Предметная детализация что это

Роль детализации в анализе художественного произведения

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

предметные: систематизация и обобщение приемов создания образов героев произведения, раскрытие роли художественных деталей в изображении героев поэмы, проследить внутреннюю логику создания образа, обучить умению определять принципы типизации социальных явлений, раскрывать значение авторского присутствия;

метапредмедные: уметь принимать и решать учебную задачу; приобщать учащихся к исследовательской работе;

личностные: воспитывать коммуникативную культуру, чувство коллективизма, взаимопонимания и сотрудничества, воспитывать способность к самооценке.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, иллюстративный раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, таблички.

Прочитайте эпиграф к уроку.

“Какой огромный, какой оригинальный сюжет!
Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!”.
Н.В.Гоголь

— Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

— Почему сюжет “огромный”? (Изображение всех классов, сословий крепостнической России)

— Почему вся Русь явится в нем? (Изображение социальных проблем России, изображение многообразия характеров)

Итак, сегодня на уроке мы попытаемся изобразить образы многих персонажей, узнать, при помощи чего писатель изображает своих героев, какие проблемы пытается решить.

2. Актуализация знаний.

Мы сегодня будем говорить о художественных деталях, помогающих раскрыть образы героев. Но прежде чем это сделать, давайте разберемся в терминологии.

(Табличка “художественная деталь”)

— Что такое художественная деталь? Дайте определение.

— Как художественные детали позволяют раскрыть образы персонажей?

— Что такое детализация? (Важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.)

2) Индивидуальное задание

“Общелитературное значение деталей в раскрытии образов героев художественных произведений”.

3. Совместное открытие знаний. Защита проектов (каждая группа выступает по данной теме)

1. Деталь как средство типизации героев (типичность образов уездного города, крепостнической России).

2. Деталь как средство индивидуализации. (Роль деталей в изображении характеров)

Индивидуальный маршрут групп: (раздать)

— детали внешнего и внутреннего интерьера зданий;

— детали, помогающие описать поведение героев.

Лист для решения проблемы (раздать)

— Пока вы готовитесь к ответу, я вам предлагаю посмотреть фрагмент из жизни Манилова.

3. Мог ли такой человек, как Манилов, сделать что-то полезное для общества? Почему? Аргументируйте свою точку зрения каждый со своей позиции.

4. Мы с вами говорили о том, что образы всех помещиков расположены последовательно по степени их деградации. Возьмем Собакевича. Он – полная противоположность Манилову. Но мог ли такой человек принести пользу обществу? Почему? Аргументируйте.

1 гр. – типичность таких людей, которые живут ради материальной выгоды и не стремятся к самосовершенствованию, приближены к земле.

2 гр. – человек жесткий, своего не упустит, “Кулак! Настоящий кулак!”.

(Чтение переделанных образцов, затем выразительное чтение оригиналов)

— Что можно сказать? Какие выводы сделать?

Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке. Известно, что есть много на свете лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча : хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: “Живет!” Такой же самый крепкий и на диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, чем вверх, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь. Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда проходили они столовую: медведь! Совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайло Семеновичем.

Фрагмент текста № 2

5. Составление синквейна.

1 существительное – предмет, о котором идет речь;

2 прилагательных – описание признаков и свойств;

3 глагола – описать действия, совершаемые объектом;

4 слова (фраза) – личное отношение автора к предмету;

1 слово – характеристика сути предмета или объекта.

6. Итоги урока. Рефлексия.

7. Домашнее задание: написать сочинение – эссе “Художественная деталь и ее роль в создании образа Чичикова”.

Источник

Художественная предметность: детализация, суммирование, умолчание

Вы будете перенаправлены на Автор24

Мир литературного произведения — это предметность, воссозданная в нем при помощи речи и при участии вымысла.

Детализация и суммирование в художественном произведении

Предметность, воссоздаваемая художественно, может быть подана детализировано, обстоятельно, в мельчайших подробностях либо наоборот, обозначаться суммирующее, итогово. То есть жизненные явления в произведении воспроизводятся либо «общим планом», либо «крупным планом». Соотнесенность и распределение общих и крупных планов является чрезвычайно важным звеном в построении литературно-художественных произведений.

Как правило, детализированные картины играют решающую роль в литературном творчестве. Они могут строиться по-разному. В каких-то случаях авторы используют развернутые характеристики какого-либо одного явления, в ряде других случаев они в одних и тех же эпизодах соединяют разнородную предметность. Например, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев были склонны к подробному, обстоятельному, неторопливому описанию пейзажей, интерьеров, внешности героев, их душевных состояний и разговоров, сосредотачивая свое внимание то на одних, то на других сторонах воссоздаваемой, описываемой реальности (обстоятельная характеристика Обломова, подробное описание его спальни в начале произведения, тургеневские пейзажи).

В прозе А. П. Чехова изображенная предметность подается иначе. Его подача компактна, немногословна, отмечена динамизмом и стремительностью переходов от одного предмета к другому. Как заметил Л. Н. Толстой, у Чехова своя форма, особенная, как у импрессионистов.

Литература 20 века главным образом опирается не на традиционную детализацию, а на ее компактную, свободную, динамичную подачу. Конец 19-начало 20 века ознаменовался сдвигом распределения детализированных картин и суммирующих обозначений. Традиционно на передний план произведений выдвигались подробности происходящего событийного ряда, переломные моменты в жизни героев произведения. Остальные факторы, такие как психологическое состояние персонажей, обстановка, их окружающая, течение повседневной жизни с ее мелочами, оставались в стороне – автор либо говорил о них вскользь, либо упоминал в начальных эпизодах произведения. В творчестве А. П. Чехова эта картина существенно изменилась. В его пьесах лишь констатируются резкие изменения в жизни персонажей, а повседневность, ее эмоциональный тонус описываются в подробностях. По словам А. П. Скафтымова, наперекор всем традициям, события как кратковременная частность остаются в стороне, а обыденное, ежедневно повторяющееся составляет основной массив всего содержания произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

Художественная деталь в лирике

Художественная деталь либо цепь деталей в лирическом стихотворении часто являются опорными точками изображения. Иногда художественные детали несут в себе особые ассоциативные возможности, подталкивают воображение читателя, побуждают его дорисовать лирическую ситуацию.

Часто лирический образ рождается на основе одной яркой индивидуальной детали. С образа и начинается движение лирической мысли, а к ней уже подстраиваются другие подробности, экспрессия распространяется по всей лирической предметности. Однако даже в том случае, когда такая деталь является только штрихом внешней картины (например, лирического пейзажа), она заключает в себе поэтическую неожиданность, которая освежает восприятие мира.

Деталь является подробностью в картине целого, однако не любая подробность является деталью, а лишь та, что насыщена энергией индивидуального видения. В том, что равнодушный взгляд не замечает, художник видит проявление бесконечного разнообразия жизни и такие подробности, в которых явление, характер, вещь поворачиваются к читателю самой главной своей стороной.

Умолчание в художественном произведении

Умолчание – это фигура речи, которая предоставляет читателю или слушателю возможность размышлять и догадываться, о чем могла идти речь в неожиданно прерванном высказывании.

Это стилистический прием, при котором выражение мысли остается незавершенным и ограничивается намеком, начатая речь неожиданно прерывается в расчете на догадку читателя. То есть говорящий как бы объявляет, что не будет говорить о вещах, которые требуют дополнительного или подробного объяснения. Часто стилистический эффект умолчания состоит в том, что внезапно прерванная речь дополняется выразительным жестом.

Традиция использования этого приема исходит из античной риторики. Экспрессивные высказывания с незавершенной мысль в форме угрозы характерны для древнегреческой и древнеримской поэзии.

В художественном языке умолчание состоит в умышленном прерывании своей речи с целью избежать тех слов, которые говорящий по каким-либо эмоциональным причинам произносить не хочет. Обычно умалчиваются явные понятия, которые можно легко определить по контексту, то есть такого рода недосказанность предполагает догадку читателя, его способность закончить мысль самостоятельно.

Таким образом, умолчание, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, акцентирует внимание на конкретном понятии.

Прием умолчания используется как в прозаических, так и в лирических произведениях и выполняет следующие функции:

Письменным выражением фигуры умолчания часто является знак многоточия.

Источник

Предметная детализация художественных образов как одна из основных форм повествования

Предметная детализация художественных образов как одна из основных форм повествования

Петр Алексеевич Николаев

Этот акцент на деталь представляет широкий простор для самых различных форм условности: гротескность, анекдотичность. Г.Успенский в своей повести «Нравы Растеряевой улицы» рассказывает о муже некоей Балканихи, которую он, увидев на пороге чуланчика, куда он вошел тайно от нее, чтобы попробовать варенье, «испустил дух» от страха. В этом эпизоде виден характер Балканихи, маниакально устремленный в вещь, и вся ситуация их семейной жизни. Этот мотив повторен Чеховым в рассказе «Неосторожность», где герой также тайно подходит к шкапу, чтобы выпить что-нибудь крепенькое. Но выпил он керосин. На крики его проснулась его свояченица Дашенька, и когда он, удивленный тем, что не умер, и стал объяснять это своей праведной жизнью, угрюмая свояченица стала бормотать: нет, не потому что праведный, а потому что не того керосину дали, не того, что за 5 копеек, а того, что за три. Христопродавцы! Вот еще один вариант маниакальности человеческой страсти.

Пример Чехова заставляет обратить внимание на то, что характерологической особенностью структуры произведения может выступать одна предметная деталь. В рассказе Чехова «На гвозде» именинник Стручков ведет к себе на ужин друзей-чиновников. Они видят в прихожей на стене большой гвоздь, а на нем новую фуражку с сияющим козырьком и кокардой. Чиновники, побледнев, ушли, чтобы переждать, пока у именинника побудет их начальник. Вернувшись, они видят: на гвозде висит уже кунья шапка. Это другой начальник приехал с визитом к жене Стручкова, и они вновь покидают дом своего товарища.

Когда хотелось петь Дездемоне,

А жить так мало оставалось,

По иве, разрыдалась.

Когда хотелось петь Офелии,

А горечь грез осточертела,

С какими канула трофеями?

С охапкой верб и чистотела.

Очень часто предметные детали служат способом сниженного изображения объекта. Отчасти на этом основывалось недовольство русской церкви Толстым, который в романе «Воскресенье» часто изображает явление таким, каким оно предстает взору наблюдателя, совершенно свободного от гипноза мнимых чар, продолжавших окутывать это явление в массовом представлении. У Толстого идет такой текст: «. священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей». А люди, зараженные чарами христианской мистики, в соответствии с церковно-книжной терминологией, говорили: не блюдце, а дискос, не салфетка, а антиминс. Описание оперы в «Войне и мире», куда привезла тоскующую Наташу Марья Дмитриевна Ахросимова, подтверждает отрицательное отношение Толстого к опере. Оно в данном случае мотивировано настроением Наташи. Ей было не до оперы, и вот что она видит: «во втором акте были картины, изображающие монументы, и была дыра в полотне, изображавшая Луну. потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая прежде была в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили». Литературоведы, зафиксировавшие это карикатурное описание, вполне бы могли, как и церковники, осудить Толстого, но уже, естественно, не с точки зрения канона, а с позиции эстетической нормы, но и этот прием у Толстого не есть единичное явление в художественной словесности, и потому вряд ли упреки будут справедливы.

Очень важно всегда понять, почему та или иная предметная подробность возникает в данном месте произведения и что она передает главным образом. Вот Пушкин в «Евгении Онегине» описывает обстановку в комнате Онегина, куда вошла Татьяна: «она глядит: забытый в зале кий на бильярде отдыхал, на смятом канапе лежал манежный хлыстик. Таня дале». Здесь все говорит не только о вещах героя, а о том, что Таня ощущает недавнее присутствие здесь ее любимого человека и что еще никто не прикасался к ним после ухода хозяина. Пушкин в «Капитанской дочке» рисует пейзаж перед приходом Гринева к Пугачеву на вечеринку: «начало смеркаться, когда я пришел к комендантскому дому. Виселица со своими жертвами страшно чернела. Тело бедной комендантши все еще валялось под крыльцом, у которого два казака стояли на карауле». И вот Гринев у Пугачева, который прощает юного офицера, дает ему полную свободу; Гринев слушает песни казаков про свою виселицу, понимает их трагизм. Он вышел на улицу, и пред ним предстал иной пейзаж: «ночь была тихая и морозная, месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу, в крепости все было спокойно и темно. Только в кабаке светился огонь и раздавались крики запоздалых гуляк. Я взглянул на дом священника. Ставни и ворота были заперты. Казалось, все в нем было тихо». В сущности, два пейзажа, и различие между ними мотивировано сменой настроения Петра Гринева.

Соответствующие страницы книги Бахтина о Достоевском раскрывают наиболее конкретно и впечатляюще различия в предметном мире искусства.

Источник

Реферат: Предметная детализация художественных образов как одна из основных форм повествования

Петр Алексеевич Николаев

Этот акцент на деталь представляет широкий простор для самых различных форм условности: гротескность, анекдотичность. Г.Успенский в своей повести «Нравы Растеряевой улицы» рассказывает о муже некоей Балканихи, которую он, увидев на пороге чуланчика, куда он вошел тайно от нее, чтобы попробовать варенье, «испустил дух» от страха. В этом эпизоде виден характер Балканихи, маниакально устремленный в вещь, и вся ситуация их семейной жизни. Этот мотив повторен Чеховым в рассказе «Неосторожность», где герой также тайно подходит к шкапу, чтобы выпить что-нибудь крепенькое. Но выпил он керосин. На крики его проснулась его свояченица Дашенька, и когда он, удивленный тем, что не умер, и стал объяснять это своей праведной жизнью, угрюмая свояченица стала бормотать: нет, не потому что праведный, а потому что не того керосину дали, не того, что за 5 копеек, а того, что за три. Христопродавцы! Вот еще один вариант маниакальности человеческой страсти.

Пример Чехова заставляет обратить внимание на то, что характерологической особенностью структуры произведения может выступать одна предметная деталь. В рассказе Чехова «На гвозде» именинник Стручков ведет к себе на ужин друзей-чиновников. Они видят в прихожей на стене большой гвоздь, а на нем новую фуражку с сияющим козырьком и кокардой. Чиновники, побледнев, ушли, чтобы переждать, пока у именинника побудет их начальник. Вернувшись, они видят: на гвозде висит уже кунья шапка. Это другой начальник приехал с визитом к жене Стручкова, и они вновь покидают дом своего товарища.

Когда хотелось петь Дездемоне,

А жить так мало оставалось,

По иве, разрыдалась.

Когда хотелось петь Офелии,

А горечь грез осточертела,

С какими канула трофеями?

С охапкой верб и чистотела.

Очень часто предметные детали служат способом сниженного изображения объекта. Отчасти на этом основывалось недовольство русской церкви Толстым, который в романе «Воскресенье» часто изображает явление таким, каким оно предстает взору наблюдателя, совершенно свободного от гипноза мнимых чар, продолжавших окутывать это явление в массовом представлении. У Толстого идет такой текст: «. священник, взяв обеими руками салфетку, равномерно и плавно махал ею над блюдцем и золотой чашей». А люди, зараженные чарами христианской мистики, в соответствии с церковно-книжной терминологией, говорили: не блюдце, а дискос, не салфетка, а антиминс. Описание оперы в «Войне и мире», куда привезла тоскующую Наташу Марья Дмитриевна Ахросимова, подтверждает отрицательное отношение Толстого к опере. Оно в данном случае мотивировано настроением Наташи. Ей было не до оперы, и вот что она видит: «во втором акте были картины, изображающие монументы, и была дыра в полотне, изображавшая Луну. потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая прежде была в белом, а теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго с ней пели, а потом уже ее утащили». Литературоведы, зафиксировавшие это карикатурное описание, вполне бы могли, как и церковники, осудить Толстого, но уже, естественно, не с точки зрения канона, а с позиции эстетической нормы, но и этот прием у Толстого не есть единичное явление в художественной словесности, и потому вряд ли упреки будут справедливы.

Очень важно всегда понять, почему та или иная предметная подробность возникает в данном месте произведения и что она передает главным образом. Вот Пушкин в «Евгении Онегине» описывает обстановку в комнате Онегина, куда вошла Татьяна: «она глядит: забытый в зале кий на бильярде отдыхал, на смятом канапе лежал манежный хлыстик. Таня дале». Здесь все говорит не только о вещах героя, а о том, что Таня ощущает недавнее присутствие здесь ее любимого человека и что еще никто не прикасался к ним после ухода хозяина. Пушкин в «Капитанской дочке» рисует пейзаж перед приходом Гринева к Пугачеву на вечеринку: «начало смеркаться, когда я пришел к комендантскому дому. Виселица со своими жертвами страшно чернела. Тело бедной комендантши все еще валялось под крыльцом, у которого два казака стояли на карауле». И вот Гринев у Пугачева, который прощает юного офицера, дает ему полную свободу; Гринев слушает песни казаков про свою виселицу, понимает их трагизм. Он вышел на улицу, и пред ним предстал иной пейзаж: «ночь была тихая и морозная, месяц и звезды ярко сияли, освещая площадь и виселицу, в крепости все было спокойно и темно. Только в кабаке светился огонь и раздавались крики запоздалых гуляк. Я взглянул на дом священника. Ставни и ворота были заперты. Казалось, все в нем было тихо». В сущности, два пейзажа, и различие между ними мотивировано сменой настроения Петра Гринева.

Соответствующие страницы книги Бахтина о Достоевском раскрывают наиболее конкретно и впечатляюще различия в предметном мире искусства.

Источник

Предметная детализация что это

Художестенная деталь
в литературе

Художественная деталь – это очень важное понятие в теории литературы. Она помогает читателю точно представить предмет или характер героя. Следовательно, деталью считается выразительная подробность, при помощи которой создаётся художественный образ. Она может воспроизводить переживания героя произведения, особенности обстановки, черты внешности персонажа.

Порой художественная деталь в литературном произведении, на первый взгляд, кажется несущественной мелочью. Но это лишь заблуждение. Основная ее роль – рассказать о событии или персонаже больше, чем максимально подробное описание.

Определение художественной детали

По значимость художественную деталь в литературном произведении стоит сравнить с символом, который помещён автором в центр повествования. Она помогает полностью раскрыть писательский замысел. Как и символ, художественная деталь, характеризующая эпоху или событие, дополняет созданную автором картину реальности.

Но при этом имеются и характерные отличия. В отличие от символа, она не имеет скрытого смысла. Яркий тому пример – красные руки героя произведения «Отцы и дети» Е. Базарова. Они олицетворяют собой готовность персонажа к усердному труду, его незнатное происхождение. Но никакого подтекста здесь нет. Красные руки Базарова – руки простого крестьянина, которые обветрились из-за длительных пеших прогулок, покраснели от постоянной работы. Этот образ лишен потаённого смысла.

Иначе дело обстоит с символом. Например, Метель в поэме «Двенадцать» А. Блока олицетворяет собой торжество беззакония, безжалостный разгул жестокости. Природное явление означает неуправляемую силу, которая способна разрушить старый привычный мир.

Роль деталей в произведении

Примеры художественных деталей в творчестве

Гоголь в своих художественных произведениях уделял большое внимание атрибутике предметного мира, окружающего человека. Писателю была свойственна редкостная прозорливость. Художественная деталь для Гоголя – приём, олицетворяющий собой будущее цивилизации. Ведь со временем человек из созидания и «господина» вещей действительно превратился в их бездумного потребителя. В представлении Гоголя художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которую писатель изображает «индексом» души. Поэтому в творчестве этого автора делается особая ставка на предметную детализацию как средство изображения человека и окружающего мира. Гоголю не присуща пушкинская сдержанность в обращении с деталью. Вещи в произведениях автора незабвенных «Мёртвых душ» словно «стесняют» человеческое пространство, лишая литературных персонажей ощущение свободы, «простора жизни».

В «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя изобилие предметных деталей. Поэтому особой изобразительной силой наделена именно совокупность вещей, которая становится отражением психологического портрета персонажа.

По-своему раскрывается деталь в произведении А. П. Чехова «Студент». Костёр оживляет в воображении героя события евангельской ночи в Гефсиманском саду. Эта значимая подробность выглядит очень колоритно на фоне довольно подробного ландшафтного описания. Данная деталь в тексте словно бы перебрасывает «мост» из прошлого в настоящее.

Художественная деталь – изобразительно-выразительная подробность, при помощи которой удаётся показать сильный эмоциональный всплеск (который равнозначен глубокому душевному кризису). К примеру, в произведении «Накануне» И. С. Тургеневу удалось умело изобразить стремительно возрастающее нетерпение Елены накануне последней встречи героини с Инсаровым. Всё, случившееся с девушкой в этом эпизоде, происходит словно по инерции. Не находящая себе места от волнения героиня всё делает не задумываясь, машинально. В этой сцене И. С. Тургенев мастерски использует разнообразные ритмико-интонационные средства воздействия на сознание читателя. Писатель сосредотачивает своё внимание на описании предметного мира, внешних проявлениях «бури», которая разыгралась в душе Елены. Богатая ритмика речи писателя позволяет максимально реалистично изобразить «пульсацию» времени, протекающего бесследно и бесцельно.

Осознание собственного бессилия впоследствии сменяется сильным волевым порывом, сущность которого пока не ясна даже самой Елене. Деталь, внешний жест, который олицетворяет собой преображение души героини раскрывается в насыщенном психологическом контексте: «Она вдруг приподнялась и села: что-то странное совершалось в ней: лицо ее изменилось, влажные глаза сами собою высохли и заблестели, брови надвинулись, губы сжались».

В цитате выше запечатлён пик сложного душевного процесса. Художественная деталь наглядно раскрывает психологический портрет литературного персонажа. Тургеневская Елена – деятельная и волевая личность. Поэтому внутренняя сила и решимость в конце концов берут своё. Неодолимая сила, которая движет Еленой, – это зов воли, который позволяет ей устремиться к цели. Героиня действует почти подсознательно, инстинктивно. Но она верна своей цели – во что бы то ни стало встретиться с Инсаровым.

Предельно насыщенная художественная деталь (которыми изобилует проза Л.Н. Толстого) – немного чуждый И. С. Тургеневу инструмент. В произведениях автора романа «Накануне» подобное встречается сравнительно редко. К слову, психологическую детализацию Л. Толстого И. С. Тургенев называл «избыточной».

Вроде бы незначительная деталь позволяет без лишних слов характеризовать персонаж литературного произведения. Она помогает читателю ощутить атмосферу той или иной эпохи. Художественная деталь делает роман, повесть или рассказ более увлекательными, глубокими по смыслу, Очень ёмко передаёт ощущения и эмоции автора, позволяя ему донести до читателя чрезвычайно важную для писателя мысль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Предметная детализация художественных образов как одна из основных форм повествования
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: реферат Добавлен 10:49:23 14 мая 2004 Похожие работы
Просмотров: 421 Комментариев: 20 Оценило: 5 человек Средний балл: 4.4 Оценка: неизвестно Скачать