Предположите что имели ввиду противники преобразований сперанского когда
ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 2 (2) Александр I: начало правления Реформы М М Сперанского
Стр. 14. Вопрос в начале параграфа
Почему в начале ХIХ в. правящие круги России пришли к выводу о необходимости проведения в стране реформ?
Необходимость проведения в стране реформ была вызвана пониманием Александром I и его круга «молодых друзей». Экономическое отставание Российской империи, которое было прямо связано с феодально-крепостнической системой, распространение идей Просвещения и либерализма, привели к осознанию всего негативного влияния существующих порядков.
Стр. 20. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?
Александр I был консервативен в душе, недоверчив, злопамятен. Он не показывал истинных чувств, Александр I был лицемерным царем. В него пытались впитать три разных идеи, которые сделали его характер противоречивым. На личность и характер Александра I значительный отпечаток нанесли обстоятельства, сопровождавшие его детство и юность. Воспитание наследника престола полностью контролировала Екатерина II, которая стремилась привить ему идеи Просвещения. Одним из воспитателей Александра I был швейцарский правовед Ф. Лагарп, приверженец идей либерализма, широко образованный человек. Он много говорил об отрицательных сторонах крепостного права, о пользе введения конституции и управления страной на основе законов. От отца, Павла I, император унаследовал страсть к военным парадам и маневрам – зримым свидетельствам неограниченной власти монарха. Необходимость лавировать между дворами бабки и отца, очень разными по духу, также наложила отпечаток на характер Александра I. Новый император начала с реформ, однако со временем был вынужден свернуть реформы.
2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?
Негласный комитет был собран для обсуждения проектов преобразований и проведения реформ в духе идей либерализма, а главным результатом должно было стать ограничение самодержавия. При непосредственном участии членов Негласного комитета были осуществлены первые шаги нового царствования: отменены многие законы, принятые Павлом I и вызвавшие особое недовольство дворян, проведены реформы управления, образования и в отношении крестьян. Однако главную задачу – ограничить самодержавие – выполнить не удалось.
3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?
Первые преобразования Александра I не были системными. Была проведена реформа образования, которая заложила основы единой системы образования в стране, была создана единая сеть учебных заведений. Указ о «вольных хлебопашцах» являлся важным документом, который практического применения фактически не имел. Важным являлся первый шаг к отмене крепостного права в Прибалтике, что должно было в будущем «показать пример всей России».
На мой взгляд, главным является реформа управления, в результате которой вместо коллегий были учреждены министерства. Это привело к централизованному управлению огромной страной.
4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.
5. Почему проект Сперанского не был реализован?
Консервативные круги были настроены крайне негативно к реформам, считая, что это подорвет основы государства. Александр I понимал, что резкая критика Сперанского направлена в его собственный адрес. Александр стремился объединить общество накануне приближающейся войны с Наполеоном, что сыграло также не последнюю роль, так как Сперанского даже обвиняли в предательстве за его симпатии к порядкам во Франции. Александр помнил судьбу своего отца, поэтому выступил на стороне консерваторов.
Стр. 20. Изучаем документы.
1. Какой из представленных текстов можно считать официальным государственным документом? Почему?
Официальным государственным документом является первый текст, так как это выдержка из указа Александра I от 20 февраля 1803 г. о «вольных хлебопашцах». В документе четко прописаны условия для освобождения крестьян.
2. Проанализируйте третий и четвертый документы. Сравните их. Можно ли говорить о том, что в них нашли отражение полярные мнения?
Третий документ (из письма Александра I) указывает на желание и необходимость изменения старых феодальных порядков, что приведет к процветанию России.
Четвертый документ (из воспоминаний попечителя Петербургского учебного округа Д. П. Рунича) показывает, что в обществе было понимание наступающих перемен, однако было выражено недовольство тем, что изменения приведут к недовольству высшего сословия. Таким образом, Александр I считал, что введение конституции пойдет на благо общества, тогда как Д. П. Рунич высказывает мысль о том, что это негативно скажется, так как высшее сословие не желало таких перемен и выступало яро против.
Стр. 21. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам… Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.
Нет, я не согласен с этим утверждением, так как управлять «по законам… Екатерины Великой» означало отмену законов, принятых при Павле I, которые шли в разрез с законами Екатерины II, а также возврат к реформированию Российской империи, что было при императрице Екатерине Великой.
2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?
Полномасштабные реформы проводились при Иване Грозном, которые оформили сословно-представительную монархию в России, был принят Стоглав, который регулировал церковные вопросы. Следующим крупным реформатором был Петр I. Результатом его реформ стало усиление российской государственности, превращение России в империю, либеральные реформы заложили основу для следующих поколений в области государственного управления, культуры, образования, науки, промышленности. Следующим крупным реформатором была Екатерина II, что привело к усилению российской государственности, привело к расцвету дворянского сословия.
При Александре I продолжались реформы в области государственного управления. Как и Екатерина II император Александр задумывался об отмене крепостного права в духе идей Просвещения и даже сделал некоторые шаги по реализации, что было принципиально новым. Важным является и стремление Александра I провести полное государственного преобразование вплоть до введения конституции. Однако эти планы реализованы не были.
3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?
Я считаю, что главными положениями реформ М. М. Сперанского являются введение управления государством на основе разделения властей, где законодательная власть принадлежала бы Государственной думе (таким образом, вводилась конституционная монархия), а также предоставление возможности перехода из третьего сословия во второе.
4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?
Это связано с распространением идей либерализма, в которых уделялось большое внимание введению конституции и управления страной на основе законов при участии выборных учреждений. Однако Сперанский не просто предлагал создание выборной Государственной думы, а целой системы органов самоуправления, которые начинались на уровне волости, а венчались уже собственной Государственной думой. Это позволяло ввести на всех уровнях самоуправление, что отвечало требованиям идей либерализма.
5. Ограничивалась ли по проекту реформ М. М. Сперанского власть императора? Аргументируйте свой ответ.
Планы М. М. Сперанского в полном объеме не могли быть осуществлены.
6. Предположите, что имели в виду противники преобразований М. М. Сперанского, когда заявляли, что его реформы подорвут основы государства.
Помещик, желая освободить своих крестьян, предлагает им условия, которые по обоюдному согласию признаются лучшими, может представить их при прошении через губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения. Если дается согласие, то условия освобождения предъявляются в Гражданскую палату, где записываются у крепостных дел со взносом узаконенных пошлин. Крестьянин должен соблюдать обязательства по договору, иначе возвращается с землей и семьей во владение помещику по-прежнему.
Сама процедура была крайне сложной, поэтому помещики не стремились заниматься этим. К тому же помещики отдавали свои земли, получая взамен лишь небольшую пошлину, на что они не соглашались.
Выскочка Сперанский
Все постановления, коими государство управляется, составляют неразрывную связь последствий, из одного начала истекающих. Начало сие весьма просто: не делай другому того, чего не желаешь себе.
После него, до самого 1917 года, уже почти никто не забирался так высоко.
Особенный никто
И всегда вопрос один и тот же: что в них такого? За что такие карьеры? И почему такие частые низвержения?
Искатель совершенства
Думающая машина
Строить совершенное государство в России, где вместо хаоса будет механизм, ни в чем себе не противоречащий? Где человек включен, как часы, в надлежащее? Вот реплика Сперанского, «переполненного удивлением к Наполеону и Франции»:
Строитель власти
Что он успел до «краха» в 1812 г.? Конечно, не сам. Выслушивая, совещаясь. Упрощая, излагая ясным и торжественным языком, но тем не менее вкладывая и смыслы.
Реформа Сената, двигающегося к тому, чтобы стать судебной властью. Экзамены для чиновников. Протекционистский таможенный тариф. Рост налогов, попытки создать доходную базу и свести концы с концами в государственных финансах, сдержать денежную эмиссию.
Что еще? Первые шажки к освобождению крестьян. Отмена крепости в Прибалтике.
а) вся система только как оболочка, при «совершенном самовластии»;
На выбор. Как желаете. Как скажете.
В 1812 г. высшие круги были в ужасе от выскочки. От потока изменений. От грозящей невыгоды. От страха потери власти, имущества, от будущего разброда в России. От одиночества Сперанского в келье. Что-то там пишет, замышляет, докладывает.
Пророк в Отечестве
Сперанский доказал: госаппарат, вещь формальная, сам может стать силой довлеющей. Получать власть. Поворачивать умы. Укоренять идеи, чтобы лепить страну.
В России потом была еще одна впечатляющая демонстрация силы формы, силы канцелярии. В 1920х генсек, начальник аппарата, захотел взять всю власть в стране. И взял.
Но жизнь неизмеримо богаче закона. Власть, в которой исключительно сильны формальное начало, абстракции, беременна потрясениями. Так и случилось в XX веке.
Больно падать с таких высот!
Рядовой ссыльный
С этого письма началось медленное возвращение Сперанского.
Рядовой придворный
Другой Сперанский, другой Александр I.
Никто и никогда не возвращается в России на ту же вершину, будучи изгнанным.
Труд, труд, труд. В этом был смысл жизни. Труд человеколюбивый, труд богоугодный. Он так и остался семинаристом. Вершить, наслаждаться, вдохнуть в формы государства дух порядка, любви. «Не делай другому того, что не желаешь себе сам».
Муж и отец
А надежды Сперанского? «Poccия воспримет новое бытие и совершенно во всех частях преобразится». 27
Нам он нужен, как и 200 лет тому назад. Системность, неуемность, действенность, благо.