Предположите что имели ввиду противники преобразований сперанского
ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 2 (2) Александр I: начало правления Реформы М М Сперанского
Стр. 14. Вопрос в начале параграфа
Почему в начале ХIХ в. правящие круги России пришли к выводу о необходимости проведения в стране реформ?
Необходимость проведения в стране реформ была вызвана пониманием Александром I и его круга «молодых друзей». Экономическое отставание Российской империи, которое было прямо связано с феодально-крепостнической системой, распространение идей Просвещения и либерализма, привели к осознанию всего негативного влияния существующих порядков.
Стр. 20. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?
Александр I был консервативен в душе, недоверчив, злопамятен. Он не показывал истинных чувств, Александр I был лицемерным царем. В него пытались впитать три разных идеи, которые сделали его характер противоречивым. На личность и характер Александра I значительный отпечаток нанесли обстоятельства, сопровождавшие его детство и юность. Воспитание наследника престола полностью контролировала Екатерина II, которая стремилась привить ему идеи Просвещения. Одним из воспитателей Александра I был швейцарский правовед Ф. Лагарп, приверженец идей либерализма, широко образованный человек. Он много говорил об отрицательных сторонах крепостного права, о пользе введения конституции и управления страной на основе законов. От отца, Павла I, император унаследовал страсть к военным парадам и маневрам – зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость лавировать между дворами бабки и отца, очень разными по духу, также наложила отпечаток на характер Александра I. Новый император начала с реформ, однако со временем был вынужден свернуть реформы.
2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?
Негласный комитет был собран для обсуждения проектов преобразований и проведения реформ в духе идей либерализма, а главным результатом должно было стать ограничение самодержавия. При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования: отменены многие законы, принятые Павлом I и вызвавшие особое недовольство дворян, проведены реформы управления, образования и в отношении крестьян. Однако главную задачу – ограничить самодержавие – выполнить не удалось.
3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
Первые преобразования Александра I не были системными. Была проведена реформа образования, которая заложила основы единой системы образования в стране, была создана единая сеть учебных заведений. Указ о «вольных хлебопашцах» являлся важным документом, который практического применения фактически не имел. Важным являлся первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике, что должно было в будущем «показать пример всей России».
На мой взгляд, главным является реформа управления, в результате которой вместо коллегий были учреждены министерства. Это привело к централизованному управлению огромной страной.
4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.
5. Почему проект Сперанского не был реализован?
Консервативные круги были настроены крайне негативно к реформам, считая, что это подорвет основы государства. Александр I понимал, что резкая критика Сперанского направлена в его собственный адрес. Александр стремился объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном, что сыграло также не последнюю роль, так как Сперанского даже обвиняли в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции. Александр помнил судьбу своего отца, поэтому выступил на стороне консерваторов.
Стр. 20. Изучаем документы.
1. Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом? Почему?
Официальным государственным документом является первый текст, так как это выдержка из указа Александра I от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах». В документе четко прописаны условия для освобождения крестьян.
2. Проанализируйте третий и четвертый документы. Сравните их. Можно ли говорить о том, что в них нашли отражение полярные мнения?
Третий документ (из письма Александра I) указывает на желание и необходимость изменения старых феодальных порядков, что приведет к процветанию России.
Четвертый документ (из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д. П. Рунича) показывает, что в обществе было понимание наступающих перемен, однако было выражено недовольство тем, что изменения приведут к недовольству высшего сословия. Таким образом, Александр I считал, что введение конституции пойдет на благо общества, тогда как Д. П. Рунич высказывает мысль о том, что это негативно скажется, так как высшее сословие не желало таких перемен и выступало яро против.
Стр. 21. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам… Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.
Нет, я не согласен с этим утверждением, так как управлять «по законам… Екатерины Великой» означало отмену законов, принятых при Павле I, которые шли в разрез с законами Екатерины II, а также возврат к реформированию Российской империи, что было при императрице Екатерине Великой.
2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?
Полномасштабные реформы проводились при Иване Грозном, которые оформили сословно-представительную монархию в России, был принят Стоглав, который регулировал церковные вопросы. Следующим крупным реформатором был Петр I. Результатом его реформ стало усиление российской государственности, превращение России в империю, либеральные реформы заложили основу для следующих поколений в области государственного управления, культуры, образования, науки, промышленности. Следующим крупным реформатором была Екатерина II, что привело к усилению российской государственности, привело к расцвету дворянского сословия.
При Александре I продолжались реформы в области государственного управления. Как и Екатерина II император Александр задумывался об отмене крепостного права в духе идей Просвещения и даже сделал некоторые шаги по реализации, что было принципиально новым. Важным является и стремление Александра I провести полное государственного преобразование вплоть до введения конституции. Однако эти планы реализованы не были.
3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?
Я считаю, что главными положениями реформ М. М. Сперанского являются введение управления государством на основе разделения властей, где законодательная власть принадлежала бы Государственной думе (таким образом, вводилась конституционная монархия), а также предоставление возможности перехода из третьего сословия во второе.
4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?
Это связано с распространением идей либерализма, в которых уделялось большое внимание введению конституции и управления страной на основе законов при участии выборных учреждений. Однако Сперанский не просто предлагал создание выборной Государственной думы, а целой системы органов самоуправления, которые начинались на уровне волости, а венчались уже собственной Государственной думой. Это позволяло ввести на всех уровнях самоуправление, что отвечало требованиям идей либерализма.
5. Ограничивалась ли по проекту реформ М. М. Сперанского власть императора? Аргументируйте свой ответ.
Планы М. М. Сперанского в полном объеме не могли быть осуществлены.
6. Предположите, что имели в виду противники преобразований М. М. Сперанского, когда заявляли, что его реформы подорвут основы государства.
Помещик, желая освободить своих крестьян, предлагает им условия, которые по обоюдному согласию признаются лучшими, может представить их при прошении через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения. Если дается согласие, то условия освобождения предъявляются в Гражданскую палату, где записываются у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. Крестьянин должен соблюдать обязательства по договору, иначе возвращается с землей и семьей во владение помещику по-прежнему.
Сама процедура была крайне сложной, поэтому помещики не стремились заниматься этим. К тому же помещики отдавали свои земли, получая взамен лишь небольшую пошлину, на что они не соглашались.
Выскочка Сперанский
Все постановления, коими государство управляется, составляют неразрывную связь последствий, из одного начала истекающих. Начало сие весьма просто: не делай другому того, чего не желаешь себе.
После него, до самого 1917 года, уже почти никто не забирался так высоко.
Особенный никто
И всегда вопрос один и тот же: что в них такого? За что такие карьеры? И почему такие частые низвержения?
Искатель совершенства
Думающая машина
Строить совершенное государство в России, где вместо хаоса будет механизм, ни в чем себе не противоречащий? Где человек включен, как часы, в надлежащее? Вот реплика Сперанского, «переполненного удивлением к Наполеону и Франции»:
Строитель власти
Что он успел до «краха» в 1812 г.? Конечно, не сам. Выслушивая, совещаясь. Упрощая, излагая ясным и торжественным языком, но тем не менее вкладывая и смыслы.
Реформа Сената, двигающегося к тому, чтобы стать судебной властью. Экзамены для чиновников. Протекционистский таможенный тариф. Рост налогов, попытки создать доходную базу и свести концы с концами в государственных финансах, сдержать денежную эмиссию.
Что еще? Первые шажки к освобождению крестьян. Отмена крепости в Прибалтике.
а) вся система только как оболочка, при «совершенном самовластии»;
На выбор. Как желаете. Как скажете.
В 1812 г. высшие круги были в ужасе от выскочки. От потока изменений. От грозящей невыгоды. От страха потери власти, имущества, от будущего разброда в России. От одиночества Сперанского в келье. Что-то там пишет, замышляет, докладывает.
Пророк в Отечестве
Сперанский доказал: госаппарат, вещь формальная, сам может стать силой довлеющей. Получать власть. Поворачивать умы. Укоренять идеи, чтобы лепить страну.
В России потом была еще одна впечатляющая демонстрация силы формы, силы канцелярии. В 1920х генсек, начальник аппарата, захотел взять всю власть в стране. И взял.
Но жизнь неизмеримо богаче закона. Власть, в которой исключительно сильны формальное начало, абстракции, беременна потрясениями. Так и случилось в XX веке.
Больно падать с таких высот!
Рядовой ссыльный
С этого письма началось медленное возвращение Сперанского.
Рядовой придворный
Другой Сперанский, другой Александр I.
Никто и никогда не возвращается в России на ту же вершину, будучи изгнанным.
Труд, труд, труд. В этом был смысл жизни. Труд человеколюбивый, труд богоугодный. Он так и остался семинаристом. Вершить, наслаждаться, вдохнуть в формы государства дух порядка, любви. «Не делай другому того, что не желаешь себе сам».
Муж и отец
А надежды Сперанского? «Poccия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится». 27
Нам он нужен, как и 200 лет тому назад. Системность, неуемность, действенность, благо.
§ 2. Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского
1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?
Александр I благодаря своему воспитанию и заложенным от природы задаткам был человеком добрым. Воспитание при дворе его великой бабки Екатерины II сделало его сторонником либеральных идей. Большую роль в этом сыграл также его учитель в широком смысле этого слова Фредерик Сезар Лагарп, родившийся и выросший в очень свободной по меркам XVIII века Швейцарии (в Берне).
Но одновременно император был нерешительным человеком. Это и не удивительно: всё детство и юность ему пришлось лавировать между часто враждовавшими дворами своих бабки и отца.
Это серьёзно повиляло на действия Александра I на престоле. Как либерал он санкционировал разработку целого ряда реформ, но не смог претворить в жизнь большинство из них: у него не хватило характера, чтобы преодолеть сопротивление консерваторов, несмотря на то, что как у абсолютного монарха у него были для этого все полномочия.
2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?
Прежде всего, Негласный комитет разрабатывал реформы. Но кроме того, он объединял ближайших советников царя, наиболее доваренных его лиц, многих из которых он назначал на ответственные посты.
И в этом Негласный комитет был похож на Избранную раду Ивана Грозного. Поскольку управление Российской империи было уже значительно бюрократизировано, Негласный комитет не сосредоточил в своих руках всей власти, но благодаря влиянию на императора в определённый период имел большие возможности.
3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
У первых реформ не было единого курса. Реформа образования пыталась реализовать идею всеобщего доступа к знаниям, озвученную ещё просветителями. Несмотря на то, что население России не стало поголовно грамотным, число образованных людей возросло. А главное, система образования была упорядочена, и в провинции стало проще получить доступ к знаниям.
Реформа системы управления наоборот ликвидировала систему коллегиальности и вводила строгое подчинение министрам.
Крестьянская реформа была изначально половинчатой, не предполагавшей никаких обязательных мер, а просто призванной облегчить процедуру добровольного освобождения крестьян.
Из этих реформ самой важной была образовательная. После Указа о вольных хлебопашцах мало что изменилось. Реформа системы управления не ликвидировала главного недостатка системы – крайней бюрократизированности.
В то же время реформа образования создала сеть университетов и гимназий, которые были разбросаны по всей империи, потому стали доступнее талантам из провинции. Из университетов в итоге вышли те учёные, которые подняли российскую науку на мировой уровень. В гимназиях поддерживался высокий стандарт образования. Часто там по совместительству обучали детей преподаватели университетов.
4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.
►Сенат и Синод (орган управления православной церковью)
5. Почему проект Сперанского не был реализован?
Проект не был реализован из-за противодействия консерваторов, особенно при дворе. Возможно, император опасался нового дворцового переворота, но скорее ему просто не хватило характера, решимости для преодоления сопротивления и реализации этих реформ.
Думаем, сравниваем, размышляем:
1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.
Большинство дворян хотели от нового императора именно этого – возврата к старым порядкам, главное, отмены новшеств его отца. Но на самом деле эти слова означали не консервацию порядков Екатерины II, а возвращению к курсу реформ, что почти сразу подтвердило создание Негласного комитета.
2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?
Масштабные преобразования развернулись в начале правления Ивана IV, в период деятельности Избранной рады. Далее страна была полностью преобразована Петром I. После него целую серию реформ провела Екатерина II. В целом Александр I пытался продолжить курс своей бабки.
О многих из его реформах она, видимо, мечтала. Особенно это касалось отмены крепостного права. Известно, что Екатерина II задумывалась об отмене этого практически рабства ещё во время созыва Уложенной комиссии, но ничего реального в этом направлении так и не предприняла. Её внук решил пойти дальше (хотя в итоге сделал совсем не много, так и не решив проблему).
3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?
Главным была возможность перехода из одного состояния в другое только благодаря приобретению имущества. Это могло бы со временем размыть сословную структуру, что в свою очередь было важным условием модернизации.
Также важным стало бы создание системы дум. Участие в выборных органах власти начиная с нижних уровней могло бы выработать у населения политическую культуру и построить «демократию снизу».
4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?
Потому что реформатор разделял идеи тех просветителей, которые считали выборные органы власти наилучшими. Они были уверены, что власти нужна коллегиальность решений и ответственность перед народом (в случае выборности – перед избирателями).
Важно то, что предлагалось создать не одну Государственную думу, а целую их систему, начиная с самых мелких единиц территориального деления. В ХХ веке введение парламентов в некоторых азиатских странах без соответствующей политической культуры населения приводило к тому, что органы народного представительства оказывались консервативнее правителей, а выборы на самом деле не были свободными – влиятельные люди на местах просто оказывали давление на избирателей.
Система дум, предложенная Сперанским, как раз воспитывала политическую культуру и строила «демократию снизу» почти наверняка беря пример с Англии.
5. С помощью Интернета соберите материал длл проведения в классе дискуссии на тему «Могли ли быть осуществлены все планы М М. Сперанского в России начала XIX в.?».
Преобразования и их оценка.
– Разделение государства на губернии, те на округа, а те на волости было самым лёгким. Такие административные реформы, (вроде увеличения количества губерний при сокращении их площади при Екатерине II) всегда проходили безболезненно, ведь коренным образом ничего не меняли.
– Государственный совет был учреждён на самом деле, это не вызвало протестов.
– Министерскую реформу Сперанскому дали провести, она также не вызвала осложнений.
– Выделение независимой судебной власти, включая отдельный Судебный сенат, было вполне осуществимо. Оно затронуло бы лишь некоторых чиновников (собственно, осуществлявших суд), протест которых не причинил бы особых проблем, даже если бы возник. Причём судебная реформа 1864 года показала, что такое разделение сработало бы. Возможно, вначале судьи бы и оглядывались на волю исполнительной власти, но со временем почувствовали бы преимущества своей независимости.
– Вполне можно было разделить население на дворянство, «среднее состояние» (государственные крестьяне, купцы, мещане) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги и т. п.). Но гораздо сложнее было бы обеспечить социальные лифты, переход из одного состояния в другое лишь благодаря приобретению имущества.
Для этого требовалась твёрдая монаршая воля и верная реформатору команда исполнителей. Но фактически у императора были нужные полномочия. Между тем именно эта мера была важнейшей и могла бы со временем приблизить сословия к имущественным классам по тому же эволюционному пути, по которому это произошло ранее в Англии.
– Наделение всего населения гражданскими и особенно политическими правами вызвало бы наиболее резкие возражения консерваторов, потому что это слишком сильно напоминало бы революционную Францию. Но что на самом деле могли сделать консерваторы?
Поднять восстание? Армия наверняка осталась бы верна императору, во-первых, потому что присяга не была пустым звуком, а во-вторых потому, что их интересы напрямую этим не затрагивались. Конечно, существовала опасность заговора. Но с этой бедой можно было бороться, что показало долгое правление Екатерины II, во время которого разными способами было раскрыто и предотвращено немало заговоров.
В любом случае, заговорщикам нужен был бы новый император с законными правами на престол, а такие права на тот момент существовали только у братьев Александра – насколько мы можем судить, семья была дружная и ни Константин, ни Николай, не пошли бы против Александра.
– Ещё больше напоминало Францию (хотя на самом деле больше Англию) введение дум (Волостных, Окружных, Губернских и Государственной), что логично проистекало из наделения россиян политическими правами. Потому эта мера также могла бы вызвать широкие протесты.
Однако о мерах противодействия таким протестам сказано выше. Нельзя забывать, что выборы в думу предполагались всесословными. Это значит, что первое время в Губернские и Государственную думы в основном избирались бы дворяне, потому что люди привыкли видеть именно в дворянах государственных деятелей.
Таким образом видно, что предложенные Сперанским меры могли бы вызвать большое недовольство, но у императора имелись рычаги для его преодоления. Тем более, что как скоро стало бы понятно, опасения являлись беспочвенными. Во Франции революцией руководили адвокаты – люди, которые умели говорить и думать, но имели мало прав и не были привязаны к своему имуществу, потому что мало чем владели.
В России такой группы населения не было. В думах заседали бы дворяне. Потому что кому ещё заниматься государственными делами? Только по прошествии долгого времени возможность переходить из одного состояния в другое размыло бы границы прежних сословий и привело бы в политику большое количество ранее незнатных людей.
6. Найдите в Интернете и прочитайте полный текст указа 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Опишите процедуру освобождения крестьян по указу I803 г. и те трудности, с которыми должен был столкнуться помещик, пожелавший освободить крестьян.
Главной трудностью для такого помещика должна была стать бюрократическая волокита. Разработанные условия соглашения с крестьянами его обязывали отправить губернскому предводителю дворянства, который переправлял их министру внутренних дел, после чего они поступали на рассмотрение ещё и императору.
В то время документы могли рассматриваться в инстанциях годами (что официально, конечно, объяснялось крайней загруженностью чиновников), потому такая процедура могла стать реальным препятствием на пути осуществления благого начинания. По сравнению с этим «взнос узаконенных пошлин» казался очень небольшой жертвой, какими бы эти пошлины ни были.
Реформы Сперанского
Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.
Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.
Главные положения проекта реформ Сперанского
Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.
Первый этап (1802-1807)
На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.
Второй этап (1808-1810)
После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:
После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.
Третий этап (1811-1812)
Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:
Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.
Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?
Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.
Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.
Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:
Причины и последствия отставки Сперанского
Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.
17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.
Главный итог деятельности Сперанского
Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.
Личность Сперанского
Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.
После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.
В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.