Предметно процессуальные игры что это такое

Предметно процессуальные игры что это такое

Проанализировав данные диагностического обследования, психолог составляет заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности. (Форма заключения приведена в прил. 1.)

Диагностика развития процессуальной игры

Третий год жизни — время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик). Процессуальная игра — необходимый этап в возникновении сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Параметры и показатели процессуальной игры

Потребность в игре с сюжетными игрушками. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей: I) инициативность в игре, 2) длительность игры, 3) эмоциональное состояние в ходе игры.

Характер игровых действий. Игровые действия с предметами появляются у детей уже в начале раннего возраста — на втором году жизни. В этот период ребенок с помощью взрослого, а затем и самостоятельно начинает воспроизводить отдельные игровые действия (например, подносит чашку к губам куклы, причесывает ее расческой). Однако игра носит подражательный характер, быстро распадается (одноактные игровые действия сменяются манипуляциями с игрушками). На третьем году жизни игра с сюжетными игрушками начинает занимать все большее место в жизни ребенка, меняется ее характер. Расширяется круг предметов, которые ребенок включает в игру, действия с ними многократно повторяются, выстраиваются в цепочки, варьируются. Особый интерес для малышей в этот период представляет скрупулезное игровое исследование свойств предметов, углубленная отработка разных вариантов одного действия (например, ребенок может в течение 15 минут тщательно и сосредоточенно резать ножом игрушечные овощи, хлеб, печенье, котлеты и т.д., многократно возвращаясь к одному и тому же действию). Игра детей этого возраста представляет собой цепочки разнообразных игровых действий, которые далеко не всегда связаны жизненной логикой. Например, малыш может сначала покормить куклу, потом искупать, затем снова покормить, причесать, положить спать, покормить и так до бесконечности. Увлекшись процессом выполнения игровых действий, их повторением, ребенок может забыть об их конечной цели (например, потратив все время на приготовление еды, он забудет покормить куклу). Сосредоточенность на процессуальной стороне игры (отсюда и ее название) в ущерб ее целенаправленности остается характерной чертой игры на протяжении всего раннего возраста.

Источник

Статья «Ранний возраст: развитие процессуальной игры»

Ранний возраст: развитие процессуальной игры

Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей и в раннем, и в дошкольном возрасте имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт. Игра для ребенка — это особый вид деятельности, в основе которого лежит осознание мира человеческих предметов и отношений. (Как известно, для ребенка, особенно в раннем возрасте, не существует отвлеченная умственная деятельность, поэтому освоение окружающего мира выступает для него в форме действия с предметами.) Человечество выработало специальные предметы, которые позволяют детям воспроизводить то, что они видят вокруг себя. Специальные предметы — это игрушки. С их помощью малыши по-новому реконструируют свой собственный опыт и приобщаются к жизни взрослых.

А теперь представим другую ситуацию. Малыш сидит за тем же столом, но теперь перед ним кукла и игрушечная посуда. Ребенок хорошо понимает: в этой посуде нет ничего, и потому кормление куклы происходит «понарошку». Однако процесс кормления его занимает, так как он повторяет действия взрослого, который недавно кормил его самого. Таким образом, малыш воспроизводит в условных обстоятельствах жизненный эпизод, отношения людей, следовательно, действует уже на новом, более высоком уровне понимания — на уровне некоторого обобщения жизненного явления, действия со значениями вещей и отношений. Кормление куклы в данном случае — символ этих отношений и, как всякий символ, не требует точного выполнения действий. Действительно, чтобы накормить куклу, достаточно воспроизвести рисунок действия без всех сложных деталей. Более того, условность ситуации снимает необходимость действовать реальными предметами. Вот почему малыш начинает кормить куклу не настоящим хлебом, а, к примеру, кубиком. Так в его деятельности появляются первые символы, замещения, позволяющие ему мыслить обобщенно, а не конкретно, как в реальном практическом действии. Приведенный пример позволяет понять то определение игры, которое дают психологи: играэто создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реаль ности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Отсюда становится понятным, почему так велико значение игры для психического развития детей.

Необходимая предпосылка игры — наличие разнообразных впечатлений. Ребенок, заключенный в узкие рамки манежа или коляски, не знающий назначения и названия окружающих его вещей, лишается самой основы для воссоздания реальной жизни в воображаемой ситуации. Любая фантазия, как бы далеко она ни увлекала человека от реальности, всегда состоит из ее элементов. Ребенку, обделенному знаниями и впечатлениями о жизни, не из чего черпать материал для воображения.

Еще одно условие возникновения игры — умение ребенка подражать действиям взрослого. Умение играть не врожденное. Если взрослый не учит малыша играть, игра не возникает ни в детстве, ни в школьном возрасте. А это имеет губительные последствия для личностного развития в целом.

Как и когда начинает складываться игра

Игра детей проходит свой, своеобразный путь развития. На первом году жизни игрушка выступает для ребенка в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать: малыш перекладывает ее с места на место, стучит ею, вкладывает в различные емкости, т. е. изучает ее физические свойства. Если взрослый не переводит эти действия на более высокий, игровой уровень, ребенок на долгие годы застревает на таком способе использования предметов. Если же взрослый показывает малышу, как нужно играть, то уже в конце первого года жизни он начинает усваивать игровое назначение предметов: кормит куклу, укладывает ее спать, купает. Вначале ребенок действует с небольшим числом игрушек, чаще всего с теми, действия с которыми продемонстрировал ему взрослый. На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действий с одного предмета на другой, похожий на него. Так, если годовалый малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то в полтора года он начинает укачивать и медведя, и собачку, которые есть в его. игровом уголке. Перед нами — хотя еще очень простые, но уже обобщенные действия, в которых ребенок сам выступает в роли мамы, но еще не осознает этого. Это так называемая «роль в действии», полное осознание которой произойдет позднее, уже в дошкольном возрасте. На втором году жизни такой перенос производится только в рамках наглядной ситуации: ребенок может кормить куклу из любого прибора, находящегося на столе, однако производить замену отсутствующего предмета еще не может. Если, к примеру, вы попросите малыша дать кукле конфетку, которой нет на столе, он скорее всего ответит, что ее здесь нет, в то время как трехлетний ребенок сразу же отыщет палочку или шарик и без раздумий скажет: «Вот конфетка, кушай».

В целом можно сказать, что на втором году жизни ребенка происходит закладка основных составляющих игры: возникновение интереса к новому виду деятельности; умение принять воображаемую ситуацию; овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию; появление самостоятельных вариаций одного и того же действия с разными предметами (не только с одной куклой, но и с мишкой, собачкой и другими игрушками); становление первых замещающих действий подражательного характера (использование палочки вместо ложки, шарика вместо яблочка и т. п.).

Однако все эти элементы игры еще очень неустойчивы и в отсутствии взрослого быстро переходят в простые манипуляции. Именно поэтому так велика роль взрослого на данном этапе развития игры. О конкретном участии взрослого в возникновении игры речь пойдет чуть позже, а сейчас мы остановимся на том, что происходит с игрой на третьем году жизни ребенка.

Если взрослые уделяют должное внимание развитию игры ребенка второго года жизни, то на третьем году происходит значительное усиление потребности малыша в игре. Обогащается эмоциональная окраска, ребенок начинает играть длительнее и самостоятельнее. Теперь уже ему не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают стимулировать те или иные действия с ними, хотя помощь взрослого все равно необходима. Трехлетние дети способны демонстрировать достаточно высокий уровень игровых навыков, позволяющих воспроизводить сложные схемы действий с предметами, вносить разнообразие. Это одна из основных линий развития игры в раннем возрасте. Подтверждение тому — такой пример.

Славе два года. С интересом познакомившись с новыми игрушками, он гладит по головке куклу, затем берет тарелку, подносит ее ко рту куклы. Отставляет тарелку в сторону, кормит куклу шариком. Берет расческу, причесывает куклу, медведя, зайчика. Затем берет зубную щетку, возит ею по своим зубам, чистит зубы кукле. Вертит в руках палочку, ест ею из сковороды, кормит куклу, причмокивает за нее. Отодвигает игрушки в сторону, кормит куклу рисунками разных овощей, иногда сам пробует их «на вкус». Затем произносит: «Пить» — и показывает взрослому на чашку, доит из нее куклу и себя, пьет из кастрюли, сковороды, блюдца, шумно прихлебывая. Стряхивает что-то из одной чашки в другую, поит куклу. Играет оживленно, в быстром темпе.

Что мы видим? Ребенок воспроизводит цикл разнообразных действий в рамках одного сюжета, включая в качестве персонажа и самого себя, как бы проверяя на себе степень реальности совершаемых действий.

Но, пожалуй, главное достижение этого возраста — бурный рост воображения, для которого игра — самая благоприятная почва. Это выражается в резком увеличении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещения одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя подчас большую изобретательность и настоящее творчество. Давайте понаблюдаем за игрой такого малыша.

В этом эпизоде отражены все основные составляющие игры ребенка раннего возраста. Во-первых, девочка увлечена игрой. Во-вторых, в ее действиях прослеживается логика. Света воспроизводит определенный жизненный процесс (поэтому игра в этом возрасте часто называется процессуальной), цепочку последовательных событий. В-третьих, неоднократно использует довольно сложные замещения, придуманные самостоятельно и раздвигающие рамки наглядной ситуации, позволяющие разнообразить игру. К слову, в этом возрасте можно иногда наблюдать, как ребенок отходит от игровой ситуации, предлагаемой взрослым и диктуемой определенным набором игрушек, и создает собственный сюжет, проявляя удивительную изобретательность, что свидетельствует: игра в раннем возрасте может быть творческой.

Огромное значение в процессе развития игры приобретает речь, которая позволяет ребенку осмыслить то, что он делает, развивает его мышление, способность вести диалог с партнером, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменима роль взрослого, помогающего своим участием в развитии этого процесса.

Что нужно делать для того, чтобы ребенок начал играть?

Долгое время игра рассматривалась как процесс самореализации ребенка, развертывающийся спонтанно и самостоятельно. Главным фактором игры считались внутренние задатки ребенка и самопроизвольное развитие детского творчества, не требующее вмешательства взрослых. Жизнь показала несостоятельность такого подхода, так как очень часто мы встречаем детей, не умеющих играть. Родители и воспитатели все чаще жалуются: игрушки быстро надоедают детям, они не знают, чем себя занять, их игры выливаются в баловство, и только на занятиях их можно как-то успокоить и организовать.

Удручающую картину отсутствия игрового поведения мы наблюдали у ребенка, которому пошел уже четвертый год. Выразив желание играть и усевшись за игровой столик, Сережа стал по очереди брать разные предметы и называть их взрослому, сидевшему рядом: «Это две кружки, это вилка, это морковка. Кубик попался сюда». На предложение экспериментатора поиграть Сережа ответил: «Я играю» — и продолжал перебирать игрушки. Тогда экспериментатор показал Сереже на куклу и посоветовал покормить ее. Мальчик удивленно посмотрел на взрослого и произнес: «Чем же кормить, тут нет ничего». На возражение взрослого, что на столе есть фрукты, чай, хлеб, Сережа возмущенно заметил: «Это же нарисованный хлеб, а хлеб нужно резать. Это же картинка, она (кукла) не может поесть!» Поить куклу чаем он тоже отказался: «Там же нет чая, и плиты нет, и сахара. Я вам завтра сахар принесу». Никакими ухищрениями мальчика не удалось вовлечь в игру. Лишь длительные занятия помогли Сереже открыть для себя увлекательный мир игры.

С чего нужно начинать учить ребенка играть?

Прежде всего, заинтересуйте малыша игрой. Для начала взрослый может сам разыграть перед ним какую-нибудь простенькую ситуацию: кормление или купание куклы, прогулку с ней, катание на машине и т. п. Можно перевести в игровой план любимый ребенком стишок, в котором есть сюжет, или разыграть сказку.

Но ни в коем случае игра не должно превратиться в занятие. Недостаточно просто показать ребенку набор игровых действий и надеяться, что он сразу же заиграет. Чтобы увлечь ребенка, взрослый должен быть увлечен сам. Ведь малыш не только подражает его действиям, но и заражается его эмоциональным состоянием. А игра — это прежде всего удовольствие. Покажите ребенку, что вам очень нравится играть. Лишь на первый взгляд кажется, что играть — это просто. Игра — творческий акт, в котором творят все его участники, в том числе и взрослые.

Однажды в доме ребенка мы наблюдали печальную картину. В ходе обследования детей выяснилось: все ребята играют совершенно одинаково. Создавалось впечатление, что это будто переведенные через копирку однотипные наборы действий, даже их рисунок, манера исполнения были похожи у всех детей. Внешне их действия выглядели игровыми, но игра была мертва. Ни малейшего отклонения от стандарта, ни одного интересного замещения или оригинальной ситуации. Причина оказалась проста: обучение игре проводили с детьми в жесткой урочной форме, т. е. взрослый уводил ребенка в кабинет и обучал его игровым действиям как арифметике, оставаясь при этом бесстрастным и равнодушным.

Разумеется, усвоив навыки такой игры, дети и сами остаются бесстрастными и равнодушными, способными лишь механически выполнять предложения, а то и требования взрослых. Задача же взрослого — вложить душу в игру малыша; в противном случае никакие игровые навыки не сделают игру творческой.

Постарайтесь подключить ребенка к своей игре. Малыш не сразу начнет играть самостоятельно. Игровой мотив лишь постепенно присваивается по мере заинтересованности игрой и овладения простыми игровыми навыками. Как и во всяком новом деле, ребенку требуется соучастие взрослого, его поддержка и поощрение.

Иногда у ребенка могут возникнуть затруднения с выполнением каких-то действий, что может тормозить игру. Например, трудно взять игрушечную ложку или чашку и поднести эти предметы ко рту куклы. В этом случае взрослый, не акцентируя внимания на неумении малыша, может мягко взять его руку в свою и совершить действие вместе. Естественно, никакого насилия здесь быть не должно. Как правило, достаточно бывает одного-двух показов, чтобы ребенок начал повто рять действие взрослого. Первые игровые действия должны осуществляться с реалистическими игрушками (имеющими сходство с настоящими предметами). Не следует сразу же вводить сюжет с новой игрушкой. Ребенок прежде всего должен сам освоить ее: повертеть, постучать ею, даже попробовать «на вкус». Такое исследование предмета его естественная потребность. После того как исследовательское любопытство будет удовлетворено, можно показать ребенку новый способ действия с предметом.

Начинать игру лучше всего с любимой игрушкой малыша, с той, с которой у него сложилась особая эмоциональная связь. Каждой кукле, собачке можно дать имя, кличку и спросить у ребенка, нравится ли ему. Игрушки, которые будут выполнять роль персонажа в игре, должны иметь свою индивидуальность: они могут быть веселыми, капризными и т. п. Тогда и игра с каждой будет строиться индивидуально.

Наблюдения показывают: малыши, умеющие воспроизводить некоторые игровые действия, надолго «застревают» на них — по нескольку десятков раз подряд однотипно кормят куклу или однообразно помешивают ложкой в кастрюльке. На раннем этапе игры это неизбежно: ребенок отрабатывает схему игры, она для него — не только увлекательное занятие, но и труд. Бесконечное повторение одних и тех же действий характерно для всего поведения ребенка раннего возраста. Нужно дать малышу освоиться в новой для него действительности. Однако если в течение нескольких недель ребенок без конца повторяется, нужно помочь ему внести разнообразие в игру. Спросите малыша, что кушает его кукла, помогите найти ответ, предложите покормить ее чем-нибудь еще, поговорите с ней от лица ребенка, ответьте за нее.

Одна из причин, по которой ребенок задерживается на стадии манипуляций с игрушками, заключается в том, что он еще не умеет планировать игру. Игровое действие имеет сложности, несмотря на свою внешнюю простоту. В отличие от реального утилитарного действия оно не регулируется результатом. Так, если ребенок что-то ест, он прекращает это действие тогда, когда чувствует насыщение. Засыпает и просыпается он тоже исходя из потребности своего организма. Другие режимные действия регулируются взрослым. Игра же нацелена не на результат, а на процесс. Определить, когда следует переходить к следующему игровому действию, ребенку двух-трех лет бывает трудно: во внешнем плане ничто не сигнализирует о том, что следует прекратить кормление куклы. Вот он и подносит без конца ложку к ее рту. Для того чтобы игра ребенка раннего возраста была полноценной, нужно строить не отдельные игровые действия, а их последовательность. С самого начала следует закладывать в игру элементы планирования, схемы переходов от одного действия к другому. На первых этапах развития игры такие схемы могут быть двухчленными. Например, взрослый, разыгрывая перед ребенком сценку кормления куклы, предварительно готовит для нее еду, а затем уже кормит, объясняя попутно смысл и последовательность своих действий. Так, он говорит: «Машенька наша хочет кушать. Мы сначала сварим кашку, а потом ее покормим. Где у нас кастрюлька?» Взрослый с помощью ребенка варит кашку и сообщает: «Все, сварили кашку. Кушай, Машенька». Так на глазах малыша в игре связываются два действия, одно из которых обслуживает другое. Точно так же вместо бесцельного складывания кубиков можно вместе построить кроватку для того, чтобы положить в нее куклу спать, или привезти в машине «кирпичи», чтобы построить дом и поселить в нем петушка. В ходе таких совместных игр ребенок учится выполнять одно действие ради другого, удерживать цель игры. При этом полезно словами обозначать окончание одного действия и начало другого, например: «Мы с тобой уже одели куклу, а теперь пойдем с ней гулять». Можно ненавязчиво поинтересоваться у малыша, что он сам хочет сделать дальше. Это поможет ему действовать более целенаправленно. В дальнейшем он сам сможет обозначать цель и результат своего действия. Постепенно некоторые игровые действия могут сворачиваться и фиксироваться ребенком в чисто речевом плане, в форме таких высказываний: «Уже поела», «Уже погуляла».

Первое время нужно играть с игрушками, которые имеют внешнее сходство с реальными вещами. Такая игра может продолжаться примерно до 1 года 7—8 месяцев. В этот период у ребенка постепенно складывается новая форма мышления — нагляднообразная, которая позволяет ему отрываться от наглядной ситуации и замещать отсутствующие предметы другими, не столь похожими на них. Однако и здесь ребенку необходима помощь взрос лого. После того как малыш научится играть с реалистическими игрушками, в игру можно постепенно вводить предметы- заместители. Сделайте вид, что в ходе игры вам понадобился какой-нибудь предмет, которого нет в данный момент. Например, в процессе приготовления, а затем кормления куклы взрослый может сказать: «Ляля сказала, что она хочет конфетку. Где же она?» После этого, подключая ребенка, старательно перебираются предметы в поисках конфеты. Сначала малыш не поймет, в чем дело, но будет внимательно следить за действиями взрослого. Наконец, вы радостно берете со стола шарик и говорите: «Вот, нашлась конфетка, вкусная, сладкая. На, Ляля, кушай конфетку» — и кормите куклу. Как правило, дети удивляются, радуются такому открытию и сразу же пытаются повторить действие взрослого. Поначалу такие замещения носят характер подражаний: ребенок будет использовать только те замещения, которые использовали вы; ему понадобится внешняя стимуляция к поискам, так как они не всегда будут успешными. Но постепенно инициатива перейдет к самому ребенку. На третьем году жизни он уже сможет самостоятельно и творчески играть. Задача взрослого: стимулировать речь малыша, разговаривая с куклами, обращаясь к ребенку, радуясь совместным находкам. Он не навязывает своих действий, не отчитывает за непонятливость или неловкость. Если ребенок не понимает смысл замещения, взрослый не настаивает на его использовании. Лучше переждать несколько дней и предложить игру снова. Ребенок должен внутренне созреть до готовности к этой сложной деятельности.

Постепенно взрослый сокращает свою активность, уступая ребенку первенство в игре. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в его постоянном участии. И все же присутствие взрослого, внимание еще долго будет ему полезным, потому что ребенок не всегда сам может оценить достигнутое. Так, в процессе одной из игр двухлетняя Вера неожиданно перевернула блюдце, из которого кормила медвежонка, и накрыла его им. Вера сама удивилась своему действию и оглянулась на взрослого. Воспитатель спросил ее: «Что это? Наверное, одеяло?» Девочка радостно закивала головой, взяла другую тарелку, уложила на нее медвежонка и накрыла первой. Подняв и покормив медведя, она снова положила его на тарелку, накрыв на этот раз пластмассовым квадратом. Девочке так понравилось это изобретение, что в дальнейшем она несколько раз с удовольствием воспроизводила его. Не будь подкрепляющего воздействия взрослого, возможно, открытие Веры осталось бы незамеченным ею самой. Участие взрослого помогло девочке оценить ее пусть небольшое, но собственное открытие.

Открывая ребенку увлекательный мир игры и помня о том, что игра должна доставлять малышу прежде всего удовольствие, родители и воспитатели могут вводить в нее элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие, память. Специальные занятия на развитие этих психических процессов в таком раннем возрасте лучше свести к минимуму. При правильно организованном общении детей со взрослыми, в ходе их совместной деятельности с предметами разного назначения развитие всех этих процессов в игре происходит успешнее, нежели на занятиях, тем более коллективных, где ребенок должен слепо выполнять инструкцию взрослого, не понимая его цели. Особенно благотворна в этом смысле игра, где освоение форм, размеров, соотношения цветов предметов и т. п. включено в деятельность, интересную и осмысленную для малыша. После того как ребенок научится совершать первые игровые действия и у него появится желание играть, в игру можно вводить предметы разных размеров, которые можно сравнивать между собой (например, большую и маленькую куклу, объяснить, чем они отличаются друг от друга). Можно совместно обыграть ситуации: кормление игрушек из разной по величине посуды, катание их на разных машинках, укладывание спать на разных кроватках, обсуждая с ребенком варианты ситуаций, включая шутливые эпизоды путаницы и т. п. Разумеется, для этого в игровом уголке подбираются соответствующие игрушки. Постепенно малыш усвоит понятия «большой» и «маленький», научится сравнивать предметы по величине. Дома такая игра может разворачиваться на кухне, где мама готовит еду для семьи, а малыш рядом с ней — для своих кукол и зверей. Игра в «большое и маленькое» может на некоторое время стать отдельным увлечением ребенка.

Точно так же можно начать обыгрывать понятие цвета. В раннем возрасте дети усваивают такие основные цвета, как красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый. Разложив на столе кукольную одежду разных цветов, можно от лица куклы сказать, что она сегодня хочет надеть красное платьице и красные туфельки. Вместе с ребенком взрослый находит эти предметы, надевает их, повторяя название цвета, и отправляется с ней гулять. Постепенно набор цветов расширяется. Важно только не перегружать память малыша слишком большим объемом информации и не вводить одновременно несколько новых понятий. Если ребенок не сразу запоминает их, не нужно ругать его, силой внушать правильное решение. Каждый малыш развивается своим, индивидуальным темпом и рано или поздно научится всему. А порицания или оскорбления могут надолго отбить у него охоту играть. Если взрослый чувствует, что ребенок еще не готов к усвоению нового, пусть не огорчается, не требует от малыша невозможного. Лучше вернуться к этой игре через неделю, месяц, за это время малыш может «созреть» и легко понять то, что упорно и безнадежно пытались в него вложить.

Уже с одного года в игру можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику. Очень полезны в этом отношении наборы строительных материалов. После того как ребенок вдоволь наиграется с ними доступными для него способами (вкладывание и выкладывание их в баночки, ведерки, коробки и т. п.), предложите ему построить домик из кубиков для собачки, машинку, стол, стулья для кукол и пригласить их в гости. Ваша фантазия подскажет разные сюжетные ходы в этом направлении. Не следует строить громоздкие сооружения, в процессе строительства ребенок может потерять цель игры или утомиться. Для начала можно использовать 2—3 элемента конструктора, такие, как кубик, параллелепипед, позднее — призму. Естественно, не называть эти фигуры научными терминами, лучше обозначить их так, чтобы ребенок мог сравнить название с теми предметами, которые ему знакомы: кубик, кирпичик, крыша.

Что дает ребенку игра

Игра — средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.

Игра учит изобретательности, потому что дает малышу возможность проявить фантазию.

Игра является проекцией субъективного мира ребенка на внешний мир, она дает ему особое ощущение всесилия и свободы.

Игра доставляет удовольствие. Даже препятствие, которое в ней приходится преодолевать, не угнетает ребенка.

В игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка: концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения.

Игра ребенка второго года жизни во многом носит подражательный характер. На данном этапе развития ребенок учится принимать воображаемую ситуацию, предлагаемую ему взрослым, вместе с ним производить первые игровые действия, самостоятельно варьировать их в пределах предлагаемой ситуации, у него появляется интерес к игре и формируются начальные элементы замещения. Все это — необходимые предпосылки для того, чтобы на третьем году жизни игра приобрела творческий и самостоятельный характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *