Предполагает что информация свободно перемещается в обществе

Правовое государство и его признаки

Предполагает что информация свободно перемещается в обществе Предполагает что информация свободно перемещается в обществе Предполагает что информация свободно перемещается в обществе Предполагает что информация свободно перемещается в обществе

Предполагает что информация свободно перемещается в обществе

Предполагает что информация свободно перемещается в обществе

Гражданское общество и его признаки.

Гражданское общество – это система общественных учреждений индивидов, в нем существует приоритет естественного права, главный субъект гражданского общества – человек.

Государство – система государственных учреждений, в государстве приоритет отдается праву, исходящему от государства, главный субъект в государстве – гражданин.

Признаки гражданского общества:

· индивидуальная свобода – широкая степень личной свободы человека – свобода слова, выбора, собраний;

· наличие среднего класса – обеспеченная, экономически самостоятельная и независимая прослойка людей, обладающих чувством ответственности перед обществом. Средний класс – социальная основа и опора гражданского общества;

Там, где есть перечисленные признаки, можно констатировать наличие гражданского общества.

гражданское общество — это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений свободных индивидов-собственников;

гражданское общество — это та часть общественных отношений, в которых люди самостоятельно решают вопросы своей жизни, где они эко­номически независимы от государства.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи древних философов (Аристотель и др.) о незыблемости и верховенстве закона, необходимости соответствия закона праву. Мысль Цицерона о том, что государство — это достояние народа, фактически означала «юрисдикцию государства». Немецкий философ Иммануил Кант (1724—1804) определял государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Одна из главных идей в концепции правового государства состоит в том, что государство должно быть ограничено правом, само должно подчиняться праву, не может «перешагивать» через право, обязано закрепить основные права граждан законами и гарантировать эти права.

Механизм разделения властей, система сдержек и про­тивовесов, уравновешивающая ветви власти, — все это необходимые эле­менты правового государства.

Основные элементы/признаки правового государства:

· приоритет, верховенство права, полнота права. Это предполагает, что праву подчиняется не только общество, но и государство; в правовой системе государства наличествуют все необходимые законы: конституция, законы, гарантирующие права человека и гражданина.

· наличие общественного договора между властью и обществом. Это предполагает, что государство и общество «говорят на одном языке», понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом на основании конституции. Конституция выступает как своего рода общественный договор между властью и обществом, по которому за обеими сторонами закреплены определенные права, обязанности, взаимная ответственность.

· признается суверенитет народа. Народ передает часть своего суверенитета государству. Наиболее важные вопросы в правовом государстве решаются путем референдумов.

· разделение властей. Это предполагает, что власть разделена на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение называется горизонтальным разделением властей. В федеративных государствах проводится также принцип «вертикального» разделения на два уровня власти — между федерацией и ее субъектами;

Предполагает что информация свободно перемещается в обществе

· правовое обеспечение прав человека и гражданина. Это предполагает, что в государстве существует система юридических гарантий прав человека, и гражданина; В правовой системе сочетаются два типа правового регулирования: действия гражданина регулируются по принципу «разрешено все, что не запрещено законом», действия государства — по принципу «запрещено все, что не разрешено».

· наличие гражданского общества. Это предполагает, что между государством и личностью стоит гражданское общество, связывающее интересы правового государства и отдельного человека.

Источник

Гражданское общество и его признаки

Гражданское общество и его признаки. Гражданское общество возникает лишь на определенном этапе общественного развития. Даже не всякое современное общество является гражданским. Советское общество, например, не было ни гражданским, ни правовым. Российское также еще не стало гражданским.

Считается, что некоторые идеи гражданского общества уходят корнями ко временам древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Однако Аристотель практически ставил знак равенства между государством и обществом.

В XVI-XVII вв. взгляды на государство и общество подвергались интенсивному развитию. Уже тогда отмечалось, что гражданскому обществу соответствуют не все, а лишь прогрессивные формы государства. Так, английский философ Джон Локк (1632-1704) констатировал: абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом.

Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) вывел различия между гражданским обществом и государством:

гражданское общество – это система общественных учреждений индивидов; в таком обществе существует приоритет естественного права; главный субъект гражданского общества – человек;

государство – это система государственных учреждений; в государстве приоритет отдается праву, исходящему от государства (оно получило название позитивного права); главный субъект в государстве – гражданин.

В развитие концепции гражданского общества вложили свои идеи такие ученые, как итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527), голландский государственный деятель и юрист Гуго Гроций (1583-1645), английский философ Томас Гоббс (1588-1679), французский философ и просветитель Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) и др.

Впоследствии идея гражданского общества получила дальнейшее развитие. Гражданское общество понималось как сфера частной жизни, частных интересов.

Немецкий философ Гегель (1770-1831) обратил внимание на роль частной собственности. И действительно, не может быть гражданского общества без признания и наличия частной собственности.

Карл Маркс (1818-1883) понимал под гражданским обществом «все материальное общение индивидов» («Немецкая идеология»); по его мнению, не государство сцепляет между собой атомы гражданского общества, а, наоборот, гражданское общество скрепляет государство.

Гражданское общество рассматривалось как наиболее разумное и целесообразное устройство человеческой жизни.

В большинстве взглядов присутствовали два лейтмотива: собственность и отказ государства от роли единственного организатора внутренней жизни общества.

Гражданское общество – это та часть жизни людей, в которой они самостоятельно реализуют свои интересы, объединяются по интересам, регулируют отношения через созданные ими же организации. Государство не должно без излишней необходимости вмешиваться в дела общества. Люди в гражданском обществе должны быть независимы от государства, прежде всего независимы экономически, т.е. они должны обладать частной собственностью и иметь самостоятельные и достаточные доходы.

Таким образом, гражданское общество предстает как сообщество свободных индивидов, система самостоятельных институтов, независимых от государства отношений.

Попробуем синтезировать наиболее важные признаки гражданского общества. К ним относятся:

индивидуальная свобода. Это предполагает широкую степень личной свободы человека – свободу слова, свободу собраний, объединений, передвижения, избирательную свободу, свободу в выборе собственности, профессии и т.п. В гражданском обществе каждый индивид имеет возможность при необходимости привлечь государство к суду, а государство не должно вмешиваться в частную жизнь;

наличие среднего класса. Это предполагает наличие обеспеченной, экономически самостоятельной и независимой прослойки людей, обладающих чувством ответственности перед обществом. Средний класс – социальная основа и опора гражданского общества;

открытость общества. Это предполагает, что информация свободно перемещается в обществе и доступна, в том числе информация о том, что делает государство, государственные органы, должностные лица. В таком обществе нет культа секретности, обеспечена свобода печати, критики. В международных делах такое общество открыто для сотрудничества, взаимодействия с партнерами из-за рубежа;

плюрализм (политический, экономический, идеологический). Это предполагает, что в таком обществе существует многообразие партий/общественных организаций, форм собственности, идеологических концепций, доктрин, воззрений, и государство не навязывает какую-то одну из них, не монополизирует политическую, экономическую или идеологическую сферу жизни;

самоуправляемость общества. Это предполагает, что люди самостоятельно управляют своими интересами, создают общественные органы и организации, в том числе местные органы самоуправления;

правовое государство. Это предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом как для граждан, так и для государства, должностных лиц.

Там, где есть перечисленные признаки, можно констатировать наличие гражданского общества.

В качестве вывода можно вывести два различных варианта определения гражданского общества:

1) гражданское общество – это совокупность внегосударственных и вне-политических отношений свободных индивидов-собственников;

2) гражданское общество – это та часть общественных отношений, в которых люди самостоятельно решают вопросы своей жизни, где они экономически независимы от государства.

Гражданское общество – можно определить как совокупность негосударственных институтов, отношений и интересов. Главным действующим лицом гражданского общества является личность как носитель определенных потребностей и интересов.

Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, центром которого является человек, личность, гражданин.

Признаки гражданского общества:

1) Это открытая для общения с другими обществами социальная систем.

2) Это сложносконструированная и плюралистическая система.

3) Это саморазвивающаяся и самоуправляемая система.

Принципы гражданского общества:

ü экономическая свобода, рыночная экономика

ü легитимности и демократический характер власти

ü признание и защита естественных прав человека и гражданина

ü равенство перед законом и судом

ü наличие правового государства

ü невмешательство государства в частную жизнь.

Структура гражданского общества:

· собственности и предпринимательство

· социальные группы, слои, классы

· частная жизнь граждан и ее гарантии

· система воспитания и образования

· свободные средства массовой информации

· негосударственные социально-экономические отношения и др.

Источник

18. Гражданское общество и его признаки.

Считается, что некоторые идеи гражданского общества уходят корнями ко временам древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Однако Аристотель практически ставил знак равенства между государством и обществом.

В XVI-XVII вв. взгляды на государство и общество подвергались интенсивному развитию. Уже тогда отмечалось, что гражданскому обществу соответствуют не все, а лишь прогрессивные формы государства. Так, английский философ Джон Локк (1632-1704) констатировал: абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом.

Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) вывел различия между гражданским обществом и государством:

В развитие концепции гражданского общества вложили свои идеи такие ученые, как итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527), голландский государственный деятель и юрист Гуго Гроций (1583-1645), английский философ Томас Гоббс (1588-1679), французский философ и просветитель Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) и др.

Впоследствии идея гражданского общества получила дальнейшее развитие. Гражданское общество понималось как сфера частной жизни, частных интересов.

Немецкий философ Гегель (1770-1831) обратил внимание на роль частной собственности.

Карл Маркс (1818-1883) понимал под гражданским обществом «все материальное общение индивидов» («Немецкая идеология»); по его мнению, не государство сцепляет между собой атомы гражданского общества, а, наоборот, гражданское общество скрепляет государство.

Гражданское общество рассматривалось как наиболее разумное и целесообразное устройство человеческой жизни.

В большинстве взглядов присутствовали два лейтмотива: собственность и отказ государства от роли единственного организатора внутренней жизни общества.

Таким образом, гражданское общество предстает как сообщество свободных индивидов, система самостоятельных институтов, независимых от государства отношений.

Попробуем синтезировать наиболее важные признаки гражданского общества. К ним относятся:

плюрализм (политический, экономический, идеологический). Это предполагает, что в таком обществе существует многообразие партий/общественных организаций, форм собственности, идеологических концепций, доктрин, воззрений, и государство не навязывает какую-то одну из них, не монополизирует политическую, экономическую или идеологическую сферу жизни;

самоуправляемость общества. Это предполагает, что люди самостоятельно управляют своими интересами, создают общественные органы и организации, в том числе местные органы самоуправления;

правовое государство. Это предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом как для граждан, так и для государства, должностных лиц.

Там, где есть перечисленные признаки, можно констатировать наличие гражданского общества.

В качестве вывода можно вывести два различных варианта определения гражданского общества:

Источник

Гражданское общество и его признаки

Гражданское общество возникает лишь на определенном этапе общественного развития. Даже не всякое современное общество является гражданским. Советское общество, например, не было ни гражданским, ни правовым. Российское также еще не стало гражданским.

В XVI-XVII вв. взгляды на государство и общество подвергались интенсивному развитию. Уже тогда отмечалось, что гражданскому обществу соответствуют не все, а лишь прогрессивные формы государства. Так, английский философ Джон Локк (1632-1704) констатировал: абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом.

Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) вывел различия между гражданским обществом и государством:

В развитие концепции гражданского общества вложили свои идеи такие ученые, как итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527), голландский государственный деятель и юрист Гуго Гроций (1583-1645), английский философ Томас Гоббс (1588-1679), французский философ и просветитель Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) и др.

Впоследствии идея гражданского общества получила дальнейшее развитие. Гражданское общество понималось как сфера частной жизни, частных интересов.

Немецкий философ Гегель (1770-1831) обратил внимание на роль частной собственности. И действительно, не может быть гражданского общества без признания и наличия частной собственности.

Гражданское общество рассматривалось как наиболее разумное и целесообразное устройство человеческой жизни.

Таким образом, гражданское общество предстает как сообщество свободных индивидов, система самостоятельных институтов, независимых от государства отношений.

Попробуем синтезировать наиболее важные признаки гражданского общества. К ним относятся:

открытость общества. Это предполагает, что информация свободно перемещается в обществе и доступна, в том числе информация о том, что делает государство, государственные органы, должностные лица. В таком обществе нет культа секретности, обеспечена свобода печати, критики. В международных делах такое общество открыто для сотрудничества, взаимодействия с партнерами из-за рубежа;

плюрализм (политический, экономический, идеологический). Это предполагает, что в таком обществе существует многообразие партий/общественных организаций, форм собственности, идеологических концепций, доктрин, воззрений, и государство не навязывает какую-то одну из них, не монополизирует политическую, экономическую или идеологическую сферу жизни;

самоуправляемость общества. Это предполагает, что люди самостоятельно управляют своими интересами, создают общественные органы и организации, в том числе местные органы самоуправления;

правовое государство. Это предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом как для граждан, так и для государства, должностных лиц.

Там, где есть перечисленные признаки, можно констатировать наличие гражданского общества.

В качестве вывода можно вывести два различных варианта определения гражданского общества:

Россия обозначена в Конституции РФ как правовое государство (ст. 1); в действительности страна еще только движется в сторону правового государства.

Правовой характер современных государств в той или иной степени зафиксирован в конституциях ФРГ, США, Франции, Австрии, Греции.

Одна из главных идей в концепции правового государства состояла и состоит в том, что государство должно быть ограничено правом, само должно подчиняться праву, не может «перешагивать» через право, обязано закрепить основные права граждан законами и гарантировать эти права.

Элементы/признаки правового государства возникали там, где общество имело стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции.

Предполагает что информация свободно перемещается в обществе

Итак, попробуем синтезировать основные элементы/признаки правового государства. К ним, в частности, относятся:

приоритет, верховенство права, полнота права. Это предполагает, что праву подчиняется не только общество, но и государство (ограничение власти правом); в правовой системе государства наличествуют все необходимые законы: конституция, законы, гарантирующие права человека и гражданина;

наличие общественного договора между властью и обществом. Это предполагает, что государство и общество «говорят на одном языке», понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом на основании конституции. Конституция выступает как своего рода общественный договор между властью и обществом, по которому за обеими сторонами закреплены определенные права, обязанности, взаимная ответственность. В правовом государстве признается суверенитет народа; народ передает часть своего суверенитета государству. Наиболее важные вопросы в правовом государстве решаются путем референдумов. На протяжении большей части своей истории государства выступали по отношению к обществу в роли «хозяина», «надсмотрщика», «господина», «начальника». В правовом государстве роль государства кардинально меняется: оно становится «партнером», может быть даже «слугой» общества или своеобразным «менеджером» (управленцем), которого общество нанимает для ведения общих дел;

наличие гражданского общества. Это предполагает, что между государством и личностью стоит гражданское общество, связывающее воедино интересы правового государства и отдельного человека.

Раздел 3. Понятие и признаки права

Признаками права являются следующие:

На основе указанных признаков права можно сформулировать определение права.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Раздел 3. Государство и общество

Предполагает что информация свободно перемещается в обществе Предполагает что информация свободно перемещается в обществе Предполагает что информация свободно перемещается в обществе Предполагает что информация свободно перемещается в обществе

Предполагает что информация свободно перемещается в обществе

Предполагает что информация свободно перемещается в обществе

Между государством и людьми складываются, в частности, отношения по поводу тех прав, которыми должны обладать граждане: государство, часто в тех или иных целях оправданно или неоправданно стремится к ограничению прав граждан (что объективно сужает степень их свободы), человек, наоборот, всегда стремится к максимально возможной степени свободы для себя.

Одним словом, общественные отношения пронизаны интересами. Эти интересы либо «сталкиваются», порождают конфликты и беспорядки, либо согласовываются, гармонизируются. И государство призвано смягчать противоречия, обеспечивать в обществе порядок, давать обществу механизмы для гармонизации сталкивающихся интересов.

Государства во взаимоотношениях между собой также вступают в конфликты, когда сталкиваются их государственные (национальные) интересы. Чтобы снять эти противоречия, согласовать интересы, решить общую проблему, государства ведут переговоры, заключают международные договоры, создают международные организации.

Условно в истории человеческой цивилизации можно выделить два типа общества:

общество, в котором люди были связаны друг с другом преимущественно кровно-родственными отношениями (первобытное общество), и это определяло характер взаимоотношений в обществе. Такое общество можно назвать простым;

Предполагает что информация свободно перемещается в обществе

Современные государства обладают разветвленной системой органов. В них зачастую работают сотни тысяч и даже миллионы государственных служащих.

В свою очередь, общество служит социально-экономической основой государства. Неразвитым (недемократическим) обществам соответствуют и неразвитые государства, в которых власть бесконтрольна, а сила сосредоточивается лишь в карательных и принудительных органах.

Часто государство видит в повышении благосостояния общества свою цель. Когда общество и его благо становятся целью, государство изыскивает приемлемые средства для достижения этой цели, выступает как партнер, слуга общества и применяет главным образом методы убеждения.

Бывает и так, что у государства имеется какая-то «своя цель», например «построить коммунизм», обеспечить превосходство арийской расы, осуществить завоевания или какую-то «великую миссию», решить «великую задачу» и т.п. И тогда само общество превращается в средство достижения подобных целей, государство выступает по отношению к обществу как хозяин, надсмотрщик, начальник и применяет, как правило, методы принуждения.

В идеале государство должно служить человеку. Однако в действительности связи между личностью и государством сложны и противоречивы. Государство может выступать как сила, враждебная человеку (рабовладельческое, феодальное государство), превращать человека в придаток государственной машины (авторитарные, тоталитарные режимы), а может возложить на себя обязанности по защите прав и свобод своих граждан, стать партнером гражданина.

В свою очередь, человек заинтересован в сохранении максимально возможной степени личной свободы. Беда в том, что люди зачастую злоупотребляют предоставленной им свободой, не умеют пользоваться ею, нарушают права и интересы других людей и государства. Свобода перерастает во вседозволенность, ведет к столкновению интересов, к беспорядкам. Такое положение неприемлемо для государства.

Главным инструментом «в руках» государства для регулирования общественных отношений служит право. С помощью права государство выполняет свои задачи и функции. В праве воплощена воля государства; в правовых государствах такая воля опосредует, выражает волю народа.

Государство воздействует на поведение человека и тем самым регулирует общественные отношения посредством трех видов правил (норм):

Устанавливая запрещающие, обязывающие или управомочивающие нормы, государство управляет поведением общества, регулирует отношения, направляет их в нужную сторону.

На поведение человека влияют также разного рода правила (нормы), которые не исходят от государства и потому называются неправовыми. Так, например, люди покупают подарки ко дню рождения своим близким, друзьям; уступают место в транспорте престарелым; соблюдают посты в соответствии с предписаниями религиозных книг и т.д. Что заставляет людей поступать так, а не иначе?

Среди неправовых норм, которые участвуют в регулировании общественных отношений, можно назвать, в частности, следующие:

нормы обычаев (например, обмен кольцами во время бракосочетания);

религиозные нормы (крещение ребенка, исповедь и т.п.);

Все такого рода неправовые нормы также налагают права, обязанности, запреты, и люди выстраивают свое поведение, свои поступки в соответствии с данными нормами.

Под неправовыми обычаями понимают правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного применения. Проще говоря, люди поступают именно так потому, что все до них поступали так всегда: так принято, так удобно, так делают все. К обычным нормам относят также нравы, традиции, обряды, ритуалы.

Однако неправовые обычаи и в наше время остаются важным регулятором поведения людей.

Так, например, норма христианской религии предписывает: «Чти отца своего и мать свою», «Не прелюбодействуй».

В Коране соответствующие правила вытекают из таких, например, строк: «Горе: обвиняющим во лжи!» (Сура 77), «Горе обвешивающим. » (Сура 83).

Религиозные нормы зачастую приобретают сходство с правовыми, так как они зафиксированы в письменном виде, содержатся в религиозных книгах: Библии, Коране, Сунне, Талмуде. Письменная фиксация роднит их с правом.

Неблагоприятными последствиями за нарушение норм права может быть суд, тюрьма, разные механизмы ответственности. Неблагоприятные последствия нарушения норм морали состоят в угрызениях совести, осуждении окружающих.

Общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

В Библии также зафиксировано подобное правило: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. » («Евангелие от Луки», гл. 6).

В отличие от права мораль допускает конкуренцию моральных норм. Моральных систем может быть несколько: господствующая мораль; корпоративная мораль; по словам Фридриха Ницше, «мораль господ и мораль рабов»; антисоциальная мораль.

Художественной иллюстрацией нравственного жизненного выбора может служить рассуждение одного из героев Ф.М. Достоевского: «Свету ли провалиться или мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне всегда чай пить» («Записки из подполья»).

Воздействие комплекса социальных норм на общественные отношении можно условно передать следующей схемой.

│ правовые нормы │ │ неправовые нормы │

│ │обычаи│ │религ. нормы│ │мораль│ │прочие нормы│

Все указанные выше явления в жизни часто переплетаются, взаимодействуют между собой и с правом, «помогая» друг другу в регулировании общественных отношениях, добиваясь от человека нужного обществу поведения.

Государство дифференцированно относится к тем или иным обычным, религиозным, моральным нормам, а именно:

поддерживает их, закрепляет в праве. Так, например, общечеловеческая мораль, представленная в концепции прав человека, нашла закрепление в российской конституции;

относится к ним индифферентно, безразлично, поскольку соответствующие нормы не затрагивают интересов государства, не имеют общественной значимости (например, для государства не важно, будут жених и невеста обмениваться кольцами при бракосочетании или нет);

противостоит отдельным нормам, запрещает их, борется с ними. Например, государство борется с обычаем кровной мести, с религиозными нормами, выработанными тоталитарными сектами, оккультными религиями, подавляющими личность.

Выше уже указывалось (см. раздел 1), что государство, право, неправовые нормы входят в состав политической системы общества.

Многие столетия идут поиски такого состояние политической системы, когда человек и власть, общество и государство были бы не враждебными силами, а взаимодополняющими началами общественной жизни.

Политические системы современных развитых государств западного типа нашли такой баланс в идеологических концепциях гражданского общества и правового государства.

18. Гражданское общество и его признаки. Гражданское общество возникает лишь на определенном этапе общественного развития. Даже не всякое современное общество является гражданским. Советское общество, например, не было ни гражданским, ни правовым. Российское также еще не стало гражданским.

Считается, что некоторые идеи гражданского общества уходят корнями ко временам древнегреческого философа Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Однако Аристотель практически ставил знак равенства между государством и обществом.

В XVI-XVII вв. взгляды на государство и общество подвергались интенсивному развитию. Уже тогда отмечалось, что гражданскому обществу соответствуют не все, а лишь прогрессивные формы государства. Так, английский философ Джон Локк (1632-1704) констатировал: абсолютная монархия несовместима с гражданским обществом.

Немецкий философ Вильгельм Гумбольдт (1767-1835) вывел различия между гражданским обществом и государством:

В развитие концепции гражданского общества вложили свои идеи такие ученые, как итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527), голландский государственный деятель и юрист Гуго Гроций (1583-1645), английский философ Томас Гоббс (1588-1679), французский философ и просветитель Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ и писатель Жан-Жак Руссо (1712-1778) и др.

Впоследствии идея гражданского общества получила дальнейшее развитие. Гражданское общество понималось как сфера частной жизни, частных интересов.

Немецкий философ Гегель (1770-1831) обратил внимание на роль частной собственности. И действительно, не может быть гражданского общества без признания и наличия частной собственности.

Карл Маркс (1818-1883) понимал под гражданским обществом «все материальное общение индивидов» («Немецкая идеология»); по его мнению, не государство сцепляет между собой атомы гражданского общества, а, наоборот, гражданское общество скрепляет государство.

Гражданское общество рассматривалось как наиболее разумное и целесообразное устройство человеческой жизни.

В большинстве взглядов присутствовали два лейтмотива: собственность и отказ государства от роли единственного организатора внутренней жизни общества.

Таким образом, гражданское общество предстает как сообщество свободных индивидов, система самостоятельных институтов, независимых от государства отношений.

Попробуем синтезировать наиболее важные признаки гражданского общества. К ним относятся:

открытость общества. Это предполагает, что информация свободно перемещается в обществе и доступна, в том числе информация о том, что делает государство, государственные органы, должностные лица. В таком обществе нет культа секретности, обеспечена свобода печати, критики. В международных делах такое общество открыто для сотрудничества, взаимодействия с партнерами из-за рубежа;

плюрализм (политический, экономический, идеологический). Это предполагает, что в таком обществе существует многообразие партий/общественных организаций, форм собственности, идеологических концепций, доктрин, воззрений, и государство не навязывает какую-то одну из них, не монополизирует политическую, экономическую или идеологическую сферу жизни;

самоуправляемость общества. Это предполагает, что люди самостоятельно управляют своими интересами, создают общественные органы и организации, в том числе местные органы самоуправления;

правовое государство. Это предполагает, что государство несет по отношению к обществу определенные обязанности и прежде всего обязанность закрепить законами и гарантировать естественные права человека. Граждане в таком обществе должны уметь уважать право. Право является приоритетом как для граждан, так и для государства, должностных лиц.

Там, где есть перечисленные признаки, можно констатировать наличие гражданского общества.

В качестве вывода можно вывести два различных варианта определения гражданского общества:

Россия обозначена в Конституции РФ как правовое государство (ст. 1); в действительности страна еще только движется в сторону правового государства.

Правовой характер современных государств в той или иной степени зафиксирован в конституциях ФРГ, США, Франции, Австрии, Греции.

Сам же термин «правовое государство» впервые появился в работах немецких ученых в первой половине XIX века.

Немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) определял государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Таким образом, одна из главных идей в концепции правового государства состояла и состоит в том, что государство должно быть ограничено правом, само должно подчиняться праву, не может «перешагивать» через право, обязано закрепить основные права граждан законами и гарантировать эти права.

Элементы/признаки правового государства возникали там, где общество имело стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции.

Еще во времена раннего феодализма в Европе собирались, пусть и нерегулярно, съезды феодалов; позднее они трансформировались в парламенты.

Судебные системы Англии и Франции появились и оформились, потому что существовало право вассала на публичный суд, который должен был твориться не господином, а каким-то третьим лицом.

Практическое воплощение некоторых элементов правового государства началось, по всей видимости, в Англии более 700 лет назад: в 1328 году был принят так называемый Нортхэмптонский статут (закон), в соответствии с которым никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия.

Фактически в древней Англии сложилось определенное разделение властей на королевскую законодательно-исполнительную и королевскую судебную ветви власти, а между этими ветвями власти встал Нортхэмптонский статут как прообраз механизма сдержек и противовесов.

Эта система заставит ветви власти контролировать, уравновешивать друг друга и ослабит опасность власти для общества, опасность узурпации власти одним лицом, партией, классом.

Идеи разделения властей развивал Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Он, в частности, указывал, что нет свободы, если исполнительная и законодательная власти соединены; судебная власть должна быть отделена, иначе воцарится произвол и угнетение.

Итак, попробуем синтезировать основные элементы/признаки правового государства. К ним, в частности, относятся:

приоритет, верховенство права, полнота права. Это предполагает, что праву подчиняется не только общество, но и государство (ограничение власти правом); в правовой системе государства наличествуют все необходимые законы: конституция, законы, гарантирующие права человека и гражданина;

наличие общественного договора между властью и обществом. Это предполагает, что государство и общество «говорят на одном языке», понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом на основании конституции. Конституция выступает как своего рода общественный договор между властью и обществом, по которому за обеими сторонами закреплены определенные права, обязанности, взаимная ответственность. В правовом государстве признается суверенитет народа; народ передает часть своего суверенитета государству. Наиболее важные вопросы в правовом государстве решаются путем референдумов. На протяжении большей части своей истории государства выступали по отношению к обществу в роли «хозяина», «надсмотрщика», «господина», «начальника». В правовом государстве роль государства кардинально меняется: оно становится «партнером», может быть даже «слугой» общества или своеобразным «менеджером» (управленцем), которого общество нанимает для ведения общих дел;

наличие гражданского общества. Это предполагает, что между государством и личностью стоит гражданское общество, связывающее воедино интересы правового государства и отдельного человека.

20. Неправовое (полицейское) государство и его признаки. Если правовых государств на планете не так уж много (возможно, порядка трех-четырех десятков), следовательно все остальные государства являются неправовыми. Да и современные правовые государства выросли из неправовых. Какие же черты характерны для неправовых государств? Почему они называются неправовыми?

Очень часто по отношению к неправовым государствам используется термин «полицейское» государство. Однако не всякое неправовое государство является полицейским. В то же время полицейское государство можно считать разновидностью неправового; только в полицейском государстве элементы неправового государства доведены до крайностей.

Постепенно возникла и развивалась идеология неправового (полицейского) государства. Ученые и политические деятели обосновывали необходимость и полезность методов принуждения, верховенства государства над человеком и обществом.

Политическая философия полицейского государства выражена в словах прусского короля Фридриха II Великого (1712-1786): «Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить».

В Российской империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, все присягавшие российскому императору клялись «верным, добрым, послушным рабом быть».

Согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений Российской империи, в компетенцию полиции входило преследовать «в самом начале всякую новизну, законам противную».

Но, пожалуй, чаще бывает и так: государство в условиях нестабильности преследует свои корпоративные цели, не помышляя о движении в сторону правового государства.

Попробуем синтезировать некоторые наиболее важные признаки неправового государства. К ним, в частности, относятся:

излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и общества. В неправовом государстве осуществляется мелочная, назойливая опека над гражданами; административный аппарат является громоздким и нацелен на всеохватное регулирование всего и вся. В сферу регулирования могут попасть вопросы брака, одежда, даже выражение лиц. В таких условиях личность становится принадлежностью государства, из субъекта прав превращается в объект власти. Фактически это означает отчуждение человека от власти;

сильное имущественное расслоение общества. В неправовом государстве существует значительный имущественный разрыв между «верхами» и «низами», отсутствует сколько-нибудь заметная прослойка среднего класса. Государство либо не ставит задачу улучшения благосостояния общества, либо ставит, но на практике не стремится реализовать ее;

ограничение свобод личности, прав человека. В неправовом государстве не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. В ряде стран (например, в арабских государствах) официально ограничены права женщин. Бывает, что государство закрепляет права человека в законе, но законы являются ширмой. Преследуется самостоятельность и собственные убеждения; вводится единомыслие, какая-то одна идеология (в том числе религиозная), подкрепленная силой и авторитетом государства. Практикуются репрессии и доносы. Маленький человек находится в страхе, растерянности, синдроме тревожного ожидания;

применение насилия, принуждения ради «великих» целей и задач. Использование методов принуждения может осуществляться как на временной основе, так и постоянно. Использование насилия оправдывается необходимостью решить те или иные проблемы, задачи. Зачастую власть обещает построить «новую жизнь», «общество процветания», но человек не включен в процесс принятия решений. Личность становится средством достижения великих целей и задач, приносится в жертву (по принципу «цель оправдывает средства»). Массы играют роль стройматериала для достижения возможного будущего благополучия. Примером могут служить отдельные периоды истории СССР, Чили и других государств;

право заменяется понятиями «пользы», «целесообразности». В неправовом государстве может иметься развитая правовая система, поддерживаться внешний порядок и законность, но это забота об охране «своего права», «своей законности», которые в действительности оторваны от естественных прав человека. Это явление можно было бы назвать «диффузией тоталитарных идей в позитивное право». При необходимости, если полезно или целесообразно, государство легко отходит от установлений права. В таких условиях «верхи», элита обычно живут по своим правилам и законам, являются недосягаемыми для правосудия; в обществе царят двойные стандарты;

неприязнь к частной собственности. Неправовое государство боится частного собственника, так как частная собственность несет экономическую самостоятельность индивидуума, его независимость от государства. Государство национализирует собственность либо берет ее под свой контроль другими средствами, пытается перераспределить собственность, усреднить стандарт жизни. На практике падает эффективность труда, качество товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная (усредненная) бедность. В таком государстве нет рынка, могут быть лишь «элементы рынка»;

изоляционизм. Неправовое государство постепенно теряет связь с населением. Такое государство боится «чрезмерной зависимости» (экономической, политической, идеологической) от внешнего мира и часто осуществляет линию на самоизоляцию в международных делах, проводит политику «опоры на собственные силы». Примером может служить КНДР: официально провозглашенная идеология «чучхе» содержит принцип «опоры на собственные силы».

В неправовом государстве могут присутствовать как все указанные выше признаки, так и всего лишь некоторые из них. Наличие хотя бы одного из признаков уже свидетельствует, что государство не является правовым.

В то же время в государстве могут быть перечисленные признаки, но государство декларирует и на практике стремится к правовому государству. Таких государств в мире достаточно много.

В условиях глобализации, которая началась в ХХ веке и будет разворачиваться в ХXI веке, большинство государств будет подтягиваться к общемировым стандартам. Общая логика развития человечества, единое экономическое пространство требуют движения в сторону правовых государств.

Фактически история выявляет два типа взаимосвязей между ними:

1) когда государство подавляет личность, подчиняет ее, стирает различия между личным и общественным, индивидуальным и публичным; человек рассматривается частью государственного механизма, а государство стремится все задачи решать только политическими, а не иными средствами (авторитарные, тоталитарные системы); происходит разрыв отношений между отдельным человеком и государством, человек уходит на позицию несотрудничества;

2) когда между государством и личностью устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества; государство использует самые различные каналы для взаимодействия с личностью, гражданами, защищает права личности; в право воплощается воля народа (а не самого государства); меняется соотношение между государством и законом: формула «закон есть инструмент государственной власти» меняется на формулу «государство есть инструмент закона»; каждый индивид также уважает закон и стремится действовать в рамках закона.

Следует особо обратить внимание, что зачастую государство осуществляет дискриминацию отдельных категорий лиц. В этом отношении наиболее показателен пример дискриминации женщин в общественной и государственной жизни многих стран.

Вообще преобладающая часть человеческой истории характеризуется дискриминационным отношением к женщине.

В древнеиндийских Законах Ману (II в. до н.э.) содержалось специальное положение, фиксировавшее общий принцип отношения к женщине: «. Женщина никогда не пригодна к самостоятельности». Поэтому Закона ми предписывалось, чтобы женщина всегда была под опекой/охраной отца, мужа, сыновей.

Древнеримским правом (Законами XII таблиц, V в. до н.э.) предусматривалось, что мужчина приобретал власть над женщиной в силу факта «давностного сожительства с нею», т.е. совместного проживания в течение года и более.

Правда, Законы предоставляли определенный выбор женщине: если она не желала власти мужа, то раз в году должна была отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею.

В определенном смысле такое общество (как и цивилизация в целом) является «мужским обществом», т.е. обществом, в котором право обеспечивает приоритет мужчины.

В то же время во многих государствах, главным образом развивающихся, положение женщины остается тяжелым; женщина продолжает подвергаться дискриминации, остается бесправной.

Контрольные вопросы

1. Что такое общество? Чем общество отличается от стада?

2. Какие автономные группы общественных отношений можно выделить?

3. Кто являются участниками общественных отношений?

4. Какова роль интересов в общественных отношениях?

5. Какие типы общества можно выделить?

6. Какую роль может играть государство по отношению к обществу?

7. Почему государство и личность объективно противостоят друг другу?

8. Какими средствами государство воздействует на поведение человека?

9. Какие виды правовых норм регулируют поведение человека?

10. Чем правовые нормы отличаются от неправовых?

11. Что такое нормы обычаев? Религиозные нормы? Нормы морали? Приведите примеры таких норм?

12. Как государство относится к неправовым нормам?

13. В чем состоят признаки гражданского общества?

14. В чем состоят признаки правового государства?

15. В чем состоят признаки неправового (полицейского) государства?

16. Кто из ученых прошлого внес определенный вклад в концепцию гражданского общества? Правового государства?

17. Почему наличие среднего класса является важным признаком гражданского общества?

18. Каким образом, через какие механизмы люди, общество осуществляют саморегулирование?

19. Какой из двух предложенных вариантов определений гражданского общества кажется вам более точным? Почему? В чем «плюсы» и «минусы» данных определений?

20. Почему Нортхэмптонский статут, принятый в Англии в 1328 году, можно считать практическим шагом на пути к правовому государству?

21. Чем известен Шарль-Луи Монтескье?

22. Почему конституцию часто называют общественным договором?

23. Что такое естественное право и позитивное право? В каком соотношении они находятся?

24. Зачем необходимо разделение властей?

25. Что такое разделение властей «по горизонтали» и «по вертикали»?

26. Чему служит система сдержек и противовесов? Приведите примеры элементов системы сдержек и противовесов.

27. Существуют ли в мире в настоящее время неправовые (полицейские) государства? Какие?

28. Каким образом могут выстраиваться отношения между государством и личностью?

29. Какие нормы охватываются термином «социальные нормы»?

30. Какая существует взаимосвязь между нормами права и нормами обычая?

32. Как используют государства нормы обычая? религиозные нормы?

33. Можно ли утверждать, что в основе права лежит общечеловеческая мораль?

34. В каких современных странах подвергаются дискриминации отдельные категории лиц? Приведите примеры стран и используемых форм дискриминации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *