2007 [11] |
ОАО СЗ «Северная верфь» | 10719.5 | 2009 |
Группа «Мотовилихинские заводы» | 8200 | 2009 |
ОАО «Курганский машиностроительный завод» | 4855 | 2009 |
ОАО «ПО «УОМЗ» | 3828.5 | 2009 |
Госзаказ
В начале 1990-х годов гособоронзаказ был резко сокращён, что привело к резкому ухудшению положения многих предприятий ОПК. В 1990-х годах платежи за поставленную по госзаказу продукцию часто задерживались. В 1996 году гособоронзаказ был профинансирован примерно на 50 %, в 1997 году — на 21 %.
В 2000 году в рамках гособоронзаказа на закупку военной техники было выделено 46 млрд рублей, в 2001 году — 57 млрд рублей, в 2002 году — 79 млрд рублей, в 2003 году — 111 млрд рублей. [5]
В 2004 году государственный оборонный заказ достиг около 136 млрд рублей ($4,7 млрд), [5] сравнявшись по объёму с поставками вооружений на экспорт.
С 2005 года гособоронзаказ увеличивался на треть ежегодно.
В конце 2009 года российский ОПК поставил Ракетным войскам стратегического назначения первое боевое подразделение подвижных ракетных комплексов РС-24 «Ярс», оснащенных разделяющимися головными частями. [12]
Объёмы государственных закупок новой военной техники на 2010 год планировались в размере 375 млрд рублей. [13] За 2010 год в российские войска были поставлены 20 тыс. единиц вооружения и военной техники, в том числе 27 баллистических ракет стратегического назначения, 34 стратегические крылатые ракеты, 6 космических аппаратов, 21 самолёт, 37 вертолётов, 19 ЗРК, 61 танк, 325 боевых бронированных машин. [14]
Была принята Государственная программа вооружений на период 2011-2020 годов, на реализацию которой предусмотрено более 19 трлн рублей. [14]
Экспорт
Объёмы поставок
Структура поставок
В 2006 году на долю поставок для ВВС приходилось 50 % объёма экспорта российских вооружений, для ВМС — 27 %, для сухопутных войск — 11 %, для ПВО — 9 %. [17]
Торговые партнёры
В 2004 году Россия экспортировала вооружения в 57 стран, в 2005 году — в 61 страну, в 2006 году — в 64 страны. [17] В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира, и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны [23]
Объёмы заказов
По итогам 2009 года, портфель заказов «Рособоронэкспорта» вырос с 22 до 32 млрд долларов. [35]
См. также
Ссылки
Примечания
Промышленность России
Полезное
Смотреть что такое «Оборонно-промышленный комплекс России» в других словарях:
Оборонно-промышленный комплекс — Военно промышленный комплекс (ВПК), в просторечии оборонка совокупность научно исследовательских, испытательных организаций и производственных предприятий, выполняющих разработку и производство военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов … Википедия
Военно-промышленный комплекс СССР — Военно промышленный комплекс СССР (ВПК СССР) постоянно действовавшая система взаимосвязей субъектов экономической и социально политической структуры советского общества, связанных с обеспечением военной безопасности СССР. Сформировался в… … Википедия
Военно-промышленный комплекс — Запрос «ВПК» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Военно промышленный комплекс (ВПК) совокупность научно исследовательских, испытательных организаций[1] и производственных предприятий, выполняющих разработку, производство,… … Википедия
Машиностроение России — Динамика индекса производства машин и оборудования в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия
Промышленность России — Динамика индекса промышленного производства в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия
Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Космическая индустрия России — Космическая отрасль России это около 100 компаний, в которых занято 250000 человек. Большинство компаний российской космической отрасли являются потомками советской государственной космической индустрии, занимавшейся разработкой и… … Википедия
Перечень системообразующих организаций России (2008) — Перечень системообразующих организаций России был разработан Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики в декабре 2008 года[1]. Содержание 1 Назначение списка 2 Список … Википедия