Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Урок экономики в 10 классе по теме: «Факторы формирования величины денежной массы»

— Липсиц И.В. кн.1 «Экономика» М.,1998г., с.100-103 (рис.6-11);

— образцы валют разных стран, монеты и денежные знаки России и СССР разных эпох

Тип урока: урок новых знаний.

I. Организационный момент.

1. Приветствие учащихся:

— проверка готовности учащихся к уроку;

2. Постановка темы и целей урока.

— Тема урока: «Факторы формирования величины денежной массы».

— Какие, по-вашему, факторы влияют на формирование денежной массы страны;

— из предложенных вами попробуем выделить доминирующие; аргументируйте, пожалуйста, свои выводы.

II. Изучение нового материала.

1. Вводная беседа по вопросам:

1. Как вы думаете, что такое денежная масса? (ответы учащихся опираются на их социальный и учебный опыт).

2. Каждая денежная единица несёт на себе обозначение своего номинала (учитель демонстрирует образцы валют разных стран, монеты и денежные знаки России и СССР разных эпох).

Например, 10 рублей или 5000 рублей и так далее.

Таким образом, сумма номиналов всех наличных денег и существующие деньги в безналичной форме называются денежной массой страны.

2. Денежная масса (сумма денег, которой граждане, фирмы и организации страны владеют, используют для расчетов и в качестве сбережений).

a) объем товаров, продающихся на рынке страны;

b) цены на эти товары;

c) скорость обращения денег.

3. Скорость обращения денег (число раз, которое каждая денежная единица участвовала в течение года в любых сделках).

Условно данное определение можно записать в виде схемы

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

(после обсуждений вариантов определения, выбора наиболее полно раскрывающего понятие учащиеся записывают определение и схему в тетрадь).

— Приведите примеры перехода денег от одного владельца к другому, согласно данной схемы.

(учащиеся приводят примеры на основе своего социального опыта).

— Рассмотрите рисунок 6-1 стр.102 учебника «Изменение скорости обращения денег в России в 1991-1995годы». Какой можно сделать вывод о состоянии экономики страны в зависимости от скорости обращения денег?

(Учащиеся, проанализировав информацию, высказывают свои предположения. Совместно с учителем делается вывод)

Вывод: увеличение скорости обращения денег напрямую связан с хозяйственным и экономическим развитием.

— Зная три основных фактора, определяющих денежную массу страны, запишем уравнение количественной теории денег (УКТД) или знаменитое уравнение Ирвинга Фишера:

Р*Т- количество рублей, обернувшихся в течение года, или денежное выражение всех совершенных сделок за год.

— В данном уравнении Фишера есть сложность расчета количества совершенных сделок. Поэтому Т заменяют на Y— величина совокупного объема производства.

Число совершенных сделок (Т) и объем производства (Y) связаны друг с другом, т.е. чем больше товаров в экономике производится, тем больше их и продается.

Отсюда, формула М*V=P*Y,где Р- уровень цен (дефлятор ВНП);

Y-реальный ВНП (валовой национальный продукт);

Р*Y-номинальный национальный продукт, т.е. реальный объем национального производства, представленный в денежном выражении, или, иначе говоря, исчисленный в текущих (ныне действующих) ценах.

Отсюда, можно сделать выводы:

1) если Центральный банк удерживает предложение денег на стабильном уровне, уровень цен будет неизменным.

2) если Центральный банк увеличивает предложение денег, то уровень цен растет.

Таким образом, изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.

III. Закрепление нового материала.

1.Ответьте на контрольные вопросы к параграфу 18 учебника:

1) Какие факторы определяют нужную стране массу денег?

2) Как рассчитывается скорость обращения денег?

3) Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?

2.Бинарный тест (письменная работа по вариантам)

1) Дайте однозначный ответ «да» или «нет» на вопросы:

Справедливо ли следующее утверждение?

в) Английский экономист Дж. Кейнс является автором уравнения количественной теории денег.

а) Изменение количества денег в обращении определяет уровень цен в экономике.

2). Тесты. Выберите единственно правильный ответ:

— Что случится в экономике, если количество денег в обращении увеличится, в то время как скорость обращения денег и реальный объем национального производства не изменится?

А) уровень цен в экономике повысится;
Б) уровень цен в экономике не изменится;
В) уровень цен в экономике снизится;
Г) изменение количества денег не повлияет на уровень цен в экономике.

— Валовой внутренний продукт – это сумма цен всех:

а) реализованных;
б) потребленных;
в)произведенных;
г)оплаченных;

в стране за год товаров и услуг.

Если номинальный национальный продукт (Р*Y) составляет 400 млрд. рублей, а количество денег в обращении составляет 800 млрд. рублей, то:

А) необходимо увеличить количество денег в обращении, чтобы обеспечить обмен произведенных товаров и услуг;
Б) необходимо понизить цены товаров и услуг;
В) в среднем каждый рубль обращается 5 раз в год.

— Увеличение потребления дешевых продуктов питания, скорее всего свидетельствует о:

а) снижении уровня жизни;
б) росте уровня жизни;
в) росте заработной платы;
г) снижении цен.

Предположим, что номинальный национальный продукт страны А. составил 1 млн. долларов. Обращение каждого доллара составляет 4 раза в год.Сколько долларов должно выпустить в обращение правительство страны А, чтобы не допустить повышения цен в стране?

За год было выпущено товаров и оказано услуг на сумму 1 млн. рублей, количество оборотов, совершаемое деньгами равно 5. Какое количество денег необходимо для обращения?

(После выполнения тестов и решения задач, назвать правильные ответы в ходе взаимопроверки)

— Поменяйтесь выполненными работами для взаимопроверки.

1) да, нет; 2) а, в; 3) 250000 рублей.

1) да, да; 2) в, а; 3) 200000 рублей.

В остальных случаях необходима дополнителная подготовка.

Если вы допустили пробелы в усвоении нового материала, то можно ликвидировать их, выполнив домашнее задание и пополнить знания дополнительными занятиями.

Источник

Практические задания по «Экономике»

Задачи с примерами решений для школьников,

изучающих экономику в курсе обществознания.

В данной методической разработке представлены задачи для закрепления теоретического материала по темам: «Проблема производственных возможностей и эффективности экономики», «Рыночное равновесие», «Издержки производства». В каждой теме приведены образцы решения задач и задания для самостоятельной работы.

Тема1. Проблема производственных возможностей и эффективности экономики

Рис. 2.1 изображает кривую производственных возможностей экономики. Она включает в себя производство двух товаров: кинокамер и наручных часов. Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Рис. 2.1 Кривая производственных возможностей

Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите эффективный, неэффективный и невозможный варианты производства:

а) 60 кинокамер и 200 часов;

б) 60 часов и 70 кинокамер;

в) 300 часов 35 кинокамер;

г) 300 часов и 40 кино камер;

д) 58 часов и 250 кинокамер;

Решение: Вариант производства будет эффективным, если комбинация двух продуктов лежит на кривой производственных возможностей, что означает производство при полном использовании ограниченных ресурсов. Вариант производства будет неэффективным, если ресурсы используются не полностью. В этом случае точка, соответствующая комбинации двух продуктов будет находиться внутри кривой производственных возможностей. Вариант производства будет невозможен, если имеющихся ресурсов будет недостаточно для производства дано комбинации продуктов. В этом случае точка с соответствующими параметрами будет лежать за пределами кривой производственных возможностей.

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Находим вариант а). Ему соответствуют параметры: 60 кинокамер и 200 часов. Точка с соответствующими координатами лежит на кривой производственных возможностей (А). Следовательно, производство продуктов в данной комбинации эффективно. В варианте б) 60 часов и 80 кинокамер соответствую точке внутри кривой производственных возможностей (Б). Производство данной комбинации неэффективно. Производство 300 часов и 35 кино камер (В) также неэффективно и соответствует точке внутри кривой производственных возможностей (В). Вариант г) предполагает производство 300 часов и 40 кинокамер. Данная комбинация лежит на кривой производственных возможностей (Г) и является эффективной. Последняя комбинация (д) является невозможной, так как соответствующая ей точка лежит далеко за пределами линии производственных возможностей (Д).

Представлен график производственных возможностей по выпуску средств производства ( y ) и предметов потребления ( x ) некоторой страны.

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаровОпределите:

а) какую экономическую ситуацию характеризуют точки А, B, C, D;

б) каков экономический смысл перемещения от точки А в точке В, от точки С к точкам А и В, от точек А и В к точке D.

В таблице представлены данные, характеризующие кривую производственных возможностей некоторого государства. Предполагается, что в экономике производятся только два вида товаров: игрушки и конфеты, при этом все производственные ресурсы страны задействованы полностью.

Источник

Практические задания по экономике на тему: «Валовой внутренний продукт» (11 класс)

Тема. Макроэкономические показатели

Являются ли следующие утверждения верными?

1. Рост пенсий государственным служащим означает увеличение показателя ВВП, рассчитанного по доходам.

2. Если на складах предприятий увеличились запасы произведенной в данном году, но не реализованной продукции, это приводит к снижению показателя ВВП данного года.

3. Когда правительство Москвы оплачивает строительство новой школы, инвестиционный компонент в ВВП увеличивается.

4. Резкий рост покупок новых квартир домашними хозяйствами увеличит на соответствующую величину объем потребительских расходов в стоимости ВВП, рассчитанного по расходам.

5. При подсчете ВВП суммируется стоимость конечного и промежуточного продукта, произведенного в экономике за год.

6. Увеличение номинального ВВП необязательно сопровождается ростом реального ВВП.

7. При расчете индекса потребительских цен учитывается изменение цен товаров, входящих в потребительскую корзину, состав которой фиксируется на уровне базового периода.

8. Рост доли прибыли, распределяемой в виде дивидендов, увеличивает показатель личного дохода.

9. Часть прибыли корпораций, включаемая в личный доход, равна всей прибыли за вычетом налогов на прибыль и нераспределенной прибыли.

10. Личный доход и располагаемый доход могут быть равны.

11. Снижение государственных закупок и налогов на одинаковую величину может привести к сокращению ВВП.

Выберите один верный ответ.

1. Государственные расходы на закупку товаров и услуг, учитываемые в расчетах ВВП по расходам, НЕ включают:

а) заработную плату государственных служащих;

б) амортизацию зданий государственных учреждений;

в) расходы на приобретение товаров для бесплатной передачи населению;

г) расходы на выплату процентов по государственным облигациям.

2. Если ВВП страны составляет 5000 ден. ед., личные потребительские расходы – 3000 ден. ед., валовые частные инвестиции – 700 ден. ед. импорт – 300 ден. ед., налоговые поступления – 500 ден. ед., то государственные расходы на товары и услуги равны:

а) 200 ден. ед.; в) 500 ден.ед.;

б) 800 ден. ед.; г) для ответа информации недостаточно.

3. Если чистый экспорт сократится на 10 млрд. ден. ед., а личные потребительские расходы увеличатся на 20 млрд. ден. ед. при прочих равных условиях, то объём ВВП

а) снизится на 30 млрд. ден. ед.; г) вырастет на 10 млрд. ден. ед.;

б) снизится на 10 млрд. ден. ед.; д) вырастет на 20 млрд. ден.ед.

в) вырастет на 30 млрд. ден. ед.;

Если 2011 год является базовым, то дефлятор ВВП в 2012 году был равен …

а) 0,97; б) 1,0; в) 1,04; г) 1,03; д) 1,02.

5. ВВП, выраженный в текущих ценах, означает то же самое, что и

а) реальный ВВП; в) номинальный ВВП;

б) потенциальный ВВП; г) все перечисленное выше неверно.

6. ЧВП при условии, что ВВП равен 10 000 ден. ед., амортизационные отчисления 700 ден. ед., трансфертные платежи 500 ден. ед., потребительские расходы 3500 ден. ед., составит ____ ден. ед.

а) 5300; б) 6500; в) 8800; г) 9300.

7. Если номинальный ВВП за год вырос на 1525 млрд. ден. ед. и составил 9000 млрд. ден. ед., то при дефляторе ВВП, равном 1,15, реальный ВВП составит ____ млрд. ден. ед.

а) 7475; б) 7826; в) 10350; г) 10753,75.

8. Известны следующие данные об элементах валового национального дохода (ВНД): оплата труда наемных работников 4240 млрд. ден. ед., валовая прибыль 3250 млрд. ден. ед., чистые косвенные налоги 1535 млрд. ден. ед., чистый экспорт 1505 млрд. ден. ед., сальдо доходов из-за границы 200 млрд. ден. ед.

Это означает, что ВНД составил _____ млрд. ден. ед.

а) 9025; б) 10730 в) 10330;

9. Известны следующие данные об элементах ВВП: оплата труда наемных работников 3000 млрд. ден. ед., расходы государства на закупку товаров и услуг 1450 млрд. ден. ед., валовые частные инвестиции 1350 млрд. ден. ед., чистые косвенные налоги 1300 млрд. ден. ед., валовая прибыль 3150 млрд. ден. ед., потребительские расходы домашних хозяйств 3200 млрд. ден. ед., экспорт 2200 млрд. ден. ед., импорт 750 млрд. ден. ед.

Это означает, что ВВП, рассчитанный методом потока расходов, составил _____млрд. ден. ед.

а) 7450; б) 8950; в) 11750 г) 8150.

10. Номинальный ВНД составил за год 1680 ден. ед., реальный ВНД – 1500 ден. ед. Определите динамику изменения цен за год …

а) увеличились на 12%; в) выросли на 15%;

б) снизились на 12%; г) снизились на 11,6%.

11. Если в 2009 году потребительские расходы домохозяйств составляли 500 млрд евро, валовые частные внутренние инвестиции – 250 млрд евро, государственные закупки товаров – 200 млрд евро, косвенные налоги – 220 млрд евро, чистый экспорт – 60 млрд евро, то номинальный ВВП равен _________ млрд евро.

а) 1010; б) 1230 в) 950 г) 790

12. Трансфертные платежи включаются в …

а) национальный доход; в) чистый национальный продукт;

б) действительный ВВП; г) личный доход.

Это означает, что ВНД составил _____ млрд ден. ед.

А) 7200; Б) 7500; В) 8625; Г) 8325

14. Чистый внутренний продукт – это …

А) валовой национальный доход за минусом сбережений

Б) валовой национальный доход плюс амортизационные отчисления

В) валовой национальный доход за минусом амортизационных отчислений

Г) валовой внутренний продукт за минусом амортизационных отчислений

15. Если реальный ВВП в 2003 г. составила 13,24 трлн. руб., а в 2012 г. – 17,12 трлн. руб., то при дефляторе ВВП 2012 г. по отношению в 2003 г. равном 2,28 номинальный ВВП 2012 г. составил ______ трлн. руб.

А) 39,03; Б) 30,19; В) 22,11; Г) 75,05

16. Если известны следующие данные об элементах ВВП: оплата труда наемных работников 2625 млрд. ден. ед., валовая прибыль и валовые смешанные доходы 3600 млрд. ден. ед., чистые налоги на производство и импорт 1275 млрд. ден. ед., чистый экспорт 1125 млрд. ден. ед., сальдо доходов из-за границы 300 млрд. ден. ед., то ВВП равен _____ млрд. ден. ед.

А) 7200; Б) 7500; В) 8625; Г)8325

17. Дефлятор ВВП рассчитывается …

А) по неизменным ценам товаров

Б) для постоянного набора товаров

В) для изменяющегося набора товаров

Г) для измерения благосостояния потребителей

18. Индекс потребительских цен по сравнению с дефлятором _________ темп инфляции, поскольку ___________ структурные сдвиги в потреблении.

А) занижает … не учитывает В) завышает … учитывает

Б) занижает … учитывает Г) завышает … не учитывает

19. Доход, полученный домохозяйствами в течение данного года, представляет собой …

А) ВВП за минусом прибыли организаций и косвенных налогов на бизнес

Б) национальный доход

Г) личный располагаемый доход

20. Предположим, что в Республике Бигонии производится три товара. Цены и объемы их производства показаны в нижеприведенной таблице.

Источник

Раздел 3. Роль государства в экономике

Тема 1. Кредитно-денежная и финансовая системы

Практическая работа 2

Целью данного практикума является закрепление вопросов равновесия на денежном рынке и совместного равновесия, определение влияния денежных переменных на экономику.

Задачами практикума являются:

Оглавление

Задачи на расчет денежных мультипликаторов

Задача 1

Постановка задачи: Центральный банк установил норму обязательного резервирования в размере 12,5 %. Определите банковский мультипликатор.

Технология решения задачи: Банковский мультипликатор определяется по формуле:

1/ Норма обязательного резервирования

Следовательно, мультипликатор равен: Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров.

Задача 2

Постановка задачи: Норма резервирования в стране равна 20 %, норматив избыточных резервов 5 %, коэффициент депонирования равен 50 %. Определите денежный мультипликатор.

Технология решения задачи: Денежный мультипликатор определяется по формуле:

(1 + Коэффициент депонирования): (Норма резервирования + Норма избыточных резервов + Коэффициент депонирования)

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Ответ: мультипликатор равен 2.

Задачи на создание денег в кредитно-банковской системе

Задача 3

Постановка задачи: Небольшие срочные вклады составляют 81,5 млн ден. ед., крупные срочные планы – 32,3 млн ден. ед., чековые вклады – 22,4 млн ден. ед., бесчековые сберегательные вклады – 15 млн ден. ед., наличные деньги – 48,8 млн ден. ед. На основе этих данных определите агрегаты M1, M2, МЗ.

Технология решения задачи: Агрегат М1 включает в себя наличные деньги, чековые вклады и бесчековые сберегательные вклады:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

М2 включает М1 и небольшие срочные вклады:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров. В агрегат М3 входит М2 и крупные срочные вклады: Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

М1 = 86,2 млн ден. ед., М2 = 167,7 млн ден. ед.,

М3 = 200 млн ден. ед.

Задача 4

Постановка задачи: В банк А пришел новый депозит в размере 20 000 у. е., норма обязательного резервирования в стране 10 %. На сколько увеличатся кредитные возможности банка А?

Технология решения задачи: Поскольку часть депозитов банки обязаны держать в форме резервов, то кредитные возможности увеличиваются на объем новых депозитов за минусом обязательного резерва: Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Ответ: увеличатся на 18 000 у. е.

Задача 5

Постановка задачи: В банк Х пришли два новых депозита на 10 000 и 15 000 у. е. Норма обязательного резервирования составляет 20 %. Определите, на сколько увеличатся кредитные возможности банка Х и на сколько максимально может возрасти денежная масса?

Технология решения задачи: Кредитные возможности банка Х увеличиваются на объем новых депозитов за минусом обязательного резерва: Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаровЧтобы узнать, как может увеличиться денежная масса в экономике, надо рост кредитных возможностей банка Х умножить на банковский мультипликатор:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров.

Ответ: кредитные возможности банка Х увеличатся на 20 000 у. е., денежная масса – на 100 000 у. е.

Задача 6

Постановка задачи: На основе следующих данных определите, как изменится денежная масса в стране:

Норма обязательного резервирования, действующая в стране, – 10 %.

Технология решения задачи: Прирост денежной массы происходит за счет прироста наличных денег и депозитных денег с эффектом мультипликатора: Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров. Поэтому рассмотрим каждую операцию в отдельности.

Теперь можно определить общее изменение денежной массы:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Ответ: увеличится на 5700 у. е.

Задача 7

Задача 8

Постановка задачи: Денежная база в экономике составляет 2000 у. е. Соотношение наличность: депозиты равно 3: 1. Норма обязательного резервирования 10 %. Определите денежную массу.

Технология решения задачи: Денежная база состоит из наличных денег и депозитов. Так как их соотношение 3: 1, то наличных денег в базе 1500 у. е., депозитов 500 у. е. Денежную массу можно подсчитать следующим образом:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров. Подставив значения, получим:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Задача 9

Постановка задачи: Денежная база увеличилась на 1000 у. е., при этом объем наличных денег остался неизменным. Определите, как изменится денежная масса, если денежный мультипликатор равен 3.

Технология решения задачи: Прирост денежной массы определяется приростом денежной базы и мультипликатором:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров, следовательно, прирост денежной массы

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Ответ: увеличится на 3000 у. е.

Задача 10

Постановка задачи: Денежная база в экономике увеличилась на 1500 у. е. Норма резервирования составляет 12 %, норматив кассовых остатков 3 %, коэффициент предпочтения наличности 45 %. Определите, насколько увеличится денежная масса.

Технология решения задачи: Прирост денежной массы определяется приростом денежной базы и мультипликатором:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров.

Мультипликатор определяется по формуле:

(1 + Коэффициент депонирования): (Норма резервирования + Норма избыточных резервов + Коэффициент депонирования)

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Следовательно, прирост денежной массы

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Задачи на определение спроса на деньги

Задача 11

Постановка задачи: Реальный ВНП в экономике 2000 ден. ед., уровень цен – 2; денежная единица совершает 10 оборотов в год. Определите трансакционный спрос на деньги.

Технология решения задачи: Трансакционный спрос на деньги определяется по формуле:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Подставив значения, получаем:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Задача 12

Постановка задачи: Реальный ВНП в экономике 6000 ден. ед., уровень цен – 3; денежная единица совершает 9 оборотов в год. Зависимость спроса на деньги от процентной ставки представлена в таблице. Нарисуйте графики трансакционного, спекулятивного и общего спроса на деньги.

Процентная ставка, %

Спрос на деньги (ден. ед.)

Технология решения задачи: Сначала определим трансакционный спрос на деньги по формуле:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Подставив значения, получаем:

3 * 6000: 9 = 2000 ден. ед. График трансакционного спроса на деньги будет представлять собой вертикальную прямую:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

График спекулятивного спроса на деньги строится по точкам, исходя из зависимости спроса от процентной ставки, данной в таблице, т. е. при 15 % ставке спроса на деньги как финансовый актив предъявляться не будет. Чем ниже ставка, тем больше потребность, поэтому график будет представлять собой нисходящую прямую.

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Общий спрос на деньги определяется как сумма транcакционного спроса и спекулятивного спроса, т. е. при ставке 15 % — 2000 + 0 = 2000, при ставке 10 % — 2000 + 1000 = 3000 и т. д. График общего спроса также складывается из графиков трансакционного и спекулятивного спроса:

Предположим что в экономике страны за один год было выпущено 300 товаров

Задачи на равновесие на денежном рынке

Задача 13

Постановка задачи: Реальный ВНП в экономике 100 000 ден. ед., уровень цен – 2; денежная единица совершает 8 оборотов в год. Зависимость спроса на деньги от процентной ставки представлена в таблице:

Процентная ставка, %

Спрос на деньги (ден. ед.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *