Предметный интерес что это

Предметный интерес

Кризисный период заканчивается: крупнейшие компании возобновляют инвестиции. Причем самые дальновидные вкладываются в собственный интеллект, подчеркивает проректор УрФУ по экономике и стратегическому развитию Даниил Сандлер

Предметный интерес что это

Формирование Уральского федерального университета и начало нового посткризисного периода в жизни крупнейших предприятий региона удачно совпали во времени и пространстве. Уникальность момента — не только в том, что государство инвестирует серьезные средства в вуз как механизм производства интеллектуального продукта, инновационных разработок, кадрового потенциала для экономики. Для бизнеса важно, что сам процесс организации федерального университета как ядра инновационной экономики региона предполагает создание в его структуре новых институтов. Потому что главное условие существования таких институтов — востребованность их продукта крупнейшими предприятиями региона.

— Даниил Геннадьевич, кто ставит перед УрФУ такое условие?

— Во-первых, правительство, которое выделило немалые деньги под принятую недавно программу развития вуза, направленную в конечном итоге на сбалансированное обновление традиционных и развитие постиндустриальных отраслей экономики. Выполнение этой программы вне партнерства с крупнейшими предприятиями региона просто невозможно.

Во-вторых, наблюдательный совет и руководство университета: разработан комплекс ресурсов и мероприятий, нацеленных на достижение стратегических целей вуза, а также ключевые индикаторы. В том числе — увеличение объема научных разработок. Объем НИОКР и продажа лицензий на одного преподавателя с 2010 до 2020 года должны возрасти втрое — с 80 до 250 тыс. рублей, доля науки в доходах увеличиться до 25%. Так вот, важнейшим инструментом достижения этих целей должно стать партнерство с бизнесом. И процесс уже пошел: определены конкретные предприятия, влияющие на состав лабораторий, будущих институтов, на направление их развития.

— В чем такое партнерство может быть выражено? Допустим, предприятие заинтересовалось. Что оно должно сделать?

— Элементарно войти с университетом в контакт. В принципе такие контакты были всегда: структура университета изначально ориентировалась на отраслевые потребности экономики региона. Так что их нужно где-то усилить, а где-то оживить, если они прервались. Компании достаточно проявить интерес при создании соответствующего института — и университет будет ориентироваться на ее запросы.

— Какова материальная сторона этого интереса?

— Речь не идет о сиюминутном материальном вкладе. Скорее, о совместных проектах. Здесь важно понимать взаимную выгоду. Согласитесь, предприятию, заинтересованному в создании и применении разработок, нет смысла самому приобретать исследовательское оборудование в собственность.

Хотя есть примеры совместных проектов крупнейших уральских предприятий и УрФУ, где речь идет и о софинансировании: университет направляет средства на приобретение научного оборудования, а предприятие довкладывает деньги, чтобы довести разработки до конкретных продуктов.

— Летом министерство образования и науки объявляло гранты на финансирование совместных программ университетов и предприятий. Это не то же самое?

— Нет. Эти конкурсы уже прошли, часть из них мы выиграли, проекты сейчас реализуются. Я говорю о том, что более половины из 5 млрд рублей по программе, подписанной премьером Путиным, пойдет на приобретение оборудования. И при выборе конкретного оборудования создаваемые институты будут ориентироваться в том числе на сотрудничество с предприятиями. Таким образом, проявив сейчас предметный интерес к конкретным направлениям научных разработок, компании могут повлиять на направление вложения этих средств. А проявив интерес к будущему выпуску студентов конкретных специальностей — на вложение средств в модернизацию учебного процесса.

— Это следующая статья расходов?

— Я бы сказал, это следующая задача — задача решения кадрового вопроса для предприятия, а значит, разработки учебных программ и приобретение учебного оборудования. Повторюсь, далеко не всегда и не по всем проектам материальное участие предприятия обязательно, во многом это может быть совместная корректировка будущих учебных процессов.

— А каков формат взаимодействия бизнеса и вуза? Наблюдательные и попечительские советы?

— Да, и туда могут быстро войти профильные предприятия, имеющие предметный интерес.

— Это значит в этом учебном году. Сейчас в первоочередной разработке находятся программы десяти институтов (список опубликован на сайте УрФУ. — Ред.). При успешном их рассмотрении с участием представителей наблюдательного совета, включающего власти и бизнес, до 1 февраля мы должны эти программы принять. Институты, например, такие: физико-технологический, металлургии и материаловедения, энергетический (новый институт с комплексным набором компетенций, в который объединяются два известных факультета с богатой историей, электротехнический и тепло­энергетический). Вслед за этим пойдет вторая волна создания институтов — до 1 сентября. Поспешность тут неуместна: требуется серьезная проработка программ.

Уральский федеральный университет — крупнейший вуз Урала и Западной Сибири. Создан в 2009 году на базе технического университета (УГТУ — УПИ) с последующим присоединением классического (УрГУ). По данным на 1 октября, объединенный штат преподавателей составил 4 тыс. человек, количество студентов — 50 тыс. человек. Претендует на статус университета мирового уровня, приоритет по образовательному, научному и инновационному потенциалу на интеллектуальном рынке региона.

Источник

Откуда берется интерес и почему он угасает

Любовь Карась

Интерес побуждает к действию, дает энергию и создает условия для лучшего восприятия информации, но иногда он пропадает так же быстро, как и появляется. Почему это происходит? Как можно поддерживать интерес в работе, обучении и межличностных отношениях? Что происходит в организме, когда человек заинтересован? Т&Р рассказывают об особенностях этой базовой эмоции, ее функциях, мимических проявлениях и о том, как сохранять интерес.

Интерес как базовая эмоция

Проявляется с рождения

Основана на подкорковых нейронных процессах

Активируется небольшим количеством специфических факторов окружающей среды

Провоцирует желание действовать целенаправленно

Создает отчетливое выражение лица

Интерес возбуждается и поддерживается переменами и новизной

Предметный интерес что это

В книге Изарда «Психология эмоций» упоминалось исследование, в котором наблюдали за лицами новорожденных детей. У заинтересованного ребенка уменьшалась частота сердечных сокращений. Это создает оптимальные условия для восприятия сенсорной информации, ее обработки и выработки оптимальной реакции.

Предметный интерес что это

Зачем нужен интерес

Биологическая функция

Сами по себе эмоции не вырабатывают энергию, но являются ее источником и создают соответствующие условия. «Умеренный уровень интереса необходим для энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности. Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать интерес нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные эмоции и он плохо справится с ней», — писал Изард.

Предметный интерес что это

Мотивационная функция

Для поддержания интереса необходимо постоянно привносить в саму деятельность что-то новое. Менять способы выполнения задачи, привлекать интересных людей, расширять кругозор по теме

Предметный интерес что это

Социальная функция

Интерес является необходимым компонентом для построения межличностных отношений. Нередко его угасание приводит к тому, что люди отдаляются друг от друга. Поэтому для поддержания интереса необходимо придумывать новые виды совместной деятельности, увлечения, путешествовать.

Познавательная функция

Интерес побуждает к познанию мира и становится необходимым компонентом обучения. Если взрослый человек, будучи более дисциплинированным, способен выполнить неинтересную ему задачу, то детей нужно постоянно завлекать, для чего и создаются различные игры.

Интерактивные элементы в процессе обучения стимулируют интерес и, как следствие, повышают мотивацию

Предметный интерес что это

Сильван Томкинс. «Влияние на воображаемое сознание» («Affect Imagery Consciousness»)

Предметный интерес что это

Для поддержания интереса в обучении необходимо:

Расширять знания об объекте

Пробовать новые способы выполнения привычных задач

Менять форматы обучения

Обмениваться опытом с единомышленниками

Комбинировать способы восприятия информации

Материал подготовлен при поддержке K-AMPUS — облачной IT-платформы для автоматизации корпоративного обучения. Сервис позволяет персонализировать обучение, обеспечить онбординг новых сотрудников и получить доступ к тысячам материалов для развития профессиональных и гибких навыков.

Источник

У каждого человека есть потребности, которые он должен постоянно удовлетворять. Они являются основой для формирования интересов. Поэтому, для того чтобы выяснить, что такое интересы человека, нужно понять, каким образом они связаны с потребностями.

Потребности человека

Предметный интерес что это

Каждый день люди сталкиваются с нуждами своего организма, которые они должны постоянно удовлетворять, так как это поддерживает их существование. Мотивы действий человека отображают его потребности. Они делятся на такие виды:

— Биологические – потребности, которые обеспечивают жизнь нашему телу (еда, жилье, одежда и т. д.).

— Социальные – каждая личность нуждается в общении, в признании ее достоинств, в социальных связях и т. д.

— Духовные – человек должен получать знания, развиваться, выражать свою индивидуальность через творчество и т. д.

Конечно же, каждая из этих потребностей тесно связана с другими. Биологические нужды человека постепенно превращаются в социальные, что кардинально отличает его от животных. Хотя духовные потребности и очень важны, но все же у большинства людей они второстепенны. Человек, удовлетворяя их, стремится к занятию в обществе более высокой ступени, то есть к осуществлению социальных нужд. Также нужно понимать, что не все потребности одинаково важны и могут быть воплощены в полном объеме. Человек должен разумно реализовывать свои желания и нужды, не нарушая при этом установленные нравственные нормы в обществе.

Особенности интересов

Интересы – это процесс целенаправленного познания человеком определенного объекта из области его потребностей. Они имеют несколько особенностей:

Интересы человека всегда имеют эмоциональную окраску, что заставляет его продолжать заниматься этим. Он стремится усовершенствовать свои знания и навыки в выбранном направлении, что приводит к углублению в конкретную область. Интересы – это не простая внешняя занимательность или любопытство. Они обязательно содержат в себе знания, практическую деятельность и эмоциональное удовлетворение, получаемое от занятий в интересующей сфере.

Предметный интерес что это

Познавательный интерес

Обучаясь, человек должен испытывать интерес, так как без этого эффективность данного процесса будет очень низка. Прежде всего это касается школьников и студентов, ведь они находятся в постоянном потоке информации, которую нужно освоить. Познавательный интерес – это тяга к знаниям, направленность на овладение ими в разных предметных областях. Его первичным проявлением может быть любопытство. Оно является реакцией ребенка на что-то новое, позволяя ему сориентироваться и понять природу происходящего. Интерес школьников появляется лишь тогда, когда они начинают считать данную область или учебный предмет важным для себя и окружающих. Увлекаясь им, ребенок пытается более глубоко изучить каждое явление, связанное с определенной областью. Если этого не происходит, то заинтересованность может быстро пройти и получение знания будут поверхностными.

Материальный интерес

Каждый человек стремится к удобствам, к хорошей жизни. Материальные интересы – это мотивы действия личности, направленные на удовлетворение какой-либо недостаточности в его жизни и избегание неприятных эмоций. Благодаря этим стремлениям возник технический и материальный прогресс. Ведь именно они передают стремление к более удобному жилью, к изобретению облегчающих жизнь приборов, механизмов и машин. Все они повышают комфорт и безопасность человека. Для того чтобы реализовать этот особый интерес, человек может пойти двумя путями. Первое – стать творцом чего-то нового, дающего нужный предмет. Второе – заработать деньги и купить то, что требуется. Процесс получения денег для многих превращается в их материальный интерес, а деятельностный компонент при этом исключается.

Предметный интерес что это

Духовный интерес

Кроме материальной сферы человека привлекает духовная, так как она более направлена на его личность. Духовные интересы – это ориентированность индивида на активизации своего потенциала, обогащение опыта и развитие задатков. Он стремится к тому, чтобы получить яркие эмоциональные переживания. Личность пытается совершенствовать себя, быть более виртуозной в определенной сфере, проявить свой талант. В таком стремлении человек познает окружающий мир и развивает себя как индивидуальность. Таким образом, появляется ощущение полноты жизни. Оно для каждого свое. Для некоторых это осведомленность в общих чертах о разных сферах знаний, а для других это глубокое изучение одной излюбленной области.

Непосредственный и опосредованный интерес

В отношении к тому или другому объекту интерес может быть непосредственным или опосредованным. Когда у человека появляется непосредственный интерес, то он поглощен самим процессом деятельности. Например, ученик старается узнать что-то новое, потому что ему нравится учиться. Если же интерес опосредованный, то личность привлекают результаты уже проделанной работы. Например, студент учится не потому, что его привлекает это, а потому, что он хочет получить диплом и найти хорошую работу. Но эти два вида интереса могут переходить из одного в другой.

Предметный интерес что это

Пассивные и активные интересы

Когда у человека появляется интерес, он может действовать, чтобы его реализовать, а может удовлетворить его без особого старания. По этому признаку различают два вида интереса:

1) Активный – человек пытается заполучить объект своего интереса, при этом прилагая усилия и активно действуя. Последствием является то, что его личность совершенствуется, он получает новые знания и навыки, формируется характер, развиваются способности.

2) Пассивный – человеку не нужно прилагать усилия, он просто созерцает объект интереса и наслаждается им, например слушает музыку, смотрит оперу или балет, посещает галереи. Но при этом личности не нужно проявлять какую-либо активность, заниматься творчеством и глубже воспринимать интересующие его объекты.

Выгода и мотивация

Совершая любую деятельность, человек ищет выгоду из нее для себя. Личный интерес состоит в удовлетворении своих потребностей, например поесть, заработать побольше денег, повысить свой социальный статус и т. д. Когда личность понимает, что ей нужно получить более высокое вознаграждение, она начинает выполнять порученную ей работу намного качественней. Выгода является мощным стимулом для деятельности. Но существуют вещи, которые для человека более важны. Это его ценности. Если он теряет то, чем дорожит больше всего, то никакой личный интерес не заставит его так действовать. Чтобы мотивировать личность, нужно предложить ей более выгодные условия.

Предметный интерес что это

Экономический интерес

Мотив, который побуждает личность к хозяйственной деятельности, называется экономическим интересом. В нем отображены экономические потребности человека. Например, работнику, чтобы дороже продать свою рабочую силу, нужно показать, насколько он квалифицирован. В этот момент он пытается удовлетворить свои финансовые потребности. При этом чем больше он зарабатывает, тем выше будет его самооценка и социальный статус. Конкурируя с другими работниками, он достигает больших результатов, что положительно влияет как на него самого, так и на все предприятие в целом. Поэтому экономические интересы и потребности не могут существовать друг без друга.

Предметный интерес что это

Личность и ее интересы

Большой интерес всегда приносит человеку чувство удовлетворенности. Поэтому он стремится все больше развиваться в этой области. Интересы индивида имеют большое значение для его характеристики. Они могут быть сильными и глубокими, полностью захватить человека, который будет делать все необходимое, чтобы достичь нужных результатов, преодолевая все трудности. Поверхностные и слабые интересы побуждают лишь к любопытному созерцанию достижений других людей. Человек может сосредоточится на чем-то одном, а может переключаться на разные виды деятельности. Он также способен ограничиться лишь одной специфической областью или интересоваться множеством отраслей знаний одновременно.

Предметный интерес что это

Таким образом, интересы личности могут меняться на протяжении ее жизни. Самопознание помогает человеку определится с тем, что больше его интересует и в чем бы он хотел попробовать свои силы. Занимаясь тем, что его увлекает, индивид может получить огромное удовольствие, когда достигает вершин своего интереса.

Источник

Познавательный интерес и его развитие

В понятие познавательного интереса различные ученые вкладывают различный смысл. Среди самых распространенных определений следующие:

Из предложенных формулировок становится понятно, что пусть ученые и вкладывают различный смысл в понятие познавательного интереса, но не противоречат друг другу, выделяя различные стороны этого понятия, а взаимно обогащают его.

Беспрерывно закрепляясь и прогрессируя, познавательный интерес становится базой позитивного мировоззрения и отношения к обучению. Под его воздействием у человека регулярно возникают вопросы, ответы на которые он ищет самостоятельно, проявляя каждодневную активность. При этом поисковая деятельность проходит параллельно увлечениям, а школьник испытывает чувство удовлетворения от проделанной работы. Познавательный интерес оказывает положительное влияние и на образовательный процесс, благодаря чему, даже слабые ученики выполняют задачи более продуктивно.

Познавательная заинтересованность направлена не только на процесс познания, но и на результаты. Это в совокупности дает картину взаимозависимости стремления к достижению цели, реализации, преодоления трудностей, волевого напряжения и усилия.

Предметный интерес что это

Основы развития познавательного интереса

Развитие познавательного интерес можно разложить на базовые уровни:

В этих уровнях заложена характеристика различных степеней избирательного направления, отношения обучающегося к изучаемой дисциплине и степень влияния познавательного интерес

Любопытство – естественно обусловленная реакция человека на все внезапное, интригующее, притягивающее интерес. Оно представляет начальную форму познавательного интереса и обусловлено сугубо внутренними жизненными обстоятельствами. На данной ступени отсутствует настоящее стремление к познанию, но именно любопытство часто становится отправной точкой в его развитии.

Любознательность – следующая ступень познавательной заинтересованности. Здесь ученик проявляет стремление к глубокому познанию вопроса, пониманию смысла изучаемого. Ученик, как правило, активен на уроках, задает вопросы педагогу, принимает активное участие в дискуссиях, читает дополнительную литературу по изучаемой теме.

Фактически познавательный интерес формируется в ходе работы. Он проявляется в желании глубоко проанализировать предмет изучения, вникнуть в суть познаваемого. При этом активность исходит от самой личности, а не со стороны, что обусловливает отсутствие угасания заинтересованности по завершению деятельности и побуждение к более глубокому погружению в изучаемый материал

На данной ступени интерес пробуждается к деятельности, а человек становится ее субъектом. Неизменное погружение в работу дает возможность развития расширенной самостоятельности, при изучении конкретного материала.

Творческий познавательный интерес это степень заинтересованности личности, при которой пробуждается стремление к самостоятельному, творческому, поисковому осуществлению деятельности.

Условия формирования познавательного интереса

Опираясь на накопленный опыт, всевозможные исследовательские труды можно с уверенностью утверждать о существовании специфических условий, содействующих формированию, развитию и укреплению познавательной заинтересованности. К таким условиям можно отнести:

Данные условия совмещают в себе комплекс функций обучения, оказывают целенаправленное и косвенное воздействие на формирование познавательной заинтересованности.

Пробудить интерес личности к изучаемому предмету, можно соблюдая требования построения программы преподавания. Данные требования формируются исходя из таких компонентов как:

С точки зрения прогрессивной педагогической науки к педагогу также предъявляются конкретные требования, а именно:

Источник

Познавательный интерес как педагогическая проблема

Познавательный интерес как педагогическая проблема

Наличие мотивов недостаточно, если у ученика отсутствует умение ставить цели на отдельных этапах своей учебной работы.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету происходит под влиянием многих факторов: содержание предмета, методы обучения, деятельность учащихся и личность учителя (Таблица 1). Решающее значение оказывает именно сочетание всех видов деятельности с учетом равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности.

Предметный интерес что это

Основные показатели познавательного интереса: любопытство, самостоятельность, инициативность, волевые качества (упорство, настойчивость, умение доводить начатое до конца, сопротивление отвлекающим воздействиям, энергичность), целенаправленность, целеустремленность, творчество.

Опираясь на опыт прошлого, специальные исследования и практику современности, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:

суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Щукина Г.И. выделяет стадии развития познавательного интереса:

— устойчивый познавательный интерес.

В формировании любопытства и любознательности преобладает приоритет игровых методов:

— школьники вовлекаются в воображаемую жизненную ситуацию, актуализируют субъектный опыт, находят знаниям и умениям практическое применение;

— особенности игры, способствующие развитию познавательного интереса: активность, занимательность и эмоциональность, состязательность, соревновательность, проблемность, моделирование профессиональной деятельности

— игра используется на начальном этапе формирования познавательного интереса к предмету, как наиболее органичная деятельность детства;

— игра служит для создания мотивации к изучению курса и подготавливает школьников к усвоению научных понятий;

— элементы игры целесообразно использовать на протяжении изучения всего курса, вплоть до 11 класса, это позволяет поддержать любознательность школьников.

Познавательный интерес характеризуется познавательной активностью, ценностной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Они содействуют проникновению личности в существенные связи между изучаемыми явлениями.

В развитии познавательного интереса используются проблемный и игровой метод:

— применяется при сформированности устойчивой любознательности при помощи проблемных вопросов, заданий, ситуаций и т.д.;

— вовлечение ученика в процесс самостоятельного поиска и «открытия» знаний стимулирует активную умственную деятельность;

— реализуется через частично поисковую и исследовательскую деятельность, что развивает познавательную самостоятельность.

В развитии устойчивого познавательного интереса используются проблемный, игровой и метод проектов:

— развитие познавательных процессов, рационального стиля мышления, эмоционального теоретического, практического познания окружающего мира;

— развитию познавательного интереса способствуют следующие особенности создания учебного проекта: наличие значимой проблемы и задачи для решения которых требуется актуализация предметных знаний, интеллектуальных, творческих, коммуникативных умений.

По уровням устойчивости интереса в педагогической литературе, выделяют:

— относительно устойчивый интерес;

— достаточно устойчивый интерес.

Именно устойчивый познавательный интерес, как мотив познавательной деятельности, способствует формированию и развитию его познавательной активности, если познавательный мотив носит устойчивый характер, то он помогает ученику преодолеть трудности, встречающиеся на пути.

Говоря об интересах учащихся среднего звена в учебной деятельности, Г.И. Щукина отмечает, что источниками их стимуляции является содержание предмета, деятельность и общение. При этом развивается интерес к

С. Л. Рубинштейн) и педагогов (Б. С. Волков, Л.А. Йоваша, Г. Г. Конычева,

В. Н. Крутиков, Н.И. Мешков, Н.В. Тельтевская, Г.И. Щукина) мотивы рассматриваются как важные структурные компоненты деятельности. В работах, например, А.Н. Леонтьева показано, что деятельности без мотивов не бывает и что за соотношением деятельности открывается соотношение мотивов. Исследователи выделяют три группы мотивов учения. Основными критериями выступает их происхождения (биогенные, социогенные и стимулы-мотивы).

Биогенные мотивы присущи каждому индивиду и возникают в результате отражения познавательной потребности (любознательности, стремления к активному восприятию, действию и т.д.).

Социогенные мотивы формируются в процессе становления личности (отношения к обществу, стремления войти в определенную социальнопрофессиональную группу и т.д.).

Учебная деятельность, как и любая другая, определяется мотивами, выраженными через познавательный интерес, который определяется как особая избирательная направленность личности на процесс познания. К критериям познавательного интереса относят: особенность поведения учащихся, активное включение в учебную деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности, появление вопросов у школьников, которые они задают учителю.

Знания должны «поглощаться с аппетитом», учиться должно быть интересно, т.к. эмоции играют большую роль в деятельности человека. Учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость. Мотивационная установка может быть дана в выразительном, эмоциональном вступительном слове учителя, который раскрывает практическую роль нового материала, устанавливает связь новой темы с предшествующей, дает план действий на весь урок, на все время проведения экскурсии или какой-либо иной формы организации обучения.

По предмету познания, вызывающему интерес, А.К. Маркова выделяет:

1) низкий уровень познавательного интереса: открытый, непосредственный интерес к новым фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, полученной учеником на уроке. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными способами. На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, но еще не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности.

2) средний уровень познавательного интереса: интерес школьника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях.

3) высокий уровень, связанный не только стремлением к познанию закономерностей, теоретических основ, но и с применением их в практике, появляется на определенном этапе развития личности и ее мировоззрения.

Ученик, обладающий высоким уровнем, обладает сильным, глубоким и устойчивым познавательным интересом, который выступает как стержневой мотив учебной деятельности. Его привлекают гуманитарные предметы, и он всегда готовится отвечать на уроке по дополнительным источникам литературы. Всегда выполняет домашние работы по всем учебным предметам без исключения. Ему свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Такой ученик учится только на отлично. Как мотив учебной деятельности познавательный интерес занимает высшую степень в структуре мотивации учения, далее идут такие мотивы как профессиональная направленность, долг перед родителями, избегание неприятностей или потеря авторитета в классе.

Ученик, обладающий средним уровнем развития познавательного интереса, проявляет избирательное отношение к определенным предметам, активность при побуждающих действиях учителя, предпочитает не творческий, а поисковый, реже репродуктивный вид учебной деятельности. Учится на «четыре» и «три». Познавательный интерес как мотив учения

занимает серединное место в структуре мотивации учения. Он находится следом за мотивом ответственности перед своей будущей семьей. Далее стоит мотив долга перед родителями, учителями («. они ведь в меня верят, я не должен их расстраивать своими оценками, поэтому мне надо учиться на «четыре» и «пять». »), значительное место в системе мотивации учения занимает мотив избегания плохих оценок, недовольных оценок со стороны учителей и родителей.

Для эффективного развития познавательного интереса, используются следующие методы: наглядные, практические, объяснительно иллюстративные, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично поисковый метод и исследовательский метод. 4

Для стадии Вызова: приемы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, на пробуждение любопытства и определение целей изучения предстоящего материала. Пара учащихся составляет список того, что они знают или думают по данной теме. Парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых затруднительно высказывать свое мнение перед большой аудиторией. Зачастую, обмениваясь мнениями с товарищами, такой ученик обретает уверенность и легче выходит на контакт со всем классом. И, разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Для стадии Осмысление: когда учащиеся припомнили, что знали, в чем вполне уверены и в чем сомневаются, задались конкретными вопросами, поставили цели, они готовы приступить к следующей стадии осмысления Для стадии Размышление: многие приемы, которыми пользуются на стадии «вызов», «осмысление», логически переходят в стадию «размышления» и достигают там своей кульминации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *