Предоставление скидки налоговые риски
Как безопасно применять скидки и бонусы магазину и предприятию услуг
Чтобы применять систему лояльности, мало выпустить скидочные карточки и начислять бонусы за покупки. Нужно прописать правила, по которым копятся скидки и тратятся баллы. Такой документ вправе потребовать ваши покупатели и сотрудники контролирующих органов.
Ваши клиенты и налоговая должны знать правила игры
Когда применяете систему лояльности, нужно соблюдать сразу несколько юридических норм.
1. Правильно печатать в чеке информацию о скидках и бонусах. Об этом есть Приказ ФНС от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@.
В приказе указаны реквизиты, которые кассовая программа обязательно должна добавлять в чек в виде тегов. Фактически номер тега в чеке не видно, он зашит в фискальные данные чека, которые поступают в налоговую.
Что должно быть в чеке:
Например, вот как кассовая программа Контур.Маркета формирует чек при оплате бонусами.
2. Предоставлять достоверную информацию клиентам. Если стоимость товара в чеке не соответствует ценнику, это нарушение.
Нормы Закона РФ 07.02.92 № 2300-I «О защите прав потребителей»:
Нормы Гражданского кодекса РФ:
Вывод такой. Руководству магазина, предприятия услуг или общепита нужно составить положение о системе лояльности. Этот документ позволит покупателю ознакомиться с условиями предоставления скидок или бонусов и понять, почему цена в чеке не равна стоимости по ценнику. А налоговой такой документ позволит узнать условия начисления скидок и бонусов, а главное, логику оплаты бонусами вместо денег.
Как составить положение о системе лояльности
Строгого регламента по составлению такого документа нет. Назвать документ можно, как хотите, например, «Положение о системе лояльности», «Условия предоставления накопительной скидки», «Правила накопления и использования бонусов».
Главное, чтобы название отражало суть и в документе были прописаны все условия, по которым можно копить баллы или скидки и оплачивать покупку баллами.
Если применяете фиксированные скидки, составлять положение не нужно, потому что чек дает исчерпывающую информацию, какова сумма покупки без скидки и с учетом скидочных процентов.
Если применяете накопительные скидки, обязательно напишите в положении такие условия:
Если используете бонусную систему, тоже важно прописать все детали:
Вам помогут шаблоны для скачивания: «Пример положения по накопительной скидке» и «Пример положения по бонусной системе». Эксперты Контур.Маркета показали, как можно заполнить информацию, на примере продуктового магазина. Синей заливкой выделены окна, на которые стоит обратить внимание в первую очередь: размеры скидок и другие условия там написаны только для примера.
В шаблоне вы можете менять под свой формат и нумерацию, и формулировки пунктов. Например, зоомагазину не понадобится пункт о продаже табачной продукции и не придется указывать возрастное ограничение для начисления бонусов при покупке алкоголя. А парикмахерская может удалить упоминание о товарах, оставив только услуги.
Если пользуетесь системой лояльности в Контур.Маркете, обратите внимание, что в шаблонах уже указан эквивалент: 1 балл = 1 рубль. Некоторые условия описывают логику работы именно сервиса Контур.Маркет. Например, способы получения информации о бонусном и накопительном счете, логика работы с отрицательным балансом.
Удерживайте клиентов бонусами и скидками
Применяйте систему лояльности в Контур.Маркете, чтобы повышать количество покупок и средний чек.
Где разместить положение о системе лояльности
Самое простое — опубликовать документ на сайте своего магазина, автосервиса или кафе. Можно вложить правила на вашей страничке в соцсетях или телеграм-канале.
Если не используете в продвижении интернет-площадки, поместите документ в уголке потребителя. Так принято называть стенд для информирования покупателей и клиентов. Обычно на нем еще размещают режим работы и контакты предприятия, копию свидетельства о госрегистрации, книгу отзывов и предложений.
Учет скидок и премий у сторон договора поставки
Автор: Чурсина И. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Заключая договоры поставки, организации-продавцы в целях стимулирования сбыта товаров, как правило, предоставляют покупателям различные виды премий (скидок), например, за своевременную или досрочную оплату товаров, отсутствие возвратов, достижение определенного уровня товарооборота, расширение рынка сбыта товаров (открытие новых магазинов), достижение объема закупок отдельных позиций товаров и т.д.
Об особенностях ведения налогового учета операций по предоставлению скидок и пойдет речь в данной консультации.
Определимся с понятием скидки
Несмотря на то, что скидка упоминается в гл. 25 НК РФ (ст. 265 НК РФ), само ее определение в Налоговом кодексе отсутствует. Нет его и в Гражданском кодексе, в котором говорится только следующее: исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1 ст. 424 НК РФ), изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором либо законом в установленном порядке (п. 2 ст. 424 НК РФ).
В оптовой торговле при реализации товаров со скидкой условие о снижении цены сделки обязательно указывается в договоре, ведь отношения по договорам поставки регулируются в письменной форме (ст. 506, 161 ГК РФ). Налоговые инспекторы обязательно будут изучать договоры, чтобы понять, почему и на каких условиях покупателю предоставлена скидка.
К сведению: скидка – одно из условий сделки, определяющее размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре о сделке. Величина скидки зависит от вида сделки, объема продаж (из Современного экономического словаря).
Скидки, направленные на увеличение объемов продаж, привлечение новых клиентов, продвижение товаров на рынке и т. п., следует закрепить в маркетинговой политике, которая является частью учетной политики организации. В ней нужно детально прописать, в каких случаях и в каких размерах предоставляются скидки. Указанные положения маркетинговой политики должны найти отражение во внутренних документах организации (прайс-листах, положении о дисконтных картах и т. д.).
Скидки, предоставляемые продавцами покупателям, можно разделить на две группы: связанные и не связанные с изменением цены товара (работ, услуг).
Учет скидок, связанных с изменением цены товара
Как отмечалось выше, Гражданским кодексом допускается изменение цены после заключения договора в случаях и на условиях, предусмотренных договором (п. 2 ст. 424 НК РФ). В данной ситуации изменяется цена единицы товара, ранее установленная в договоре.
При этом варианты предоставления скидки могут быть различными:
1) в момент продажи товаров;
2) после продажи товаров – в отношении будущих покупок;
3) после продажи товаров – в отношении прошлых покупок.
При первом варианте (в случае предоставления скидки в момент осуществления продажи) поставщик отражает в бухгалтерском и налоговом учете доход с учетом уже предоставленной скидки. НДС исчисляется исходя из цены с учетом предоставленной скидки.
Пример 1.
ООО «Продавец» (оптовик) заключило с ООО «Покупатель» договор поставки товара, цена которого составляет 1 298 руб. (в том числе НДС – 198 руб.). Однако при покупке товара от 10 000 единиц цена товара устанавливается равной 1 180 руб. за единицу (в том числе НДС – 180 руб.).
В феврале 2018 года ООО «Покупатель» приобрело у ООО «Продавец» 20 000 единиц товара, в момент оформления заказа покупателю была предоставлена скидка.
Стоимость продажи, отраженная в документах, будет сформирована уже с учетом новой цены, так как покупателем соблюдены условия предоставления скидки. ООО «Продавец» выставляет документы (товарную накладную и счет-фактуру) на сумму 23 600 000 руб. (1 180 руб. x 20 000 ед.), в том числе НДС – 3 600 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Продавец» будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражена выручка от реализации товара
Начислен НДС
(23 600 000 руб. x 18/118)
Поступила на расчетный счет оплата от покупателя
В бухгалтерском учете ООО «Покупатель» будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Отражено поступление товара
Перечислена оплата продавцу
При втором варианте скидка относится к будущим покупкам. Например, стороны могут указать в договоре, что скидка зависит от объемов закупок и распространяется на последующие партии товара после того, как покупатель «выберет» определенный объем. Получается, что он какое-то время приобретает товары без скидки, «зарабатывая» свое право на нее в будущем. Предоставление такой скидки в бухучете продавца будет отражено в момент продажи товаров, по которым получено право на скидку. Бухгалтерский и налоговый учет при втором варианте ведется аналогично первому.
Вариант третий – скидка предоставляется после продажи товаров в отношении прошлых покупок (иногда такую скидку называют ретроскидка), например, за достижение определенного объема закупок и распространяется на все ранее закупленные партии товаров.
Пока покупатель не достигнет рубежа, после которого ему предоставляется скидка, продавец при отгрузке товаров указывает в первичных документах первоначальную цену товара, установленную договором купли-продажи. Если в дальнейшем покупатель выполняет условия договора о предоставлении скидки, цена товара уменьшается. В этом случае продавцу необходимо внести в первичные бухгалтерские документы исправления, на основании которых бухгалтер сторнирует часть выручки на сумму предоставленной покупателю скидки.
При предоставлении ретроспективной скидки в следующем году (после сдачи годовой отчетности) в бухгалтерском учете продавца сторнирование выручки не производится, а предоставление скидки отражается как убыток прошлых лет, выявленный в текущем году.
Пример 2.
ООО «Продавец» (оптовик) заключило с ООО «Покупатель» договор поставки товара, цена которого за единицу составляет 1 298 руб. (в том числе НДС – 198 руб.).
По условиям договора при достижении покупателем объема закупок на сумму свыше 20 000 000 руб. цена на приобретенный товар за единицу составит 1 180 руб. (в том числе НДС – 180 руб.). начиная с первой партии товара.
В феврале 2018 года ООО «Покупатель» приобрело 12 000 единиц товара на сумму 15 576 000 руб. (в том числе НДС – 2 376 000 руб.), в марте 2018 года – 8 000 единиц товара на сумму 10 384 000 руб. (в том числе НДС – 1 584 000 руб.).
Таким образом, в марте 2018 года общий объем закупок превысил 20 000 000 руб. и ООО «Покупатель» получило право на скидку (в том числе и на февральскую партию товара).
В бухгалтерском учете ООО «Продавец» будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Февраль 2018 года
Отражена выручка от реализации товара
Начислен НДС
(15 576 000 руб. x 18/118)
Март 2018 года
Отражена выручка от реализации товара с учетом предоставленной скидки
(1 180 руб. х 8 000 ед.)
Начислен НДС
(9 440 000 руб. x 18/118)
Уменьшен ранее начисленный НДС, относящийся к сумме скидки*
(1 416 000 руб. x 18/118)
* При изменении стоимости отгруженных товаров, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) количества (объема) отгруженных товаров, продавец должен выставить покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая с даты составления документов, подтверждающих согласие (уведомление) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (п. 3 ст. 168 НК РФ). На основании корректировочного счета-фактуры продавец вправе принять к вычету НДС, приходящийся на сумму уменьшения стоимости отгруженных товаров (п. 13 ст. 171 НК РФ).
У покупателя на основании пп. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ возникает обязанность восстановить ранее принятый к вычету НДС в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров до и после такого уменьшения.
Отметим, что упоминание скидки в гл. 25 НК РФ содержится в пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, которым определено, что расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора (в частности, объема покупок), признаются внереализационными расходами налогоплательщика. Однако, как неоднократно отмечал Минфин в своих письмах, данная норма применяется только в случае, если предоставление указанной премии (скидки) осуществляется без изменения цены единицы товара (см. письма от 14.04.2017 № 03-03-06/1/22268, от 26.08.2016 № 03-03-07/49936, от 10.04.2015 № 03-07-11/20448).
Финансовое ведомство считает, что изменения показателей доходов или расходов, возникшие в связи с изменением цены договора, в том числе в связи с предоставлением скидок, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 54 НК РФ (см. Письмо от 22.05.2015 № 03-03-06/1/29540).
Более подробно порядок учета ретроскидок изложен в Письме УФНС по г. Москве от 25.05.2012 № 16-15/046114@. В нем говорится следующее.
В отношении скидок, предоставленных покупателям в форме изменения цены единицы товара, сопровождаемых внесением изменений в договор купли-продажи (поставки), положения пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ применяться не могут. В данном случае нужно исходить из того, что, как следует из ст. 313 НК РФ, налоговый учет строится на основании первичных учетных документов, которыми являются в том числе гражданско-правовые договоры, товарные и транспортные накладные. Таким образом, изменение данных первичных учетных документов, а именно изменение договора купли-продажи путем уменьшения цены единицы товара, должно найти свое отражение в корректировке данных налогового учета о стоимости проданных товаров. То есть в рассматриваемом случае налогоплательщик должен скорректировать свои налоговые обязательства по налогу.
При этом согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. К излишней уплате налога на прибыль могут привести в том числе излишне учтенные доходы.
Последующее изменение договора купли-продажи, согласно которому цена товара уменьшена, ведет к уменьшению ранее признанных доходов от реализации в налоговом учете продавца, в результате чего образуется искажение базы по налогу на прибыль за прошлый отчетный (налоговый) период, приведшее к излишней уплате указанного налога. Поэтому продавец, предоставивший скидку в виде уменьшения цены единицы товара с внесением изменений в договор купли-продажи, вправе скорректировать базу по налогу на прибыль организаций в периоде внесения изменений в названный договор.
Осуществляя такую корректировку, налогоплательщик отражает сумму, на которую уменьшились его доходы от реализации (сумму скидки), в составе внереализационных расходов как убыток прошлых налоговых периодов, выявленный в текущем отчетном (налоговом) периоде, и указывает ее по строке 301 приложения 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль организаций.
Обратите внимание: если изменение цены товара произошло в том же году, в котором была осуществлена его поставка, в налоговой декларации за соответствующий год продавец вправе отразить сумму выручки по итогам года за минусом предоставленной скидки.
Если изменение цены произошло в году, следующем за годом поставки, предоставленная покупателю скидка может быть отражена в составе расходов текущего отчетного (налогового) периода на основании пп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Что касается отражения ретроскидки у покупателя, в случае применения подхода Минфина, в соответствии с которым изменение цены товаров в результате получения ретроскидки должно учитываться исходя из положений ст. 54 НК РФ, иными словами, расцениваться в качестве искажения (ошибки), учет будет строиться следующим образом. Раз получение такой скидки приводит к завышению расходов отчетного (налогового) периода поставки товаров и, соответственно, к занижению покупателем базы по налогу на прибыль за соответствующий период, то он должен скорректировать налоговую базу прошлого отчетного (налогового) периода (периода поставки), подав уточненную налоговую декларацию и одновременно с этим доплатив налог в бюджет и уплатив соответствующую сумму пеней.
Однако покупатель может придерживаться и другого подхода. Дело в том, что норма ст. 54 НК РФ о пересчете налоговой базы применяется при ее искажении и возникновении ошибок, а не при предоставлении скидок. Проводить параллель между этими понятиями не совсем верно, ведь скидка предоставляется после реализации товаров. На тот момент, когда произошла реализация, продавец отразил выручку без ошибок, исходя из фактической цены реализации. Следовательно, он должен учитывать предоставленную задним числом скидку в составе расходов текущего периода, а значит, представлять уточненные декларации по налогу на прибыль за период реализации товара нет необходимости. Однако, если продавец будет придерживаться этой точки зрения, споры с налоговой инспекцией вряд ли удастся предотвратить.
Во избежание претензий со стороны налоговых органов, а также излишних трудозатрат (в том числе по выставлению корректировочных счетов-фактур) лучше не включать в договор условие о скидке, предусматривающее изменение цены ранее приобретенных товаров. Наиболее оптимальным и менее рискованным с точки зрения налогообложения является условие, согласно которому предоставление скидки осуществляется без изменения цены товара. Об этом поговорим в следующем разделе.
Учет скидок, не связанных с изменением цены товара
Скидка, не связанная с изменением цены товара, может быть предоставлена в период действия договора в виде бонуса или премии. Вот как эти два понятия толкуются в различных словарях.
1) вознаграждение одной из сторон, заключающих сделку, за выгодное для контрагента изменение ею условий сделки (торг.);
2) бесплатная придача, прибавление при покупке какого-нибудь товара, какого-нибудь количества товара (торг.) (из Толкового словаря русского языка).
Бонус (от лат. bonus – добрый, хороший):
1) дополнительное вознаграждение, поощрение, надбавка к выплате, премия;
2) дополнительная скидка со стоимости (цены) товара, предоставляемая продавцом в соответствии с условиями договора о купле-продаже или постоянным покупателям (из Современного экономического словаря).
По сути, бонус и премия – понятия идентичные и могут предоставляться в двух видах: денежного вознаграждения или подарка.
Начнем с последнего. Будет ли считаться дарением передача покупателю подарка, если это связано с выполнением им определенных условий договора? Полагаем, что нет. По договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне вещь в собственность. Причем не относятся к договору дарения сделки, предусматривающие встречные обязательства. Об этом говорится в п. 1 ст. 572 ГК РФ. В свою очередь, предоставление подарка обусловлено выполнением покупателем определенных условий договора поставки (например, единовременное приобретение нескольких единиц товара), соответственно, оно не признается договором дарения (по данному вопросу см. п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 21.12.2005 № 104).
В некоторых случаях продавец предоставляет покупателю премию в денежной форме. Обычно премия выплачивается при выполнении покупателем условия, определенного договором (например, достижение установленного договором объема покупок). При этом целью такого поощрения является увеличение продаж, продвижение товара на рынке, повышение заинтересованности в товаре и т. п. Таким образом, выплата премии покупателю относится к расходам на реализацию продукции (товаров, работ, услуг).
В соответствии с пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок.
К сведению: затраты продавца на выплату премии (скидки) покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора учитываются в случае, если предоставление указанной премии (скидки) осуществляется без изменения цены единицы товара (см. письма Минфина России от 14.04.2017 № 03-03-06/1/22268, от 26.08.2016 № 03-03-07/49936, от 10.04.2015 № 03-07-11/20448).
Итак, сумма премии включается в состав внереализационных расходов у организации-поставщика (продавца) в следующих случаях (Письмо Минфина России от 06.10.2017 № 03-03-06/1/65423):
если условиями договора, заключенного между продавцом и покупателем, предусмотрена выплата премии покупателю вследствие выполнения им определенных условий договора без изменения цены товара;
если выплаченное покупателю поставщиком-продавцом вознаграждение в виде премии связано с выполнением покупателем определенных (конкретных) условий договора купли-продажи.
Если предоставляемые продавцом покупателю бонусы соответствуют понятию премии, предусмотренному положениями пп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ, то такие бонусы могут учитываться в составе внереализационных расходов при расчете базы по налогу на прибыль.
Организациям, осуществляющим поставки продовольственных товаров, необходимо учитывать следующее. Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона № 381-ФЗ соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. По мнению Минфина (письма от 14.04.2017 № 03-03-06/1/22268, от 26.08.2016 № 03-03-07/49936), в целях налогообложения прибыли учитываются только те премии (скидки), предоставление которых не противоречит законодательству РФ.
Пример 3.
ООО «Продавец» заключило с ООО «Покупатель» договор поставки, из условий которого следует, что ООО «Продавец» обязуется выплачивать денежную премию в размере 3% с суммы, превышающей 10 000 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Продавец» будут сделаны следующие проводки:
Программа лояльности: налоговые риски
Оценивая налоговые последствия своего участия в накопительных бонусных программах, компании должны учитывать, что арбитражная практика пока не выработала единообразного подхода по вопросам, связанным с их налогообложением.
Сегодня в условиях рыночной экономики и высокой конкуренции для привлечения и удержания клиентов уже недостаточно только предоставления качественных товаров, работ или услуг. Многие компании в маркетинговых целях прибегают к так называемой программе лояльности, предлагая клиентам в качестве поощрения за покупку всевозможные подарки, сюрпризы, накопительные бонусы, подарочные сертификаты, возможность участия в определенных акциях и прочее.
Однако при всей привлекательности программы лояльности не только для клиентов (покупателей), но и для компаний, у последних в процессе ее реализации возникает ряд вопросов, в первую очередь касающихся налогообложения. Особенно эта тема становится актуальной в свете вынесенного Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановления в отношении компании «Лоялти Партнерс Восток» 1 (далее — Общество), которое заключало с компаниями соглашения об участии, пожалуй, в одной из самых известных программ поощрения покупателей «Малина».
Так, в рамках реализации программы «Малина» обществом (которое и являлось организатором данной программы) оформлялись три вида сделок:
Первые два из перечисленных типов договоров общество заключало с компаниями-ритейлерами, присоединяющимися к программе, а третий — с потребителями (участниками) программы.
Согласно данным соглашениям, физическим лицам — участникам программы (потребителям) при приобретении товаров и услуг у компаний-ритейлеров начислялись баллы, за которые потребитель впоследствии мог получить у организатора программы поощрительный товар из его каталога.
Самому обществу на основании заключенных с ним агентских договоров компании-ритейлеры при продаже товаров или оказании услуг потребителям перечисляли определенную сумму — «скидку», предназначенную для аккумулирования и приобретения поощрительных товаров.
Предмет спора
Мировое соглашение
Согласно данному соглашению общество признало правомерной позицию проверяющих относительно учета для целей налогообложения сумм предоплаты за поощрительные товары. По мнению налоговиков, денежные средства, перечисленные компаниями-ритейлерами в рамках программы лояльности ее организатору, являются оплатой оказанных этим компаниям маркетинговых услуг, направленных на привлечение и удержание потребителей. В связи с чем данные суммы подлежат обложению налогом на прибыль в момент ежемесячного подписания соответствующего отчета агента (акта).
Стороны также согласились, что, поскольку передача организатором программы поощрительных товаров носит возмездный характер и осуществляется им в целях оказания компаниям-ритейлерам услуг по привлечению и удержанию потребителей, получение указанных товаров покупателями не приводит к возникновению у них обязанности по исчислению и уплате НДФЛ.
Кроме того, раз общество при оказании компаниям-ритейлерам маркетинговых услуг (которые включают в том числе и передачу поощрительных товаров участникам программы — потребителям) исчислило и уплатило в бюджет НДС с соответствующих сумм, налоговики признали, что при передаче поощрительных товаров потребителям обязанности по уплате НДС у организатора программы не возникает.
Также налоговая инспекция и общество пришли к обоюдному согласию относительно пеней: на сумму доначисленного налога на прибыль пени не будут начисляться за период с даты принятия налоговой инспекцией спорного решения до даты утверждения ВАС РФ мирового соглашения.
Анализ ситуации и выводы
Иными словами, отраженная в мировом соглашении позиция не является согласием Президиума ВАС РФ с правильностью квалификации правовых отношений между всеми участниками программы поощрения покупателей и порядка налогообложения сделок в рамках реализации этой программы, а является только позицией сторон в рамках конкретного налогового спора.
Исходя из того, что решения судов нижестоящих инстанций отменены, на сегодняшний день не существует какой-либо практики по рассматриваемому вопросу ни в пользу налогоплательщика, ни в пользу налогового органа.
Однако в свете наличия постановления Президиума ВАС РФ № 16370/11, утвердившего мировое соглашение, несмотря на отсутствие в нем правовой оценки со стороны суда, не исключено, что налоговые инспекции будут квалифицировать денежные средства, полученные от компаний-ритейлеров, не как предварительную оплату за товары, а как доходы от оказания им маркетинговых услуг. Учитывая, что при рассмотрении дела компании «Лоялти Партнерс Восток» нижестоящие суды заняли разные позиции, с большой долей вероятности можно прогнозировать возникновение претензий со стороны налоговиков. При этом исход рассмотрения дел в случае обращения компаний для защиты своих интересов в суд, увы, непредсказуем.
Постановление Президиума ВАС РФ от 26 июня 2012 г. № 16370/11
Рассмотрев вопрос о возможности утверждения мирового соглашения, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил, что мировое соглашение не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, поэтому подлежит утверждению, указанные судебные акты — отмене, а производство по делу — прекращению.
Сноски:
1 утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@
1 пост. ВАС РФ от 26.06.2012 № 16370/11 (далее — постановление № 16370/11)
2 подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ
3 п. 18 ст. 250 НК РФ
4 письма Минфина России от 03.06.2011 № 03-03-06/2/86, от 31.08.2009 № 03-03-06/1/55
5 5 п. 16 ст. 270 НК РФ
6 ст. 264 НК РФ
7 см., напр., письма Минфина России от 05.05.2010 № 03-07-14/31, от 29.04.2010 № 03-07-11/158, от 30.03.2010 № 03-07-04/02
8 письма Минфина России от 19.04.2012 № 03-04-08/0-78 (письмом ФНС России от 18.06.2012 № ЕД-4-3/9958@ доведено до нижестоящих налоговых органов), от 02.04.2012 № 03-04-06/6-84, от 08.11.2011 № 03-03-06/2/169
9 письмо Минфина России от 07.09.2012 № 03-04-06/6-274