Предмет риторика в школе что это
Преподавание риторики в школе — понятие риторики: предмет, проблемы и задачи
Конец 20 века и начало 21 века — время повышенного интереса со стороны науки и средств массовой информации к вопросам, связанным с культурой общения и культурой поведения человека. Состояние коммуникативной и нравственной культуры общества, а также уровень развития языковой и коммуникативной компетенции личности являются прямым отражением степени духовной нравственности общества.
Поэтому на современном этапе развития общества становится актуальным воспитание и формирование языковой личности, формирование ее нравственных и патриотических качеств.
Для современной педагогической науки вопросы нравственного воспитания школьника всегда были важны, а сегодня они стоят особенно остро. Это связано с тем, что экономические и политические неурядицы вызвали резкое снижение культуры языка, а также потерю желания общаться у многих носителей. Сведение межличностного общения к уровню обмена репликами, штампами и нежелание общаться необратимо ведет к обеднению личности, замедляет процесс усвоения установок и норм поведения.
Не случайно в настоящее время идет процесс возрождения такой древней науки, как риторика, основной задачей которой является именно обучение эффективной, правильной и целенаправленной речи. В настоящее время теория и практика риторического тренинга находятся в процессе дальнейшего развития и переосмысления предыдущего научного опыта в этой области.
История риторики — это история стилей жизни. Информационное общество порождает новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилистическая задача новой риторики заключается в понимании и использовании всех видов слов и особенно устной публичной речи.
В настоящее время риторическое образование является одним из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, целью которых является формирование и воспитание грамотной речи учащихся.
Сегодня современная наука риторика ставит перед собой задачи, которые очень полно и кратко сформулировал русский лингвист и филолог Я.В. Рождественский. Задачи риторики он определяет так: «Первая задача риторики — умение быстро воспринимать речь во всех видах слов и извлекать необходимые смыслы, чтобы принимать оперативные решения, не увлекаться, не погружаться в деятельность, неблагоприятную для себя и для общества. Вторая задача риторики — умение придумывать мысли и действия и облекать их в форму речи, соответствующую обстоятельствам. Это означает умение создавать монолог, вести диалог и управлять системой речевого общения в своей компетенции. Обе задачи должны основываться на лингвистической культуре конкретного общества».
Особое место, обусловленное потребностями современного общества, занимает проблема обучения школьников навыкам устной публичной речи, умению грамотно и эффективно общаться в современных условиях, строить свою речь в соответствии с условиями и целями общения.
«Предметом современной риторики являются общие законы речевого поведения, действующие в различных коммуникативных ситуациях и сферах деятельности, и практические способы их применения для придания речи эффективности.»
Понятие риторики: предмет, проблемы и задачи
Риторика долгое время воспринималась как наука, навсегда оставшаяся в прошлом. Известный российский литературовед и филолог Л.М. Гаспаров в своей «Краткой литературной энциклопедии» закончил статью «Риторика» следующими словами: «В современном литературоведении термин «риторика» не употребляется». Возможно, критик был прав, но с 1960-х годов интерес к риторике неуклонно растет вместе с развитием грамматики текста. Это уже активно развивающаяся академическая дисциплина с хорошо организованной системой и сотнями монографий и статей.
Интерес к риторике возникает отчасти потому, что современные школы занимались в основном письменной речью и не уделяли много внимания развитию устной речи, особенно публичной. В школах детей не учили ораторскому искусству. Необходимость в нем обосновывалась растущей демократизацией общества, достижениями научно-технического прогресса.
Несмотря на то, что в настоящее время эта область теоретического знания является достаточно хорошо изученной научной дисциплиной, ученые до сих пор не могут договориться о единой концепции риторики. В разных научных трудах даются разные определения. Вот некоторые из них:
1) Риторика — это филологическая дисциплина, изучающая отношения между мыслями и словами;
2) Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается созданием художественно выразительной речи, особенно прозы и ораторского искусства;
3) Риторика — классическая наука о целенаправленном и уместном слове — сегодня является востребованным инструментом для управления и улучшения общественной жизни, для формирования личности через слово;
4) Риторика — изучение убеждающей, приукрашенной, эффективной и уместной речи;
5) Риторика — это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи.
Итак, рассмотрев некоторые определения риторики, можно сделать вывод, что риторика в первую очередь изучает речь человека, его речевое поведение. И это не случайно, ведь вся жизнь человека пронизана словами, без которых невозможно существование в обществе. Язык — это инструмент, с помощью которого человек оформляет свои мысли, общается с миром, знакомится с историческим прошлым своего народа. Риторика позволяет работать над языком, пытаться его модифицировать и выступает как «своего рода философская теория языка».
Определение Анны Константиновны Михальской кажется интересным. Она понимает риторику как теорию гармонизации речи. Действительно, в современном мире необходимо объединять участников общения, чтобы обеспечить наилучшее взаимопонимание между людьми. А это, в свою очередь, становится возможным именно благодаря созданию гармонии в общении в большей степени. Задача говорящего — пробудить внутреннее слово слушателя, создать гармоничные отношения с адресатом.
Риторика, как и любая другая наука, не существует изолированно. Это филологическая дисциплина, которая стоит в одном ряду с лингвистикой, семиотикой, стилистикой, психологией и текстологией. «Главная особенность риторики заключается в том, что она сосредоточена на структуре языковой личности отправителя и получателя речи — ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целенаправленного высказывания. В этом смысле риторика дополняет лингвистику, которая абстрагируется от человека и конкретных обстоятельств общения. Поэтому риторика — это персоналистическая теория речи».
Риторика, основанная на теории и мастерстве эффективной, целенаправленной речи, является ключом к овладению искусством человеческого общения, это одно из важнейших качеств, которое поможет студентам овладеть навыками устного публичного выступления, освоить те нормы и правила, по которым строится высказывание.
Риторика учит, как эффективно воздействовать на аудиторию, как добиться наибольшего успеха в публичных выступлениях.
Обзор программы риторики Т. А. Ладыженской
Основой школьного курса риторики сегодня является учебная программа, опубликованная Т. А. Ладыженской. Риторика преподается в школе с 1 по 11 класс.
Школьный курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) навыков. Это прежде всего практический предмет, который учит успешной коммуникации, то есть тому, как люди взаимодействуют в различных сферах деятельности.
В программе заложены идеи высокой морали, каждый класс работает с двумя блоками заданий: коммуникативные и речевые жанры.
Современная школьная риторика — это самостоятельный академический предмет. У него есть свои задачи:
1) Приобретение знаний о языке как знаковой системе и социальном явлении, его структуре, развитии и функционировании;
2) Приобретение навыков и умений использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основных норм русского литературного языка;
3) формирование навыков анализа и оценки языковых явлений и фактов;
4) Улучшение навыков письменной речи.
Этот курс называется «Риторика общения» и имеет следующие цели:
1) Научиться вежливому языку — значит научиться уважительному, дружелюбному общению;
2) Научиться выражать свои мысли своими словами;
3) Успешно общаться;
4) Ориентироваться в ситуации, правильно выбирать вербальные и невербальные средства для решения конкретной коммуникативной задачи.
Основываясь на теоретических описаниях, школьная риторика обучает детей в основном практическим навыкам, основанным на методических приемах:
1) Риторический анализ устных и письменных текстов;
2) Решение риторических задач;
3) Организация риторических игр.
Каждый урок включает тренировку органов речи и языка, ортологическую разминку (упражнения на освоение норм произношения и словообразования), импровизацию (различные стихи и монологи, развивающие спонтанную устную речь учащихся).
Эти методы помогают современным студентам анализировать собственную речь и речь однокурсников, решать поставленные коммуникативные задачи, учиться гибкому и уместному речевому поведению, развивать способность учитывать обстоятельства разговора для более эффективного общения.
Методы и приемы преподавания риторики учитывают психологические особенности современных студентов. Студенты лучше усваивают материал, если:
Повышение уровня культурного поведения и обучения позволяет сформировать навыки культурного, эффективного и ситуативного общения.
Говоря о методах обучения, нельзя не упомянуть о средствах, с помощью которых организуется весь учебный процесс.
Современная риторика — это не риторика XIX века. Риторика 21 века опирается на достижения современных гуманитарных наук: лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, логики, социологии. Поэтому средства, доступные современной школьной риторике, будут различаться по форме:
В совместной работе они помогают развивать мышление учащихся, учат их искать различные варианты решения одной и той же проблемы. В этом заключается важность риторики как предмета. Это помогает студенту стать человеком, который меньше переживает из-за неудачной коммуникативной ситуации.
Моральные и риторические идеи являются важной частью содержания риторики как школьного предмета. Они отражены в учебной программе предмета и пронизывают весь курс риторики. Учителя должны побуждать учеников думать о том, как общаться с людьми, об ответственности, которую они берут на себя за каждое слово.
Описание места предмета в учебном плане
Риторика — относительно новый предмет в школьной программе.
Преподавание риторики должно быть направлено на то, чтобы побудить студентов задуматься о том, как люди понимают и относятся друг к другу, а также о важности владения словом в современном мире.
Подобные размышления сформируют у выпускников школы систему взглядов и вкусов, благодаря чему вводится компонент риторических идей.
Важность данного курса подчеркивается и тем, что в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) студенты должны достичь таких профессиональных, метадисциплинарных и личностных результатов, как:
Все это говорит о том, что риторика занимает важное место в образовательном процессе, ведь в школьной среде ребенок растет и учится правильной и грамотной речи. Уважение к слову, а значит, и его понимание рождает уважение к человеку, помогает ему адаптироваться в обществе.
Риторика преподается за счет часов, отведенных на этот предмет (это предусмотрено учебным планом образовательной системы Школа). Общее время, отведенное на изучение предмета: 1-4 классы — 1 час в неделю, 5-9 классы — 1 час в неделю, 10-11 классы — 1 час в неделю.
Выше мы упоминали о важности увеличения количества часов риторики в неделю, поскольку этого времени часто не хватает для завершения курса.
Курс многогранен и предоставляет широкие возможности для интеграции с другими дисциплинами и формами работы. В частности, риторика помогает в проведении школьных праздников, конкурсов и выставок творческих работ учащихся.
Новый стандарт рекомендует вводить риторику в рамках внеклассных занятий, если риторика не может быть включена в основные предметы.
Стоит отметить, что программа носит примерный (эталонный) характер и каждый учитель может вносить свои изменения, учитывая специфику класса, успеваемость, достижения научно-технического прогресса.
Результатами курса должны быть личные универсальные учебные действия (далее «УУД»):
Основная часть урока должна быть посвящена практике, которая может включать риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задания и игры, аргументы, доводы, споры, способные увлечь ребенка и в то же время показать важность изучения предмета.
Преподавание риторики должно быть последовательным и начинаться с самого простого, с того, что каждый ученик уже знает, затем постепенно усложнять его и доводить до более высокого уровня знаний.
Критический анализ программы по риторике Т. А. Ладыженской
Как уже упоминалось, программа по риторике «Школьная риторика» Т.А. Ладыженской в настоящее время является основным курсом для преподавания этого предмета в школе.
Это курс со своей логикой структуры, методами и средствами обучения. Основное внимание уделяется коммуникабельному человеку.
Структура программы для каждого класса соответствует одной и той же модели: сначала формулируются идеи, затем базовые навыки, которые должны быть сформированы к концу класса, и, наконец, конкретные навыки, которые формируются на основе концептуальных и инструментальных знаний.
Риторика преподается в школе с 1 по 11 класс. В своей статье я представлю обзор программ в классах с 5 по 8. Такой выбор обусловлен в первую очередь тем, что я принимала участие в преподавании этих уроков, поэтому могу объективно оценить ситуацию с преподаванием риторики в современной школе.
Давайте углубимся в анализ тем из 5-8 классов и посмотрим, как выглядит распределение тем по классам и сколько из них связано с устным публичным выступлением.
Такой акцент на устном публичном выступлении не случаен. Публичное выступление — это устная форма речи. Он подготовлен и проходит в ситуации живого общения. Здесь важно выразить свое отношение к тексту с помощью интонации, логических ударений, пауз, мимики, жестов. А иногда она оказывается настолько сложной, что говорящий «теряется», с трудом находит слова, словосочетания, предложения.
Чтобы выяснить уровень подготовки студентов к свободной устной речи, был проведен опрос среди студентов первого курса факультета филологии и истории. Студентам был задан единственный вопрос: «Учились ли вы говорить в школе?». Из 63 респондентов 11 (16%) ответили, что, безусловно, научились грамотно говорить и вести диалоги в школе; 17 (28%) затруднились ответить на вопрос; 35 студентов (56%) признались, что после окончания школы не владеют языком.
Такое количество респондентов, не владеющих языком, заставляет задуматься. Неслучайно этот опрос проводился в педагогическом колледже. Прежде всего, будущий учитель должен правильно говорить, четко выражать свои мысли. Поэтому тренировка навыков говорения должна начинаться в школе, желательно на уроках риторики, ведь подавляющее большинство респондентов, отвечая на вопрос о возможных причинах такой тренировки, заявили, что во всем виновата новая форма экзамена (ЕГЭ). Работа по строгому шаблону и плану не позволила студентам проявить свои способности к устной речи.
Все эти проблемы привели к тому, что недавно в школьную программу был включен предмет «Риторика» с целью улучшения языкового образования учащихся.
В современном обществе студенту просто необходимо обладать навыками публичных выступлений. В конце концов, от этого зависит его успех и самореализация. Выступать публично в том или ином виде приходится каждому ученику, готовя сообщение для класса, выступая на школьных праздниках, концертах, ассамблеях.
Чтобы говорить о публичных выступлениях, необходимо дать понятие этого термина. «Устная публичная речь — разновидность устной формы письменной речи, которая используется в различных видах публичных выступлений по общественно значимым вопросам».
Публичное выступление — основа ораторского искусства. Главная задача оратора — убедить, повлиять на слушателя, заставить аудиторию задуматься над темой обсуждения, выработать собственную позицию по этой теме.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Риторика, как учебный предмет в школе
Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).
Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).
Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:
1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.
Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:
а) правильное положение тела, стоя, сидя;
б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине).
Далее переходим на дыхательную гимнастику:
1. Прочитать на одном дыхании:
2. Представьте, что вам необходимо:
задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.
Далее переходим на чистоговорки, скороговорки, упражнения на выразительность, где дети должны мимикой и жестами «создать образ» персонажа, от лица которого ведется монолог.
Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.
Большая работа проводится на развитие внимания.
3. «Слушали и услышали»
1. На примере Осеевой «Хорошее»
(«Захотел ли Юра услышать свою сестренку, помочь Трезорке?». Приходилось ли вам быть внимательными по отношению к другим?)
2. Разыгрывание ситуации:
«Ты вернулась из школы, мама попросила тебя вынести мусор. Что и как ты ответишь?»
На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас». – Что же означают эти слова?
В предлагаемую программу по риторике входят два больших блока: общение и речевые жанры. Фрагмент урока I блока «Слушаю целый день», проводится в виде викторины (2 команды):
2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.
«Январским ясным утром
В начале сентября
Взашла луна, а звезды
Упали на поля»
3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).
4. Задай вопрос! (Сформулировать правильно вопрос на непонятные слова) по сказке Ершова «Конек – Горбунок»
«Так неделей через пять
Спальник 1 начал примечать,
Что Иван коней не холит 2
И не чистит и не школит 3 …»
1- придворный член в допетровской России;
2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;
3- держать под присмотром, в строгости.
В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)
На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.
II Блок «Речевые жанры» дает представление о тексте:
1. Составление рассказа по представлениям.
Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)
«Жила – была курица, и было у нее трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать. Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку…»
3. Собери пословицы.
У семи нянек | апрель с травой. |
Здоровое дерево | мало леса – береги |
Много леса – не губи, | дятел не долбит. |
Март с водой, | дитя без глаза. |
4. Определи смысл пословиц.
Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.
Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?
6. Нарисуй по рассказу.
Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.
В ходе обучения знакомимся с запретами (мягкими и строгими), где учащиеся учатся анализировать запреты, объясняя их необходимость, т.к. запреты помогают соблюдать правила поведения. Составляют свои запреты. В итоге учащиеся приходят к выводу, что выражение запреты в мягкой, более деликатной форме помогает установить более благоприятный, теплый психологический климат в коллективе, семье. Например: «Пожалуйста, не сорите», «Просим соблюдать тишину», «Спасибо за то, что вы не дразните животных».
Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).
Мы живем в такое время, когда средства массовой коммуникации играют в нашей жизни большую роль. Поэтому провожу знакомство с газетой, с ее жанрами (статья, зарисовка, фельетон, портрет, рассказ, заметка, хроника). В процессе беседы ученики анализируют хронику и заметку, чем они отличаются. Например: хроника. Что это такое? (маленькое короткое сообщение)
«С 4 по 8 марта в Нижнеудинске будет проходить выставка художника Ускова.»
Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.
«18 декабря в школе № 9 проводится открытый урок. На уроке присутствовали учителя других школ»
Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …
Что дает риторика? Дети на уроках чувствуют себя раскованней, не боятся отвечать, речь становиться ярче, образней, повышается активность. Постоянно звучит вопрос: «Почему? Докажу». Учащиеся получают риторические знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией, как одержать победу в словесном споре. В повседневной жизни, на учебных занятиях или праздничных встречах с особым интересом слушают того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. Центральное место в этом предмете занимают коммуникатовно – речевые задачи, которые формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.
Научная работа «Школьная риторика»
Отдел образования и молодежной политики Янтиковского района Чувашской Республики МБОУ «Яншихово – Норвашская СОШ».
Методическая разработка, прикладная методическая продукция.
русского языка и литературы
МБОУ «Ян.-Норвашская СОШ»
Янтиковского района ЧР
Ахметова Анжелика Геннадьевна
Цель и задачи составления методической разработки с.3
Основная часть. с.5-6
Проблема. Затруднение в общении выпускников школ в разных жизненных
Цель: обучению успешному общению.
1. Проанализировать, в чём содержание школьной риторики как инновационного предмета.
2. Раскрыть понятие двух смысловых блоков «Общение» и «Речевой жанр».
3. Доказать, что нравственно- риторическая идея является важным компонентом
… Во всем мире при решении вопросов модернизации образования в центре
оказываются вопросы культуры человека, в частности то, как современные
люди умеют контактировать, понимать позицию другого человека,
находить согласованные решения…- то есть как человек умеет общаться.
Каково содержание школьной риторики как инновационного предмета? Почему школьная риторика не может быть компонентом курса русского языка? Ведь многие специалисты полагают, что риторика может стать таким компонентом.
В содержании предмета, которое нашло отражение в разработанной нами программе, можно выделить два смысловых блока:
Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.
(В данном случае мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в жизни, в реальной речевой практике: жанр просьбы, дискуссии, отзыва, информационного сообщения, резюме и т.д.)
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить.
Для оптимального выбора речевого жанра большое значение имеет учет компонентов речевой ситуации. Так, побуждение может быть выражено в жанре команды, приказа, требования, просьбы. И выбор уместного жанра (что говорится и в какой форме) будет зависеть от адресата и самых различных обстоятельств общения.
Нельзя не видеть того, что в каждой сфере общения (в том числе в сфере профессионального общения) бытуют «свои» речевые жанры. Мы отобрали наиболее важные и актуальные для учеников и сделали их предметом обучения в школе. Мы стремимся показать как своеобразие жанров, так и их разнообразие, в том числе синтез жанров (например, просьба с элементами комплимента). Нам важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так мы учим подходам к творчеству.
Выделяются коммуникативные, риторические умения двух типов:
— первые (У-1) умения анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
Многие риторические умения, такие как, например, умение выделять главное в тексте, обсуждать дискуссионные вопросы, выступать с докладами, являются общеучебными умениями.
Итак, риторику можно характеризовать как инновационный предмет с точки зрения ее содержания. Сейчас изобретаются самые разные методы и приемы обучения . Методы и приемы обучения на уроках риторики учитывают психологические особенности современных школьников. Как показывают наблюдения, школьники лучше усваивают учебный материал, если
они понимают его значимость в их жизни, будущей деятельности, карьере;
эта информация преподносится в запоминающейся, наглядной форме;
используется проблемно-диалогический метод, который помогает ученикам самим открывать знания;
учитываются индивидуальные особенности речевого развития каждого ученика и класса в целом.
Отметим такие инновационные методы и приемы преподавания, как:
Риторический анализ устных и письменных текстов;
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (кто, кому, что, зачем, где, когда и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов: что сказал говорящий (пишущий); что хотел сказать; что сказал ненамеренно.Обсуждение этих вопросов позволяет проанализировать не только то, что и как сказал говорящий (пишущий), но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
В риторических задачах дается описание нескольких значимых компонентов для определенной речевой ситуации, в их числе:
— для чего, зачем (задача высказывания);
— о чем (содержание высказывания);
— как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
— где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
Требуется создать высказывание (речевой жанр) с учетом указанных компонентов, чтобы решить поставленную коммуникативную задачу.
Таким образом, риторические задачи учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Из вышесказанного очевидно, что основные методы и приемы обучения риторике носят инновационный характер.
Школьная риторика как дополнительный предмет представлена в инновационных учебных пособиях под научным руководством и редакцией Т.А. Ладыженской * (с 1 по 11 класс), которые получили грифы МО РФ «Рекомендовано» и «Допущено».
1) рисунки, которые изображают постоянных персонажей (Риторика, Олю, Колю, ритора из Древней Греции и т.д.); отражают и/или уточняют коммуникативную ситуацию; создают эмоциональный настрой для выполнения различных заданий;
2) фотографии, репродукции, кадры из фильмов, видеофильмов, телепередач для успешного выполнения различных риторических заданий;
3) таблицы, схемы, поясняющие некоторые сложные понятия, их соотнесенность друг с другом;
4) шрифтовые выделения (плашки, цвет, размер букв);
5) условные обозначения.
Кроме того, на уроках риторики широко используется:
Итак, у нас есть основания утверждать, что риторика общения является инновационным учебным предметом, который должен стать элементом дополнительного образования.
Заключение
Ни один из традиционных школьных предметов не учит эффективному общению, очень важным для жизни коммуникативным умениям. В то же время в образовательном стандарте основного общего образования по русскому языку в разделе «Требования к уровню подготовки учеников» декларируется необходимость формирования коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Риторика как дополнительный предмет восполняет очень важную область школьного образования, ее отсутствие приводит к тому, что многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях.
Таким образом, современную риторику с точки зрения цели обучения можно характеризовать как инновационный предмет, который выполняет важный социальный заказ настоящего времени. Ранее этот значимый социальный заказ не учитывался при разработке системы школьного образования.
Проведённое исследование подтвердило гипотезу об успешном речевом развитии учащихся классов, в которых была введена риторика. Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные риторические фигуры и тропы. В их речи чётче прослеживается логика, яснее смысл высказываний. Одним из наиболее ярких показателей эффективности предмета риторика в этих классах является объём слов, заключённых в высказывания и малая степень допуска лексических ошибок. Речь становится более грамотной и убедительной. Практически у всех учащихся преодолён страх публичного выступления, они более активны и раскованы, нежели учащиеся классов, где риторика не преподавалась.
Учителя отмечают, что учащиеся класса, где преподаётся риторика, стали более раскрепощены, они перестали бояться говорить, меньше стало “молчунов “. У детей даже появился какой – то блеск в глазах. Лучше они стали строить свои высказывания, сами ответы стали более объёмными.
Айдарова Л. И., Цукерман Г. А. Психологическая необходимость изучения поэтики в курсе русского языка // Вопросы психологии, № 1,1977.
Античные риторики. М., 1978.
Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983, с. 118 – 128.
Бадмаев Б. Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М., 1999.
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979, с. 423.
Безменова Н. А. Теория и история риторики. М.: “Наука “, 1991.
Берхин Н. Б. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков // Вопросы психологии, 1975, № 4, с. 99 – 107.
Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Ростов – на – Дону, 1996, с. 576.
Вербитская Л. А. Давайте говорить правильно. М., 1993, с. 143.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
Гольдин В. Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
Горелов И. Н., Житников В. Ф., Зюзоко М. В., Шапова Л. А. Умеете ли вы общаться? М., 1991.
Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
Гуревич С. С., Погорелко В. Ф., Герман М. А. Основы риторики. Киев, 1988.
Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. М., 1986.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Зарифьян Н. А. Теория словесности. Библиография и комментарий. М., 1990.
Зимняя И. А. Воздейственность выступления лектора. М., 1975.
Зыбина Т. М. Ещё раз о риторике // Русский язык в школе, 1987, № 6.
Иванова С. Ф. Риторика завоёвывает место в школе // Русский язык в школе, 1991, № 2.
Интегрированный урок – игра “Сказка и речевой этикет “// Русский язык в школе, 1995, № 2.
Киселёва А. С. Обучение словесной вежливости на уроках русского языка // Русский язык в школе, 1989, № 3.
Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, М., 1992.
Кохтев Н. Н. Риториа. М.: » Просвещение «, 1994.
Кохтев Н. Н. Риторика. Программа для VII – IX классов гимназий и лицеев гуманитарного направления // Русский язык в школе, 1993, № 3.
Ладанов И. Д. Речь как главное средство общения. Умение убеждать // Практический менеджмент. М., 1995, с. 220 – 226,272 – 304.
Ладыженская Т. А. Живое слово. М., 1986.
Ладыженская Т. А. Информационно – методическое письмо // Начальноя школа, 1997, № 8.
Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В. Новый комплекс “Детская риторика “// Начальная школа, 1995, № 5, с. 54 – 58.
Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И. Речь и культура общения // Начальная школа, 1990, № 8.
Леммерман Х. Учебник риторики. М., 1997.
Леонтьев А. А. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. М., 1977, с. 223 – 228.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. И., 1975.
Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
Лысенкова С. Н. Когда легко учиться. М., 1981.
Львова С. И. Язык в речевом общении. М., 1991.
Малышев А. А. Умение убедительно воздействовать речью. Ужгород, 1994.
Маркова А. К. Усвоение школьниками коммуникативной функции языка // Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 21 – 32.
Марченко О. И. Риториа как норма гуманитарной культуры. М., 1994.
Методика развития речи на уроках русского языка / Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1980.
Михайличенко Н. А. Риторика. М., 1994.
Мурашов А. А. Основы педагогической риторики. М., 1996.
Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.
Об ораторском искусстве. М., 1973. Общая риторика. М., 1986.
Пичугов Ю. С. Программа курса » Риторика » для Х классов // Русский язык в школе, 1993, № 2.
Платон. Федр // Собрание сочинений в 4 Томах, Т. 2, М., 1993.
Радченко В. Н. Изучение ораторского искусства в США. М., 1991.
Речь. Речь. Речь // Под редакцией Т. А. Ладыженской. М., 1990.
Рождественский Н. С. Риторика публичной речи. М., 1989.
Русская риторика. Христоматия. М., 1996.
Смелкова З. С. Азбука общения: книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.
Сопер П. Основы искусства речи. М., 1995.
Сычёв О. А. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. М., 1991.
Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972, с. 103.